Переломы дипломная

Переломы дипломная thumbnail
  • Выдержка
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Переломы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уральский государственный университет физической культуры Контрольная работа по дисциплине «ОМЗ»

на тему «переломы»

Выполнила:

Татьяна Чернова

Факультета СКСиТ

Проверил:

Марина Игоревна Новицкая

г. Челябинск, 2008

1) Понятие перелома.

2) Классификация переломов

3) Признаки переломов

4) Сращение переломов

5) Первая помощь

6) Правила и возможные ошибки наложения шин

7)Дальнейшее лечение

8) Тест

9) Список используемой литературы

10) Приложение

Переломы

Переломы — повреждение кости, сопровождающееся нарушением ее целостности. Различают врождённые и приобретённые переломы.

Классификация переломов

?Врождённые редки, возникают внутриутробно, в связи с неполноценностью костного скелета плода, и в результате применения силы при извлечении плода во время родов или в результате травмы беременной.

?Приобретенные переломы делятся на патологические и травматические.

Патологические переломы происходят в патологически измененной кости (остеомиелит, туберкулез, сифилис, эхинококкоз костей, злокачественные опухоли). Они происходят при незначительной травме, а иногда и без травмы.

Травматические переломы возникают под влиянием механических факторов.

Самую многочисленную группу приобретённых переломов составляют травматические, которые возникают от одномоментного воздействия чрезмерной механической силы при транспортной, производственной, боевой и других видах травм. Травматические переломы сопровождаются большим или меньшим повреждением мягких тканей, окружающих кость. Если под действием травмирующего предмета или острого отломка кости нарушается целость кожи, то образуется открытый перелом. Если целость кожи не нарушена, то перелом называют закрытым (рис. 1).

Рис. 1. Схема закрытого (слева) и открытого (справа) перелома костей голени.

В зависимости от направления линии перелома различают поперечные, косые и продольные переломы. При полном переломе кости разделяются на две части (простой перелом) или на несколько частей (сложный перелом). Сложный перелом с отделением от концов кости одного или нескольких осколков называют оскольчатым, или многооскольчатым, а при большом количестве мелких осколков — раздробленным. При неполном переломе в кости образуется только трещина или открывается нижний участок поверхности кости. Полный перелом особенно если повреждена длинная трубчатая кость, почти всегда сопровождается смещением костных отломков, которые становятся под углом один к другому, либо сдвигаются вбок, либо поворачиваются вокруг своей оси, а иногда расходятся по длине (рис. 2.).

Рис. 2. Схематическое

изображение смещения

костных отломков при

переломах в верхней

(1), средней (2) и

нижней (3) трети бедра.

Стрелками обозначено направление тяги мышц, обусловливающей смещение отломков бедра.

Полные переломы без смещения отломков редки, встречаются главным образом у детей. Неполные переломы (трещины) также более часты в детском возрасте. Вообще травматическим переломам наиболее подвержены лица пожилого, а особенно старческого возраста, т.к. с годами кости становятся более хрупкими, утрачивают гибкость. Особое место занимают переломы компрессионные (от сдавления), характерные для коротких костей, чаще всего позвонков. При этих переломов кость может не разделяться на части, она только деформируется (сплющивается), и содержащаяся в ней губчатая костная ткань разрушается во многих местах. Наиболее четко выражены признаки переломов длинных костей конечностей (плечо, предплечье, бедро, голень).

Признаки переломов

» Клиническими признаками перелома кости являются боль, отечность тканей, патологическая подвижность и крепитация костных отломков, нарушение функции, при возникновении смещения отломков — деформация конечности. Для внутрисуставных переломов, кроме того, характерны гемартроз, а при смещении отломков изменение взаимоотношений опознавательных точек (костных выступов).

Для открытых переломов, наряду со всеми клиническими признаками перелома со смещением отломков, обязательно наличие раны кожи, артериальное, венозное, смешанное или капиллярное кровотечение, выраженное в разной степени. Сломанная кость может быть обнажена на большем или меньшем протяжении. Общее состояние пострадавших при изолированных переломах, как правило, бывает удовлетворительным. При множественных, сочетанных, открытых переломах общее тяжелое состояние пострадавших часто обусловлено травматическим шоком.

При переломе со смещением отломков отмечают вынужденное, порочное положение конечности, деформацию с нарушением ее оси, припухлость, кровоподтек. При пальпации определяют резкую локальную болезненность, патологическую подвижность и крепитацию костных отломков. Нагрузка вдоль оси поврежденной конечности вызывает резкое усиление боли в области перелома. Наблюдается также укорочение конечности (изредка ее удлинение). Нарушение правильного расположения костных выступов — анатомических ориентиров кости выявляют при пальпации. Околоили внутрисуставные переломы сопровождаются сглаживанием контуров сустава, увеличением его в объеме из-за скопления крови в его полости (гемартроз). Активные движения в суставе могут отсутствовать или быть резко ограничены из-за боли. Попытка пассивных движений также усиливает боль или сопровождается не свойственными данному суставу патологическими движениями. При переломах без смещения отломков и вколоченных переломах некоторые клинические симптомы могут отсутствовать. Например, при вколоченных переломах шейки бедра больные могут даже передвигаться с нагрузкой на конечность, что приводит к смещению отломков и превращению вколоченного перелома в невколоченный.

Основным в диагностике переломов является рентгенологическое исследование. Как правило, достаточно рентгенограмм в двух стандартных проекциях, хотя в некоторых случаях используют косые и атипичные, а при переломах черепа и специальные проекции. Диагноз перелома во всех случаях должен быть подтвержден объективными рентгенологическими симптомами. К его прямым признакам относятся наличие линии перелома (линия просветления в теневом отображении кости), перерыва коркового слоя, смещения отломков, изменения костной структуры, включая как уплотнение при вколоченных и компрессионных переломах, так и участки просветления за счет смещения костных осколков при переломах плоских костей, деформации кости, например при компрессионных переломах. У детей, помимо перечисленных, признаками перелома являются также деформация коркового слоя при переломах по типу зеленой веточки и деформация хрящевой пластинки зоны роста, например при эпифизеолизе. Следует учитывать и косвенные симптомы переломов — изменения прилежащих мягких тканей. К ним относят утолщения и уплотнения тени мягких тканей за счет гематомы и отека, исчезновение и деформацию физиологических просветлений в области суставов, затемнение воздухоносных полостей при переломах пневматизированных костей. Косвенным признаком перелома, имеющем давность не менее 2—3 недель, является местный остеопороз, обусловленный интенсивной перестройкой костной ткани.» (ММЭ)

