Урок предпосылки коренного перелома
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Приветствие учителя, знакомство с общим ходом урока.
2. Актуализация знаний: Ребята, в течение предыдущих уроков вы изучали события 1939-1942 гг., связанные с внешней политикой СССР в предвоенные годы, второй мировой войны и непосредственно началом Великой Отечественной войны. И сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты.
Опрос д/з в форме блиц — опроса
утверждение | ответ |
II мировая война началась 22 июня 1941г. | – |
с объявлением по радио о нападении германских войск на Российскую Федерацию выступил В. М. Молотов | – |
23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР | + |
по окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций | + |
план нападения на СССР назывался “Барбаросса” | + |
первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал. | – |
в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов | + |
главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция | – |
апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму – весну 1942г. | – |
контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г. | + |
Учащиеся меняются ответами, совместная проверка
«бонус» задание: показать на карте-схеме основные группировки немецких войск и направления их ударов согласно плану «Барбаросса».
3. Учитель: Итак, сейчас мы с вами вспомнили обстановку на фронте в 1941 г. А вот как развивались события далее вы узнаете из сегодняшнего урока
Записывается тема урока (слайд 1)
определение цели урока совместно с учениками
4. Изложение нового материала учителем
1) «Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон.»
Учитель: В результате кампаний 1941-42 года, на фронте сложилась обстановка, которую точнее всего будет назвать неустойчивым равновесием, так как в течение этого времени стратегическая инициатива переходила из рук в руки. С одной стороны, советскому командованию удалось остановить победоносное шествие немецких войск на центральном направлении, и даже организовать ряд контрнаступательных операций. Но, к сожалению, значительным успехом они так и не увенчались. С другой стороны, немецкое командование, потерпев сокрушительное поражение под Москвой, не стало предпринимать попыток повторного захвата столицы, а активизировало свои действия на южном направлении.
2) «Немецкое наступление летом 1942г. Начало Сталинградской битвы.»
Учитель: На лето 1942 года Вермахтом был разработан план под кодовым названием «Брауншвейг». Враг был ещё силён. Немцы сохраняли количественное и качественное превосходство своих войск, стратегическую инициативу. Отсутствие второго фронта в Европе позволило германскому командованию выставить к лету против советских войск 237 дивизий (работа учителя по карте) Германские войска под командованием генерала Ф.-В. Паулюса должны были нанести удар в направлении Сталинграда, перерезать перешеек между Доном и Волгой и захватить город. Предполагалось, что танковые и моторизованные войска нанесут удар вдоль Волги с задачей выйти к Астрахани и парализовать движение по главному водному пути русских. Успех такой операции вместе с выходом немецких войск к Северному Кавказу, означал бы отторжение центра от источников сырья и продовольствия. (Слайд 2)
Немецкие армии группы «Юг» стремительно продвигались по направлению к Северному Кавказу, захватив Донбасс, Крым, Кубань, и летом 1942 года вышли к побережью Чёрного моря… Однако, дальнейшее продвижение передовых танковых дивизий было остановлено. Не сумев реализовать план захвата Северного Кавказа, немецкое командование устремило свои взгляды на крупнейший промышленный центр – Сталинград. Ставка верховного главнокомандования на основе анализа обстановки определила значение Сталинграда, что именно здесь развернётся решающая борьба на данном этапе войны. (работа учителя по карте) В июле 1942 года, когда враг прорвался в излучину Дона, началась Сталинградская битва. (Слайд 3)
Сталинградская битва проходила с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943, и состояла из трёх периодов:
1. 17.07 – 12.09. 1942 – оборонительные бои советских войск на подступах к Сталинграду (запись в тетрадь).
Сегодня на уроке мы охарактеризуем первый период.
«I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.)».
В середине июля 1942 немецкие войска устремились на Сталинград – важный стратегический пункт и крупнейший центр оборонной промышленности. Немецкое командование рассчитывало на лёгкий успех. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией под командованием генерала Ф. Паулюса. ВИДЕО
Учитель: Столкнувшись с упорной обороной советских войск на подступах к Сталинграду, гитлеровцы были вынуждены значительно укрепить свои силы. С других участков фронта, в том числе и с главного направления – Кавказского, к Сталинграду были переброшены 3 танковые, 2 моторизованные и 5 пехотных дивизий. Имея численное превосходство и господство в воздухе, немецкие дивизии упорно продвигались к городу.
Советские войска с трудом сдерживали натиск врага и, чтобы избежать окружения, отходили на заранее подготовленные позиции. Опасаясь быстрой потери всего советского Юга, Сталин издал 28 июля 1942г приказ № 227.Приказ «Ни шагу назад!» (Слайд 4)
Работа с документом (слайд 4)
1. Сформулируйте главную идею и основные положения Приказа № 227?
2. Как объясняются в приказе причины неудач советских войск? Согласны ли вы с подобным утверждением?
3. О каких явлениях на фронте свидетельствует текст приказа?
4. Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями?
5. Каково ваше отношение к созданию заградительных отрядов, штрафных батальонов? Каковы были критерии их формирования? Их роль в военных действиях?
6. Учитывая военную ситуацию, положение на фронте летом 1942 г. дайте общую характеристику Приказу № 227. Если видите в нем вред или пользу – укажите? *
Итог по документу:
Приказ № 227, призванный жесткими мерами навести порядок в войсках, организованность, дисциплину в условиях, когда дальнейшее отступление означало утрату национальной и государственной независимости. Но он не давал ответы на многие вопросы, например, как могли остановить продвижение немецких войск зимой 1941г., кто ошибся в определении главного удара?
Ценой огромных потерь 6-й немецкой армии за месяц беспрерывных боёв удалось к середине августа выйти на правый берег Дона в его малой излучине. 4-я немецкая танковая армия, снятая с Кавказского направления, устремилась с юга в обход главной группировки советских войск и к середине августа вышла на ближние подступы Сталинграда. После ожесточённых боёв 6-й армии удалось прорвать оборону на узком участке советских войск на реке Дон и 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда. Под ударами немецких войск части Красной Армии к исходу 2 сентября отошли непосредственно к городу и заняли внутреннюю оборону. Взять с ходу Сталинград немцы не смогли. Завязались упорные бои на окраинах города.
Учитель: А теперь внимание.
На этом моменте закончился I этап битвы за Сталинград. Какую характеристику мы можем дать ему? /Можно ли уже говорить о переломном моменте в войне? Если да, то в чью сторону он произошёл?/
Возможный ответ учащихся: Момент был переломным, но не в ходе войны, а в ходе конкретной битвы, т.к. инициатива перешла на сторону немецких войск, а именно 6й и 44й армий.
Вывод учителя: Таким образом, I этап прошёл под знаком побед 6-й и 44-й немецких армий, которые подошли к окраинам Сталинграда.
Работа с таблицей «Соотношение сил накануне Сталинградской битвы» (слайд 5)
3) Немецкий оккупационный режим. (слайд 6)
Учитель: К осени 1942 г германским войскам удалось оккупировать огромную часть европейской территории СССР. На занятых землях был установлен жестокий оккупационный режим. Гитлеровское командование разработало план «Ост», который предусматривал полную ликвидацию советского государства, выселение в Сибирь значительной части населения Зап.Украины, Белоруссии, Латвии,Литвы и Эстонии, онемечивание оставшихся, физическое истребление 5-6 млн. евреев и 30 млн. русских. Население нашей страны они считали « неполноценным народом» и хотели расчистить жизненное пространство и заселить его немецкими колонистами. На оккупированных землях проводилась политика экономического ограбления и беспощадного террора, принудительной отправки трудоспособного населения в Германию. Повсюду на оккупированных землях был установлен каторжный режим труда, велась идеологическая обработка гражданского населения разжигание межнациональной вражды.(Слайд 7)
На оккупированных территориях создавались лагеря смерти для военнопленных и тех советских людей, которые не подчинялись решениям немецких властей. Аресты, расстрелы, повешения партийных и советских активистов, участников подполья стали повседневным явлением. (Слайд 8)
— Сообщение уч-ся «Фашистские концлагеря на территории Ершичского района»
4) Партизанское и подпольное движение.(слайд 9)
Учитель: Всего за годы войны на оккупированных территориях СССР гитлеровцы уничтожили около 11 миллионов человек. Но угроза физической расправы не останавливала советских людей в борьбе с врагом не только на фронте, но и в тылу врага. Советское подпольное движение возникло уже в первые недели войны. В местах, подвергшихся оккупации, были созданы подпольные партийные органы ВКП(б), выступавшие координаторами всей подпольной работы. В различные периоды войны на оккупированной территории действовали нелегальные ЦК КП(б) Украины и Белоруссии, 90 подпольных обкомов и межрайонных партийных центров.
Работа с термином : подполье. ( слайд 10)
-Как вы понимаете значение этого слова?
На территории, оккупированной врагом, действовали подпольные организации, возглавляемые партийными и комсомольскими руководителями.
Основные формы борьбы подполья: (Слайд 11)
Расклеивали листовки, в которых призывали к борьбе, освещали настоящее положение дел на фронте
Срывали поставки вооружений немецким войскам для ведения военных действий
Скрывали бежавших из плена, от отправки в Германию
Сообщали Советскому командованию важные сведения о противнике
— Рассказ учащегося «Кузьмичское подполье»
Учитель: Партизанские отряды создаются на всей оккупированной территории (слайд 12)
В годы войны на территории страны действовало более 6 тыс. партизанских отрядов, в которых воевало более 1 млн. человек.
Украина: Л.Дрожжин, В.Костенко, А.Зленко, С.А.Ковпак, А.Н.Сабуров.
Белоруссия: П.Пономаренко, П.Калинин, В.Малинин, К.Мазуров
Центральные районы СССР: Д.Н.Медведев, А.Ф.Фёдоров
Ленинградская область: Г.Бумагин, А.В.Герман (Слайд 13)
Гитлеровцы боялись партизан, во многих местах даже были такие таблички, оповещающие о близости партизан
В партизанские отряды записывались и стар и млад, они давали клятву в борьбе с врагом(Слайд 14)
Советскими партизанами было уничтожено, ранено и взято в плен более 1 млн. вражеских солдат и офицеров, представителей оккупационной администрации, выведено из строя более 4 тыс. танков и бронемашин, 65 тыс. автомашин и 1100 самолетов. Партизанские отряды разрушили и повредили 1600 железнодорожных мостов, пустили под откос свыше 20 тыс. железнодорожных эшелонов. Для координации действий партизанских соединений в 1942 г. был создан Центральный штаб партизанского движения во главе с П.К. Пономаренко. Главнокомандующим партизанским движением был назначен К.Е. Ворошилов. Герои – подпольщики не только действовали против войск противника, но и приводили в исполнение смертные приговоры кровавым палачам своего народа. Легендарный подпольщик Николай Кузнецов уничтожил главного судью Украины Фука, вице-губернатора Галиции Бауэра, похитил командующего войсками Германии на Украине генерала Ильгена. Генеральный комиссар Белоруссии Кубе был взорван подпольщицей Еленой Мазаник прямо в постели собственной резиденции.
Особо распространена была деятельность партизан в Брянской обл. Город Брянск называют городом партизанской славы. В лесах брянщины действовало несколько партизанских отрядов.
Работа над понятиями «Партизанский край», «Партизанская зона» ( слайд 15)
Партизанский край – территория в тылу немецких войск, освобождённая и долгое время удерживаемая партизанами
Партизанская зона – территория, контролируемая партизанами
Рассказ уч-ся о деятельности партизан «Партизанские отряды на территории Ершичского района»
Учитель: давайте рассмотрим таблицу (Слайд 16)
А теперь внимание:
-Какие выводы можно сделать на основании данной таблицы о развитии партизанского и подпольного движения на оккупированной территории СССР?
-Как соотнести данные цифры и мнение о гуманном отношении к мирному населению немцев на первом этапе оккупации?
Учитель: За годы войны орденами и медалями СССР были удостоены более 184 тыс. партизан и подпольщиков. 249 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. А легендарные командиры партизанских соединений С. А. Ковпак и А.Ф. Федоров получили это звание дважды.(слайд 17)
5.Образование антигитлеровской коалиции. (слайд 18, 19)
Учитель: Вторая мировая война – это война коалиций, одна из которых сложилась до начала войны (Антикоминтерновский пакт), а вторая – Антигитлеровская — в ходе военных действий для совместной борьбы с агрессией.
Мы должны проследить процесс складывания Антигитлеровской коалиции, выявить его основы, внутренние противоречия и перспективы, осознать роль Антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом.
По рассказу учителя уч-ся составляют таблицу «Основные события в процессе формирования антифашистской коалиции, решения конференций»
Дата | событие | Итоги и значение события |
5. Итоги первого этапа войны. (Слайд 20)
Учитель: Мужество и героизм советских людей сорвали гитлеровские планы «молниеносной войны».
Несмотря на крупные военные поражения первого года войны, Красная армия показала свои высокие боевые качества. К лету 1942 г. благодаря усилиям тружеников тыла в основном завершился перевод экономики на военный лад. Оформилась антигитлеровская коалиция, обладавшая огромными военными, экономическими и людскими ресурсами.
Главный итог первого периода войны — формирование предпосылок для коренного перелома в ходе Великой Отечественной и всей Второй мировой войны. (Слайд 21)
Сколько бы ни прошло десятилетий, мы всегда должны помнить тех, кто отдал самое дорогое — ЖИЗНЬ, кто выстоял и победил фашизм. Мы говорим об этом, а значит помним, чутко и уважительно относимся к нашему героическому прошлому. Это лишь малая плата воинам за то, что они сделали для нас в 1941, 1942, 1943, 1944, 1945 годах …
6.Закрепление изученного материала. Тест с взаимопроверкой (слайд 22)
7. Рефлексия, выставление отметок учащимися.
8.д/з п. 30, задание 1,2 на стр 221.
1.Приветствие, подготовка рабочего места
2. Выполнение задания. Отрабатывается умение анализировать достоверность полученной информации;
Формирование коммуникативных действий, умений рецензировать, адекватно оценивать работу одноклассников, выставление отметок
10 верных ответов – «5»;
8-9 –«4»;
6-7 –«3»;
Отрабатывается умение работать с картографическим материалом
3..Запись в тетрадь (!)
4.Отрабатывается умение работать с картографическим материалом
Запись в тетрадь (!)
Умение работать с историческим источником, уметь оценивать действия руководства с точки зрения исторической ситуации, уметь «погружаться в эпоху».
Умение синтезировать знания
Умение работать с таблицей
Умение синтезировать знания
Умение уч-ся защищать исследовательский проект
запись в тетрадь
Умение уч-ся защищать исследовательский проект
запись в тетрадь
Умение уч-ся защищать исследовательский проект
Умение работать в группе, рецензировать исторические документы, наглядный материал, умение работать с таблицей
Умение синтезировать знания
запись в тетрадь
Умение работать в группе, рецензировать исторические документы, наглядный материал Умение работать с таблицей
Формирование коммуникативных действий, умений рецензировать, адекватно оценивать работу одноклассников, выставление отметок
Умение синтезировать знания, давать оценку действиям
Источник
Урок № ___ Дата_______
Тема. Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома
Цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений. Способствовать выяснению источников победы СССР в Великой Отечественной войне, рассмотрев предпосылки коренного перелома на советско-германском фронте, а также борьбу советского народа на захваченной территории при установлении немецкого оккупационного режима.
Тип урока: комбинированный урок.
Структура урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала
Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон.
Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы.
Немецкий оккупационный режим.
Партизанское и подпольное движение.
Образование антигитлеровской коалиции.
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Тестирование
Вступительное слово учителя
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон.
Рассказ учителя
В результате кампаний 1941–42 года, на фронте сложилась обстановка, которую точнее всего будет назвать неустойчивым равновесием, так как в течение этого времени стратегическая инициатива переходила из рук в руки. С одной стороны, советскому командованию удалось остановить победоносное шествие немецких войск на центральном направлении, и даже организовать ряд контрнаступательных операций. Но, к сожалению, значительным успехом они так и не увенчались. С другой стороны, немецкое командование, потерпев сокрушительное поражение под Москвой, не стало предпринимать попыток повторного захвата столицы, а активизировало свои действия на южном направлении.
2. Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы.
Работа с учебником (стр. 112–113)
Вопросы
1. В чём причины неудач Красной армии в Крыму и под Харьковом?
2. Почему главным направлением летнего наступления 1942 г. немцы избрали Сталинград? Каковы последствия этого наступления?
3. Чем можно объяснить приказ наркома обороны №227 от 28 июля 1942 г.? Каково его содержание?
Работа с историческим документом
Отрывок из приказа № 227 от 28 июля 1942 года
«Паникеры и трусы должны истребляться на месте. Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно явиться требование — ни шагу назад без приказа высшего командования. Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо как с предателями Родины. Таков призыв нашей Родины.
…а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования армии, и направлять их в военный совет фронта для предания военному суду;
б) сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной;
в) формировать в пределах армии от 5 до 10 (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной».
Вопросы
1. О каких явлениях на фронте свидетельствует текст приказа?
2. Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ?
3. Каковы были критерии формирования заградительных отрядов и штрафных батальонов? Какова их роль в военных действиях?
3. Немецкий оккупационный режим.
Задание
Работая с текстом пункта «Немецкий оккупационный режим» § 31, ответьте на вопросы:
1. В чём состояла суть политики Германии на оккупированных территориях?
2. В чём выразился оккупационный режим?
3. В связи с чем был разработан план «Ост»? Что он предусматривал?
4. Партизанское и подпольное движение.
Мини-лекция
Осенью 1942 г. германские войска захватили огромную территорию СССР. В оккупации оказались около 80 млн. чел., которых принуждали к различным трудовым повинностям, связанным с разминированием, строительством и ремонтом мостов, железных дорог, военных объектов.
С первых дней начала войны на территории, занятой врагом, началось сопротивление оккупантам. Создавались и действовали подпольные партийные ячейки, которые взяли на себя организацию сопротивления. 29 июня 1941 г. в директиве СНК и ЦИК ВКПб прозвучал призыв к развертыванию движения сопротивления. В ней были поставлены задачи дезорганизации связи противника на оккупированных территориях, уничтожения транспорта и коммуникаций.
Планировалось создание диверсионных групп для уничтожения фашистов и их пособников, срыва военных операций и поставок продовольствия. Несмотря на то, что директива была одобрена постановлением ЦК партии от 18 июля, партизанское движение изначально носило стихийный характер.
Первые партизанские отряды были сформированы зимой 1941-1942 гг. в Тульской и Калининской обл. В их состав вошли коммунисты, ушедшие в подполье, местное население и солдаты разгромленных частей. На первых порах далеко не все партизанские отряды имели радиосвязь с Большой землей и регулярную поставку оружия и боеприпасов.
В 1942 г. в Москве был создан Центральный штаб партизанского движения, который возглавил П.Н.Пономаренко. При всех штабах армий были созданы отделы по связям с партизанскими отрядами. С этого времени партизанское движение приобрело организованный характер, и его действия стали координироваться с действиями армии.
Для борьбы с партизанским движением на оккупированных территориях проводились карательные акции. Однако партизанские отряды множились и крепли. От немцев освобождались целые районы. С осени 1942 г. партизаны контролировали ряд районов Белоруссии, северной части Украины, Смоленской, Брянской и Орловской обл. К 1943 г. подпольная и диверсионная работа велась практически во всех оккупированных городах. Стали образовываться крупные партизанские соединения, полки и бригады. Летом и осенью 1942 г. немцы вынуждены были перебросить с фронта для борьбы с партизанами 24 дивизии.
Во главе партизанских соединений стояли командиры, обладавшие огромным авторитетом, умевшие объединить и повести за собой людей. Среди них были кадровые военные, партийные и хозяйственные руководители: С.А.Ковпак, А.Н.Сабуров, А.Ф.Федоров, Н.З.Коляда, С.В.Гришин и др. Реальную основу массового партизанского движения составляли небольшие отряды, хорошо знавшие местность и имевшие связь с населением.
С лета 1943 г. партизанские соединения стали взаимодействовать с передовыми частями Красной армии в проведении общевойсковых операций.
В период наступления под Курском проводились операции Рельсовая война и Концерт, имевшие целью подрыв коммуникаций противника и вывод из строя железных дорог. По мере продвижения Красной армии партизанские соединения вливались в подразделения регулярных частей.
За годы ВОВ партизаны уничтожили 1,5 млн. солдат и офицеров противника, взорвали 2 тыс. поездов, 12 тыс. мостов, 65 тыс. автомашин, 2,3 тыс. танков, 1,1 тыс. самолетов, 17 тыс. км линий связи. Более 50 тыс. советских граждан, в основном, военнопленные, бежавшие из концлагерей, приняли активное участие в движении Сопротивления в странах Европы.
Вопрос
В чём причины массового партизанского движения?
5. Образование антигитлеровской коалиции.
Задание
Работая с текстом пункта «Образование антигитлеровской коалиции» § 31, заполните таблицу «Основные события в процессе формирования антифашистской коалиции, решения конференций»:
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Выставление оценок
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 31 (читать). Ответить на вопросы и задания к нему.
Источник