Учебник по реабилитации после перелома

Учебник по реабилитации после перелома thumbnail

Реабилитация после переломов — это очень важный период. От того, насколько правильно все будет сделано, зависит то, как срастется сломанная кость. В это время используются различные методы физиотерапевтического лечения, массажа, специальная гимнастика. Срок снятия гипса зависит от тяжести травмы, от наличия сопутствующих патологий и т.д.

Восстановительное лечение и его особенности

Реабилитация после снятия гипса предполагает также ношение лонгеты для поврежденной конечности. Это устройство необходимо для того, чтобы снизить нагрузку, в противном случае возникает риск повторного перелома. Кроме того, без лонгеты могут возникать боли — для переломов костей это естественное явление.

Существуют различные методы, при использовании которых можно сократить срок реабилитации после переломов. Это, например, физиотерапия — динамические токи, электрофорез, а также раздражение мышц путем воздействия тока низкого напряжения. Все это может дополняться апитерапией, то есть пчелолечением. Существуют и другие методы, которыми осуществляется реабилитация переломов. Но они применяются исключительно специалистами в клинических условиях. Например, это массаж. Он делается только тогда, когда уже произошло снятие гипса. Одновременно с ним выполняются пассивные упражнения. Их делает сам массажист.

Реабилитация после переломов в домашних условиях

При реабилитации после переломов в домашних условиях важную роль приобретает лечебная диета. В первые две недели после перелома нужно включать в рацион больше коллагена (то есть белков — для этого нужно есть мясо и рыбу нежирных сортов, а также яйца). Кроме того, важно обеспечить достаточное количество витаминов, поэтому в меню включают свежие овощи и фрукты. А для того, чтобы повысить концентрацию глюкозы в крови на нужном уровне, необходимо ограничить углеводы в первые несколько недель после перелома. Энергетическая ценность рациона должна соответствовать физической активности.

Учебник по реабилитации после перелома

Реабилитация перелома занимает довольно много времени. Начиная с третьей недели, организм начинает испытывать дефицит солей кальция, некоторых макро- и микроэлементов, в том числе фосфора. Для восполнения их количества рекомендуется употреблять больше молочных продуктов (но только не обезжиренных), цельнозерновых каш, шпината и бобовых, если нет противопоказаний.

Реабилитация после переломов требует не только классического медикаментозного лечения. Хорошо зарекомендовали себя фитотерапевтические средства.

Перелом будет проходить быстрее, если поддержать организм. Например, такими тонизирующими свойствами обладают препараты на женьшене. Они предотвращают истощение, улучшают обмен веществ, снимают усталость. Как правило, их принимают в виде спиртовой настойки. Реабилитация после снятия гипса включает и препараты заманихи высокой и лимонника китайского. Эти средства, помимо всего прочего, нужны для улучшения сердечно-сосудистой деятельности.

Реабилитация после перелома предполагает и другие средства лечения, например, препараты элеутерококка, которые обладают гепатопротекторным, антистрессовым и антигипоксическим действием. По сути, это адаптогены. Такие препараты можно найти в аптеке, их выпускают многие фармацевтические компании, как в виде самого средства (в виде капель), так и в составе тонизирующих бальзамов

Гимнастика после переломов

Реабилитация после перелома обязательно включает в себя лечебную гимнастику. При этом упражнения делают не только для пострадавшей конечности, но и для неповрежденной. Только врач может определить стоит ли уже начинать гимнастику или пока следует с этим повременить. И хотя срок реабилитации после перелома достаточно велик, если никаких противопоказаний нет, то к гимнастике можно приступать уже на 2-3-й день после иммобилизации травмированного участка.

Нагрузка поначалу должна быть небольшой. Сначала рекомендуется делать всего пару подходов в день, их количество плавно доводят до пяти или шести, причем увеличивается продолжительность гимнастики, растет интенсивность нагрузок. В первые 2-3 недели после перелома, пока снятие гипса не произошло, пациенту рекомендуют соблюдать особую осторожность, поскольку именно в это время происходит формирование костного вещества. Чтобы оно осуществлялось правильно, необходима осевая нагрузка. Она должна быть умеренной, усиленные упражнения могут привести к чрезмерному сдавливанию поврежденных участков, и это чревато новыми проблемами.

