Статья россия на переломе

Статья россия на переломе thumbnail

(самодержавие и реформы 1861 — 1874 гг.)

(Извлечение)

Отмена крепостного права в России в 1861 г. и последовавшие за ней реформы — «поворотный пункт» отечественной истории… Эти реформы дали не только новый отсчет истории России, свергшей 300-летнее крепостное иго, но они также определили путь ее исторического развития, сущность аграрного вопроса, уже в начале XX в. чреватого революционной развязкой. Эти реформы «сверху» во многом определили революции «снизу» 1905 и 1917 гг…

Александр II стал императором, будучи вполне сложившимся человеком… Он не был ни либералом, ни фанатиком реакции, до воцарения не имел своей программы, не выработал определенной политической системы. Однако, вступив на престол в момент кризиса старой системы, пробуждения общественного мнения, требовавшего реформ, он сумел это осознать и начал искать новые решения и новых людей…

19 февраля 1861 г… в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал «Положение 19 февраля». Крестьянская реформа была принята. Крепостное право пало. Такой исторический акт повлек за собой множество преобразований в различных сферах жизни.

С упразднением вотчинной власти дворянства не мог остаться прежним строй местного управления… Комиссия Н.А.Милютина, созданная при Министерстве, разработала основные положения земской реформы, принятой, однако, только в 1864 г… Земская реформа вводила начала всесословного, выборного представительства в масштабах уезда и губернии. И хотя дворянство играло в земстве ведущую роль, а в губернских земствах являлось и абсолютно подавляющим большинством, тем не менее, крестьянство впервые получило место во всесословных учреждениях. Компетенция земства была ограничена местными хозяйственными заботами (о медицине, статистике, ветеринарии, начальном образовании); делами общегосударственного масштаба оно… не занималось, не имело оно и реальной исполнительной власти.

Земская реформавызвала к жизни аналогичные преобразования в городском самоуправлении (1870 г.), тоже подготовленные в Министерстве внутренних дел. По этому закону в 509 городах России вводились новые всесословные органы городского самоуправления — городские думы, избираемые на четыре года, которые из своей среды выбирали действующие исполнительные органы — городские управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели обладатели определенного имущественного ценза, плательщики городских налогов, не исключая и мелких налогоплательщиков. Рабочие, служащие, интеллигенция, не уплачивающие городские налоги, исключались из числа избирателей. Городская дума подчинялась непосредственно Сенату, а не местной администрации, однако губернатор следил за законностью ее постановлений. Компетенция органов городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками хозяйственных вопросов, здравоохранения, народного образования.

В связи с отменой крепостного права, приобщением к гражданской жизни крестьянства, составляющего подавляющую массу населения, находится и судебная реформа.[11] «Судебные уставы 20 ноября 1864 г.» были разработаны прогрессивными юристами в соответствии с тогдашними достижениями науки и судебной практики передовых стран Европы. В их числе — С.И.Зарудный, Д.А.Ровинский, Н.А.Буцковский. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, с адвокатурой, с выборностью мирового суда, с несменяемостью судей, независимый от администрации, с общими для всех сословий судебными учреждениями: окружным судом и судебной палатой. Венцом судебной реформы… был суд присяжных, который… выносил вердикт о виновности или невиновности. Состав его был выборным из различных слоев населения с небольшим имущественным цензом либо без ценза, как, например, для крестьян, но только для определенной категории — должностных лиц, избранных крестьянским самоуправлением. По 20 губерниям (без столицы) в 1883 г. в числе присяжных было: дворян и чиновников — 14,9%, купцов — 9,4, мещан — 18,3, крестьян — 57%. «Судебные уставы» были самой последовательной и радикальной из реформ 60-х годов XIX в. в России. Они не только создали новый, буржуазный суд, но установлением норм правового порядка в сфере юридической в определенной степени ограничивали самодержавную монархию.

Были приняты и другие реформы: народного просвещения во всех его звеньях, цензуры, военные, финансов (сюда можно отнести очень важную акцизную реформу 1863 г., заменившую винные откупа), статистики, государственного контроля (т.е. учета и публикации расходов и доходов) и др. Только высшие органы государственной власти, центральная администрация, власть монарха и всесилие бюрократии остались вне процесса перестройки. Во всех этих реформах стремление сохранить самодержавие восторжествовало, что и отличало официальную политику от курса либеральной бюрократии. Возобладала «идея откупного торга», т.е. уступок ради самосохранения власти. И в этом заключалась угроза самим реформам.

