Шины и аппараты при лечении переломов

Шины и аппараты при лечении переломов thumbnail

Они применяются для временной фиксации отломков челюстей при транспортировке пострадавшего и как средство специальной экстренной помощи. Сюда относятся подбородочные «пращи», лигатурное связывание, проволочные алюминиевые шины в различной модификации, стандартные шины Васильева, быстротвердеющие пластмассы, шина-ложка Лимберга, аппараты Збаржа, Оксмана. Курляндского и др.

Сложные индивидуальные шины и аппараты для лечения переломов челюстей. При переломах челюстей, осложненных остеомиелитом или дефектом кости, с тугоподвнжными отломками используют ортопедические аппараты, изготовленные в лаборатории. Для этого снимают слепки с челюстей или их.

отломков и по отлитым моделям изготавливают шину или аппарат. Аппараты в полости рта можно укреплять на зубах (назубные аппараты), альвеолярных частях (отростках) (надесиевые) или на зубах и альвеолярных частях (отростках) (зубонадееневые).

Выбор того или иного аппарата определяется условиями клинической картины (количеством отломков, их подвижностью, наличием и состоянием сохранившихся зубов, направлением линии перелома, наличием н расположением дефекта кости и др.).

Паяная наэубная шина на кольцах по А. А. Л и м б е р г у. Шину применяют для лечения одинарных линейных переломов челюстей при наличии не менее трех опорных зубов на каждом отломке.

Изготовление. По слепкам изготавливают коронки (кольца) на опорные зубы, проверяют в полости рта, снимают слепки с отломков, на зубах которых находятся коронки, н слепок с противоположной челюсти. В лаборатории отливают модели, отломки с коронками устанавливают в правильное соотношение с зубами-антагонистами н гипсуют в окклюдатор. Вестибулярно и орально к коронкам припаивают проволоки; если шина будет использована для межчелюстного вытяжения, то к проволоке припаивают зацепные крючки, изогнутые по направлению к десне.

Паяную шину иа нижней челюсти можно дополнить наклонной плоскостью в виде пластинки из нержавеющей стали на вестибулярной стороне неповрежденной половины челюсти.

После отделки, шлифовки и полировки шину укрепляют на опорных зубах цементом.

Пластиночная зубонадесневая шина В е б е р а. Шину используют для фиксации отломков нижней челюсти после их сопоставления и для долечивания переломовчелюстей. Она покрывает оставшийся зубной ряд и десну на обоих отломках, оставляя открытыми окклюзнонные поверхности и режущие края зубов.

Изготовление. Снимают слепки с поврежденной и противоположной челюстей, получают модели, составляют их в положении центральной окклюзии и гипсуют в окклюдатор. Изготавливают каркас из нержавеющей проволоки диаметром 0,8 мм в форме замкнутой дуги. Проволока должна отстоять от зубов и альвеолярной части (отростка) на 0,7—0,8 мм и удерживаться в этом положении поперечными проволоками, пропущенными в области межзубных контактов. Места их сечения с продольными проволоками спаивают.

— — При использовании шины для лечения переломов верхней.

челюсти в боковых отделах припаивают трубки овальной формы для введения внеротовых стержней.

Затем моделируют шину из воска, гипсуют в кювету прямым способом и заменяют воск пластмассой.

Пластиночная шина А. А. Лнмберга. Ши«у применяют для лечения переломов беззубых челюстей.

Изготовление. Снимают слепки с каждого беззубого отломка нижней челюсти и неповрежденной беззубой верхней челюсти. Изготавливают индивидуальные ложки на каждый отломок нижней челюсти и верхнюю челюсть. Припасовывают индивидуальные ложки, укрепляют на них твердые окклюзионные валики из стенса, определяют и фиксируют центральное соотношение с помощью подбородочной «пращи». В этом состоянии скрепляют индивидуальные ложки нижней челюсти быстротвердеюшей пластмассой, удаляют из полости рта. ■Гипсуют в окклюдатор, удаляют стенсовые валики и заменяют их столбикам и из быстротвердеющей пластмассы. Накладывав ют на челюсти шины и подбородочную «пращу». -.■Аппарат А; Я; К ат ц а состоит из опорной части (паяные кольцевые или коронковые шины с горизонтально припаянными трубками овальной (квадратной) формы длиной 20.—ДО мм) — и двух стержней из нержавеющей проволоки толщиной 2—2,5 мм.

Показание — сложные перемещения отломков нижней челюсти и ограниченная их подвижность, дефект кости в подбородочной области.

— .

Изготовление. Снимают частичные слепки для изготовления коронок или колец на 2—3 зуба каждого отломка, припасовывают коронки, снимают слепки и устанавливают в них коронки.

Отливают модели, изготавливают трубки и припаивают их к щечной поверхности в горизонтальном направлении. С язычной стороны к коронкам припаивают проволоку диаметром 1.мм для придания им жесткости. После этого изготавливают вне- и внутриротовые стержни, внутренние концы которых расплющивают соответственно форме трубок, укрепляют цементом опорные части аппарата, вводят уплощенные концы стержней в трубки и выгибают нх вдоль зубного ряда до угла рта. Затем, вынув стержни из полости рта, изгибают их дважды под углом 20—25° (один изгиб огибает угол рта, другой направляет конец стержня навстречу другому).

С помощью аппарата можно изменять положение отломков в горизонтальной, вертикальной и сагиттальной плоскостях и фиксировать их в нужном положении.

Аппарат И. М. Оксмана состоит из металлических капп, к шечной поверхности которых припаяны двойные трубочки, пружинящих рычагов из нержавеющей стали толщиной 1,5—42 мм. Для использования аппарата в качестве формирующего иЗтиТавливают вестибулярные дуги с формирующей или замещающей частью (рис. 73).

Показания к наложению и техника изготовления аппарата аналогичны таковым у аппарата А. Л. Катца.

Капповый аппарат В. Ю. Курляндского состоит из капп, на щечной поверхности которых припаяны двойные трубки, и сдвоенных стержней, вводимых в эти трубки (рис. 74).

Аппарат применяют для лечения одинарного перелома нижней челюсти в пределах зубного ряда и тугоподвижности отломков. Репозицию производят закрытым или открытым способом.

Изготовление. Снимают слепки с верхней челюсти и с каждого отломка нижней челюсти, отливают модели и штампуют каппы для зубов каждого отломка нижней челюсти, припасовывают металлические каппы на опорные зубы и снимают слепок. Отливают модель, распиливают ее на месте перелома, сопоставляют отломки в правильные окклюзнонные соотношения с верхней моделью и гипсуют в окклюдатор. [[осле этого припаивают к каппам с вестибулярной поверхности сдвоенные трубки овальной или квадратной формы, припасовывают стержни. Распиливают трубочки против перелома челюсти. Затем цементируют каппы на опорные зубы, репонируют отломки и вводят стержни в трубки.

Капп о-ш т а н г о в ы й аппарат А. Л. Г р о з о вс к о г о состоит из металлических капп на зубы отломков нижней челюсти, плечевых отростков с отверстиями для винтов, двух винтов, соединенных припаянной пластинкой (рис. 75).

Аппарат применяют для лечения переломов нижней челюсти со значительным дефектом кости и малым количеством зубов на отломках.

Изготовление. Снимают частичные слепки с отломков нижней челюсти, отливают модели и штампуют каппы (спаянные коронки, кольца). Примеривают каппы на опорных зубах и снимают слепки с отломков поврежденной нижней челюсти и неповрежденной верхней. Отливают модели, сопоставляют их в правильное положение и гипсуют в окклюдатор. Припаивают к каппе малого фрагмента две трубки (аестибулярно н орально), а к каппе большого фрагмента — одну (вестибулярно). Изготавливают распорный винт, стержни с отверстиями, гайки и винты. Укрепляют цементом каппы

Шины и аппараты при лечении переломов

74. Капповый аппарат В. Ю. Курляндского.

Шины и аппараты при лечении переломов

73. Аппарат И. М. Оксмана комбинированного действия.

Шины и аппараты при лечении переломов

75, Каппо-штанговый аппарат А. Л. Грозовского.

на опорных зубах, вводят в оральную трубку малого фрагмента длинный рычаг с площадкой, в вестибулярную трубку большего фрагмента — короткий рычаг с гайкой для распорного винта. Для фиксации достигнутого положения в вестибу-.

лярные трубж» вводят другяе стержни с совпадающим» отве£* стнямн для винтов и гай^и.