Учебник по реабилитации после перелома

Если речь идет о переломе ноги, то ставить поврежденную конечность на пол можно уже на 3-4-й неделе после перелома. Но опираться на нее все еще нельзя. Если реабилитация протекает нормальными темпами, то еще через пару недель после этого можно уже будет наступать на конечность. И только по истечении примерно 65-70% от общей продолжительности периода иммобилизации можно слегка опираться на конечность. К моменту снятия гипса пациент уже сможет частично опираться на ногу, но ходить все равно будет с костылями.

В период, когда начинается окостенение, лечебная гимнастика может быть более интенсивной. Ближе к моменту, когда должен закончиться срок, который занимает реабилитация, можно приступать к сгибательно-разгибательным упражнениям. Постепенно их можно делать с большим усилием.

Если речь идет о реабилитационном лечении перелома, после снятия гипса делают уже активные упражнения. Но до этого можно выполнять движения, которые затрагивают только свободные части пострадавшей конечности, например, кисть руки или пальцы стопы. Эти упражнения для реабилитации ни в коем случае не должны быть резкими, они происходят плавно, без рывков, можно считать при этом «раз-два-три-четыре», следя за дыханием.

Многое зависит от того, как проводилось лечение, как шла реабилитация после перелома. Если речь идет об остеосинтезе, то активная гимнастика может начинаться уже через два дня после перелома. Но решение об этом должен принимать только врач с учетом индивидуальных показателей.

Источник

СТАЦИОНАРНЫЙ (ИММОБИЛИЗАЦИОННЫЙ) этап – длится до момента консолидации перелома или формирования соединительнотканного рубца, имеющего достаточную механическую прочность.

Место проведения комплексной реабилитации – Травматологическое отделение больницы/травматологический стационар.

Цель– Обеспечить условия для максимально возможной двигательной активности больного и сохранения функций поврежденной конечности.

Задачи:

1) Активизация кровообращения в поврежденной конечности

2) Поддержание тонуса мышц поврежденной конечности

3) Сохранение подвижности в свободных от иммобилизации суставах

Форма реабилитационных мероприятий:

1 — Общеразвивающие упражнения для здоровых конечностей и туловища

2 — Лечение положением (возвышенное положение для поврежденного сегмента)

3 — Изометрические напряжения отдельных мышц (мышечных групп) только при условии сопоставления костных отломков (т. к. в период репозиции длительное и интенсивное напряжение мышц может препятствовать проводимой для сопоставления отломков тракции и вызывать травматизацию мягких тканей костными отломками, а после сопоставления взаимодавление костных отломков способствует формированию костной мозоли).

4 — Идеомоторные упражнения (воображаемые)

5 — Дыхательные упражнения

6 — Обучение ходьбе с помощью костылей

· Упражнения выполняются индивидуально, в медленном темпе. Количество повторений 6-8 раз.

· В течение дня занятия лечебной гимнастикой проводится 1 раз под руководством инструктора ЛФК и 3 – 4 раза самостоятельно.

· Продолжительность занятий 15 – 25 минут (в зависимости от возраста пациента, сопутствующих заболеваний)

7 — Физиотерапия

· Диадинамотерапия (токи Бериара) в области перелома – для снятия болевого синдрома (воздействие двумя постоянными низкочастотными импульсными токами полусинусоидальной формы с частотой 50 и 100 Гц, применяемых раздельно или в различных комбинациях);

· УВЧ (переменное электрическое поле ультразвуковой частоты), магнитотерапия (воздействие постоянными или переменными магнитными полями) –для улучшения трофики поврежденных тканей.

8 — Массаж – ограничивается применением прерывистой вибрации в области перелома поверх гипсовой повязки (постукивание деревянным молоточком, пальцем).

В первый период в занятия включают статические и динамические ДУ и ОРУ для всех мышечных групп. Для неповрежденной ноги широко используют активные движения пальцами стопы, тыльное и подошвенное сгибание стопы, круговые движения стопой, сгибание и разгибание в коленном суставе, отведение и приведение ноги, сгибание и разгибание в тазобедренном сус­таве, изометрическое напряжение мышц бедра и голени, ста­тическое удержание конечности в течение нескольких секунд, имитация ходьбы по плоскости постели, осевое давление сто­пой о подстопник различной плотности, захватывание и удер­жание пальцами стопы различных легких предметов.