Сращение переломов

Сращение переломов — сложный биологич. процесс, начинающийся спаянием отломков молодой соединительной тканью, образующей так наз. мягкую мозоль; последняя затем превращается в костную мозоль, прочно соединяющую отломки. Скорейшую сращению способствуют тесное соприкосновение отломков и покой. При этих условиях длительность сращения зависит от того, какая кость сломана. Быстрее всего (за 2−2,5 нед.) срастается П. фаланги пальца, дольше всего (за 6 мес.) — П. шейки бедренной кости. При большом расстоянии между отломками, вклинивании между ними слоя мягких тканей, при нарушениях покоя сращение П. замедляется и может вообще не произойти; в этом случае образуется ложный сустав. Сращение может наступить и при значительном смещении отломков, но тогда П. срастается неправильно, что приводит к укорочению или искривлению конечности (рис. 3.).

Рис. 3. Сращение отломков

бедра под углом. Стрелкой

указана костная мозоль.

Процесс сращения особенно нарушается при открытых П., подвергавшихся бактерийному загрязнению, в результате чего развивалась инфекция.

Лечение П. состоит в устранении смещения путём вправления (репозиции) отломков с последующей фиксацией их в правильном положении на срок, необходимый для сращения П. Лечение проводит хирург или травматолог, к которому пострадавший должен быть направлен как можно скорее.

Первая помощь

Первая помощь заключается в транспортной иммобилизации, чаще всего при помощи шин из подручных материалов. Хорошая транспортная иммобилизация препятствует увеличению смещения отломков и уменьшает болезненность при перевозке пострадавшего, а значит и возможность развития травматического шока, особенно при П. бедра. Шину накладывают по общим правилам. При отсутствии средств для шинирования верхнюю конечность следует подвесить на косынку, нижнюю — прибинтовать к здоровой ноге. В случае открытого перелома необходимо прежде всего смазать кожу вокруг раны спиртовым раствором йода и наложить стерильную повязку. Открытый перелом конечности с обильным кровотечением требует наложения кровоостанавливающего жгута, который накладывают также до иммобилизации. Оказывая первую помощь, не следует добиваться полного исправления имеющейся деформации конечности. Подобные попытки мучительны для пострадавшего и грозят повреждением сосудов, нервов. Поэтому нужно ограничиться осторожным потягиванием конечности по длине за кисть или стопу. При открытом переломе совершенно недопустимо вправление в глубину раны выступающих на поверхность отломков кости, т.к. вместе с ними в глубокие ткани могут внедриться возбудители инфекции.

Правила и возможные ошибки наложения шин

При наложении шин следует фиксировать не только место перелома, но и суставы, расположенные выше и ниже перелома. Накладывать шины надо осторожно, не нанося дополнительной травмы пострадавшему. Перед наложением шин необходимо положить слой ваты или мягкую ткань на определяющиеся под кожей костные выступы.

При повреждениях лучезапястного сустава или кисти предплечье и кисть укладывают на шину, повернув кисть ладонью к туловищу. Пальцы необходимо фиксировать полусогнутыми с противопоставлением большого пальца. Для этого под ладонь подкладывают ватно-марлевый валик [«https://r.bookap.info», 14].

Прибинтовывать лучше, начиная с предплечья. Перегибы бинта делают над шиной, чтобы исключить давление на мягкие ткани. На кисти циркулярные туры бинта проходят между большим и указательным пальцами. Обычно к валику на шине прибинтовывают только поврежденные пальцы. Иммобилизацию заканчивают подвешиванием предплечья на косынке.

При повреждениях только пальцев можно ограничиться прибинтовыванием их к ватно-марлевому шару или валику и подвесить предплечье и кисть на косынке Поврежденный большой палец следует фиксировать на валике в положении противопоставления остальным пальцам, что лучше осуществить на валике цилиндрической формы.

При переломах костей предплечья шина должна быть наложена от пальцев по тыльной поверхности руки, согнутой в локтевом суставе под углом 90° и фиксированной бинтом или косынкой (Приложение: рис. 1).

При переломах плечевой кости необходимо фиксировать лучезапястный, локтевой и плечевой суставы. Шина накладывается по тыльной поверхности предплечья и плеча на согнутую под углом 90° в локтевом суставе руку от пальцев до противоположного плечевого сустава. При отсутствии шины руку укладывают в косынку, второй косынкой ее фиксируют к туловищу (Приложение: рис. 2). В крайнем случае возможна иммобилизация верхней конечности с помощью бинта или полы куртки (Приложение: рис3).

При переломах костей стопы, лодыжек и нижней трети голени шина должна быть наложена по подошвенной поверхности стопы и задней поверхности голени от кончиков пальцев до верхней трети голени, стопа к голени должна быть под углом 90°.

При переломах костей голени в средней и верхней ее трети и при переломах бедренной кости необходимо фиксировать голеностопный, коленный и тазобедренный суставы. Фиксация осуществляется с помощью трех шин. Одна накладывается по подошвенной поверхности стопы, задней поверхности голени и бедра от концов пальцев до верхней трети бедра, вторая — по внутренней поверхности стопы, голени и бедра, третья — по наружной поверхности ноги и туловища от стопы до подмышечной впадины. При отсутствии шин поврежденную ногу прибинтовывают к выпрямленной здоровой ноге, которая в данном случае служит шиной (Приложение: рис.4: а, б). Фиксировать можно также с помощью мягкой шины из одеяла (Приложение: рис. 4: в, г).

Возможно применение импровизированных шин при переломах бедра, голени (Приложение: рис.5). При переломе бедренной кости такая шина недостаточна для транспортировки пострадавшего на большие расстояния.

При растяжении связок голеностопного сустава шину накладывают по подошвенной поверхности голени от кончиков пальцев до верхней трети голени. Стопа должна быть к голени под углом 90°. При растяжении связок коленного сустава шину накладывают по задней поверхности ноги от голеностопного сустава до ягодицы.

