Переломы крупных костей

Переломы крупных костей thumbnail

Методы физиотерапии при переломе костей

Переломами костей называют нарушение их целостности. Причиной перелома может быть воздействие внешней силы (удар или большая нагрузка) или некоторые болезни, которые снижают прочность костей и делают их ломкими. Тяжесть перелома зависит от его локализации, размера и вида.

Виды переломов костей

В зависимости от причины возникновения различают травматические и патологические переломы. Причиной травматических переломов костей бывает резкое, внезапное действие механической ударной силы на кость. Патологические переломы появляются при действии определенного патологического процесса на костную ткань. Это может быть результатом кисты или развития злокачественной опухоли. При этом структура костной ткани постепенно разрушается и даже небольшие нагрузки могут привести к перелому.

Кроме того, различают открытые и закрытые переломы костей. При открытом переломе кроме разрушения кости в месте травмы происходит повреждение кожи и всех структур, находящихся под ней (мышечные волокна, нервы, связки, сосуды). Закрытый перелом кости не сопровождается повреждением внешних покровов.

Переломы могут быть полные и неполные. Неполные переломы проявляются в виде надлома, трещины, дырчатого эффекта кости. Полный перелом происходит при переломе кости на две части. В таких случаях часто бывает перелом кости со смещением, при котором смещаются отломки костей.

Симптомы переломов

При множественных переломах, особенно при наличии открытых переломов, у пострадавшего развивается тяжелое состояние, иногда приводящее к травматическому шоку. При травматическом шоке у пострадавшего падает артериальное давление, пульс становится слабым, учащенным, дыхание и сердцебиение учащается.

Область перелома отмечается припухлостью и часто кровоподтеком. У человека нарушается функция поврежденной конечности, все движения ограничены и болезненны. Характерной особенностью перелома является деформация, укорочение конечности и ненормальная подвижность в месте перелома. В случае внутрисуставного перелома происходит кровоизлияние в область сустава (гемартроз). При полных переломах костей со смещением отмечается обширное кровоизлияние в соседние ткани, появляется сильная отечность, уменьшается чувствительность кожи.

Лечение переломов костей

Основная задача лечения переломов костей – сращение обломков кости и восстановление нормальной функции конечности. Врач должен сопоставить обломки кости и обеспечить их надежную фиксацию. При этом необходимо обеспечить возможность движений в соседних суставах и нормальное функционирование близлежащих мышц.

Искусственное восстановление положения смещенных отломков кости (репозиция) бывает открытой или закрытой. Открытая репозиция заключается в хирургическом разрезе в области перелома и последующем соединении костных отломков с помощью специальных фиксирующих приспособлений. При закрытой репозиции смещение отломков костей устраняют при помощи разных ручных манипуляций и специальных аппаратов. Кроме того, в таких случаях часто используют систему скелетного вытяжения. Закрытая репозиция часто применяется при лечении закрытых переломов костей.

Лечение переломов костей может быть консервативным и хирургическим. Консервативная терапия состоит из закрытой репозиции, последующего наложения гипсовых повязок, ортезов (внешние ортопедические приспособления). При невозможности проведения закрытой репозиции, удержания отломков в нужном положении проводят хирургическое вмешательство. Показанием для хирургической операции бывает и то, что больному в определенном состоянии легче перенести оперативное лечение, чем консервативное.

При открытых переломах кости со смещением или без него проводится первичная хирургическая обработка раны. Ее целью является профилактика инфицирования места перелома.

Основные способы реабилитации

После проведения лечения пациенту проводится реабилитация при переломе костей. В ее основе лежит лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы. Для каждого пациента составляют индивидуальный комплекс лечебной гимнастики. Он направлен на стимуляцию обменных процессов в организме, профилактику гипотрофии мышц, контрактур (ограничение движений в суставе), нормализацию психоэмоционального состояния пациента.

Особое место в реабилитации при переломе костей занимает специальный массаж. Благодаря массажу разрабатываются мышцы поврежденной конечности, улучшается общий тонус организма человека.

Хорошо себя зарекомендовали в реабилитации при переломе костей методы физиотерапии. Наиболее часто пациентам назначают ультразвук, УВЧ, электростимуляцию мышц, УФ-облучение, фонофорез или электрофорез с лекарственными средствами. После сращения костей эффективно применение йодобромных, радоновых, хлоридно-натриевых, хвойно-соляных ванн.

Переломы костей у детей

У детей чаще всего встречаются переломы костей рук, в частности локтевого сустава и кости предплечья.

Для детей характерны переломы, при которых происходит незначительное смещение отломков кости. При этом кость ломается на одной стороне, на другой же костные фрагменты удерживает толстая надкостница.

Линия перелома часто проходит по зоне роста тканей кости, которая располагается возле суставов. Повреждение данной зоны роста при переломе костей у детей иногда приводит к преждевременному ее закрытию. В результате этого в будущем у ребенка может формироваться искривление или укорочение пораженной конечности.

Основными признаками перелома костей у детей бывают отечность, припухлость, выраженная деформация конечности. В месте перелома на коже часто развивается кровоподтек.

Благодаря ускоренным процессам формирования костной мозоли (спаяние костных фрагментов), хорошему кровоснабжению у детей ткани костей срастаются значительно быстрее, чем у взрослых. Чем младше возраст ребенка, тем быстрее у него происходит сращение кости.

У грудных детей переломы иногда не диагностируют из-за более выраженной подкожной жировой клетчатки, что значительно усложняет пальпацию. В таких случаях основными проявлениями перелома бывают припухлость и болезненность в месте повреждения, которые часто сопровождаются повышением температуры тела. Для уточнения диагноза необходимо проводить рентгенографию данной области.

Внимание!

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Записаться на прием к врачу

Источник

Переломы – нарушение целостности кости с нарушением её анатомической формы, повреждением окружающих мягких тканей и утратой функции конечностей. Перелом образуется, когда сила травматического воздействия превышает эластичность костной ткани.

Чаще всего переломы возникают при непосредственном повреждении в результате ДТП, огнестрельных ранений или падений с высоты. Перелом происходит на месте или около точки воздействия,  может возникать при непрямом воздействии сил (отрыв шероховатости большеберцовой кости, локтевого отростка и др.). К перелому может привести чрезмерное сокращение мышц или некоординируемое движение, снижение механической прочности кости в результате поражения её опухолью; болезнью, вызванной нарушением гормонального состояния организма или нарушением диеты.

Из-за таких нарушений даже незначительная травма может привести к перелому – патологические переломы.

ОстеопенияНеоплазия

Рис. 1. Остеопения. Рис. 2. Неоплазия.

Предрасполагающими факторами являются форма и положение кости, поэтому длинные трубчатые, относительно незащищённые кости (лучевая, локтевая, большеберцовая), более подвержены переломам по сравнению с короткими компактными костями запястья, заплюсны.