С помо­щью инструктора, поддерживающего бедро и голень повреж­денной ноги, больной поднимает и опускает выпрямленную ногу, сгибает и разгибает ее в коленном и тазобедренном сус­таве с небольшой амплитудой (30—40°). С 4-5-го дня после операции больному разрешается сгибать и разгибать опериро­ванную ногу в коленном и тазобедренном суставе, скользя сто­пой по плоскости постели, сидеть и опускать ногу. Через 2-3 недели больного ставят на костыли. Сроки нагрузки на трав­мированную конечность индивидуальные (от 1,5 до 5-6 месяцев). Больного обучают ходьбе на костылях по ровному полу, лестнице, затем с одним костылем и палкой.

Во второй период на фоне ОРУ и ДУ выполняются всевозможные упражнения для всех суставов поврежденной ноги, во всех направлениях в разных исходных положениях. Гвоздь удаляют через 1,5-2 года, а у некоторых больных он остается в шейке бедренный кости пожизненно.

Правильное обучение ходьбе с костылями:

при ходьбе по ровным поверхностям костыли с поврежденной ногой переносят вперед, не опираясь на нее или приступая, здоровая нога остается сзади (по принципу равностороннего треугольника), затем приставляют здоровую ногу. Поворот делают только в сторону поврежденной ноги, переступая здоровой ногой на месте.

при ходьбе с одним костылем (палкой) опираются на него с поврежденной стороны таким образом, чтобы костыль (палка) стоял у края стопы. Больную ногу, костыль (палку) одновременно передвигают вперед, затем присоединяют к ним здоровую ногу. Поворот с одним костылем (палкой), как и с двумя, выполняют в сторону поврежденной ноги, не отодвигая его от стопы.

при спуске с лестницы костыли опускают одновременно с поврежденной ногой, не наступая на нее или слегка приступая, затем приставляют здоровую ногу;

при подъеме на лестницу здоровую ногу ставят на верхнюю ступеньку. Затем подтягивают к ней костыли и поврежденную ногу.

при спуске с лестницы без перил одновременно опускают поврежденную ногу и костыль (палку), приставляя к ним здоровую ногу; при подъеме на лестницу ставят на верхнюю ступеньку здоровую ногу и к ней подтягивают одновременно поврежденную ногу и костыль.

Сращение внесуставных латеральных переломов происходит гораздо быстрее, чем медиальных (2,5—3 месяца), поэтому основной метод лечения — консервативный.

Ногу помещают на шину Белера и накладывают скелетное вытяжение за бугристость болынеберцовой кости.

В период иммобилизации с первых дней больные выполняют ДУ в сочетании с наклонами, поворотами головы и туловища, активными движениями в суставах здоровых конечностей, активным присаживанием в постели, придерживаясь за балканс­кую раму. Для больной ноги рекомендуются активные движения пальцами стопы, тыльные подошвенные сгиба­ния стопы, круговые движения стопой, изометрическое напря­жение мышц бедра и голени, идеомоторные упражнения. Через 2—3 недели больные начинают выполнять активные движения в коленном суставе сломанной конечности для предуп­реждения тугоподвижности. Для этого гамачок стандартной шины заменяют съемным, уменьшают тягу вытяжения, бла­годаря чему больной может проводить сгибательно-разгибательные движения в коленном суставе сначала с помощью инструктора, а затем — шнура, перекинутого через блок шины и прикрепленного к стопе.

Включают упражнения, направленные на укрепление мышц плечевого пояса и верхних конечностей (динамические и с незначительным мышечным напряжением). Для поддержания нормального тонуса мышц здоровой ноги занятия дополняют упражнениями с сопротивлени­ем, отягощением (в виде манжеток с грузом, фиксированных в области голеностопного сустава).

Источник

Учебник по реабилитации после перелома

Высшее образование

відсканував

MAGn@tФИЗИЧЕСКАЯ

РЕАБИЛИТАЦИЯ:

Учебник
для студентов
высших
учебных заведений

Под
общей редакцией профессора С.
Н. Попова

Издание
третье,
переработанное
и дополненное

Рекомендовано
учебно-методическим объединением

по образованию в
области физической культуры в качестве

учебника для
студентов, обучающихся по специальности

«Физическая культура»

РОСТОВ-НА-ДОНУ
2005

УДК
615.8(075.8) ББК
53.54я73

Ф54
КТК
345

Авторский
коллектив:

проф.
БирюковА.А.
1.2.3;
проф. ВолеевЯ.М.—1.1.4, 1.2.2,2.2,3.5,

  1. 4.2,
    4.3, 4.6, 5.1, 5.2, 5.3, 7.1, 7.2, 7.6, 7.7; доц. Гарасева
    Т.С.

