Правила наложения шины при переломе костей голени

Правила наложения шины при переломе костей голени thumbnail

Нижние конечности находятся на втором месте по частоте травматичности после рук. Неудачное падение с подвывихом стопы, внезапный сильный удар, дорожно-транспортные аварии, возрастные изменения являются причинами перелома в голени. Такие заболевания, как диабет и остеопороз, снижают плотность костей и приводят к переломам при малейших нагрузках. В оказании первой помощи важную роль играет наложение шины.

В зависимости от характера травмы используют шину Дитерихса, Крамера, пневматическую или самодельную шину. Конструкция Дитерихса не только фиксирует конечность, но и вытягивает ее. Шина Крамера назначается также при растяжениях и вывихах. Пневматическое изделие не используют при открытых переломах. При отсутствии под рукой медицинской шины можно соорудить конструкцию из подручных материалов. Если травма открытая, перед наложением шины рану следует обработать антисептиком.

Очень важно знать, как наложить шину при переломе костей голени и оказать первую первую помощь при переломе костей голени. Полезно также же знать и как оказать первую помощь при переломе голени.

Разновидности шин

В оказании первой необходимой помощи важным аспектом считается правильное использование шины. Существует несколько разновидностей шин от современных до самодельных, но принято выделять четыре разновидности в зависимости от характера перелома. Грамотное  наложение шины при переломах в области голени повышает шансы пострадавшего на полное излечение без последствий.

Шина Дитерихса

Правила наложения шины при переломе костей голени

Шина Дитерихса представляет собой две планки с возможностью регулировки длины и отдельную подошвенную пластину. Выполнена из фанеры с металлическими скобами и закрутками. Шина накладывается на поврежденную конечность, под костные выступы прокладывают вату, чтобы не травмировать ткани и сосуды. Ее особенность в том, что она одновременно фиксирует и вытягивает кость голени. Как видно, техника ее наложения проста и не требует специальных знаний.

Шина Крамера

Правила наложения шины при переломе костей голени

Шина Крамера представляет собой конструктор из отдельных деталей, благодаря которым можно собирать разные по высоте и форме конструкции. Прежде чем наложить пострадавшему на голень шину, следует на себе примерить ее конструкцию либо сформировать ее на здоровой ноге пострадавшего. В пустоты также прокладывается вата, затем вся конечность обматывается бинтами. Шина Крамера применяется не только при переломах, но также при вывихах и растяжениях. Интересно почитать как применять проволочную шину для верхних и нижних конечностей.

Пневматическая шина

Правила наложения шины при переломе костей голени
Это наиболее современный вид шины, представляет собой плотный чехол на молнии, оборудованный насосом для накачивания внутрь воздуха. Она недоступна в свободной продаже, входит в набор скорой помощи, потому что ее применяют только при несложных переломах. Открытый перелом со смещением для нее не подходит. Особенность пневматической шины в том, что она может полностью повторить контур ноги. Для этого ногу вводят внутрь, шину натягивают на голень, застегивают и с помощью рта или насоса накачивают воздух. Она очень удобна в транспортировке, защищает от влаги и грязи, свободно проницаема для рентгеновских лучей.

Самодельная шина

Когда рядом нет аптеки, то оказать помощь пострадавшему можно при помощи шины, сооруженной из подручных материалов. Для этого подойдут две ровные плоскости, в качестве них могут использоваться ветки с деревьев, доски, проволока. Стоит обратить внимание, чтобы на материалах не было острых концов, так как они могут травмировать кожу и сосуды. Обе плоскости прикладывают с внешней и внутренней стороны голени, фиксируют бинтами.

Если под рукой нет подходящих материалов, то в качестве ровной направляющей может выступать здоровая нога. Обе конечности складывают вместе и забинтовывают.

Правила наложения

Правила наложения шины при переломе костей голени

В первую очередь следует дать обезболивающее пострадавшему. Бывают случаи, когда происходит травматический шок, человек не чувствует боли и поэтому пытается встать. В таких ситуациях не рекомендуется больного оставлять одного. Полное обездвиживание позволяет не нанести еще больший вред голени. Лучше снять обувь, если травма позволяет. Перемещение пострадавшего без обездвиживания запрещено.

Если травма открытая, то ее необходимо обработать антисептиком, остановить кровотечение жгутом выше голени. При этом важно приложить записку, в какое время был наложен жгут. На рану накладывают стерильную повязку.

Голень освобождают от ткани, если это невозможно, то желательно ее расправить, чтобы складки не причиняли неудобства. Если удалось снять одежду, то место травмы рекомендуется обработать антисептиком, например хлоргексидином.

По обе стороны ноги (с внутренней и внешней) накладывают шины, затрагивая суставы голеностопа и колена. Пустоты между ногой и фиксатором лучше проложить ватой или использовать ткань одежды. Иммобилизацию следует производить осторожно, чтобы дополнительно не травмировать ногу, но и стараясь при этом максимально выровнять ее вдоль оси с помощью закруток. Вся конструкция крепится ремнями. Затем к стопе прикладывают подошвенную планку и уже потом всю конструкцию необходимо обмотать бинтом. Старайтесь делать это не туго, но и так, чтобы шина не могла двигаться. Позже следует наблюдать за цветом кожи свободного участка ноги. Побеление или посинение признаки нарушения кровообращения.

Так выглядят основные правила наложения транспортной шины при переломах и других травмах костей голени.

Импровизированную шину из подручных материалов лучше накладывать прямо на одежду во избежание повреждения кожных покровов. Транспортировка пострадавшего в больницу происходит в лежачем состоянии либо при помощи костылей. Чем раньше лечением больного займутся специалисты, тем выше шансы на скорое выздоровление.

Источник

Травмы бывают самыми разными: вывихи, ушибы, переломы и т.п. И большинство людей сталкиваются с ними ежедневно. Для многих будет полезно узнать, как происходит правильное наложение шин, в каких ситуациях и для чего это делают. Исходя из типа повреждения и степени тяжести, подбирается необходимая техника. Например, при переломе голени, шина накладывается по внутренней и внешней сторонах ноги, от середины бедра до самой пятки с использованием мягкой ткани.

Правила наложения шины помогают максимально эффективно зафиксировать конечность, чтобы не осложнить ситуацию при транспортировке пациента. Зная как наложить шину при переломе костей голени, и при каких переломах транспортная шина должна захватить 3 сустава, можно значительно облегчить состояние пострадавшего и снизить риск вторичного смещения костных отломков.

иммобилизация

Разновидность переломов

Перелом — это повреждение целостности той, или иной кости в организме человека. Такая травма очень неприятная и болезненная, требующая немедленного вмешательства квалификационных сотрудников медицинского учреждения. Чтобы понимать, как накладывать шину правильно, для начала необходимо ознакомиться с классификацией.

Существуют такие виды и типы переломов:

  1. Открытый — этот вид характеризуется повреждением мягких тканей и мышц посредством разрыва их отломками сломанной кости. При этой травме существует большой риск попадания микробов к поврежденному участку, которые после могут стать причиной заражения крови и других осложнений.
  2. Закрытый — перелом, при котором повреждаются только кости человека, не задевая при этом окружающие ткани и сосуды. В некоторых ситуациях закрытый перелом может стать открытым, например, при неправильной транспортировке пациента на территорию стационара. Тогда обломки кости во время движения могут повредить мышцы и прорвать кожный покров своими острыми краями.
  3. Компрессионный перелом — характеризуется сплющиванием или смещением частей кости, из-за сильного мышечного сокращения в момент происшествия.
  4. Полный перелом — разделение кости на две, и более частей посредством внешнего воздействия окружающей среды.
  5. Неполный перелом — этот вид иногда называют трещиной.

При обнаружении перелома, необходимо первым делом оказать первую помощь пострадавшему. Для этого шина накладывается на поврежденную конечность, после чего больной транспортируется в стационар. Если по причине каких-либо обстоятельств нет возможности транспортировать потерпевшего самостоятельно, нужно вызвать бригаду скорой помощи.

Признаки

Перед оказанием каких-либо действий по оказанию скорой помощи, необходимо точно определить тип и вид травмы. Для этого стоит ознакомиться с основными симптомами:

  • резкая боль в поврежденной области;
  • голень опухает в самый короткий срок;
  • крепитация (звук хруста частей кости);
  • если есть смещение, конечность становится заметно короче;
  • подвижность становится ограниченной;
  • наличие патологической подвижности частей кости;
  • при открытом переломе, из раны видны части кости.

признак

В некоторых случаях симптомы могут проявляться слабо. Например, если один обломок входит во второй (встречается в трубчатых костях), тогда нет патологического движения костных обломков. А когда остается целой надкостница, то смещение обломков тоже не наблюдается. В такой ситуации сложно определить перелом, и для этого необходимо полное обследование травматологом.

разновидности

От положения тела в момент получения травмы, перелом может характеризоваться как:

  • косой;
  • оскольчатый;
  • отрывной;
  • винтообразный;
  • продольный;
  • поперечный.

Причины таких повреждений могут быть самые разные, это необязательно механическое воздействие на кость. Можно получить перелом даже от сокращения мышц, например, если неудачно вывернуть конечность. Когда случилось происшествие с переломом, важно срочно обратиться за помощью в больницу. Перед транспортировкой пострадавшего важно обязательное накладывание шины при переломе.

Первая помощь

Чтобы предотвратить возможные осложнения, одним из самых важных аспектов является своевременное оказание первой помощи пострадавшему, и госпитализация его на территорию стационара. Дальнейшие последствия зависят от того, насколько правильными были действия по оказанию доврачебной помощи, и как быстро пациент попал в стационар.

алгоритм оказания первой помощи при переломе

Если случился несчастный случай, и симптомы указывают на перелом, нужно в первую очередь правильно иммобилизовать поврежденную конечность. Для этого используются такие устройства, как шины. Они могут быть самых разных форм и размеров, и являются оптимальным выходом в сложившейся ситуации. Такое устройство делается из подручных предметов (доска, фанера). Чтобы эффективно помочь пострадавшему, необходимо знать правила наложения шин при переломах.

Основные правила наложения:

  1. Фиксация поврежденного участка должна быть надежной. Если человек сломал руку или ногу, фиксировать нужно не только поврежденный участок, но и два ближайших к нему сустава. В случае перелома бедренной кости, наложение транспортной шины делается на 3 сустава вдоль ноги.
  2. Перед обездвиживанием сломанной конечности, нужно заранее приготовить все материалы для будущей шины. Предварительно подкладывается марля или вата. При открытом переломе, на выступающие отломки костей накладывается стерильная повязка, предварительно обработав края раны антисептическим препаратом.
  3. Для наложения шины, конечности нужно придать физиологическое положение, чтобы мышцы оставались полностью расслабленными. Чтобы это сделать, нужно слегка согнуть ее в крупных суставах. Угол сгиба должен составлять не больше чем 10°.
  4. При закрытом переломе можно выполнить вытяжение вдоль оси. В таком случае шина накладывается поверх одежды и обуви.
  5. Если наблюдается открытый перелом, категорически запрещены какие-либо манипуляции с костными отломками (вправление, вытяжение и т.д.). Фиксация производится точно в том положении, какое было в момент происшествия.
  6. Важно при открытом переломе обязательно остановить кровотечение. Для этого следует наложить жгут сверху на одежду, чтобы он оставался видимым. Также необходимо под жгутом оставить записку, на которой указать точное время наложения, так как жгут можно держать не более 2-х часов, и по приезду скорой помощи, персонал должен знать, когда его необходимо снять с пациента.
  7. При укладывании пациента на носилки, травмированная конечность не должна находиться на весу. Поэтому для ее поддержания необходим еще один человек в помощь.
  8. Шина обязательно изгибается по форме поврежденной конечности.
  9. Все процедуры необходимо выполнять предельно аккуратно, чтобы не усилить приступы боли у пострадавшего человека.

Наложение шин при переломах выполнятся только поверх одежды пострадавшего. Она не должна упираться концами в кожный покров, или производить давление на кровеносные сосуды и нервы, расположенные возле поврежденной области.

Шины для разных частей тела

В разных случаях шины имеют свои нюансы в технике наложения.

травма ноги

Исходя из того, какая часть подверглась перелому, на сломанную кость шина накладывается определенным способом:

  • Если у пострадавшего сломано плечо, иммобилизующая повязка должна накладываться таким образом, чтобы она надежно фиксировала локтевой, лучезапястный и плечевой суставы. При наложении руку необходимо согнуть в локте на 90°. Для дальнейшего поддержания ее в таком положении можно использовать косыночную повязку.
  • Фиксация при переломе бедра должна охватывать полностью всю ногу. Поэтому наложение шины проводится, начиная с подмышечной по всей длине ноги, захватывая ступню. В таком положении шина обхватывает тазобедренный, коленный и голеностопный суставы.
  • Наложение шины при переломе голени должно захватывать колено и голеностопный сустав. В таком случае применяется шина Крамера — это три шины, имеющие разные размеры. Первая 120 на 11 см прикладывается на заднюю часть голени, она должна достигать первой трети бедра, а начинаться от стопы. Оставшиеся две накладываются по бокам поврежденной голени, на наружную и внутреннюю стороны. После эту конструкцию нужно перебинтовать.
  • Шины для пальцев руки накладывают вдоль поврежденного пальца с обеих сторон, и обматываются тремя полосками ткани. Между пальцем и шиной необходимо положить тонкую прокладку. Сначала нужно обмотать ее узкой повязкой и завязать над шиной, после чего еще раз обмотать место повреждения, и также завязать над шиной. Третьей полоской ткани обматывается шина и палец ниже травмированной области, завязывается так же над конструкцией. Если сломан мизинец, в качестве лангеты для пальца руки можно использовать простой карандаш. Он хорошо ложится вдоль пальца и по ребру ладони.

Иммобилизующие шины необходимо накладывать точно по технике в зависимости от локализации повреждения. Если шина была наложена неправильно, в дальнейшем она будет не только доставлять пациенту болезненные ощущения, но и может привести к осложнениям, например к смещению осколков кости.

По прибытии пациента на территорию стационара, его тщательно обследует травматолог, а также делается рентген поврежденной области. Определив вид и тип перелома, а также степень тяжести, в дальнейшем назначается курс лечения, а поврежденная конечность фиксируется при помощи гипса. Если первая помощь была оказана своевременно, и травмированная область фиксировалась правильно, то осложнений и последствий можно избежать.

Источник

Примерно десятая часть всех переломов приходится на кости голени. Обычно нарушается целостность малой берцовой кости. Чтобы доставить пострадавшего в травмпункт, необходимо сделать транспортную иммобилизацию поврежденной конечности. А для этого нужно иметь знания, как наложить шину при переломе костей голени.

Разновидности

При переломе голени могут использоваться несколько видов шин:

  • Дитерихса;
  • Кремера;
  • пневматическая;
  • самодельная.

Фиксация голени с помощью шины

к содержанию ↑

Шина Дитерихса

Может быть использована при переломе костей голени, однако основное ее назначение – фиксация поврежденных конечностей при нарушении целостности бедра или коленного сустава, а также переломах таза. Отличительная особенность шины Дитерихса – возможность немного вытянуть травмированную конечность. Устройство состоит из двух раздвижных пластин – наружной и внутренней, подошвы под стопу (выполняется из фанеры) с металлическими скобами и закрутки.

к содержанию ↑

Шина Кремера

Представляет собой лестницу и наиболее адаптирована под переломы костей голени, также может накладываться при вывихе коленного сустава.

Чтобы правильно зафиксировать конечность при подобной травме потребуется минимум 2 шины Кремера, при этом одна из них обязательно должна быть согнута под углом, чтобы зафиксировать пятку. Стандартное решение – 3 конструкции, 2 из которых одинаковы по геометрическим параметрам, и бинт для фиксации. Также потребуется вата для изоляции поврежденной кожи от соприкосновения с нестерильным материалом.

Проволочная шина Кремера в упаковке

Шина Кремера может послужить прототипом для выполнения самодельного подобного устройства, если ее не окажется под рукой.

к содержанию ↑

Техника наложения

Порядок работы с пострадавшим включает 9 обязательных пунктов. Выполняйте их последовательно, чтобы обеспечить человеку максимальное обездвиживание конечности:

  1. Уложите человека на горизонтальную поверхность во весь рост. Успокойте (можно дать любое легкое седативное средство, которое есть под рукой), объясните, что будете с ним делать.
  2. Осмотрите место травмы. Для этого, возможно, придется разрезать одежду. Обработайте это место антисептиком («Хлоргексидин», перекись водорода, «Мирамистин»), если на коже есть повреждения в результате получения травмы либо по причине открытого перелома со смещением.
  3. Снимите обувь. Это необходимо, так как вскоре после травмы стопа начнет отекать, и через некоторое время вынуть ее из туфли/ботинка станет невозможно.
  4. Для иммобилизации используйте 3 шины: одну длиной 1,2 м, шириной 0,11 м и две длиной 0,8 м, шириной 0,08 м.
  5. Изолируйте поверхность всех шин ватой, которую зафиксируйте при помощи бинтов.
  6. Возьмите самую длинную конструкцию и, приложив ее к здоровой конечности, согните под прямым углом в районе пятки.
  7. Аккуратно приподнимите больную ногу, подложите под нее согнутую шину. Важно, чтобы пальцы пострадавшего «смотрели» на него.
  8. Уложите первую из одинаковых конструкций по наружной поверхности конечности, вторую – по внутренней.
  9. Зафиксируйте все бинтами. Лучше всего делать спиралеобразную фиксацию – она надежнее будет держать конструкцию.

Техника наложения шины на ногу

к содержанию ↑

Особенности наложения

Следующие два правила нужно знать, чтобы оптимальным образом зафиксировать сломанную конечность:

  1. Шина накладывается так, чтобы нижний (голеностопный) и верхний (коленный) суставы были полностью обездвижены.
  2. Если голень сломана в верхней трети, верхние концы заднего и наружного фиксирующих элементов должны доходить до тазобедренного сустава.

Если рядом есть врач, попросите его помочь с фиксацией конечности пострадавшего. От первичных манипуляций зависит, в каком состоянии больной попадет к специалисту. Также качественное наложение шины обеспечит покой переломанной ноге и некоторое ослабление болевого синдрома.

к содержанию ↑

Пневматическая шина

Рекомендуется при переломах костей голени, стопы, предплечья, коленного и локтевого суставов. Входит в набор скорой помощи, для обывателя в экстренной ситуации недоступна.

Пневматическая конструкция представляет собой полый мешок, повторяющий контуры ноги. Пострадавшую конечность осторожно вводят внутрь, закрывают застежку, фиксируя шину плотно к телу. Затем с помощью насоса либо ртом закачивают внутрь воздух (максимальное давление не более 50 мм р.ст.).

Шина на ногу пневматической контрукции

Пневматическая шина быстро накладывается, обеспечивает максимально щадящую транспортировку больного к месту лечения, водонепроницаема, при этом рентгеновские лучи свободно проникают через нее.

Такую конструкцию не применяют при открытых переломах со смещением. Избыточное сдавливание раны может усилить кровотечение.

к содержанию ↑

Самодельная шина

Изготавливается непосредственно на месте из подручных материалов. Как упоминалось выше, за основу нужно брать конструкцию Кремера. Таким образом, потребуется:

  1. Любая ровная плоскость (подойдут даже ровные ветки с деревьев, из которых можно подобную поверхность соорудить), которую нужно подложить под травмированную ногу.
  2. Две примерно одинаковые по размеру ровные плоскости/палки/ветки для фиксации конечности с наружной и внутренней стороны.
  3. Бинты (не веревки!) либо разорванная на полосы шириной 20 см любая плотная ткань.

Полезными будут анальгетики в ампулах для внутримышечного введения, шприцы, медицинский кровоостанавливающий жгут (на случай открытого перелома), успокоительное (валерьянка или что-то посильнее). Порядок действий тот же, что и при наложении шины Кремера.

Иммобилизация переломов подручными средствами

В случае если ничего подходящего под рукой не оказалось, в качестве фиксирующего элемента может выступить здоровая нога. С помощью бинта к ней нужно плотно зафиксировать поврежденную конечность.

к содержанию ↑

Правила наложения

При переломе голени необходимо как можно быстрее оказать помощь пострадавшему. Следующие правила при фиксации поврежденной конечности важно неукоснительно соблюдать, чтобы не навредить человеку:

  1. Перемещение пострадавшего без обездвиживания сломанной конечности запрещено.
  2. Снимите обувь, если это не вызывает дополнительных страданий.
  3. Осмотрите травму. Если есть рана – обработайте ее антисептиками.
  4. Если есть кровотечение – остановите его.
  5. Сделайте укол обезболивающего.
  6. Уложите сломанную ногу максимально физиологично.
  7. На всем протяжении наложения шины осторожно вытягивайте ногу по оси.
  8. Обязательно полностью обездвижьте соседние с местом перелома суставы.
  9. Во время ожидания квалифицированной помощи наблюдайте за цветом сломанной конечности. Побеление или посинение говорит о том, что шина наложена слишком туго и кровообращение затруднено. Из-за этого может возникнуть ишемия тканей (кислородное голодание), а этого допустить нельзя. В такой ситуации придется ослабить натяжение бинтов, но не в ущерб качеству фиксации.
  10. При перекладывании пострадавшего на носилки поврежденную ногу должен кто-то дополнительно поддерживать.

Перелом голени необходимо зафиксировать как можно лучше. От этого на 80 % зависит успех дальнейшего лечения и реабилитации пострадавшего. Если допустить ошибки при наложении шины, можно доставить человеку ненужные дополнительные страдания.

Источник