Судьбы многих реформаторов оказались безотрадны. Н.А.Милютин и его начальник по Министерству внутренних дел С.С.Ланской неожиданно для себя получили отставку в середине апреля 1861 г., через полтора месяца после манифеста об отмене крепостного права… Министром внутренних дел Александр II назначил П.А.Валуева, автора контрпроекта по трудам Редакционных комиссий… Оказались отстраненными от активной государственной и общественной жизни и другие деятели реформы: Кавелин покинул кафедру Петербургского университета; получил отставку в 1866 г. либеральный министр народного просвещения Головнин; еще в 1862 г. пострадали тверские либералы во главе с Унковским;… министр финансов в 1861-1878 гг. М.X.Рейтерн сразу после окончания русско-турецкой войны вышел в отставку. Н.X.Бунге продолжил преподавание в университете в Киеве, а, став министром финансов в первой половине 80-х годов, завершил крестьянскую реформу обязательным выкупом и прекращением временнообязанных отношений…

Читайте также:  Минитрактор переломка 4х4 узел перелома

Наиболее трагично кончил свою жизнь «Царь-освободитель». 4 апреля 1866 г. состоялось первое покушение на его жизнь. За выстрелом Д.И.Каракозова последовали другие, особенно в конце 70-х годов, когда террористическая деятельность выступила у народников на первый план. Цели достигла бомба, брошенная И.И.Гриневицким.

Утром 1 марта 1881 г., за несколько часов до своей трагической гибели, Александр II назначил на 4 марта заседание Совета министров для обсуждения правительственного сообщения о созыве в Петербурге временных подготовительных комиссий… и общей комиссии с совещательным участием представителей земства и самоуправления наиболее значительных городов. После упорного 20-летнего отрицания всякой идеи общероссийского представительства царь, казалось, готов был принять проект конституции своего министра внутренних дел М.Т.Лорис-Меликова. Несмотря на ограниченность этого проекта, он являлся логическим, хотя и робким, завершением принятых в связи с отменой крепостного права реформ. С убийством Александра II линия правительственной политики, сущность которой заключалась в либеральных преобразованиях, оборвалась…

Отмена крепостного права стала рубежом в истории России. Крепостничество как система общественных отношений перестало существовать, хотя многие его черты и пережитки сохранились до 1917 г…

Неудивительно, что судьба реформ оказалась драматичной. Сами по себе половинчатые и непоследовательные, они тут же по принятии были вырваны из рук составителей и переданы для реализации их врагам. Концепция реформ, разработанная либеральной бюрократией, оказалась под ударом с первых лет их проведения в жизнь, механизм гарантий был уязвим и слаб, тогда как традиционная феодальная государственность сильна. Реформа 1861 г., отменив крепостное право, не решила земельного вопроса, а завязала новый гордиев узел, который не разрубили даже две буржуазные революции.

Это не противоречит тому факту, что отмена крепостного права и другие реформы явились в истории России рубежом, переворотом «сверху». 19 февраля 1861 г. по случаю подписания Александром II Манифеста и всех «Положений» крестьянской реформы великий князь Константин Николаевич записал в дневнике: «С сегодняшнего дня, стало быть, начинается новая история, новая эпоха России. Дай Бог, чтоб это было к вящему ее величию». Эта цель была достигнута. Угроза потерять роль великой державы была преодолена. Авторитет России и государственной власти, мирно свергнувшей крепостное право, поднялся высоко не только в Европе, но еще в большей степени в Америке, во всем мире. Россия пошла по пути капиталистического развития. Но путь этот был тяжек и разорителен для народа, чреват бедствиями и потрясениями для всей нации.

Источник: История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991

Документ №5.9



Источник

— На переломе

———————————————————-

Высказывание русского поэта Федора Тютчева ‘умом Россию не понять’ — лишь одна из цитат, используемых в кругах российской интеллигенции для характеристики развития ситуации в стране в последнее время. Похоже, что слова Тютчева, написанные в 1865 году, до сих пор могут как-то успокоить душу и примирить с тем, что происходящее в российской политике не поддается логической оценке.

Оперируя терминами, далекими от высокой поэзии, следует сказать, что президент Владимир Путин осуществил то, что планировали его советники, и 14 марта одержал победу на президентских выборах, собрав на 40 миллионов голосов больше, чем его ближайший конкурент!

Этой победой Путин проложил водораздел между двумя сроками своего президентства: первый — определение направления движения, оценка противостоящих сил и разработка планов борьбы с ними; второй — осуществление плана, который одни считают передовым и направленным на защиту национальных интересов, а другие — хаотичным набором политических мер в духе спецслужб.

