Признаки перелома тела позвонка у детей

Признаки перелома тела позвонка у детей thumbnail

У детей кости находятся в процессе роста, поэтому часто подвергаются различным травмам. Одной из самых серьезных является компрессионный перелом позвоночника. У ребенка он встречается редко, но такая травма может иметь опасные последствия. Потому каждому родителю нужно знать, как предотвратить такие повреждения, как распознать, что случился перелом, и как правильно оказать первую помощь. Хотя у детей кости срастаются быстрее, чем у взрослых, но лечение после такой травмы вместе с периодом реабилитации обычно занимает не менее двух лет.

Что такое компрессионный перелом

Это серьезное повреждение позвоночника, представляющее собой нарушение целостности одного или нескольких позвонков из-за их сжатия или резкого сдавливания. Часто он сопровождается отеком мягких тканей, ущемлением нервов или сосудов. Позвонки могут не только сжаться или расплющиться, но и даже потрескаться. Происходит это при прыжке или падении с высоты, ударе или резком движении. Чаще всего случается компрессионный перелом позвоночника грудного отдела у детей или же в области поясницы. Сжатие позвонков может привести к повреждению спинного мозга и параличу конечностей. По статистике, такие травмы случаются у детей редко. Ведь до полного окостенения позвоночник является довольно гибким, а межпозвоночные диски — высокими.

компрессионный прелом позвоночника грудного одела у детей

Причины получения травмы

Компрессионный перелом позвоночника у ребенка может случиться даже от незначительного удара или падения на ягодицы. Такое чаще встречается у детей, кости которых испытывают недостаток кальция. Это бывает при остеопорозе или остеомиелите. Но травме может подвергнуться любой ребенок. Причины компрессионного перелома чаще всего бывают такие:

  • падения, особенно опасно это, когда приземление происходит на ягодицы;
  • неудачное ныряние в воду;
  • резкий наклон или неправильно выполненный кувырок;
  • автомобильные аварии.

Признаки компрессионного перелома

Иногда травма случается в легкой форме. В таких случаях родители могут не понять, что у ребенка компрессионный перелом позвоночника. Симптомы неосложненной травмы смазаны и напоминают признаки ушиба. Поэтому важно при любом падении на спину или ягодицы, ударе по позвоночнику сразу обратиться к врачу. Нужно провести обследование и выяснить, есть ли повреждения.

Часто можно по внешним признакам и жалобам ребенка определить, что у него компрессионный перелом позвоночника. Симптомы будут отличаться, в зависимости от вида и места травмы.

  • При переломе в области грудных позвонков чувствуется боль в лопатках. Потом она охватывает всю грудную клетку. Кроме того, ребенок испытывает проблемы с дыханием.
  • Если повреждения затронули поясничные позвонки, то могут наблюдаться боли в животе и напряжение грудных мышц. Любое движение дается ребенку с трудом.
  • Вынужденное положение головы и заметная деформация в области шеи указывают на перелом шейного позвонка. Ребенок испытывает сильную боль, а мышцы шеи напряжены.
  • Более серьезными симптомами сопровождается осложненный перелом. Повреждение сосудов и нервов приводит к онемению конечностей, возможен их частичный паралич. Наблюдается расстройство мочеиспускания, мышечная слабость и пониженное давление.

Самый главный признак любого компрессионного перелома — это боль. Она может быть сильной вначале, а потом почти исчезнуть или же, наоборот, будет усиливаться.

компресионный перелом позвоночника реабилитация

Виды травм позвоночника

По наличию осложнений такие повреждения бывают осложненными и неосложненными. Опасность первого типа в том, что ребенок может не сказать о небольшой боли в спине. А без лечения такая травма имеет тяжелые последствия. Среди осложненных особенно опасен компрессионный перелом грудного позвоночника. Его последствием может быть нарушение работы сердца и легких.

В зависимости от степени деформации позвонков, выделяют три типа травмы.

  • Компрессионный перелом первой степени характеризуется уменьшением высоты позвонка на 30%. Такая травма успешно лечится и при своевременно оказанной помощи прогноз терапии благоприятный.
  • Перелом второй степени представляет собой сжатие позвонка наполовину. В большинстве случае после этого появляются серьезные осложнения.
  • Деформация более 50% относится к очень серьезным травмам и у детей диагностируется редко. Обычно третья степень перелома характеризуется повреждением спинного мозга.

Диагностика травмы у детей

Сама боль в спине не является основанием для постановки диагноза «компрессионный перелом позвоночника». У ребенка такие ощущения могут появиться и по другим причинам. Поэтому при подозрении на повреждение необходимо посетить травматолога. Он назначит диагностические процедуры, которые помогут поставить правильный диагноз.

  • В первую очередь делается рентген в двух проекциях. Это помогает выявить, в каком месте произошло повреждение и каков его характер.
  • Состояние спинного мозга и изучение травмированного позвоночника делается с помощью КТ и миелографии.
  • Если есть признаки поражения нервных корешков, проводится МРТ позвоночника. Цена его от 2,5 до 7 тысяч рублей, но этот метод обследования действительно информативен.
  • Можно сделать еще денситометрию, которая поможет выявить наличие у ребенка остеопороза.

