Как уберечься от порезов ушибов переломов 2 класс

Как уберечься от порезов ушибов переломов 2 класс thumbnail

Теоретическое занятие « Как уберечься от парезов, ушибов,

переломов».
Цель:  познакомить учащихся с различными видами травматизма и мерами их предупреждения.

Задачи:

-совершенствовать умение слаженно работать в группах;

-воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность, ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

-развивать стремление быть здоровым.

Оборудование: презентация.
Ход занятия
1.Организационный момент.

Сообщение темы и цели

2. Вступительная часть.

Сегодня на занятии мы начнем разговор о видах травм и о том, как от них можно уберечься. 
3.Основная часть.

— Как вы думаете, что такое травма? (выслушиваются ответы учащихся)

— Давайте прочитаем в вашем раздаточном материале, что же такое травма. 
Что такое травма? Так называют и царапину, и ушиб, и синяк, и ожог, и перелом. Словом, травма – это любое повреждение организма.

— Вопросы после чтения: 1. Что же такое травма?

Какие травмы вы можете назвать?

— Условно все получаемые детьми и взрослыми людьми травмы врачи делят на 5 групп.

— бытовой

— уличный

— школьный

— спортивный

— прочие виды

Об этих группах травм мы будем с вами говорить на протяжении нескольких уроков.

— А сегодня мы начнем разговор о первой группе — бытовом травматизме.

Работа в группах.

— Объясните смысл этого выражения — бытовой травматизм. Какие травмы случаются чаще всего в быту?

(Ссадины, ушибы, растяжения, вывихи, порезы, переломы, ожоги, отравления, электротравмы) 
Разбор конкретных бытовых травм 
Самый легкий вид травм – это ушиб.

— Что это такое? (Когда человек ударился)

— Какой отличительный признак ушиба вы знаете? (Синяк) 
— Какую помощь нужно оказать себе, если ушибся? (Приложить что-нибудь холодное, лучше всего лед, завернутый в тряпочку или полотенце, но можно и просто салфетку, намоченную холодной водой.

— Подойдет ли такой способ, если человек ушибся головой, у него сонливость и болит голова? (Нет, не подойдет, это может быть не просто ушиб, а сотрясение мозга)

— Что нужно делать в этом случае? (Срочно обратиться к врачу) 
Следующий вид бытовых травм – это ссадины, порезы.

— Кто из вас может объяснить, что это такое? (Когда содрана кожа, идет кровь)

— Чем ссадина отличается от пореза? (Ссадина – более легкая травма, поверхностная, порез – более глубокая)

— Что надо делать при этих травмах? Какими средствами пользоваться?

Выслушиваются рассказы заранее подготовленных детей с демонстрацией медицинских средств.

Пословица гласит: «Дома и стены помогают». Но и в родных стенах никто не застрахован от несчастных случаев. Дома у вас должен быть собран необходимый арсенал медицинских средств в вашей домашней аптечке.

Что лежит в домашней аптечке у предусмотрительных людей? Бинты и вата. Свежую ранку или царапину надо сначала закрыть кусочком бинта или марли, сверху положить немного ваты, а потом забинтовать.

Но прежде ранку надо обработать – уничтожить микробов, которые в нее попали. Для этого в аптечке держат пузырьки с растворами йода и бриллиантовой зелени (зеленки). Смазывать надо только края ранки, чтобы йод или зеленка не попали в ранку и не вызвали боль, жжение и пощипывание.

Если из ранки течет кровь, то необходимо взять 3%-ный раствор перекиси водорода. Чистую марлю или вату обильно смачивают перекисью и тщательно протирают поврежденное место. Перекись водорода не только остановит кровотечение, но и убьет инфекцию.

В аптечке должен быть и лейкопластырь. Его удобно использовать при небольших ранках, порезах, ссадинах. Он просто незаменим, когда новая обувь натерла ногу. Лейкопластырь накладывают сухими руками на сухую, предварительно обработанную поверхность.

