Шины для лечения переломов

Шина – это приспособление, которое фиксирует сломанную кость в анатомически правильном положении. Используется для транспортной иммобилизации пострадавшего. Шину накладывают еще до приезда «скорой помощи», чтобы обеспечить неподвижность кости и избежать смещений и снизить болевые ощущения при ожидании врача и транспортировке пострадавшего.

Шины для лечения переломовФото 1. Шина — временная замена гипсу для иммобилизации травмированной части тела. Источник: Flickr (handarmdoc).

Что такое шина

Транспортная шина применяется при различных повреждениях для придания неподвижности конечности. Стандартные шины выпускают нескольких типов: из дерева, пластмассы или проволоки, они бывают пневматическими и вакуумными. 

При отсутствии стандартных шин обычно используют импровизированные приспособления.

Делают ее из того, что оказывается под рукой: палки, древесные ветки, лыжи и т.д. А получившийся каркас скрепляют с помощью любых доступных повязок. 

Для чего накладываются шины при переломах

Шина накладывается для фиксации и удержания сломанной кости, поскольку к смещению отломков может привести любое движение пациента. Она поддерживает конечность и защищает от непредвиденных внешних воздействий. А также снижает болевые ощущения. 

Фиксируя отломки, шина предотвращает возникновение дополнительных внутренних травм: разрыва нервных пучков или сосудов острыми концами поврежденной кости.

Правильно наложенная шина имеет большое значение в процессе транспортировки пациента, поскольку сводит к минимуму риск смещения отломков. Это влияет и на последующее лечение, и на скорость восстановления травмированной кости.

При каких переломах накладывают шину

Шину накладывают при повреждении костей и суставов, при открытых и закрытых переломах. Транспортировка пострадавших без иммобилизации категорически запрещается.

Однако при открытом переломе сначала надо обработать рану: очистить, если в ней есть загрязнения, наложить стерильную повязку, а при сильном кровотечении – жгут, чтобы остановить кровь. Только после этого пострадавшую кость можно шинировать, иначе разовьется травматический шок — тяжелое состояние всего организма, что возникает из-за серьезных травм, кровопотери и сильной боли.

Обратите внимание! Время наложения жгута обязательно следует сообщить врачу. И нельзя самостоятельно вправлять отломки, поскольку это может вызвать еще большее кровотечение, усилить боль и повысить риск травматического шока.

Переломы позвоночника и шеи требуют транспортировки пострадавшего на  жестких носилках или доске, подложив под колени и шею валик из одежды или мягкой ткани и зафиксировав тело лямками. Доска и жесткие носилки в этом случае тоже служат транспортной шиной.

Исключением можно считать переломы ребер и ключиц. В этих случаях обходятся без шин, накладывая тугие повязки.

Виды шин

Существует две универсальные шины: шина Крамера и Дитерихса

Первая изготовлена из гибкой проволоки, что дает возможность принимать любую форму. Такая шина подойдет и для нестандартных травматических ситуаций. Применяют же ее, как правило, для переломов предплечья или голени.

Шина Дитерихса – это деревянная конструкция, которая отличается стабильностью и крепкой фиксацией. Она представляет собой 2 костыля: наружный и внутренний, подстопник (планка для ступни) и специальные палочки. Эта шина обладает не только фиксирующими свойствами, но и создает вытяжение. Показана при переломах в области бедер, травмировании коленных и тазобедренных суставов.

Помимо этих шин, существуют и другие:

  • пневматическая, имеющая цельный корпус, в который вкладывают сломанную конечность, а фиксация создается за счет давления воздуха;
  • шина-воротник Шанца — представляет собой мягкий фиксатор, необходимый при травмах шейного отдела: он ограничивает подвижность шеи, создает ей тепло и обеспечивает покой.

Шины для лечения переломовФото 2. В качестве шины можно использовать любой твердый предмет. Источник: Flickr (Charlie Holder).

