Психологическая помощь при переломе позвоночника

Психологическая помощь при переломе позвоночника thumbnail

Перелом позвоночника относят к числу тяжелых патологий. Подвержены развитию травмы пациенты различного возраста, в группу риска входят дети и пожилые люди. Наиболее часто встречаются сочетанные травмы, которые осложняют оказание первой помощи при любом переломе позвоночника.позвоночнник

Причины перелома позвоночника

В основе причин переломов позвоночного столба лежат травматические воздействия. К основным видам травм относят:

  • Падения с высоты. Повреждение костных структур возникает при падении с высоты выше собственного роста и приземлении на ягодицы, ноги или голову.
  • Инерционное воздействие. «Хлыстовой» механизм травмы наиболее часто возникает во время дорожно—транспортных происшествий. Резкая остановка автомобиля и удержание туловища ремнём безопасности приводит инерционному движению головы вперёд. В результате происходит резкое сгибание шеи с раздавливанием позвонков.
  • Сдавление позвоночного столба. Развитие травмы связывают с падением на позвоночник тяжелых предметов с высокой силой. Данные переломы возникают при обрушении зданий или избиении.

Реже в качестве причины выступает остеопороз. Данное прогрессирующее заболевание сопровождается снижением плотности костной ткани.

Внимание! Наиболее часто он развивается у пациентов пожилого возраста.

Реже, сталкиваются с его развитием женщины, которые перенесли операцию по удалению яичников в молодом возрасте без последующей заместительной терапии. Остеопороз приводит к появлению компрессионного перелома на любом отделе позвоночника. Провоцирующим фактором может выступать незначительное падение, легкий удар. Реже компрессионный перелом возникает в покое.позвоночнник

Виды травм позвоночника

К основным видам травм позвоночного столба относят:

  • Ушиб или разрыв связочного аппарата. Данный вид травматического воздействия является наиболее легким. Пациент может ощущать болевой синдром и дискомфорт при смене положения тела. Заболевание характеризуется быстрым восстановлением.
  • Дисторсию. Надрыв или разрыв связочного аппарата без смещения позвонков приводит к ограничению двигательной подвижности со стороны поражения. Для лечения пациентов назначают физиотерапевтические процедуры или согревающие компрессы. Они позволяют ускорить сращение связок. Дисторсия характеризуется частым рецидивированием.
  • Вывих или смещение позвонка. Нарушение целостности позвоночного столба сопровождается разрывом связок и мышц. Данный вид травмы требует проведения оперативного вмешательства, направленного на предотвращение сдавления спинного мозга, а также сосудов и нервных сплетений. Для фиксации используют металлические штифты.
  • Перелом позвоночника. Повреждение данного структурного элемента может сопровождаться различными клиническими проявлениями, которые зависят от локализации. Нарушение целостности дуги позвонка приводит к дискомфорту и боли в момент движения. При отсутствии терапии возможно развитие эпилепсии. Временное ограничение двигательной активности происходит при повреждении дуги. Потеря двигательной функции возникает при переломе тела.
  • Повреждение спинного мозга с возможным сотрясением, ушибом, контузией или разрывом.

Симптомы перелома позвоночника

позвоночнникДля оказания первой помощи необходимо оценить признаки перелома позвоночника. Это поможет избежать ошибок и предотвратить развитие осложнений. К основным проявлениям заболевания относят:

  • Развитие болевого синдрома. Боль при повреждении позвоночного столба может локализоваться в непосредственной зоне получения травмы. Нарушение целостности спинного мозга или вовлечение нервных волокон в патологический процесс сопровождается иррадиацией боли на различные участки. Усиление жалоб наблюдается во время движений или при надавливании на позвоночник. Если пациента беспокоит болевой синдром, причиной которого стал перелом позвоночника, первая доврачебная помощь сводится к ограничению двигательной активности.
  • Ограничение двигательной активности. Перелом позвоночника может сопровождаться развитием пареза или паралича. Травма грудного или поясничного отдела проявляется нарушением двигательной активности в нижних конечностях. Если в патологический процесс вовлечён шейный или грудной отдел, двигательная активность нарушается в области верхних и нижних конечностей. Обширная травма приводит к полной парализации пациента.
  • Внешнюю деформацию позвоночника. На участке травматического воздействия можно выявить деформацию позвоночного столба, припухлость, покраснение, а также отек окружающих тканей. При повреждении сосудов образуется гематома, которая усугубляет клиническую картину за счёт сдавления нервных волокон.
  • Неврологическую клинику с онемением, повышением или снижением кожной и температурной чувствительности, а также атрофией мышечных волокон.

Правила оказания первой помощи

Учитывая тяжесть заболевания, вся помощь должна осуществляться незамедлительно с последовательным выполнением всех этапов.первая помощь

Что необходимо сделать в первую очередь

Оказание первой помощи при возможном переломе позвоночника сводится к:

  • Укладыванию пострадавшего на поверхность с ровным и твёрдым покрытием. Стоит учитывать, что все действия при переломе позвоночника должны быть согласованы.
  • Вызову бригады скорой медицинской помощи.
  • Оценке состояния пострадавшего. Для этого проверяют пульс, дыхание и болевое ощущение. При нарушении работы легких и сердца проводятся реанимационные мероприятия.
  • Обездвиживанию пациента.
  • Прикладыванию сухого льда или любого холодного предмета к посаженному участку без давления на него.
  • Предупреждению аспирации рвотными массами при потере сознания.

Что категорически нельзя делатьПсихологическая помощь при переломе позвоночника

На этапе оказания доврачебной помощи необходимо соблюдать основные правила, которые предотвратят осложнения. При переломе позвоночника запрещено:

  •  Пытаться присаживать пациента.
  • Поднимать пострадавшего или придавать ему вертикальное положение различной степени выраженности.
  • Отдельно поднимать конечности, тянуть за них или сгибать.
  • Поднимать или поворачивать голову. Поворот головы возможет только при рвоте с целью предотвращения аспирации дыхательных путей рвотными массами.
  • Самостоятельно пытаться вправить позвоночник.
  • Без медицинского назначения давать лекарственные средства, особенно при нарушении сознания пострадавшего.
  • Самостоятельно транспортировать пациента в медицинское учреждение.

Специфика оказания первой помощи детям при переломе позвоночника

Дети могут сталкиваться с переломами позвоночника ввиду высокой подвижности и возможной неосмотрительности. Кроме того, костный материал в детском возрасте достаточно хрупкий и легко подвергается повреждению. При этом необходимо отметить, что в данном возрасте процесс выздоровления происходит намного быстрее, а риск последствий минимальный.

К особенностям оказания первой помощи детям относят психологическую помощь и надежную фиксацию с целью предупреждения движений конечностями или подъемов. Для этого необходимо зафиксировать шею пострадавшего с помощью воротника Шанца или подручных средств, а также обездвижить руки и ноги.

Неотложная помощь пожилым людям

позвоночнникЛюди в пожилом возрасте могут часто сталкиваться с переломами позвоночника. Это объясняется снижением плотности костной ткани, нарушением подвижности в результате сопутствующих заболеваний, а также нарушением координации.

Поэтому, при первых признаках появления перелома у близких родственников необходимо немедленно обратиться за помощью к врачу. В общественных местах при падении пожилого человека необходимо исключить перелом.

Доврачебная помощь при возможном переломе позвоночника у пациентов в пожилом возрасте не отличается от общих правил.

Возможные последствия неправильных действий

При подозрении на перелом позвоночника важно оказывать только правильные действия, так как ошибки могут привести к тяжелым последствиям для пострадавшего. К основным осложнениям неправильных доврачебных мероприятий относят:

  • Деформацию позвонка, спинного мозга или межпозвоночного диска. Последующие неправильное срастание поврежденных частей приводит к нарушению работы опорно—двигательной системы или возможной инвалидности.
  • Нарушение передачи нервных импульсов с последующей потерей чувствительности и онемением различной степени выраженности.
  • Деформацию позвоночного столба с появлением косметического дефекта.
  • Кровопотерю с возможным геморрагическим шоком. Повреждение внутренних органов или крупных сосудов костными отломками приводит к развитию кровотечения, которое возможно остановить только после транспортировки пациента в стационар.
  • Длительную иммобилизацию с последующим нарушением работы внутренних органов, мышц, а также центральной нервной системы.
  • Разрыв спинного мозга. Нарушение иннервации жизненно—важных структур приводит к перебоям работы сердца и легких.

Отсутствие своевременной помощи заканчивается летальным исходом.

Реанимация пострадавшего

На этапе оказания доврачебной помощи необходимо регулярно контролировать самочувствие пациента с оценкой работы жизненно—важных органов. Для этого проверяют ритмичность сокращения сердца и дыхание. При нарушении сознания, отсутствии дыхания или пульса приступают к оказанию реанимационных мероприятий. Предпочтительно оказывать неотложную помощь двум людям. Это позволит синхронизировать мероприятия и быстрее восстановить самочувствие.позвоночнник

К основным этапам реанимационных действий относят:

  • Проверку проходимости дыхательных путей. Для этого обматывают два пальца бинтом или платком, открывают рот пострадавшего и совершают круговые движения в нем. В результате очищается не только ростовая полость, но и освобождаются дыхательные пути.
  • Выполнение искусственного дыхания. Рот пациента закрывают марлевой салфеткой. Во время вдоха пациенту зажимают ноздри для увеличения поступления воздуха к легким. Во время пассивного выдоха нос разжимают.
  • Непрямой массаж сердца в перерыве между искусственным дыханием. Для этого один из участников располагается сбоку, укладывает руки друг на друга в области сердца. При этом необходимо помнить, что руки нельзя спускать до нижней трети грудины и сгибать в локтевых суставах.

Внимание! Глубина нажатия должна не превышать 3 сантиметров, при меньшей глубине процедура также будет неэффективной.

  • Синхронное выполнение дыхания и массажа сердца. На два дыхательных движения приходится 30 нажатий на область сердца. В результате за минуту требуется совершить 100 нажатий и 4 вдоха.

Выполнение реанимации проводится до приезда скорой помощи или появления признаков смерти пациента.

Правила транспортировки при переломе

Транспортировка пациента в лечебное учреждение должна проводиться в максимально короткие сроки. Это объясняется высоким риском развития осложнений, которые часто несут необратимый характер. На догоспитальном этапе требуется соблюдать максимальную статичность для предотвращения смещения позвонков и спинного мозга. Для этого следует объяснить пациенту необходимость занятия неподвижного положения и подобрать материал для транспортировки.позвоночнник

К основным правилам относят:

  • Осуществление переноса пациента на носилки или подручные средства с помощью нескольких человек. Для этого собирают минимум три человека, чтобы обеспечить максимальную неподвижность приглашают пять или шесть человек для синхронного подъема всех отделов.
  • Использование твёрдых предметов для транспортировки. Чтобы предотвратить пробивание позвоночника можно воспользоваться жесткими носилками, дверью или широкими досками. При наличии мягких носилок пострадавшего укладывают на живот.
  • Фиксацию шейного отдела и конечностей. Из подручных мягких материалов изготавливают имитацию воротника Шанца, который ограничит двигательную активность в шейном отделе. Верхние и нижние конечности привязывают для ограничения двигательной активности.

Все движения должны быть согласованными с регулярным контролем за самочувствием пациента.

Раннее обращение за медицинской помощью, а также выполнение всех рекомендаций повысит шанс благоприятного исхода заболевания. Ошибки на догоспитальном этапе могут привести к тяжелым последствиям для пациента, среди которых инвалидность или летальный исход.

Источник

Психологическая помощь при переломе позвоночника

Генералиссимус

Группа: Администраторы

Сообщений: 23061

Репутация: 389

Статус: Offline

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ТРАВМЫ ПОЗВОНОЧНИКА

Н.В. Львова
ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, г. Москва

Ключевые слова: спинальная травма; психическое состояние; психолог; пациент; семья; восстановительное лечение; психологическая реабилитация; психотерапия; адаптация; реинтеграция.

Резюме. Статья освещает вопросы, касающиеся восстановительного лечения и основных подходов к психологической реабилитации пациентов со спинальной травмой. Проанализированы основные направления работы психолога с пациентом и его семьей от момента поступления и до выписки из стационара. Описаны наиболее эффективные формы и методы психологической реабилитации данной категории больных: поведенческая, когнитивная, гипно-, гештальт-, семейная терапия, биологическая обратная связь, сеансы релаксации и аутогенной тренировки.

Ежегодно в Российской Федерации свыше 8000 человек становятся инвалидами вследствие позвоночно-спинномозговой травмы [4,6].
Спинальный травматизм составляет до 15 % от всех видов травм и существенно нарушает физическое и психологическое здоровье пациента, ограничивает его социальное функционирование [3]. Высокая частота и тяжесть патологии обусловливает особую актуальность разработки системы комплексного восстановительного лечения для данной категории больных [5]. Часто эффект восстановительного лечения оценивается лишь по соматическому статусу, хотя при спинальной травме существенно страдает психологическое состояние пациента [9].

Нарушения психологического и психического статуса при спинальной травме связаны с тем, что она, затрагивая все области жизни человека (работу, отдых, отношения, физическое и психическое здоровье), неожиданно изменяет её. Следствием резкого снижения физической активности и мобильности, изменения социального и семейного положения, ограничения свободы выбора нередко становятся депрессивное состояние и различные виды нарушений адаптации пациента. Это приводит к снижению реабилитационных возможностей и эффективности восстановительного процесса.

Для успешной реабилитации требуется комплексный, мультидисциплинарный подход с привлечением команды специалистов различного профиля, в том числе медицинского психолога. Основная цель реабилитации пациентов со спинальной травмой — максимальное восстановление физических возможностей, которые часто крайне ограничены, и психологического статуса. По этой причине на первый план выходит психологическая реабилитация [1].

Изучение зарубежного опыта психологов, работающих с пациентами, получившими спинальную травму, показало эффективность применения таких форм работы, как медицинская и обучающая модели психотерапии. Медицинская модель подразумевает консультирование и психотерапию, нередко и психофармакотерапию. Обучающая модель психотерапии ориентирована на обучение пациента приспособлению к ограничениям и сфокусирована на активном его участии в реабилитационном процессе. Медицинская модель уместна в острой фазе спинальной травмы, а обучающая — во время восстановительного процесса [13].

Традиционная психотерапия также используется в работе с пациентами со спинальной травмой и включает поведенческую терапию, гипнотерапию, групповую психотерапию [10]. Многие авторы рассматривают групповую терапию как ценный инструмент для достижения психологического приспособления пациентов, который улучшает социальные контакты, повышает самооценку, локус контроля, качество жизни [2,9].

В настоящее время накоплен значительный опыт оказания психологической помощи таким больным. Разработаны общие принципы и правила психокоррекционной помощи пациентам с последствиями травм позвоночника. Эти принципы основаны на результатах анализа резких и внезапно наступивших изменений в ситуации развития личности.

Попадая в стационар, такие пациенты обычно находятся в шоковом состоянии, постепенно приходя к пониманию того, что жизнь кардинально изменилась, и они оказались в зависимости от окружающих, а их способность влиять на ситуацию значительно ограничена.
Для оказания психологической поддержки больному крайне важны первые дни после травмы.

Раннее начало работы психолога важно для самого пациента, родственников и специалистов, так как позволяет взять сложившуюся ситуацию под контроль, четко организовать и структурировать время пребывания в ЛПУ, адаптироваться к обслуживающему персоналу, осуществляющему кормление, гигиенические процедуры, лечение.

Несмотря на ежедневную насыщенность режима дня спинального больного различными лечебными процедурами (массаж, ЛФК, роботизированная терапия и т. п.), работа с психологом также обязательно должна быть включена в его расписание. Работа с психологом начинается с мотивации пациента к данному виду помощи (первая неделя пребывания в стационаре).

Консультации психолога, во время которых пациент может задавать интересующие его вопросы, делиться своими чувствами и переживаниями, должны быть ежедневными. Некоторые пациенты отказываются от дальнейших консультаций, мотивируя это желанием или способностью справиться со своими проблемами самостоятельно, поэтому при знакомстве с больным психолог должен объяснить, как он может помочь справиться с негативными переживаниями, связанными с травмой, в решении различных проблем, которые могут возникнуть в дальнейшем, при планировании будущего. Психолог является сторонником пациента в его борьбе с преодолением последствий травмы.

Психолог информирует семью о состоянии больного, его переживаниях, особенностях поведения. Важность работы психолога с членами семьи обусловлена тем, что зачастую близкие воспринимают травму как катастрофу и бывают не вполне способны адекватно оценить ее последствия. Часто в первые дни после травмы они ощущают себя беспомощными, повышенно тревожными, испытывают сильный стресс, вступают в конфликт с медицинским персоналом, так как в связи с необходимостью ухода за пациентом вынуждены перестроить свою жизнь.

Наблюдения показывают, что гиперопека со стороны близких препятствует эффективному восстановлению и лечению больного, а сами родственники быстро истощаются морально и физически, забывая о собственных потребностях и желаниях. Мотивация на выздоровление у пациентов с повышенной опекой близких снижена, имеются внутри- и межличностные конфликты.
В такой ситуации психолог помогает членам семьи организовать оптимальный в данных условиях уход за пациентом с учетом их возможностей и потребностей. В соответствии с конкретными условиями данной семьи, в процессе наблюдения за взаимодействием пациента и родственников, психолог, совместно с другими специалистами, оказывает помощь в разработке инструкций по уходу за больным.

Эффективны групповые встречи с другими семьями, которые также находятся в стационаре и имеют аналогичные проблемы. Помощь других семей предохраняет семью от полного «поглощения» их собственной проблемой, открывает перспективы приспособления к последствиям травмы, дает возможность членам семей пациентов организовать взаимную помощь и поддержку.

Обучение больного навыкам саморегуляции психологического состояния (аутогенная тренировка), коррекции негативных эмоциональных проявлений является важным направлением работы с пациентами. Для этого могут использоваться современные аппаратные методы, например «БОСЛАБ» (биологическая обратная связь), «Вибросаундсенсориум», «Диснет», сенсорная комната.

Коррекция состояния методом БОС-терапии заключается в непрерывном мониторинге в режиме реального времени определенных физиологических показателей и сознательном управлении ими с помощью мультимедийных, игровых и других приемов в заданной области значений. Другими словами, БОС-терапия представляет для человека своего рода «физиологическое зеркало», в котором отражаются его внутренние процессы.

Аппарат «Вибросаундсенсориум» представляет антистрессовую психофизиологическую аудиовизуально-вибротактильную музыкальную систему, состоящую из виброакустического кресла «нулевой гравитации», аудиовизуально- вибротактильного стимулятора, светодиодных очков, профессиональных стереонаушников, аудиоблоков, проигрывателя с набором авторских компакт-дисков.

Процедуры на нем назначаются для снижения напряжения, утомляемости, повышения работоспособности, стрессоустойчивости, коррекции нарушений сна и негативных эмоциональных состояний.
Занятия на аудиовизуальном комплексе «Диснет» — программно-аппаратном комплексе с базой видео-, аудио- и аутогенных сеансов, рекомендованы для обучения пациентов и их родственников навыкам аутогенной тренировки, освоив которую, в дальнейшем они могут использовать её самостоятельно уже вне стен лечебного учреждения.

Обучение навыкам аутогенной тренировки может осуществляться и в сенсорной комнате. Сенсорная комната с различными стимуляторами (проекторы спецэффектов, воздушнопузырьковые световые трубки, фиброоптические волокна, мерцающий бассейн с прозрачными шариками, приятные ароматы, спокойная музыка, водяная виброзвуковая кровать, светозвуковые, тактильные настенные панели, вращающийся зеркальный шар, зеркальные панели, мягкие пуфики, поддерживающие подушки и валики и т.д.) создает неограниченные возможности для работы психолога с пациентами.

Сеансы в сенсорной комнате направлены на решение самых различных задач:
• снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
• активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
• стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);
• развитие двигательных функций;
• создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению лечебных процедур.

Большинство описанных в научной литературе методов психотерапии пациентов со спинальной травмой относится к когнитивному направлению.
Когнитивно-поведенческий подход в психотерапии у пациентов со спинальной травмой традиционно считается высокоэффективным, особенно в отношении депрессии и тревоги [8,11].
В некоторых случаях для лечения депрессии лучшей стратегией является комбинирование психотерапии и психофармакотерапии, а также использование методов позитивной психологии [12].
Инсайт-ориентированная психотерапия (психодинамическое направление) может помочь пациенту рассмотреть травму в разных ракурсах — что именно утрачено, а что нет.
Существуют и другие направления психотерапии, подразумевающие не только приспособление к ограничениям, но и личностное развитие пациента (гештальт-терапия).

Перед началом этой работы, как правило, проводится диагностическая оценка состояния пациента. Оцениваются особенности эмоционально-волевой сферы, преобладающий фон настроения, наличие тревоги, уровень активности, суицидальный риск, качество жизни, степень адаптации, локус контроля, копинг-стратегии и т.п.

Пациенты со спинальной травмой, получающие восстановительное лечение и реабилитацию в клинике ФБ МСЭ, чаще являются лицами молодого возраста (20 — 40 лет) и имеют травмы различного срока давности (от полугода до трех и более лет). До поступления в клинику в основном никто из них не имел опыта общения с психологом и не испытывал в этом особой необходимости, так как главной задачей они считали максимально возможное восстановление соматического состояния. Однако среди жалоб, помимо ограничения мобильности, трудностей в самообслуживании и т.п., такие больные отмечали напряженность, тревожность, раздражительность, снижение активности, нарушения сна.

Собственные исследования показывают, что у больных на первый план выходит астенизация, в большей степени физическая, со снижением активности.
Существенных нарушений сна (качество сна, сонливость) и выраженного снижения стрессоустойчивости не выявляется. Среди эмоциональных нарушений отмечаются тревожность, реже — депрессивные расстройства.

В первую очередь у таких пациентов проводится работа с их пессимистическими убеждениями и высказываниями типа «Из-за травмы я никогда не смогу работать и иметь семью», «Из-за своей травмы я неполноценен»; с употреблением слов «никогда», «всегда», «никто» и т.п.; со склонностью к преувеличениям; фокусированием на негативном и игнорированием позитивного; убежденностью в неблагоприятном, часто устрашающем будущем.

Первостепенной задачей психологического консультировании является определение целей, ресурсов больного, локуса контроля («я сам себе палка — если сам себе не помогу, то кто?!»). Важно искать любые возможности для успешной социальной интеграции (занятия спортом, творчеством, учебой, работой и т.п.).

Существенным резервом, помогающим пациентам справиться с проблемами, как на ранних этапах после травмы, так и в отдаленном её периоде, является надежда на выздоровление, успешность лечения, удовлетворительное качество жизни. Надежда является сильным мотиватором и помогает справляться с последствиями травмы [7]. При этом важно донести до пациента осознание любых положительных «сдвигов» в здоровье с момента получения травмы до настоящего дня.

Участие медицинского психолога в регулярном наблюдении за состоянием пациента в динамике и психологическое сопровождение его обеспечивает наилучшие условия для восстановления физических и психических функций, реинтеграции больного в семью и общество. После выписки из стационара для этого можно использовать дистанционные формы связи — интернет, телефон доверия и др.

Литература

1. Дутикова Е.М. Организация реабилитационного процесса при спинальной травме в центре «Преодоление». Труды научно-практической конференции «Реабилитация при патологии опорно-двигательного аппарата». Москва. 2011. С. 24.
2. Кислица Г.К. Некоторые особенности психологической реабилитации с пациентами, имеющими спинальную травму. Материалы международной науч- но-практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья». Москва. МГППУ. 2011.С.413-418.

Литература:
1. Dutikova Е.М. Organizatsiya reabilitatsionnogo protsessa pri spinal’noy travme v tsentre «Preodolenie». Trudy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Reabilitatsiya pri patologii oporno-dvigatel’nogo apparata». Moskva. 2011. S.24.
2. Kislitsa G.K. Nekotorye osobennosti psikhologicheskoy reabilitatsii s patsientami, imeyushchimi spinal’nuyu travmu. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii «Aktual’nye problemy psikhologicheskoy reabilitatsii lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya». Moskva. MGPPU. 2011. S. 413-418.
3. Кокоткина Jl.В., Цыганков Б.Д., Кочетков А.В., Добровольская Ю.В. Современные особенности психокоррекции тревожно-депрессивных расстройств у больных с травматической болезнью спинного мозга. Материалы первого Всероссийского съезда врачей восстановительной медицины. Москва. Реа-СпоМед. 2007. С.138.
4. Косичкин М.М., Гришина Л.П., Шапиро Д.М. Инвалидность вследствие травматического поражения спинного мозга, медико-социальная экспертиза и реабилитация. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. Москва. 1999. № 1. С. 9-15.
5. Курбанов Р.С. Качество жизни пациентов с травматической болезнью спинного мозга. Психологические аспекты. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья». Москва. МГППУ. 2011. С. 423-426.
6. Леонтьев М.А. Эпидемиология спинальной травмы и частота полного анатомического повреждения спинного мозга. Актуальные проблемы реабилитации инвалидов. Новокузнецк. 2003. С. 37 — 38.
7. Шехорина А.В. Роль надежды в процессе реабилитации пациентов с травматической болезнью спинного мозга. Материалы международной научно- практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья». Москва. МГППУ. 2011. С. 511-516.

Источник