При шинировании часто допускают следующие ошибки:

Под шину не помещают мягкую прокладку, что приводит к давлению на костные выступы и вызывает боль; возможно образование пролежней.

Шина коротка, и кисть или стопа свисают.

Отсутствует ватно-марлевый валик, на котором фиксируют кисть.

Шина фиксирована непрочно.

Иммобилизацию руки не завершают ее подвешиванием на косынке.

Дальнейшее лечение

Дальнейшее лечение большинства закрытых и всех открытых переломах проводиться в больничных условиях; здесь вправление отломков производят, при необходимости, с помощью особых приспособлений, а лечебную иммобилизацию осуществляют различными способами — гипсовой повязкой, постоянным вытяжением или с помощью особой компрессионно-дистракционной аппаратуры, которая не только удерживает отломки в правильном положении, но и прижимает их друг к другу. Иногда приходится прибегать к операции, скрепляя отломки металлическими пластинками, стержнями, шурупами и пр. При некоторых закрытых П. (напр., пальцев, отдельных костей кисти, стопы, одной из костей предплечья и др.) назначают амбулаторное лечение в поликлинике, травматологическом пункте. В этих случаях пострадавший должен знать, что правильно наложенная врачом гипсовая повязка может через несколько часов оказаться тесной, т.к. увеличится припухлость на месте переломов. При появлении признаков сдавления (болей, бледности или синюшности пальцев) нужно тотчас обратиться к врачу, не путаясь надрезать повязку. Нужно помнить также, что при леч. иммобилизации полный покой конечности не только не обязательно, но вреден, т.к. ведёт к ослаблению мышц, трудоподвижности суставов, замедляет сращение П. Поэтому необходимо дома заниматься лечебной гимнастикой, выполняя, по указанию врача, движения при которых не нарушается неподвижность отломков (напр., движения пальцами руки при П. плеча, предплечья, движения в локте при П. кисти и т. п.). Лечение в больничных условиях также включает занятия лечебной физкультурой, массаж, физиотерапевтические процедуры и т. д. Не менее важно правильно проводить лечение после сращения перелома и снятия иммобилизации. Проводиться оно должно под контролём врача. Часто в процессе лечения П. костей нижних конечностей больные пользуются костылями. Деталь это можно только по разрешению врача. Костыли необходимо подгонять по росту больного так, чтобы при пользовании ими большая часть веса тела приходилась на руки, а не на подмышечные впадины.

При лечении переломов большое значение имеет рациональное питание. Пища должна быть легкоусваемой, полноценной по калорийности и составу. Особую ценность имеют насыщенные витаминами и минеральными солями свежие фрукты и овощи.

Профилактика переломов заключается в строжайшем соблюдении правил техники безопасности на производстве, в сельском хозяйстве, на транспорте, при занятиях спортом.

Тест

1) Переломы — это …

а) нарушение целостности кости

б) нарушение целостностей внутренних органов

в) растяжение связок

2) Переломы, которые возникают внутриутробно называют…

а) патологические

б) врожденные

в) наследственные

3) Наличие чего обязательно для открытых переломов?

а) синяка

б) раны

в) трещины

4) Что является основным в диагностике переломов?

а) рентгенологическое исследование

б) флюорография

в) нет правильного ответа

5) какой должна быть пища при рациональном питании во время лечения переломов?

а) тяжелой, сытной

б) легкоусваемой

в) диетической Ответы на тест

1) а

2) б

3) б

4) а

5) б

Список используемой литературы

1) «Популярная медицинская энциклопедия». Под. ред. академик Б. В. Петровский. Москва. 1981.

Приложение

Рис. 1 Этапы наложения шины при переломах костей предплечья, плеча: а — иммобилизация подручными средствами; б — фиксация бинтом верхней конечности к грудной клетке.

Рис. 2. Этапы фиксации верхней конечности с помощью косынок Рис. 3 Шинирование верхней конечности: а — с помощью полы куртки; б — с помощью бинта Рис. 4. Шинирование при переломах костей нижней конечности: а — при переломе бедра; б — при переломе голени; в, г — при помощи мягкой шины из одеяла при переломе голени (вид сверху и сбоку) Рис. 5. Импровизированные шины при переломе: а — бедренной кости; б — голени

Показать весь текст

Источник

Êëàññèôèêàöèÿ òèïîâ ïåðåëîìîâ êîñòåé. Îñíîâíûå ñèìïòîìû è ïðèçíàêè. Ïåðåëîìû âåðõíèõ è íèæíèõ êîíå÷íîñòåé. Îöåíêà òÿæåñòè ñîñòîÿíèÿ ïîñòðàäàâøåãî è ëîêàëèçàöèÿ ïîâðåæäåíèé. Îñíîâíûå çàäà÷è ïåðâîé ïîìîùè. Ñòàäèè ðåãåíåðàöèè, ôîðìèðîâàíèå êîñòíîé ìîçîëè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÌÈÍÎÁÐÍÀÓÊÈ ÐÎÑÑÈÈ

ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÅ ÁÞÄÆÅÒÍÎÅ

ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ

ÂÛÑØÅÃÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß

«ÂÎÐÎÍÅÆÑÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ»

Ôàðìàöåâòè÷åñêèé ôàêóëüòåò

Êàôåäðà êëèíè÷åñêîé ôàðìàêîëîãèè

Ðåôåðàò

íà òåìó: « Ïåðåëîìû êîíå÷íîñòåé è ÏÄÏ ïðè íèõ»

ïî äèñöèïëèíå ÏÄÏ

Âûïîëíèëà:

ñòóäåíòêà Âàñèëüåâà Ñ.À., ãð. 202, Â/Î

Ïðîâåðèëà:

Äüÿ÷êîâà Ñ. ß.

2017

ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß

ÑÈÌÏÒÎÌÛ È ÏÐÈÇÍÀÊÈ

ÏÅÐÅËÎÌÛ ÂÅÐÕÍÈÕ ÊÎÍÅ×ÍÎÑÒÅÉ

ÏÅÐÅËÎÌÛ ÍÈÆÍÈÕ ÊÎÍÅ×ÍÎÑÒÅÉ

ÏÄÏ

ÐÅÃÅÍÅÐÀÖÈß

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

ÑÏÈÑÎÊ ÈÑÏÎËÜÇÓÅÌÎÉ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

Ïåðåëîìì êîìñòè — ïîëíîå èëè ÷àñòè÷íîå íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè ïðè íàãðóçêå, ïðåâûøàþùåé ïðî÷íîñòü òðàâìèðóåìîãî ó÷àñòêà ñêåëåòà. Ïåðåëîìû ìîãóò âîçíèêàòü êàê âñëåäñòâèå òðàâìû, òàê è â ðåçóëüòàòå ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ èçìåíåíèÿìè â ïðî÷íîñòíûõ õàðàêòåðèñòèêàõ êîñòíîé òêàíè.

Òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ ïðè ïåðåëîìàõ îáóñëîâëåíà ðàçìåðàìè ïîâðåæä¸ííûõ êîñòåé è èõ êîëè÷åñòâîì. Ìíîæåñòâåííûå ïåðåëîìû êðóïíûõ òðóá÷àòûõ êîñòåé ïðèâîäÿò ê ðàçâèòèþ ìàññèâíîé êðîâîïîòåðè è òðàâìàòè÷åñêîìó øîêó. Òàêæå áîëüíûå ïîñëå òàêèõ òðàâì ìåäëåííî âîññòàíàâëèâàþòñÿ, âûçäîðîâëåíèå ìîæåò çàíÿòü íåñêîëüêî ìåñÿöåâ.

ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß

Òèïû ïåðåëîìîâ êëàññèôèöèðóþò ïî íåñêîëüêèì êðèòåðèÿì, ýòî ñâÿçàíî ñ îòñóòñòâèåì åäèíûõ ïðè÷èí è ëîêàëèçàöèè ïåðåëîìîâ.

 ñîâðåìåííûõ êëàññèôèêàöèÿõ âûäåëÿþò òèïû ïåðåëîìîâ â çàâèñèìîñòè îò ñëåäóþùèõ ïðèçíàêîâ:

Ïî ïðè÷èíå âîçíèêíîâåíèÿ

· Òðàâìàòè÷åñêèå — âûçâàííûå âíåøíèì âîçäåéñòâèåì.

· Ïàòîëîãè÷åñêèå — âîçíèêàþùèå ïðè ìèíèìàëüíîì âíåøíåì âîçäåéñòâèè âñëåäñòâèå ðàçðóøåíèÿ êîñòè êàêèì-íèáóäü ïàòîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì (íàïðèìåð, òóáåðêóë¸çíûì, îïóõîëåâûì èëè äðóãèì).

Ïî òÿæåñòè ïîðàæåíèÿ

· Ïîëíûå.

· Áåç ñìåùåíèÿ (íàïðèìåð, ïîä íàäêîñòíèöåé).

· Ñî ñìåùåíèåì îòëîìêîâ.

· Íåïîëíûå — òðåùèíû è íàäëîìû.

Ïî ôîðìå è íàïðàâëåíèþ ïåðåëîìà

· Ïîïåðå÷íûå — ëèíèÿ ïåðåëîìà óñëîâíî ïåðïåíäèêóëÿðíà îñè òðóá÷àòîé êîñòè.

· Ïðîäîëüíûå — ëèíèÿ ïåðåëîìà óñëîâíî ïàðàëëåëüíà îñè òðóá÷àòîé êîñòè.

· Êîñûå — ëèíèÿ ïåðåëîìà ïðîõîäèò ïîä îñòðûì óãëîì ê îñè òðóá÷àòîé êîñòè.

· Âèíòîîáðàçíûå — ïðîèñõîäèò âðàùåíèå êîñòíûõ îòëîìêîâ, êîñòíûå îòëîìêè «ïîâ¸ðíóòû» îòíîñèòåëüíî ñâîåãî íîðìàëüíîãî ïîëîæåíèÿ.

· Îñêîëü÷àòûå — íåò åäèíîé ëèíèè ïåðåëîìà, êîñòü â ìåñòå ïîâðåæäåíèÿ ðàçäðîáëåíà íà îòäåëüíûå îòëîìêè.

· Êëèíîâèäíûå — êàê ïðàâèëî âîçíèêàåò ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà, êîãäà îäíà êîñòü âäàâëèâàåòñÿ â äðóãóþ, îáðàçóÿ êëèíîâèäíóþ äåôîðìàöèþ.

· Âêîëî÷åííûå — êîñòíûå îòëîìêè ñìåùàþòñÿ ïðîêñèìàëüíåé ïî îñè òðóá÷àòîé êîñòè èëè ðàñïîëàãàþòñÿ âíå îñíîâíîé ïëîñêîñòè ãóá÷àòîé êîñòè.

· Êîìïðåññèîííûå — êîñòíûå îòëîìêè ìåëêèå, ÷¸òêîé, åäèíîé ëèíèè ïåðåëîìà íåò.

Ïî öåëîñòíîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ

· Çàêðûòûå — íå ñîïðîâîæäàþòñÿ ðàíåíèÿìè òêàíåé, ïðîíèêàþùèõ ê ìåñòó ïåðåëîìà, è íå ñîîáùàþòñÿ ñ âíåøíåé ñðåäîé. Åäèíè÷íûå — åñëè îäèí ïåðåëîì îäíîãî ñåãìåíòà îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Ìíîæåñòâåííûå — åñëè ïåðåëîì â ïðåäåëàõ îäíîãî ñåãìåíòà èëè ðàçëè÷íûõ ñåãìåíòîâ îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà.

· Îòêðûòûå — (îãíåñòðåëüíûå è íåîãíåñòðåëüíûå), ïåðåëîìû êîñòåé ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ðàíåíèÿìè ìÿãêèõ òêàíåé è ñîîáùàþùèåñÿ ñ âíåøíåé ñðåäîé. Ñî÷åòàííûå — åñëè ïåðåëîì ñî÷åòàåòñÿ ñ òðàâìîé âíóòðåííèõ îðãàíîâ, ÷åðåïà. Êîìáèíèðîâàííûå — åñëè ïîðàæåíèå â îäíîé àíàòîìè÷åñêîé îáëàñòè èëè â ðàçíûõ àíàòîìè÷åñêèõ îáëàñòÿõ.