Обратите внимание! Если перелом открытый, накладывать шину надо после того, как раны будут закрыты стерильными повязками.

Правила наложения шины

Перед накладыванием шины надо осмотреть пострадавшую конечность и определить тип перелома. Если он открытый или присутствуют раны на коже, кровь надо остановить охлаждением – льдом, замороженными продуктами, снегом. А если кровотечение сильное, наложить жгут сверху и снизу от участка травмы. Но держать его больше пары часов нельзя.

Далее порядок действий такой:

  • за исключением отдельных случаев, шина накладывается прямо на одежду, потому что, снимая ее, можно спровоцировать смещение костных отломков;
  • нужно убедиться, что шина не передавливает участки тела пациента, иначе это может привести к пережатию нервных окончаний и сосудов;
  • шина должна иммобилизовать как минимум 2 сустава – выше и ниже области перелома, а если травмирована крупная кость — 3 сустава: это необходимо для надежности фиксации;
  • центр шины должен быть расположен у участка перелома;
  • фиксировать шину бинтами или повязками следует на всем ее протяжении, а не только на месте травмы;
  • если у пациента началась истерика, его необходимо успокоить, и дать ему обезболивающее, чтобы не развился травматический шок;
  • если травмирована лучевая кость, то зафиксировать нужно лучезапястный сустав, а локоть не трогать;
  • если сломан палец, то он фиксируется путем приматывания тканью к здоровому пальцу.
Читайте также:  Зарядка после перелома таза

И ни при каких обстоятельствах нельзя накладывать шину на голое тело, т.к. ее концы врежутся в кожу или сдавят нервы и сосуды.

Обратите внимание! Если необходимо снять или надеть одежду на пострадавшего, ни в коем случае нельзя его сажать или пытаться поднять!

Последующее лечение и правила ухода за больным

После того, как пострадавшего доставят в больницу, ему вправят костные отломки, если было смещение, и наложат гипс. Иногда при открытых переломах требуется операция. В любом случае, пока пациент находится в больнице, доктора ведут за ним динамическое наблюдение.

Лечение применяется следующее:

  • лекарственная терапия, чтобы снять боль и снизить риск воспаления;
  • специальная диета, способствующая срастанию костей, а также, возможно, курс витаминов.

После наложения гипса пациент далеко не все может делать сам. В зависимости от расположения травмированного участка правила ухода за ним будут меняться, однако общие действия включают:

  1. Применение обезболивающего и, если доктор позволил, легкий массаж: это облегчит боль, которую пострадавший будет испытывать долго.
  2. Внимательный осмотр тела пациента, если он из-за перелома не встает с кровати, поскольку могут образоваться пролежни. Иногда его можно очень аккуратно приподнимать и переворачивать, но только с позволения врача.
  3. Даже если у лежачего больного первое время будет недержание мочи, его нельзя ограничивать в питье – объем жидкости в день должен составлять до 1,5 литров.
  4. Необходимость не допустить резких движений пациента, обеспечить соблюдение диеты и выполнение всех рекомендаций доктора.

После снятия гипса назначают физиотерапию, массаж и ЛФК, чтобы быстрее вернуть травмированной конечности ее функции.

Источник

Изобретение относится к области медицины, а именно, к травматологии и ортопедии и может быть применено при лечении перломов нижних конечностей. Шина для лечения переломов нижних конечностей содержит основание с опорами, стойки, платформу, кронштейн с блоком, тягу с вытяжным грузом и каретку. Каретка выполнена из двух длинных стоек, опирающихся на шарниры основания, и двух реек, соединенных шарнирами с длинными стойками. Концы реек опираются на ролики, катящиеся по слегам платформы. На концах реек возле роликов жестко закреплены короткие стойки с перекладиной, являющейся осью блока стабилизации вытяжения. Вытяжной груз навешен на тягу через пружину. На рейках и длинных стойках укреплены гамачки. Шина снабжена автоматической системой разработки, состоящей из электродвигателя с реверсивным механизмом, имеющим тягу, соединенную с осью роликов каретки, и возвратную пружину, соединенную концами с рейкой каретки и основанием. Технический результат — возможность осуществления функциональных движений суставов конечности в процессе стабильного вытяжения. 2 ил.

Изобретение относится к области медицины, а именно к травматологии и ортопедии, и может быть применено при лечении переломов нижних конечностей.

При лечении переломов нижних конечностей часто применяется скелетное вытяжение, в процессе которого нижний отломок оттягивается грузом за трос-тягу, дугу и спицу, пропущенную через него. При этом конечность укладывается на специальную подставку-шину для облегчения процесса вытяжения и комфортности больного.

Известна шина, выполненная в виде рамы, состоящей в виде рамы, состоящей из основания, опор, стоек, платформы с гамачком, кронштейнов с блоками и перекинутой через них тросом-тягой с подпружиненным грузом на конце. (см. например, Л.К.Белер «Техника лечения переломов» М.: «Медицина» 1982, с.16).

Эта шина принята за прототип.

Однако известная шина содержит конечность в статическом положении, не позволяя без снятия вытяжения осуществлять функциональную разработку коленного и тазобедренного суставов.

Известна так же шина, содержащая основание с гамачком, стойки, кронштейны с блоками и тягу с грузом (см., например, Ф.Р.Богданов и В.И.Фишкин «Ортопедия и травматология», М.: Медицина, 1959 г, стр.69-66).

Эта шина принята за базовый объект.

Однако эта шина обладает теми же недостатками, да к тому же является конструктивно сложной и громоздкой, не обеспечивающей стабильного вытяжения.

Решаемая задача — возможность осуществления функциональных движений суставов конечности в процессе стабильного вытяжения.

Технический результат достигается тем, что на шине предусмотрена подвижная каретка, позволяющая лежащую на ней конечность сгибать и разгибать при стабильном вытяжении, т.е. не изменяя направления и силы (вектора) вытяжения.

Сущность изобретения состоит в том, что каретка выполнена из соединенных стоек и реек, опирающихся на шарниры и ролики, движущихся по платформе.

На фиг.1 показана шина с согнутой конечностью.

На фиг.2 — та же шина с разогнутой конечностью.

Читайте также:  Котенок перелом ребер

Шина выполнена в виде рамы, состоящей из основания 1, опор 2 и 3, стоек 4-5, кронштейнов 6, 7, и 8, платформы 9 и каретки 10.

На концах кронштейнов 6, 7, и 8, укреплены блоки 11, 12 и 13, через которые перекинуты тросы-тяги 14 и 15. Тяга 16 соединена непосредственно с кареткой 10.

Тяга 14 на одном конце имеет рукоятку 17, и, будучи перекинутой через блоки 11, 12 и 13, другим концом соединена с осью 18 роликов 19 каретки 10.

Тяга 15 одним концом соединена с дугой 20, наложенной на спицу 21, пропущенной через суставной конец голени. На другом конце тяги 15, перекинутой через блоки 22 и 12, через пружину 23, навешен вытяжной груз 24.

Тяга 16 на одном конце так же имеет рукоятку 25, а другим присоединена к оси шарнира 26 каретки 10.

Каретка 10 выполнена из двух стоек 27 и 28, опирающихся на шарниры 29 и 30 основания 1, и двух реек 31 и 32, соединенных со стойками 27 и 28 шарнирами 33 и 34. Другие концы реек 31 и 32 опираются на ролики 19, катящиеся по слегам 35 и 36 платформы 9.

На концах реек 31 и 32 жестко укреплены короткие стойки 37 и 38 с перекладиной 39, являющейся осью блока стабилизации 22.

На рейках 31 и 32 и стойках 27 и 28 укреплены гамачки 40 и 41 под укладываемую на них конечность.

Шарниры 29 и 30, 33 и 34 соединены дугами 42 и 43.

Шина применяется следующим образом.

