После автокатастрофы переломы

После автокатастрофы переломы thumbnail

Лето — горячая пора у травматологов. Количество пациентов растет. В больницы попадают дети, дачники, мотоциклисты. Увеличивают статистику туристы.

Какие повреждения чаще всего случаются в тёплое время года и как оказать первую помощь пострадавшему, «АиФ-Юг» рассказал врач травматолог-ортопед НИИ ККБ № 1 им. профессора С.В. Очаповского Кирилл Полюшкин.

Сезон ДТП

Татьяна Захарова, «АиФ-Юг»: медики разделяют летний и зимний травматизм. Какие особенности у летнего?

Кирилл Полюшкин: в это время года поступает много пациентов, которые упали со стремянки, собирая фрукты, ягоды, пострадали в ДТП. 60% тяжёлых увечий сегодня — это последствия автомобильных аварий. Транспорта становится больше, число ДТП тоже повышается. Статистика травм растет в нашем крае и за счёт туристов.

Независимо от сезона много у нас ожогов как пламенем, так и химических. В основном, они случаются по двум причинам: пострадавшие нарушили технику безопасности либо родители не уследили за своими малолетними детьми.

— Отличаются ли травмы у мужчин и женщин, пожилых и молодых?

 — Для молодых характерны высокоэнергетические травмы, к которым чаще всего приводят дорожные аварии, падения с высоты и прочее. У пожилых людей из-за того, что они меньше пользуются мотоциклами, автомобилями и другими видами транспорта, реже падают с высоты, обычно случаются травмы низкой энергии. Например, споткнулся дома за порожек, оступился в огороде — получил перелом. С возрастом кости становятся более слабые, остеопорозные. Если молодой человек упадет дома на бок, с ним ничего не произойдет, а у старика это может привести к серьезным повреждениям.

Что касается мужчин и женщин, то представительницы прекрасного пола больше подвержены остеопорозу. Он быстро развивается в постклимактерическом периоде, если не принимать гормональную заместительную терапию. Заболевание приводит к слабости костной ткани, в итоге вызывает переломы при травме низкой энергии.

— Какую помощь может оказать прохожий человеку с травмой?

 — Во время моей учёбы в школе на уроках ОБЖ учили оказывать первую помощь. Любой человек должен это уметь. Пострадавшему нужно расстегнуть верхние пуговицы одежды или расслабить галстук, шарф, чтобы мог свободно и глубоко дышать. Как правило, в этом состоянии начинается паническая атака, человек переживает, нервничает. Его нужно успокоить. Затем надо осмотреть травмированную конечность. Если она деформирована, ни в коем случае не дергать за нее. Если рана брызжет кровью, нужно попытаться прижать ее. Вызвать «Скорую». Важно также разогнать зевак.

Море не по колено

 — В последние годы идет большая пропаганда занятий спортом и фитнесом. Можно ли получить повреждения во время физических упражнений? И как этого не допустить?

 — Спортивная травма и спортивная ортопедия — отдельные направления. Врачи углубленно занимаются патологиями профессиональных спортсменов. Что касается обычного человека, то проблема тут в том, что люди, никогда ранее не занимавшиеся физнагрузкой, под 40 лет начинают бегать, поднимать железо и т.д. К этому возрасту эластичность мышц и связок уже не та, что в молодости, поэтому часто происходят разрывы сухожилий, мышц и другие повреждения. Начинать заниматься физкультурой нужно постепенно, под руководством опытного тренера увеличивать нагрузку. Словом, подходить к этому вопросу с умом.

Энергия травмы должна быть соизмерима с последствиями. Если травмы не было, а перелом случился, значит есть хроническая проблема в организме.

— Травмы и алкоголь…  Есть расхожее мнение, что если с пятого этажа упадёт  человек в состоянии алкогольного опьянения, то с ним ничего не случится, он встанет, отряхнется и дальше пойдет, а трезвый — сразу погибнет. Это правда или миф?

 — Конечно, это большое заблуждение. Люди в алкогольном опьянении, наоборот, чаще получают травмы с серьезными последствиями, в том числе летальным исходом, больше попадают в ДТП. Они не в состоянии оценить риски, притупляется чувство самосохранения.

 — Если человек сломал руку или ногу, это говорит о том, что в организме есть проблемы?

 — Существует такое понятие как патологический перелом. Это когда у человека ломается кость при отсутствии факта травмы. Например, сидел на стуле, неловко повернулся — сломалось бедро. Так быть не должно. Энергия травмы должна быть соизмерима с последствиями. Если травмы не было, а перелом случился, значит, есть хроническая проблема, в организме может развиваться деструктивный процесс. Например, опухоль кости.

