Урок 9 класс история коренной перелом в войне

Конспект урока по истории России ХХ века.

9 класс.

ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Цель: — познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;

— научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);

— показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.

ПЛАН УРОКА.

  1. СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
  2. СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
  3. БИТВА ЗА ДНЕПР.

      4.    ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.

  1. Сталинградская битва  19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)

Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?

Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)

Линии сравнения

Советские войска  

Немецкие войска

Личный состав (тыс. чел.)

             1134,8

            1011,5

Количество танков

              1560

             675

Количество орудий и минометов

              14934

             10290

Количество самолетов

              1916

             1219

Вопросы для анализа:

  1. Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
  2. Почему это стало возможно?

Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7)                                                                                                                       Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин

Донского           — командующий К.К.Рокоссовский

Сталинградского – командующий А.И.Еременко

Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.

Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.

Задание: — обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.

             — обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.              

Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).

        Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)

Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)

-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;

— в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).

К лету 1943 года  планы сторон были следующими (слайд №13))

Задание: работая с текстом учебника,  выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.

                 ГЕРМАНИЯ

    СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии.

Активная оборона (изматывание сил противника)

Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.)

Переход в наступление

50 дивизий

Активизация деятельности партизан в тылу врага

Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)

Силы и средства

     Советский Союз

       Германия

Личный состав (тыс. чел.)

             1136

             900

Количество танков и САУ

             3444

2733

Количество орудий и минометов

             19100

            10 000

Количество самолетов

  2172

            2050

Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.

Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).

                Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве  был произведен первый победный салют (слайд № 15)

Задание: нанесите на контурную карту:

— направление планируемых ударов немецких войск;

— направление контрударов советских войск;

— место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.

  1. Битва за Днепр  сентябрь- ноябрь 1943 года.

Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной.  6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).

        Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.

  1. Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)

Тегеранская конференции ( слайд №17)

А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?

Б) Какие решения были приняты?

В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?

Итоги второго периода.

Заключение урока.

Вопросы для проверки:

  1. В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
  2. Почему он стал возможен?
  3. Как повлиял на дальнейший ход войны?

Работа с тестом по теме урока.

Выберите правильный ответ.

  1. Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:

А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров

Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.

  1. В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:

А) капитуляция немецких войск в Сталинграде

Б) освобождение Орла и Белгорода

В) освобождение Киева.

  1. Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6

А) на правом берегу Днепра

Б) на Таманском полуострове

В) на южном берегу Сивашского залива.

Источник

Конспект урока по теме: Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Тип урока: Урок проблемного обучение с применением ИКТ.

Цели и задачи урока по линиям развития (ЛР) личности:

Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

На основании фактов сформировать общее представление о предпосылках коренного перелома и его важнейших событиях (Сталинградской и Курской битвах). Понятия: коренной перелом, операция «Уран», «Кольцо», «Цитадель».

Линия 3 ЛР. Историческое мышление.

Читайте также:  Электрофорез после перелома стопы

Осмысление предпосылок коренного перелома, причин и последствий победы Красной Армии в Сталинградской битве и на Курской Дуге.

Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Оценить значимость поступка советских военнопленных с позициигражданственности, патриотизма.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1.Рассказывать о крупнейших сражениях второго этапа ВОв;

2.Объяснять причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом;

3.Сравнивать Сталинградскую битву и сражение на Курской дуге

4.Представлять биографические справки, очерки об участниках войны, совершавших героические поступки в изучаемый период, использовать в работе источники, уметь работать с документом.

5.Подготовить сообщения о сражениях второго этапа войны

6.Характеризовать решения Тегеранской конференции

Учебная проблема:

Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

1 этап Проверка домашнего задания (вопросы на стр.214)

Учитель. 22 июня в 4 часа утра фашистская Германия напала на Советский Союз, на защиту Родины встали все народы нашей страны. Народный комиссар иностранных дел Молотов выступая по радио перед гражданами СССР заявил, что фашисткая Германия напала на СССР внезапно, без объявления войны.

1.Можно ли говорить о внезапности нападения?  Прочитать текст на (стр. 209) Ответы учащихся.

2.Какое ещё утверждение из выступления Молотова можно опровергнуть?

3.Почему Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 года?

4.Какие последствия имела эта позиция Сталина?

5.Каковы были силы сторон в первые месяцы войны?

6.Дайте характеристику плана «Барбаросса», покажите на карте молниеносные удары по этому плану.

 7. Назовите этапы Великой Отечественной войны.

-22 июня 1941-18 ноября 1942. В чём вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?

— 19 ноября 1942 (осень) — 1943. Коренной перелом во Второй мировой войне.

— 1944-1945 (май). Победа над фашистской Германией.

Со взятием каких городов Гитлер связывал престиж Германии и свой личный престиж ?

Каково значение Московской битвы. Почему немцам не удалось захватить Ленинград?

С какого события начинается 2 этап Великой Отечественной войны? Как он называется? (коренной перелом) Почему вы так считаете?

Какие ещё сражения ВОВ входят в коренной перелом? Где эту информацию можно найти? (в учебнике).

Итак, тема нашего урока?

Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Какие сражения нам предстоит рассмотреть?

План:

1. Сталинградская битва – начало коренного перелома в Вов.

2. Сражение на Курской дуге завершение коренного перелома.

3. Итоги и значение второго периода в войне.

Краткая характеристика событий Вов накануне Сталинградской битвы.

Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы

Постановка проблемного вопроса:

Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?

Причины поражения  фашистских войск под Сталинградом и на Курской дуге.

Немецкие генералы о причинах поражения

 Источники  о причинах победы СССР в Великой Отечественной войне?

  1. Огромная территория СССР.

«Главная причина — мужество и твердость обычного русского солдата». Английский историк А. Кларк

  1. Суровые погодные условия — «генерал Мороз».

Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (премьер-министр У.Черчилль).

  1. Приказ № 227

Вне Сталинграда кажется, что окружённая 6-я немецкая армия разбита и не может выбраться из ловушки. В этих достижениях большая заслуга принадлежит организационной и штабной работе русских. Архив Лондон 1943 год

  1. Большая численность советских солдат и офицеров — «масса муравьев против слона».

Каждый солдат американской армии и Великобритании относится с величайшим восхищением к мажеству, отваге и смелости Красной Армии и народов СССР. «Британский союзник, 1943 год, 24 января.

Учитель: Какой же будет проблема урока?

Ученики: Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

Версии

Учитель:  Какие у вас есть предположения по решению проблемы урока?

Ученики предлагают свои версии.

Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы. (Демонстрации презентации)

Открытие нового знания

  1. Ряд стр. 217 познакомится с содержанием приказа №227 ответить на вопросы. Чем обусловлено появление данного приказа?
  2. Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения

предлагал приказ №227?

     3. Чем поразил приказ?

     4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?

2 ряд. Стр.220 познакомится с выступлением У.Черчиля.

Что заставило ярого противника коммунизма изменить своё отношение к СССР?

Можно ли считать эти обстоятельства причинами победы СССР?

3 группа: Проанализируйте диаграммы.

Какие выводы о причинах победы можно сделать?

  1. Задания по рядам. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.

Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «…Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду…»

Олейник Г.Н своей сестре пишет:«… В 1942 г. Фашизму будет конец.

Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретится. Они должны получить от меня двойную плату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».

Из третьей роты, 1-ого батальона, Лелеко домой пишет: «…Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей…»

Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области, от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить — убей немца».

Вопросы:

Что можно сказать о психологическом состоянии готовности советских воинов к отпору врагов?

Докажите, что нашему солдату был присущ патриотизм?

Может ли эта версия быть отнесена к числу вероятных причин победы под Сталинградом? Свое мнение аргументируйте.

Предлагаем вашем выступления учащихся Выступление «Герои Сталинградской битвы»

Вопросы: Что заставило Михаила Паникаха пойти на смерть.

 Каковы итоги и значение Сталинградской битвы ? Работаем с текстом учебника на стр. 231.

  1. Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
  2. Начало коренного перелома в ходе войны.

II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г.II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г. Просмотр видеофильма «Курская дуга».

 Выделите причины победы на Курской дуге

   Задание может быть выполнено в письменной форме.

Ученики:

  1. Патриотизм советских бойцов и командиров. Уверенность в победе.
  2. Умелая работа советской и английской разведок (получение информации о планируемой Гитлером операции «Цитадель»).
  3. Военное искусство советских полководцев (создание оборонительных сооружений, преднамеренная оборона на первом этапе с целью измотать наступающего врага, контрнаступление на втором с целью разгрома противника).
  4. Превосходство в силах Красной Армии благодаря работе советского тыла.

4. Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).

Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии. (слайд )

Читайте также:  Какие могут быть переломы ноги

Учитель: Каков главный признак коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?

Ученики: Переход инициативы в руки советского командования.

Учитель: Почему победа под Москвой еще не означала коренного перелома в войне?

Ученики: Потому что в 1942 г. инициатива снова перешла к немцам

Учитель: Почему, несмотря на то, что Красная Армия на первом этапе Курской битвы оборонялась, эта битва является вершиной коренного перелома?

Ученики: Инициатива и на первом этапе была в руках совет войск, так как оборона была преднамеренной и была организована с целью измотать врага.

Учитель: Какое главное значение Курской битвы? Найдите в учебнике об этом слова генерала Гудериана.

Ученики: «Инициатива полностью перешла к противнику» (т.е. к советским войскам).

Учитель: На все ли вопросы нашего плана мы нашли ответы?

Ученики: Да.

Применение нового знания

Учитель: Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Какие гипотезы оказались верными?

Ученики делают вывод по проблеме урока.

2. Подведение итогов, оценивания ответов учеников.

Заключительное слово учителя.

Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Очень важно не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить, а понять. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления над ним.

Рефлексия учебной деятельности (6 мин.)

  1. Самоанализ и самоконтроль (лист самоконтроля).

Тема урока

Какие ключевые понятия и процессы усвоены

Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого

Личная оценка качества усвоения материала

Личная оценка активности, вклада в урок

Конструктивные предложения

по уроку

4. Домашнее задание: § 30,32.

Учитель: Как вы думаете, о чем может говориться в нашем следующем параграфе, судя по его названию и иллюстрациям?

Проверьте свои предположения — прочитайте § 24 и подготовьте ответы на вопросы перед ним.

Источник

Разработка урока по теме: «Коренной перелом в ходе войны».

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок-исследование.

Цели урока:

1) познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного

перелома в Великой Отечественной войне;

2) проанализировать причины победы на II этапе войны;

3) продолжить развитие исследовательских умений и навыков;

4) пробудить гражданские качества через освещение массового

и личного героизма советских людей во время войны.

Оборудование и материалы к уроку:

1. Карта «Великая Отечественная война советского союза»;

2. Таблицы «соотношение сил противников к 19 ноября

1942 г. на Сталинградском направлении», «Соотношение сил

противников, сконцентрированных на Орловско-Курском

направлении»;

3. Учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал  для работы

 в группах, компьютер, проектор, слайды.

Основные понятия:

коренной перелом, антигитлеровская коалиция, Курская дуга.

I этап: Проверка домашнего задания. (8 мин.)

I Устный опрос:

вопрос №1 §29 Почему Сталин считал, что Германия не нападет на СССР летом 1941 г.?

вопрос №5 §29 Как проходила Московская битва?

Какого ее значение?

II Выполнить задания на доске по карточкам:

Карточка №1. Перечислить меры, которые принимало советское

руководство по отражению агрессии?

Карточка №2. Расставьте в хронологическом порядке  события.

  1. Штурм линии Маннергейма
  2. Сражение за Смоленск
  3. Создание ГКО
  4. Создание ставки Главнокомандования
  5. Начало блокады Ленинграда.

Ответ: 1 4 3 2 5

Карточка №3. Продолжите предложения.

  1. План нападения на СССР имел кодовое название… («Барбаросса»).
  2. 22 июня немецко-фашистские войска наносили удары по трем направлениям: на________, на____________, на___________( Москву, Ленинград, Киев).
  3. Операция по захвату Москвы имела кодовое название….(«Тайфун»).
  4. Наступление немецко-фашистских войск на Москву началось…(30 сентября 1941 г.).
  5. Контрнаступление советских войск под Москвой началось…(5 декабря 1941 г.).         

Карточка №4. Соотнесите имена и свидетельства.

1) Г.К. Жуков

А) Командующий Резервным фронтом (август-сентябрь), Ленинградским фронтом (сентябрь-октябрь), Западным фронтом (с октября 1941 г.)

2) И. В. Панфилов

Б) Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР

3) И. В. Сталин

В) нарком иностранных дел, заместитель Председателя ГКО, член Ставки Верховного Главнокомандования

4) В. Г. Клочков

Г) командир 316-й стрелковой дивизии, в ходе Московской битвы державшей оборону западнее Волокамска (погиб 18 ноября 1941 г.)

5) В. М. Молотов

Д) политрук роты 1075 стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии, совершил подвиг, бросившись со связкой гранат на фашистский танк и взорвав его.

III Задание классу:

Составить план ответа на вопрос:

Причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны.

II Изучение нового материала.(30 мин.)

Вступительное слово учителя.

 Великой Отечественной войне посвящено большое количество литературы. И тем не менее, обращаясь к давним событиям с высоты сегодняшнего дня мы должны признать, что до сих пор в ее историографии есть не мало «белых», «черных» и даже «кровавых пятен». Подавляющее большинство работ написано с казенно-патриотических позиций. Да иначе и быть не могло. На историков «давил» идеологический пресс. Во время и после войны на всех работах о войне лежал отпечаток культа личности Сталина. К счастью, в наши дни положение дел изменилось. Мы можем и должны знать правду о тех Великих днях, какой бы она не была.

  Давайте попытаемся, работая с дополнительными источниками, которые были открыты для всеобщего обозрения сравнительно недавно, приоткрыть завесу тайны над вопросом об истинных причинах победы советских людей на втором этапе войны.

Знакомство учащихся с планом работы:

1. Сталинградская битва.

2. Сражение на Курской дуге.

3. Битва за Днепр.

4. Итоги второго периода.

I. Сталинградская битва 19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 г.

Прогнозирование результатов: (составляется кластер).

Задание классу: Работая с учебником и картой, охарактеризуйте

военно-стратегическую обстановку, которая сложилась на южных

рубежах СССР накануне Сталинградской битвы.

Постановка проблемного вопроса:

Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?

Поиск путей решения проблемы (работа в группах). 12 мин.

1 группа: Изучить планы Германии и СССР накануне Сталинградской битвы.

Составить таблицу (учебник, карта, рабочая тетрадь стр. 84 №10).

2 группа: Проанализируйте диаграммы.

  3 группа: Познакомьтесь с документами и сделайте выводы о психологическом состоянии немецких солдат накануне битвы и психологической готовности борьбы советских воинов с врагом.

  Документ №1: Из дневника Вильгельма Гофмана:

«Командир роты говорит, что русские войска совсем разбиты, держаться дальше не могут. Выйти на Волгу и взять Сталинград не такое уж сложное дело. Фюрер знает, где слабое место у русских, победа близка…»

  Документ №2: Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова.

«В боях и полевой службе немецкий солдат знал свое дело, был упорен, самоуверен и дисциплинирован…» «Советскому воину пришлось иметь дело с опытным и сильным врагом, у которого вырвать победу было не так то просто. Чтабы немецких частей, соединений и армий были обучены современным способам организации боя, сражений и операций. Управление войсками осуществлялось при помощи радио средств, которыми они были обеспечены. В ходе сражений они настойчиво добивались от войск выполнения поставленных задач».

  Стихотворение К. Симонова «Если дорог тебе твой дом…»

Если дорог тебе твой дом,

Где ты русским выкормлен был,

Под бревенчатым потолком,

Где ты, в люльке качаясь, плыл;

Если дороги в доме том

Тебе стены, печь и углы,

Дедом, прадедом и отцом

В нем исхоженные полы…

Если ты фашисту с ружьем

Читайте также:  Можно ли наступить на ногу при переломе колена

Не желаешь навек отдать

Дом, где жил ты, жену и мать,

Все, что родиной мы зовем,—

Знай: никто ее не спасет,

Если ты ее не спасешь;

Знай: никто его не убьет,

Если ты его не убьешь.

И пока его не убил,

Ты молчи о своей любви,

Край, где рос ты, и дом, где жил,

Своей родиной не зови.

Пусть фашиста убил твой брат,

Пусть фашиста убил сосед,—

Это брат и сосед твой мстят,

А тебе оправданья нет.

За чужой спиной не сидят,

Из чужой винтовки не мстят.

Раз фашиста убил твой брат,—

Это он, а не ты солдат.

Так убей фашиста, чтоб он,

А не ты на земле лежал,

Не в твоем дому чтобы стон,

А в его по мертвым стоял.

Так хотел он, его вина,—

Пусть горит его дом, а не твой,

И пускай не твоя жена,

А его пусть будет вдовой.

Пусть исплачется не твоя,

А его родившая мать,

Не твоя, а его семья

Понапрасну пусть будет ждать.

Так убей же хоть одного!

Так убей же его скорей!

Сколько раз увидишь его,

Столько раз его и убей!

4 группа: Изучите Приказ №227 «Ни шагу назад!» (учебник, стр.220) и

ответьте на вопросы:

  1. Чем обусловлено появление данного приказа?
  2. Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения

предлагал приказ №227?

     3. Чем поразил приказ?

     4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?

Учитель: Советским командованием был разработан план «Уран» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами 3-х фронтов:

Юго-Западного – командующий Н. Ф. Ватутин

Донского – командующий К. К. Рокоссовский

Сталинградского – командующий А. И. Еременко.

Был нанесен удар на правом и левом флангах, после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек. Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.

Итоги Сталинградской битвы:

  1. Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
  2. Начало коренного перелома в ходе войны.

II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г.

  Учитель: в результате мощного наступления войск Воронежского фронта

на верхнем Дону, были разбиты 3 армии противника и образовалась Курская дуга. (работа с картой).

Работа в группах. 12 мин.

 1 группа: Работая с текстом учебника, выписать в таблицу планы сторон

на летнюю компанию 1943 г.

Германия

Советский Союз

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии.

Активная оборона (изматывание сил противника)

Массовая мобилизация (20 млн. чел.)

Переход в наступление

50 дивизий

Активизация деятельности партизан в тылу врага

Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинант»

  2 группа: Выяснить соотношение сил противника к лету 1943 г. (анализ таблицы, см. раздаточный материал)

Силы и средства

     Советский Союз

       Германия

Личный состав (тыс. чел.)

             1136

             900

Количество танков и САУ

             3444

2733

Количество орудий и минометов

             19100

            10 000

Количество самолетов

  2172

            2050

  3 группа: работая с учебником, дайте характеристику крупнейшего Танкового

сражения.

  4 группа: изучить работу Тегеранской конференции (учебник) и ответьте на вопросы:

  1.  Представители каких стран принимали участие в работе конференции?

     2) Какие решения были приняты?

     3) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны.

  Учитель: Перейдя в наступление, советская армия освободила города

Орел и Белгород. В честь этого события в Москве был произведен 1-й победный салют.

III. Битва за Днепр сентябрь – ноябрь 1943 г.

  Учитель: закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 г.

в битве за Днепр. (карта)

  Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали непреступной.

6 ноября 1943 г. был освобожден город Киев.

  Итоги: Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый

под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно

перешла к Советской армии.

1. Возвращение к кластеру

2. Подведение итогов, оценивания ответов учеников.

Заключительное слово учителя.

Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Очень важно не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить, а понять. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления над ним.

Рефлексия учебной деятельности (6 мин.)

  1. Самоанализ и самоконтроль (лист самоконтроля).

Тема урока

Какие ключевые понятия и процессы усвоены

Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого

Личная оценка качества усвоения материала

Личная оценка активности, вклада в урок

Конструктивные предложения

по уроку

4. Домашнее задание: § 30,32.

Рабочая тетрадь стр. 92, зад. 5,7.

 Эссе «Страх или свобода» или сделать презентацию.

Список источников и литературы.

 I. Источники .

1.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления в 3 томах. М .:АПН,1988.т.3.

2.Ржевская Е. Берлин, май 1945.М.:Детская литература.1985.

3.Чуйков В.И. От Сталинграда до Берлина. М.:Воениздат.1985.

II. Литература.

1.Алябина Г.И.От штыка до могучих ракет.//.Последний звонок,2002,№11.

2.Бартенева Н.В.Научно-исследовательская работа учащихся //Преподавание истории в школе.-2005.-№3.-с.31-39.

3.Великая Отечественная война 1941-1945.Военно-исторические очерки в 4-х кн.М.1998.Кн.1,2.

4.Великая Отечественная война.1941-1945.Энциклопедия для школьников.-М.:ОЛМА-ПРЕСС,2005.

5.Вяземский Е.Е. и др. Проект государственного образовательного стандарта.

//История.-1997. -№2.

6.Вяземский Е.Е…,Стрелова О.Ю.Теория и методика преподавания истории.- М.:ГИЦ «Владос»,2003.

7.Данилов А. А., Косулина Л. Г. Программа по истории России 9 класс

8.Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Е. Учебник

9.Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Е. Рабочая тетрадь

10.Иванова Т.Н.Сценарии ролевых игр, тесты.- Чебоксары 2000.

11.История.5-11 классы: технологии современного урока/ авт.-сост. Гукова В.В. и др.-Волгоград:Учитель,2009.

12.Кадневский К. М. Тесты

13.Калинкина Е. Г. Инновационные процессы в образовании в условиях перехода к постиндустриальному обществу. История и обществознание в школе. Сборник научных и методических трудов. — Н. Новгород, 2003

14.Кларин М.В Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования ,игры и дискуссии .-Рига: НПЦ «Эксперимент»,1995.

15.Кон И.С.Психология ранней юности: Книга для учителя.М.:Просвещение,1989.

16.Короткова М.В., Студеникин М.Т.Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях.- М.;ГИЦ «Владос» ,1999.

17.Лебедева И.М.Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах-М.:Просвещение,1990.

18.Лубовский Д.Развитие мотивов межличностных отношений у

подростков 12-15.//Воспитание школьников.-1997.-№2.

19.Мавлевич Н.Дети пишут историю. Семья и школа,2003.-№9.

20.Мельников А.А.Великая Отечественная война.//Последний звонок,2006,№1.

21. Наш край. – Н. Новгород: издательство «Нижегородская ярмарка», 1997.

22.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование,1998.

23.Симонова Е. В. Поурочные разработки по истории России

24.Шевченко Н.И.Технологии обучения истории в старшей школе: 25.Шевченко Н.И.Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания.-2-е изд.-М.ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2009.

Методическое пособие.М.,2001.

26.Шевченко Н.И. Нетрадиционные методы преподавания в старшей школе/Преподавание истории в школе.-2002-№9.-с-46-50.

27.Школьная энциклопедия «Руссика». История России.20 век. -М.: ОЛМА- ПРЕСС Образование,2003.

28.Яковлев Н.Маршал Жуков. ЖЗЛ.М.: Молодая гвардия. Любое издание.

Источник