Ïî ëîêàëèçàöèè ïåðåëîìà

 ïðåäåëàõ òðóá÷àòîé êîñòè âûäåëÿþò

· äèàôèçà

· ýïèôèçà

· ìåòàôèçà

Ïî îñëîæíåíèÿì

· Îñëîæí¸ííûå:

· òðàâìàòè÷åñêèì øîêîì.

· ïîâðåæäåíèåì âíóòðåííèõ îðãàíîâ.

· êðîâîòå÷åíèåì.

· æèðîâîé ýìáîëèåé.

· ðàíåâîé èíôåêöèåé, îñòåîìèåëèòîì, ñåïñèñîì.

· Íåîñëîæí¸ííûå.

Òàêæå íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííûå òèïû ïåðåëîìîâ èìåþò îáùåïðèíÿòûå íàçâàíèÿ — ïî èìåíè àâòîðà, âïåðâûå èõ îïèñàâøåãî.

Òàê, íàïðèìåð, ïåðåëîì øèëîâèäíîãî îòðîñòêà ëó÷åâîé êîñòè, íàçûâàåòñÿ ïåðåëîìîì Êîëëåñà. Òàêæå ê äîâîëüíî èçâåñòíûì òèïàì òðàâì âåðõíåé êîíå÷íîñòè îòíîñÿòñÿ ïåðåëîì Ìîíòåäæà, âîçíèêàþùèé ïðè ïåðåëîìå ëîêòåâîé êîñòè â âåðõíåé òðåòè è âûâèõå ãîëîâêè ëó÷åâîé êîñòè ñ ïîâðåæäåíèåì âåòâè ëó÷åâîãî íåðâà, è ïåðåëîì Ãîëåàööè, ïðåäñòàâëÿþùèé ñîáîé ïåðåëîì ëó÷åâîé êîñòè â íèæíåé òðåòè ñ ðàçðûâîì äèñòàëüíîãî ðàäèî-óëüíàðíîãî ñî÷ëåíåíèÿ è âûâèõîì â ýòîì ñóñòàâå.

 äåòñêîì è þíîøåñêîì âîçðàñòå íàáëþäàþòñÿ ïåðåëîìû ïî íåîêîñòåíåâøåé ðîñòêîâîé (ýïèôèçàðíîé) ëèíèè — ýïèôèçèîëèçû.  ïîæèëîì âîçðàñòå ïåðåëîìû ïðîèñõîäÿò ïðè çíà÷èòåëüíî ìåíüøåé òðàâìèðóþùåé íàãðóçêå, è ñðîêè âîññòàíîâëåíèÿ óâåëè÷èâàþòñÿ. Ýòî ñâÿçàíî ñ èçìåíåíèåì ñîîòíîøåíèÿ ìèíåðàëüíîãî è îðãàíè÷åñêîãî êîìïîíåíòîâ êîñòè.

ñèìïòîìû è ïðèçíàêè

1. Áîëü, âîçíèêàþùàÿ â ìåñòå ïåðåëîìà êîñòè. Èíîãäà îíà ìîæåò îòäàâàòü â ïðèëåãàþùèå îáëàñòè, íàïðèìåð, â ñëó÷àå ñ òðàâìîé ëîêòåâîé êîñòè áîëü îùóòèìà â çîíå ïëå÷à è ïðåäïëå÷üÿ. Áîëåâîé ñèíäðîì äîâîëüíî èíòåíñèâåí è óñèëèâàåòñÿ ïðè äâèæåíèè èëè äîïîëíèòåëüíîé íàãðóçêå íà êîíå÷íîñòü.

2. Êðîâîïîäòåê è ïðèïóõëîñòü, êîòîðàÿ îñîáåííî âûðàæåíà ïðè ïåðåëîìå çàïÿñòüÿ, ëîêòåâîãî ñóñòàâà, ïàëüöåâ.

3. Äåôîðìàöèÿ ïîâðåæäåííîé îáëàñòè, äèàãíîñòèðóåìàÿ â ñëó÷àÿõ ñ ïåðåëîìàìè ñî ñìåùåíèåì. ×àùå âèçóàëèçèðóåòñÿ ïðè òðàâìàõ ïðåäïëå÷üÿ è ïëå÷åâîé êîñòè.

4. Îãðàíè÷åíèå ïîäâèæíîñòè áëèç íàõîäÿùèõñÿ ñóñòàâîâ. Òàê, â ñëó÷àå íàðóøåíèÿ öåëîñòíîñòè ëó÷åâîé êîñòè, áóäåò íàáëþäàòüñÿ îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé â ëó÷åçàïÿñòíîì ñóñòàâå.

5. Õðóñò îòëîìêîâ êîñòè. Ñèìïòîì áîëåå õàðàêòåðåí äëÿ òðàâì ëîêòåâîãî îòðîñòêà èëè ïëå÷à.

6. Ïîõîëîäàíèå êîíå÷íîñòè. Ñâèäåòåëüñòâóåò î íàðóøåíèè êðîâîîáðàùåíèÿ ïî ïðè÷èíå ïîâðåæäåíèÿ êðóïíûõ ìàãèñòðàëüíûõ àðòåðèé è ÿâëÿåòñÿ âåñüìà òðåâîæíûì ñèãíàëîì.

7. Îáðàçîâàíèå ãåìàòîìû — îáèëüíîãî êðîâîèçëèÿíèÿ â ïîäêîæíûõ òêàíÿõ.

8. Íàðóøåíèå ÷óâñòâèòåëüíîñòè ðóêè è ïàëüöåâ, êîòîðîå âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå ïîâðåæäåíèÿ íåðâîâ â ìîìåíò ïåðåëîìà.

ïåðåëîìû âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé

1.Ïëå÷åâîé êîñòè — äëèííîé òðóá÷àòîé êîñòè, ÿâëÿþùåéñÿ ïðîìåæóòî÷íûì çâåíîì ìåæäó ëîïàòêîé è ëîêòåâûì ñóñòàâîì.  çàâèñèìîñòè îò ëîêàöèè è îñîáåííîñòè ñòðîåíèÿ ýòîé ÷àñòè ñêåëåòà âûäåëÿþò ïåðåëîìû âåðõíåé, ñðåäíåé è íèæíåé ÷àñòè ïëå÷åâîé êîñòè.