    2.1,

  1. 2.7,
    6.1, 6.2, 7.5, 10.3; Гершбург
    М.И. —
    2.8;
    д.п.н. Губарева
    Т.И. —
    2.6,
    2.9.4, 10.1, 10.2, 10.3, 10.5.1; проф. Захарова
    Л.С.

    1.2.1, 3.6, 4.2,
    4.4,4.5,5.4,
    5.5; проф.Зайцев
    В. К. —
    2.2.1;
    д.п.н. Козырева
    О.В.

    2.9.1,
    2.9.4,
    5.6, 7.8, 8.0, 9.0; к.л.н. Ларионова
    Н.Н.

    2.4, 2.9.2, 10.5.2; проф.
    Попов
    С.Н. —
    1.1,
    2.3, 2.5, 2.8, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 7.3, 7.4; доц. Рубцова
    И.О.

    10.4;
    к.п.н. ШвыгинаН.В.

    2.4; доц. Сулимцев
    Т.И. —
    10.1,
    10.2.

Рецензенты:

Заслуженный
деятель наук РФ, президент Российской
ассоциа­ции по спортивной медицине,
реабилитации больных и инвалидов, доктор
медицинских наук, профессор А.В.
Чоговадзе;
доктор
меди­цинских
наук, профессор А.И.
Журавлева.

Ф54
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ: Учебник для
студентов выс­ших
учебных заведений, обучающихся по
Государственному об­разовательному
стандарту 022500 «Физическая культура для
лиц с
отклонениями в состоянии здоровья»
(Адаптивная физическая культура) / Под
общей ред. проф. С. Н. Попова. Изд. 3-е. —
Ро­стов
н/Д: Феникс, 2005. — 608 с. (Высшее образование.)

Учебник
написан коллективом авторов кафедры
«ЛФК, масса­жа
и реабилитации» Российского государственного
университета фи­зической
культуры — ведущими специалистами в
области физичес­кой
реабилитации. Авторы стремились как
можно полнее предста­вить
основные принципы и методы физической
реабилитации при всех основных формах
патологии: в травматологии и ортопедии,
заболеваниях
внутренних органов и нервной системы,
операциях груд­ной
клетки и брюшной полости, при заболеваниях
детей. В учебнике представлена
методика применения в реабилитации
физических уп­ражнений
в сочетании с частными методиками
массажа и физиоте­рапевтическими
процедурами.

Учебник
предназначен для студентов высших и
средних учеб­ных
заведений, обучающихся по Государственному
образовательно­му
стандарту 022500 «Физическая культура для
лиц с отклонениями в
состоянии здоровья» (Адаптивная
физическая культура). Книга будет также
полезна для инструкторов и методистов
ЛФК, а также всем интересующимся данными
проблемами.

УДК
615.8(075.8) ББК53.54я73
КТК
345 ISBN5-222-06966-4

О
Коллектив
авторов, 2005

О
Оформление, изд-во «Феникс», 2005

Первое
издание настоящего учебника вышло в
свет в 1999 го­ду
и было предназначено для студентов,
обучающихся по госу­дарственному
образовательному стандарту 02250 «Физическая
культура
для лиц с отклонениями в состоянии
здоровья» (Адап­тивная
физическая культура). С тех пор эта
специальность по­лучила
широкое распространение, так как стала
вводиться во многих
высших учебных заведениях как
физкультурного, так и
нефизкультурного профиля. В настоящее
время Адаптивная физическая
культура открыта в 35 вузах страны. Как
правило, конкурс абитуриентов, стремящихся
поступить учиться на эту специальность,
очень высок.

В
Государственном образовательном
стандарте 022500 «Фи­зическая
реабилитация» представлена двояко:
общепрофесси-нальная
дисциплина и как один из видов
специализации. Учеб­но-методическое
объединение по физкультурному образова­нию
в 2003 году утвердило программы, дисциплины
и специ­ализации.

