Шина беллера при переломе бедра

Шина беллера при переломе бедра thumbnail

Шина беллера при переломе бедра

Шина Беллера — это механизм, призванный стабилизировать систему, состоящую из травмированной конечности, блока, грузов-утяжелителей. По сути, это металический механизм под ногой при скелетном вытяжении.  С его помощью производится постепенная репозиция (скелетное вытяжение) при переломах бедра и голени, осложненных наличием костных отломков. Для скелетного вытяжения с использованием экстензионного механизма Беллера (так называют шину) рекомендуется использование  специальной кровати. Или функциональной или травматологической, что упрощает уход за больным и делает возможным перемещения внутри больницы (посещение рентген-кабинета, других процедурных).

На видео ниже показана шина Беллера в разобрано состоянии:

Устройство состоит из двух рам вертикальной и горизонтальной (обеспечивающей устойчивость). Поверхность рам гладкая, наличие трещин недопустимо. Рамы образуют комбинированную шину, оборудованы блоками для крепления грузов. В комплекте также пружины, шнур, гамачки на петлях (в старых модификациях отсутствуют), распорки, маркированные противовесы с креплениями.

Описание и технические характеристики

Для успешного лечения переломов нижних конечностей современная медицина использует три метода:

  • фиксационный (иммобилизация с помощью гипсовой повязки),
  • оперативный (проведение репозиции во время операции),
  • экстензионный (спицы Кришнера, шину/экстензионный аппарат Беллера).

Использование методов скелетного вытяжения оправданно в случаях:

  • когда отломки кости невозможно сразу поставить не место, так как они сильно смещены,
  • есть несколько фрагментов кости,
  • показанием может быть сложный перелом, отягощенный поздним поступлением пострадавшего в стационар,
  • перед операцией,
  • в послеоперационный период.

Процедура не проводится детям в возрасте до 5 лет.

Механизм действия метода основан на физиологических законах, доказанных докторами Вебером, Дюбуа, Реймоном. Принцип прост – расслабление мышц и постепенное смещение фрагментов под действием системы грузов.

Основным противопоказанием является наличие очагов инфекции в зоне проведения манипуляции.

Подготовка шины

Не комплектующиеся гамаком на петлях шины Беллера перед применением требуется оборудовать с помощью гигроскопичной ткани или бинта. Полотно натягивают на верхнюю горизонтальную раму, фиксируют, пришивая с помощью иголки и крепкой нитки. Такой гамак не должен быть натянут слишком плотно, излишнее провисание также следует исключить.

На участке конструкции, который выполнен под углом 45 градусов, будет располагаться бедро и подколенная впадина пациента, металлические элементы на этом отрезке требуется обтянуть тканью или туго обмотать бинтом.

Шина беллера при переломе бедра

Шина устанавливается на травматическую кровать, таким образом, чтобы нижний блок с грузами находился за пределами койки, был вне поля досягаемости пациента.

Для репозиции в районе бедра используют верхний блок, проводить скелетное вытяжение голени необходимо, расположив конечность пациента на нижней части аппарата.

Во избежание передавливания сосудов и тканей в подколенной области в районе пятки подкладывают ватные прокладки, небольшие подушечки.

Располагая травмированную конечность, придерживайтесь схемы:

  •  бедро пациента должно лежать под углом 45 градусов к голени,
  •  стопа под углом 90 градусов к голени.

Перед натяжением с использованием тросиков с грузами, которые находятся в переднем блоке конструкции, на стопу надевают фланелевую стойку.

Источник

Шина Беллера — это механизм, призванный стабилизировать систему, состоящую из травмированной конечности, блока, грузов-утяжелителей. По сути, это металический механизм под ногой при скелетном вытяжении.  С его помощью производится постепенная репозиция (скелетное вытяжение) при переломах бедра и голени, осложненных наличием костных отломков. Для скелетного вытяжения с использованием экстензионного механизма Беллера (так называют шину) рекомендуется использование  специальной кровати. Или функциональной или травматологической, что упрощает уход за больным и делает возможным перемещения внутри больницы (посещение рентген-кабинета, других процедурных).