В домашней аптечке должен быть и пинцет. Он будет необходим, если кто-нибудь посадит себе занозу. Если сразу удалить занозу не удается, надо несколько минут подержать палец в ванночке с горячей водой. Распаренная кожа легче «отдаст» занозу. Удалив ее, обработайте ранку зеленкой или йодом. Но если удалить занозу самостоятельно не удалось, необходимо обратиться к врачу. 
Вопросы после прослушивания рассказов

— Какими средствами, находящимися в аптечке, вы можете воспользоваться, получив ссадину или порез?

Еще при бытовой травме может пойти кровь из носа. Что делать в этом случае? 
Выслушиваются ответы детей.

— Главное – вести себя спокойно, сесть, много не разговаривать. Дышать через рот. На переносицу положить что-нибудь холодное. Если кровь долго не останавливается, нужно заложить в ноздрю тампон, смоченный перекисью водорода. Ни в коем случае не запрокидывать голову.

Другие виды бытовых травм – это вывихи, растяжения.

— В каких ситуациях человек может получить вывих или растяжение? (Споткнуться, поскользнуться)

— У кого из вас было растяжение? Что взрослые делали в этом случае? (Накладывали тугую повязку или обращались к врачу)

— Чем вывих отличается от растяжения?

Выслушиваются ответы учащихся.

Вывих – более серьезный вид травмы, когда кость выступает из сустава, и в этом месте появляется опухоль. При вывихе помочь может только врач. Пострадавший может только приложить что-нибудь холодное и очень аккуратно обращаться с поврежденной конечностью.
Следующий вид бытовых травм – это ожог.

— Когда дома можно получить ожог? (Если дотронешься до горячих предметов, опрокинешь на себя что-нибудь с горячей плиты или будешь зажигать огонь без взрослых)
Творческая работа в группах – нарисовать на листочках, лежащих на партах, любую бытовую ситуацию, при которой человек может получить ожог. Рисунок подписать советом, как избежать травмы. 

Отгадайте загадки, подумайте, что объединяет эти предметы.

а) Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были. (пылесос)

б) Влез на стол он из-под лавки,

Осмотрелся на подставке,

Гибким хвостиком вильнул,

Складки с галстука слизнул. (утюг)

в) Сам певец и сам рассказчик,

И к тому же заодно демонстрирует кино. (телевизор)

— Что объединяет эти приборы? (Это электроприборы)

— Какая опасность подстерегает нас при обращении с ними? (Удар током)

— Относится ли удар током к бытовым травмам?

— Как надо обращаться с электроприборами?

— Что делать, если кого-то ударило током? (Отключить электроприбор, оттащить пострадавшего)

— Можно ли просто взять человека за руки и оттащить в сторону, если прибор не отключается? (Нельзя. Надо взять какой-нибудь сухой предмет, который не проводит ток- деревянную палку, книгу – и сбросить с человека провода, а затем вызвать «Скорую помощь».) 
Следующий вид бытового травматизма – отравление.

— Чем можно отравиться? (Некачественными продуктами, лекарственными, предметами бытовой химии)

— Сегодня мы поговорим о том, что делать, чтобы не «отравиться» обычным градусником. 
Рассказ заранее подготовленного ученика.

Обычный градусник есть в аптечке в каждом доме. Если использовать его по назначению, т.е. для измерения температуры, то ничего опасного в нем нет. Но если взять его без разрешения, уронить и разбить, он может стать очень опасным. Ртуть, находящаяся в нем, блестящими шариками выкатиться на пол, а это сильный яд, очень вредный для живых организмов. Сама по себе ртуть не так опасна, опасны ее пары. А испаряется она быстро. В легких пары этого металла превращаются в очень вредные вещества, которые приводят к нарушениям в организме и прежде всего к нарушениям в центральной нервной системе.

Читайте также:  Повязка вельпо при переломе

При остром ртутном отравлении появляется головная боль, краснеют и набухают десны, набухают лимфатические и слюнные железы, нарушается пищеварение, повышается температура.

Если термометр разбился, пролитую ртуть надо собрать очень тщательно. И ни в коем случае не использовать пылесос! Он только равномерно распределит пары по сему дому, и они осядут на стенах и мебели. А сам пылесос придется выбросить. Капельки ртути удобно собирать при помощи медной фольги или тонкой медной проволоки

Собранную ртуть нужно поместить в плотно закрывающийся контейнер или баночку и сдать в специальную службу при СЭС санитарно-эпидемиологической станции) или Службе спасения. Те места, где ртуть могла задержаться, заливают крепким раствором марганцовки или хлорной извести. В течение нескольких недель (или даже месяцев) надо проветривать помещение. Где была пролита ртуть.

