Весло с переломом

Весло с переломом thumbnail

Он стал первым человеком в истории, которому удалось в одиночку пересечь на вёсельной лодке Южный океан от Новой Зеландии до пролива Дрейка, разделяющего Южную Америку и Антарктиду. Переход проходил в крайне суровых местах – «ревущих сороковых» и «неистовых пятидесятых» широтах. Лодка не один раз переворачивалась во время шторма, но Конюхов выжил.

Как ему это удалось, легендарный путешественник рассказал «АиФ».

154 дня одиночества

Владимир Кожемякин, «АиФ»: Фёдор Филиппович, перед экспедицией злые языки говорили, что вёсельная лодка не выдержит столь дальнего и сурового плавания в холодном Южном океане. Как она показала себя?

Фёдор Конюхов: Раз я тут, с вами, жив-здоров, значит, показала хорошо, выдержала натиск океана, доставила меня к намеченной цели и выполнила задачу, ради которой её проектировали. Ей досталось по полной программе – даже больше, чем мы рассчитывали. Вместо 100–120 дней я провёл в плавании на месяц больше – 154 дня, из которых 100 – это шторма. А каждый месяц в Южном океане, можно сказать, приравнивается к полугоду. Тем более что в этих широтах уже начиналась зима – снег, град и ощутимый холод.

Фёдор Конюхов

 Фото: Из личного архива/ Оскар Конюхов

– Вы сообщили из океана по спутниковой связи, что лодка трижды переворачивалась во время шторма. Как это произошло?

– Если быть точным, то 4 раза – три переворота подряд во время 12-балльного шторма и ещё один на подходе к архипелагу Огненная Земля, в проливе Дрейка. Там на мелководье поднялись крутые волны, метров по 8. Но хорошо, что каждый раз лодка опрокидывалась не через нос, а продольно, боком. Иначе она падала бы обратно в воду плашмя, и с корпуса наверняка сорвало бы антенны и оснастку. Но и без того к концу плавания из-за таких ударов отказало почти всё оборудование – слава Богу, работали рация и навигатор.

– Почему после подобных  «кульбитов» лодка снова возвращалась на ровный киль? Что в эти минуты происходило с вами?

– Выручал математический расчёт, заложенный в конструкции: к примеру, в дно судна было заложено 100 кг свинцового балласта. Во время шторма я лежал в герметичном отсеке, в пологе, пристёгнутый на всю длину своего роста. Поэтому и не падал на крышу перевёрнутой лодки. Если бы упал, это не позволило бы ей вернуться в нормальное положение.

Весло с переломом

Фото: Из личного архива/ Оскар Конюхов

– Какой момент был самым тяжёлым?

– Когда на 106-й день путешествия лодку накрыла первая волна 12-балльного шторма. Океан слился с небом. Горизонт пропал. Не было ни океана, ни неба – сплошная летящая вода. Скорость ветра на порывах превышала 50 узлов (90 км в час). Но самую большую опасность представляли волны высотой свыше 10 м, которые обрушивались на лодку четырежды за минуту. Длина таких волн – 300–350 м, я называю их «утюгами». Эти горы утюжат океан, оставляя после себя белый пенистый след. Раз в 15 секунд такая гора проходила под днищем и устремлялась в сторону мыса Горн на огромной скорости. Лодка полностью утопала в ветровых пенистых гребнях. Этим штормом повредило ветроуказатель,  контролировать лодку стало очень сложно, я боялся допустить ошибку и поставить судно бортом к волне – тогда переворот становился неизбежен.

И ещё одно сильное переживание, которое накрыло меня в этом плавании, – чувство полного одиночества. Не обычного, а какого-то космического, что ли. Миновав 48-й градус южной широты, я стал первым, кто на вёслах приблизился к океанскому полюсу недоступности – так называемой «точке Немо». Рядом с ней находится кладбище космических кораблей, куда сводят с орбиты и затапливают отработавшие свой срок спутники и космические аппараты. Это место считается самой пустынной зоной в Мировом океане. Отсюда до любой суши одинаково – 2688 км и до ближайшего корабля, может, тоже тысяча километров. Выходит, что ближайшие люди – это космонавты на МКС, пролетавшей надо мной на высоте «всего» 400 км.

