Зернов на переломе

Зернов на переломе thumbnail

Николай Михайлович Зёрнов

Содержание

Введение

Список членов семьи Зерновых I. Югославия Студенческие годы (1921–1925) 1. Встреча с новой страной (Н.М. Зернов) 2. Собор Зарубежной церкви в Карловцах (21 ноября–2 декабря 1921 года) (Н.М. Зернов) 3. Богословский факультет Белградского университета (Н.М. Зернов) 4. Белградский студенческий кружок и его руководители (Н.М. Зернов) 5. Первая поездка в Англию (Н.М. Зернов) 6. Конференция Британского Студенческого Христианского Движения в Суонике (20–30 июля 1923 года) (Н.М. Зернов) 7. Четыре года в Сербии (Из писем к другу) (С. М. Зернова) 8. Первая любовь (Из писем к другу) (С. М. Зернова) 9. Люди и встречи (Из писем к другу) (С. М. Зернова) 10. Король Александр (Как создаются легенды) (С. М. Зернова) 11. Монахини Хоповского монастыря (М.М. Зернова) 12. Поездка в монастырь матери Диодоры (М.М. Зернова) 13. Белградский «Ковчег» и его обитатели (В.М. Зернов) 14. Съезд в Пшброве и начало Русского Студенческого Христианского движения (Н.М. Зернов) 15. Миссионерская работа среди русских студентов в Белграде (Н.М. Зернов) 16. Жизнь в Югославии и наши сербские друзья (Н.М. Зернов) II. Парижская эпопея (1925–1939) 1. Париж столица русского зарубежья (Н.М. Зернов) 2. Парижские годы (Н.М. Зернов) 3. Помолвка (Н.М. Зернов) 4. Наш брак (М.В. Зернова) 5. Русское Студенческое Христианское Движение, его цели и руководители (Н.М. Зернов) 6. Церковный раскол и осуждение Движения собором в Карловцах (Н.М. Зернов) 7. Значение движения для церковного пробуждения за рубежом (Н.М Зернов) 8. Встречи с римо-католиками (Н.М. Зернов) 9. Сергей Васильевич Рахманинов (С. М. Зернова) 10. Первая поездка в Америку (С. М. Зернова) 11. Юношеское содружество (М.М. Зернова) 12. Отшельница Серафима (М.М. Зернова) 13 Пастеровский институт (В.М. Зернов) 14. Владимир Андреевич Лавров (М.В. Лаврова-Зернова) 15. Смерть отца (Н.М. Зернов) III. Миссионерская работа в Англии (1933–1939) 1. Начало работы по сближению между англиканской и православной церквями (Н.М. Зернов) 2. Шесть месяцев в англиканском монастыре (Н.М. Зернов) 3. Потрясения в России и раскол в эмиграции (Н.М. Зернов) 4. Оксфордский университет (Работа для получения докторской степени. 1930–1932 год.) (Н.М. Зернов) 5. Между Парижем и Англией (Н.М. Зернов) 6. Жизнь странствующего лектора (Н.М. Зернов) IV. Вторая мировая война (1939–1945) 1. Лето 1939 года (Н.М. Зернов) 2. Первые дни войны (М.М. Зернова-Кульманн) 3. Взятие Парижа (С.А. Зернова) 4. Война (Из писем к другу) (С. М. Зернова) 5. Англия во время войны (Н.М. Зернов) 6. Летние лагеря Содружества и дом святого Василия (Н.М. Зернов) 7. Париж под немецкой оккупацией (В.М. Зернов) 8. Смерть матери (С. М. Зернова) 9. Освобождение Франции (С. М. Зернова) V. Послевоенные годы (1946–1972) 1. Конец войны и приезд церковной делегации из Москвы (Н.М. Зернов) 2. Послевоенные беженцы во Франции (С.М. Зернова) 3. Встречи на океанском пароходе (С. М. Зернова) 4. Власовцы (М.М. Кульманн) 5. Последние годы работы секретарём Содружества (Н.М. Зернов) 6. Преподавание в Оксфордском университете (1947–1966) (Н.М. Зернов) 7. Дом святого Григория и святой Макрины в Оксфорде (Н.М. Зернов) 8. Русская студентка (М.В. Лаврова-Зернова) 9. Искание смысла жизни (М.В. Лаврова-Зернова) 10. Детский дом в Монжероне (История строительства) (С.М. Зернова) 11. Русский врач в Париже (В.Н. Зернов) 12. И. А. Бунин (1870–1953) (В.М. Зернов) 13. Густав Густавович и Мария Михайловна Кульманы (Н.М. Зернов) 14. Смерть сестры (С.М. Зернова) 15. София Михайловна Зернова (Н.М. Зернов) VI. Встречи с Россией (1960–1966) 1. Снова на родине (Н.М. Зернов) 2. Церковные люди в России (Первая поездка. Август 1961 года) (С. М. Зернова) 3. Церковные люди в России (Вторая поездка, лето 1966 года) (С.М. Зернова) 4. Братья и сестры по вере (М.В. Зернова) VII. Странствования по миру Индия (1953–1954) 1. Первые впечатления (М. В. Зернова) Неожиданное приглашение Бомбей Православные индусы Церковь, которой мы поехали служить История Малабарской церкви 2. Колледж на вершине холма (Н.М. Зернов) 3. Старый дом. (М.В. Зернова) Новый дом 4. Православная Индия (М.В. Зернова) Приёмы Помолвка Свадьба Похороны Церковное торжество 5. Встречи и паломничества (М.В. Зернова) Англичане в Индии Плантаторы Миссионерка Православные общины Монастыри в Бетани Скит отца Андроника Отец Лазарь Мур Церковные конвенции 6. Языческая Индия (М.В. Зернова) Столица Магараджа Академия музыки Неожиданное приглашение Передовые язычники Катакали 7. Путешествия по Индии (Н.М. Зернов) Города Индии Таж Махал Бенарес Мысли об Индуизме 8. Последние дни (М.В Зернова) Единение христианских колледжей Лекции по религиозным предметам Богословские совещания Отъезд Прощальное собрание у Католикоса Америка (1956–1967) 9. Профессорство в американских университетах (Н.М. Зернов) Академическая и Церковная Америка Земля Люди и Города Путешествие вокруг света 10. Гавайские острова (Н.М. и МВ. Зерновы) Хонолулу (11–19 июня). Кауайя 11. Полинезия (М.В. Зернова) Самоа (20 июня – 27 июня) Тонга (27 июня – 3 июля) 12. Тропические острова (Н.М. и М.В. Зерновы) Лоловай (20–27 июля) М.В. Зернова Соломоновы острова (27 июля – 4 августа) Н.М. Зернов Новая Британия (4–9 августа) Новая Гвинея (9–13 августа) 13. Австралия и Дальний Восток (Н.М. Зернов) Сидней и Мельбурн (13–30 августа) Филиппинские Острова (30 августа–7 сентября) Гонконг (7–12 сентября) Бангкок (12–18 сентября) Мать земля (Н.М. Зернов) Итоги пережитого (Н.М. Зернов) Семья Россия Церковь Заключение (Н.М. Зернов)

 

Введение

Хроника семьи Зерновых состоит из воспоминаний шести её членов, описывающих события, происшедшие на протяжении полустолетия в различных странах русского рассеяния. Хроника не является историей русской эмиграции. Каждый автор рассказывает только о своей деятельности и передаёт свои переживания, не пытаясь дать общую картину зарубежной жизни. Члены семьи принимали, однако, большое участие в Русском Студенческом Христианском Движении и других религиозно-просветительных организациях. Хроника поэтому отражает как церковные, так и общественные задачи, стоявшие перед русскими эмигрантами. Значительное место в ней уделено экуменическим проблемам и попыткам примирения восточных и западных христиан.

В 1970 году в Париже была издана книга «На Переломе». В ней члены той же семьи описали свою жизнь в России до и во время революции. «На Переломе» кончается рассказом об их шестимесячном пребывании в Константинополе в 1921 году. «За Рубежом» начинается с описания переезда Зерновых в Югославию осенью того же года.

Редакторы «За Рубежом» приносят глубокую благодарность Вере Александровне Допера, взявшую на себя нелёгкую задачу корректуры рукописи.

Вам может быть интересно:

Источник

Никола́й Миха́йлович Зёрнов (9 (21) октября 1898, Москва — 25 августа 1980, Оксфорд) — русский философ, богослов, исследователь православной культуры, общественный деятель русской эмиграции, писатель.

Биография[править | править код]

Родился 9 (21) октября 1898 года в Москве в семье врача Михаила Степановича Зернова (1857—1938) и Софии Александровны Кеслер (1865—1942). Отцом Михаила Степановича был протоиерей Степан Иванович Зернов (1817—1886), почётный член Московской духовной академии и член Духовной консистории. Дед по материнской линии, Александр Иванович Кеслер (1815?—1870) — единственный сын лютеранского пастора Иоханна Кеслера (хотя в семье верили, что он был внебрачным сыном барона Розенкранца и некой балтийской баронессы). В семье росли ещё трое детей: Софья (1899—1972; секретарь Международной организации помощи беженцам), Мария (1902—1965; жена Г. Г. Кульмана, основательница Пушкинского клуба в Лондоне), Владимир (1904—1990; автор научных статей по иммунитету)[2].

После окончания в 1917 году с золотой медалью гимназии Поливанова, поступил на медицинский факультет Московского университета.

В 1921 году семья Зерновых эмигрировала в Константинополь, затем в Белград. Осенью 1921 года Николай Зернов поступил на богословский факультет Белградского университета и окончил его в 1925 году.

В 1925 году переехал в Париж. Читал лекции по обличительному (сравнительному) богословию в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже[3]. Был секретарём Русского студенческого христианского движения и первым редактором журнала «Вестник РСХД» (совместно с И. А. Лаговским; 1925—1929).

В 1927 году женился на Милице Лавровой, дочери Владимира Андреевича Лаврова (1867—1936) и Александры Никаноровны Никольской (1872—1957).

В 1930—1932 годах — аспирант Оксфорда, получил степень доктора философии. В 1934 году обосновался в Лондоне и в течение 13 лет был секретарём Содружества святых Албания и Сергия. Преподавал основы восточной православной культуры в Оксфордском университете (1947—1966). Работал также в Католикатном колледже в Южной Индии. Профессор богословия в американских университетах Дрю (Айова) и Дьюка. В последние годы жизни руководил деятельностью Дома свв. Григория Нисского и Макрины при Содружестве святого Албания и преподобного Сергия в Оксфорде. Был удостоен степени почётного доктора Оксфордского университета.

Автор нескольких десятков книг на русском и английском языках по истории России, православной церкви и проблеме единения христианства. Особую популярность приобрели книга Зернова «Русское религиозное возрождение XX века» и составленная им совместно с женой, братом и сестрой двухтомная хроника семьи Зерновых: «На переломе. Три поколения одной московской семьи» и «За рубежом. Белград, Париж, Оксфорд», в которой показана культурная жизнь дореволюционной Москвы и послереволюционной русской эмиграции через историю их семьи[4].

Знакомство с Клайвом Льюисом[править | править код]

В Оксфорде Зернов довольно близко дружил с Клайвом Льюисом, автором «Хроник Нарнии». Позже Зерновы очень гордились фотографией, где «Джек» сидит у них в гостиной. В раннем детстве Льюис невзлюбил своё имя «Клайв» и называл себя Джеком, потом этим именем его называли все друзья и близкие. Об этом знакомстве Зернов писал: «Внешне он напоминал скорее фермера, чем профессора, философа и поэта. Небрежно одетый, с крупным, красным лицом, он любил громко смеяться за кружкой пива в кругу друзей. Но за этой прозаической наружностью скрывался человек рыцарского благородства и глубокой духовности, умевший проникать в тайники души. Дружба с ним была для меня источником неиссякаемого вдохновения. Жена моя тоже полюбила его. Он часто приходил к нам на ужин. Иногда мы приглашали студентов встретить знаменитого писателя. Он был увлекательным собеседником, и все ловили каждое его слово». Николай Зёрнов читал в Сократовском клубе (основанном Льюисом) доклад «Соловьёв о добре и зле». Заседание вёл Льюис, на нём выступал ещё один русский, Евгений Ламперт.

Зерновы были на похоронах Льюиса 26 ноября 1963 года. Милица Зернова принесла крест из белых цветов, но ей сказали, что в храме цветов не будет. В конце концов положить венок на гроб разрешили, уже на кладбище. «Кто бы подумал? — пишет Эндрю Уолкер, один из присутствовавших на похоронах англичан, — Джек Льюис похоронен под русским крестом…»[5].

Сочинения[править | править код]

  • Русская Церковь и Вселенское Православие. // Путь — 1932. — № 34 — С. 73-75
  • Св. Киприан Карфагенский и единство вселенской церкви.//Путь. — 1933. — № 39. — С. 18-40
  • Православие и англиканство.//Путь. — 1934. — № 43 — С. 49-61
  • Реформа русской церкви и дореволюционный епископат.//Путь. — 1934. — № 45 — С. 3-15
  • Единство Англиканской Церкви.//Путь. — 1935. — № 47 — С. 51-65
  • Девятый Англо-Православный съезд.//Путь. — 1935. — № 49 — С. 82-85
  • Some Figures Illustrating the Present State of the Eastern Orthodox Church. 1935
  • Москва — Третий Рим.//Путь. — 1937. — № 51 — С. 3-18
  • Moscow the third Rome. — London, 1937. 112 p. (6 изданий, в том числе американское — в 1971 г.).
  • На церковных перепутьях.//Путь. — 1938. — № 55 — С. 68-80
  • Английский богослов в России Императора Николая Первого (В. Пальмер и А. С. Хомяков).//Путь. — 1938. — № 57. — С. 58-83
  • Англиканские рукоположения и православная церковь.//Путь. — 1939. — № 59. — С. 57-73
  • St. Sergius Builder of Russia. — London, 1939. 155 p.
  • Всемирный Съезд Христианской Молодежи.//Путь. — 1940. — № 61. — С. 22-25
  • The Church of the Eastern Christians. — London, 1942. 114 p. (4 издания).
  • Three Russian Prophets (Khomiakov, Dostoevsky, Soloviev). — London, 1944. 171 pp. (Переиздано в США в 1974 г.) (Норвежский и русский (Три русских пророка: Хомяков. Достоевский. Соловьев. — М.: Московский рабочий, 1995. 214 с.) переводы).
  • The Russians and their Church. — London, 1945. 176 p. (Еще 4 издания — 1954 (репринт), 1964, 1968, 1978) (Греческий перевод (1972, 1978)).
  • The Reintegration of the Church. — London, 1952. 128 p.
  • Ruslands Kirke og Nordens Kirker. — Copenhagen, 1954 (Шведский (1955) и финский (1958) переводы).
  • Вселенская Церковь и русское православие. — Париж: УМСА-Press; Содружество св. Албания и Преподобного Сергия Радонежского, 1952. — 3I5 с.
  • The Christian East. — Delhi, 1956. 138 p.
  • Eastern Christendom. — London, 1961. 326 p. (Итальянский (1962), испанский (1962) и польский (1967) переводы).
  • Orthodox Encounter. — London, 1961. 200 p.
  • The Russian Religious Renaissance of the XX Century. — London, 1963. 410 p. (Русский (Русское религиозное возрождение XX века. — Париж, 1963. 382 с. (2-е издание — 1974)) и итальянский (Milano, 1978. 356 p.) переводы).
  • Ha переломе. Три поколения одной московской семьи. 1812—1921 — Париж, 1970. — 478 с. (редактор).
  • За рубежом: Белград — Париж — Оксфорд: Хроника семьи Зерновых (1921—1972). — Париж, 1973. — 561 с. (редактор совместно с М. В. Зерновой).
  • Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, истории Церкви и православной культуре. — Бостон, 1973.
  • А. В. Карташев// Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. — С. 262—268
  • Русский религиозный опыт и его влияние на Англию// Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. — С. 125—132
  • Русское Студенческое христианское движение за рубежом// Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. — С. 92-98
  • The Fellowship of St Alban and St Sergius: a Historical Memoir. 1979
  • Sunset Year: A Russian Pilgrim in the West. — London, 1983

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Зёрнов, Николай Михайлович / Митр. Диоклийский Каллист (Уэр) // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Антонов К. М. Зёрнов // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XX. — С. 114—116. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-036-3.
  • Зернов / А. В. Соболев // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  • Андреев Н. Е. Памяти ушедших. Н. М. Зернов // «Новый журнал» (The New Review). — N. Y. — 1980. — № 140 — С. 259—261
  • Шмеман А. Д., протоиерей. Н. Зернов (1898—1980) // «Вестник Русского Христианского Движения». — Париж — Нью-Йорк — Москва — 1980. — № 132
  • Кырлежев А. Апостол христианского братства // «Русская мысль». — 1998 — № 4242
  • Пронин А. А. Николай Зернов о роли интеллигенции в истории отечества // Интеллигенция России в истории XX века: неоконченные споры. К 90-летию сборника «Вехи». Тезисы докладов и сообщений. Всероссийской научной конференции. — Екатеринбург. — 1998
  • Южаков Р. М. Русское православие в Англии: Николай Зернов и Антоний Сурожский // «Русский мир». — 2000. — № 2
  • Гениева Е. Ю. Трудная дорога к храму: Судьбы российских библиотек на рубеже веков. — М., 2004. — С. 75—76. — 1 500 экз. — ISBN 5-7516-0422-9.
  • Коваленко С. А. Зёрнов Николай Михайлович // Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь: в 3 томах. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.

Ссылки[править | править код]

  • Зернов Николай Михайлович (1898—1980)

Источник

Никола́й Миха́йлович Зёрнов – русский философ, богослов, исследователь православной культуры, общественный деятель.

Родился в Москве в семье врача Михаила Степановича Зернова (1857—1938) и Софии Александровны Кеслер (1865—1942). Отцом Михаила Степановича был протоиерей Степан Иванович Зернов (1817—1886), почётный член Московской духовной академии и член Духовной консистории. Дед по материнской линии, Александр Иванович Кеслер (1815?—1870) — единственный сын лютеранского пастора Иоханна Кеслера (хотя в семье верили, что он был внебрачным сыном барона Розенкранца и некой балтийской баронессы). В семье росли ещё трое детей: Софья (1899—1972; секретарь Международной организации помощи беженцам), Мария (1902—1965; жена Г. Г. Кульмана, основательница Пушкинского клуба в Лондоне), Владимир (1904—1990; автор научных статей по иммунитету).

Окончил гимназию Поливанова с золотой медалью (1917). Поступил на медицинский факультет Московского государственного университета.

В 1921 году семья Зерновых эмигрировала в Константинополь, затем в Белград. Осенью 1921 года Николай Зернов поступил на богословский факультет Белградского университета и окончил его в 1925 году.

В 1925 году переехал в Париж. В 1927 году женился на Милице Лавровой, дочери Владимира Андреевича Лаврова (1867—1936) и Александры Никаноровны Никольской (1872—1957).

Секретарь Русского студенческого христианского движения и первый редактор журнала «Вестник РСХД» (совместно с И. А. Лаговским; 1925—1929). Читал лекции по обличительному (сравнительному) богословию в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже.

В 1930—1932 годах — аспирант Оксфорда, получил степень доктора философии. В 1934 году обосновался в Лондоне и в течение 13 лет был секретарём Братства святых Албания и Сергия. Преподавал основы восточной православной культуры в Оксфордском университете (1947—1966). Работал также в Католикатном колледже в Южной Индии. Профессор богословия в американских университетах Дрю (Айова) и Дьюка. В последние годы жизни руководил деятельностью Дома свв. Григория Нисского и Макрины при Содружестве святого Албания и преподобного Сергия в Оксфорде. Был удостоен степени почётного доктора Оксфордского университета. Автор нескольких десятков книг на русском и английском языках по истории России, православной церкви и проблеме единения христианства.

В Оксфорде Зернов довольно близко дружил с Клайвом Льюисом, автором «Хроник Нарнии». Позже Зерновы очень гордились фотографией, где «Джек» сидит у них в гостиной. В раннем детстве Льюис невзлюбил своё имя «Клайв» и называл себя Джеком, потом этим именем его называли все друзья и близкие.

Об этом знакомстве Зернов писал: «Внешне он напоминал скорее фермера, чем профессора, философа и поэта. Небрежно одетый, с крупным, красным лицом, он любил громко смеяться за кружкой пива в кругу друзей. Но за этой прозаической наружностью скрывался человек рыцарского благородства и глубокой духовности, умевший проникать в тайники души. Дружба с ним была для меня источником неиссякаемого вдохновения. Жена моя тоже полюбила его. Он часто приходил к нам на ужин. Иногда мы приглашали студентов встретить знаменитого писателя. Он был увлекательным собеседником, и все ловили каждое его слово». Николай Зёрнов читал в Сократовском клубе (основанном Льюисом) доклад «Соловьёв о добре и зле». Заседание вёл Льюис, на нём выступал ещё один русский, Евгений Ламперт.

Зерновы были на похоронах Льюиса 26 ноября 1963 года. Милица Зернова принесла крест из белых цветов, но ей сказали, что в храме цветов не будет. В конце концов положить венок на гроб разрешили, уже на кладбище. «Кто бы подумал? — пишет Эндрю Уолкер, один из присутствовавших на похоронах англичан, — Джек Льюис похоронен под русским крестом…».

Особую популярность приобрели книга Зёрнова «Русское религиозное возрождение XX века» и составленная им совместно с женой, братом и сестрой двухтомная хроника семьи Зёрновых: «На переломе. Три поколения одной московской семьи» и «За рубежом. Белград, Париж, Оксфорд», в которой показана культурная жизнь дореволюционной Москвы и послереволюционной русской эмиграции через историю их семьи.

Источник