Ноет? К дождю

— Как восстановиться после перелома?

 — Программа реабилитации зависит от вида, типа травмы, возраста пациента. Наука травматология шагнула далеко вперед. Сейчас металлические импланты позволяют фиксировать практически любой перелом, в кратчайшие сроки поднять пациента и приступить к реабилитации. Уже не нужно по полгода ходить в гипсе или лежать на вытяжении. Массаж, физиопроцедуры, гимнастика, лечебная физкультура — все это назначается в раннем послеоперационном периоде, буквально на следующий день после операции. У каждого метода — своя цель. Физиотерапия направлена на уменьшение отёка и улучшение кровоснабжения тканей. Лечебная физкультура проводится для того, чтобы человек заново научился пользоваться повреждённой конечностью.

— Может ли повреждённое место в дальнейшем реагировать на погоду или доставлять другие неприятные ощущения?

Читайте также:  История болезни перелом у детей

 — Да, такое бывает, если была тяжёлая травма, которая долго лечилась, если при переломе был повреждён внутрисуставной хрящ или каким-то образом был задействован сустав. Есть такое понятие — посттравматический артроз. После травмы сустав деформируется и изнашивается быстрее, и впоследствии возникают боли. Артроз — это процесс, который не имеет обратной силы. Если он запустился, его невозможно повернуть вспять. Можно лишь приостановить ухудшения, используя специальные препараты для суставов, занимаясь гимнастикой, физкультурой, чтобы мышцы и ткани были эластичные. Если мышца кровоснабжается хорошо, значит и кость тоже.

— Как можно самому проверить состояние костей?

 — Тест на остеопороз называется денситометрия. Процедура проводится в медучреждениях. На КТ или специальном оборудовании измеряют плотность кости. В зависимости от результата врач назначает терапию.

 — Кому бы вы порекомендовали пройти это исследование?

 — Всем женщинам старше 50 лет либо людям с хроническими заболеваниями соединительной ткани, ревматоидными проблемами.

Источник

Считается, что кузов и системы безопасности автомобиля даже в самой тяжелой аварии должны спасти человека. Но и в относительно новых машинах после удара ноги водителя оказываются в паутине педального узла, ребра сломаны о рулевое колесо, а на лобовом стекле — характерная вмятина. Какие травмы чаще всего получают автомобилисты? И можно ли как-то уберечься? А насколько оправданна позиция многих очевидцев происшествия — «я не медик и помогать не буду, чтобы не сделать хуже»? Мы обратились за комментарием к тем, кто обычно первым прибывает на место аварий, — спасателям МЧС.

«Когда видишь на лобовом стекле характерную отметину…»

— ЧМТ — это самая частая травма в автомобильных авариях. Когда приезжаешь и видишь на лобовом стекле характерную отметину, то даже спрашивать не надо — был водитель пристегнут или нет. Все и так ясно, — говорит врач скорой медицинской помощи Республиканского отряда специального назначения МЧС Сергей Журавлев. — Часто водители ударяются головой о рулевое колесо. Особенно в тех автомобилях, где оно расположено практически горизонтально. Как, например, в старых ВАЗах. Во время бокового столкновения (которое на самом деле более опасное, чем лобовое, особенно если нет боковых подушек безопасности) нередко удар головой приходится в боковую стойку или дверь. Такие травмы, как правило, изолировано не случаются: у людей разбито лицо, повреждены мягкие ткани головы, наблюдается кровотечение. Может быть поврежден головной мозг, что повлечет за собой тяжкие последствия для здоровья.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек получил ЧМТ, то максимум, чем могут помочь очевидцы, это обработать рану. Но внимание: крайне осторожно — без активных действий, чтобы не нанести больший вред, например в случае повреждения шейного отдела позвоночника. Впрочем, кровотечение в таких случаях обычно жизни не угрожает и не требует вмешательства со стороны очевидцев, — предупреждают спасатели. — Ну а чтобы предупредить ЧМТ, нужно пристегиваться, даже если вы едете на маленькое расстояние. Ошибочно считать, что на скорости в 60 км/ч невозможно получить тяжелую травму. Запросто!

Есть еще один нюанс — получить черепно-мозговую травму можно уже после ДТП. Иногда подушки безопасности, не сработавшие в момент аварии, могут «выстрелить» чуть позже и травмировать человека. На этот случай у МЧС есть так называемый анти-airbag, который блокирует подушку.

