Урок истории коренной перелом в ходе вов

Урок истории коренной перелом в ходе вов thumbnail

Конспект урока по истории России ХХ века.

9 класс.

ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Цель: — познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;

— научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);

— показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.

ПЛАН УРОКА.

  1. СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
  2. СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
  3. БИТВА ЗА ДНЕПР.

      4.    ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.

  1. Сталинградская битва  19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)

Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?

Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)

Линии сравнения

Советские войска  

Немецкие войска

Личный состав (тыс. чел.)

             1134,8

            1011,5

Количество танков

              1560

             675

Количество орудий и минометов

              14934

             10290

Количество самолетов

              1916

             1219

Вопросы для анализа:

  1. Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
  2. Почему это стало возможно?

Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7)                                                                                                                       Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин

Донского           — командующий К.К.Рокоссовский

Сталинградского – командующий А.И.Еременко

Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.

Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.

Задание: — обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.

             — обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.              

Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).

        Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)

Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)

-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;

— в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).

К лету 1943 года  планы сторон были следующими (слайд №13))

Задание: работая с текстом учебника,  выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.

                 ГЕРМАНИЯ

    СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии.

Активная оборона (изматывание сил противника)

Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.)

Переход в наступление

50 дивизий

Активизация деятельности партизан в тылу врага

Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)

Силы и средства

     Советский Союз

       Германия

Личный состав (тыс. чел.)

             1136

             900

Количество танков и САУ

             3444

2733

Количество орудий и минометов

             19100

            10 000

Количество самолетов

  2172

            2050

Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.

Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).

                Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве  был произведен первый победный салют (слайд № 15)

Задание: нанесите на контурную карту:

— направление планируемых ударов немецких войск;

— направление контрударов советских войск;

— место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.

  1. Битва за Днепр  сентябрь- ноябрь 1943 года.

Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной.  6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).

        Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.

  1. Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)

Тегеранская конференции ( слайд №17)

А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?

Б) Какие решения были приняты?

В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?

Итоги второго периода.

Заключение урока.

Вопросы для проверки:

  1. В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
  2. Почему он стал возможен?
  3. Как повлиял на дальнейший ход войны?

Работа с тестом по теме урока.

Выберите правильный ответ.

  1. Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:

А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров

Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.

  1. В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:

А) капитуляция немецких войск в Сталинграде

Б) освобождение Орла и Белгорода

В) освобождение Киева.

  1. Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6

А) на правом берегу Днепра

Б) на Таманском полуострове

В) на южном берегу Сивашского залива.

Источник

Конспект урока по теме: Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Тип урока: Урок проблемного обучение с применением ИКТ.

Цели и задачи урока по линиям развития (ЛР) личности:

Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

На основании фактов сформировать общее представление о предпосылках коренного перелома и его важнейших событиях (Сталинградской и Курской битвах). Понятия: коренной перелом, операция «Уран», «Кольцо», «Цитадель».

Линия 3 ЛР. Историческое мышление.

Осмысление предпосылок коренного перелома, причин и последствий победы Красной Армии в Сталинградской битве и на Курской Дуге.

Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Оценить значимость поступка советских военнопленных с позициигражданственности, патриотизма.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1.Рассказывать о крупнейших сражениях второго этапа ВОв;

2.Объяснять причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом;

3.Сравнивать Сталинградскую битву и сражение на Курской дуге

4.Представлять биографические справки, очерки об участниках войны, совершавших героические поступки в изучаемый период, использовать в работе источники, уметь работать с документом.

5.Подготовить сообщения о сражениях второго этапа войны

6.Характеризовать решения Тегеранской конференции

Учебная проблема:

Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

1 этап Проверка домашнего задания (вопросы на стр.214)

Учитель. 22 июня в 4 часа утра фашистская Германия напала на Советский Союз, на защиту Родины встали все народы нашей страны. Народный комиссар иностранных дел Молотов выступая по радио перед гражданами СССР заявил, что фашисткая Германия напала на СССР внезапно, без объявления войны.

