Ренессанс эпоха перелома

Ренессанс эпоха перелома thumbnail

История эпохи Возрождения начинается в XIV веке. Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в Европе Средневековую культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI–XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

эпоха возрождения кратко

Немного общих сведений

Отличительные черты эпохи Возрождения – это антропоцентризм, то есть необычайный интерес к человеку как индивидууму и его деятельности. Также сюда относится светский характер культуры. В обществе появляется заинтересованность культурой античности, происходит что-то вроде ее «возрождения». Отсюда, собственно, и появилось название столь важного периода времени. Выдающимися деятелями Ренессанса можно назвать бессмертного Микеланджело, Никколо Макиавелли и всегда живого Леонардо да Винчи.

Эпоха Возрождения (кратко основные черты описаны в нашей статье) оставила свой идейный и культурный отпечаток на всех государствах Европы. Но для каждой отдельной страны существуют индивидуальные исторические границы эпохи. А все — из-за неодинакового экономическо-социального развития.

Возникло Возрождение в Италии. Здесь его первые симптомы были заметны в XIII–XIV столетиях. Но твердо эпоха укоренилась только в 20-х годах XV века. В Германии, Франции и других державах Ренессанс возник намного позже. На окончание XV столетия выпадает наивысший расцвет Возрождения. А уже в следующем веке отмечается кризис идей этой эпохи. В результате случившегося инцидента возникает барокко и маньеризм.

искусство эпохи возрождения

Что собой представляла данная эпоха

Время эпохи Возрождения – это период, когда начинается переход от средневекового феодального общества к буржуазному. Это именно тот этап истории, когда буржуазно-капиталистические отношения еще не сформировались, а общественно-феодальные устои уже были расшатаны.

В эпоху Ренессанса начинает формироваться нация. В это время власти королей при поддержке обычных горожан удалось побороть мощь феодальных дворян. До этого времени были так называемые объединения, которые назывались государствами исключительно из географических соображений. Теперь же зарождаются крупные монархии, основами которых становятся национальности и исторические судьбы.

Для Возрождения характерно неимоверное развитие торговых отношений между разными странами. В этот период совершаются грандиозные географические открытия. Ренессанс стал тем периодом, когда были заложены азы современных научных теорий. Так, появилось естествознание со своими изобретениями и открытиями. Переломным этапом для описанного процесса является открытие книгопечатания. И именно оно увековечило Возрождение как эпоху.

литература эпохи возрождения

Другие достижения Ренессанса

Эпоха Возрождения кратко характеризуется высокими достижениями в области литературы. Благодаря появлению книгопечатания она приобретает те возможности распространения, которых не могла позволить себе раньше. Античные рукописи, которые восстали, словно феникс из пепла, начинают переводиться на разные языки и переиздаваться. Они путешествуют по миру так быстро, как никогда. Процесс обучения стал намного проще благодаря возможности размножать на бумажных носителях самые разнообразные научные достижения и знания.

Возрожденный интерес к античности и изучение этого периода отобразились на религиозных нравах и взглядах. Из уст Колюччо Салютати, канцлера Флорентийской республики, прозвучало заявление о том, что Священное Писание является ни чем иным как поэзией. В эпоху Возрождения Святая инквизиция достигает пика своей деятельности. Связано это было с тем, что столь глубокое изучение античных работ могло подорвать веру в Иисуса Христа.

особенности эпохи возрождения

Раннее и Высокое Возрождение

Особенности эпохи Возрождения обозначаются двумя периодами существования Ренессанса. Так, всю эпоху ученые делят на Раннее Возрождение и Высокое Возрождение. Первый период длился 80 лет — с 1420 по 1500 год. На протяжении этого времени искусство еще не совсем избавилось от пережитков прошлого, но уже пыталось совмещать их с элементами, одолженными из классической древности. Только намного позже и очень медленно художники, благодаря влиянию кардинально изменяющихся условий культуры и жизни, отказываются от основ Средневековья и без зазрения совести начинают использовать античное искусство.

Но все это происходило в Италии. В других государствах искусство еще долго было подчиненно готике. Лишь в конце XV века Возрождение наступает в Испании и в государствах, расположенных к северу от Альп. Здесь ранний этап эпохи продолжается вплоть до середины XVI столетия. Но ничего стоящего внимания за этот период произведено не было.