Читайте также:  Опухоль после перелома ребра

v. Р епоннрующич` аппарат 3. Я- Шура со* встречными с т е р ж н я м и Состоит из гипсовой ша^ почки; с двумя вертикальными стержнями длиной 150 мм, паяной шины с коронками на 6 Э 6 зубах и `плоскими трубочками с вестибулярной стороны, двух с*ержней «усов» из стальной проволоки толщиной 3 мм, длиной 200 мм (рис. 76),

Аппарат используют для лечения переломов верхней челюсть со значительным смещением отломков.

. Изготовление. Снимают частичные слепки с отломков верхней челюсти, отливают гипсовые модели, изготовляют коронки На 6 3 13 6 зубы, проверяют коронки rfa опорных зубах, снимают слепки. Отливают модели, изготовляют единую паяную шину и припаивают вестибулярно с обеих сторон плоские трубочки. Изготовляют два стержня — «уса» с уплощенными внутренними концами. Укрепляют шину на опорных зуба*. После этого изготовляют гипсовую шапочку и фиксируют в ней вертикальные стержни. Выгибают стержни соответственно щечной зубной поверхности, выводят их сдеоло углов рта наружу и параллельно окклюзионной плоскости, изгибают против короткого вертикального стержнч головной шапячки…

Изменяя направление внеротовых концов стержней, перё

мешают верхнюю челюсть до необходимого положения.

Аппарат В. Ю. К у р л я н д с.-к о г о с р ё п о н ирутощей петлей состоит из частичных эубонадесневых шин с внеротовыми рычагами и гипсовой шапочки (рис. 77).

Аппарат применяют при срединных дефектах верхней челюсти со смещением отломков к средней линии.

Изготовление. Снимают частичные слепки с отломков верхней челюсти. Отливают гипсовые модели отломков верхней челюсти и модель нижней челюсти. Составляют модели в положении центральной окклюзии и изготовляют зубодесневые шины- на каждый отломок. С небной стороны между шинами вваривают петлю из нержавеющей стали, вестибулярно с обеих сторон — втулки, для концов внеротовых стержней. Изгибают внеротовые стержни, изготовляют головную шапочку и накладывают аппарат на верхнюю челюсть после активации проволочной петли. Соединяют головную шапочку с внеротовыми стержнями.

Аппарат А. И.Бетельмана состоит из нескольких спаянных между собой коронок (колец), покрывающих зубы на отломках челюсти и зубах-антагонистах. На вестибулярной поверхности коронок обеих челюстей припаяны четырехгран-.. ные трубки для введения стальной скобы (рис. 78, а).

78. Фиксирующие аппараты А. И. Бетельмана (а) и И. М. Окс-.

мана (б).

Шины и аппараты при лечении переломов

Шины и аппараты при лечении переломов

77. Аппарат с репонйруюшен петлей по В. Ю. Курляндскому.

76. Репетирующий аппарат Э. Я- Шура со встречными стержнями.

Аппарат применяют при наличии дефекта нижней челюсти в подбородочной области с 2—3 зубами на каждом отломке.

Изготовление. Снимают слепки с отломков челюсти для изготовления коронок. Припасовывают коронки на зубы, снимают слепки с отломков челюсти и с верхней челюсти. Отливают модели, сопоставляют их в положении центральной окклюзии, гипсуют в окклюдатор. Спаивают коронки между собой и припаивают с вестибулярной поверхности коронок верхней и нижней челюстей горизонтальные трубочки четырехугольной или овальной формы. Изготовляют две П-образные скобы, толщиной 2—3 мм соответственно форме втулок. Накладывают аппарат на челюсть, сопоставляют отломки в правильное положение и закрепляют их путем введения скобы.

Аппарат И. , М. Оксмана со съемными п е л о т а м и состоит из базисной пластинки на верхнюю челюсть с кламмерами на опорных зубах и пластмассовых окклюзионных валиков со скользящим шарниром. На беззубые альвеолярные части накладывают пелоты с окклюзионными валиками и пружинами (рис. 78, б).

Аппарат применяют для костной пластики беззубой нижней челюсти в переднем отделе.

Изготовление. Снимают слепки с верхней челюсти и отломков нижней. Изготовляют пластмассовые базисы с окклюзионными валиками на каждый беззубый отломок нижней челюсти и восковой базис с окклюзионным валиком на верхнюю.

Определяют центральное соотношение челюстей. Гипсуют модели в окклюдатор, изготавливают кламмеры на верхние опорные зубы и моделируют окклюзионные валики.

Скользящий шарнир изготавливают из пластинки стали толщиной 0,3—0,4 мм в виде браслетного замка, укрепляют на окклюзионных поверхностях валиков верхней и нижней челюстей и воск заменяют пластмассой.

ШинаМ. М. Ванкевич представляет собой пластмассовую зубонадесневую пластинку, у которой от небной поверхности отходят вниз к язычной поверхности нижних коренных зубов или беззубым отломкам две наклонные плоскости. При смыкании челюстей эти плоскости раздвигают отломки нижней челюсти и закрепляют их в правильном положении (рис. 79, а).

Шину применяют для лечения переломов нижней челюсти и костной пластики.

Изготовление. Если отломки с зубами и свободно подвижны, то снимают слепки с челюстей, отливают модели, сопоставляют их в положении центральной окклюзии и гипсуют в окклюдатор. Моделируют восковой базис на sepxmoio

Шины и аппараты при лечении переломов

79. Шины для закрепления отломков нижней челюсти:.

а — по Ванкевнч, б — по Степанову.

челюсть с отходящими наклонными плоскостями. Вместо пластмассового небного базиса, соединяющего седловидные части зубонадесневых шин, можно использовать бюгель (рис. 79, б), а для более жесткой фиксации репоннрованных отломков нижней челюсти и контроля за окклюзионнымн взаимоотношениями на вестибулярной поверхности шины изготавливают пелоты, контактирующие со щечной поверхностью жевательных зубов.

Если отломки нижней челюсти беззубые, то снимают слепки с верхней челюсти и беззубых отломков нижней челюсти, отливают модели, изготовляют зубодесневую шину на верхнюю челюсть и базисы на нижнюю. Припасовывают зубодесневую шину и базисы, определяют центральное соотношение с помощью восковых валиков. Заменяют восковые валики пластмассой. Накладывают шину и подбородочную «пращу» на операционном столе.

Если отломки нижней челюсти тугоподвнжны. то изготовляют верхнечелюстную шину с опорной плоскостью для одного отломка при максимальном его отведении без учета смещения другого отломка. После установления половины нижней челюсти в правильное положение для шины изготавливают модель — подлиток, срезают наклонную плоскость с частью базиса, на другой части моделируют наклонную плоскость при максимальном отведении другого отломка. После установления этого отломка в правильное положение шину устанавливают снова на подлиток и присоединяют спиленную часть наклонной плоскости. Накладывают шины на челюсть.

Резекционные протезы. Резекцию челюстей производят по поводу доброкачественных или злокачественных новообразований. При этом удаляют различные отделы челюстей, в результате чего возникают функциональные нарушения речи, дыхания, глотания, жевания, нарушается эстетика, что ведет к психическим изменениям у больного.

Методом выбора следует считать непосредственное протезирование, когда протез фиксирует оставшиеся части челюсти, предупреждает западенне мягких тканей лица и образование ^стягивающих рубцов, создает условия для последующего рационального протезирования.

Общие принципы изготовления непосредственных протезой после резекции различных участков челюстей заключаются .в следующем. Снимают слепок с челюсти до операции и изготовляют фиксирующую часть протеза на здоровую половину челюсти с удерживающими приспособлениями. Если опорные зубы предполагается покрыть коронками (неудовлетворитель

ная форма коронки зуба, ее разрушение, подвижность зуба и др.), то ортопедическое лечение начинают с подготовки зуйов. После этого припасовывают фиксирующую часть протеза.на здоровую половину челюсти, снимают слепки с челюстей. Получают модели, гипсуют их в окклюдатор, уточняют -план оперативного вмешательства (границы остеотомии) совместно с хирургом, на гипсовой модели удаляют зубы, альвеолярные и другие части челюсти. Моделируют базис, расстанавливают искусственные зубы, гипсуют, в кювету и заменяют воск пластмассой.

.-…*.