Кроме термометра, ртуть можно найти и в тонометрах (аппаратах для измерения артериального давления), в некоторых конструкциях мелодичных дверных звонков, в лампах дневного света (люминесцентных). Вы наверняка видели эти длинные белые трубки. Когда лампы перегорают, их обязательно надо сдавать на специальный завод, где их уничтожают. А часто взрослые, не задумываясь о последствиях, выбрасывают их в мусорные контейнеры.

У нас остался еще один вид бытовых травм – это перелом.

— В результате чего может произойти перелом? (В результате падения)

— Упасть человек может случайно или его могут толкнуть. При этой травме помочь может только врач. Хорошо, если обойдется переломом руки или ноги. Но ведь бывает еще и перелом позвоночника. А это значит – неподвижность на всю оставшуюся жизнь.

— О каких травмах мы говорили сегодня на уроке? (бытовых)

— Проверим, усвоили ли вы, как справляться с некоторыми видами травм. Для этого поработайте в группах и ответьте на вопросы теста 
Тест 

  1. Чтобы помочь при небольшом ушибе, нужно: 

а) приложить что-нибудь холодное;

б) наложить повязку;

в) срочно обратиться к врачу. 

  1. Для того, чтобы сбросить провода с пораженного током человека, можно воспользоваться: 

а) своими руками;

б) деревянной ручкой от щетки;

в) железной линейкой. 

3. Какие вещества могут понадобиться при ожоге: 

а) баночка с кремом;

б) холодная вода;

в) йод или зеленка. 

4. Собрать пролитую ртуть можно: 

а) пылесосом;

б) медной фольгой;

в) веником. 

— Что такое травма?

— Какие виды травматизма вы можете назвать?

— Каким травмам был посвящен сегодняшний урок?

— Перечислите бытовые травмы.

— Из-за чего дети получают травмы? (Из-за неосторожности, рассеянности, в результате шалостей, необдуманных поступков.)

— Как оказывают первую медицинскую помощь при ушибах, ссадинах, порезах, вывихах, ожогах?

4. Итог занятия.
— Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Желаю всем вам быть внимательными и осторожными, чтобы никогда не попадать в неприятные ситуации и не получать травм. Ну а если это с вами все-таки случится, я уверена, вы сможете оказать помощь себе и своим близким. 

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОХОЛМСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

План – конспект внеклассного мероприятия.

2-4 класс.

Провела:_________________

(Дульнева О.Н.)

Цели: развивать речь, мышление, память; учить детей предвидеть и распознать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их, оказывать первую помощь при различных видах травм; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Ход занятия

I. Вводное слово.

Воспитатель. Самое дорогое, что есть у человека, – это жизнь. Но нашей жизни и нашему здоровью постоянно угрожают какие-либо опасности. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и уметь устранять различные опасности и причины их проявления. Этому мы и учимся на занятиях по ОБЖ. Мы с вами много говорили об опасностях, которые подстерегают нас дома, о том, как обращаться с колющими и режущими предметами, с электроприборами, с газом.

Тема нашего сегодняшнего занятия – «Основные виды травм и первая помощь». И цель нашего занятия – научиться оказывать первую помощь при травмах.

II. Вопрос – ответ (беседа).

• Каждая травма всегда неожиданна. Я уверена, что травму получал каждый из вас. Царапина, порез, ушиб, вывих, перелом, сотрясение мозга, ожог….

И кто же чаще всего бывает виноват в получении травмы? (Мы сами.)

• Да, часто вы не обдумываете свои поступки, хотите показаться смелыми, обратить внимание товарищей на себя. И все ваше безумное лихачество оборачивается непоправимой бедой.

Где чаще всего ребята получают травмы? (Там, где они живут, играют, проводят свободное время. Ваша квартира, двор, улица, река, школа – в любом из этих мест можно получить травму, если забыть об осторожности, аккуратности, понадеяться на счастливый случай.