Во время переворота машины водитель получает целую серию сильных ударов

— Во время опрокидывания автомобиля непристегнутый водитель получает множество ударов о крышу, приборную панель, кресла, рулевое колесо и т. д. Обычно в сводке в таких случаях пишут: «у пострадавшего многочисленные травмы различной степени тяжести». Медицинские работники называют это сочетанной травмой, то есть комбинацией травм, когда затронуты сразу несколько анатомических областей, — рассказывают представители МЧС. — Речь о переломах, повреждениях позвоночника и внутренних органов, опять же ЧМТ и др. Очень часто в таких случаях непристегнутого водителя выбрасывает из салона — через лобовое или даже боковое окно.

Читайте также:  При компрессионном переломе лошади

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Основной принцип у очевидцев должен быть «не навреди», но исходить нужно из конкретной ситуации. Если человек абсолютно уверен, что может сделать лучше, то пусть действует. Не уверен — надо дождаться профессионалов, — считает Сергей Журавлев. — В моей практике был случай, когда свидетели аварии, пытаясь сделать непрямой массаж сердца, сломали ребра и грудину пострадавшему. Что называется, спасали как могли. Это одна крайность. Другая — безразличие окружающих. Хотя бы подойти к машине в случае ДТП и поинтересоваться, чем можно помочь, ведь не сложно. Моя знакомая в прошлом году на трассе М1 попала в аварию — ее Renault Scenic перевернулся на крышу. Сама она была пристегнута ремнем безопасности, ее ребенок находился в детском автокресле. У женщины был перелом руки, малыш не пострадал. Но никто из очевидцев не подошел, и они так и провисели до прибытия наших коллег из районного отдела МЧС.

Кстати, перерезать ремни безопасности, замки которых в результате ДТП часто блокируются, не так-то просто, а обычно ножа под руками нет. У спасателей на этот случай есть специальный инструмент.

От резкого кивка ломается шейный отдел позвоночника

— Риск получить серьезную травму есть даже в попутном столкновении. Например, перелом шейного отдела позвоночника. Во время удара тело водителя подается вперед. Происходит резкий кивок головы, а потом ее отбрасывает назад. Это все случается за доли секунды по инерции, — рассказывает оперативный дежурный РОСН МЧС Алексей Новицкий. — В результате водитель получает так называемую хлыстовую травму.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Когда пострадавший водитель жалуется на боль в области шеи, ни в коем случае нельзя его трогать — можно повредить спинной мозг, так как болевой синдром может быть вызван переломом позвоночника, — объясняет Сергей Журавлев. — Такому пострадавшему накладывается воротник Шанца, который жестко фиксирует шею. Затем человека отправляют в больницу, где устанавливают клинический диагноз.

По словам спасателей, уберечь от так называемой хлыстовой травмы может правильно отрегулированный подголовник. Многие считают, что он придуман исключительно для комфорта водителя и пассажиров, но это не так. К хлыстовой травме также может привести неправильная посадка за рулем. Бóльшая часть водителей, обратите внимание, едет сгорбившись. Спина автомобилиста неплотно прилегает к спинке кресла, а голова — к подголовнику. Это дает свободу перемещения, которая в случае ДТП может сыграть злую шутку с водителем.

Ноги оказываются зажаты педалями

— Иногда водители оказываются заблокированными в автомобиле, особенно при лобовом столкновении, — говорит Алексей Новицкий. — Как правило, педальным узлом и элементами обшивки салона зажимает ноги. Причем многое зависит от конструкции машины: если ее кузов эффективно гасит энергию удара, а двигатель «уходит» вниз, не влетая в салон, то последствия будут менее тяжелые. Типичные травмы в таких ситуациях — переломы костей голени, бедра, таза. Может доходить до ампутации нижних конечностей. Так было с совсем юной пассажиркой Mercedes на ул. Алтайской, где этот автомобиль врезался в столб. Самое сложное — подобраться к педалям и перерезать их, они буквально скручиваются в паутину. Вся сложность в том, что нужно работать предельно осторожно, не причиняя вреда пострадавшему. Обычно используется небольшой гидравлический инструмент.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— В случаях когда человек зажат в машине и освободить пострадавшего не получается, очевидцам нужно заглушить автомобиль (если двигатель еще работает) и обесточить его, то есть отсоединить клеммы аккумулятора, — объясняет первый заместитель начальника РОСН Семен Сак. — У боевого расчета МЧС есть четкий порядок действий. Один отключает АКБ. Второй разрезает стойки или крышу, облегчая доступ к пострадавшему. Третий выясняет состояние и пытается определить пульс, проверить дыхание, сердцебиение. Но прежде чем спасать человека, нужно обезопасить место проведения работ. Это правило. Во время аварии, в которой автомобиль получает значительные повреждения, происходит разлив технических жидкостей и есть риск возгорания: изоляция проводки частенько нарушена. Любая искра — и пары топлива вспыхнут. Это не преувеличение: несколько лет назад на МКАД возле бизнес-центра «XXI век» заживо сгорел водитель, попавший в аварию. Поблизости не нашлось никого, кто догадался бы отключить аккумулятор.

Читайте также:  Локальный статус при переломе таза

Ребра ломаются о рулевое колесо

— Еще одна характерная травма для водителя — перелом ребер и грудины, — продолжает Сергей Журавлев. — Удар приходится в рулевое колесо, которое часто в аварии даже деформируется. А представьте, что происходит с костями человека! Есть риск образования травматического пневмоторакса (скопление воздуха в области легких). Обычно на месте ДТП пострадавшему накладывают специальный фиксатор УШС (устройство шина складная). Потом несколько человек переносят водителя на носилки, которые подносят максимально близко к автомобилю, чтобы причинить как можно меньше дискомфорта травмированному.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Снова повторимся, нужно исходить из ситуации. Если окружающие не знают, что предпринять, то лучше ничего не делать, — напоминают спасатели. — Но, например, дать человеку обезболивающее вполне можно. Необходимость в срочной помощи есть только в случае открытого кровотечения. Остановить его можно наложив жгут — это то немногое, что осталось в водительской аптечке. Но многие не знают, как это правильно делать. Жгут накладывается только на бедро или плечо. В случае артериального кровотечения (цвет крови алый, и она пульсирует) — выше раны, а венозного (кровь темная, и давление не такое сильное) — ниже раны.

Задний пассажир наносит сокрушительный удар

— У шведов была агитационная кампания, во время которой они заявляли: «Вы возите за собой слона», — приводят пример сотрудники МЧС. — Имелся в виду, конечно, не настоящий слон, а пассажир с заднего сиденья, тело которого в аварии получает резкое ускорение и обрушивается на кресло впереди сидящего с силой в несколько тонн. Таким образом водитель получает еще один удар и, как следствие, повреждения позвоночника, ЧМТ, переломы ребер и т. д.

Что делать очевидцам и как уберечься?

— Опять-таки очевидный совет: следить не только за своими ремнями безопасности. Непристегнутые пассажиры мало того что сами могут травмироваться, так еще и нанесут вред другим людям, находящимся в салоне, — обращают внимание представители МЧС. — Нас часто спрашивают: а бывали ли случаи, когда ремень, наоборот, мешал выжить? Сказать однозначно сложно, но в нескольких ситуациях действительно водителей выбрасывало из салона и это скорее можно было счесть за благо. Удалось бы им выжить в обратном случае — большой вопрос. Но, повторимся, это скорее исключения.

У пристегнутого водителя обычно синяк от ремня и перелом ключицы

— В области грудной клетки пострадавшего в ДТП можно при осмотре увидеть проявления подкожной гематомы. Это следы от ремня безопасности, — рассказывает Сергей Журавлев, который долгое время работал реаниматологом в больницах. — А поскольку пристегнутый человек жестко зафиксирован в кресле, есть риск также получить перелом ключицы. В случае если бы водитель не воспользовался ремнем безопасности, он мог бы вылететь через лобовое стекло.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек понимает, что столкновение неминуемо, то нужно сгруппироваться, — советуют сотрудники МЧС. — В этом случае мышцы тела сокращаются и риск получить травму снижается. Только не нужно полагать, что таким образом можно избежать травмы вовсе. Нет, просто ее последствия будут не такими тяжелыми.

Все лицо водителя в царапинах

— К числу мелких травм, которые можно получить во время аварии, также относятся многочисленные порезы. Например, от осколков стекла, разбившегося во время ДТП, — замечает Сергей Журавлев. — Иногда водители и пассажиры даже получают травму глаза. Мой приятель, попавший в аварию, случайно избежал таких повреждений. Он носит очки, и в момент ДТП они спасли ему зрение.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Тут можно лишь стереть кровь с лица, но только с соблюдением норм безопасности — в перчатках и с дезинфицированием ранок, — советуют спасатели. — Угрозы для жизни в данном случае нет.

Сотрудникам МЧС нередко самим приходится разбивать стекла в автомобилях (как правило, в результате аварий двери блокируются). Для этого используется еще один специальный инструмент размером с обычный фломастер. Пружинку оттягивают, металлический стержень ударяется в боек, кончик которого сделан из сплава твердых металлов. Несмотря на миниатюрность инструмента, с его помощью можно довольно быстро получить доступ к пострадавшему, находящемуся в машине.

Подытоживая, спасатели напомнили: «Не во всех случаях советы позволят избежать травм в автомобильных авариях, но минимизировать последствия помогут обязательно».

Источник