На видео ниже показана шина Беллера в разобрано состоянии:

Устройство состоит из двух рам — вертикальной и горизонтальной (обеспечивающей устойчивость). Поверхность рам гладкая, наличие трещин недопустимо. Рамы образуют комбинированную шину, оборудованы блоками для крепления грузов. В комплекте также пружины, шнур, гамачки на петлях (в старых модификациях отсутствуют), распорки, маркированные противовесы с креплениями.

Описание и технические характеристики

Для успешного лечения переломов нижних конечностей современная медицина использует три метода:

  • фиксационный (иммобилизация с помощью гипсовой повязки);
  • оперативный (проведение репозиции во время операции);
  • экстензионный (спицы Кришнера, шину/экстензионный аппарат Беллера).

Использование методов скелетного вытяжения оправданно в случаях:

  • когда отломки кости невозможно сразу поставить не место, так как они сильно смещены;
  • есть несколько фрагментов кости;
  • показанием может быть сложный перелом, отягощенный поздним поступлением пострадавшего в стационар;
  • перед операцией;
  • в послеоперационный период.

Процедура не проводится детям в возрасте до 5 лет.

Механизм действия метода основан на физиологических законах, доказанных докторами Вебером, Дюбуа, Реймоном. Принцип прост – расслабление мышц и постепенное смещение фрагментов под действием системы грузов.

Основным противопоказанием является наличие очагов инфекции в зоне проведения манипуляции.

Подготовка шины

Не комплектующиеся гамаком на петлях шины Беллера перед применением требуется оборудовать с помощью гигроскопичной ткани или бинта. Полотно натягивают на верхнюю горизонтальную раму, фиксируют, пришивая с помощью иголки и крепкой нитки. Такой гамак не должен быть натянут слишком плотно, излишнее провисание также следует исключить.

На участке конструкции, который выполнен под углом 45 градусов, будет располагаться бедро и подколенная впадина пациента, металлические элементы на этом отрезке требуется обтянуть тканью или туго обмотать бинтом.

Шина в системе скелетного вытяжения

Шина устанавливается на травматическую кровать, таким образом, чтобы нижний блок с грузами находился за пределами койки, был вне поля досягаемости пациента.

Для репозиции в районе бедра используют верхний блок, проводить скелетное вытяжение голени необходимо, расположив конечность пациента на нижней части аппарата.

Во избежание передавливания сосудов и тканей в подколенной области в районе пятки подкладывают ватные прокладки, небольшие подушечки.

Располагая травмированную конечность, придерживайтесь схемы:

  •  бедро пациента должно лежать под углом 45 градусов к голени;
  •  стопа — под углом 90 градусов к голени.

Перед натяжением с использованием тросиков с грузами, которые находятся в переднем блоке конструкции, на стопу надевают фланелевую стойку.

Источник

ШИНИРОВАНИЕ — иммобилизация поврежденных или пораженных участков тела с помощью специальных устройств и приспособлений — шин.

Первые сведения о шинировании при травмах относятся к глубокой древности. Им пользовались при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата А. Цельс и К. Гален, позднее А. Паре. В период первой мировой войны для шинирования широко использовали картон, а в последующем — фанерные шины.

Применяемые в настоящее время шины разделяют по своему назначению на транспортные и лечебные. Транспортные шины используют для временной иммобилизации (см.) при оказании первой помощи (см.) и на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение, лечебные — для фиксации поврежденного участка тела или сегмента конечности в оптимальном положении до конца срока лечения.

По принципу действия различают фиксационные и дистракционные шины. С помощью фиксационных шин создают неподвижность в поврежденном сегменте конечности или области тела за счет внешних элементов фиксации. Дистракционные шины позволяют также осуществлять вытяжение (дистракцию) поврежденного сегмента, что обеспечивает репозицию отломков и создает устойчивость их в натянутом положении.

Шины, выпускаемые промышленностью, называют стандартными (табельными), а изготовляемые в условиях лечебного учреждения в единичных экземплярах и не принятые на снабжение,— нестандартными. Шинирование может быть проведено с помощью импровизированных шин из подручных средств и материалов (доски, палки и др.). Импровизированное шинирование может состоять в фиксации поврежденной конечности к здоровой конечности или к телу. Например, при повреждении верхней конечности импровизированное шинирование может быть достигнуто путем фиксации руки к туловищу с помощью подогнутой в виде косынки полы пиджака или гимнастерки, пристегнутой английскими булавками.

Современные стандартные шины изготавливают из металла, дерева, пластмасс и других материалов. Лечебное и, реже, транспортное шинирование может быть осуществлено с помощью гипсовых повязок и гипсовых шин (см. Гипсовая техника). В наст, время эффект шинирования нередко обеспечивается путем иммобилизации сегментов конечностей с помощью дистракционно-компрессионных аппаратов (см.), хотя они в строгом понимании не являются шинами, так как предусматривают внедрение элементов конструкции в ткани организма. Также условно к шинированию можно отнести методы погружного остеосинтеза (см.).

Рис. 1. Лестничная шина, наложенная на верхнюю конечность: а —вид спереди, б — вид сзади.

Рис. 2. Медицинская пневматическая шина для голени и стопы:1 — клапанное устройство; 2 — застежка «молния»; 3 — двухслойная пластиковая оболочка-камера

Транспортное шинирование осуществляется чаще всего фиксационными шинами. Основными из них являются лестничные шины (модифицированные шины Крамера). Они применяются для иммобилизации верхних (рис. 1) и нижних конечностей как самостоятельно, так и для укрепления гипсовых повязок и шин. Основное достоинство лестничных шин — возможность их моделирования. В последние годы применяются пневматические шины из двухслойной полимерной пленки, снабженные застежкой «молнией» и клапаном для нагнетания воздуха. Существуют пневматические шины для предплечья и кисти, для стопы и голени (рис. 2), для коленного сустава. К преимуществам таких шин относятся их малый вес, простота наложения и возможность наблюдать за состоянием поврежденной конечности через прозрачную стенку оболочки-камеры. Основным недостатком является ограниченный срок, в течение которого пневматическая шина может находиться на конечности, так как она может вызывать сдавление тканей и местное нарушение кровообращения. Пластмассовые шины имеют ограниченное применение для транспортной иммобилизации, так как они моделируются при нагревании, что не всегда возможно в реальных условиях. В ряде случаев продолжают применяться для транспортной иммобилизации фанерные фиксационные шины. Главный их недостаток — невозможность моделирования.

Рис. 3. Дистракционная транспортная шина Дитерихса. Пострадавший с наложенной шиной, фиксированной гипсовыми кольцами.

Из дистракционных транспортных шин наибольшее распространение получили шина Дитерихса (рис. 3) и ее модификации. Шина состоит из двух боковых частей (браншей) и фанерной подошвы, фиксируемой к стопе. Обе бранши раздвижные; при наложении шины наружная, более длинная бранша, упирается в подмышечную впадину, внутренняя —в промежность. Обе бранши соединяются П-образно на дистальном конце подвижной дощечкой. Вытяжение конечности осуществляют с помощью
шнура-закрутки, прикрепленного к фанерной подошве. Бранши фиксируют к туловищу и между собой специальными ремнями либо марлевыми бинтами, а для длительной транспортировки — гипсовыми бинтами.

Рис. 5. Скелетное вытяжение при переломе бедренной кости с использованием функциональной лечебной шины Шулутко.

К наиболее распространенным лечебным шинам относятся шина Брауна, шина Белера, шина Шулутко, отводящая шина ЦИТО и др. Шина Брауна для иммобилизации нижней конечности представляет собой подставку из металлических прутьев, выполненную так, что с помощью матерчатых «гамачков» конечность может быть помещена на ней в среднефизиологическом положении. Шина Белера в отличие от предыдущей имеет четыре блока на кронштейнах, с помощью которых можно выбрать направление вытяжения для каждого из сегментов нижней конечности (рис. 4). Основным достоинством этих шин является простота, недостаток заключается в невозможности изменять углы сгибания в тазобедренном и коленном суставах. Этот недостаток устранен в функциональных лечебных шинах для нижней конечности, например в функциональной шине Шулутко, которая позволяет производить движения в коленном суставе (рис. 5).

Рис. 6. Отводящая шина ЦИТО для верхней конечности: 1 — подставка для руки; 2 — полукорсет, укрепляемый на туловище с помощью ремней (3).

Стандартная отводящая шина для верхней конечности (шина ЦИТО) предназначена для лечения переломов плечевой кости, а также переломов ключицы. Она представляет собой подставку для руки, приспособленную для вытяжения плеча и обеспечивающую свободу движений в локтевом и лучезапястном суставах, которая прикреплена к полукорсету из проницаемого для рентгеновского излучения материала (рис. 6).

Основное показание к шинированию — повреждения опорно-двигательного аппарата, чаще всего — переломы костей, при которых шинирование позволяет устранить или ограничить подвижность костных отломков, предупреждает дополнительную травму сосудов и нервов в очаге повреждения, способствует предупреждению травматического шока (см.), снижает опасность развития инфекционных осложнений и жировой эмболии (см.). Шинирование — один из ведущих компонентов лечения многих ортопедических заболеваний (артритов, остеомиелита и др.), при которых оно обеспечивает покой и оптимальное положение пораженных костей и суставов. Шинирование используют также с целью иммобилизации при лечении многих повреждений и заболеваний, протекающих с поражением мягких тканей и сосудов (тромбофлебиты, флегмоны и др.).

Шинирование элементов опорно-двигательного аппарата требует соблюдения ряда общих принципов и требований. Основной принцип шинирования состоит в фиксации, помимо поврежденного сегмента конечности, не менее двух смежных суставов, что обеспечивает полноценную иммобилизацию. Перед шинированием пострадавшему вводят обезболивающие лекарственные средства. На области костных выступов (лодыжки, гребни подвздошных костей, надмыщелки плечевой кости и др.), особенно при наложении жестких (металлических или деревянных)шин, во избежание пролежней подкладывают защитные ватно-марлевые прокладки. Кровоостанавливающий жгут накладывают так, чтобы его можно было снять, не нарушая достигнутой иммобилизации. Гибкие шины, напр. проволочные, должны быть хорошо отмоделированы; по возможности их сначала моделируют на здоровой конечности, а затем накладывают на поврежденную. Прикрепляют шину к поврежденной части тела бинтом или специальными ремнями, но не слишком перетягивая конечность. При транспортировке пострадавшего в холодное время года конечность, подвергнутую шинированию, утепляют.

Шинирование отдельных сегментов туловища и конечностей имеет ряд особенностей. Транспортное шинирование головы, шейного отдела позвоночника может быть осуществлено мягкотканной повязкой, например воротником Шанца. При повреждениях других отделов позвоночника и костей таза шинирование производят с помощью специальных носилок с непрогибающимся дном. Пострадавшего укладывают на спину и фиксируют к носилкам марлевым бинтом. Могут быть использованы также подручные средства. Оптимальным средством шинирования в этих случаях является гипсовая кроватка.

Транспортная иммобилизация верхней конечности при отсутствии стандартных шин может быть осуществлена путем ее прибинтовывания к туловищу или с помощью подручных средств. Из стандартных шин наиболее распространена для этой цели лестничная шина. При переломах плечевой кости эту шину накладывают от медиального края лопатки до пальцев поврежденной конечности. При этом плечо должно быть отведено до 30°, рука — согнута в локтевом суставе до 90°, а кисть — находиться в положении, среднем между пронацией и супинацией.