А такие необходимые для вас предметы, как велосипед, лыжи, коньки, мяч, могут «помочь» получить травму, если забыть о том, как ими следует пользоваться.)

– Что же произошло с ребятами? (Неприятные истории.)

– Почему так случилось? (забыли об осторожности.)

III. Рассказы учащихся.

1. Двенадцатилетний Алеша прыгал с товарищами с крыши беседки в сугроб. При прыжке край крыши обломился, толчка не получилось и Алеша упал на лед. С сотрясением мозга и переломом ноги он был доставлен в больницу.

2. Десятилетний Коля катался на велосипеде и решил проехать не держась за руль. Внезапно появилась машина. Коля потерял равновесие и упал. В результате вывих голеностопного сустава и сотрясение мозга.

Учитель. Царапины заживают, проходят синяки и шишки, успешно излечиваются многие вывихи и переломы. Но более тяжелые увечья остаются на всю жизнь. Человек, получивший их, навсегда расстается с мыслью заняться любимым делом, овладеть профессией, о которой мечтал. А ведь этого можно было избежать, травма сопутствует неосторожности.

IV. Практикум «Как помочь себе при травмах».

плакат н а  д о с к е.

Запомни!

Внимательный человек, привыкший
обдумывать свои поступки,
редко получает травму.

Воспитатель. Пока не произошел несчастный случай, вряд ли кто-нибудь задумывается над тем, как правильно оказать первую помощь. Ведь несчастье случается чаще всего при таких обстоятельствах, когда врача рядом нет. Поэтому важно, чтобы каждый человек, в том числе и каждый школьник, знал основные правила оказания первой помощи при несчастных случаях и травмах. Этому мы и попробуем сегодня научиться.

1. Р а с с м о т р и м  л е г к и е  т р а в м ы (травмы-царапины).

Иногда нам кажется, что на них не следует обращать внимание, но это не так. Через маленькую ранку в организм может попасть инфекция. Поэтому главная задача – предохранить рану от загрязнения. Как это сделать?

1) Освободить раненое место от одежды.

2) Смазать края раны йодом.

3) Наложить чистую повязку.

Нельзя класть на рану вату, мази. (Практические занятия. Учимся обрабатывать рану.)

2. У ш и б ы.

1) если ушиб пришелся на мягкие ткани (бедро, икроножная мышца) на место ушиба нужно как можно быстрее положить холод (пузырь со льдом, мокрое полотенце).

Читайте также:  Дорогие препараты при переломах

2) при ушибах конечностей нужно ограничить движение больной руки или ноги, сделав тугую повязку из бинта, марли или какого-либо полотна.

3) при ушибе головы – создать полный покой пострадавшему. Если его лицо бледное, чуть опустить голову ниже туловища, если лицо покраснело – голову приподнять. При рвоте повернуть голову набок.

4) при ушибах груди – полный покой.

5) при ушибах живота – положить больного на спину, на живот холод.

3. П е р е л о м ы.

При переломе поврежденной конечности нужно создать покой. Для этого необходимо наложить шину. Шинами могут служить палки, узкие доски, картон. Приложить шину с двух сторон к конечности, чтобы суставы были неподвижными, и закрепить бинтами, платками, полотенцем. Если шину сделать не из чего, то пострадавшую руку привязать к здоровой ноге в нескольких местах.

4. С о л н е ч н ы й  у д а р.

При длительном пребывании на солнце с непокрытой головой может произойти поражение нервной системы – солнечный удар. У пострадавшего начинается головокружение, шум в ушах, тошнота, озноб, носовое кровотечение:

а) перенесите пострадавшего в тень или в прохладное помещение;

б) дайте ему холодное питье;

в) положите на голову холодный компресс.

В ы п о л н е н и е  практических заданий (закрепление).

1. Скоро прозвенит звонок на следующий урок. Петя бежал в класс. Слава, идя ему навстречу, подставил подножку, Петя упал. На урок он не попал. У него оказался сильный ушиб колена, ушиб локтя.

В о п р о с. Кто же виноват в случившемся? Как можно было избежать травмы? Как оказать первую помощь?

2. На уроке физкультуры, когда учитель разговаривал с Машей, Слава подошел к брусьям и решил показать друзьям, чему он научился в спортивной секции. Он выполнял сложный элемент, как вдруг кто-то из ребят подбежал к нему и схватил его за ногу. Слава упал. Сломал руку. (Ответы на вопросы.)

V. Итог.

Воспитатель. Почаще спрашивайте себя: хотите жить долго и счастливо? Или вам больше по душе нервные потрясения и лечение в больнице? Если нет, то нужно немного потрудиться, чтобы изменить свой взгляд на окружающий мир, свои привычки и поведение, научиться самим, уберечь себя от несчастья. Этому мы и будем учиться на всех последующих занятиях.

Источник

Основы безопасности жизнедеятельности

2 класс

Тема: «Можно ли уберечься от травм?»

Цели: познакомить ребят с различными видами травматизма и мерами их предупреждения, с приёмами оказания первой медицинской помощи при травмах; воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность, ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

Оборудование: рабочая тетрадь Е. И. Верховской по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (1-4 классы); ребус, бинт, вата, пластырь; бумага, цветные карандаши, листы с тестами.

Ход урока

Организационный момент

Сообщение темы урока

На доске:

У. Разгадайте ребус и определите тему сегодняшнего урока.

Д. Здесь зашифровано слово «Травма».

У. Правильно! Сегодня на уроке мы начнём разговор о видах травм и о том, как от них можно уберечься.

Знакомство с новым материалом

У. Как вы думаете, что такое травма?

Д. Травма-это любое повреждение организма.

У. Какие травмы вы можете назвать?

Д. Царапины, ушибы, ожоги, переломы…

У. Все получаемые травмы врачи условно делят на 5 групп.

Учитель открывает на доске схему:

                                              бытовой

                                              уличный

            травматизм              школьный

                                              спортивный

                                              прочие виды

Об этих группах травм мы будем говорить сегодня на уроке. Начнём с первой группы — бытового травматизма.

Как вы понимаете смысл этого выражения?

Д. Это травмы, полученные дома, в быту.

У. Бытовой травматизм включает в себя повреждения и несчастные случаи, которые произошли в доме или в детских учреждениях: яслях, детских садах, на детских площадках. Как вы думаете, какие травмы чаще всего случаются в быту?

Д. Ссадины, ушибы, растяжения, вывихи, возможны и переломы, ожоги, электротравмы, отравления.

У. Начнём с самого лёгкого вида травм: с ушибов. Что это такое?

Д. Это когда человек обо что-то ударился.

У. Какой отличительный признак ушиба вы знаете?

Д. Синяк.

У. Правильно. Он образуется из-за того, что к месту ушиба приливает кровь. Какую помощь нужно оказать себе, если ушибся?

Д. Приложить что-нибудь холодное.

У. Правильно. Лучше всего – лёд, завёрнутый в тряпочку или   в полотенце, но можно и просто салфетку, намоченную в холодной воде.

Подойдёт ли такой способ, если человек ушибся головой?

Д. Нет, не подойдёт. Это может быть не просто ушиб, а сотрясение головного мозга.

У. Что же делать в таком случае?

Д. Срочно обратиться к врачу.

У. Молодцы! Правильно рассуждаете. Следующие виды бытовых травм ссадины, порезы. Кто из вас может объяснить, что это такое?

Д. Это когда содрана кожа, идёт кровь.

У. Чем ссадина отличается от пореза?

Д. Ссадина –это более лёгкая травма, поверхностная, порез – более глубокая.

У. Что надо делать в этих случаях? Какими средствами пользоваться? Послушаем рассказ.

Рассказывают два подготовленных заранее ученика.

Д. Пословица гласит: «Дома и стены помогают». Но и в родных стенах никто не застрахован от несчастных случаев. Даже самый обычный порез пальца может привести к неприятным последствиям, если рану вовремя и правильно не обработать. Дома у нас должен быть собран необходимый арсенал медицинских средств.

Что лежит в домашней аптечке у предусмотрительных людей? Бинты и вата. Свежую ранку или царапину надо сначала закрыть кусочком бинта или марли, сверху положить немного ваты, а потом забинтовать..