Для предупреждения смещения здоровой половины нижней челюсти в сторону дефекта при моделировании фиксирующей части протеза предусматривают съемную или несъемную наклонную плоскость, прилегающую к щечной поверхности-верхннх боковых зубов (рис. 80Ь.

. При резекции половины нижней челюсти с экзартикуляцией и отсутствием боковых зубов на верхней челюсти, когда нельзя применить наклонную плоскость, искусственную ветвь соединяют с резекционной частью протеза шарнирно и изготовляют ее из полой трубки для оттока секрета.

Читайте также:  Самый полезный продукт при переломах

После полной резекции всей нижней челюсти при моделировании базиса предусматривают вестибулярно ложе для пружин и укрепления шарнира, а язычно — вогнутость для языка и выпуклость для подъязычного пространства.

Источник

Фиксирующие аппараты (шины), применяемые при лечении переломов нижней челюсти без смещения или с нестойким смещением отломков, подразделяют на:

  • 1) шины внелабораторного изготовления — проволочные и изготовленные из быстротвердеющих пластмасс;
  • 2) шины лабораторного изготовления — несъемные и съемные.

Проволочные шины внелабораторного изготовления. Применяют при оказании первой специализированной помощи, а также при лечении переломов челюстей в стационарных условиях.

При оказании специализированной помощи раненным в челюстно-лицевую область широко применяют шины, предложенные С. С. Тигерштедтом: гладкая шина, гладкая шина с распорочным изгибом, шина с зацепными петлями, шина с наклонной, и с опорной плоскостями. Эти шины делают из проволоки, поэтому их называют гнутыми. Для изготовления их необходимо иметь алюминиевую проволоку толщиной 2 мм, бронзоалюминиевую проволоку толщиной до 0,5 мм, крампонные щипцы, напильники и плоскогубцы.

Гладкая шина-скоба. Одночелюстную гладкую шину-скобу применяют при достаточном количестве устойчивых зубов на отломках. Техника изготовления ее состоит в следующем: алюминиевую проволоку длиной около 15 см начинают изгибать в виде полукольца по форме коронки крайнего зуба длинного отломка. При этом изогнутый конец проволоки припасовывают так, чтобы полукольцо, обхватывая зуб, не касалось десны и не выстояло свободным концом в сторону языка.

Если коронка крайнего зуба низкая, то изгибание шины начинают в виде заостренного шипа, располагающегося между двумя крайними зубами. Затем крампонными щипцами захватывают проволоку впереди крайнего зуба, выводят из полости рта и слегка изгибают в сторону зубной дуги. Изогнутую часть проволоки вводят в полость рта и припасовывают на зубах так, чтобы она касалась их поверхности на протяжении всего зубного ряда (рис. 157, а).

Гладкая шина-скоба, Гладкая шина с распорочным изгибом

При изготовлении шины необходимо придерживаться следующих правил:

  • а) проволоку следует удерживать крампонными щипцами, а пальцами изгибать свободный ее конец в сторону зубной дуги;
  • б) изогнутый конец проволоки должен касаться вестибулярной поверхности каждого зуба хотя бы в одной точке;
  • в) шина должна быть припасована на зубах между поясом и десной (в десневой части коронки зуба).

Гладкая шина с распорочным изгибом. Шину с распорочным изгибом применяют при небольших дефектах зубного ряда и кости в области перелома челюсти. Если дефект костной ткани больше ширины коронок двух зубов, то применять такую шину нецелесообразно, так как она может деформироваться в области распорочного изгиба.

Эту шину изгибают таким образом, чтобы в участке дефекта зубного ряда образовался изгиб в виде буквы П, направленный своей вершиной в полость рта. Вершина этого изгиба должна проектироваться на середину дефекта костной ткани челюсти. Своими боковыми частями изгиб должен касаться контактных поверхностей зубов, ограничивающих дефект. В остальном шина изгибается обычным способом (рис. 157, б).

Шина с зацепными петлями. При одномоментном сопоставлении отломков часто прибегают к межчелюстной фиксации их при помощи шин с зацепными петлями. С этой целью изготовляют шины с зацепными петлями на верхнюю целую и поломанную нижнюю челюсти. Шины укрепляют на зубах и соединяют при помощи резиновых колец, натянутых на петли.

При одновременном повреждении верхней и нижней челюсти вначале фиксируют отломки верхней челюсти, а затем производят межчелюстное укрепление отломков нижней челюсти.