Второе
(настоящее) издание учебника «Физическая
реаби­литация»
полностью соответствует утвержденным
программам.

По
сравнению с первым изданием в учебнике
исключены некоторые разделы. Каждый
раздел учебника заканчивается контрольными
вопросами и заданиями для самостоятельной
работы
студентов.

Учебник
завершается списком рекомендованной
литерату­ры,
основной и дополнительной.

В
учебнике изложены основные принципы
медицинской и физической
реабилитации при всех главных формах
патоло­гии: в травматологии и ортопедии,
заболеваниях внутренних органов,
обмена веществ, повреждениях и заболеваниях
нервной системы,
операциях на органах грудной клетки и
брюшной по­лости,
заболеваниях и повреждениях различных
систем у ин­валидов
различного профиля и другие.

В
отличие от учебников по лечебной
физкультуре здесь представлены
не только методики применения физических

3

упражнений при
различных заболеваниях, травмах, пороках
развития, но и, где это важно, частные
методики лечебного массажа, средства
физиотерапии в комплексе с физическими
упражнениями.

Все
разделы частной патологии начинаются
с краткого из­ложения
сущности заболевания, его этиопатогенеза,
так как это
необходимо для понимания
клинико-физиологических ме­ханизмов
лечебного и реабилитационного действия
физичес­ких
упражнений, массажа и физиотерапии.

Надеемся,
что наша работа представляет интерес
не только для
студентов, но и для методистов и
инструкторов по лечеб­ной
физической культуре, врачей, больных и
инвалидов.

Авторский
коллектив с благодарностью примет как
добро­желательные
отзывы, так и критические замечания,
так как они пойдут на пользу делу и
помогут устранить возможные недостатки.

1

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
РЕАБИЛИТАЦИИ

1.1. Понятие о реабилитации.

ЕЕ ЗАДАЧИ,
ПРИНЦИПЫ И СРЕДСТВА

Реабилитация
— это восстановление здоровья,
функцио­нального состояния и
трудоспособности, нарушенных болез­нями,
травмами или физическими, химическими
и социальны­ми
факторами. Цель реабилитации — эффективное
и раннее возвращение
больных и
инвалидов
к бытовым и трудовым про­цессам,
в общество; восстановление личностных
свойств чело­века.
Всемирная организация здравоохранения
(ВОЗ) дает очень близкое
к этому определение реабилитации:
«Реабилитация представляет собой
совокупность мероприятий, призванных
обеспечить
лицам с нарушениями функций в результате
болез­ней,
травм и врожденных дефектов приспособление
к новым условиям жизни в обществе, в
котором они живут». Термин реабилитация
происходит от латинского слова habilis
— «спо­собность», rehabilis
— «восстановление способности».

По
мнению ВОЗ, реабилитация является
процессом, направ­ленным
на всестороннюю помощь больным и
инвалидам для достижения
ими максимально возможной при данном
заболе­вании
физической, психической, профессиональной,
социаль­ной
и экономической полноценности.

Таким
образом, реабилитацию следует рассматривать
как сложную социально-медицинскую
проблему, которую можно подразделить
на несколько видов, или аспектов:
медицинская, физическая, психологическая,
профессиональная (трудовая) и
социально-экономическая.

Первое
и основное направление реабилитации
(медицин­ской
и физической) — восстановление здоровья
больного по­средством
комплексного использования различных
средств, на-

правленных
на максимальное восстановление нарушенных
фи­зиологических
функций организма, а в случае невозможности
достижения
этого — развитие компенсаторных и
заместитель­ных приспособлений
(функций).

Психологический
аспект реабилитации направлен на
коррек­цию
психического состояния пациента, а
также формирование его отношений к
лечению, врачебным рекомендациям,
выпол­нению реабилитационных
мероприятий. Необходимо создать условия
для психологической адаптации больного
к изменив­шейся
вследствие болезни жизненной ситуации.

Профессиональный
аспект реабилитации затрагивает во­просы
трудоустройства, профессионального
обучения и пере­обучения, определения
трудоспособности больных.

Социально-экономическая
реабилитация состоит в том, что­бы
вернуть пострадавшему экономическую
независимость и социальную полноценность.
Эти задачи решаются не только медицинскими
учреждениями, но и органами соцобеспечения.