Читайте также:  Перелом руки вставили пластину

Хотя Путин заявил в день выборов: ‘Обещаю вам, что буду продолжать тот же курс и с той же интенсивностью’, напрашивается вопрос о сути плана, который разрабатывался в первый период президентства и о том курсе, который Путин намерен проводить во второй период.

Приоритеты нации

Изучение политических шагов Кремля в течение прошедших четырех лет, показывает, что упор делался на решении пяти проблем, которые признавались ‘приоритетами нации’:

1. Ликвидация мятежа на Кавказе, пресечение сепаратистских тенденций, пропитанных фундаменталистскими идеями; укрепление российского федерализма путем ликвидации ‘чеченского нарыва’ любыми средствами и любой ценой, чтобы удержать от сепаратистских настроений другие республики и края России.

2. Повышение жизненного уровня, чтобы смягчить недовольство народа несправедливым распределением богатств, которые присвоила кучка высокопоставленных госчиновников и крупных бизнесменов, оставив 40 миллионов человек (более четверти населения) за чертой бедности.

3. Строительство рыночной экономики при сохранении взвешенных отношений с классом олигархов.

4. Установление безопасности и порядка, возвращение уважения к правительству после десятилетия, когда Россия воспринималась как страна, в которой правят мафия и коррупция, а государственное руководство в эпоху Ельцина было источником насмешек как внутри страны, так и за рубежом.

5. Военная реформа и подъем армии, которая известна своим боевым прошлым, однако в последние годы стала пользоваться дурной славой как внутри страны, так и за рубежом. До вступления Путина на пост президента на Западе стали раздаваться голоса о необходимости оградить цивилизованный мир от опасности, которую представляют ядерные арсеналы отсталой российской армии, поскольку они могут быть проданы кому угодно.

Приукрашенная картина

Если оценивать достижения в решении вышеперечисленных проблем, то можно обнаружить некоторый успех в решении двух последних. Кремль смог быстро и легко вернуть свой престиж, как только ушел бывший президент Борис Ельцин, главный виновник утраты Кремлем уважения к себе. Путин, в свою очередь, смог представить себя вождем, осознающим серьезность этапа, который переживает страна.

Путин сумел использовать ошибки своего предшественника и продемонстрировал такие черты, как серьезность, взвешенность, изящество, удаленность своей семьи от политики. Он отучил россиян видеть в президенте человека, поднимающего рюмку по каждому поводу, что отражало состояние прострации, в которой пребывало правительство России, предоставившее другим играть из-за кулис судьбами народа. Короче говоря, Путин создал себе респектабельный образ консервативного и сильного президента.

Именно такой президент был нужен народу России.

Что касается армии, то было достигнуто временное улучшение ситуации: в начале первого срока президентства Путина была одержана победа в первом полугодии 2000 года (на фоне поражения России в первой чеченской войне 1994 — 1996 г.г.). Однако скоро победа была омрачена успехами чеченских повстанцев в партизанской войне.

В то же время Путин потерпел поражение в решение трех первых проблем: прекращение чеченской войны, повышение уровня жизни и установление сбалансированных отношений с бизнесменами.

Российская улица не заметила проблем в налаживании отношений между политиками и бизнесменами после того, как Путин нанес удар по тем, кто помог ему прийти к власти и отобрал у них СМИ. Миллионы людей, недовольные свои полуфеодальным положением, радовались тому, что было покончено с финансово-медийными империями. Ведь они влачили жалкое существование в богатейшей стране мира. С точки зрения повышения уровня жизни имело место приукрашивание картины, программа экономического развития улучшила жизнь весьма небольшой части населения, проблемы решаются крайне медленно. Наглядный пример: за два дня до выборов Путин объявил о повышении пенсий почти 22 миллионам человек, однако реально повышение состоится через две недели после выборов. Это явная попытка привлечь голоса электората коммунистической и аграрной партии из числа людей преклонного возраста, которые ждут социальных реформ социалистического типа.

Самым явным поражением Путина в первый срок президентства стала нерешенность чеченской проблемы — в начале своего президентства он обещал покончить с чеченским бунтом в течение нескольких недель. Вместо этого принята формальная чеченская конституция и ‘избран’ президент, что фактически означает продолжение старого курса — лечение успокоительными средствами.