При переломах предплечья шинирование осуществляют от средней трети плеча до пястно-фаланговых суставов при сгибании в локтевом суставе до 90°. Шинирование лучезапястного сустава производят при его тыльном сгибании. Шину накладывают от локтевого сустава до кончиков пальцев на ладонной стороне предплечья. Для шинирования пальцев кисти им придают полусогнутое положение, для чего вкладывают в руку вату, бинт и т. п., шинирование, как правило, осуществляют с помощью гипсовой шины.

Транспортное шинирование нижней конечности, особенно при переломах бедренной кости, является наиболее успешным при использовании дистракционных шин. При переломах костей голени наилучшие результаты достигаются с помощью лестничной шины, накладываемой от середины бедра. Эти же шины применяются при повреждениях стопы — их накладывают от подколенной ямки до кончиков пальцев при установке голеностопного сустава под прямым углом. Транспортное шинирование конечностей при возможности хорошо осуществляется с помощью гипсовых шин (лонгет) и повязок.

Лечебное шинирование чаще всего производят с помощью гипсовых шинирующих повязок, кроваток. При этом достигается оптимальное моделирование и надежная фиксация поврежденных сегментов опорнодвигательного аппарата. В последние годы для этой цели успешно применяются полимерные материалы— поливик, вспененный полиэтилен, полиуретан и др. Шины, изготовленные из этих материалов, легки, прочны, удобны для обработки. Основным их недостатком является не-гигроскопичность и отсутствие вентиляции.

Рис. 7. Пострадавший с наложенной шиной для фиксации шейных позвонков и головы.

Рис. 8. Отводящая шина для лечения врожденного вывиха бедра у детей.

Рис. 9. Скелетное вытяжение при переломе плюсневых костей с помощью лечебной шины.

Лечебное шинирование осуществляется также с помощью специальных стандартных шин. Так, при переломе шейных позвонков применяют шину для фиксации шейного отдела позвоночника, изготовленную из кожи с металлическими деталями (рис. 7). Отводящая шина ЦИТО, используемая при переломах плечевой кости и ключицы, обеспечивает одновременно вытяжение плечевой кости и ее фиксацию при сохранении свободных движений в локтевом и лучезапястном суставах.

При переломах бедренной кости и костей голени наиболее часто применяют шины Белера, Богданова, Шулутко, с помощью которых конечности придается физиологическое положение, а также осуществляется вытяжение поврежденного сегмента и его фиксация. Для лечения врожденных вывихов бедра (см. Тазобедренный сустав, патология) используют, в частности, стандартную лечебную шину в виде металлической распорки с манжетами для крепления на голенях ребенка (рис. 8). Шинирование костей кисти и стопы требует применения: специальных шин, действующих по принципу дистракционных. При этом вытяжение осуществляется обычно за фаланги пальцев (рис. 9).

Возможные осложнения при нарушении техники шинирования — сдавление магистральных сосудов и нервов конечности с развитием периферических нарушений кровообращения, парезов и параличей. Недостаточно эффективное шинирование может привести к смещению отломков кости, повреждению сосудов и нервов, а также является моментом, провоцирующим травматический шок или усугубляющим его тяжесть.

Металлические, пластмассовые, пневматические и деревянные шины, как правило, используются многократно. При этом они подлежат обязательной обработке. При радиоактивном заражении необходима их дезактивация (см.) с последующим дозиметрическим контролем (см.), при попадании на шины ОВ — их дегазация (см.). Деревянные шины при попадании на них радиоактивных или отравляющих веществ, а также при загрязнении гнойным отделяемым сжигают.

См. также Шинирование в стоматологии.

Библиогр.: См. библиогр. к ст. Иммобилизация, Хирургия военно-полевая.

Источник