    компрессионный перелом грудного позвоночника

Особенности оказания первой помощи

Главное правило, которое должны соблюдать взрослые, которые находятся рядом с ребенком во время травмы — это не допустить смещения позвонков и их дальнейшей деформации. Для этого нужно обеспечить неподвижность пострадавшего и его скорейшую доставку в больницу. Травмы позвоночника — это очень серьезное повреждение, поэтому очень важно знать, как оказать при них первую помощь.

  • При компрессионном переломе в области поясницы нужно уложить ребенка на живот, подложив под голову что-нибудь мягкое.
  • При травме в грудном отделе важно, чтобы ребенок лежал на спине на ровной твердой поверхности.
  • Перелом шейного позвонка особенно опасен тем, что малейшее неосторожное движение может привести к повреждению спинного мозга. Поэтому нельзя трогать, а тем более пытаться выправить деформации позвоночника. Нужно обложить шею ребенка ватой или чем-нибудь мягким и забинтовать.
  • При любых травмах позвоночника пострадавшему нельзя сидеть, ходить и даже поворачиваться.

Компрессионный перелом позвоночника у детей: лечение

Методы терапии зависят от вида перелома. Осложненная травма лечится только с помощью хирургического вмешательства: вставляются титановые пластины или заполняются полости в поврежденном позвонке специальным цементом. Но такие травмы у детей встречаются довольно редко. Поэтому наиболее востребована методика лечения неосложненного перелома. Чтобы прогноз терапии был благоприятным, необходимо своевременное оказание помощи, длительное комплексное лечение и соблюдение последовательности в применении различных методов. Самые эффективные при такой травме — это ЛФК, массаж, дыхательные упражнения и физиотерапевтические процедуры.

компрессионный перелом позвоночника у ребенка

Проходит лечение компрессионного перелома в несколько этапов:

  1. Первые 3-4 недели после травмы. Все это время ребенок находится в больнице. Лечение заключается в строгом постельном режиме и вытяжке позвоночника с помощи петли Глиссона или колец Дельбе на наклонной кровати. Цель такой терапии в том, чтобы снять нагрузку с мышц, предотвратить еще более сильную деформацию позвонков и защитить спинной мозг от повреждения. Первые несколько дней нужно еще снимать болевые ощущения.
  2. Во второй месяц после травмы задача лечения — восстановить функцию мышц и связок и подготовить позвоночник к двигательным нагрузкам. После неосложненного перелома в это время ребенок уже может вставать на короткое время. Лежать пострадавший должен на твердой ровной поверхности без подушки.
  3. Почти целый год после травмы проходит активное восстановление функций позвоночника. В это время проводятся реабилитационные мероприятия, призванные вернуть подвижность мышцам и связкам.
  4. После этого еще целый год нужно продолжать выполнять специальный комплекс ЛФК и физиотерапевтические процедуры. И только по прошествии двух лет после травмы можно говорить об успешном излечении.

    перелом шейного позвонка

Компрессионный перелом позвоночника: реабилитация

Вставать и ходить ребенку разрешено через 1-2 месяца после травмы. Зависит это от тяжести и характера повреждения. Первое время в вертикальном положении можно находиться только в специальном корсете. Врач назначает время ношения ортеза индивидуально. Но большую часть суток ребенок первый год проводит лежа на спине или на животе. Сидеть же пострадавшему нельзя долго. Обычно разрешается садиться после компрессионного перелома позвоночника только через 4-8 месяцев. Корсет же носится не менее года, в зависимости от характера повреждения.

Задачи реабилитации после такой травмы — это восстановить подвижность позвоночника, работу связок, укрепить мышечный корсет и наладить кровообращение. Для этого курсами применяются физиотерапевтические процедуры. Очень важно, чтобы в течение последующих двух лет ребенок регулярно выполнял специальные упражнения лечебной физкультуры.

Физиотерапевтичекие процедуры и ЛФК

Они назначаются уже через неделю после травмы. Это могут быть электрофорез с эуфилином для расширения капилляров, магнитотерапия, улучшающая кровообращение, электромиостимуляция. Назначаются также УВЧ, парафиновые аппликации, водные процедуры. Очень эффективен массаж, которые делается после исчезновения болей и проводится курсами потом несколько раз в течение последующих двух лет.

после компрессионного перелома позвоночника

Но основной метод лечения компрессионного перелома — это ЛФК. Ее задачи — укрепить мышечный корсет, улучшить кровообращение и стимулировать работу желудочно-кишечного тракта. Начинают выполнять ЛФК уже через 3-5 дней после травмы. Сначала это дыхательные упражнения, напряжение мышц и подъем рук. Запрещено поднимать голову и ноги в первый месяц. После исчезновения болей разрешается на короткое время переворачиваться на живот. Первые 1-2 месяца упражнения выполняются только в положении лежа. После этого составляется индивидуальный комплекс для занятий в вертикальном положении.

Возможные последствия травмы

Чаще всего случается неосложненный компрессионный перелом позвоночника у ребенка. Обычно выздоровление после травмы проходит успешно, и через пару лет пострадавший может забыть о повреждении. В 90% случаев такие переломы проходят без последствий. Но при несвоевременном оказании помощи или отсутствии лечения, а также после более серьезной травмы часто бывают осложнения:

  • искривления позвоночника, чаще всего сколиоз и кифоз;
  • через некоторое время развивается остеохондроз;
  • частым последствием компрессионного перелома бывает радикулит;
  • очень опасен стеноз позвоночного канала, который приводит к ухудшению кровообращения;
  • самым тяжелым последствием травмы может быть полный паралич нижних конечностей.

    мрт позвоночника цена

Профилактика компрессионных переломов у детей

На самом деле очень сложно оградить ребенка от падений. Но родителям нужно знать, что больше всего подвержены переломам при незначительных травмах те, кто болен остеопорозом. Поэтому нужно регулярно проводить обследование скелета ребенка и не допускать недостатка в его рационе кальция и витамина D. После каждого падения, особенно на спину, желательно пройти обследование. Самым информативным является МРТ позвоночника. Цена его довольно высока, но обследование поможет вовремя выявить повреждения и избежать осложнений.

Важно, чтобы родители обеспечили ребенку правильное питание и нужный уровень двигательной нагрузки. Нужно оберегать его от прыжков с высоты, поднятия тяжестей и резких наклонов. Тогда позвоночник ребенка будет всегда крепким и здоровым.

Источник

ðÅÒÅÌÏÍ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ — ÔÒÁ×ÍÁÔÉÞÅÓËÏÅ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÅ, ÐÒÉ×ÏÄÑÝÅÅ Ë ÎÁÒÕÛÅÎÉÀ ÁÎÁÔÏÍÉÞÅÓËÏÊ ÃÅÌÏÓÔÎÏÓÔÉ ÜÌÅÍÅÎÔÏ× ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÏÇÏ ÓÔÏÌÂÁ. ðÅÒÅÌÏÍ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÅÔÓÑ ÌÏËÁÌØÎÏÊ ÂÏÌØÀ, ÄÅÆÏÒÍÁÃÉÅÊ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ × ÏÂÌÁÓÔÉ ÐÅÒÅÌÏÍÁ, ÍÅÓÔÎÙÍ ÏÔÅËÏÍ É ËÒÏ×ÏÐÏÄÔÅËÏÍ ÍÑÇËÉÈ ÔËÁÎÅÊ, ËÒÅÐÉÔÁÃÉÅÊ ÏÔÌÏÍËÏ×, ÎÁÒÕÛÅÎÉÅÍ ÆÕÎËÃÉÉ ËÏÎÅÞÎÏÓÔÅÊ É ÔÁÚÏ×ÙÈ ÏÒÇÁÎÏ×. ðÅÒÅÌÏÍ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÄÉÁÇÎÏÓÔÉÒÕÅÔÓÑ ÐÕÔÅÍ ÐÒÏ×ÅÄÅÎÉÑ ÒÅÎÔÇÅÎÁ, ëô ÉÌÉ íòô ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ. ìÅÞÅÎÉÅ ÐÅÒÅÌÏÍÏ× ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ ÐÏÜÔÁÐÎÏ É ×ËÌÀÞÁÅÔ × ÓÅÂÑ ÆÕÎËÃÉÏÎÁÌØÎÏÅ ×ÙÔÑÖÅÎÉÅ, ìæë, ÍÁÓÓÁÖ, ÄÙÈÁÔÅÌØÎÕÀ ÇÉÍÎÁÓÔÉËÕ, ÆÉÚÉÏÔÅÒÁÐÉÀ, ÎÏÛÅÎÉÅ ÓÔÁÂÉÌÉÚÉÒÕÀÝÅÇÏ ËÏÒÓÅÔÁ; ÐÒÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ — ÏÐÅÒÁÔÉ×ÎÏÅ ×ÍÅÛÁÔÅÌØÓÔ×Ï.

èÁÒÁËÔÅÒÎÙ ËÏÍÐÒÅÓÓÉÏÎÎÙÅ ÐÅÒÅÌÏÍÙ, ËÏÔÏÒÙÅ ÏÔÎÏÓÑÔÓÑ Ë ÓÅÒØÅÚÎÙÍ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÍ ÏÐÏÒÎÏ-Ä×ÉÇÁÔÅÌØÎÏÇÏ ÁÐÐÁÒÁÔÁ. ïÎÉ ÚÁÎÉÍÁÀÔ ÏÔÎÏÓÉÔÅÌØÎÏ ÓËÒÏÍÎÏÅ ÍÅÓÔÏ × ÔÒÁ×ÍÁÔÏÌÏÇÉÉ ÄÅÔÓËÏÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ (1-2%), ÏÄÎÁËÏ ÐÒÉ ÎÅÐÒÁ×ÉÌØÎÏÍ ÌÅÞÅÎÉÉ ÍÏÇÕÔ ÐÒÉ×ÅÓÔÉ Ë ÉÎ×ÁÌÉÄÎÏÓÔÉ (ÁÓÅÐÔÉÞÅÓËÉÊ ÎÅËÒÏÚ ÐÏÚ×ÏÎËÁ, ËÉÆÏÓËÏÌÉÏÚ É ÄÒ.).

üÔÏ ÏÂßÑÓÎÑÅÔÓÑ ÁÎÁÔÏÍÏ-ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÍÉ ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÑÍÉ ÒÁÓÔÕÝÅÇÏ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ. ðÏÚ×ÏÎÏÞÎÉË Õ ÄÅÔÅÊ ÏÂÌÁÄÁÅÔ ÐÏ×ÙÛÅÎÎÏÊ ÇÉÂËÏÓÔØÀ ÂÌÁÇÏÄÁÒÑ ÂÏÌØÛÅÊ ×ÙÓÏÔÅ ÍÅÖÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÙÈ ÈÒÑÝÅ×ÙÈ ÄÉÓËÏ×, ÐÒÏÞÎÏÓÔÉ Ó×ÑÚÏÞÎÏÇÏ ÁÐÐÁÒÁÔÁ É ÐÏÄ×ÉÖÎÏÓÔÉ ÎÁ ×ÓÅÈ ÕÒÏ×ÎÑÈ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÏÇÏ ÓÔÏÌÂÁ. îÁÉÂÏÌÅÅ ÞÁÓÔÏÊ ÐÒÉÞÉÎÏÊ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÁÄÅÎÉÅ Ó ×ÙÓÏÔÙ (ÄÅÒÅ×Ï, ËÁÞÅÌÉ, ËÒÙÛÁ ÓÁÒÁÑ, ÇÁÒÁÖÁ ÉÌÉ ÄÏÍÁ) ÉÌÉ ÎÁ ÕÒÏËÁÈ ÆÉÚËÕÌØÔÕÒÙ, ÔÒÅÎÉÒÏ×ËÁÈ, ÐÒÉ ÐÒÙÖËÁÈ × ×ÏÄÕ É ÄÒ.

ðÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ, ×ÙÚ×ÁÎÎÙÅ ÄÅÊÓÔ×ÉÅÍ ÓÉÌÙ, ÓÇÉÂÁÀÝÅÊ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉË ÄÕÇÏÊ, ÎÁÂÌÀÄÁÀÔÓÑ ÐÒÉ ÐÁÄÅÎÉÉ Ó ×ÙÓÏÔÙ ÎÁ ÑÇÏÄÉÃÙ, ÐÒÉ ËÕ×ÙÒËÅ, ÐÁÄÅÎÉÉ ÎÁ ÇÏÌÏ×Õ É ÄÒ. òÅÚËÏÅ ÒÅÆÌÅËÔÏÒÎÏÅ ÚÁÝÉÔÎÏÅ ÓÏËÒÁÝÅÎÉÅ ÍÙÛÃ-ÓÇÉÂÁÔÅÌÅÊ ÓÐÉÎÙ ÓÏÚÄÁÅÔ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÕÀ ÎÁÇÒÕÚËÕ ÎÁ ÐÅÒÅÄÎÉÊ ÏÔÄÅÌ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ, ÏÓÏÂÅÎÎÏ × ÏÂÌÁÓÔÉ ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ËÉÆÏÚÁ (× ÓÒÅÄÎÅÇÒÕÄÎÏÍ ÏÔÄÅÌÅ). ÷ ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÐÒÅ×ÙÛÅÎÉÑ ÐÒÅÄÅÌÁ ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ÓÇÉÂÁÅÍÏÓÔÉ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ ËÌÉÎÏ×ÉÄÎÁÑ ËÏÍÐÒÅÓÓÉÑ.

ðÒÉ ÐÏÄÏÂÎÙÈ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÈ ÎÅ ÉÓËÌÀÞÅÎÁ É ÔÒÁ×ÍÁ ÜÌÁÓÔÉÞÎÙÈ ÍÅÖÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÙÈ ÈÒÑÝÅÊ É ÄÉÓËÏ×.

óÉÍÐÔÏÍÙ ÐÅÒÅÌÏÍÁ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ

ðÒÉ ÐÅÒÅÌÏÍÅ ÛÅÊÎÏÇÏ ÏÔÄÅÌÁ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ ×ÏÚÎÉËÁÅÔ ÌÏËÁÌØÎÁÑ ÂÏÌØ × ÏÂÌÁÓÔÉ ÐÅÒÅÌÏÍÁ, ×ÙÎÕÖÄÅÎÎÙÊ ÎÁËÌÏÎ ÇÏÌÏ×Ù, ÎÁÐÒÑÖÅÎÉÅ ÍÙÛà ÛÅÉ, ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÉÅ É ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÏÓÔØ ÎÁËÌÏÎÁ É ×ÒÁÝÁÔÅÌØÎÙÈ Ä×ÉÖÅÎÉÊ ÇÏÌÏ×Ù. õ ÄÅÔÅÊ Ó ÐÅÒÅÌÏÍÏÍ ÇÒÕÄÎÏÇÏ ÏÔÄÅÌÁ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÐÏÓÔÔÒÁ×ÍÁÔÉÞÅÓËÏÅ ÁÐÎÏÜ — ËÒÁÔËÏ×ÒÅÍÅÎÎÁÑ ÚÁÄÅÒÖËÁ ÉÌÉ ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÉÅ ÄÙÈÁÎÉÑ × ÍÏÍÅÎÔ ÐÏÌÕÞÅÎÉÑ ÔÒÁ×ÍÙ. íÅÓÔÎÙÅ ÓÉÍÐÔÏÍÙ ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÀÔÓÑ ÌÏËÁÌØÎÏÊ ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÏÓÔØÀ, ÕÓÉÌÉ×ÁÀÝÅÊÓÑ ÐÒÉ Ä×ÉÖÅÎÉÑÈ É ÐÒÉ ÐÁÌØÐÁÃÉÉ ÐÏÚ×ÏÎËÏ×, ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÉÅÍ ÐÏÄ×ÉÖÎÏÓÔÉ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ ÒÁÚÌÉÞÎÏÊ ÓÔÅÐÅÎÉ. äÌÑ ÐÅÒÅÌÏÍÏ× × ÎÉÖÎÅÇÒÕÄÎÏÍ É ÐÏÑÓÎÉÞÎÏÍ ÏÔÄÅÌÅ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÔÉÐÉÞÎÏ ÎÁÐÒÑÖÅÎÉÅ ÐÅÒÅÄÎÅÊ ÂÒÀÛÎÏÊ ÓÔÅÎËÉ, ÏÐÏÑÓÙ×ÁÀÝÉÅ ÂÏÌÉ × ÖÉ×ÏÔÅ (‘ÌÏÖÎÙÊ ÐÅÒÉÔÏÎÉÔ’).

ðÒÉ ÏÓÍÏÔÒÅ ÍÅÓÔÁ ÐÅÒÅÌÏÍÁ ÏÐÒÅÄÅÌÑÅÔÓÑ ÌÏËÁÌØÎÙÊ ÏÔÅË, ÐÒÉÐÕÈÌÏÓÔØ É ËÒÏ×ÏÐÏÄÔÅË ÍÑÇËÉÈ ÔËÁÎÅÊ; ÓÇÌÁÖÅÎÎÏÓÔØ ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÉÚÇÉÂÏ×, ÄÅÆÏÒÍÁÃÉÑ ÔÏÇÏ ÉÌÉ ÉÎÏÇÏ ÏÔÄÅÌÁ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ; ÓÉÍÐÔÏÍ ‘×ÏÖÖÅÊ’ (ÎÁÐÒÑÖÅÎÉÅ ÐÁÒÁ×ÅÒÔÅÂÒÁÌØÎÙÈ ÍÙÛÃ); ËÒÅÐÉÔÁÃÉÑ ÏÔÌÏÍËÏ×. ðÏÐÙÔËÉ ÓÇÉÂÁÎÉÑ ÇÏÌÏ×Ù É ÔÕÌÏ×ÉÝÁ, ÐÏÄÎÉÍÁÎÉÑ ÎÉÖÎÅÊ ËÏÎÅÞÎÏÓÔÉ ×ÙÚÙ×ÁÀÔ ÂÏÌØ × ÏÂÌÁÓÔÉ ÔÒÁ×ÍÉÒÏ×ÁÎÎÙÈ ÐÏÚ×ÏÎËÏ×.

ðÒÉ ÏÓÌÏÖÎÅÎÎÙÈ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ, × ÓÌÕÞÁÅ ÓÄÁ×ÌÅÎÉÑ ÓÐÉÎÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ É ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ËÏÍÐÒÅÓÓÉÏÎÎÏÊ ÍÉÅÌÏÐÁÔÉÉ, ÍÏÖÅÔ ÎÁÓÔÕÐÉÔØ ÔÅÔÒÁ-, ÐÁÒÁÐÌÅÇÉÑ (ÉÌÉ ÐÁÒÅÚ), ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×Ï ÆÕÎËÃÉÉ ÔÁÚÏ×ÙÈ ÏÒÇÁÎÏ× (ÄÅÆÅËÁÃÉÉ É ÍÏÞÅÉÓÐÕÓËÁÎÉÑ). ôÉÐÉÞÎÙ ÓÉÍÐÔÏÍÙ ÒÁÚÄÒÁÖÅÎÉÑ (ÂÏÌÉ × ËÏÓÔÑÈ, ÐÁÒÅÓÔÅÚÉÉ, ÏÎÅÍÅÎÉÅ, ÏÝÕÝÅÎÉÅ ‘ÐÏÌÚÁÎÉÑ ÍÕÒÁÛÅË’, ÖÖÅÎÉÑ ÉÌÉ ÈÏÌÏÄÁ) É ×ÙÐÁÄÅÎÉÑ (ÁÒÅÆÌÅËÓÉÑ, ÇÉÐÏÔÏÎÉÑ É ÇÉÐÏÔÒÏÆÉÑ ÍÙÛÃ). îÅÊÒÏÔÒÏÆÉÞÅÓËÉÅ ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×Á ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÀÔÓÑ ×ÏÚÎÉËÎÏ×ÅÎÉÅÍ ÐÒÏÌÅÖÎÅÊ.

ïÔÄÁÌÅÎÎÙÍ ÐÏÓÌÅÄÓÔ×ÉÅÍ ÐÅÒÅÌÏÍÁ ÍÏÖÅÔ ÓÌÕÖÉÔØ ÓÅÇÍÅÎÔÁÒÎÁÑ ÎÅÓÔÁÂÉÌØÎÏÓÔØ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ Õ ÒÅÂÅÎËÁ, ÐÒÏÑ×ÌÑÀÝÁÑÓÑ ÔÒÕÄÎÏÓÔÑÍÉ É ÂÏÌØÀ ÐÒÉ ×ÙÐÏÌÎÅÎÉÉ ÏÂÙÞÎÙÈ Ä×ÉÖÅÎÉÊ, ÒÁÚ×ÉÔÉÅÍ ÐÏÓÔÔÒÁ×ÍÁÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÏÓÔÅÏÈÏÎÄÒÏÚÁ, ÍÅÖÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÏÊ ÇÒÙÖÉ. ÷ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅ ÐÅÒÅÌÏÍÁ ÇÒÕÄÎÏÇÏ ÏÔÄÅÌÁ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÍÏÖÅÔ ÓÆÏÒÍÉÒÏ×ÁÔØÓÑ ÐÁÔÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÇÒÕÄÎÏÊ ËÉÆÏÚ (ÇÏÒÂ) ÉÌÉ ËÉÆÏÓËÏÌÉÏÚ, ÐÒÉ×ÏÄÑÝÉÊ Ë ÄÅÆÏÒÍÁÃÉÉ ÇÒÕÄÎÏÊ ËÌÅÔËÉ, ÎÁÒÕÛÅÎÉÀ ÆÕÎËÃÉÉ ÌÅÇËÉÈ É ÓÅÒÄÃÁ.

ìÅÞÅÎÉÅ ÐÅÒÅÌÏÍÁ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ

ðÅÒ×ÁÑ ÐÏÍÏÝØ ÄÅÔÑÍ Ó ×ÏÚÍÏÖÎÙÍ ÐÅÒÅÌÏÍÏÍ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ ÎÁ ÄÏÇÏÓÐÉÔÁÌØÎÏÍ ÜÔÁÐÅ ÓÏÓÔÏÉÔ × ÁÄÅË×ÁÔÎÏÍ ÏÂÅÚÂÏÌÉ×ÁÎÉÉ, ÆÉËÓÁÃÉÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÎÏÇÏ ÕÞÁÓÔËÁ ÔÅÌÁ É ÓÒÏÞÎÏÊ ÔÒÁÎÓÐÏÒÔÉÒÏ×ËÅ × ÂÏÌØÎÉÃÕ × ÇÏÒÉÚÏÎÔÁÌØÎÏÍ ÐÏÌÏÖÅÎÉÉ ÎÁ ÒÏ×ÎÏÊ ÖÅÓÔËÏÊ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÉ.

ìÅÞÅÎÉÅ ÎÅÏÓÌÏÖÎÅÎÎÙÈ ÐÅÒÅÌÏÍÏ× ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ ÆÕÎËÃÉÏÎÁÌØÎÙÍ ÍÅÔÏÄÏÍ. ïÎ ×ËÌÀÞÁÅÔ ÒÁÎÎÀÀ É ÐÏÌÎÕÀ ÒÁÚÇÒÕÚËÕ ÐÅÒÅÄÎÅÇÏ ÏÔÄÅÌÁ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ, ÐÒÅÄÕÐÒÅÖÄÁÀÝÕÀ ÄÁÌØÎÅÊÛÕÀ ÄÅ-ÆÏÒÍÁÃÉÀ ÐÏÚ×ÏÎËÏ× É ÓÄÁ×ÌÅÎÉÅ ÓÐÉÎÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ. üÔÏ ÄÏÓÔÉÇÁÅÔÓÑ ÐÕÔÅÍ ×ÙÔÑÖÅÎÉÑ ÚÁ ÐÏÄÍÙÛÅÞÎÙÅ ÑÍËÉ ÎÁ ËÏÌØÃÁÈ äÅÌØÂÅ ÉÌÉ ÚÁ ÇÏÌÏ×Õ Ó ÐÏÍÏÝØÀ ÐÅÔÌÉ çÌÉÓÓÏÎÁ. ïÄÎÏ×ÒÅÍÅÎÎÏ ÏÓÕÝÅÓÔ×ÌÑÅÔÓÑ ÒÅËÌÉÎÁÃÉÑ ÔÅÌ ÐÏÚ×ÏÎËÏ×, ÄÌÑ ÞÅÇÏ ÐÏÄ ÏÂÌÁÓÔØ ÛÅÊÎÏÇÏ É ÐÏÑÓÎÉÞÎÏÇÏ ÌÏÒÄÏÚÏ× ÐÏÄËÌÁÄÙ×ÁÀÔÓÑ ÎÅÂÏÌØÛÉÅ ×ÁÌÉËÉ ÉÌÉ ÍÅÛÏÞËÉ Ó ÐÅÓËÏÍ.

ïÓÎÏ×Õ ÆÕÎËÃÉÏÎÁÌØÎÏÇÏ ÍÅÔÏÄÁ ÌÅÞÅÎÉÑ ÐÅÒÅÌÏÍÏ× ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÓÏÓÔÁ×ÌÑÅÔ ìæë, ËÏÔÏÒÁÑ ÓÎÁÞÁÌÁ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ × ÐÏÌÏÖÅÎÉÉ ÌÅÖÁ, Á ÚÁÔÅÍ Ó ÏÓÅ×ÏÊ ÎÁÇÒÕÚËÏÊ ÎÁ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉË. ó ÐÅÒ×ÙÈ ÄÎÅÊ ÐÏÓÌÅ ÐÅÒÅÌÏÍÁ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ ÄÅÔÑÍ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔÓÑ ÄÙÈÁÔÅÌØÎÙÅ ÕÐÒÁÖÎÅÎÉÑ, ÍÁÓÓÁÖ ËÏÎÅÞÎÏÓÔÅÊ, ÆÉÚÉÏÔÅÒÁÐÅ×ÔÉÞÅÓËÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ (ÜÌÅËÔÒÏÆÏÒÅÚ, ÄÉÁÄÉÎÁÍÏÔÅÒÁÐÉÑ, õ÷þ, õæï, ÏÚÏËÅÒÉÔÏ×ÙÅ É ÐÁÒÁÆÉÎÏ×ÙÅ ÁÐÐÌÉËÁÃÉÉ É ÄÒ.). ðÅÒÅ×ÏÄ ÒÅÂÅÎËÁ × ×ÅÒÔÉËÁÌØÎÏÅ ÐÏÌÏÖÅÎÉÅ (×ÅÒÔÉËÁÌÉÚÁÃÉÑ) ÏÓÕÝÅÓÔ×ÌÑÅÔÓÑ × ÓÐÅÃÉÁÌØÎÏÍ ÒÅËÌÉÎÉÒÕÀÝÅÍ ËÏÒÓÅÔÅ.

óÒÏËÉ ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÉÑ Ä×ÉÇÁÔÅÌØÎÏÇÏ ÒÅÖÉÍÁ, ÎÏÛÅÎÉÑ ËÏÒÓÅÔÁ É ÚÁÎÑÔÉÊ ìæë ÉÎÄÉ×ÉÄÕÁÌØÎÙ × ËÁÖÄÏÍ ÓÌÕÞÁÅ É ÄÉËÔÕÀÔÓÑ ÔÑÖÅÓÔØÀ ÔÒÁ×ÍÙ É ÄÁÎÎÙÍÉ ËÏÎÔÒÏÌØÎÏÊ ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÆÉÉ. ÷ ÓÒÅÄÎÅÍ ÄÏÚÉÒÏ×ÁÎÎÁÑ ÈÏÄØÂÁ ÒÁÚÒÅÛÁÅÔÓÑ ÞÅÒÅÚ 2 ÍÅÓÑÃÁ, Á ÓÉÄÅÎÉÅ — ÞÅÒÅÚ 4 ÍÅÓÑÃÁ ÐÏÓÌÅ ÐÅÒÅÌÏÍÁ ÛÅÊÎÏÇÏ ÉÌÉ ÇÒÕÄÎÏÇÏ ÏÔÄÅÌÁ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ (ÐÒÉ ÐÅÒÅÌÏÍÅ ÐÏÑÓÎÉÞÎÏÇÏ ÏÔÄÅÌÁ — ÞÅÒÅÚ 4 É 8 ÍÅÓÑÃÅ× ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÅÎÎÏ).

ðÒÉ ÏÓÌÏÖÎÅÎÎÙÈ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÍÏÖÅÔ ÐÏÔÒÅÂÏ×ÁÔØÓÑ ÐÒÏ×ÅÄÅÎÉÅ ÈÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÌÅÞÅÎÉÑ: ÞÒÅÓËÏÖÎÏÊ ×ÅÒÔÅÂÒÏÐÌÁÓÔÉËÉ, ËÉÆÏÐÌÁÓÔÉËÉ, ÆÉËÓÁÃÉÉ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ, ÄÅËÏÍÐÒÅÓÓÉÉ ÎÅÒ×ÎÙÈ ÓÔÒÕËÔÕÒ É Ô. Ä.

óÔÏÉÔ ÏÔÍÅÔÉÔØ, ÞÔÏ ÅÓÌÉ ÓÌÕÞÉÌÓÑ ÏÓÌÏÖÎÅÎÎÙÊ ÐÅÒÅÌÏÍ, ÈÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ ÎÅÉÚÂÅÖÎÏ.

ãÅÌØ: ÐÏÓÌÅÄÏ×ÁÔÅÌØÎÁÑ ÒÅÚÅËÃÉÑ ÐÏÚ×ÏÎËÁ, ËÏÔÏÒÙÊ ÏËÁÚÙ×ÁÅÔ ÄÁ×ÌÅÎÉÅ ÎÁ ÓÐÉÎÎÏÊ ÍÏÚÇ É ÎÅÒ×ÎÙÅ ËÏÒÅÛËÉ. úÁÔÅÍ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÎÕÀ ÏÂÌÁÓÔØ ÆÉËÓÉÒÕÀÔ ÓÐÅÃÉÁÌØÎÙÍÉ ÔÉÔÁÎÏ×ÙÍÉ ÐÌÁÓÔÉÎÁÍÉ. îÁÉÂÏÌÅÅ ÓÏ×ÒÅÍÅÎÎÙÍÉ ÍÅÔÏÄÁÍÉ ÄÅËÏÍÐÒÅÓÉÉ ÐÏÚ×ÏÎËÏ× Ñ×ÌÑÀÔÓÑ ËÉÆÏ- É ×ÅÒÔÅÂÒÏÐÌÁÓÔÉËÁ.

  • ëÉÆÏÐÌÁÓÔÉËÁ — ÎÁÐÒÁ×ÌÅÎÁ ÎÁ ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÅ ÎÏÒÍÁÌØÎÏÊ ×ÙÓÏÔÙ ÐÏÚ×ÏÎËÁ. óÕÔØ ÏÐÅÒÁÃÉÉ ÓÏÓÔÏÉÔ ×Ï ××ÅÄÅÎÉÉ × ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÙÅ ËÏÓÔÉ ÓÐÅÃÉÁÌØÎÏÇÏ ÂÁÌÌÏÎÁ. îÁÄÕ×ÁÑÓØ, ÏÎ ×ÏÓÓÔÁÎÁ×ÌÉ×ÁÅÔ ÉÓÈÏÄÎÕÀ ×ÙÓÏÔÕ. úÁÔÅÍ × ÐÏÌÏÓÔØ, ÓÆÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÎÕÀ ÂÁÌÌÏÎÏÍ, ××ÏÄÑÔ ËÏÓÔÎÙÊ ÃÅÍÅÎÔ, ËÏÔÏÒÙÊ ÆÉËÓÉÒÕÅÔ ÐÏÚ×ÏÎÏË × ÎÏÒÍÁÌØÎÏÍ ÐÏÌÏÖÅÎÉÉ.
  • ÷ÅÒÔÅÂÒÏÐÌÁÓÔÉËÁ — ÚÁËÌÀÞÁÅÔÓÑ ×Ï ××ÅÄÅÎÉÉ ÓÐÅÃÉÁÌØÎÏÇÏ ÁËÒÉÌÏ×ÏÇÏ ÃÅÍÅÎÔÁ ÉÇÌÏÊ ÄÌÑ ÂÉÏÐÓÉÉ. ãÅÍÅÎÔ ÚÁÐÏÌÎÑÅÔ ÐÏÌÏÓÔÉ ÍÅÖÄÕ ÏÔÌÏÍËÁÍÉ ÐÏÚ×ÏÎËÁ É ÓÔÁÂÉÌÉÚÉÒÕÅÔ ÉÈ. ðÒÅÉÍÕÝÅÓÔ×Ï ÄÁÎÎÏÇÏ ÍÅÔÏÄÁ × ÎÅÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÏÊ ÔÒÁ×ÍÁÔÉÚÁÃÉÉ ËÏÖÉ É ÓÒÁ×ÎÉÔÅÌØÎÏ ÂÙÓÔÒÏÍ ÕÓÔÒÁÎÅÎÉÉ ÂÏÌÅ×ÏÇÏ ÓÉÎÄÒÏÍÁ.

ðÏÓÌÅ ÏÐÅÒÁÃÉÉ ÔÁËÖÅ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ ìæë, ÍÁÓÓÁÖ ÍÙÛà ÓÐÉÎÙ, æôì.

ïÓÎÏ×ÎÁÑ ÚÁÄÁÞÁ ÏÔ×ÏÄÉÔÓÑ ÌÅÞÅÂÎÏÊ ÆÉÚËÕÌØÔÕÒÅ. óÐÅÒ×Á Å£ ÐÒÏ×ÏÄÑÔ ÌÅÖÁ, ÐÏÓÔÅÐÅÎÎÏ ÐÏÄËÌÀÞÁÑ ÏÓÅ×ÕÀ ÎÁÇÒÕÚËÕ. ôÁËÖÅ × ÐÅÒ×ÙÅ ÄÎÉ ÌÅÞÅÎÉÑ ÒÅËÏÍÅÎÄÕÀÔÓÑ ÄÙÈÁÔÅÌØÎÙÅ ÕÐÒÁÖÎÅÎÉÑ, ÍÁÓÓÁÖ, ÆÉÚÉÏÔÅÒÁÐÉÑ × ×ÉÄÅ õ÷þ, õæï, ÄÉÁÄÉÎÁÍÏÔÅÒÁÐÉÉ É ÜÌÅËÔÒÏÆÏÒÅÚÁ, ÐÁÒÁÆÉÎÏ×ÙÈ É ÏÚÏËÅÒÉÔÏ×ÙÈ ÁÐÐÌÉËÁÃÉÊ.

÷ÅÒÔÉËÁÌØÎÏÅ ÐÏÌÏÖÅÎÉÅ ÐÁÃÉÅÎÔ ÐÒÉÎÉÍÁÅÔ ÔÏÌØËÏ Ó ÐÏÍÏÝØÀ ÓÐÅÃÉÁÌØÎÏÇÏ ÒÅËÌÉÎÉÒÕÀÝÅÇÏ ËÏÒÓÅÔÁ. ÷ÒÅÍÑ ÐÒÅÂÙ×ÁÎÉÑ × ËÏÒÓÅÔÅ ÉÎÄÉ×ÉÄÕÁÌØÎÏ, ÚÁ×ÉÓÉÔ ÏÔ ÔÑÖÅÓÔÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÊ É ÐÏÌÕÞÅÎÎÙÈ ËÏÎÔÒÏÌØÎÙÈ ÓÎÉÍËÏ× ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÆÉÉ.

ðÅÒ×ÙÅ ÐÏÐÙÔËÉ ÈÏÄÉÔØ ÒÅÂÅÎËÕ ÒÁÚÒÅÛÁÔ ÔÏÌØËÏ ÓÐÕÓÔÑ 2 ÍÅÓÑÃÁ, ÓÉÄÅÔØ — ÞÅÒÅÚ 4 ÍÅÓÑÃÁ, ÅÓÌÉ ÂÙÌÁ ÔÒÁ×ÍÁ ÛÅÊÎÙÈ, ÇÒÕÄÎÙÈ ÐÏÚ×ÏÎËÏ× É ÎÅ ÍÅÎÅÅ ÞÅÍ ÞÅÒÅÚ 8 ÍÅÓÑÃÅ× ÐÏÓÌÅ ÔÒÁ×ÍÙ ÐÏÑÓÎÉÞÎÏÇÏ ÏÔÄÅÌÁ.

Источник