Классификация переломов

1.1 относительно анатомической локализации:

1.1.1. переломы проксимальной части

  • суставные (требуют раннего оперативного вмешательства)
  • эпифизарные
  • в области ростковой зоны (метафизарные)

1.1.2. переломы диафиза

1.1.3. переломы дистальной части (аналогично проксимальной)

Классификация переломов

1.2 наличие внешней раны:

1.2.1. закрытые переломы, при которых поверхностные слои кожи остаются неповреждёнными

закрытые переломы, при которых поверхностные слои кожи остаются    неповреждённымизакрытые переломы, при которых поверхностные слои кожи остаются    неповреждёнными

1.2.2. открытые переломы (три степени) — имеется связь между участком перелома и раной кожи

открытые переломы (три степени) - имеется связь между участком перелома и раной кожи

1.3 относительно степени повреждения кости:

1.3.1. полный перелом — целостность кости полностью нарушена; часто со смещением отломков

полный перелом - целостность кости полностью нарушена; часто со смещением отломковполный перелом - целостность кости полностью нарушена; часто со смещением отломков

1.3.2. неполный перелом — целостность кости частично сохранена (например, перелом по типу «зелёной ветки» у молодых животных или трещины кости у взрослых)

Читайте также:  Закрытый перелом кости первая помощь

неполный перелом - целостность кости частично сохраненанеполный перелом - целостность кости частично сохранена

1.4 относительно плоскости перелома:

1.4.1. поперечный
1.4.2. косой
1.4.3. спиральный
1.4.4. оскольчатый
1.4.5. двойной (множественный)

отрывной переломвколоченный переломкомпрессионный переломвдавленный перелом

1.5 относительное смещение костных фрагментов:

1.5.1. отрывной перелом (авульсия)
1.5.2. вколоченный перелом
1.5.3. компрессионный перелом
1.5.4. вдавленный перелом

устойчивые переломыустойчивые переломынеустойчивые переломы

1.6 относительно стабильности перелома:

1.6.1. устойчивые переломы (поперечные, тупые /короткие/, косые, по типу «зелёной ветки»).  Иногда требуется фиксация для предотвращения угловой деформации

1.6.2. неустойчивые переломы (косые, спиральные, оскольчатые).  Необходима фиксация для сохранения длины кости и предотвращения угловой деформации

При лечении переломов важно соответствовать принципам АО (Ассоциация по изучению вопросов остеосинтеза):

  • анатомическая репозиция (особенно важно при лечении внутрисуставных переломов)
  • стабильная фиксация (использование накостного металлоостеосинтеза,  спицевых или стержневых аппаратов внешней фиксации или комбинированных способов)
  • бережное отношение с мягкими тканями, окружающими перелом — атравматичность (важно сохранить кровоснабжение костных отломков)
  • ранняя активная мобилизация мышц (ранняя нагрузка и активные движения являются мощным естественным фактором, поддерживающим репаративный остеогенез на высоком уровне).

Источник

Переломы трубчатых костей. Возрастные особенности переломов

При переломах трубчатых костей часто отмечаются следующие виды смещений отломков: 1) боковое, или по ширине; 2) продольное с захождением и расхождением отломков; 3) угловое, или по оси; 4) ротация отломков вокруг продольной оси конечности. Обычпо смещение отломков происходит одновременно в нескольких плоскостях и направлениях. При смещении отломков возможно ущемление между ними мышц, сосудов, нервов (интерпозиция тканей). Переломы могут сопровождаться взаимным смещением суставных поверхностей — вывихами или подвывихами. Эти переломы относятся к группе переломовывихов.

Множественный перелом — это одновременный перелом двух или более костей. Перелом, при котором образовалось более двух костных отломков, обозначают оскольчатым. При раздробленном переломе разрушается значительный участок кости с образованием множества отломков.

У детей травматические переломы имеют свои особенности. Перелом, как правило, носит изолированный характер. Перелом верхних конечностей наблюдается в два раза чаще, чем нижних. Наблюдаются также травматические эпифизиолизы и апофизиолизы, например эпифизиолизы в области проксимального конца плечевой кости, дистального конца лучевой или бедрепной кости. Это передко заканчивается отставанием роста соответствующего сегмента конечпости.

При трансэпифизарных переломах дистального конца большеберцовой кости повреждается медиальный отдел ростковой зоны. Это, как правило, служит причиной отставания роста медиального края большеберцовой кости с последующей варусной деформацией голеностопного сустава. Кости детей более гибкие, поэтому довольно часто наблюдаются поднадкостничные переломы по типу «зеленой ветки» или «ивового прута». При них нарушается целость кортикального слоя, а целость надкостницы сохраняется.

переломы трубчатых костей

У людей пожилого и старческого возраста на фоне сенильного остеопороза переломы возникают при сравнительно небольшой травме. В основпом это переломы шейки бедренной кости и вертельной области, хирургической шейки плечевой кости, позвоночника, предплечья в типичном месте и некоторые другие. Из-за хрупкости костей переломы, как правило, оскольчатые, края отломков заостренные, что способствует рапепию сосудов и развитию кроветечений в зоне перелома.

Сроки заживления перелома — зависят от нескольких факторов, в частности является ли повреждение открытым, осложненным или закрытым, неосложненным, правильно ли сопоставлепы концы отломков, достигнута лн устойчивая их фиксация. Немаловажпое значепие имеет восстановление кровоснабжения в зопе перелома. Для оценки динамики заживления переломов костей и своевременного выявления его нарушений рентгенологическое исследование целесообразно проводить через 7, 14 и 30 дней после начала лечения.

При оптимальном, благоприятном сочетании перечисленных факторов наступает первичное заживление костного перелома. Термином «первичное заживление» обозначают один из видов прямого, т. е. без участия фиброзной и хрящевой тканей, заживления, при котором репаративный процесс происходит с формированием небольшого по объему регенерата, сращение наступает быстро с восстановлением нормальной структуры н функции поврежденной кости.

Необходимое условие первичпого заживления — устойчивый остеосинтез отломков. При этом между отломками должна оставаться щель размером 0,1— 3 мм.

Наличие щели между отломками определяет раннее появление интермедиарной мозоли со «сцеплением» концов отломков остеобластической и костной тканью.

Компрессия и взаимодавлепие отломков значительно замедляют сращение ран компактной кости. Напротив, в губчатой кости, имеющей широкие промежутки между перекладинами, взаимодавление способствует заживлению костных ран. Оптимальные для первичного заживления переломов условия создаются при применении аппаратов Илизарова и Сенио.