Шину с зацепными петлями делают из алюминиевой проволоки длиной 19—20 см и, удерживая крампонными щипцами, изгибают петли (рис. 158).

Этапы изготовления шины с зацепными петлями

Петли изгибают в следующей последовательности:

  • 1) удерживая проволоку перед собой, длинный конец ее изгибают вверх под прямым углом;
  • 2) переводят кончики щипцов на изогнутую часть проволоки и изгибают вниз под углом 180°;
  • 3) кончики щипцов устанавливают у вершины петли со стороны длинного конца проволоки и изгибают вверх до уровня короткого конца;
  • 4) крампонными щипцами сплющивают петлю по ширине.

Петли изготовляют так, чтобы расстояние между ними равнялось приблизительно ширине коронок двух зубов.

Для изготовления петель предложены специальные щипцы и аппараты (Певзнер, Гейкин).

Изгибать шину по форме зубной дуги можно одновременно с изготовлением петель и после этого. Техника изгибания шины с зацепными петлями по форме зубного ряда аналогична изгибанию гладких шин.

Шину припасовывают и фиксируют к зубам так, чтобы петли на зубах размещались под углом 35—45°. Несоблюдение этого правила может привести к образованию пролежней под резиновыми кольцами и плохой их фиксации. Учитывая это, О. Е. Рауэр предложил петли размещать перпендикулярно к зубам. При этом верхушка петель расклепывается и изгибается под прямым углом. Натянутые на петли резиновые кольца при межчелюстной фиксации отломков должны иметь одинаковую ширину и толщину.

В связи с тем что эластичность натянутых резиновых колец быстро уменьшается, их следует менять каждые 2—3 дня.

Полость рта промывают слабым раствором антисептика.

Межчелюстная фиксация отломков остается в полости рта не более 2—3 нед. После этого частично или совсем снимают резиновые кольца и разрешают больному осторожные движения нижней челюсти. Переход к функциональным методам лечения возможен при благоприятном сращении костных отломков.

Шину с наклонной плоскостью применяют при необходимости удержать боковые отломки от смещения их в сторону перелома. С этой целью в боковых участках шину изгибают в виде петель высотой в две коронки. Петли должны быть наклонены вестибулярно и касаться вестибулярной поверхности зубов верхней челюсти. Они и удерживают отломки от смещения.

Шину с опорной плоскостью применяют на верхней челюсти для удержания отвисших тканей твердого неба. Ее изгибают таким образом, чтобы удерживающая часть имела вид петель, направленных в сторону неба.

Одночелюстная шина В. А. Энтелиса (рис. 159). Проволочную шину, предложенную В. А. Энтелисом, применяют при срединных переломах нижней челюсти с дефектом костной ткани. Изготовляют ее из алюминиевой проволоки в виде распорки в области дефекта костной ткани. Для изготовления шины берут две проволоки длиной 15см и скручивают их посередине в виде завитка по ширине дефекта.

Одночелюстная шина Энтелиса

Свободные концы проволоки изгибают по форме зубных рядов отломков с наружной и внутренней стороны.

Одночелюстная шина В. А. Энтелиса прочнее шины С. В Тигерштедта с распоркой и лучше удерживает отломки в правильном положении.

При переломах нижней челюсти существует метод межчелюстной фиксации отломков, состоящий в следующем: на верхнюю целую и нижнюю поломанную челюсти изгибаются обычные гладкие проволочные шины, на которые надевают изогнутые крючки из нержавеющей стали (П. И. Попудренко, 1950) или заранее изготовленные латунные крючки (А. И. Степанов, 1952), устанавливают их в необходимом месте и накладывают резиновые кольца.

З. Н. Померанцева -Урбанская разработала и применила при переломах челюстей серию проволочных шин из нержавеющей стали толщиной 1,3—1,5 мм. Шины, изготовленные из нержавеющей стальной проволоки, не подвергаясь повторной деформации, надежно удерживают отломки. Техника изготовления этих шин аналогична таковой при изготовлении шин из алюминиевой проволоки.

Фиксация проволочных шин. Проволочные шины на зубах фиксируют при помощи бронзоалюминиевой проволоки. Для этого проволоку длиной около 10 см складывают в виде шпильки и свободными концами проводят со стороны полости рта в межзубные промежутки.