Демократия особого стандарта

Некоторые мыслители в России, равно как и в арабском мире, уверены, что местный вариант демократии должен соответствовать историческим и социальным условиям государства, поскольку чисто западная модель демократии здесь не подходит. Накануне президентских выборов Путин оправил в отставку премьер-министра Касьянова и заменил его никому не известным ‘совком’ Михаилом Фрадковым под предлогом совершенствования экономической реформы. Наблюдатели сразу отметили, что новый премьер долго не продержится, поскольку он, по мнению знающих его людей, может занимать пост секретаря премьера, но не премьер-министра.

Читайте также:  Может ли узи определить перелом

Считается, что Путин, преуспев в приручении Думы и правительства, вступил во второй срок президентства единовластным властителем России, что побудило западные газеты спекулировать по поводу ‘Путинской России’ или ‘России царя Владимира’. Смелость Путина в узурпации власти объясняется тем, что российский народ не интересуется такими ‘второстепенными’ вопросами, как демократия! Благодаря житейским проблемам и горькому опыту потрясений и революций, повторения которых он не хочет, российский народ на своем историческом опыте убедился, что он реально никогда не участвует в играх властей, будь то царское, советское или наше время.

Вопрос: почему же народ проголосовал за Путина? Как ни странно, самый простой ответ наиболее близок к истине: у него нет конкурента с альтернативной программой. Иными словами, не было условий для появления другого проекта, и Путин монополизировал влияние на выбор российских избирателей.

Путин верит в особую форму демократии, которая позволяет ущемлять партии и господствовать над СМИ. Советники Путина смогли воспринять все лучшее из идеологических лозунгов оппозиции и использовать их в предвыборной пропагандистской кампании, которая приукрашивала действительность и замалчивала недостатки.

Как и в первый срок, Путин начал второе президентство с обещаний демократии и свободы. Когда корреспондент Би-Би-Си спросил кандидата в президенты Сергея Глазьева, набравшего 4% голосов, верит ли он в обещания Путина, последовал ответ: ‘У него было 4 года, чтобы сделать это. Не сделал! Правительство коррупции, монополизировавшее экономику, не может породить демократию’.

Вопреки ожиданиям подобных резких критических выпадов, советники Путина хорошо спланировали его выборную кампанию, начиная с наводнения России миллионами цветных портретов Путина на фоне государственного флага и слогана ‘Путин — наш президент!’ и кончая рекламой на телевидении, которая в десятки раз превосходила рекламу соперников. Были направлены тысячи посланий на мобильные телефоны россиян, находящихся за пределами России, с напоминанием о дате выборов и об их праве участвовать в голосовании в странах пребывания (прежде всего страны Балтии, Израиль, США).

Естественно, времени ответить на критику со стороны Вашингтона или ОБСЕ по поводу отсутствия равных возможностей у кандидатов в президенты у Москвы не хватило. Кремль не обратил внимания и на открытое письмо Глазьева в адрес Путина с призывом не тратить государственные средства на президентскую кампанию.

К забавным фактам можно отнести публикацию в газете ‘Известия’, которая за два дня до выборов писала, что руководитель избирательной комиссии в Ульяновске (Центральная Россия) призвал своих сотрудников обеспечить не менее 80-процентной явки избирателей, даже если придется ходить по домам.

На переломе

Впереди у этого человека еще четыре года президентства, и сегодня на рубеже двух президентских сроков он может выбрать один из двух курсов. И выбор зависит не в последнюю очередь от того, что намерен Путин продемонстрировать в ближайшие четыре года.

1. Путин может скопировать курс, проводимый в первый президентский срок: укреплять власть, предпринимать попытки оживить экономику и сблизиться с Западом, противостоять геополитическим вызовам. В этом случае режим впадет в застой, особенно в два последних года пребывания Путина у власти с постепенным уходом в тень.

Во второй половине второго президентского срока Путин, возможно, займется налаживанием отношений с центрами с политических сил с целью выбора себе преемника, независимо от того, потребуется ему или нет заключить с этими силами договор о собственной неприкосновенности после ухода из Кремля (как это раньше состоялось между Ельциным и Путиным).

2. Путин озвучит новые идеи, в соответствии с которыми он начнет проводить радикальный политический курс, будут приняты новые законы о деятельности партий, вернется свобода слова, активизируется рыночная экономика, Чечня будет входить в Россию в качестве субъекта федерации на законном основании, в России появятся условия для реальной конкурентной борьбы на президентских выборах на основе правой или левой идеологии, а не той, которую Путин назвал ‘промежуточной’.

Оценивая предстоящие четыре года с учетом исторического опыта Российского государства и международных отношений России, можно предположить, скорее всего, будет избран перв

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник