Правила шинирования при переломах

Правила шинирования при переломах thumbnail

Переломом называют разрушение структуры костной ткани, которое требует медицинского вмешательства. Не всегда есть возможность обеспечить незамедлительное оказание профессиональной помощи. В этом случае требуется провести грамотные действия по доставке пациента в больницу. Наложение шины при переломах разной локализации позволяет довезти больного без дополнительных повреждений, облегчает дальнейшее лечение.

Правила шинирования при переломах

Типы шин и для чего их накладывают

Шина – приспособление для обездвиживания сломанной части тела при транспортировке пациента в медицинское учреждение.

Конструкция защищает место перелома от основных негативных факторов, которые могут ухудшить состояние больного.

Среди них:

  • тяжелое смещение костных отломков под воздействием рефлекторных мышечных сокращений или в результате изменения положения тела во время движения;
  • разрывы сухожилий, мускул;
  • травмирование кровеносных сосудов;
  • развитие болевого шока.

Шины подразделяют на несколько основных разновидностей:

  • пневматическая – одна из самых современных. Представляет собой мешок из плотной ткани, застегивающийся на молнию. В комплекте есть насос, который позволяет наполнить чехол воздухом в количестве, необходимом для надежной фиксации конечности;
  • ватно-марлевые приспособления, применяемые для обездвиживания шеи, головы, позвоночника;
  • лестничная шина Крамера благодаря особенностям конструкции подходит для фиксации большинства частей тела;
  • шина Дитерихса в основном используется при повреждениях бедерных костей.

В отдельный вид выделяют импровизированные шины из подручных материалов: веток, палок, тряпок и прочих.

 К выбору предметов для транспортировки больного надо относиться внимательно. У них не должно быть острых углов, которыми можно ранить человека.

В современной медицине чаще всего используют приспособления Дитерихса и Крамера, поскольку они наиболее универсальны.

Шина дитерихса и техника ее наложения

Эта деревянная шина была создана в 1932 году советским, военным хирургом Михаилом Дитерихсом для иммобилизации нижних конечностей. Конструкция широко применялась для транспортировки раненых в годы Великой Отечественной войны. Актуальна она и по сей день. Входит в наборы средств неотложной помощи, предназначенные для бригад «скорой», травматологических пунктов, других медучреждений.

Накладывают шину дитерихса при переломах следующим образом:

  1. Длинную доску располагают вдоль всей ноги и туловища до подмышки.
  2. Короткую, размещают по внутренней части конечности – до паха.
  3. Снизу закрепляют подошву.
  4. Затягивают ее входящей в комплект закруткой, вытягивая ногу.

Верхние края бранш снабжены мягкими прокладками, чтобы конструкция не повреждала паховые и подмышечные области.

Шина Крамера и ее правильно положение

Универсальное приспособление для фиксации сломанных конечностей, названное по фамилии разработчика, выпускается в форме решетки (либо лестницы) из прочной металлической проволоки. Материал гибкий, ему можно легко придать нужную форму.

Правила шинирования при переломах

Алгоритм шинирования конструкцией Крамера:

  1. Решетку подходящего размера прикладывают к неповрежденной конечности.
  2. Моделируют по изгибам.
  3. Оборачивают ватой и бинтами.
  4. Фиксируют сломанную часть тела тесьмой.

Шина Крамера хорошо подходит для иммобилизации разрушенных суставов. Например, при травме голени выпрямленным участком конструкции можно обездвижить колено, согнутой под прямым углом – голеностоп.

Общие правила и рекомендации наложения шин

Когда специальных приспособлений для фиксации нет, можно использовать в их качестве различные подручные предметы. Подойдут доски, палки, плотный картон, другие прочные вещи.

Оказывая пострадавшему первую помощь, необходимо соблюдать общие правила наложения шин при переломах:

  • закреплять фиксатор не только на саму поврежденную область. Обездвижить надо два ближайших к травме сустава;
  • нельзя снимать одежду с пострадавшего. Когда есть открытая рана, ткань надо осторожно разрезать, чтобы остановить кровотечение, но не стягивать вещи;
  • закреплять конструкцию крепко, но без передавливания мягких тканей;
  • не прикладывать приспособления к голому телу. Предварительно их надо обмотать материей;
  • удерживающие ленты располагать выше либо ниже места травмы, чтобы давлением не усиливать боль;
  • выступающие костные отломки продезинфицировать, наложить стерильную повязку;
  • мышцы больного должны быть расслаблены. Для этого сломанную конечность нужно аккуратно согнуть в крупных суставах под углом 10 градусов (не более);
  • перекладывать пострадавшего надо вдвоем, чтобы место разлома не находилось на весу.

Фиксировать сломанную часть тела надо в исходном положении не распрямляя. Самостоятельно пытаться вправить кости запрещено!

После обездвиживания надо проверить, не слишком ли затянут крепеж. Кожные покровы должны быть теплыми, пульс в местах крупных артерий (на лучевой кости или стопе) хорошо прощупываться. Затем больного следует сразу доставить в больницу или вызвать «Скорую помощь».

Как наложить шину при различных переломах

Имеет свои нюансы наложение шины при переломах разных частей тела. Они обусловлены особенностями строения скелета, мышечных волокон, пролеганием кровеносных сосудов.

С особой осторожностью следует действовать при подозрении на повреждения позвоночного столба или головы.

Верхние конечности

Поврежденное предплечье фиксируется с двух сторон: наружной и тыльной. Если сломан плечевой сустав, шина должна закрепляться с захватом двух соседних суставов.

Сломанную плечевую кость обездвиживают, прокладывая одну шину по внутренней стороне от плеча до подмышки, другую – снаружи. Она должна быть чуть длиннее кости, выдаваться за локтевой и плечевой суставы.

Правила шинирования при переломах

При любых переломах верхних конечностей (даже при невозможности сделать шины) руку сгибают в локте под углом 90 градусов, подвешивают на косынке, перекинутой через шею. Дополнительно можно прибинтовать ее к туловищу.

Нижние конечности

Сломанную кость бедра фиксируют двумя шинами, расположенными параллельно:

  • первая располагается от внешней лодыжки до подмышки;
  • вторая – от внутренней лодыжки до паховой области.

Более надежную иммобилизацию можно обеспечить, если использовать третью шину, наложив ее сзади, от пятки до лопатки. При отсутствии подходящих подручных материалов поврежденную ногу нужно аккуратно, но крепко прибинтовать к здоровой конечности.

Перелом голени шинируют от костей стопы до ягодиц. Закрепляют в верхней части бедра, у коленного сустава и голеностопа.

Второй вариант: закрепить две параллельные шины по обе стороны ноги. Начинаться они должны в паху, внизу – выступать за стопу на 4 см.

Плечевой пояс

При разломе ключицы под мышку закладывают валик. На руку надевают косынку (или ремень), перекидываю ее через шею. Можно скрутить из матерчатых жгутов плотные кольца, надеть через подмышки, затянуть на спине, под узел проложить ватный рулон.

Сломанную лопатку иммобилизуют в схожем положении, прибинтовывая руку к туловищу. При обоих повреждениях плечи должны быть чуть приподняты, развернуты, отведены назад.

Ребра

Сломанные ребра фиксируют, чтобы они не двигались во время вдохов и выдохов. Эффективным методом является обвязывание грудной клетки простыней. Дышит больной при помощи мышц живота.

При этом повреждении нельзя ложиться, стоит воздерживаться от разговоров. Иначе осколками костей можно повредить внутренние органы.

Позвоночник

Переломы позвоночного столба относятся к категории самых опасных. Они чреваты повреждениями спинного мозга, развитием парезов или параличей, нарушениями в работе органов малого таза.

При малейшем подозрении на травму позвоночника больного надо аккуратно уложить на ровную, жесткую поверхность. Можно использовать обычную дверь, снятую с петель. Сидеть и стоять пострадавшему нельзя.

Если для транспортировки человека с разрушением грудного либо поясничного отделов используются мягкие носилки, пострадавшего нужно перевернуть на живот. При травмировании шейного отдела пациента следует положить на спину, пол-лопатки поместить валик, голову зафиксировать подушками в центральном положении.

Кости таза

Такие переломы (особенно повреждения копчика) обычно вызывают сильную боль. Для иммобилизации человека кладут на спину, подложив под бедра плотный тряпичный валик.

Разрушение шейки бедра фиксируют так же, как нижние конечности. Действовать надо крайне аккуратно, поскольку переломы костей таза чреваты разрывами крупных кровеносных сосудов.

Шея

Травму шеи надо зафиксировать так называемым воротником Шанса. Это своеобразная ватно-марлевая повязка подходящего размера, плотная и объемная.

Подобная конструкция блокирует движения головы. Носят воротник несколько недель, в зависимости от тяжести повреждения. На ночь – снимают.

Пальцев рук

Шины при переломе пальцев рук накладывают по обе стороны поврежденного пальца, используя три полосочки тонкой ткани.

Одной обматывают часть тела, второй – прокладку между шиной и кожей, закрепляют ее на пальце. Третью полосу материи используют для закрепления самой шины и обматывания пальца ниже места перелома. А также ее нежно закрепить сверху.

При переломе мизинца можно использовать обычный карандаш, закрепив его вдоль травмированной области и края ладони.

Особенности оказания первой помощи при переломах

Человека, получившего серьезную травму, прежде всего надо успокоить, купировать возможный приступ истерии и сильную боль. Для этого можно дать пострадавшему подходящий лекарственный препарат, приложить холод (подойдут даже замороженные продукты из морозилки). При травме закрытого типа после этого нужно приступать к иммобилизации поврежденной части тела.

Правила шинирования при переломах

Отдельное внимание стоит уделить открытым переломам крупных костей (например, бедра или плеча). Такие травмы, как правило, сопровождаются обильным кровотечением. Его нужно постараться остановить.

Алгоритм оказания первой помощи в этом случае следующий:

  1. Уложить человека на ровную поверхность, стараясь не шевелить сломанную конечность.
  2. Обеззаразить кожные покровы вокруг раны. Подойдут йод, спирт либо иной антисептик.
  3. Сделать давящую повязку. Чистую ткань для нее надо свернуть в несколько слоев.
  4. Наложить шину так, чтобы место кровотечения было на виду. Это необходимо для контроля над его интенсивностью.

Если кровь вытекает мощной, пульсирующей струей, перед обездвиживанием следует наложить жгут выше раны:

  • при травмировании руки – посередине плеча;
  • если повреждена нога – на середину бедра.

Когда повязка начнет промокать менее интенсивно, приступить к размещению шины. Под жгут просунуть записку с указанием времени его затягивания (держать жгут допустимо не дольше двух часов).

До приезда «скорой помощи» надо внимательно наблюдать за пульсом, артериальным давлением, другими физиологическими показателями больного. При подобных травмах высока вероятность травматического шока. Такое развитие событий потребует проведения непрямого массажа сердца и искусственного дыхания.

Наложение шины в клинических условиях

После доставления больного в медицинское учреждение, его начинают готовить к необходимым манипуляциям. Проводят необходимые лабораторные исследования.

Затем приступают непосредственно к наложению шины:

  1. Медицинский персонал дезинфицирует руки, надевает стерильные перчатки.
  2. Пациенту вводят обезболивающий препарат.
  3. Укладывают на носилки.
  4. Прикладывают шину к здоровой конечности.
  5. Деформируют ее по физиологическим изгибам.
  6. Получившуюся конструкцию фиксируют на травмированном участке.

Вся процедура проходит под медицинским контролем над общим состоянием пациента и его поведенческими реакциями.

Неправильно сросшиеся переломы существенно снижают качество жизни человека. Нарушают двигательную активность, в тяжелых случаях приводят к инвалидизации.

В успешном лечении травм важную роль играет то, насколько грамотно и своевременно была оказана первая помощь. Правильно наложенная шина позволяет доставить больного к врачу без дополнительных повреждений тканей, существенно сокращает срок реабилитации, помогает полностью восстановить функциональность органа.

Источник

Цели шинирования:

  • профилактика
    травматического шока;

  • уменьшение
    боли;

  • предупреждение
    смещения костных отломков при переломе
    и превращения

вывиха
в переломовывих;

  • предотвращение
    повреждения сосудисто-нервных пучков;

  • профилактика
    вторичных повреждений тканей и вторичных
    кровотечений;

  • профилактика
    жировой эмболии;

  • профилактика
    инфекционных осложнений.

Правила шинирования:

  1. Иммобилизация
    должна производиться на месте получения
    травмы и как можно быстрее.

  2. Перед
    иммобилизацией:


остановить кровотечение;

— наложить
асептические повязки на раны (лучше
после предварительной обработки краев
раны и раны антисептиком);

— ввести обезболивающие
средства.

  1. Определить
    необходимый уровень иммобилизации:


должно быть обездвижено 2 сустава,
ближайших к месту повреждения;


при повреждениях плечевой кости и
бедренной кости – 3 сустава.

  1. Выбрать
    средство иммобилизации:

  • стандартную
    шину;

  • импровизированную
    шину.

  1. Шины
    наложить поверх одежды и обуви.

  2. Отмоделировать
    шину (придать форму шине) по здоровой
    руке или ноге:

  • при
    переломе придать руке или ноге
    среднефизиологическое положение;

  • при
    вывихе моделировать шину в соответствии
    с вынужденным положением вывихнутой
    руки или ноги.

  1. Осторожно,
    но надежно фиксировать шину к руке или
    ноге. Шина должна составлять единое
    целое с поврежденной рукой или ногой.

  2. Фиксацию
    шины начать с места повреждения, затем
    от периферии к центру.

  3. В
    холодное время года шинированная рука
    или нога должна быть утеплена для
    предупреждения отморожения.

  4. Если
    на руку или ногу наложен жгут для
    остановки артериального кровотечения,
    при фиксации шины закрывать жгут
    повязкой НЕЛЬЗЯ.

  5. Пациента
    с наложенными транспортными шинами
    транспортировать в кратчайшие сроки
    в лечебно-профилактическое учреждение.

    1. Изучите
      информационный материал

«Виды
транспортных шин».

VI. Информационный материал «Виды транспортных шин»

Стандартные
(табельные) шины

выпускаются
промышленностью и поставляются для
оснащения в медицинские учреждения.

Нестандартные
шины
не
входят в набор стандартных шин.

Импровизированные
шины

изготавливают на месте происшествия
из подручного материала.

При
отсутствии подручных средств следует
использовать аутоиммобилизацию, т.е.
поврежденную руку фиксируют к туловищу,
а поврежденную ногу – к здоровой ноге.

Транспортную
иммобилизацию осуществляют не только
шинами, но и мягкими иммобилизирующими
повязками (косыночными или бинтовыми
повязками), а также гипсовыми лонгетами
(шинами), если пациента транспортируют
из поликлиники или травматологического
пункта.

Стандартные
фиксационные шины:


лестничные шины Крамера;


деревянные и фанерные шины (шины ЦИТО);


сетчатые шины Фильберга (из тонкой
проволоки, в рулоне, для иммобилизации
предплечья, кисти, стопы);


пластмассовые шины (из пластмассовых
полос, армированных
алюминиевой проволокой);


картонные шины;


пневматические и вакуумные шины;


металлические шины со вспененным
полимерным покрытием.

Стандартная
дистракционная шина


шина Дитерихса, сочетающая фиксацию с
вытяжением поврежденной ноги. Показаниями
для наложения шины Дитерихса являются
переломы бедренной кости, повреждения
тазобедренного сустава и коленного
сустава.

Стандартные
шины для иммобилизации определенных
частей
тела:


шейные
воротники-шины;


устройство-шина
для фиксации головы, шейного и грудного
отделов позвоночника и др.

Современные
шины:


пневматические и вакуумные шины;


металлические шины со вспененным
полимерным покрытием;


шейные воротники-шины;


устройство-шина для фиксации головы,
шейного и грудного отделов позвоночника.

Шейный
воротник-шина
жесткий
илиполужесткий
предназначен для иммобилизации шейного
отдела
позвоночника (полужесткий шейный
воротник-шина однократного применения).

Устройство-шина
для фиксации головы, шейного и грудного
отделов позвоночника
используется при извлечении пострадавшего
из автомобиля и его последующей
транспортировке. Данная специальная
шина входит в состав медицинских укладок
автомашины и стационарного поста
дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД
России для оказания первой медицинской
помощи пострадавшим в дорожно-транспортных
происшествиях.

Металлические
шины со вспененным полимерным покрытием

легко расправляются из предварительно
скатанного валика, хорошо моделируются,
являются эффективными в применении при
переломах костей предплечья, плечевой
кости. При переломах бедренной кости
транспортную иммобилизацию осуществляют
с использованием трех таких шин.

Пневматические
шины

изготовлены
из полимерного материала, напоминают
двойные контурные повязки с застежкой-молнией
и клапаном для нагнетания воздуха.
Комплект содержит шины для иммобилизации
кисти, предплечья, локтевого сустава,
стопы, голени, коленного сустава, включая
упаковку-подушку, а также устройство
для нагнетания воздуха (без манометра
или с манометром).
Преимущества:
возможность эксплуатации и хранения
при температуре окружающего воздуха
от минус 50о
С до плюс
50о
С, малая масса комплекта шин (не более
3 кг), простота и быстрота наложения с
минимальной травматизацией, возможность
наблюдения за состоянием руки или ноги,
хорошая рентгенопроницаемость.

Недостатки:
неприемлемы
для иммобилизации при переломах
бедренной и плечевой костей, легко
повреждаются и утрачивают иммобилизационные
свойства, при нагнетании воздуха более
80 мм. рт. ст. вызывают расстройства

кровообращения,
при открытых повреждениях усиливают
кровотечение из раны по принципу
венозного жгута.

Вакуумные
шины
состоят
из двух слоев резиново-тканевой оболочки,
внутри которой находятся синтетические
гранулы. Чтобы такая шина приобрела
иммобилизационные свойства, следует
выкачать из нее воздух вакуумным отсосом.
Время, необходимое для приведения шин
в рабочее состояние, не более 3 минут.
Шины сохраняют иммобилизационные
свойства без дополнительной откачки
воздуха не менее 10 часов.

Носилки
иммобилизирующие вакуумные
предназначены
для транспортной иммобилизации при
травмах позвоночника, таза, политравме.
Если из камеры удаляют воздух с разрежением
500 мм.рт.ст. и выдержкой 8 минут, то носилки
приобретают жесткость за счет сближения
и сцепления находящихся внутри гранул
пенополистирола. Чтобы пострадавший
занимал при транспортировке

определенное
положение (например, полусидя), ему
придают такое положение в период удаления
воздуха.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник