Шрамы от открытого перелома

Шрамы от открытого перелома thumbnail

Сегодня я покажу вам, как оперируют перелом голени (большой и малой берцовых костей). Эта операция интересна тем, что проводилась в открытую, хотя сейчас такие операции чаще всего так уже не делают.

Что случилось: молодой парень, регбист, 15 лет, получил травму (ему на ногу упал другой такой же), в результате имеем перелом обеих берцовых костей.

Сразу предупрежу, следующие фотографии будут гораздо более кровавыми, чем фотографии всех предыдущих операций. Поэтому если вы по каким-то причинам недостаточно смотрели НТВ и по-прежнему не переносите вид крови, лучше не идите под кат, чтобы не говорить мне потом: «Фу, как ты мог!». И да, еще в посте 84 фотографии.

Итак, поехали.

Данный вид фиксации перелома является одним из самых травматичных (сами увидите скоро), поэтому в последние годы применяется редко, но в данном случае вариант подбирался из 3-4 возможных и долго обсуждался.
При этом были приняты во внимание следующие факторы:

— мальчик — почти профессиональный спортсмен, ему нужно быстро вернуться к тренировкам.
— он физически развит соматически здоров (здесь заумные врачи используют слово «соматически», чтобы подчеркнуть, что здорово именно тело, а не весь организм, т.е., например, если вы псих-маньяк, но не кашляете, то так-то вы, конечно, больной, но соматически вы здоровы. Это чисто на случай, если кто не знает значения слова «соматически»).
— у него сложное семейное положение, поэтому ухода за ним особого не ожидается, и необходимо быстро поставить пациента на ноги.
— рубец после операции особого косметического ущерба не нанесет — шрамы украшают мужчину, плюс вряд ли мальчик будет переживать на тему некрасивого шрама на голени.
— малообеспеченная семья — дорогие фиксаторы не по карману, поэтому выбирали из того, что доступно по страховке.

В отличие от взрослой, в детской хирургии на малую берцовую вторую пластину не накладывают.

Пациента подготовили к операции, хирурги помылись (оперировать будут два хирурга и ассистент). Антон Викторович бреет ногу.

1.

Вообще, в операционной обычно не бреют, т.к. волосы — в операционной это грязь, и делаться это должно еще в палате накануне (часть предоперационной подготовки). Но так как брить конечность «наживую» при ребенке неприятно и больно, Антон предпочитает делать это уже под наркозом, чтобы не мучать человека.

Нога готова.

2.

Наносим автозагар

дезинфицируем ногу. Ассистент держит ногу за спицу, проходящую через пяточную кость. Спица нужна для наложения скелетного вытяжения (чтобы удерживать кости в нужном положении). Спица имеет трехгранную заточку и при поступлении ею под местной анастезией просверливают кость. Сама операция состоялась через 4 дня после поступления, за это время спал отек, больной окреп после травмы и легче сможет перенести наркоз, а врачи смогли сделать кучу необходимых анализов. Перелом за такой короткий срок срастаться не начал.

Обратите внимание, как неестественно изогнута нога в месте перелома:

3.

4.

Врач пальпирует (прощупывает) место перелома.

5.

Место для разреза определили, можно браться за скальпель.

6.

Вначале работают двое: Антон и ассистент. Антон режет, ассистент промакивает тампоном разрез и помогает электроножом.

7.

8.

9.

Электронож — это не паяльник, он не нагревается. При включении на конец электрода подается ток определенной силы, а под больным — другой (пассивный) электрод в виде широкой пластины с проводом (чтобы ток, поданный на нож, шел через больного). Аппарат может менять силу тока и амплитуду, чтобы работать в разных режимах (резки, коагуляции, прижигания).

Чтобы добраться до костей, необходимо разрезать кожу, подкожную клетчатку, апоневроз (тонкий «мешочек», в котором лежат мышцы), затем надкостницу. В надкостнице проходят сосуды, питающие кость.

10.

Вот и добрались до кости, видим перелом.

11.

Примеряем пластину.

12.

В данном случае используется пластина на 8 шурупах немецкой фирмы. Для ребенка все лечение было бесплатным. Пластина была подобрана самая мощная — мальчик большой, здоровый (реально, у него нога почти размером с мою), и она должна нести вес его тела. К тому же, учитывая род его занятий и особенности характера, он, скорее всего, будет нарушать режим, то есть наступать на ногу без костылей раньше положенного. А где большая пластина, там, к сожалению, большой разрез. Приходится увеличить.

13.

14.

Однозубым крючком раздвигаются две половинки кости, чтобы вычистить сгустки крови и обрывки тканей между ними. Они мешают точной репозиции и дальнейшему сращиванию.

15.

16.

Разрез расширяется с обеих сторон.

17.

18.

19.

20.

21.

Теперь пластина полностью помещается внутри.

22.

К этому моменту пришел еще один хирург. Ассистент оттягивает ногу, держась за спицу.

23.

Антон получает возможность спозиционировать кости в правильное положение и приложить пластину. Если ось большеберцовой кости будет правильная, то и у малоберцовой кости все будет хорошо, поэтому работают только с большой.

24.

Пластину надо немного изогнуть, чтобы она повторяла форму кости. Для этого используется такой инструмент:

25.

26.

Прикладываем пластину снова, становится понятно, что немного переборщили.

27.

Гнем пластину в другую сторону немного.

28.

Рану обильно обрабатывают перекисью водорода: вросто кладут смоченный в ней тампон. Перекись сразу дает много пены. Перекись водорода обладает антисептическим и кровоостанавливающим действием. И, кроме того, хорошо отмывает кровь с кожи. При длительных кровавых операциях полезно промокнуть рану перекисью — и микробы дохнут, и кровь останавливается. Так что если доктор видит, что отовсюду понемногу кровит, он кладет в рану салфетку с перекисью.
Выглядит забавно.

Читайте также:  Упражнения при переломе плечевой кости видео

29.

30.

Прикладываем пластину снова, на этот раз подошла, как влитая.

31.

Второй хирург прижимает пластину к кости и фиксирует инструмент в нужном положении.

32.

33.

Теперь можно отпустить спицу и не оттягивать кость, ее держит фиксатор. Можно начинать сверлить кость.
Выбираем сверло нужного диаметра, чтобы соответствовал диаметру болтов.

34.

Поехали. С противоположной стороны от того места, куда входит сверло, второй хирург ставит лопатку Буяльского. В данном случае она нужна, чтобы не дать сверлу повредить ткани, когда оно пройдет кость. Кстати, интересно, что сверлит один врач, а на педаль нажимает другой.

35.

Когда отверстие готово, другим сверлом вручную нарезают резьбу.

36.

А затем отверткой ввинчивают болт. В общем, идея такая же, как при ремонте какой-нибудь мебели.

37.

38.

Повторяем те же действия для остальных болтов.

39.

40.

41.

42.

43.

Кровоточащие сосудики по ходу дела пригижают электроножом.

44.

Здесь хорошо видно, как сверло прошло кость и уперлось в лопатку Буяльского. При сверлении приходится давить на дрель, поэтому, когда кость пройдена, сверло может резко уйти вглубь и пробить мышцы и кожу. Здесь и нужная лопатка, чтобы сверло ударило в нее. При сверлении черепа, кстати, лопатку-то не подставишь, поэтому там используется специальное очень дорогое сверло хитрой конструкции со встроенным ограничителем. Если все таки доведется снимать трепанацию, покажу.

45.

К этому моменту место операции выглядит уже довольно зловеще:

46.

Еще один болт:

47.

48.

Дело сделано, можно и тампоном промакнуть.

49.

50.

Кстати, концы болтов, торчащие с другой стороны кости, ничем не закрывают. Они тупые и, как меня заверили, не повреждают мягкие ткани и вообще не причиняют дискомфорта, разве что чешутся иногда.

51.

Пригласили рентгенолога сделать снимок. Всех выгнали из операционной. Вообще в операционной стоит электронно оптический преобразователь рентгеновских лучей (ЭОП), который позволяет в реальном времени просветить что угодно и тут же на мониторе увидеть результат (в первом отчете я демонстрировал фотографию костей своей руки, сделанную с монитора этого ЭОП — как в фильме «Вспомнить все», когда Шварцнеггер проходил через подобный аппарат и у него обнаружили оружие). Но у ЭОПа довольно узкое поле зрения, а на кассете рентгенаппарата умещается вся голень. Врачам было принципиально посмотреть всю кость на протяжении. Кроме того, если бы изначально решили контролировать операцию ЭОПом, пришлось бы оперировать в свинцовых фартуках, надетых под халаты, а это, по себе знаю, не очень приятно — фартук довольно тяжелый.

Через несколько минут уже принесли снимки. На них видно, что репозиция прошла успешно.

52.

53.

Все, можно приступать к зашиванию. Вначале сшивают надкостницу:

54.

55.

56.

Прокладывают дренаж (чтобы кровища не скапливалась в полости, а выходила наружу). Для этого делают небольшой разрез в стороне:

57.

Щипцами подлезают к нему изнутри и втягивают трубочку внутрь:

58.

59.

Трубочку с отверстиями по всей длине укладывают вдоль раны:

60.

Продолжаем сшивать надкостницу, а затем — мышцы с апоневрозом.

61.

Ассистент сводит мягкие ткани, чтобы можно было затянуть шов:

62.

63.

64.

65.

После сшивается подкожная клетчатка.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

Далее — кожа.

73.

74.

75.

76.

77.

78.

79.

Более эстетичный шов значительно увеличил бы время операции, и, соответственно, время наркоза. В данном случае
Антон счел это нецелесообразным. Рубец не будет обезображивающим.

Вынимают спицу:

80.

81.

Результат:

82.

Данный вид металлоостеосинтеза (скрепления костей металлическими штуками) относится к стабильным, это значит, что больного можно ставить на ноги с костылями уже на следующий день после операции. Но в данном случае Антон решил, что пусть лучше ребенок полежит 5-6 дней, и нога подзаживет немного. И при гладком послеоперационном периоде через 7-10 можно выписываться и ехать домой.

Через 6 месяцев пластину снимают.

P.S. Напомню, что я — не хирург и никакого отношения к врачам не имею, я просто приглашенный фотограф. Поэтому задавать в комментариях вопросы о данной или подобных операциях бесполезно — я не смогу ответить, а хирург, делавший операцию, сюда почти не заглядывает.

Источник

Íèêîãäà íå äóìàë, ÷òî ìîãó ñåáå ÷òî-íèáóäü ñëîìàòü. Âåñüìà ñàìîíàäåÿííî, êàê îêàçàëîñü, áûëî òàê äóìàòü.

Îñåíü, âå÷åð. Ãëàäêî âûìûòûé ìîåé áëàãîâåðíîé ïîë. Âûìûòûé è ñêîëüçêèé. Ïàäåíèå, óäàð ðóêîé î ñòàðóþ ÷óãóííóþ áàòàðåþ. Ïîìíþ, ÷òî áîëè íå áûëî, ëèøü ðåçêî ïîòÿæåëåâøàÿ è èçâèâàþùàÿñÿ êàê çìåÿ ëåâàÿ ðóêà. Ýòî óæå ïîòîì ìíå ñêàçàëè, ÷òî òîð÷àëà êîñòü,äâîéíîé îòêðûòûé ïåðåëîì è êðàïèíêè êðîâè íà îäåæäå. Ñêîðàÿ, êàê íè ñòðàííî, ïðèåõàëà áûñòðî, îáåçáàëèâàþùåå, øèíà. Òîëêîì ïðèøåë â ñåáÿ óæå â ïàëàòå, ïîñëå ïðèåìíîãî ïîêîÿ, àíàëèçîâ è ïðîöåäóðû ïî íàêëàäûâàíèþ ëàíãåòû. Ñîñòîÿíèå óæàñíîå, êèñòü ðóêè, òîð÷àùàÿ èç ëàíãåòû, ïîêðàñíåëà è ðàçäóëàñü êàê ó óòîïëåííèêà, ïàëüöû ïî÷òè íå øåâåëÿòñÿ. Ïåðåëîì ëó÷åâîé è ëîêòåâîé êîñòåé ñî ñìåùåíèåì, âïåðåäè îïåðàöèÿ, îíà æå îñòåîñèíòåç. Ñêðåïëåíèå ñëîìàííûõ êîñòåé ïóòåì óñòàíîâêè íà òèòàíîâûõ ïëàñòèí íà âèíòàõ.

Äîëãîæäàííûé äåíü îïåðàöèè. Ìåäñåñòðû çàâîçÿò â ïàëàòó êàòàëêó, ñêàçàâ ìíå ðàçäåòüñÿ äîãîëà, âîãíàâ ìåíÿ â êðàñêó. Íó, íàäî òàê íàäî.

Óæå ë¸æà íà êàòàëêå, ó äâåðåé îïåðàöèîííîé, äåðæàë çäîðîâîé ðóêîé ñëîìàííóþ, æóòêîå ÷óâñòâî, êîãäà òâîÿ ðóêà õîäóíîì õîäèò è ñãèáàåòñÿ òàì, ãäå íå äîëæíà.  îïåðàöèîííîé èãðàåò ñïîêîééíàÿ ìóçûêà è ïðèÿòíî îõëàæäàåò êîíäèöèîíåð. Íàðêîç ëîêàëüíûé, îòêëþ÷àåò òîëüêî ÷àñòü òåëà, ñàì ïðè ýòîì â ñîçíàíèè, íî ëèöåçðåòü ìàíèïóëÿöèè âðà÷åé íå ïðèäåòñÿ, ñëîìàííóþ êîíå÷íîñòü çàêðûâàþò øèðìîé. Óêîë â øåþ, äèêàÿ ñåêóíäíàÿ áîëü, ñëîâíî â âåíó çàãíàëè êèñëîòó, è òóò æå ìîìåíòàëüíîå óìèðîòâîðåíèå. Áîëè â ðóêå íåò, íî ïî÷åìó-òî ÷óâñòâóåøü ìàíèïóëÿöèè âðà÷à ñ íåé. Êîãäà îí âûòÿãèâàåò ðóêó, íà÷èíàåò ñâåðëèòü îòâåðñòèÿ ïîä âèíòû â êîñòè. Çàïàõ ïðè ýòîì äèêî íåïðèÿòíûé, òàêîé æå, êàê ïðè ñâåðëåíèè çóáà, äóìàþ, ìíîãèì îí çíàêîì.

Читайте также:  Что пить при переломе носа

Ïëàñòèíû óñòàíîâëåíû, ðóêà çàøèòà è îáðàáîòàíà, âìåñòî ëàíãåòû-áèíòîâàÿ ïîâÿçêà ñ ïîñòåïåííî ïðîñòóïàþùåé êðîâüþ. Îïåðàöèÿ çàêîí÷åíà, êàòàëêà, ëèôò, ïàëàòà. Âðà÷è ñêàçàëè íå âñòàâàòü, èáî îò íàðêîçà íóæíî îòîéòè, íî, ïîëåæàâ íåìíîãî, ïîøåë ÿ â áóôåò, êîôå äèêî õîòåëîñü. Î÷åíü ñòðàííî ïîäíèìàòü ñâîþ, åùå ïàðó ÷àñîâ íàçàä ñëîìàííóþ ðóêó, î ïåðåëîìå êîòîðîé íàïîìèíàåò ëèøü ïîâÿçêà è ñëàáîñòü ïàëüöåâ.

Ñàìîå èíòåðåñíîå íà÷àëîñü ïîçæå. Íà÷èíàåøü îòõîäèòü îò íàðêîçà, ñîîòâåòñòâåííî, è îáåçáàëèâàþùèé ýôôåêò ïðîõîäèò. Áîëü â ðóêå òàêàÿ, ÷òî ÷óòü ëè íå â ñïèíêó êðîâàòè ïèíàåøü,õîðîøî õîòü, íåäîëãàÿ. Åùå íåäåëÿ â áîëüíèöå, ïåðåâÿçêè, êîíòðîëüíûé ðåíòãåí. Ïîñëå òîãî, êàê âûøåë èç áîëüíèöû, ñðàçó æå óâåðåííî ìîã äåðæàòü òåëåôîí, ÷àøêó, êëþ÷è è ïðî÷èå ìåëî÷è. Ê ñëîâó ñêàçàòü, íà ðàáîòó âûøåë óæå ñïóñòÿ ïîëòîðà ìåñÿöà.

Ïëþñû è ìèíóñû äàííîé îïåðàöèè:

Ïëþñû:

1. Áûñòðàÿ âîçìîæíîñòü âîññòàíîâèòü ôóíêöèè êîíå÷íîñòè, ðàçóìååòñÿ, ïðè óñëîâèè ñëåäîâàíèÿ ðåêîìåíäàöèÿì âðà÷åé.

2.  îòëè÷èè îò ãèïñà, êîíå÷íîñòü ñðàñòàåòñÿ ïðàâèëüíî ñ êóäà áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ.

3. Íå íóæíî íîñèòü ãèïñ èëè ëàíãåòó.

Ìèíóñû:

1.Ïåðâîå âðåìÿ ïîñëå îïåðàöèè äîâîëüíî áîëåçíåííûå îùóùåíèÿ.

2. Ïëàñòèíû, êàê è âèíòû, ïîñòîÿííî ñîçäàþò äèñêîìôîðò, òàê êàê ÷óâñòâóþòñÿ, ðóêà êàê â òèñêàõ, õîòÿ ó âñåõ èíäèâèäóàëüíî.

3. Îñòàþòñÿ äîâîëüíî çàìåòíûå øðàìû, ÷òî äëÿ æåíñêîé ïîëîâèíû âåñüìà çíà÷èìî.

4. Ïñèõîëîãè÷åñêèé äèñêîìôîðò, âñå-òàêè èíîðîäíîå òåëî â îðãàíèçìå.

Êàê âûâîä, ìîãó ñêàçàòü, ÷òî îïåðàöèÿ íóæíàÿ, îñíîâíûì ôàêòîðîì ìîãó âûäåëèòü òî, ÷òî ñïóñòÿ ãîä ïîñëå ñðàùåíèÿ êîñòåé, ïëàñòèíû æåëàòåëüíî óäàëèòü, äàáû èçáåæàòü âîçìîæíûõ îñëîæíåíèé â áóäóùåì, è èçáàâèòüñÿ îò ïñèõîëîãè÷åñêîãî äèñêîìôîðòà.

Ñïàñèáî çà âíèìàíèå!

Ï. Ñ. Ôîòî ðåíãåíà íå ìîå, íî î÷åíü ïîõîæåå, ôîòî øðàìà ìî¸)

Источник

Ïðî÷èòàëà ñåãîäíÿ ïîñò ïðî òî êàê âåñòè â ñòðåññîâûõ ñèòóàöèÿõ. È, íàâåðíîå, íå ñàì ïîñò ìåíÿ âñêîëûõíóë, ñêîëüêî êîììåíòàðèè è çàìåòêè î òîì, ÷òî âîêðóã êàêîé-òî î÷åâèäíî íåàäåêâàòíîé ñèòóàöèè ÷àñòî íàõîäèòñÿ ìíîæåñòâî íàðîäó è âñå áîëüíû «ñèíäðîìîì ñëó÷àéíîãî ïðîõîæåãî»(ýòî êîãäà êàæäîìó èç òîëïû êàæåòñÿ, ÷òî ïîìîæåò êòî-òî äðóãîé, à â èòîãå íå ïîìîãàåò íèêòî).

È âñïîìíèëàñü ìíå ñèòóàöèÿ, î êîòîðîé ÿ íèêîìó êðîìå ðîäèòåëåé íå ðàññêàçûâàëà. Òî÷íåå ðîäèòåëè ìåíÿ ïîñëå íåå óñïîêàèâàëè.

Îíà è íåëåïàÿ. È ñòûäíàÿ. È óíèçèòåëüíàÿ è ïðîñòî áîëåçíåííàÿ äëÿ ìåíÿ äî ñèõ ïîð. Íà âîëíå ïîäåëþñü.

Áûëî ìíå ëåò 12, ïî÷òè 13. Ýòî óæå òîò âîçðàñò, êîãäà ÿ èç äåâ÷óøêè íà÷àëà ïðåâðàùàòüñÿ â äåâóøêó. Ðîäèòåëè îòíîñèëèñü ñåðüåçíåå. ×àùå ðàçðåøàëè äåëàòü ÷òî-òî ñàìîñòîÿòåëüíî.

Âîò è â òîò ðàç ìíå âûäàëè äåíüãè, ÷òîáû ÿ ñàìîñòîÿòåëüíî êóïèëà òåòðàäêè äëÿ øêîëû, êàêèå ìíå íðàâÿòñÿ. Ñêàçàíî áûëî: êóïèøü òåòðàäêè, à îñòàëüíîå ìîæåøü ïîòðàòèòü íà áëåñê äëÿ ãóá èëè íàêëåå÷êè, èëè æóðíàë Cool Girl, èëè íà ÷òî õî÷åøü.

Áûë îêòÿáðü. Íà÷àëî 2000-õ.

ß äîñòàòî÷íî áûñòðî âûáðàëà òåòðàäêè è ó ìåíÿ îñòàëîñü öåëûõ 10 ãðèâåí! Ýòî îãðîìíûå äåíüãè äëÿ ïîäðîñòêà â òå ãîäû. ß ðåøèëà, ÷òî áóäó èäòè äîìîé è ïî äîðîãå ïîñìîòðþ â ðàçíûõ ëàðüêàõ è ìàãàçèí÷èêàõ âîçìîæíûå «ñîêðîâèùà». Øëà ÿ ìåäëåííî. Îùóùåíèå òîãî, ÷òî äåíåã ó ìåíÿ õâàòèò íà öåëûé áðåëîê «ñåðäå÷êî», î êîòîðîì òàê ìå÷òàëà, íî íèãäå åãî íå íàõîäèëà, ãðåëî ñåðäöå. Íî áðåëêà íèãäå íå áûëî.

Óíèâåðìàã, ãäå ÿ ïîêóïàëà òåòðàäêè, íàõîäèëñÿ â ìèíóòàõ 15 îò ìîåãî äîìà, à «äâîðàìè» ìîæíî áûëî äîéòè è çà 10. Íî, êàê ïîìíèì, ÿ øëà, îòêèäûâàÿ îïàâøèå ëèñòüÿ, íå ñïåøà.

Çàãëÿíóëà âî âñå ìàãàçèíû è êèîñêè «Ñîþçïå÷àòü». Íî áðåëêè êàê êîðîâà ÿçûêîì ñëèçàëà, ïîýòîìó ÿ ïîëîæèëà 10 ãðèâåí (îäíîé áóìàæêîé) â âåðõíèé êàðìàí êóðòêè, çàñòåãíóëà íà ìîëíèþ è ðåøèëà, ÷òî ïîïûòàþ ñâîþ óäà÷ó â äðóãîé äåíü. À ñåãîäíÿ îòïðàâëþñü äîìîé.