1.Можно ли говорить о внезапности нападения?  Прочитать текст на (стр. 209) Ответы учащихся.

2.Какое ещё утверждение из выступления Молотова можно опровергнуть?

3.Почему Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 года?

4.Какие последствия имела эта позиция Сталина?

5.Каковы были силы сторон в первые месяцы войны?

6.Дайте характеристику плана «Барбаросса», покажите на карте молниеносные удары по этому плану.

 7. Назовите этапы Великой Отечественной войны.

-22 июня 1941-18 ноября 1942. В чём вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?

— 19 ноября 1942 (осень) — 1943. Коренной перелом во Второй мировой войне.

— 1944-1945 (май). Победа над фашистской Германией.

Со взятием каких городов Гитлер связывал престиж Германии и свой личный престиж ?

Каково значение Московской битвы. Почему немцам не удалось захватить Ленинград?

С какого события начинается 2 этап Великой Отечественной войны? Как он называется? (коренной перелом) Почему вы так считаете?

Какие ещё сражения ВОВ входят в коренной перелом? Где эту информацию можно найти? (в учебнике).

Итак, тема нашего урока?

Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Какие сражения нам предстоит рассмотреть?

План:

1. Сталинградская битва – начало коренного перелома в Вов.

2. Сражение на Курской дуге завершение коренного перелома.

3. Итоги и значение второго периода в войне.

Краткая характеристика событий Вов накануне Сталинградской битвы.

Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы

Постановка проблемного вопроса:

Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?

Причины поражения  фашистских войск под Сталинградом и на Курской дуге.

Немецкие генералы о причинах поражения

 Источники  о причинах победы СССР в Великой Отечественной войне?

  1. Огромная территория СССР.

«Главная причина — мужество и твердость обычного русского солдата». Английский историк А. Кларк

  1. Суровые погодные условия — «генерал Мороз».

Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (премьер-министр У.Черчилль).

  1. Приказ № 227

Вне Сталинграда кажется, что окружённая 6-я немецкая армия разбита и не может выбраться из ловушки. В этих достижениях большая заслуга принадлежит организационной и штабной работе русских. Архив Лондон 1943 год

  1. Большая численность советских солдат и офицеров — «масса муравьев против слона».

Каждый солдат американской армии и Великобритании относится с величайшим восхищением к мажеству, отваге и смелости Красной Армии и народов СССР. «Британский союзник, 1943 год, 24 января.

Учитель: Какой же будет проблема урока?

Ученики: Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

Версии

Учитель:  Какие у вас есть предположения по решению проблемы урока?

Ученики предлагают свои версии.

Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы. (Демонстрации презентации)

Открытие нового знания

  1. Ряд стр. 217 познакомится с содержанием приказа №227 ответить на вопросы. Чем обусловлено появление данного приказа?
  2. Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения

предлагал приказ №227?

     3. Чем поразил приказ?

     4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?

2 ряд. Стр.220 познакомится с выступлением У.Черчиля.

Что заставило ярого противника коммунизма изменить своё отношение к СССР?

Можно ли считать эти обстоятельства причинами победы СССР?

3 группа: Проанализируйте диаграммы.

Какие выводы о причинах победы можно сделать?

  1. Задания по рядам. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.

Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «…Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду…»

Олейник Г.Н своей сестре пишет:«… В 1942 г. Фашизму будет конец.

Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретится. Они должны получить от меня двойную плату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».

Из третьей роты, 1-ого батальона, Лелеко домой пишет: «…Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей…»

Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области, от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить — убей немца».

Вопросы:

Что можно сказать о психологическом состоянии готовности советских воинов к отпору врагов?

Докажите, что нашему солдату был присущ патриотизм?

Может ли эта версия быть отнесена к числу вероятных причин победы под Сталинградом? Свое мнение аргументируйте.

Предлагаем вашем выступления учащихся Выступление «Герои Сталинградской битвы»

Вопросы: Что заставило Михаила Паникаха пойти на смерть.

 Каковы итоги и значение Сталинградской битвы ? Работаем с текстом учебника на стр. 231.

  1. Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
  2. Начало коренного перелома в ходе войны.

II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г.II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г. Просмотр видеофильма «Курская дуга».

 Выделите причины победы на Курской дуге

   Задание может быть выполнено в письменной форме.

Ученики:

  1. Патриотизм советских бойцов и командиров. Уверенность в победе.
  2. Умелая работа советской и английской разведок (получение информации о планируемой Гитлером операции «Цитадель»).
  3. Военное искусство советских полководцев (создание оборонительных сооружений, преднамеренная оборона на первом этапе с целью измотать наступающего врага, контрнаступление на втором с целью разгрома противника).
  4. Превосходство в силах Красной Армии благодаря работе советского тыла.

4. Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).

Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии. (слайд )

Учитель: Каков главный признак коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?

Ученики: Переход инициативы в руки советского командования.

Учитель: Почему победа под Москвой еще не означала коренного перелома в войне?

Ученики: Потому что в 1942 г. инициатива снова перешла к немцам

Учитель: Почему, несмотря на то, что Красная Армия на первом этапе Курской битвы оборонялась, эта битва является вершиной коренного перелома?

Ученики: Инициатива и на первом этапе была в руках совет войск, так как оборона была преднамеренной и была организована с целью измотать врага.

Учитель: Какое главное значение Курской битвы? Найдите в учебнике об этом слова генерала Гудериана.

Ученики: «Инициатива полностью перешла к противнику» (т.е. к советским войскам).

Учитель: На все ли вопросы нашего плана мы нашли ответы?

Ученики: Да.

Применение нового знания

Учитель: Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Какие гипотезы оказались верными?

Ученики делают вывод по проблеме урока.

2. Подведение итогов, оценивания ответов учеников.

Заключительное слово учителя.

Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Очень важно не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить, а понять. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления над ним.

Рефлексия учебной деятельности (6 мин.)

  1. Самоанализ и самоконтроль (лист самоконтроля).

Тема урока

Какие ключевые понятия и процессы усвоены

Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого

Личная оценка качества усвоения материала

Личная оценка активности, вклада в урок

Конструктивные предложения

по уроку

4. Домашнее задание: § 30,32.

Учитель: Как вы думаете, о чем может говориться в нашем следующем параграфе, судя по его названию и иллюстрациям?

Проверьте свои предположения — прочитайте § 24 и подготовьте ответы на вопросы перед ним.

Источник

Конспект урока

истории России в 9 классе

по теме

«Коренной перелом в ходе

Великой Отечественной войны 1941-1945гг.»

Деева Елена Константиновна,

учитель истории и обществознания

МОУ Маливской средней

общеобразовательной школы

Коломенского муниципального района

Московской области

Цель урока:

— познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;

— показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль нашего народа в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны;

— формировать у обучающихся чувство гордости за героическое прошлое нашей страны.

.

Задачи:

Образовательные:

–активизация познавательной деятельности, ориентированной на личностную и творческую самореализацию;

– обогащение познавательно-досуговой деятельности;

— изучение содержания и значения коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Развивающие:

– развитие и реализация творческих способностей участников;

– повышение творческого потенциала;

— формирование навыков критического мышления, оценочных суждений,

— развитие умений обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно излагать свою точку зрения, формирование коммуникативных навыков.

Воспитательные:

– формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к Родине.

Тип урока – изучение нового материала.

По характеру деятельности – проблемный урок.

Методы обучения – эвристическая беседа, составление таблицы, работа с документами, рассуждение, доказательство, анализ, ролевая игра.

Оборудование – проектор, компьютер, экран.

ЭОР – презентация, мультимедийное пособие «От Кремля до рейхстага».

Интернет-ресурсы:
1. Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев.
https://www.1941-1945.ru

2. Наша Победа. День за днём. https://www.9may.ru

3. Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны». https://www.pobediteli.ru

4. Сайт «Я помню»: воспоминания о Великой Отечественной войне. https://www.iremember.ru

5. Сталинградская битва. https://battle.volgadmin.ru

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Учитель:

Сегодня на уроке мы познакомимся с событиями, которые произошли в ходе Великой Отечественной войны в период с середины 1942г. и до конца 1943 г. Речь пойдет о самых грандиозных битвах — Сталинградской и Курской. Эти сражения привели к коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны.

Некоторые зарубежные историки до сих пор утверждают, что коренной перелом произошел независимо от событий на советско-германском фронте, а во многом благодаря тем военным действиям, которые осуществляли в 1942-43гг. наши союзники, англо-американские войска, в Северной Африке, на юге Италии и в акватории Тихого океана.

Не умаляя роли наших союзников, все-таки мы постараемся сегодня убедительно доказать, что события конца 1942 – 1943 годов именно на советско-германском фронте кардинальным способом изменили ход войны.

Итак, тема нашего урока – «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

Работать мы будем по следующему плану:

1. Обстановка на советско-германском фронте летом 1942 года.

2. Сталинградская битва

а) оборона Сталинграда;

б) контрнаступление советских войск.

3. Ситуация на фронте весной – в начале лета 1943 года. Подготовка к новому сражению.

4. Сражение на Курской дуге

а) оборонительные бои на «Огненной дуге»;

б) разгром немецко-фашистских войск под Курском

5. Форсирование Днепра, освобождение Киева.

6. Военные действия союзников в 1942-1943гг.

7. Тегеранская конференция

8. Значение событий 1942-43гг.

Прежде чем мы остановимся на данных вопросах, давайте раскроем само понятие «коренной перелом в ходе войны».

Коренной перелом в войне — процесс, охватывающий обычно целый период или этап войны, в ходе которого происходят резкие необратимые изменения в военно-политической и стратегической обстановке. В ходе его стратегическая инициатива окончательно переходит от стороны, имевшей успех, к другой стороне, отразившей удары противника, захватившей инициативу и получившей подавляющее военно-экономическое превосходство.

Опираясь, на определение данного понятия, выделите его существенные признаки.

Признаки коренного перелома (называют ученики):

1. Стратегическая инициатива переходит от одной воюющей стороны к другой.

2. Растущий перевес в численности войск, в вооружении.

3. Удачное планирование и проведение наступательных операций.

4. Удары противника либо предупреждены, либо предугаданы.

5. Военные победы имеют дальнейшее положительное развитие.

6. В сложившейся благоприятной ситуации союзники также используют свой шанс.

7. Союзники вынуждены считаться с военными успехами государства, идут на компромисс.

Используя предложенную вам таблицу «Коренной перелом в ходе Второй мировой и Великой Отечественной войны» (Приложение 1), в ходе изучения нового материала фиксируйте факты, подтверждающие мнение о том, что действия советских войск в 1942-1943гг. способствовали осуществлению коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

А факты вам сейчас предоставят ребята, которые работали с различными информационными источниками (энциклопедиями, в том числе и электронными, разнообразными Интернет-ресурсами) и подготовили небольшие сообщения.

Сообщение ученика на тему «Оборонительные бои за Сталинград»

Учитель:

— Что позволило нашей армии удержать Сталинград? (ответы учеников)

— Используя предложенную в сообщении информацию, сделайте записи в таблицу.

Сообщение ученика на тему «Наступление советских войск под Сталинградом»

Учитель:

— Почему нашей армии удалось под Сталинградом разгромить многочисленную группировку противника?

— Используя предложенную в сообщении информацию, сделайте записи в таблицу.

(Ученики заполняют таблицу)

Учитель: Как развивались события на советско-германском фронте после Сталинграда, мы узнаем, используя информацию мультимедийного пособия «От Кремля до рейхстага».

Вопрос по сюжету:

— Исходя из анализа полученной из фильма информации, можем ли мы утверждать, что коренной перелом произошел под Сталинградом?

— Как победа под Сталинградом повлияла на дальнейший ход войны? (ответы учеников)

Сообщение ученика на тему «Сражение на Курской дуге»

Учитель:

— Почему немецкой армии не удалось реализовать свои планы на Курской дуге? (ответы учащихся).

— Используя предложенную в сообщении информацию, сделайте записи в таблицу.

(Ученики заполняют таблицу)

Учитель: Успех советской армии под Курском, Орлом и Белгородом, освобождение Харькова позволили начать борьбу за освобождение Украины. Но впереди была серьезная водная преграда – Днепр, по правому берегу которого немцы возвели серьезную оборонительную линию – «Восточный вал». Что позволило преодолеть эту, казалось бы, неприступную преграду, узнаем, используя документ. (Приложение 2)

Работа с документом, ответ на поставленный вопрос, записи в таблицу.

Учитель: Рассмотрев события на Восточном фронте, хотелось бы узнать о действиях наших союзников в этот период.

Сообщение ученика на тему «Военные действия союзников в 1942-1943гг. и Тегеранская конференция»

Учитель:

— Могла ли встреча большой тройки в Тегеране состоятся при другой обстановке на советско-германском фронте? Пошли бы союзники на открытие второго фронта?

— Используя предложенную в сообщении информацию, сделайте записи в таблицу.

(Ученики заполняют таблицу)

Подведение итогов работы по заполнению таблицы «Коренной перелом». (Учитель предлагает детям озвучить факты, которые ученики использовали для заполнения таблицы. Ученики проверяют, редактируют и дополняют свои записи. Делается вывод о том, что исторические факты свидетельствуют о выдающейся роли нашей страны в осуществлении коренного перелома в ходе войны с фашистской Германией).

III. Закрепление изученного материала.

Ролевая игра «Фронтовая газета» (время проведения — 5-6 минут)

Класс делится на три группы. Это редакции трех фронтовых газет. Каждой из них нужно подготовить газету о событиях 1942-1943гг. (Сталинградской битве, Курской битве, форсировании Днепра). В каждой группе распределяются роли:

1. Корреспонденты отправляются на «фронт» за информацией (они подходят к столу, где хаотично выложены карточки с информацией – картинки, фото, портреты, плакаты, имена военачальников, факты, связанные с этими сражениями и т.д.). Ученикам нужно выбрать подходящий по теме выпуска материал и принести его в «редакцию».

2. Редактор (наиболее сильный ученик в группе) проверяет эту информацию, отбрасывая ненужную (те карточки, которые «корреспонденты» взяли ошибочно), и передает её в типографию.

3. Верстальщики составляют газету, они раскладывают поступившую к ним информацию на половине листа ватмана и с помощью клеящего карандаша закрепляют её. Для обрезки карточек могут воспользоваться ножницами.

4. Почтальон вывешивает газету на доске.

5. Историки (авторы прозвучавших на уроке сообщений) оценивают содержание и оформление газет

IV. Рефлексия.

Учитель: (организует беседу с учениками по вопросам)

— Что узнали нового на уроке?

— Каким образом мы добывали эти знания? Какие виды работы использовались?

— Что каждому из вас удалось сделать?

— Чему научились?

— Что не получилось в ходе урока? Почему?

V. Подведение итогов, выставление оценок.

VI. Домашнее задание – продолжить составление хронологической таблицы по ВОВ, подготовить сообщения о героизме советских людей, проявленном в ходе Сталинградской и Курской битв, форсировании Днепра.

Приложение 1

Коренной перелом в ходе Второй мировой и Великой Отечественной войн

1. Стратегическая инициатива переходит от одной воюющей стороны к другой.

2. Растущий перевес в численности войск, в вооружении.

3. Удачное планирование и проведение наступательных операций.

4. Удары противника либо предупреждены, либо предугаданы.

5. Военные победы имеют дальнейшее положительное развитие.

6. В сложившейся благоприятной ситуации союзники также используют свой шанс.

7. Союзники вынуждены считаться с военными успехами государства, идут на компромисс.

Приложение 2

«Выйдя к Днепру, советские войска, не дожидаясь прибытия специальных переправочных средств, приступили к форсированию этой могучей реки, уступавшей по полноводности разве лишь Волге и Дунаю. Западнее Гомеля, севернее и южнее Киева, у Кременчуга и Днепропетровска, используя любые подручные средства и преодолевая ожесточенное сопротивление, части Красной Армии переправлялись через Днепр и захватывали плацдармы на его правом берегу.

Большую помощь войскам оказывало население Приднепровья. Рыбаки с радостью отдавали советским воинам припрятанные от немцев лодки, помогали строить плоты и паромы. Под непрерывным артиллерийским и пулеметным огнем и бомбежкой с воздуха, презирая опасность и смерть, шли советские бойцы на штурм «Восточного вала». Немало их погибло в те дни в днепровских водах, но долг свой они выполнили до конца.

К исходу сентября на правом берегу Днепра было захвачено 23 плацдарма. Большинство из них поначалу ограничивалось лишь узкой кромкой берега, зацепившись за которую советские бойцы держались до подхода подкреплений. Маленькие, но многочисленные плацдармы постепенно расширялись и укреплялись, здесь накапливались войска и техника, создавалась угроза крушения всей стратегической обороны противника на Правобережной Украине. Советские войска показали изумительные примеры массового героизма и высокое воинское мастерство. Около двух тысяч солдат и офицеров за форсирование Днепра получили звание Героя Советского Союза. Десятки тысяч были награждены орденами и медалями.

В октябре в связи с быстрым продвижением Красной Армии на запад произошли изменения в организации и наименованиях фронтов. На базе Брянского фронта севернее Великих Лук был создан и развернулся 2-й Прибалтийский фронт; Калининский фронт был переименован в 1-й Прибалтийский; Центральный стал именоваться Белорусским, а Воронежский, Степной, Юго-Западный и Южный стали соответственно 1-м, 2-м, 3-м и 4-м Украинскими фронтами.

Усилия Украинских фронтов в осенних боях 1943 г. сосредоточились на освобождении столицы Советской Украины Киева, расширении захваченных на правобережье Днепра плацдармов до стратегических размеров и ликвидации вражеских войск в междуречье Молочной и Днепра. Этими операциями было положено начало освобождению Правобережной Украины.

Честь освобождения украинской столицы выпала на долю 1-го Украинского фронта (командующий генерал армии Н. Ф. Ватутин). Командование фронтом проделало колоссальную работу по подготовке войск к этой операции. После того как попытка наступать с Букринского плацдарма, расположенного южнее Киева, в октябре окончилась безуспешно, решено было главные усилия перенести на другой плацдарм — в район Лютежа, находившегося севернее Киева. На нем находилась 38-я армия, в командование которой в конце октября вступил генерал-полковник К. С. Москаленко. Сюда же скрытно была переброшена с Букринского плацдарма 3-я Гвардейская танковая армия под командованием генерал-лейтенанта П. С. Рыбалко, артиллерийские и инженерные соединения. На левом берегу против плацдарма сосредоточился 1-й Гвардейский кавалерийский корпус. В составе 38-й армии действовала 1-я чехословацкая бригада под командованием полковника Л. Свободы. Свыше двух тысяч орудий и минометов, 500 установок реактивной артиллерии было стянуто на направление главного удара. Все это создавало значительное превосходство над противником, решившим во что бы то ни стало удержать Киев.

3 ноября утром советские войска ударили по вражеской обороне и, прорвав ее, двинулись к Киеву. К вечеру 5 ноября бои завязались на окраинах Киева и продолжались всю ночь. К утру 6 ноября сопротивление противника в городе было сломлено…»

Г.К. Жуков. «Воспоминания и размышления»

7

Источник