Но прежде ранку надо обработать: уничтожить микробов, которые в неё попали. Для этого в аптечке держат пузырьки с растворами йода, зелёнки. Смазывать надо только края ранки, иначе йод и зелёнка вызовут боль, жжение.

Если из ранки течёт кровь, то берут трехпроцентный раствор перекиси водорода. Чистую вату или марлю обильно смачивают перекисью и тщательно протирают повреждённое место. Перекись водорода не только остановит кровотечение, но и убьёт инфекцию.

В аптечке должен быть и лейкопластырь, который удобно использовать при небольших ранках, порезах, ссадинах. Он просто незаменим, когда новая обувь натёрла ногу. Лейкопластырь накладывается сухими руками на сухую, предварительно обработанную ранку.

Читайте также:  Открытый перелом ноги у кота

В домашней аптечке стоит иметь пинцет. Он будет необходим, если кто-нибудь посадит себе занозу.

Если сразу удалить занозу не удастся, несколько минут подержите палец в ванночке с горячей водой. После этого распаренная кожа легче «отдаст» занозу. Удалив её, обработайте ранку зелёнкой или йодом.

Если удалить занозу самостоятельно не получается, обратитесь к врачу.

У. Какими средствами, находящимися в домашней аптечке, вы можете воспользоваться, получив ссадину или порез?

Д. Йодом, зелёнкой, ватой, бинтом, перекисью водорода, пластырем.

У. Если вы подезинфицировали ранку, но через некоторое время вокруг неё появляется краснота, значит инфекция уже успела попасть внутрь. В таком случае нужно обратиться к врачу.

Ещё при бытовой травме может пойти кровь из носа. Что делать в этом случае?

Выслушиваются ответы детей.

— Главное – вести себя спокойно, сесть, много не разговаривать, дышать через рот. На переносицу положить что-нибудь холодное. Если кровь долго не останавливается, нужно заложить в ноздрю тампон, смоченный перекисью водорода.

Ни в коем случае не запрокидывайте голову.

Другие виды бытовых травм – вывихи, растяжения.

В каких ситуациях человек  может получить вывих или растяжение?

Д. Человек может споткнуться обо что-то, поскользнуться.

У. У кого из вас было растяжение? Что делали взрослые?

Д. Накладывали тугую повязку и обращались к врачу.

У. Правильно. Чем вывих отличается от растяжения?

Выслушиваются ответы детей.

-Вывих- более серьёзный вид травмы, когда кость выступает из сустава, и в этом месте появляется опухоль. При вывихе помочь может только врач. Пострадавший может только приложить что-нибудь холодное.

Следующий вид бытовых травм – ожог. Дети читают текст про ожоги. Как дома можно получить ожог?

Д. Если нечаянно дотронешься до горячих предметов, опрокинешь на себя что-нибудь с горячей плиты или будешь зажигать огонь без взрослых.

У. Правильно.

Физминутка

Творческая работа

У. Сейчас возьмите листочки, которые лежат у вас на партах,  и нарисуйте любую бытовую ситуацию, при которой человек может получить ожог. Рисунок подпишите советом, как можно избежать такой травмы.

Дети работают 5 минут.

-Итак, что вы нарисовали? (Проводится анализ работ. Учитель выбирает рисунки для выставки, прикрепляет их на доску под общим заголовком «Чтобы не было ожогов».

Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Сейчас я загадаю вам несколько загадок. Отгадав их, надо будет ответить на вопрос: «Что объединяет все эти предметы?»

Я вдыхаю много пыли.

Чтобы вы здоровы были.

Д. Пылесос.

У. Влез на стол он из-под лавки,

    Осмотрелся на подставке,

    Гибким хвостиком вильнул,

    Складки с галстука слизнул.

Д. Утюг.

У. Сам певец и сам рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино.

Д. Телевизор.

У. Что объединяет эти предметы?

Д. Это электроприборы.

У. Какая опасность подстерегает нас при обращении с ними?

Д. Удар током.

У. Относится ли удар током к бытовым травмам? Почему?.