— Также рекомендуем «Вторичное заживление костей. Осложненные переломы»

Оглавление темы «Переломы костей. Рентгенологические признаки переломов»:

1. Дистальная и проксимальная эктромелии. Патология пальцев и конечностей

2. Нарушение количества пальцев. Расщепление кисти и синдактилия

3. Симфалангия и патология стопы. Множественные пороки скелета

4. Травмы скелета. Переломы костей скелета

5. Переломы трубчатых костей. Возрастные особенности переломов

6. Вторичное заживление костей. Осложненные переломы

7. Огнестрельные переломы. Патологические переломы

8. Патологическое заживление переломов. Ложный сустав — псевдоартроз

9. Переломы пояса верхней конечности. Переломы костей верхних конечностей

10. Переломы костей таза и тазобедренного сустава. Переломы бедра, костей коленного сустава

Источник

Ïîíÿòèå è êëàññèôèêàöèÿ ïåðåëîìîâ, èõ ðàçíîâèäíîñòè è êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà. Ðàñïðîñòðàíåííûå îñëîæíåíèÿ è ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè íèõ. Ïðè÷èíû è ïðèçíàêè ïåðåëîìîâ, îòêðûòûõ è çàêðûòûõ. Àëãîðèòì ïðîâåäåíèÿ ðåàíèìàöèîííûõ ïðîöåäóð è çíà÷åíèå äàííîãî ïðîöåññà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåôåðàò

Ïåðåëîìû êîñòåé

Ââåäåíèå

ïåðåëîì êëèíè÷åñêèé êîñòü

Ïåðåëîìû — ïîëíûå èëè ÷àñòè÷íûå íàðóøåíèÿ êîñòè. Êîñòü õîòÿ è ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå òâåðäîé èç âñåõ òêàíåé îðãàíèçìà, òåì íå ìåíåå, åå ïðî÷íîñòü òàêæå èìååò îïðåäåëåííûå ãðàíèöû. Ïåðåëîìû ìîãóò âîçíèêàòü êàê âñëåäñòâèå òðàâìû, òàê è â ðåçóëüòàòå ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ èçìåíåíèÿìè â ïðî÷íîñòíûõ õàðàêòåðèñòèêàõ êîñòíîé òêàíè. Òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ ïðè ïåðåëîìàõ îáóñëîâëåíà ðàçìåðàìè ïîâðåæä¸ííûõ êîñòåé è èõ êîëè÷åñòâîì. Ìíîæåñòâåííûå ïåðåëîìû êðóïíûõ òðóá÷àòûõ êîñòåé ïðèâîäÿò ê ðàçâèòèþ ìàññèâíîé êðîâîïîòåðè è òðàâìàòè÷åñêîìó øîêó. Òàêæå áîëüíûå ïîñëå òàêèõ òðàâì ìåäëåííî âîññòàíàâëèâàþòñÿ, âûçäîðîâëåíèå ìîæåò çàíÿòü íåñêîëüêî ìåñÿöåâ.

Ïåðåëîì êîñòè ÿâëÿåòñÿ äîâîëüíî ðàñïðîñòðàí¸ííûì òèïîì òðàâìû. Êàæäûé äåíü ìû ñ âàìè ñòàëêèâàåìñÿ, íàïðèìåð, ñ òðàâìîîïàñíûìè âèäàìè òðàíñïîðòà, ëþäüìè íà óëèöàõ, êîòîðûå ìîãóò òðàâìèðîâàòü íàñ íå ìåíåå, ÷åì òîò æå ñàìûé òðàíñïîðò. Êîíå÷íî æå, íàì íàäî çíàòü õîòÿ áû ïðèìèòèâíûå ñïîñîáû ïåðâîé ïîìîùè, èëè ïðèçíàêè ïåðåëîìà. Íàäî çíàòü, êàê íå ðàñòåðÿòüñÿ â òðóäíîé ñèòóàöèè è ïîìî÷ü ÷åëîâåêó, êîòîðûé îêàçàëñÿ â íåé. Ïîýòîìó ÿ ñ÷èòàþ, ÷òî î÷åíü âàæíî îáëàäàòü èíôîðìàöèåé, çàòðîíóòîé â ìîåì ðåôåðàòå.

1. Êëàññèôèêàöèÿ ïåðåëîìîâ

Òèïû ïåðåëîìîâ êëàññèôèöèðóþò ïî íåñêîëüêèì êðèòåðèÿì, ýòî ñâÿçàíî ñ îòñóòñòâèåì åäèíûõ ïðè÷èí è ëîêàëèçàöèè ïåðåëîìîâ.  ñîâðåìåííûõ êëàññèôèêàöèÿõ âûäåëÿþò òèïû ïåðåëîìîâ â çàâèñèìîñòè îò ñëåäóþùèõ ïðèçíàêîâ:

Ïî ïðè÷èíå âîçíèêíîâåíèÿ äåëÿòñÿ íà ïàòîëîãè÷åñêèå è òðàâìàòè÷åñêèå. Ïàòîëîãè÷åñêèå — ïåðåëîìû â ìåñòå èçìåíåííîé êàêèì-ëèáî ïàòîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì êîñòíîé òêàíè. Ïðîöåññ, ïîâðåæäàþùèé êîñòíóþ òêàíü, ÷àùå âñåãî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îïóõîëü, êèñòó â êîñòíîé òêàíè. ×àñòî ëîìàþòñÿ êîñòè ó ïîæèëûõ æåíùèí, ñòðàäàþùèõ ðàçðåæåíèåì êîñòíîé òêàíè — îñòåîïîðîçîì, â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî òêàíü êîñòåé ñòàíîâèòñÿ õðóïêîé è ëîìàåòñÿ îò íåáîëüøèõ íàãðóçîê. Òðàâìàòè÷åñêèå — ïåðåëîìû, âîçíèêàþùèå â ðåçóëüòàòå âíåçàïíîãî âîçäåéñòâèÿ çíà÷èòåëüíîé ìåõàíè÷åñêîé ñèëû íà çäîðîâóþ êîñòü.

Ïî òÿæåñòè ïîðàæåíèÿ — ïîëíûå ïåðåëîìû õàðàêòåðèçóþòñÿ ïîëíûì ðàçúåäèíåíèåì êîñòè íà âñþ åå äëèíó èëè øèðèíó. Ïîëíûå ïåðåëîìû î÷åíü ÷àñòî ñîïðîâîæäàþòñÿ ñìåùåíèåì îòëîìêîâ êîñòè â ðàçëè÷íûõ íàïðàâëåíèÿõ. Ýòî ïðîèñõîäèò â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ òðàâìèðóþùåãî ôàêòîðîâ, à òàêæå ïîä äåéñòâèåì âîçíèêàþùåãî ïîñëå òðàâìû ñîêðàùåíèÿ ìûøö. Ïîëíûå ïåðåëîìû áåç ñìåùåíèÿ âñòðå÷àþòñÿ ñðàâíèòåëüíî ðåäêî, ãëàâíûì îáðàçîì ó äåòåé. Íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè ìîæåò áûòü è íåïîëíûì, â ýòîì ñëó÷àå âîçíèêàåò òðåùèíà, íàäëîì, äûð÷àòûé äåôåêò òêàíè êîñòè.

Ïî ôîðìå è íàïðàâëåíèþ ïåðåëîìà ðàçëè÷àþò ïîïåðå÷íûå, ïðîäîëüíûå, êîñûå, âèíòîîáðàçíûå, îñêîëü÷àòûå, ôðàãìåíòàðíûå, ðàçäðîáëåííûå, âêîëî÷åííûå, êîìïðåññèîííûå è îòðûâíûå ïåðåëîìû.  îáëàñòè ýïèôèçîâ èëè ýïèìåòàôèçîâ íàáëþäàåòñÿ Ò — è V-îáðàçíûå ïåðåëîìû.

Ïî öåëîñòíîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ — îòêðûòûå è çàêðûòûå ïåðåëîìû. Çàêðûòûé ïåðåëîì — ýòî ïåðåëîì ñ íåïîâðåæäåííîé öåëîñòíîñòüþ êîæíûõ ïîêðîâîâ. Îòêðûòûå ïåðåëîìû êîñòåé — ýòî ïåðåëîìû, ïðè êîòîðûõ èìååòñÿ ðàíà â çîíå ïåðåëîìà è îáëàñòü ïåðåëîìà ñîîáùàåòñÿ ñ âíåøíåé ñðåäîé. Îíè ìîãóò ïðåäñòàâëÿòü îïàñíîñòü äëÿ æèçíè ïîñòðàäàâøåãî âñëåäñòâèå ÷àñòîãî ðàçâèòèÿ òðàâìàòè÷åñêîãî øîêà, êðîâîïîòåðè, âîçìîæíîñòè èíôèöèðîâàíèÿ ñ ôîðìèðîâàíèåì òÿæåëîé ôëåãìîíû êîíå÷íîñòè (â òîì ÷èñëå àíàýðîáíîé) è ñåïñèñà. Ìåõàíèçì òðàâìû ó áîëüøèíñòâà ïîñòðàäàâøèõ ïðÿìîé (íàåçä òðàìâàÿ, ïîåçäà, àâòîìîáèëüíàÿ àâàðèÿ, ïîïàäàíèå â äâèæóùèåñÿ ìåõàíèçìû íà ïðîèçâîäñòâå). Ðåæå ðàíåíèå ìÿãêèõ òêàíåé è êîæè ïðîèñõîäèò èçíóòðè îñòðûì êîñòíûì îòëîìêîì. Îòêðûòûå ïåðåëîìû ìîãóò áûòü ïåðâè÷íî- è âòîðè÷íî-îòêðûòûìè. Ïðè ïåðâè÷íî-îòêðûòîì ïåðåëîìå òðàâìèðóþùàÿ ñèëà äåéñòâóåò íåïîñðåäñòâåííî íà îáëàñòü ïîâðåæäåíèÿ, òðàâìèðóÿ êîæó, ìÿãêèå òêàíè è êîñòè.  ïîäîáíûõ ñëó÷àÿõ âîçíèêàþò îòêðûòûå ïåðåëîìû íåðåäêî ñ áîëüøîé êîæíîé ðàíîé, îáøèðíîé çîíîé ïîâðåæäåíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé è îñêîëü÷àòûì ïåðåëîìîì êîñòè. Ïðè âòîðè÷íî-îòêðûòîì ïåðåëîìå ðàíà ìÿãêèõ òêàíåé è êîæè âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå ïðîêîëà îñòðûì îòëîìêîì êîñòè èçíóòðè, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ îáðàçîâàíèåì êîæíîé ðàíû è çîíû ïîâðåæäåíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé ìåíüøèõ ðàçìåðîâ. Âñòðå÷àþòñÿ ïåðåëîìû åäèíè÷íûå è ìíîæåñòâåííûå, à òàê æå ñî÷åòàííûå, åñëè êðîìå ïåðåëîìîâ êîñòåé èìåþòñÿ è ïîâðåæäåíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ.

Ïî îñëîæíåíèÿì — îñëîæíåííûå è íåîñëîæíåííûå ïåðåëîìû. Ïåðåëîìû ìîãóò áûòü îñëîæíåíû òðàâìàòè÷åñêèì øîêîì, ïîâðåæäåíèåì âíóòðåííèõ îðãàíîâ, êðîâîòå÷åíèåì, æèðîâîé ýìáîëèåé, ðàíåâîé èíôåêöèåé, îñòåîìèåëèòîì, ñåïñèñîì.

Òàêæå íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííûå òèïû ïåðåëîìîâ èìåþò îáùåïðèíÿòûå íàçâàíèÿ — ïî èìåíè àâòîðà, âïåðâûå èõ îïèñàâøåãî. Òàê, íàïðèìåð, ïåðåëîì øèëîâèäíîãî îòðîñòêà ëó÷åâîé êîñòè, íàçûâàåòñÿ ïåðåëîìîì Êîëëåñà. Òàêæå ê äîâîëüíî èçâåñòíûì òèïàì òðàâì âåðõíåé êîíå÷íîñòè îòíîñÿòñÿ ïåðåëîì Ìîíòåäæà, âîçíèêàþùèé ïðè ïåðåëîìå ëîêòåâîé êîñòè â âåðõíåé òðåòè è âûâèõå ãîëîâêè ëó÷åâîé êîñòè ñ ïîâðåæäåíèåì âåòâè ëó÷åâîãî íåðâà, è ïåðåëîì Ãîëåàööè, ïðåäñòàâëÿþùèé ñîáîé ïåðåëîì ëó÷åâîé êîñòè â íèæíåé òðåòè ñ ðàçðûâîì äèñòàëüíîãî ðàäèîóëüíàðíîãî ñî÷ëåíåíèÿ è âûâèõîì â ýòîì ñóñòàâå.

2. Îñëîæíåíèÿ. Òðàâìàòè÷åñêèé øîê

Òðàâìàòè÷åñêèé øîê — îäíî èç íàèáîëåå îïàñíûõ ïîñëåäñòâèé òÿæåëûõ ðàíåíèé èëè òðàâì. Âûçâàòü åãî ìîãóò íå òîëüêî ïåðåëîìû êîñòåé è ñóñòàâîâ, íî è îáøèðíûå îæîãè, ðàíåíèÿ, ïàäåíèå ñ âûñîòû, òðàâìû âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Øîê ìîãóò ñïðîâîöèðîâàòü êðîâîïîòåðÿ, ãîëîäàíèå, îõëàæäåíèå, ïåðåóòîìëåíèå, ñòðàõ, æàæäà è ìíîãîå äðóãîå. Ïðè÷åì òÿæåñòü òðàâìû — íå ñàìîå ãëàâíîå. Íåìàëîâàæíîå çíà÷åíèå èìååò âîçðàñò, ïîñêîëüêó íà îäèíàêîâîå ðàíåíèå âçðîñëûé è ðåáåíîê ðåàãèðóþò ïî-ðàçíîìó.

Òðàâìàòè÷åñêèé øîê îáóñëîâëåí íåñïîñîáíîñòüþ íåðâíîé ñèñòåìû ñïðàâèòüñÿ ñ îáðóøèâøåéñÿ íà íàñ áîëüþ. Êàê èçâåñòíî, íàøè íåðâû òóò æå ñèãíàëèçèðóþò ìîçãó î òîì, èëè èíîì ïîâðåæäåíèè â îðãàíèçìå. Íå áóäü ýòîé ñèãíàëüíîé ñèñòåìû, ëþäè î÷åíü áûñòðî ïîãèáàëè áû, òàê êàê íå ñìîãëè áû óçíàòü, ñêàæåì, íè î âîñïàëèòåëüíîì ïðîöåññå, íè îá îæîãå è íå ïðèíÿëè áû âîâðåìÿ íåîáõîäèìûõ ìåð.

Îäíàêî åñëè ïîâðåæäåíèÿ ñëèøêîì îáøèðíû, òî ìîçã ñòàíîâèòñÿ íå â ñîñòîÿíèè îòðåàãèðîâàòü íà âñå áîëåâûå ñèãíàëû è «îòêëþ÷àåòñÿ». Ïðîèñõîäèò íå÷òî ïîõîæåå íà êîðîòêîå çàìûêàíèå â ýëåêòðîöåïè: êîãäà â íåå ïîäàåòñÿ ñëèøêîì âûñîêîå íàïðÿæåíèå, îíà âûõîäèò èç ñòðîÿ.

3. Ñèìïòîìû

Ïðè òðàâìàòè÷åñêîì øîêå íàðóøàþòñÿ äåÿòåëüíîñòü öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, îáìåí âåùåñòâ, êðîâîîáðàùåíèå. Ïîñòðàäàâøèé áëåäåí, àïàòè÷åí, âÿë, çàòîðìîæåí èëè, íàîáîðîò, ñóåòëèâî àêòèâåí, Ïóëüñ ñòàíîâèòñÿ ÷àñòûì — äî 120 óäàðîâ â ìèíóòó è ñëàáûì (ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî ÷åì òÿæåëåå øîê, òåì ÷àùå è ñëàáåå ïóëüñ). Òåëî ïîêðûòî õîëîäíûì è ëèïêèì ïîòîì. Êàê ïðàâèëî, òàêîé ïîò íå èìååò çàïàõà. Ýòî, ïîæàëóé, íàèáîëåå ÿðêî âûðàæåííûå ïðèçíàêè øîêà, îáíàðóæèâ êîòîðûå, ñëåäóåò íåìåäëåííî ïðåäïðèíèìàòü ìåðû ïî îêàçàíèþ ñïåöèàëèçèðîâàííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà.

Òðàâìàòè÷åñêèé øîê îáû÷íî ïðîõîäèò â ñâî¸ì ðàçâèòèè äâå ôàçû, òàê íàçûâàåìóþ «ýðåêòèëüíóþ» ôàçó øîêà è «òîðïèäíóþ» ôàçó. Ó áîëüíûõ ñ íèçêèìè êîìïåíñàòîðíûìè âîçìîæíîñòÿìè îðãàíèçìà ýðåêòèëüíàÿ ôàçà øîêà ìîæåò îòñóòñòâîâàòü èëè áûòü î÷åíü êîðîòêîé (èçìåðÿòüñÿ ìèíóòàìè) è øîê íà÷èíàåò ðàçâèâàòüñÿ ñðàçó ñ òîðïèäíîé ôàçû.

Ýðåêòèëüíàÿ ôàçà øîêà

 ïåðâîé, ýðåêòèëüíîé, ôàçå øîêà áîëüíîé âîçáóæä¸í, èñïóãàí, òðåâîæåí. Îí ìîæåò ìåòàòüñÿ, êðè÷àòü îò áîëè, ñòîíàòü, ïëàêàòü, æàëîâàòüñÿ íà áîëü, ïðîñèòü èëè òðåáîâàòü àíàëüãåòèêîâ, íàðêîòèêîâ.

 ýòîé ôàçå êîìïåíñàòîðíûå âîçìîæíîñòè îðãàíèçìà åù¸ íå èñ÷åðïàíû, è àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ÷àñòî áûâàåò äàæå ïîâûøåíî ïî ñðàâíåíèþ ñ íîðìîé (êàê ðåàêöèÿ íà áîëü è ñòðåññ). Îäíîâðåìåííî îòìå÷àåòñÿ ñïàçì ñîñóäîâ êîæè — áëåäíîñòü, óñèëèâàþùàÿñÿ ïî ìåðå ïðîäîëæåíèÿ êðîâîòå÷åíèÿ è / èëè ïðîãðåññèðîâàíèÿ øîêà. Íàáëþäàåòñÿ ó÷àù¸ííîå ñåðäöåáèåíèå, ó÷àù¸ííîå äûõàíèå, ñòðàõ ñìåðòè, õîëîäíûé ïîò, òðåìîð èëè ìåëêèå ïîä¸ðãèâàíèÿ ìûøö. Çðà÷êè ðàñøèðåíû (ðåàêöèÿ íà áîëü), ãëàçà áëåñòÿò. Òåìïåðàòóðà òåëà ìîæåò áûòü ñëåãêà ïîâûøåíà (37-38 Ñ) äàæå â îòñóòñòâèå ïðèçíàêîâ èíôèöèðîâàíèÿ ðàíû — ïðîñòî êàê ðåçóëüòàò ñòðåññà, âûáðîñà êàòåõîëàìèíîâ è ïîâûøåííîãî îñíîâíîãî îáìåíà. Ïóëüñ ñîõðàíÿåò óäîâëåòâîðèòåëüíîå íàïîëíåíèå, ðèòìè÷íîñòü.