Êàê-òî óñêîëüçíóëî îò ìîåãî âçãëÿäà, ÷òî óæå äîâîëüíî äàâíî è òàê æå ìåäëåííî îò ñàìîãî óíèâåðìàãà çà ìíîé èäóò äâå äåâî÷êè. Ñòàðøå ìåíÿ. Íà âèä íåîïðÿòíûå, ãðÿçíûå êàêèå-òî. Íî ÿ äàæå âíèìàíèÿ íå îáðàòèëà.

Äîøëà äî ïàðàäíîãî, äàæå óñïåëà ïîâñòðå÷àòü ïîäðóæêó è ïåðåêèíóòüñÿ ïàðîé ñëîâ. À ýòè 2 äàìî÷êè êàê-òî î÷åíü áûñòðî øìûãíóëè â ïîäúåçä ìîåé ïÿòèýòàæêè.

Íå ìîãó ñêàçàòü, ÷òî â ìîåé äåòñêîé è íàèâíîé äóøå áûëî õîòü êàêîå-òî ïîäîçðåíèå. Ðàéîí ó íàñ áûë è íå ïëîõîé è íå õîðîøèé. Îáû÷íûé ñïàëüíûé. Íàðêîìàíû è àëêàøè, øïàíà äà ãîðîäñêèå ñóìàñøåäøèå — âñå â íåêðèòè÷åñêîì êîëè÷åñòâå.

Ñòàëà ïîäíèìàòüñÿ íà ñâîé ýòàæ. Æèëà íà ïÿòîì ýòàæå òèïè÷íîé õðóùåâêè.

È òóò íà ïðîëåòå ìåæäó òðåòüèì è ÷åòâåðòûì ýòàæîì ñòîÿò îíè…Íå áûëî ó ìåíÿ íè ñòðàõà, íè çàöåïêè íà íåãî. Íó íà êîé ÿ ñäàëàñü ýòèì äåâî÷êàì? ß èõ íå çíàþ. Òåì áîëåå ýòî äåâî÷êè. Ðàçâå áóäóò îíè ìåíÿ òðîãàòü.

Íî äåâî÷êè òðîíóëè. Îíè øàðïíóëè ìåíÿ çà êóðòêó. È îäíà èç íèõ íà÷àëà ìíå ãîâîðèòü, ÷òî åñëè ÿ ñåé÷àñ ïèêíó, îíè ìíå ðàçðåæóò ðîò îò óõà äî óõà (ïðèâåò, Äæîêåð). Ïðè ýòîì íîæà ÿ íå âèäåëà. Îäíà èç íèõ âðîäå êàê ïîëåçëà çà íèì â êàðìàí áðþê. Äðóãàÿ ñìà÷íî ïðèëîæèëà ìåíÿ êóëàêîì â ñîëíå÷íîå ñïëåòåíèå. ß ñîãíóëàñü ïîïîëàì.

Читайте также:  Какие стельки при переломе плюсневых костей

ß âñå åùå íå ìîãëà ïîíÿòü, ÷òî èì îò ìåíÿ íàäî? Íó íåò íà ìíå íè çîëîòà, íè äåíåã. Òî÷íåå äåíüãè áûëè. Íî â êîëè÷åñòâå 10 ãðèâåí. ß ýòî ïîòîì óæå âñïîìíèëà. È ÿ íå äóìàëà, ÷òî çà òàêèìè äåíüãàìè ìîæíî îõîòèòüñÿ. Âåäü ýòî äëÿ ìåíÿ îíè áûëè «öåëûì ñîñòîÿíèåì», íî, ïî ñóòè, áûëè ñòðàòåãè÷åñêè íåïðèâëåêàòåëüíûìè.

È âîò â ýòîì ñîãíóòîì ñîñòîÿíèè ÿ íà÷àëà æàëîáíî õíûêàòü, ïîòîìó ÷òî ñ ýòèìè çâóêàìè ñîâëàäàòü íå ìîãëà. Îäíà èç ýòèõ êðûñ ïîïûòàëàñü ðàññòåãíóòü êàðìàí. Íî ÿ èíñòèíêòèâíî ðóêàìè çàêðûëà äîñòóï ê íåìó è òîãäà ïîëó÷èëà óäàð íîãîé.

Êîëåíîì ïî ÷åëþñòè.

Âû çíàåòå, õîòÿ ÿ íàäåþñü, ÷òî âû íå çíàåòå, ýòî î÷åíü áîëüíî, êîãäà èìåííî òàê òåáÿ áüþò.  ãëàçàõ òåìíååò, ÷óâñòâóåòñÿ êàê õðóñòÿò çóáû î äðóã äðóãà, äûõàíèå ñáèâàåòñÿ, à ùåêè ñàìè ñîáîé ïðîêóñûâàþòñÿ.