Д. Относится, так как эти предметы находятся дома

У. Об обращении с электроприборами мы много говорили раньше. Вспомните, в каких случаях электроприбор может быть опасен.

Д. Когда розетки «вылезают» из стены, провода повреждены.

У. Как надо обращаться с электроприборами?

Выслушиваются ответы детей.

— Что делать, если кого-то ударило током?

Д. Отключить неисправный прибор, оттащить пострадавшего.

У. Можно ли просто взять человека за руки и оттащить в сторону, если прибор не отключается?

Д. Нельзя. Надо взять какой-нибудь предмет, обязательно сухой, который не проводит ток: деревянную палку, книгу, сбросить с человека провода, а затем вызвать «Скорую помощь».

У. Следующий вид бытового травматизма – отравление. Чем можно отравиться?

Д. Несвежими продуктами, ядовитыми грибами, лекарствами, бытовой химией, газом.

У. Об этом мы говорили ранее, а сегодня узнаем, что надо делать, чтобы не отравиться обычным градусником.

Рассказывает подготовленный ученик.

Ученик 1. Один из самых опасных предметов в аптечке- термометр. О том, что ртуть ядовита, знают все. Знают, но недооценивают её опасность. Сама по себе металлическая ртуть не так опасна, как её пары, а испаряется она довольно быстро. В лёгких пары этого металла превращаются в очень вредные вещества, которые приводят к нарушениям в организме и прежде всего к нарушениям центральной нервной системы.

При остром ртутном отравлении появляется головная боль, краснеют и набухают дёсны, набухают лимфатические и слюнные железы, нарушается пищеварение.

Опасность отравления ртутью возможна, если разбился термометр, и капли ртути разбежались по паркету, забились в щели.

Если термометр разбился, пролитую ртуть надо собрать очень тщательно. И ни в коем случае не использовать пылесос! Он равномерно распределит ртутные пары по всему дому, и они осядут на стенах, мебели. А сам пылесос придётся выбросить. Капельки ртути удобно собирать при помощи медной фольги или тонкой медной проволочки.

Собранную ртуть поместить в плотно закрывающуюся баночку и сдать в СЭС или Службу спасения. Те места, где ртуть могла задержаться, заливают крепким раствором марганцовки или хлорной извести. В течение нескольких недель (или даже месяцев) надо проветривать помещение, где была пролита ртуть.

Кроме термометра ртуть можно найти в тонометрах (приборах для измерения давления), в некоторых конструкциях мелодичных дверных звонков, в лампах дневного света.

У. Сейчас поговорим о переломах. Оказать помощь при переломе может только врач. В результате чего может произойти перелом?

Д. В результате падения.

У. Упасть человек может случайно или его толкнули не только руками или ногами, но и словами. Прочитаем.

Ученик 2. Несколько ребят собрались у Кости дома и стали спорить, кто из них смелее. Всех обошёл хозяин. Он открыл окно и встал на подоконник. Всё произошло так быстро, что никто не успел даже вскрикнуть. Открылась входная дверь – бабушка вернулась из булочной, сильный порыв ветра увлёк открытую оконную раму – она вытолкнула мальчика. Через мгновение Кости на подоконнике уже не было…

У. Как вы думаете, чем часто заканчиваются такие истории?

Д. Человек разбивается насмерть или остаётся инвалидом.

У. Смелый ли человек Костя?

Д. Такие поступки говорят не о смелости.

У. Стоит ли повторять «героический» поступок?

Д. Нет.

У. Послушайте один из советов, который даёт Г. Остер:

Если табуретку ты на стол поставишь,

И поставишь сверху маленький свой стульчик,

А потом положишь стопку толстых книжек,

Выйдет путь отличный прямо к самой люстре.

Если осторожно будешь подниматься,

 И беды в дороге если не случится,

То довольно скоро можешь оказаться

В первой же ближайшей от тебя больнице,

В гипсе руки, ноги, в бинте поясница.

— Как вы думаете, для чего Остер сочинил такой «совет»?

Д. Чтобы предостеречь детей от шалостей, которые могут привести к беде.

Закрепление

У. О каких травмах мы говорили на уроке? Какой вывод надо сделать?

Источник