Высокий Ренессанс

Вторая эра Возрождения считается самым грандиозным временем его существования. Высокое Возрождение также продолжалось 80 лет (1500-1580). В этот период столицей искусства становится Рим, а не Флоренция. Все это стало возможным из-за восхождения на престол папы Юлия II. Это был честолюбивый человек. Также он славился своей честностью и предприимчивостью. Именно он привлек к своему двору наилучших итальянских артистов. При Юлии II и его преемниках сооружается огромное количество монументальных ваяний, лепятся непревзойденные скульптуры, пишутся фрески и картины, которые и сегодня считаются шедеврами мировой культуры.

черты эпохи возрождения

Периоды искусства Возрождения

Идеи эпохи Возрождения были воплощены в искусстве того периода. Но прежде чем говорить о самом искусстве, хотелось бы выделить его главные этапы. Так, отмечают Проторенессанс или вводный период (приблизительно 1260-1320 годы), Дученто (XIII ст.), Треченто (XIV ст.), а также Кватроченто (XV ст.) и Чинквеченто (XVI ст.).

Читайте также:  Что нужно сделать чтобы перелом быстрее срастался

Естественно, последовательность границ столетий не совсем совпадают с конкретными этапами культурного развития. Проторенессанс отмечается окончанием XIII столетия, Ранний Ренессанс заканчивается в 1490 годах, а Высокое Возрождение иссякает еще до начала 1530 годов. Только в Венеции он продолжает свое существование еще до конца XVI столетия.

Литература Ренессанса

Литература эпохи Возрождения – это такие бессмертные имена, как Шекспир, Ронсар, Лоренцо Вала, Петрарка, Дю Белле и другие. Именно в период Ренессанса поэты продемонстрировали победу человечества над собственными недостатками и ошибками прошлого. Самой развитой была литература Германии, Франции, Англии, Испании и Италии.

На английскую литературу большое влияние оказала поэзия Италии и классические произведения. Томас Уэйатт вводит форму сонета, которая довольно быстро набирает популярность. Также внимания удостаивается и сонет, созданный графом Сурреем. История литературы Англии много в чем схожа с литературой Франции, хотя их внешнее сходство минимально.

идеи эпохи возрождения

Немецкая литература эпохи Возрождения известна тем, что в этот период появились шванки. Это интересные и веселые рассказы, которые сначала создавались в форме стихов, а позже – в прозе. В них шла речь о быте, о буднях обычных людей. Все это подавалось в легком, шутливом и непринужденном стиле.

Литература Франции, Испании и Италии

Французская литература Ренессанса отмечается новыми веяниями. Маргарита Наваррская стала покровительницей идей реформации и гуманизма. Во Франции на первый план начало выходить народное и городское творчество.

Эпоха Возрождения (кратко с ней можно ознакомиться в нашей статье) в Испании делится на несколько периодов: раннее Возрождение, высокий Ренессанс и барокко. На протяжении всей эпохи в стране отмечается повышенное внимание к культуре и науке. В Испании развивается публицистика, появляется книгопечатание. У некоторых писателей переплетаются религиозные мотивы и светские идеи гуманизма.

Представителями итальянской литературы эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

история эпохи возрождения

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения – это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В живописи эпохи Возрождения сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Источник

Здравствуйте, уважаемые читатели, публикую небольшую статью о выдающихся художниках Эпохи Возрождения в Италии. Приятного просмотра и прочтения.

Итак,Возрождение делят на 5 этапов:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
  2. Раннее Возрождение (1410/1425 года XV века — конец XV века)
  3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
  4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
  5. Северное Возрождение — XVI век

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения.Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Проторенессанс

Джотто.Оплакивание. Ок. 1305—1308

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 1

Джотто.Бегство в Египет.1304-1306

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 2

Джотто. Воскрешение лазаря.1304-1306.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 3

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности.В искусстве Италии связано прежде всего с Флоренцией, где Медичи покровительствовали гуманистам и всем искусствам.

Читайте также:  Сроки больничного при переломе шейки бедра

Мазаччо.»Чудо со статиром», около 1427-1428 года.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 4

Фра Филиппо Липпи. Мадонна дель Росси (прибл.1465)

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 5

Фра Анжелико. Ангелы подают пищу монахам.Работал во Флоренции с 1417 — Рим, 1455

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 6

Учелло. Портрет молодого человека. 1450 г.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 7

Сандро Ботичелли. Рождение Венеры.1482-1486.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 8

Сандро Битичелли.Весна.(primavera)Фрагмент.1477-1478

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 9

Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527год.Строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.

Микеланджело Буаноротти.Кумская Сивилла.1508-1512

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 10

Микеланджело Буаноротти.Сотворение Адама.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 11

Леонардо да Винчи. Джоконда (Мона Лиза)1514 — 1515

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 12

Леонардо да Винчи. Автопортрет.После 1515

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 13

Леонардо да Винчи.Фрагмент полотна «Благовещение», 1497

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 14

Леонардо да Винчи.Портрет Джиневры де Бенчи. 1474.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 15

Леонардо да Винчи.Дама с горностаем. 1483-1490

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 16

Фрагмент полотна Леонардо да Винчи «Дама с горностаем».

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 17

Леонардо да Винчи.Рисунки.Голова женщины.1500?

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 18

Леонардо да Винчи.Мадонна Литта.1490-1491

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 19

Эскиз драпировки для сидящей фигуры

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 20

Рисунок Леонардо да Винчи

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 21

Из рисунков Леонардо да Винчи

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 22

Механизмы Леонардо да Винчи

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 23

Витрувианский человек

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 24

Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна. 1512-1515.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 25

Рафаэль Санти.Дама с покрывалом.1516г

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 26

Рафаэль Санти.Портрет кардинала. 1510-1512

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 27

Рафаэль Санти. Автопортрет.Фрагмент.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 28

Рафаэль Санти. Мадонна в кресле.1514годПериод Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 29

Тициан.Динарий кесаря.1516годПериод Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 30

Тициан.Вакханалия.1524год

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 31

Тициан.Юноша с перчаткой.1520год.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 32

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности.

Паоло Веронезе. Муза лирой.1560-1561

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 33

Паоло Веронезе.Марс и Венера с купидоном и лошадью.1570-е гг.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 34

Паоло Веронезе.Сатурн(время) и История.1560-1561

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 35

Бронзино.Элеонора Толедская с сыном.Ок.1545

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 36

Бронзино.Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I, 1542

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 37

Бронзино.Элеонора Толедская. ок. 1545.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 38

Северное Возрождение

Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший,Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.

Источник

Придя на смену Средним векам, Ренессанс ознаменовал новую ступень европейской культуры мирового значения. Разобрались, чем раннее Возрождение отличается от Высокого и кто стоял у истоков эпохи.

Сам термин происходит от итальянского Rinascimento (re/ri — заново; nasci — рождённый — прим. авт.). Оттого и второе, не менее распространённое название — эпоха Возрождения. Её возникновение связывают с расцветом интереса к античной культуре. 

В отличие от Средних веков Ренессанс отличался светским характером, гуманизмом и антропоцентризмом, предполагавшим человека, как средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Как позже скажет Леонардо да Винчи — «Каждый человек всегда находится в центре мира. Каждый — средоточие мира, человек всегда центр мира». Именно это качество спасёт эпоху во время кризиса. 

Становление Ренессанса ознаменовало падение Византийской империи. Бежавшие в Европу византийцы, прихватили с собой свои библиотеки и произведения искусства принадлежащие к античной культуре. Ранее неизвестная средневековой Европе информация была любезно представлена византийскими лекторами и дала толчок развитию нового движения в культуре. Как следствие, в Италии стали возникать различные центры, находившиеся вне контроля церкви. 

Точные годы становления Ренессанса определить не представляется возможным, в каждом государстве период варьировался. Общепринятым считается начало XIV века – конец XVI века. 

Проторенессанс (конец XIII века — XIV век)

Первые признаки возрождения были отмечены в Италии XIII века. Движение связано с такими именами, как Филиппо Брунеллески и Арнольфо ди Камбио, создавшими главное архитектурное достояние периода — собор Санта Мария дель Фьоре, тем самым задав образец архитектуры Возрождения. А также скульпторами . В их работах все ещё проявляется влияние античности, но уже в переработанном виде. Архитектурные строения, как правило, были определены четырехугольными формами соблюдением симметрии, основанной на модуле. Проблему соблюдения пропорции впервые осознал Брунеллески, а разрешил Альберти в своей базилике Сант-Андреа в Мантуе. 

«Вознесение Иоанна Богослова» Джотто, около 1315

Джотто ди Бондоне основал итальянскую школу живописи и стал вдохновителем Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Ранние иконописи называют борьбой с византийскими традициями. Сегодня же фрески и живопись Джотто сложны для понимания обывателя.

Читайте также:  Что нужно есть после перелома шейки бедра

Начало новой эпохи наступило и для музыкального искусства. Основным инструментом стал орган, который с течением времени дополнялся другими духовыми инструментами, такими как виолы или скрипки. В конце XIV века основу дополнил музыкальный инструмент с Ближнего Востока — лютня, предполагавшая прогресс в развитии аккомпанемента, а в XV веке появились клавишные. Для истории музыки огромное значение имели лирические произведения Франческо Петрарки.

В литературе это, прежде всего, Данте Алигьери — основоположник литературного итальянского языка и перевернувший современность «Божественной Комедией». Именно его считают основоположником Возрождения. В литературе всего Ренессанса лейтмотивом стали: гуманизм, реализм Возрождения и трактовка нового понимания жизни, основанная исключительно на антропоцентризме. Каждый философ отныне представляет самого себя, возрастает ценность отдельно взятого индивида.

Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)

Как отметил представитель раннего гуманизма Дж. Пико дела Мирандола: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь».

«Призвание Моисея» Сандро Боттичелли, 1481-82

Значение античного искусства вытесняет средневековые мотивы. Это прослеживается в работах Сандро Боттичелли, которые в сравнении с Чимабуэ имеют более духовный характер, отчётливые линии и красоту воспроизведения. 

Среди основных архитектурных творений множество палаццо — Питти, Медичи-Риккарди, Строцци — находящиеся там же, во Флоренции. Архитектура периода претерпевала изменения. Некоторые здания имели так называемый карниз — выступающий элемент отделки. Каждый этаж выполнялся в соответствии с предшествующим, а главная дверь была отмечена какими-то элементами, например, необычной облицовкой. Такой фасад можно увидеть у дворца Ручеллаи. 

Брунелесски, описавший законы линейной перспективы в живописи, открыл возможность изображения трёхмерного пространства. Наиболее известным скульптором периода с уверенностью можно назвать Донателло, некоторые из его работ до сих пор украшают Италию.

Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

Этот период считается самым ярким в эпохе. Творцы заимствуют в античности лишь то, что отвечает их собственному стилю. Это прослеживается в работах Леонардо да Винчи — от «Моны Лизы» и различных чертежей до многочисленных изобретений. 

«Мадонна Брюгге» Микеланджело Буонарроти, 1501-04

С восхождением на папский престол Юлия II, центр итальянского искусства из Флоренции переместился в Рим. Здесь папа привлекает к работе Сансовино, Донато Браманте, Микеланджело Буонарроти и других художников. Браманте следовал классическим принципам, что и отобразилось в его палаццо делла Канчеллериа и дворце Жиро. Стиль Донато определял всю итальянскую архитектуру XVI века. К его последователям причисляют великого Рафаэля Санти, построившего дворец Пандольфини во Флоренции. 

В конце XV века, вдохновившись стилем Петрарки, Якопо Саннадзаро создаёт прозиметрический роман «Аркадия», ставший бестселлером своего времени — 60 переизданий в течение только XVI века. 

В числе великих литераторов периода и Никколо Макиавелли, продолживший философское мышление Ренессанса в «Государе»; и сатирик, публицист и ведущий итальянский автор своего времени — Пьетро Аретино. Тем временем Адриан Вилларт создаёт направление композиторского искусства — венецианскую школу. 

Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

Последний период — итог несколько векового стремления к совершенству, идентификации нового направления в культуре. Новые открытия в искусстве, шедевры литературы, изобретения и просвещение умов, которое не закончится вплоть до эпохи Просвещения. 

«Три эскиза обнажённых женских фигур» Франческо Пармиджанино, 1530

Кризис проявлялся, прежде всего, в искусстве. В полотнах позднего Возрождения — напряжённость, изломанность линий, неестественность поз, непринятые ранее перспективы, гаммы, композиции. Первыми работами, где стал ощущаться маньеризм (западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века — прим. ред.) стали «Аллегория с Венерой и Амуром» Аньоло Бронзино, «Три эскиза обнажённых женских фигур» Франческо Пармиджанино и другие. 

Большинство работ того времени создавались для семейства Медичи. Усыпальница Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции стала первой в архитектуре маньеризма. Созданная основоположником Микеланджело в XVI веке, усыпальница задала стиль для всего позднего периода. Тем временем в литературе Мишель де Монтень создавал свои «Опыты», а Джордано Бруно, один из последних представителей Возрождения, разрабатывал собственную космологию.

Северное Возрождение, как отдельная эпоха

Так именовали эпоху во Франции, Англии, Германии, Нидерландах, Испании и Португалии. До середины XV века Италия не имела воздействия на другие страны — Северное Возрождение, безусловно, связано с Итальянским, но имеет ряд отличительных черт. Например, в нём сохранялись традиции готического искусства, а античное наследие отошло на второй план. 

«Праздник венков из роз» Альбрехта Дюрера, 1506

В живописи это полотна баварца Альбрехта Дюрера или основоположника антверпенского маньеризма нидерландца Яна Госсарта. В литературе — Эразм Роттердамский, Шекспир, Мигель Сервантес де Сааведра, оставившие серьёзное наследие потомкам.

#искусство #культура #история #ликбез #Возрождение #Ренессанс #образование

Источник