На постель больного под травмированную конечность устанавливают шину, а на гамачки 40 и 41 ее каретки 10 укладывают ногу (фиг.1).

Ниже около суставного перелома голени через кость проводят спицу 21, натягивают ее на дугу 20, за которую привязывают конец тяги 15. Далее тягу 15 пропускают через блоки 12 и 32 и к ее нижнему концу через пружину 23 прикрепляют требуемый груз 24 вытяжения.

После того как конечность уложена на каретку 10 и для больного создана комфортность, врач начинает двигать каретку 10 вдоль платформы 9, до возможно полного сгибания коленного и тазобедренного сустава (фиг.2). При этом край каретки 10 на роликах 19 катится по слегам 35 и 36 платформы 9, а стойки 27 и 28 и рейки 31 и 32 сгибаются относительно друг друга в шарнирах 33 и 34 (фиг.1).

Затем врач начинает двигать каретку 10 в обратном направлении до исходного ее положения и возможно более полного разгибания конечности.

При этом каретка 10 на роликах 19 катится обратно по слегам 35 и 36 платформы 9, разгибаясь в шарнирах 33 и 34, приводя конечность в исходное положение (фиг.2).

Так производят несколько сгибаний и разгибаний и, когда больной освоится с этим способом разработки, то постепенно сам начнет двигать каретку 10 взад-вперед, соответственно, сначала потянув за рукоятку 17, постепенно увеличивая углы сгибания и разгибания суставов конечности.

Ввиду того, что блок стабилизации вытяжения 22 выше блока 12, то оси тяги 15 относительно оси конечности имеет постоянный угол при любом положении каретки 10, т.е. угол α1=α2const. Этим и обеспечивается однонаправленность вытяжения, а, следовательно, стабильность положения оттягиваемого отломка.

Плавность и стабильность же силы вытяжения обеспечивается наличием пружины 23 и постоянством веса груза 24, который поднимается и опускается за тягу 15, перекинутую через блок 12 при сгибании и разгибании конечности.

Блок 12 состоит из двух колес: одно под тягу 15, а другое под тягу 14, и вращаются они на одной оси.

В тех случаях, когда больной сам не в состоянии производить разработку, может быть предусмотрена автоматическая система, состоящая из электродвигателя с теверсивным механизмом 44, периодически натягивающим тягу 45 (аналогичную тяге 14 при ручном приводе).

Заставляя конечность разгибаться, и отпускающим тягу 45, в процессе чего растянутая возвратная пружина 46, закрепленная концами на рейке 32 основание 1, сжимаясь, тянет каретку 10, сгибая ее и конечность в суставах.

Шина может быть применена в травматолого-ортопедических клиниках при лечении переломов нижних конечностей.

Применение позволяет ускорить процесс реабилитации при сохранении коленного и тазобедренного суставов.

Шина для лечения переломов нижних конечностей, содержащая основание с опорами, стойки, платформу, кронштейн с блоком и тягу с вытяжным грузом, отличающаяся тем, что имеет каретку, выполненную из двух длинных стоек, опирающихся на шарниры основания, и двух реек, соединенных шарнирами с длинными стойками, концы реек опираются на ролики, катящиеся по слегам платформы, на концах реек возле роликов жестко закреплены короткие стойки с перекладиной, являющейся осью блока стабилизации вытяжения, при этом вытяжной груз навешен на тягу через пружину, а на рейках и длинных стойках укреплены гамачки, при этом шина снабжена автоматической системой разработки, состоящей из электродвигателя с реверсивным механизмом, имеющим тягу, соединенную с осью роликов каретки, и возвратную пружину, соединенную концами с рейкой каретки и основанием.

Читайте также:  Тема диплома перелом

Источник

При переломах для безопасной транспортировки пострадавшего используются разные виды шин, но прежде, чем накладывать тот или иной фиксатор, необходимо разобраться, в чём их преимущества и когда лучше использовать ту или иную конструкцию.

Из проволоки

hinЛестничная шина Крамера применяется при переломах рук или ног. Изготавливается она из проволоки и напоминает по своему строению лестницу. В случае закрытого перелома накладывать такую конструкцию можно непосредственно на одежду.

Перед использованием проволочную заготовку нужно обложить ватой, которая закрепляется при помощи бинта. Моделируют и изгибают проволочное полотно по здоровой руке, после чего прикладывают к повреждённой руке, следя при этом чтобы конструкция охватила два сустава, а не только область перелома.

Для фиксации бедренного сустава используют сразу три шины. Одна ложится с внутренней стороны, другая снаружи, а третья под ногу. После того, как вся конструкция будет уложена, её прибинтовывают к конечности при помощи бинта, заполняя свободное пространство внутри ватой или одеждой, чтобы нога не могла свободно перемещаться.

Из дерева

hin2Шина Дитерихса – ещё одна транспортная конструкция, которая была предшественником предыдущей. Состоит она из двух деревянных элементов – доски с просверленными отверстиями и доски, в которую вкручена втулка. Обе части соединяются между собой, что позволяет обеспечить надёжную иммобилизацию повреждённой конечности. Но использовать эту модель можно только в случае перелома ног, для иммобилизации при травмах верхних конечностей она не подходит.

Основными показаниями для использования этого прибора можно считать:

  1. Массовое повреждение мягких тканей.
  2. Ожоги.
  3. Отморожения.
  4. Синдром длительного сдавления.
  5. Повреждения кровеносных сосудов.
  6. Повреждения нервных стволов.
  7. Повреждения костей.
  8. Повреждения суставов.

При этом используемые шины должны обеспечить надёжную фиксацию в физиологически выгодном положении и в то же время быть простыми в применении, чтобы наложение их не сказалось на общем состоянии пациента и на занимало длительный период времени.

Пневматические

hin3Медицинская пневматическая шина – герметичная камера, внутрь которой помещается повреждённая конечность, вокруг которой происходит подача воздуха. Различают три типа устройства. Первое предназначено для кистей и предплечий. Второе — для стопы и голени, а третье — для бедра и коленного сустава.

Используются эти предметы не только при явном переломе, который можно определить по имеющимся симптомам, но и при подозрении на перелом, при повреждении крупных и мелких суставов, при травмировании мягких тканей с большими отёками и гематомами. Применять пневматические шины могут не только врачи «Скорой помощи», но и сотрудники спортивных комплексов, МЧС, служб медицины катастроф. При этом в момент наложения риск получить дополнительную травму минимален, а полученная иммобилизация оказывается надёжной и длительной, что позволяет перевозить пострадавшего на дальние расстояния.

К тому же, чтобы сделать рентген, такой фиксатор совсем не обязательно снимать, в отличие от двух предыдущих моделей, так как рентгеновские лучи совершенно свободно проходят сквозь материал. И, наконец, одежда и обувь не мешают применению такого метода фиксации.

Масса устройства не превышает 3 кг. Эксплуатироваться может при температуре от -20 до +50 градусов. Надуть же можно только до определённых пределов, который составляет 50 мм рт. ст.

Вакуумные

Транспортные вакуумные шины предназначены не только для иммобилизации конечностей при переломах, но и для фиксации рук и ног при подозрении на травму, при повреждениях суставов, при массивных кровотечениях. Основное предназначение – возможность надёжной фиксации повреждённой части тела перед транспортировкой пострадавшего с места получения травмы до больницы.

Данная конструкция настолько проста, что использовать её можно не только для оказания первой медицинской помощи, но и для самопомощи и взаимопомощи. Применять данную конструкцию можно не только у взрослых, но и у детей.

Храниться и эксплуатироваться вакуумные конструкции могут при температуре от -20 до +50 градусов. Их масса составляет от полукилограмма до полутора килограмм, в зависимости от назначения. При этом для проведения рентгенографии совсем не обязательно её снимать.

Источник