 ýòîò ìîìåíò ÿ, ïî÷åìó-òî, ÷åòêî óâèäåëà, êàê ñîñåäêà ïîäîøëà ê ãëàçêó äâåðè íàïðîòèâ. Çíàåòå, ó íåå áûë òàêîé áîëüøîé äâåðíîé ãëàçîê. Òàì íà ñåêóíäó ìåëüêíóë ñâåò. Ìåëüêíóë îí è ó ìåíÿ â äóøå — ñåé÷àñ ñîñåäêà âûéäåò è ñïàñåò ìåíÿ. Íî ýòîãî íå ïðîèçîøëî.  òîíêîñòåííîé õðóùåâêå, ãäå ñëûøíî íà 5-ì ýòàæå, êàê êàøëÿåò áàáêà íà ïåðâîì, íèêòî íå ñëûøàë, ÷òî ìåíÿ èçáèâàëè èç-çà íåñ÷àñòíûõ 10 ãðèâåí.

À îíè âñå ãðîçíî øåïòàëè ìíå, ÷òî ñåé÷àñ ðàçðåæóò ìíå ëèöî…Îäíà èç íèõ ïðîäîëæàëà ïèíàòü ìåíÿ íîãîé, íî ïî ñðàâíåíèþ ñ óäàðîì ïî ÷åëþñòè — ýòî áûëî óæå ëåãêèì ïîñòóêèâàíèåì.

ß ïëàêàëà áåççâó÷íî è äî ïîñëåäíåãî íå ïîíèìàëà, çà ÷òî?

 íàøåì, îáû÷íî ëþäíîì ïàðàäíîì, ãäå âûõîäèëè ïîêóðèòü è ïîñóäà÷èòü — íèêòî íå øåë. ×åðåç 2 ýòàæà, òàì — äîìà, â êâàðòèðå, íàõîäèëñÿ ñòàðøèé áðàò, êîòîðûé ýòèõ ñîïëåé ðàçìàçàë áû ïî âñåì ñòåíàì äîìà. Íî äî 5-ãî ýòàæà áûëî áåñêîíå÷íîå êîëè÷åñòâî ÷àñîâ, ìèëü, ìèíóò è ñòðàõà.

Îíè ðàçîðâàëè ìîè òåòðàäêè è áðîñèëè íà ìåíÿ. Ïîðâàëè êóðòêó. Îíè äàæå ÷òî-òî õîõîòàëè èçäåâàòåëüñêè. È óæå äàâíî çàáðàëè èç êàðìàíà äåíüãè. À òåïåðü ïðîñòî íàñëàæäàëèñü.

È íèêòî. Íèêòî íå âûõîäèë ïîñìîòðåòü, ÷òî æå çà ìûøèíàÿ âîçíÿ ïðîèñõîäèò.

Íî òàêè ïîâåçëî. Â ïàðàäíîå âîøëà ñîñåäêà, êîòîðàÿ âîçâðàùàëàñü èç ìàãàçèíà.

Ýòè íåäîëþäè æåíñêîãî ïîëà ìîìåíòàëüíî ðâàíóëè âíèç, îäíà íàïîñëåäîê ïðèëîæèëà ìåíÿ ïî ãîëîâå.

ß ëåæàëà íà ïðîëåòå ìåæäó ýòàæàìè. Â ïîçå ýìáðèîíà…È íå ìîãëà èçäàòü çâóêà. Ó ìåíÿ ãîëîñ íà 3 îêòàâû, ÿ ïîþ ñ 6 ëåò. È ÿ íå ìîãëà íå òî ÷òî çàîðàòü. ß íå ìîãëà øóìíî âäîõíóòü.

Ñîñåäêà óâèäåëà âåñü ýòîò êîøìàð, ïîäíÿëà ìåíÿ, çàâåëà äîìîé, îòìûëà îò êðîâè. Ïûòàëàñü ñïðîñèòü, ÷òî ñëó÷èëîñü, íî ÿ íå ìîãëà ðàññêàçàòü. Ìåíÿ íå ñëóøàëñÿ ãîëîñ. Çà ìíîé ïðèáåæàëà ìàìà, äàâàé ðûäàòü è ïðè÷èòàòü…Îò ýòîãî ìíå ñòàëî òîëüêî õóæå. Ïîòîìó ÷òî ñðåäè åå «óñïîêàèâàíèÿ» ïðîëåòåëè: «à çà÷åì òû ñâåòèëà äåíüãàìè?», «ïî÷åìó íå çàêðè÷àëà, íå ïîçâàëà íà ïîìîùü».