Из
всего этого ясно, что реабилитация —
многогранный процесс восстановления
здоровья человека и реинтеграции его
в
трудовую и социальную жизнь. Естественно,
что виды реа­билитации следует
рассматривать в единстве и взаимосвязи.
Три вида реабилитации (медицинская,
трудовая, социальная)
соответствуют
трем классам последствий болезней: 1)
медико-биологические последствия
болезней, заключающиеся в откло­нениях
от нормального морфофункционального
статуса; 2) сни­жение
трудоспособности или работоспособности
в широком смысле
слова; 3) социальная дезадаптация, т. е.
нарушение связей
с семьей и обществом. Отсюда следует,
что выздоров­ление
больного после перенесенного заболевания
и его реаби­литация — совсем не одно
и то же, так как помимо восстанов­ления
здоровья пациента необходимо восстановить
еще и его работоспособность
(трудоспособность), социальный статус,
т. е. вернуть
человека к полноценной жизни в семье,
обществе, кол­лективе.

Импульсом
для развития реабилитации больных в
первой половине нашего столетия послужила
первая мировая война, искалечившая
здоровье и жизни тысяч людей. Начали
быстро развиваться
такие научно-практические дисциплины,
как орто­педия,
физиотерапия, трудотерапия и лечебная
физическая куль­тура.
Вначале использовался термин
«восстановительное лече-

ние»,
и в это понятие входило использование
медицинских ле­чебных методов, но
впоследствии, особенно после второй
ми­ровой
войны, проблема социально-трудового
восстановления инвалидов
приобрела массовый характер. Помимо
медицин­ских,
ее решение включало целый ряд
психологических, соци­альных
и других вопросов, выходящих за рамки
узколечебных, и
тогда на смену термину «восстановительное
лечение» при­шел
термин «реабилитация». Концепция
реабилитации боль­ных и инвалидов в
современном понимании появилась в годы
второй
мировой войны в Англии и США. Со временем
пришло понимание, что с ростом случаев
хронических заболеваний, ве­дущих к
нетрудоспособности, отдельные направления
медици­ны
не в состоянии ему противостоять и
решение этой пробле­мы
по плечу лишь всей системе здравоохранения
в целом.

Еще
20—30 лет назад большинство медицинских
работни­ков
различных специальностей рассматривало
реабилитацию как
побочную, выходящую за привычные рамки
здравоохране­ния
деятельность, более связанную с социальным
обеспечени­ем.
В последующие годы все большее число
лечебных учреж­дений,
признав целесообразность службы
реабилитации, стало выделять
отдельные больничные койки для
реабилитации, а затем
специальные палаты и отделения. Сегодня
служба реа­билитации
организационно сложилась в структуру
реабилита­ционных
центров, специализированных по профилю
заболева­ний
(кардиологические, неврологические,
ортопедические и др.). В
зависимости от того, при каком учреждении
они организова­ны,
это могут быть стационарные, санаторные
или поликли­нические
реабилитационные центры. Расширение
сети таких учреждений
обусловлено еще и экономическими
соображения­ми.
Экономисты пришли к выводу, что
игнорировать пробле­му
восстановления трудоспособности больных
— в денежном выражении
— значительно дороже, чем проводить
активную реабилитацию
на ранней стадии заболевания, когда еще
мож­но
восстановить здоровье больного до
максимально возможно­го
уровня его физической, психологической
и социально-эко­номической полноценности.

Действительно,
лишь очень богатая страна может позво­лить
себе увеличивать число инвалидов и
социально зависи­мых
лиц, и поэтому реабилитация является
не роскошью или излишеством,
а важной практической задачей здравоохране-

ния.
В «Докладе совещания ВОЗ» (Женева, 1973)
подчеркива­ется,
что целью лечения больного является не
только сохране­ние его жизни, но и
способности к независимому существова­нию.
Отсюда следует целенаправленный характер
всей систе­мы
реабилитации в интересах прежде всего
самого больного, его близких и всего
общества. В настоящее время реабилита­ция
заняла прочное место среди ведущих
медико-социальных направлений,
разрабатываемых во всем мире. Научные
иссле­дования воздействия средств
реабилитации отчетливо показа­ли,
что при правильно разработанной ее
программе к активной жизни
можно возвращать 50% тяжелобольных.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник