Закрытый перелом при авариях

Закрытый перелом при авариях thumbnail

Аварии, падения, драки, банальные несчастные случаи – факторов, которые могут стать причиной перелома много. В процессе нарушения целостности костной ткани человек испытывает сильнейший шок, боль, он не может ступить на поврежденную конечность, чтобы продолжить движение. По статистике, лидирующие позиции занимают повреждения костной ткани ног и рук. Значительно реже ломаются кости ребер, таза и плечевого пояса.

Выделяют костные переломы 2 типов:

  1. Открытый;
  2. Закрытый.

Перелом, при котором нарушается целостность кости, но мягкие ткани и кожные покровы остаются практически без деформации, называется закрытым. Как оказать помощь до приезда медиков, вовремя распознав повреждение закрытого типа, узнаете из нашей статьи.

виды переломов

Провоцирующие факторы

Симптомы, причины и признаки повреждений закрытого типа различаются. Связано это с причинами, которые вызвали нарушение целостности костной ткани. Их подразделяют на внутренние и внешние.

Внешние факторы – механическое воздействие на определенную часть тела:

  • Падение пострадавшего с высоты (при этом она может быть как значительная, так и не превышающая его рост);
  • Прямой удар;
  • Несбалансированное распределение нагрузки при поднятии тяжестей;
  • Сдавливание обломками при аварии, природной катастрофе, на производстве.

Внутренние причины опасны своим коварством: медленное развитие патологии приводит к истончению костей. Поэтому при любом, даже незначительном механическом воздействии происходит их разлом. Перечислим заболевания, которые являются провоцирующим фактором развития перелома закрытого типа:

  • Остеопороз;
  • Остеогенез;
  • Появление кистообразных изменений на костной ткани;
  • Остеомиелит;
  • Злокачественные опухолевые процессы в тканях кости;
  • Метастазы в костях;
  • Туберкулез кости;
  • Остеопороз;
  • Хирургическое вмешательство, после которого костная ткань истончается;
  • Патологии, имеющие тяжелое хроническое течение.

При закрытых переломах сломанная кость может быть деформированной или оставаться без изменений.

Классификационные различия

Тяжесть повреждения костной ткани и состояние больного напрямую связано с видами закрытого перелома.

Различают полный тип закрытого повреждения и неполный. В первом случае имеют в виду перелом со смещением, когда кость смещается с естественного для нее положения.

Кость, сломанная частично, проявляет себя в таких повреждениях:

  • Трещины;
  • Надломы;
  • Дырчатые или краевые повреждения.

Также первая помощь при переломе учитывает количество повреждений. В связи с этим выделяют травмы единичные и множественные.

Виды закрытых переломов, основанные на характерных особенностях повреждений, представлены в таблице.

виды патологии

Помимо основного деления закрытые повреждения разделяют еще на осложненные и неосложненные.

К осложнениям относят такие состояния, сопровождающие травмирование кости:

  • Повреждение нервов и травматический шок;
  • Обильные кровопотери;
  • Травмирование костными обломками внутренних органов.

Отдельно нужно остановиться на возможном развитии кровотечения. В этом случае безотлагательно должна быть оказана доврачебная помощь, чтобы остановить потерю крови.

Обратите внимание на таблицу, в которой приведены примеры кровопотери при закрытых переломах разной локализации.

примеры кровопотери при патологии

Характерная симптоматика

При закрытом переломе первая помощь начинает оказываться только тогда, когда характерные симптомы подтверждают наличие именно разлома костной ткани, а не вывиха или сильного ушиба.

Перечислим признаки переломов, которые подтверждают их наличие:

  1. Целостность мягких тканей сопровождается незначительными ссадинами.
  2. Боль в месте травмирования, возникающая в результате повреждения нервных окончаний. Характер и интенсивность болевого синдрома зависит от тяжести и локализации травмирования. Эти же показатели непосредственно связаны с общим состоянием пострадавшего.
  3. Явно выраженная деформация конечности, проявляющаяся в укорочение ноги или руки, а также изменения их формы. Если при переломе костные осколки затронули мягкие ткани, возможно развитие отечности. Причем отек распространяется практически на всю поверхность конечности.
  4. Функциональная деятельность поврежденной части тела частично или полностью потеряна.
  5. «Перекрытие» кровообращения. При переломе, сопровождающимся смещением, первая помощь позволяет устранить сдавливание сосудистой и нервной сетки. На поврежденном участке тела пропадет пульсация, а само оно станет бледным и холодным.
  6. Диагностированная аномальная подвижности кости там, где отсутствуют суставы.

В отличие от открытых переломов, кровопотеря при закрытых повреждениях встречается редко. Однако исключать ее полностью нельзя.

алгоритм действий

Действия неотложного характера

Если в первые минуты после травмирования врач не может попасть к больному, нужно приступать к действиям неотложной помощи, соблюдая основные ее правила:

  • Позвонить в бригаду скорой помощи;
  • Определить наличие дыхания и пульсации;
  • Визуально оценить состояние пострадавшего;
  • По симптомам определить закрытый перелом;
  • Выполнить действия неотложного характера при переломе закрытого типа.

Правила оказания первой помощи предусматривают обработку поврежденных кожных покровов, а в случае обильного кровотечения наложение повязки давящего типа.

Также важно вовремя обездвижить поврежденный участок тела. Для этого нужно накладывать шину. Иммобилизация, то есть, полное обездвиживание места перелома, не позволяет костным обломкам травмировать мягкую ткань. При наложении шины или любого твердого и длинного предмета вместо нее следует соблюдать важное правило: фиксация должна проходить в местах, которые расположены выше и ниже переломанной части тела. Крепление иммобилизующих поверхностей можно проводить с помощью любых средств, оказавшихся под рукой: ремней, поясов, жгутов, тряпок или капроновых колгот.

Читайте также:  Последствия перелома запястья

При оказании помощи путем обездвиживания места перелома необходимо учитывать его локализацию. Например, при переломе плеча и бедра фиксируется 3 сустава. Несоблюдение этого правила приведет к сильнейшему болевому шоку у пострадавшего, который может закончиться его смертью.

Обязательно предоставьте пострадавшему возможность принять анальгетическое средство, так как сильный болевой синдром приведет к развитию травматического шока, что крайне опасно для жизни человека. Ускорить действие обезболивающего можно и с помощью ледяного компресса, когда на поврежденную часть тела кладут завернутый в ткань лед или любой холодный (замороженный) предмет.

Дождитесь приезда медицинского персонала или самостоятельно отвезите больного в медицинское учреждение, соорудив для него импровизированные носилки, на которых его помещают в машину.

Важные сведения

Впервые оказавшись в роли спасателя, важно не паниковать и помнить, что от правильности ваших действий зависит состояние пострадавшего. Поэтому нужно упомянуть еще о некоторых важных правилах, если вы столкнулись с повреждением в виде закрытого перелома.

  • Перед тем, как наложить шину, придайте конечности естественное физиологическое положение.
  • Если она неестественно вывернута и сделать этого не представляется возможным, просто соедините 2 конечности вместе. Например, прибинтовав 1 ногу к другой.
  • При любых подозрениях на закрытый перелом тазовых костей или позвоночника перемещать пострадавшего самостоятельно запрещено!
  • Запрещено использовать в качестве анальгетика спиртные напитки.

Помните, что лечение закрытых переломов проводится только после аппаратной диагностики. Поэтому пострадавший должен быть немедленно доставлен в больницу.

Источник

Считается, что кузов и системы безопасности автомобиля даже в самой тяжелой аварии должны спасти человека. Но и в относительно новых машинах после удара ноги водителя оказываются в паутине педального узла, ребра сломаны о рулевое колесо, а на лобовом стекле — характерная вмятина. Какие травмы чаще всего получают автомобилисты? И можно ли как-то уберечься? А насколько оправданна позиция многих очевидцев происшествия — «я не медик и помогать не буду, чтобы не сделать хуже»? Мы обратились за комментарием к тем, кто обычно первым прибывает на место аварий, — спасателям МЧС.

«Когда видишь на лобовом стекле характерную отметину…»

— ЧМТ — это самая частая травма в автомобильных авариях. Когда приезжаешь и видишь на лобовом стекле характерную отметину, то даже спрашивать не надо — был водитель пристегнут или нет. Все и так ясно, — говорит врач скорой медицинской помощи Республиканского отряда специального назначения МЧС Сергей Журавлев. — Часто водители ударяются головой о рулевое колесо. Особенно в тех автомобилях, где оно расположено практически горизонтально. Как, например, в старых ВАЗах. Во время бокового столкновения (которое на самом деле более опасное, чем лобовое, особенно если нет боковых подушек безопасности) нередко удар головой приходится в боковую стойку или дверь. Такие травмы, как правило, изолировано не случаются: у людей разбито лицо, повреждены мягкие ткани головы, наблюдается кровотечение. Может быть поврежден головной мозг, что повлечет за собой тяжкие последствия для здоровья.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек получил ЧМТ, то максимум, чем могут помочь очевидцы, это обработать рану. Но внимание: крайне осторожно — без активных действий, чтобы не нанести больший вред, например в случае повреждения шейного отдела позвоночника. Впрочем, кровотечение в таких случаях обычно жизни не угрожает и не требует вмешательства со стороны очевидцев, — предупреждают спасатели. — Ну а чтобы предупредить ЧМТ, нужно пристегиваться, даже если вы едете на маленькое расстояние. Ошибочно считать, что на скорости в 60 км/ч невозможно получить тяжелую травму. Запросто!

Есть еще один нюанс — получить черепно-мозговую травму можно уже после ДТП. Иногда подушки безопасности, не сработавшие в момент аварии, могут «выстрелить» чуть позже и травмировать человека. На этот случай у МЧС есть так называемый анти-airbag, который блокирует подушку.

Во время переворота машины водитель получает целую серию сильных ударов

— Во время опрокидывания автомобиля непристегнутый водитель получает множество ударов о крышу, приборную панель, кресла, рулевое колесо и т. д. Обычно в сводке в таких случаях пишут: «у пострадавшего многочисленные травмы различной степени тяжести». Медицинские работники называют это сочетанной травмой, то есть комбинацией травм, когда затронуты сразу несколько анатомических областей, — рассказывают представители МЧС. — Речь о переломах, повреждениях позвоночника и внутренних органов, опять же ЧМТ и др. Очень часто в таких случаях непристегнутого водителя выбрасывает из салона — через лобовое или даже боковое окно.

Читайте также:  Интерпозиция мягких тканей при переломах лечение

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Основной принцип у очевидцев должен быть «не навреди», но исходить нужно из конкретной ситуации. Если человек абсолютно уверен, что может сделать лучше, то пусть действует. Не уверен — надо дождаться профессионалов, — считает Сергей Журавлев. — В моей практике был случай, когда свидетели аварии, пытаясь сделать непрямой массаж сердца, сломали ребра и грудину пострадавшему. Что называется, спасали как могли. Это одна крайность. Другая — безразличие окружающих. Хотя бы подойти к машине в случае ДТП и поинтересоваться, чем можно помочь, ведь не сложно. Моя знакомая в прошлом году на трассе М1 попала в аварию — ее Renault Scenic перевернулся на крышу. Сама она была пристегнута ремнем безопасности, ее ребенок находился в детском автокресле. У женщины был перелом руки, малыш не пострадал. Но никто из очевидцев не подошел, и они так и провисели до прибытия наших коллег из районного отдела МЧС.

Кстати, перерезать ремни безопасности, замки которых в результате ДТП часто блокируются, не так-то просто, а обычно ножа под руками нет. У спасателей на этот случай есть специальный инструмент.

От резкого кивка ломается шейный отдел позвоночника

— Риск получить серьезную травму есть даже в попутном столкновении. Например, перелом шейного отдела позвоночника. Во время удара тело водителя подается вперед. Происходит резкий кивок головы, а потом ее отбрасывает назад. Это все случается за доли секунды по инерции, — рассказывает оперативный дежурный РОСН МЧС Алексей Новицкий. — В результате водитель получает так называемую хлыстовую травму.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Когда пострадавший водитель жалуется на боль в области шеи, ни в коем случае нельзя его трогать — можно повредить спинной мозг, так как болевой синдром может быть вызван переломом позвоночника, — объясняет Сергей Журавлев. — Такому пострадавшему накладывается воротник Шанца, который жестко фиксирует шею. Затем человека отправляют в больницу, где устанавливают клинический диагноз.

По словам спасателей, уберечь от так называемой хлыстовой травмы может правильно отрегулированный подголовник. Многие считают, что он придуман исключительно для комфорта водителя и пассажиров, но это не так. К хлыстовой травме также может привести неправильная посадка за рулем. Бóльшая часть водителей, обратите внимание, едет сгорбившись. Спина автомобилиста неплотно прилегает к спинке кресла, а голова — к подголовнику. Это дает свободу перемещения, которая в случае ДТП может сыграть злую шутку с водителем.

Ноги оказываются зажаты педалями

— Иногда водители оказываются заблокированными в автомобиле, особенно при лобовом столкновении, — говорит Алексей Новицкий. — Как правило, педальным узлом и элементами обшивки салона зажимает ноги. Причем многое зависит от конструкции машины: если ее кузов эффективно гасит энергию удара, а двигатель «уходит» вниз, не влетая в салон, то последствия будут менее тяжелые. Типичные травмы в таких ситуациях — переломы костей голени, бедра, таза. Может доходить до ампутации нижних конечностей. Так было с совсем юной пассажиркой Mercedes на ул. Алтайской, где этот автомобиль врезался в столб. Самое сложное — подобраться к педалям и перерезать их, они буквально скручиваются в паутину. Вся сложность в том, что нужно работать предельно осторожно, не причиняя вреда пострадавшему. Обычно используется небольшой гидравлический инструмент.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— В случаях когда человек зажат в машине и освободить пострадавшего не получается, очевидцам нужно заглушить автомобиль (если двигатель еще работает) и обесточить его, то есть отсоединить клеммы аккумулятора, — объясняет первый заместитель начальника РОСН Семен Сак. — У боевого расчета МЧС есть четкий порядок действий. Один отключает АКБ. Второй разрезает стойки или крышу, облегчая доступ к пострадавшему. Третий выясняет состояние и пытается определить пульс, проверить дыхание, сердцебиение. Но прежде чем спасать человека, нужно обезопасить место проведения работ. Это правило. Во время аварии, в которой автомобиль получает значительные повреждения, происходит разлив технических жидкостей и есть риск возгорания: изоляция проводки частенько нарушена. Любая искра — и пары топлива вспыхнут. Это не преувеличение: несколько лет назад на МКАД возле бизнес-центра «XXI век» заживо сгорел водитель, попавший в аварию. Поблизости не нашлось никого, кто догадался бы отключить аккумулятор.

Ребра ломаются о рулевое колесо

— Еще одна характерная травма для водителя — перелом ребер и грудины, — продолжает Сергей Журавлев. — Удар приходится в рулевое колесо, которое часто в аварии даже деформируется. А представьте, что происходит с костями человека! Есть риск образования травматического пневмоторакса (скопление воздуха в области легких). Обычно на месте ДТП пострадавшему накладывают специальный фиксатор УШС (устройство шина складная). Потом несколько человек переносят водителя на носилки, которые подносят максимально близко к автомобилю, чтобы причинить как можно меньше дискомфорта травмированному.

Читайте также:  Когда разрабатывать челюсть после перелома

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Снова повторимся, нужно исходить из ситуации. Если окружающие не знают, что предпринять, то лучше ничего не делать, — напоминают спасатели. — Но, например, дать человеку обезболивающее вполне можно. Необходимость в срочной помощи есть только в случае открытого кровотечения. Остановить его можно наложив жгут — это то немногое, что осталось в водительской аптечке. Но многие не знают, как это правильно делать. Жгут накладывается только на бедро или плечо. В случае артериального кровотечения (цвет крови алый, и она пульсирует) — выше раны, а венозного (кровь темная, и давление не такое сильное) — ниже раны.

Задний пассажир наносит сокрушительный удар

— У шведов была агитационная кампания, во время которой они заявляли: «Вы возите за собой слона», — приводят пример сотрудники МЧС. — Имелся в виду, конечно, не настоящий слон, а пассажир с заднего сиденья, тело которого в аварии получает резкое ускорение и обрушивается на кресло впереди сидящего с силой в несколько тонн. Таким образом водитель получает еще один удар и, как следствие, повреждения позвоночника, ЧМТ, переломы ребер и т. д.

Что делать очевидцам и как уберечься?

— Опять-таки очевидный совет: следить не только за своими ремнями безопасности. Непристегнутые пассажиры мало того что сами могут травмироваться, так еще и нанесут вред другим людям, находящимся в салоне, — обращают внимание представители МЧС. — Нас часто спрашивают: а бывали ли случаи, когда ремень, наоборот, мешал выжить? Сказать однозначно сложно, но в нескольких ситуациях действительно водителей выбрасывало из салона и это скорее можно было счесть за благо. Удалось бы им выжить в обратном случае — большой вопрос. Но, повторимся, это скорее исключения.

У пристегнутого водителя обычно синяк от ремня и перелом ключицы

— В области грудной клетки пострадавшего в ДТП можно при осмотре увидеть проявления подкожной гематомы. Это следы от ремня безопасности, — рассказывает Сергей Журавлев, который долгое время работал реаниматологом в больницах. — А поскольку пристегнутый человек жестко зафиксирован в кресле, есть риск также получить перелом ключицы. В случае если бы водитель не воспользовался ремнем безопасности, он мог бы вылететь через лобовое стекло.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек понимает, что столкновение неминуемо, то нужно сгруппироваться, — советуют сотрудники МЧС. — В этом случае мышцы тела сокращаются и риск получить травму снижается. Только не нужно полагать, что таким образом можно избежать травмы вовсе. Нет, просто ее последствия будут не такими тяжелыми.

Все лицо водителя в царапинах

— К числу мелких травм, которые можно получить во время аварии, также относятся многочисленные порезы. Например, от осколков стекла, разбившегося во время ДТП, — замечает Сергей Журавлев. — Иногда водители и пассажиры даже получают травму глаза. Мой приятель, попавший в аварию, случайно избежал таких повреждений. Он носит очки, и в момент ДТП они спасли ему зрение.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Тут можно лишь стереть кровь с лица, но только с соблюдением норм безопасности — в перчатках и с дезинфицированием ранок, — советуют спасатели. — Угрозы для жизни в данном случае нет.

Сотрудникам МЧС нередко самим приходится разбивать стекла в автомобилях (как правило, в результате аварий двери блокируются). Для этого используется еще один специальный инструмент размером с обычный фломастер. Пружинку оттягивают, металлический стержень ударяется в боек, кончик которого сделан из сплава твердых металлов. Несмотря на миниатюрность инструмента, с его помощью можно довольно быстро получить доступ к пострадавшему, находящемуся в машине.

Подытоживая, спасатели напомнили: «Не во всех случаях советы позволят избежать травм в автомобильных авариях, но минимизировать последствия помогут обязательно».

Источник