Читайте также:  Что такое открытый перелом конечности

При этом один конец проволоки должен пройти над шиной, а другой — под ней. После этого концы проволоки захватывают крампонными щипцами и скручивают по ходу часовой стрелки. Конец проволоки срезают, оставляя завиток длиной около 1 см. Завиток изгибают в виде петли вперед и в сторону смыкания зубов.

М. X. Рагинский и А. М. Певзнер предложили более простой способ фиксации шин, состоящий в том, что перед введением шин в полость рта в межзубные промежутки вводят лигатурную проволоку, концы которой расходятся в разные стороны: один вверх, а другой — вниз. Затем шину укладывают на зубы и скручивают проволоку.

Если шину оставляют в полости рта на длительное время, то лигатурную проволоку каждые 2—3 дня следует подтягивать, делая один оборот по ходу часовой стрелки.

Пластмассовые шины внелабораторного изготовления. Для вне-лабораторного изготовления шин применяют быстротвердеющие пластмассы. Предложены различные способы изготовления шинирующих аппаратов. Так, И.Е. Керейко (1956) разработал способ изготовления шин из пластмасс AKP-II и ACT-I. Для этого из пластмассы АКР-II изготовляют заводским путем желобовидные каркасы, которые затем размягчают в горячей воде и изгибают по форме зубной дуги. Затем капроновой нитью обхватывают каждый зуб по обе линии перелома и завязывают со стороны преддверия рта. После этого желобок каркаса заполняют пластмассой АСТ-1 и прикладывают к зубам. Узлы капроновой нити должны попасть в пластмассу и после затвердения удерживать шину на зубах.

Для механической фиксации или вытяжения отломков стандартные каркасы изготовляются с зацепными выступами. Для межчелюстной фиксации отломков изготовляются аппараты со штифтами (зацепными крючками). С этой целью по описанной выше методике изготовляют гладкие шины на верхнюю целую челюсть и отломки нижней челюсти. Затем в шинах высверливают отверстия, в которые вставляют соответствующих размеров пластмассовые штифты. Штифты в отверстиях укрепляют при помощи быстротвердеющей пластмассы.

На свободные концы штифтов накладывают резиновые кольца и производят межчелюстную фиксацию отломков.

Р. М. Фригоф (1961) предложил шину-каппу из пластмассы «Стиракрил». Техника изготовления этой шины состоит в следующем. У места перелома челюсти производят инфильтрационную анестезию и укрепляют отломки при помощи двух бронзоалюминиевых проволок. Один отрезок проволоки охватывает вестибулярную поверхность зубов, располагающихся по обе стороны линии перелома, и два соседних с ними зуба — со стороны полости рта. Концы этой проволоки выходят между соседними зубами в сторону преддверия рта. Второй отрезок проволоки охватывает с язычной стороны зубы, стоящие у линии перелома челюсти. Концы этой проволоки также выходят между соседними зубами в сторону преддверия рта. Затем концы обоих отрезков проволоки с каждой стороны скручивают в виде завитка длиной около 1 см. Завитки загибают в виде петель. Приготовленной пластмассе придают форму валика, накладывают ее на зубы и пальцами моделируют с вестибулярной и язычной поверхностей зубов. При этом проволока с язычной стороны и петли с вестибулярной стороны должны попасть в толщу пластмассы. Больного просят, закрыть рот и ждут затвердения пластмассы. Излишки пластмассы срезают карборундовыми камнями и шлифуют.

В последнее время для фиксации отломков при переломах челюстей применяют стандартные заготовки, представляющие собой пластмассовые полоски с зацепами — приспособлениями для резиновых колец. Такие заготовки легко припасовываются в полости рта. Фиксированные на зубах, они хорошо удерживают отломки.

Пластмассовые полоски изготовляются заводским путем.

При изготовлении шин из быстротвердеющих пластмасс необходимо придерживаться следующей методики:

  • 1) лигатурную проволоку и капроновую нить перед применением обрабатывают йодом или спиртом;
  • 2) инструментарий, которым пользуются при изготовлении шин, должен быть стерильным;
  • 3) во избежание ожога необходимо избегать соприкосновения пластмассы со слизистой оболочкой;
  • 4) с целью ускорения полимеризации пластмассы к ней прикладывают тампоны, пропитанные теплой водой;
  • 5) после отвердения пластмассы полость рта следует прополоскать 2% теплым раствором натрия гидрокарбоната. Последний нейтрализует остаточный мономер, предохраняет слизистую оболочку от дополнительного ожога.

Несъемные шины лабораторного изготовления. Шины паяные (стержневые) состоят из коронок или колец и припаянных к ним стальных дуг (рис. 160). Коронки (кольца) изготовляют на два зуба — первый премоляр и второй моляр каждого отломка. Изготовленные коронки припасовывают на зубах и получают оттиск вестибулярных поверхностей зубов отломков, предварительно установленных в центральной окклюзии.

Шина стержневая (паяная)

Если оттиск снимают с каждого отломка в отдельности, то отлитые модели отломков составляют в общую модель по прикусу. На модели изгибают и припасовывают дугу с вестибулярной стороны или с вестибулярной и язычной, а затем при помощи припоя прикрепляют их к коронкам (для дуги берут стальную проволоку толщиной 1,5—2 мм). Шину фиксируют на зубах цементом.

Шины типовые. Наиболее простые капповые шины изготовляют следующим образом: на зубы отломков штампуют каппы и припасовывают их. Затем получают оттиск для окончательного изготовления шины. На модели отдельные каппы скрепляют при помощи припоя в одну цельную шину. После обработки капповую шину цементируют.

В. Ю. Курляндский предложил шины, в состав которых входят каппы и различные приспособления для репозиции и фиксации отломков (рис. 161). Так, например, шина с рычагами состоит из каппы и рычагов. Каппы изготовляются на зубы отломков, к которым прикрепляется два плоских рычага с винтообразными отверстиями. Для фиксации отломков у места соединения рычагов в отверстие ввинчивают болтики и укрепляют их при помощи гаек.

Одночелюстная шина капповая с рычагами по Курляндскому

Шина с круглыми трубками состоит из капп, трубок и штифтов (рис. 162). На зубы отломков челюсти изготовляют каппы, припасовывают их, снимают оттиск с поврежденной челюсти вместе с каппами и с противоположной челюсти, отливают модели. Затем модель поврежденной челюсти у места перелома распиливают и устанавливают части ее по прикусу модели верхней челюсти и фиксируют в окклюдаторе. На вестибулярной поверхности капп припаивают сдвоенные трубки и распиливают их поперек между каппами отломков. Каппы на зубах фиксируют цементом, вправляют отломки челюсти и укрепляют их введением в трубки штифтов.

Одночелюстная шина капповая с трубками и штифтами

Съемные шины лабораторного изготовления. Шина Вебера показана при незначительных смещениях отломков или после репозиции для фиксации их (рис. 163). Состоит из назубодесневой части и наклонной плоскости.

Аппарат Вебера

На моделях отломков изгибают каркасы из стальной проволоки толщиной до 1 мм, а затем моделируют из воска назубодесневую часть шины с отверстиями для режущих краев и поверхностей смыкания зубов. После этого каркас разогревают и вмоделировывают в шину. Каркас изготовляют для большой прочности шины. Концы проволоки не откусывают, а оставляют их с целью фиксации каркаса в правильном положении во время выплавления воска.

На наружной поверхности шины моделируют наклонные плоскости под углом 10—15°. Высота наклонных плоскостей должна превышать высоту коронок зубов-антагонистов верхней челюсти. Воск заменяют пластмассой и заканчивают изготовление шины (срезают выступающие концы проволоки, шлифуют и полируют).

Аппарат М. М. Вачкевич состоит из назубодесневой пластинки на верхнюю челюсть и опущенных вниз опорных плоскостей. Если на верхней челюсти зубы отсутствуют, то изготовляют обыкновенную пластинку, напоминающую базис протеза (рис. 164).

Аппарат Ванкевич

Назубодесневую часть аппарата моделируют из воска в виде пластинки с отверстиями для режущих краев и поверхностей смыкания зубов. После замены воска пластмассой на внутреннюю поверхность пластинки наращивают стенс и центральной окклюзии получают отпечатки внутренних поверхностей отломков зубов. Затем стене заменяют пластмассой и аппарат припасовывают во рту.

Источник