Весло с переломом

Фото: Из личного архива/ Оскар Конюхов

– Вам удалось запечатлеть 10-метровые волны на камеру?

– Хотел бы, но это было невозможно: я лежал в своём пологе и молился: дожить бы до утра! Вот о чём думает человек в таком жёстком шторме – а не о том, как бы развлечь аудиторию на Ютубе. Сын Оскар сказал мне после плавания: «У тебя на фото только закаты, восходы и альбатросы. А где жесткач?» Но в шторм лишний раз не возьмёшь камеру в руки, там уже не до неё.

Пропустит ли стихия?

– Вы сказали, что эта экспедиция была самой тяжёлой из всех, в которых вы до сих пор участвовали. Почему?

– Потому что она оказалась самой сложной. Поясню на примере. Скажем, восхождение на Эверест тоже имеет очень высокую категорию сложности, но время риска там спрессовано, штурм занимает несколько дней. Полёт вокруг света на воздушном шаре – риск и возможность погибнуть каждый день, но всё-таки не месяцы, а примерно две недели. И даже когда ты идёшь на лыжах к Северному или Южному полюсу, поход продолжается 60 или 70 дней, но никак не 154 дня, из которых 100 дней – сплошные шторма. К тому же можно и в спокойную погоду получить травму или погибнуть. То есть получается 5 месяцев постоянного напряжения.

Я ходил вокруг света на яхте – но на таком судне тебя защищают прочный корпус, переборки, есть мачта и паруса. Даже если ты приболел, можно настроить их, и судно будет идти на автопилоте. А на вёсельной лодке ты совсем один на один с океаном, особо спрятаться некуда. Океаны под парусом в одиночку пересекли уже десятки людей, если не сотни. Но никто не проходил Южный океан на вёсельной лодке, хотя попытки были. Это же неспроста. По сложности это всё равно что совершить восхождение на Эверест в полярную ночь.

Весло с переломом

Фото: Из личного архива/ Оскар Конюхов

– Что оказалось труднее – «ревущие сороковые» или «неистовые пятидесятые»?

– Конечно, пятидесятые, потому что это на 10 градусов южнее и ближе к Антарктиде, а значит, тяжелее климат, и температура воды там уже не 10 градусов тепла, как в сороковых широтах, а 5 градусов, а то и меньше, и более жестокие  шторма. Из-за ледяной воды в лодке было холодно, аккумуляторы разряжались очень быстро. В первый месяц плавания всё казалось не так жёстко, но когда я пересёк 50-й градус широты, то сразу почувствовал перемену: воздух стал морозным, руки и лицо начали мёрзнуть.

– Сколько приходилось грести в этом плавании? Вы говорили, что проводили на вёслах по 18 часов в сутки…

– Это было сказано про переход на вёсельной лодке через Тихий океан – из Чили в Австралию в 2014 г. Там я проходил на вёслах подчас по 15–18 часов в сутки – днём и особенно ночью, потому что в это время нет палящего солнца. В целом в этом плавании было 70% гребли, 30% – отдыха и штормовой погоды, в Южном океане – наоборот. Поэтому 5 лет назад я прошёл 9400 миль за 160 дней, а теперь 6400 миль фактически за тот же срок. Разница в 3000 морских миль – это целый Атлантический океан. Дни те же, а прошёл на целую Атлантику меньше. Именно потому, что не грёб, а штормовал: в шторм грести невозможно. Спал урывками по 4 часа в сутки.

– Говорят, что постоянно грести в таком плавании – выше человеческих сил.

– Я же не грёб всё время. Было так: 2 часа гребу, потом занимаюсь навигацией, снова гребу, посплю час-другой, гребу, приготовлю еду, гребу, ловлю рыбу… Кроме того, приходится всё время следить, чтобы не получить травму: удары волн такие, что весло может сломать ребро, выбить плечо, а если это произойдёт – ты окажешься нетрудоспособен и будешь лежать с переломом, беспомощный перед стихией. Стихия не пропустит тебя. А если рассчитать силы и не задаваться перед океаном, считая себя всемогущим, – тогда, может быть, и пропустит.

Весло с переломом

Фото: Из личного архива/ Оскар Конюхов

«Кому это нужно?»

— Еще говорят: мол, Конюхов совершил уже 50 экспедиций. Но кому это нужно? Зачем в 21 веке пересекать океаны на вёсельной лодке?

— Это нужно многим. Конкретные люди и компании спроектировали мою лодку, построили ее, оборудовали,  предоставили экипировку для плавания, профинансировали его. Если проект выполнен – значит, он был нужен тем людям, которые в нем участвовали. Все мои путешествия, за редким исключением, финансировались частными лицами и компаниями, не государством. Попробуйте убедить, скажем, какой-нибудь банк дать денег на предприятие, которое ему не интересно. У вас ничего не получится.

Я отвечаю критикам: «Это моя мечта». Я хотел пройти Южный океан на лодке, и я его прошел, увидел, почувствовал, прожил. Но если мне помогли, значит, это было необходимо не только Федору Конюхову… Так бывает не всегда: например, хочу начать новое дело – облететь два раза вокруг Земли на воздушном шаре, и не могу пока найти на него финансирование. «Не стреляет». Мне говорят: «Ты уже облетел один раз, достаточно». С погружением в Марианскую впадину – то же самое. Частные инвесторы утверждают, что строить батискаф ради одного такого погружения – слишком дорого. Ученые тоже отказываются: «Там нет ничего такого уж интересного». Государству это тоже не надо. Но если бы я все-таки погрузился, то вопрос «Кому это нужно?» сразу бы отпал – потому что по факту в эту экспедицию вложились бы многие люди.

Весло с переломом

В океане я плыву один. Но не один готовлю и осуществляю свои проекты. Вокруг меня команда, человек сто – людей, которые не за зарплату работают, а увлечены собственными проектами, реализуют их через мои экспедиции. Помогая им, они вкладывают силы и в собственное развитие. К примеру, судостроители решают задачу: как построить уникальную «всепогодную» лодку, которой еще не было? Интересно же сделать такое, чтобы все обалдели. Они думают: «Для нас, как для верфи, это вызов». И все объединяются вокруг необычной задачи, потирают руки и говорят: «Ух ты!».

Кроме этого, я пересекаю не только океан, но и, образно говоря, границы человеческих возможностей, отодвигаю их еще дальше, за горизонт. И доказываю на своем примере, на что на самом деле способен человек. На самом деле, очень многие границы и барьеры – у нас в голове.

А вопрос «Кому это нужно?» задают люди, которые сами не смогли, или не захотели осуществить мечту, совершить в своей жизни что-то подобное — необыкновенное, выходящее за рамки привычного, и доказать, что они могут больше чем кажется. Они не решились сделать этот шаг — и поэтому завидуют тем, кто смог.

На борту специально спроектированной 9-метровой лодки Ф. Конюхова «АКРОС» находились 3 независимые системы выработки энергии (ветер, солнце и топливные картриджи), гибкие солнечные модули, энергоустановка на топливных элементах, два типа спутниковых телефонов, радиостанция, GPS-системы с разными источниками питания и дублирующие системы связи и навигации. В этом плавании Конюхов побил несколько рекордов, в т. ч. стал первым человеком на Земле, пересекшим Тихий океан с востока на запад и с запада на восток, и самым возрастным одиночным гребцом: в океане ему исполнилось 67 лет.

Источник

Бывает так, что спустя какое то время, даже при самой бережной и грамотной эксплуатации снаряга выходит из строя. В данном случае хозяин весла намахал чуть больше 1000 км по вольным просторам озёр, бурным рекам и солёным морям и вот результат – вовремя незамеченная трещина в верхней трети весла в руках увлечённого гребца привела к расчленению аллюминиевой трубы на попалам…

Для ремонта понадобится разобрать этот элемент, а именно вынуть «поплавок» и нижнюю заглушку. Полистирол используемый производителем в качестве плавучего наполнителя нам больше не понадобится (тем более что он со своим предназначением и не справлялся в должной степени), а вот заглушку не потеряйте.

Для восстановления целостности секции я использовал деревянный сердечник. Его можно выстругать рубанком, ножом, можно подобрать черенок от швабры и т.д. Он не обязательно должен быть идеально ровной цилиндрической формы. Сердечник сажается на смолу, которая заполнит все пустоты и уплотнит посадку. На используемом мной черенке (выточенном на токарном станке) пришлось специально делать риски для выхода лишней смолы и лучшего её распределения на внутренней поверхности трубы.

Сердечник следует отпилить по размеру с учётом установки пластиковой заглушки, поэтому не забываем снять все размеры или просто отчертить карандашом приложив по месту детали.

Правда диаметр палки оказался чуть меньше чем надо, но и это не беда. Капроновая нитка намотанная на деревяшку с хорошим натягом придаст прочности и выберет все люфты. Для того чтоб сверлом не нарушить целостность нити, размечаем отверстия, чтоб при намотке их обойти. Чтобы закрепить нитку, накалываем шилом гнездо, вставляем туда кончик и затыкаем спичкой чтоб не выскочил. Спичку потом просто обламываем заподлицо. Второй конец нити крепим по этому же принципу.

Смолу замешиваем по прилагаемой к ней инструкции и намазываем черенок. Следует учесть что вставляться в трубку со смолой он будет с определённым усилием, поэтому лучше подготовить место куда можно будет упереться и надавить. Стучать (забивать) не стоит т.к. смола может брызгаться и перепачкает всё вокруг. Собранный в единое целое элемент оставляем до полного застывания смолы, примерно на сутки (читай инструкцию к смоле).

После того как смола застыла высверливаем отверстия под фиксатор. Хорошо бы эти места потом пропитать лаком или просто краской, чтоб защитить дерево от влаги. Вот в принципе и всё, остаётся только собрать весло и продолжать наслаждаться прелестями стоячего досковеслогреблинга до покупки нового весла, а это прекрасно ещё послужит запасным!

Если дело ещё не дошло до перелома, но уже появилась глубокая натёртость со значительным кольцевым истончением стенок трубки или уже пошли поперечные трещины, то лучше не тянуть с ремонтом. Не обязательно применять деревянный сердечник. На ещё одном весле, с чуть меньшим намахом как у предыдущего в качестве вставки использовал так удачно подвернувшуюся под руку и почти подходящую по диаметру алюминиевую трубку. Принцип и последовательность работы почти такие же как раньше. Для увеличения диаметра внутренней вставки я так же использовал капроновую нить и эпоксидную смолу. Для закрепления нити на кончике завязываем узелок и в трубе делаем продольный пропил, в который потом вставим нитку. Узел не даст выскользнуть нитке из пропила при намотке.

Незабываем обезжирить склеиваемые поверхности. При намотке обходим ранее размеченные места под отверстия для фиксатора. На втором конце трубки для закрепления нити делаем 2-3 пропила и заматываем в них кончик.

Замешиваем смолу и мажем как обычно. Заглушку поставить лучше сразу, она пропихнёт вставку до места и не даст сместиться, хотя заходит всё плотно и не болтается. Но не смотря на обильное промазывание смолой, её следует докапать в отверстия т.к. будет выходить воздух при растекании смолы между стенок труб. При запрессовки нити всё равно сползли и попали в отверстия. Иголкой смещаем их в сторону чтоб не мешали при сверлении. Оставляем всё на сутки.

После застывания смолы высверливаем отверстия под фиксатор. Поскольку трубка внутри полая, туда можно вставить родной поплавок, но я этого делать не стал, он всё равно не держит весло на плаву, а с добавленной вставкой и тем более будет там бесполезным. Оставлю как есть, пусть ветер мне подсвистывает в дырочки, всё веселее будет. А чтоб весло не тонуло, в качестве поплавка мы давно уже используем утеплитель для водопроводных труб, надетый на весло в нижней части. Он не мешает при гребле и отлично держит алюминиевое весло на плаву. Куска в 20-30 см вполне достаточно!

Думаю, что лучше в трубку запихнуть «поплавок» так в эту часть весла не будет набираться вода.

Алексей, Я об этом подумал и решил что как нальётся так и выльется или ты думаешь будет притопляться? В другом весле изначально ни чего не было вроде всё нормально.

не просто нужно будет каждый раз сливать, так как много будет сразу наливаться… плюс еще против ветра еще сильнее дудеть будет

Завтра всё узнаем! Я вроде весло так часто не макаю чтоб оно по самый верх наливалось. Заглушка легко вынимается, а вот «поплавок» очень потрёпан, такой смысла ставить нет — он воды насосёт и её вообще не сольёшь, надо новый искать.

Ну вот, узнали… Узнали что весло с деревянным сердечником зачётно хрустит при повторном переломе примерно через 15 км сплава))). Алюмишка более достойно себя вела, будем делать вторичное сращивание посредством выковыривания обломков деревяшки и вживления трубы в рукоять весла.

Есть один рецепт: он радикален, но прибегнув к нему, вы никогда не пожалеете. Алюминий выкинуть, и взять карбон-фибергласс среднего уровня: за 200-300$…Не будет ни одного дня, чтобы вы пожалели об этом решении. И каждый гребок будет в радость ???? Я год откатал на алюминии, очень жалею, что так долго собирался с заменой весла.

Антон, Я так и сделал, теперь с карбоновым веслом. Но чинить все равно буду, так как мы чаще всего ходим по завалам, порогам и камням, а там хочется что-то по-дубовее и не хрупкое. Плюс в походах использую весло как каркас для тента, тут тоже карбоновое жалко.

Антон, Целиком и полностью согласен, но от алюминия как и Алексей полностью отказываться не намерен по тем же причинам что и он. Как человек с опытом использования карбона подскажи как их ремонтируют, видел много переломленных палок, оторванных ручек и т.д. если есть статьи, описания, фото кидай сюда пожалуйста, будем тут делиться опытом. И ещё вопрос как к гуру, какое весло из карбона порекомендуешь?

Сергей, я не гуру, но свое мнение имеется. Если условия гребли не тепличные, а суровые и небережливо-повседневные , то от чистого карбона лучше отказаться, от всех этих QuickBlade, KeNalu, Hippostick и тд, там где мой вернер выживал 3 месяца, я думаю уже 3 карбоновых весла бы выкрошились или пополам раскололись. Я брал модель вернера Zen95 -древко из карбона+стекло, а лопатка чистый фибергласс. И это реально надежная штука, для сплавов с непредсказуемыми условиями. По выбору конкретной модели я отталкивался от доступности в нашем регионе, и хотелось, чтобы это был бренд, надежный и проверенный. Для себя остановился на Werner и Starboard (модели Zen и Bolt Tiki tech). Одно уже использую 3 месяца, другое скоро приедет из штатов. Так же купил QuickBlade, но это скорее блажь, чем необходимость. Но пока выбирал, собирал отзывы от российских известных сап-гребцов, а также на западных форумах, и однозначных рекомендаций не получил — кто-то любит Вернер, а кто-то Старборд. Наверняка хороших весел много и каждому понравится что-то свое, и привыкнуть можно к любому. Я выбрал Вернер так как известна их репутация в области весел для белой воды: и это действительно оказалось надежное весло: оно пару раз такие удары получало, что я думал, что пополам расколется. Только легкие царапинки. И ему я больше верю, чем аллюминию, не хочется где-то в 30км от цивилизации оказаться без весла. Ремонтировать карбон не доводилось, я вообще новичок в этом смысле, лучше спрашивать у тех, кто занимается прокатом и гонками, вроде питерских серф-школ. В плане надежности вернера, помимо их репутации white-water paddle бренда, меня еще этот ролик подкупил. Кратко не умею формулировать, но для себя решил, что у меня будет надежный вернер для всепогодного использования, и чистокарбоновый qb для тренировок в тепличных условиях. А лучше пробовать-пробовать-пробовать чужие весла до покупки — что-нибудь да понравится.

Источник