Âñå. Ýòîãî áûëî äîñòàòî÷íî.

Âñÿ âèíà çà ýòî ïðîèñøåñòâèå áûëà íà ìíå. ß ñàìà âèíîâàòà. Õîòÿ äåíüãè ÿ ïðîñòî äîñòàâàëà èç êàðìàíà, êîãäà ðàñïëà÷èâàëàñü çà òåòðàäè. È óæ òî÷íî íå îáìàõèâàëàñü èìè êàê âååðîì.

À ïðî ïîìîùü. Êàê æå ÿ ìîëèëà, â ìîìåíò, êîãäà íàäî ìíîé èçäåâàëèñü, ÷òîáû ñîñåäêà òåòÿ Ëþäà, ÷üè äâåðè áûëè ðÿäîì, âûãëÿíóëà ïîñìîòðåòü. Âåäü âîñêðåñåíüå. Îêòÿáðü. Âñå äîìà.

Íèêòî íå ïðèøåë íà ïîìîùü. Íåèçáåæíûé ñëó÷àé, êàæäûé, âîçìîæíî, äóìàë, àé — äðóãîé ïîìîæåò. Äà è ÷òî òàì ïðîâåðÿòü, áàëóþòñÿ äåòè.

Ýòî «áàëîâñòâî» çàëåãëî ó ìåíÿ íà ñåðäöå øðàìîì ðàçìåðîì ñ Ìàðèàíñêóþ âïàäèíó. Ïîòîìó ÷òî ïîòîì íèêòî íå ñòàë âûçûâàòü ìèëèöèþ. Íèêòî íå ñòàë ðàçáèðàòüñÿ. Ìíå ïðîñòî ïîñîâåòîâàëè áîëüøå íå õîäèòü ñàìîé è óæ òåì áîëåå íå íîñèòü ñ ñîáîé äåíüãè.

Íå îòâîåâàëè ìåíÿ. Íè âî âðåìÿ. Íè ïîñëå.

ß íå çàïîìíèëà íè ëèöà ýòèõ òâàðåé, íè äàæå èõ îäåæäû. Íî ñ òåõ ïîð, åñëè ÿ âèæó êàêóþ-òî íåðàçáåðèõó — ó ìåíÿ ïàäàåò ïëàíêà. ß õâàòàþ ïîäðó÷íûå ïðåäìåòû è êèäàþñü äàæå íà êîìïàíèþ èç áóõèõ ìóæèêîâ. Ñëåïîé ÿðîñòüþ ðîñòîì â 157 ñì, íåñóñü îòâîåâàòü ñåáÿ òó, 12-ëåòíþþ. ß çíàþ, ÷òî øàíñîâ ïîëó÷èòü ñìåðòåëüíûé «êîö» â ãîëîâó ïðè òàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ î÷åíü ìíîãî. Íî ïîäåëàòü íè÷åãî ñ ñîáîé íå ìîãó. Íå âèæó ÿ ñåáÿ â ýòè ìîìåíòû. Íå îñîçíàþ. Îñîçíàâàëêó ìíå òîãäà ýòè áû÷êè îòáèëè.

À ê ÷åìó ÿ ýòî…

Âî-ïåðâûõ: åñòü ïîâîä è ñèëû íàêîíåö-òî âûãîâîðèòüñÿ, ïî÷òè íå âñïîìèíàëà ýòîò ýïèçîä áåç ñëåç, ðåâó è ñåé÷àñ. Íî ñëåçû ñâåòëûå. Ïîïóñêàþùèå.

Âî-âòîðûõ: õî÷ó ïîïðîñèòü, åñëè âèäèòå íåðàçáåðèõó, îñîáåííî ñðåäè äåòåé, íå ãîâîðèòå «ñàìè ðàçáåðóòñÿ», ïîòîìó ÷òî èìåííî â ýòîò ìîìåíò êîãî-òî ìîãóò óáèâàòü êàê ëè÷íîñòü. À ýòî õóæå ïîëîìàííûõ êîñòåé è ññàäèí. Çíàþ, ÷òî ìîìåíò ñ äåòñêèìè äðàêàìè è ñóåòîé âñåãäà ñïîðíûé, íî ìîæíî ñïðîñèòü, ãðîìêî êðèêíóòü. Èíîãäà ýòîãî äîñòàòî÷íî, ÷òîáû ñïóãíóòü íàðâàííûõ íåäîðîñëåé.

Ñïàñèáî, ÷òî ïðî÷èòàëè. Íàâåðíîå, õîðîøî, ÷òî è ÿ ýòî ñìîãëà ðàññêàçàòü.

Источник