Òîðïèäíàÿ ôàçà øîêà

 ýòîé ôàçå áîëüíîé ïåðåñòà¸ò êðè÷àòü, ñòîíàòü, ïëàêàòü, ìåòàòüñÿ îò áîëè, íè÷åãî íå ïðîñèò, íå òðåáóåò. Îí çàòîðìîæåí, âÿë, àïàòè÷åí, ñîíëèâ, äåïðåññèâåí, ìîæåò ëåæàòü â ïîëíîé ïðîñòðàöèè èëè ïîòåðÿòü ñîçíàíèå. Àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ñíèæàåòñÿ, èíîãäà äî êðèòè÷åñêè íèçêèõ öèôð èëè âîîáùå íå îïðåäåëÿåòñÿ ïðè èçìåðåíèè íà ïåðèôåðè÷åñêèõ ñîñóäàõ. Âûðàæåííàÿ òàõèêàðäèÿ. Ãëàçà áîëüíîãî ñ òîðïèäíûì øîêîì òóñêíåþò, òåðÿþò áëåñê, âûãëÿäÿò çàïàâøèìè. Çðà÷êè ðàñøèðåíû. Òåìïåðàòóðà òåëà ìîæåò áûòü íîðìàëüíîé, ïîâûøåííîé (ïðèñîåäèíåíèå ðàíåâîé èíôåêöèè) èëè íåìíîãî ïîíèæåííîé äî 35.0-36.0 C. Îáðàùàåò íà ñåáÿ âíèìàíèå ðåçêàÿ áëåäíîñòü áîëüíûõ, ñèíþøíîñòü ãóá è äðóãèõ ñëèçèñòûõ. Íèçêèé óðîâåíü ãåìîãëîáèíà, ãåìàòîêðèòà è ýðèòðîöèòîâ â êðîâè. Îòìå÷àþòñÿ ÿâëåíèÿ èíòîêñèêàöèè: ãóáû ñóõèå, çàïåêøèåñÿ, ÿçûê ñèëüíî îáëîæåí, áîëüíîãî ìó÷èò ïîñòîÿííàÿ ñèëüíàÿ æàæäà, òîøíîòà. Ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ðâîòà. Íàáëþäàåòñÿ ðàçâèòèå ñèíäðîìà «øîêîâîé ïî÷êè» — íåñìîòðÿ íà æàæäó è äàâàåìîå ïî å¸ ïîâîäó îáèëüíîå ïèòü¸, ó áîëüíîãî ìî÷è ìàëî è îíà ñèëüíî êîíöåíòðèðîâàííàÿ, ò¸ìíàÿ. Ïðè òÿæ¸ëîì øîêå ìî÷è ó áîëüíîãî ìîæåò íå áûòü âîîáùå. Ñèíäðîì «øîêîâîãî ë¸ãêîãî» — íåñìîòðÿ íà ó÷àù¸ííîå äûõàíèå è èíòåíñèâíóþ ðàáîòó ë¸ãêèõ, ñíàáæåíèå òêàíåé êèñëîðîäîì îñòà¸òñÿ íåýôôåêòèâíûì èç-çà ñïàçìà ñîñóäîâ è íèçêîãî óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà â êðîâè. Êîæà ó áîëüíîãî ñ òîðïèäíûì øîêîì õîëîäíàÿ, ñóõàÿ (õîëîäíîãî ïîòà óæå íåò — íå÷åì ïîòåòü èç-çà áîëüøîé ïîòåðè æèäêîñòè ïðè êðîâîòå÷åíèè), òóðãîð (óïðóãîñòü) òêàíåé ïîíèæåíà. Ïóëüñ ñëàáûé, ïëîõîãî íàïîëíåíèÿ, ìîæåò áûòü íèòåâèäíûì èëè âîîáùå íå îïðåäåëÿòüñÿ.

Îòìå÷àþòñÿ íàðóøåíèÿ ôóíêöèè ïå÷åíè (ïîñêîëüêó ïå÷åíü òîæå íåäîïîëó÷àåò êðîâè è èñïûòûâàåò êèñëîðîäíîå ãîëîäàíèå). Åñëè áîëüíîé ñ òðàâìàòè÷åñêèì øîêîì âûæèâàåò, òî ÷åðåç íåñêîëüêî äíåé ìîæåò ïîÿâèòüñÿ (îáû÷íî ë¸ãêàÿ) æåëòóøíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ, êàê ðåçóëüòàò ïîâûøåíèÿ óðîâíÿ áèëèðóáèíà â êðîâè è íàðóøåíèÿ áèëèðóáèíñâÿçûâàþùåé ôóíêöèè ïå÷åíè.

4. Ëå÷åíèå øîêà

Ëå÷åíèå øîêà ñêëàäûâàåòñÿ èç íåñêîëüêèõ ìîìåíòîâ:

óñòðàíåíèå ïðè÷èí, âûçâàâøèõ ðàçâèòèå øîêà;

âîçìåùåíèå äåôèöèòà îáúåìà öèðêóëèðóþùåé êðîâè (ÎÖÊ), ñ îñòîðîæíîñòüþ ïðè êàðäèîãåííîì øîêå;

îêñèãåíîòåðàïèÿ (èíãàëÿöèÿ êèñëîðîäà);

òåðàïèÿ àöèäîçà;

òåðàïèÿ âåãåòîòðîïíûìè ïðåïàðàòàìè ñ öåëüþ âûçâàòü ïîçèòèâíûé èíîòðîïíûé ýôôåêò.

5. Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü

Ñëåäóåò ïîñòàðàòüñÿ êàê ìîæíî ëó÷øå è ïîëíåå îñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå: ïðèæàòü ïàëüöåì êðîâîòî÷àùèé êðóïíûé ñîñóä âûøå ìåñòà ïîâðåæäåíèÿ, íàëîæèòü äàâÿùóþ ïîâÿçêó (ïðè âåíîçíîì èëè êàïèëëÿðíîì êðîâîòå÷åíèè) èëè æãóò (ïðè àðòåðèàëüíîì êðîâîòå÷åíèè), çàòàìïîíèðîâàòü îòêðûòóþ ðàíó òàìïîíàìè ñ 3% ïåðåêèñüþ âîäîðîäà (îêàçûâàþùåé êðîâîîñòàíàâëèâàþùåå äåéñòâèå). Åñëè åñòü ãåìîñòàòè÷åñêàÿ ãóáêà èëè äðóãèå ñðåäñòâà äëÿ áûñòðîé îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ, ïðèãîäíûå äëÿ èñïîëüçîâàíèÿ íåñïåöèàëèñòîì — ñëåäóåò èñïîëüçîâàòü èõ. Íå ñëåäóåò, áóäó÷è íåñïåöèàëèñòîì, ïûòàòüñÿ èçâëåêàòü íîæ, îñêîëîê è ò.ï. — ìàíèïóëÿöèè òàêîãî ðîäà ìîãóò âûçâàòü ñèëüíîå êðîâîòå÷åíèå, áîëü è óñóãóáèòü øîê.  õîëîäíóþ ïîãîäó áîëüíîãî ñ øîêîì ñëåäóåò òåïëî óêðûòü è êàê ìîæíî ñêîðåå äîñòàâèòü â ò¸ïëîå ïîìåùåíèå èëè îáîãðåâàåìûé ñàëîí ìàøèíû (áîëüíûå ñ øîêîì î÷åíü ÷óâñòâèòåëüíû ê ïåðåîõëàæäåíèþ). Î÷åíü âàæíî îáèëüíî (÷àñòî, íî íåáîëüøèìè ïîðöèÿìè — ãëîòî÷êàìè, ÷òîáû íå âûðâàëî èëè íå óñèëèëî òîøíîòó) ïîèòü áîëüíîãî. Ïðè÷¸ì ïîèòü íàäî áîëüøå, ÷åì áîëüíîé ñàì õî÷åò èëè ïðîñèò (ñòîëüêî, ñêîëüêî îí ôèçè÷åñêè ìîæåò âûïèòü). Íà÷èíàòü ïîèòü íàäî åù¸ äî ðàçâèòèÿ æàæäû è ïðèçíàêîâ èíòîêñèêàöèè òèïà ñóõèõ ãóá è îáëîæåííîñòè ÿçûêà. Ïðè ýòîì ëó÷øå ïîèòü íå ïðîñòîé âîäîé, à ñïåöèàëüíûì âîäíî-ñîëåâûì ðàñòâîðîì, ñîäåðæàùèì âñå íåîáõîäèìûå îðãàíèçìó ñîëè (òàêèì, êàêèì îòïàèâàþò ïðè ïîíîñå — òèïà Ðåãèäðîíà èëè ðàñòâîðà Ðèíãåðà). Ìîæíî ïîèòü ñëàäêèì ÷àåì, ñîêîì, êîìïîòîì, ìèíåðàëüíîé âîäîé èëè ïðîñòî ïîäñîëåííîé äî êîíöåíòðàöèè ôèçðàñòâîðà îáû÷íîé âîäîé. Ïåðåëîìû, âûâèõè íóæíî òùàòåëüíî èììîáèëèçèðîâàòü íà øèíàõ (ëþáûõ ïîäõîäÿùèõ äîñêàõ), ÷òîáû óìåíüøèòü áîëü è ïðåäóïðåäèòü ïîïàäàíèå â êðîâü ìåëü÷àéøèõ êóñî÷êîâ òêàíè (êîñòíîãî ìîçãà, æèðîâîé òêàíè), êîòîðûå ìîãóò ñïðîâîöèðîâàòü ðàçâèòèå ÄÂÑ-ñèíäðîìà (ñèíäðîì äèññåìèíèðîâàííîãî âíóòðèñîñóäèñòîãî ñâåðòûâàíèÿ êðîâè) ïðè øîêå.

Áîëüíîãî ñ øîêîì ñëåäóåò òðàíñïîðòèðîâàòü â áëèæàéøèé ñòàöèîíàð êàê ìîæíî áûñòðåå, íî ïðè ýòîì ñîáëþäàòü ðàçóìíóþ îñòîðîæíîñòü è ñòàðàòüñÿ íå òðÿñòè ìàøèíó ïî äîðîãå, ÷òîáû íå óñèëèòü áîëü, íå ñïðîâîöèðîâàòü âîçîáíîâëåíèå êðîâîòå÷åíèÿ è íå óñóãóáèòü øîê. Ïî âîçìîæíîñòè ñëåäóåò îáåñïå÷èòü äîñòóïíîå íåñïåöèàëèñòó îáåçáîëèâàíèå — ïîáðûçãàòü «çàìîðîçêîé» èëè ïðèëîæèòü ê ðàíå õîëîä (ïóçûðü ñî ëüäîì èëè õîëîäíóþ âîäó), äàòü 1-2 òàáëåòêè ëþáîãî èç èìåþùèõñÿ ïîä ðóêîé íåíàðêîòè÷åñêèõ àíàëüãåòèêîâ òèïà àíàëüãèíà, àñïèðèíà. Ïî âîçìîæíîñòè ñëåäóåò îáåñïå÷èòü äîñòóïíîå íåñïåöèàëèñòó ñíÿòèå íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ñòðåññà (êîòîðûé òîæå óñóãóáëÿåò øîê): äà÷ó 1-2 òàáëåòîê ëþáîãî èìåþùåãîñÿ áåíçîäèàçåïèíîâîãî òðàíêâèëèçàòîðà èëè 40-50 êàïåëü êîðâàëîëà, âàëîêîðäèíà, èëè íåáîëüøîãî êîëè÷åñòâà êðåïêîãî ñïèðòíîãî íàïèòêà.

6. Ïðè÷èíû ïåðåëîìà

Íåïîñðåäñòâåííûìè ïðè÷èíàìè ïåðåëîìîâ ÿâëÿþòñÿ ðàçëè÷íûå ìåõàíè÷åñêèå òðàâìû. Ýòî âñåâîçìîæíûå óäàðû, ïàäåíèÿ, íàåçä àâòîòðàíñïîðòà, îãíåñòðåëüíûå ðàíåíèÿ, íàñèëüñòâåííîå âûòàñêèâàíèå çàñòðÿâøåé êîíå÷íîñòè, ðåçêèå ìûøå÷íûå ñîêðàùåíèÿ ïðè ýëåêòðîòðàâìàõ è ò.ä. Ñïîñîáñòâóþùèìè ôàêòîðàìè ÿâëÿþòñÿ: ìèíåðàëüíàÿ è âèòàìèííàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, çàáîëåâàíèÿ êîñòåé, à òàêæå íåêîòîðûå ôèçèîëîãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ (áåðåìåííîñòü, ñòàðîñòü).

7. Ïðèçíàêè ïåðåëîìîâ

Äëÿ òîãî ÷òîáû ãðàìîòíî îêàçàòü ïåðâóþ ïîìîùü íóæíî õîðîøî çíàòü ïðèçíàêè ïåðåëîìîâ. Ïåðåëîìû îáû÷íî ïðè÷èíÿþò ïîñòðàäàâøåìó ñèëüíóþ áîëü, è ïîâðåæäåííîå ìåñòî âûãëÿäèò äåôîðìèðîâàííûì. Ñàì ïîñòðàäàâøèé â ìîìåíò òðàâìû ìîæåò ñëûøàòü õðóñò ëîìàåìûõ êîñòåé; ïîñëå ýòîãî îí íå ìîæåò íîðìàëüíî äâèãàòü ïîâðåæäåííîé ÷àñòüþ òåëà.  îòëè÷èå îò óøèáà ôóíêöèÿ êîíå÷íîñòè íàðóøàåòñÿ íåìåäëåííî — ñ ìîìåíòà òðàâìû. Áîëü âîçíèêàåò â ìîìåíò òðàâìû è ðåçêî óñèëèâàåòñÿ ïðè ïîïûòêå àêòèâíûõ èëè ïàññèâíûõ äâèæåíèé. Ïðè îáñëåäîâàíèè áîëüíîãî ó÷àñòîê íàèáîëüøåé áîëåçíåííîñòè âûÿâëÿåòñÿ ïðè ïàëüïàöèè èëè ïîêîëà÷èâàíèè (îñòîðîæíîì) ïî îñè êîíå÷íîñòè. Âîêðóã ñëîìàííûõ êîñòåé îáû÷íî âîçíèêàåò îáèëüíîå êðîâîòå÷åíèå, âèäèìîå ïðè îòêðûòîì ïåðåëîìå è íåâèäèìîå ïðè çàêðûòîì. Ñèëüíîå êðîâîòå÷åíèå ìîæåò ïîñëóæèòü ïðè÷èíîé øîêà ïîñòðàäàâøåãî è âûçâàòü ñåðüåçíîå íåäîìîãàíèå, ïîýòîìó â òàêîì ñëó÷àå íåîáõîäèìî ñðî÷íî îáðàòèòüñÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ.

Ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå, ïðè êîòîðîì óòî÷íÿåòñÿ õàðàêòåð ïåðåëîìà (âèä, ñìåùåíèå îòëîìêîâ), ïðîèçâîäÿò îáÿçàòåëüíî. Âûïîëíÿþò ðåíòãåíîâñêèå ñíèìêè â äâóõ ïðîåêöèÿõ ñ çàõâàòîì áëèçëåæàùèõ ñóñòàâîâ. Íåîáõîäèìûé îáúåì ðåíòãåíîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ òîëüêî ïîñëå äåòàëüíîãî êëèíè÷åñêîãî îñìîòðà ïîñòðàäàâøåãî.  ðÿäå ñëó÷àåâ (òðåùèíû, ïåðåëîìû êîñòåé çàïÿñòüÿ, ñòîïû) áåç ðåíòãåíîâñêîãî ñíèìêà òî÷íûé äèàãíîç íåâîçìîæåí.

8. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìàõ

Ïåðåëîì êîñòè ÿâëÿåòñÿ òÿæåëûì ðàíåíèåì è òðåáóåò íåìåäëåííîãî îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè. Ïåðåëîìàííîé êîíå÷íîñòüþ íè â êîåì ñëó÷àå íå ñëåäóåò ñîâåðøàòü ðåçêèõ äâèæåíèé, çà íåå íåëüçÿ òÿíóòü èëè ïîâîðà÷èâàòü, ïðè îòêðûòîì ïåðåëîìå îòëîìêè êîñòåé íåëüçÿ çàòàëêèâàòü â ðàíó. Îòêðûòûé ïåðåëîì ñíà÷àëà îáðàáàòûâàþò ïî ïðèíöèïó îáðàáîòêè ðàí, à çàòåì óæå êàê ïåðåëîì. Íà ìåñòî çàêðûòîãî ïåðåëîìà íàêëàäûâàåòñÿ êîìïðåññ. Çàòåì ïåðåëîìàííóþ êîíå÷íîñòü èëè ÷àñòü òåëà èììîáèëèçèðóþò. Ïåðåëîìû êîñòåé ðàçëè÷àþò ïî òÿæåñòè, è ïðè ðàçíûõ ïåðåëîìàõ ñëåäóåò äåéñòâîâàòü ïî-ðàçíîìó. Îäíàêî åñòü òî, ÷åãî íèêîãäà íå ñëåäóåò äåëàòü ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ: íå ïûòàéòåñü âåðíóòü ïîëîæåíèå êîñòè, ñäåëàåòå åù¸ õóæå, à òàêæå íå ñòîèò îáìûâàòü ðàíó, ÷ðåâàòî çàðàæåíèåì.

Îñíîâíîé ëå÷åáíîé ìåðîé ïðè ðàíåíèÿõ êîñòåé è ñóñòàâîâ ÿâëÿåòñÿ ïîêîé ïîâðåæäåííîãî ó÷àñòêà òåëà. Ñîñòîÿíèå ïîêîÿ ñîçäàåòñÿ èììîáèëèçàöèåé, ñëóæàùåé ñðåäñòâîì áîðüáû ñ áîëüþ è îñíîâíûì ïðîôèëàêòè÷åñêèì ïðîòèâîøîêîâûì ìåðîïðèÿòèåì.

Ïðè èììîáèëèçàöèè îòëîìêè êîñòåé ôèêñèðóþò íà ìåñòå ïåðåëîìà, óäåðæèâàþò èõ â ñîñòîÿíèè ñîïðèêîñíîâåíèÿ, ÷òî â çíà÷èòåëüíîé ìåðå îáëåã÷àåò ñïåöèàëüíóþ õèðóðãè÷åñêóþ îáðàáîòêó. Êðîìå òîãî, èììîáèëèçàöèÿ ïåðåëîìà äåéñòâóåò ùàäÿùèì îáðàçîì íà íàäêîñòíèöó, îêðóæàþùóþ ìóñêóëàòóðó, íåðâû, ñîñóäû, ïðåäîõðàíÿåò èõ îò ðàíåíèé îòëîìêàìè êîñòåé, ïðåäóïðåæäàåò ðàçâèòèå áîëè, êðîâîòå÷åíèÿ, ò.å. ïðåäóïðåæäàåò ðàçâèòèå øîêà.

Ïåðåëîì, ïðàâèëüíî èììîáèëèçèðîâàííûé ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè çàæèâàåò áûñòðåå, ÷åì ïåðåëîì, îáðàáîòàííûé áåç èììîáèëèçàöèè.

 êà÷åñòâå ñðåäñòâ èììîáèëèçàöèè ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ ïëîñêèå óçêèå ïðåäìåòû, ïðèêðåïëÿåìûå ê ðàíåíîìó ó÷àñòêó òåëà ïðè ïîìîùè áèíòà, âåðåâêè, êîñûíêè — øèíû. Ïðè íàëîæåíèè øèíû, ïîñòàðàéòåñü íå ìåíÿòü ïîëîæåíèå ïîâðåæä¸ííîé êîíå÷íîñòè. Íà ìåñòå íàëîæåíèÿ øèíû íå äîëæíî áûòü ðàí, îñîáåííî ãëóáîêèõ.  òàêèõ ñëó÷àÿõ ñëåäóåò íàëîæèòü ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó èëè ïðîêëàäêó. Øèíó ôèêñèðóéòå âûøå è íèæå ïåðåëîìà, ÷òîáû ðàíà îñòàëàñü ñòåðèëüíà. Íå íàðóøàéòå íîðìàëüíîå êðîâîîáðàùåíèå, íàêëàäûâàéòå ïîâÿçêó íå ñëèøêîì òóãî. Åñëè âû èìååòå äåëî ñ ïåðåëîìîì ðóêè èëè êîñòåé ïëå÷à, òî ïîñëå íàëîæåíèÿ øèíû, ñäåëàéòå ïåðåâÿçü: Ïðîâåäèòå ñâîáîäíûé êîíåö ïîâÿçêè ïîä ìûøêîé çäîðîâîé ðóêè, à äðóãîé — âîêðóã øåè òàê, à çàòåì ñâÿæèòå êîíöû òàê, ÷òîáû òðàâìèðîâàííàÿ ðóêà â ñîãíóòîì ñîñòîÿíèè áûëà ïàðàëëåëüíà ð¸áðàì.

9. Àëãîðèòì ïîìîùè ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ

Ïîñòàðàéòåñü îñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå, íàïðèìåð, íàëîæèâ æãóò èëè ïîâÿçêó âûøå ðàíû.

Òðàâìèðîâàííîå ìåñòî ïîêðîéòå ñòåðèëüíîé ïîâÿçêîé èëè áèíòîì.

Îáåñïå÷üòå íåïîäâèæíîñòü ?