2.Êëþ÷èöû — èçîãíóòîé òðóá÷àòîé êîñòè ÷àùå âñåãî â ñðåäíåé åå ÷àñòè (äèàôèçå) ïî ïðè÷èíå ïàäåíèÿ èëè ïðÿìîãî óäàðà.

3.Ëîïàòêè, êîòîðàÿ èìååò òðåóãîëüíóþ, ñëåãêà èçîãíóòóþ ôîðìó è ñîåäèíÿåò ìåæäó ñîáîé êëþ÷èöó è ïëå÷åâóþ êîñòü. Ïîäîáíîãî ðîäà ïåðåëîì âñòðå÷àåòñÿ êðàéíå ðåäêî. Ýòî îáúÿñíÿåòñÿ ðàñïîëîæåíèåì êîñòè â òîëùàõ ìûøö, åå ôîðìîé è îòíîñèòåëüíîé ïîäâèæíîñòüþ.

4.Ëîêòåâîãî ñóñòàâà, îáðàçîâàííîãî ëîêòåâîé, ïëå÷åâîé è ëó÷åâîé êîñòÿìè. Òðàâìà âîçíèêàåò ïî ïðè÷èíå ñëàáîñòè ñóõîæèëèé è ëîêòåâûõ ñâÿçîê â ðåçóëüòàòå ïàäåíèÿ íà âûòÿíóòóþ ðóêó èëè ëîêîòü.

5.Ëó÷åâîé êîñòè, êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ ïàðíîé êîñòüþ â ñîñòàâå ïðåäïëå÷üÿ. Íàèáîëåå ÷àñòî äèàãíîñòèðóåòñÿ ïåðåëîì íèæíåé òðåòè åå ÷àñòè.

6.Çàïÿñòüÿ — ÷àñòè ñêåëåòà âåðõíåé êîíå÷íîñòè, ðàñïîëîæåííîãî ìåæäó ïðåäïëå÷üåì è ïÿñòíûìè êîñòÿìè è ñîñòîÿùåãî èç âîñüìè êîñòåé. Ïåðåëîìû ýòîãî îòäåëà êëàññèôèöèðóþòñÿ â çàâèñèìîñòè îò òðàâìèðîâàííîé ñîñòàâëÿþùåé êîñòè; ôàëàíãè ïàëüöà, èìåþùåé õðóïêóþ òðóá÷àòóþ ñòðóêòóðó.

ÏÅÐÅËÎÌÛ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé

ïåðåëîì êîñòü ðåãåíåðàöèÿ êîíå÷íîñòü

Ïåðåëîìû øåéêè áåäðåííîé êîñòè. Îòìå÷àþòñÿ äåôîðìàöèÿ îáëàñòè ñóñòàâà, óêîðî÷åíèå è âûíóæäåííîå ïîëîæåíèå ïîâðåæäåííîé íèæíåé êîíå÷íîñòè (íîãà ðîòèðîâàíà êíàðóæè), ðåçêàÿ áîëåçíåííîñòü â îáëàñòè òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà, ïðèïóõëîñòü â ïàõîâîé îáëàñòè. Àêòèâíûå äâèæåíèÿ â òàçîáåäðåííîì ñóñòàâå íåâîçìîæíû, ïàññèâíûå — îãðàíè÷åííû è ðåçêî áîëåçíåííû, áîëüíîé íå ìîæåò ïîäíÿòü êîíå÷íîñòü. Ïðè âêîëî÷åííûõ ïåðåëîìàõ øåéêè äèàãíîñòèêà çàòðóäíåíà, ñèìïòîìàòèêà ñêóäíàÿ, áîëüíûå ìîãóò ñâîáîäíî ïåðåäâèãàòüñÿ, ïîýòîìó íåîáõîäèìà ðåíòãåíîãðàôèÿ â 2 ïðîåêöèÿõ. Ëå÷åíèå — èììîáèëèçàöèÿ øèíîé Äèòåðèõñà, ýâàêóàöèÿ â ñïåöèàëèçèðîâàííîå ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå.

Ïåðåëîìû äèàôèçà áåäðà. Âñòðå÷àþòñÿ íàèáîëåå ÷àñòî è ñîïðîâîæäàþòñÿ çíà÷èòåëüíûì ïîâðåæäåíèåì ìûøö, áîëüøèì êðîâîèçëèÿíèåì, ñèëüíîé áîëüþ, øîêîì, ñìåùåíèåì îòëîìêîâ êîñòè è äðóãèìè òèïè÷íûìè ïðèçíàêàìè ïåðåëîìîâ. Ëå÷åíèå — ïðîòèâîøîêîâûå ìåðîïðèÿòèÿ, â îñòàëüíîì — êàê è ïðè ïåðåëîìàõ øåéêè áåäðà; ïðè ïåðåëîìàõ áåç ñìåùåíèÿ íàêëàäûâàþò ãèïñîâóþ êîêñèòíóþ ïîâÿçêó ñ çàõâàòîì ñòîïû.

Ïåðåëîì íàäêîëåííèêà. Áûâàåò â ðåçóëüòàòå ïðÿìîãî ïðèëîæåíèÿ ñèëû (ïàäåíèå íà êîëåíî, óäàð) è íåïðÿìîãî.  ïåðâîì ñëó÷àå ïåðåëîì ìíîãîîñêîëü÷àòûé (ðàçäðîáëåíèå íàäêîëåííèêà), âî âòîðîì — ëèíèÿ ïåðåëîìà èìååò ïîïåðå÷íîå íàïðàâëåíèå. Ïîâðåæäåííàÿ êîíå÷íîñòü íåçíà÷èòåëüíî ñîãíóòà â êîëåíå, âûïðÿìèòü åå ïîñòðàäàâøèé íå ìîæåò âñëåäñòâèå áîëè è ðàçðûâà ñóõîæèëèÿ ÷åòûðåõãëàâîé ìûøöû. Ïðè çàêðûòûõ ïåðåëîìàõ áûñòðî íàðàñòàåò îòåê (ãåìàðòðîç), ïðè îòêðûòûõ — êðîâîòå÷åíèå. Âî âñåõ ñëó÷àÿõ áîëüíîìó ïðîâîäÿò îáåçáîëèâàíèå, èììîáèëèçàöèþ øèíîé Êðàìåðà èëè ãèïñîâîé ëîíãåòîé îò ÿãîäèöû äî ïÿòêè â ïîëîæåíèè ðàçãèáàíèÿ â êîëåííîì ñóñòàâå, ëîêàëüíóþ ãèïîòåðìèþ, íàçíà÷àþò àíàëüãåòè÷åñêèå ñðåäñòâà, ïî ïîêàçàíèÿì — ãåìîñòàòè÷åñêèå ïðåïàðàòû, ïðè íàãíîåíèè — àíòèáèîòèêè è ñóëüôàíèëàìèäíûå ïðåïàðàòû.

Ïåðåëîìû ìûùåëêîâ áîëüøåáåðöîâîé êîñòè. Êàê ïðàâèëî, ñî÷åòàþòñÿ ñ ïåðåëîìîì ïîä ãîëîâêîé ìàëîáåðöîâîé êîñòè è íàðóøåíèåì öåëîñòíîñòè ñóñòàâíîé ïîâåðõíîñòè. Íàðóæíûé ìûùåëîê ó ìîðÿêîâ ïîâðåæäàåòñÿ ÷àùå âíóòðåííåãî.  îáëàñòè ïåðåëîìà — ïðèïóõëîñòü, ãåìàòîìà, ãåìàðòðîç.  çàâèñèìîñòè îò ïîâðåæäåíèÿ íàðóæíîãî èëè âíóòðåííåãî ìûùåëêà âíóòðè ñóñòàâà ðàçâèâàþòñÿ ñîîòâåòñòâåííî genu valgum èëè genu varum, îòìå÷àåòñÿ ïàòîëîãè÷åñêàÿ áîêîâàÿ ïîäâèæíîñòü ãîëåíè â êîëåííîì ñóñòàâå. Ðåøàþùåå çíà÷åíèå â ïîñòàíîâêå äèàãíîçà èìååò ðåíòãåíîãðàôèÿ. Ïðè ïåðåëîìàõ áåç ñìåùåíèÿ îòëîìêîâ ðåêîìåíäóþòñÿ îáåçáîëèâàíèå, ïóíêöèÿ êîëåííîãî ñóñòàâà, ãèïñîâàÿ èììîáèëèçàöèÿ è ýâàêóàöèÿ â áîëüíèöó, ïðè ïåðåëîìàõ ñî ñìåùåíèåì — îáåçáîëèâàíèå, èììîáèëèçàöèÿ è ñðî÷íàÿ ýâàêóàöèÿ â áåðåãîâîå ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå.

Ïåðåëîìû äèàôèçà êîñòåé ãîëåíè. Ñîñòàâëÿþò îêîëî 30 % âñåõ ïåðåëîìîâ êîñòåé ãîëåíè. Ïðåîáëàäàþò ïåðåëîìû îáåèõ êîñòåé. Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè — ëîêàëüíàÿ áîëåçíåííîñòü è íåâîçìîæíîñòü îïîðû íà ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü. Ïðè èçîëèðîâàííîì ïåðåëîìå ìàëîáåðöîâîé êîñòè íàáëþäàåòñÿ òîëüêî ëîêàëüíàÿ áîëåçíåííîñòü, îïîðíàÿ ôóíêöèÿ ãîëåíè è ïîäâèæíîñòü ñìåæíûõ ñóñòàâîâ íå íàðóøåíà. Âîçìîæíû ïðèïóõëîñòü, ãåìàòîìû, ïóçûðè, íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè êîæè. Äèàãíîç óòî÷íÿþò íà îñíîâàíèè ðåíòãåíîãðàììû. Ëå÷åíèå — îáåçáîëèâàíèå, òðàíñïîðòíàÿ èììîáèëèçàöèÿ, ïî ïîêàçàíèÿì — ãåìîñòàòè÷åñêàÿ è ïðîòèâîøîêîâàÿ òåðàïèÿ. Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ — ïåðâè÷íàÿ õèðóðãè÷åñêàÿ îáðàáîòêà, ðåïîçèöèÿ îòëîìêîâ, íàëîæåíèå ãèïñîâîé ïîâÿçêè.

Ïåðåëîìû ëîäûæåê. Ñîñòàâëÿþò 40 % âñåõ ïåðåëîìîâ êîñòåé.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïåðåëîìû ëîäûæåê ïðîèñõîäÿò ïðè äåéñòâèè ïðÿìîé òðàâìû (ïîâîðà÷èâàíèå ñòîïû êíóòðè èëè êíàðóæè). Ïåðåëîìû ëîäûæåê ñî ñìåùåíèåì, à òàêæå êðàåâûå ïåðåëîìû áîëüøåáåðöîâîé êîñòè ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü êàê ïåðåëîìî-âûâèõè. Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè — áûñòðî íàðàñòàþùàÿ îòå÷íîñòü è êðîâîèçëèÿíèÿ â îáëàñòè ïåðåëîìà, à èíîãäà è âñåé ñòîïû, äåôîðìàöèÿ çà ñ÷åò ðàçðûâà ñî÷ëåíåíèÿ ìåæäó áîëüøåáåðöîâîé è ìàëîáåðöîâîé êîñòÿìè èëè ïîäâûâèõà ñòîïû. Äèàãíîç îêîí÷àòåëüíî óñòàíàâëèâàþò íà îñíîâàíèè ðåíòãåíîãðàôèè â 2 ïðîåêöèÿõ. Ëå÷åíèå — îáåçáîëèâàíèå, òðàíñïîðòíàÿ èììîáèëèçàöèÿ. Ïðè íàõîæäåíèè ñóäíà â îòêðûòîì ìîðå ñóäîâîé âðà÷ ïðîèçâîäèò âïðàâëåíèå ïîäâûâèõà è ðåïîçèöèþ îòëîìêîâ ïîä ìåñòíîé àíåñòåçèåé (30—40 ìë 1 % ðàñòâîðà íîâîêàèíà). Áîëüíîé ëåæèò íà ñïèíå, ãîëåíü óäåðæèâàåò ïîìîùíèê, ñòîïó — âðà÷. Ïîñëå òðàêöèè ïî äëèíå ïðè ïåðåëîìå âíóòðåííåé ëîäûæêè ñî ñìåùåíèåì è ïîäâûâèõîì ñòîïû êíàðóæè ïîñëåäíåå óñòðàíÿþò äàâëåíèåì íà ñòîïó íèæå îáëàñòè ïåðåëîìà, ñíàðóæè êíóòðè. Ñòîïå ïðèäàþò âàðóñíîå ïîëîæåíèå, ÷åì óñòðàíÿþò òèïè÷íîå íàðóæíîå ñìåùåíèå âíóòðåííåé ëîäûæêè. Àíàëîãè÷íûì äàâëåíèåì óñòðàíÿþò ñìåùåíèå ñòîïû êïåðåäè è êçàäè, ñäàâëåííåé ëîäûæåê — ðàñõîæäåíèå âèëêè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà. Èììîáèëèçàöèÿ îáåñïå÷èâàåòñÿ ãèïñîâûì ïëàñòîì èëè ñàïîæêîì. Ñðîê ôèêñàöèè ïðè ïåðåëîìå íàðóæíîé ëîäûæêè — 4 íåä, âíóòðåííåé èëè îáåèõ — 6 íåä. Áîëüíîãî ýâàêóèðóþò â áîëüíèöó.

Ïîâðåæäåíèÿ êîñòåé ñòîïû. Ïðîèñõîäÿò ïðè ïàäåíèè íà íåå òÿæåëîãî ïðåäìåòà, ïðûæêàõ è ïàäåíèè ñ âûñîòû. Ïðè ïåðåëîìå òàðàííîé êîñòè íàáëþäàþòñÿ îòå÷íîñòü è êðîâîèçëèÿíèÿ ó âíóòðåííåé ëîäûæêè. Ïðè ñìåùåíèè îòëîìêîâ è âûâèõàõ òàðàííîé êîñòè ïîñëåäíÿÿ ïðîùóïûâàåòñÿ â îáëàñòè àõèëëîâà ñóõîæèëèÿ. Ïðè ïåðåëîìàõ ïÿòî÷íîé êîñòè èçìåíÿþòñÿ êîíòóðû ïÿòêè, íàãðóçêà íà ïÿòêó íåâîçìîæíà âñëåäñòâèå ðåçêîé áîëè, îòñóòñòâóþò àêòèâíûå äâèæåíèÿ â ïîäòàðàííîì ñóñòàâå. Ïðè ïåðåëîìå êîñòåé ïðåäïëþñíû, ïëþñíû è ôàëàíã ïàëüöåâ îòìå÷àþòñÿ áîëü ïðè íàãðóçêå è äàâëåíèè, ïðèïóõëîñòü, íàðóøåíèå ôóíêöèè. Äèàãíîç îêîí÷àòåëüíî óñòàíàâëèâàþò ïðè ðåíòãåíîãðàôèè êîñòåé ñòîïû. Ëå÷åíèå:îáåçáîëèâàíèå, ïðè íàõîæäåíèè ñóäíà â îòêðûòîì ìîðå — ðåïîçèöèÿ îòëîìêîâ ïîä ìåñòíîé àíåñòåçèåé è ãèïñîâàÿ èììîáèëèçàöèÿ (ëîíãåòà, ñàïîæîê) íà 4—6 íåä. Íåîáõîäèìà ýâàêóàöèÿ â áîëüíèöó.

ïåðâàÿ äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü

×åëîâåê, îêàçûâàþùèé ïåðâóþ äîâðà÷åáíóþ ïîìîùü ìîæåò:

1. Îöåíèòü òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ ïîñòðàäàâøåãî è ëîêàëèçàöèþ ïîâðåæäåíèé.

2. Ïðè íàëè÷èè êðîâîòå÷åíèÿ — îñòàíîâèòü åãî.

3. Îïðåäåëèòü, âîçìîæíî ëè ïåðåìåùåíèå ïîñòðàäàâøåãî, äî ïðèáûòèÿ êâàëèôèöèðîâàííîãî ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà. Íå ðåêîìåíäóåòñÿ ïåðåíîñèòü èëè ïåðåäâèãàòü áîëüíîãî ïðè òðàâìàõ ïîçâîíî÷íèêà è ìíîæåñòâåííûõ ïåðåëîìàõ.

4. Ïðè èçîëèðîâàííîé òðàâìå èììîáèëèçîâàòü ïîâðåæä¸ííûé ó÷àñòîê, íàëîæèòü øèíó. Øèíîé ìîæåò ñëóæèòü ëþáîé ïðåäìåò, êîòîðûé ïðåäîòâðàòèò äâèæåíèÿ â ïîâðåæä¸ííîé êîíå÷íîñòè (çàõâàòûâàÿ ñóñòàâû âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà). Ïðè èììîáèëèçàöèè íåîáõîäèìî ôèêñèðîâàòü íå ìåíåå äâóõ ñóñòàâîâ, ðàñïîëîæåííûõ âûøå è íèæå îáëàñòè ïåðåëîìà, ÷òîáû èñêëþ÷èòü ïîäâèæíîñòü ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà êîíå÷íîñòè!

5. Òàê, ïðè ïåðåëîìå ïðåäïëå÷üÿ íåîáõîäèìî çàôèêñèðîâàòü äâà ñìåæíûõ ñóñòàâà — ëó÷åçàïÿñòíûé è ëîêòåâîé, ÷òîáû äîáèòüñÿ ïîëíîöåííîãî îáåçäâèæèâàíèÿ ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà êîíå÷íîñòè.

6. Ïðè îòñóòñòâèè øèíû è ïîäðó÷íîãî ìàòåðèàëà ðóêó ïðèáèíòîâûâàþò ê òóëîâèùó, à íîãó — ê çäîðîâîé íîãå.

7. Ïðè îòñóòñòâèè ïðîòèâîïîêàçàíèé ê ïåðåìåùåíèþ ïîñòðàäàâøåãî òðàíñïîðòèðóþò â ìåäèöèíñêîå ó÷ðåæäåíèå.

8. Åñëè äîñòóï ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà çàòðóäí¸í èëè íåâîçìîæåí è èìåþòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ïåðåìåùåíèþ ïîñòðàäàâøåãî, îáåñïå÷èâàþò ïî âîçìîæíîñòè ïîëíóþ èììîáèëèçàöèþ ïîâðåæä¸ííûõ ó÷àñòêîâ, ïîñëå ÷åãî èñïîëüçóþòñÿ íîñèëêè ñ òâ¸ðäûì îñíîâàíèåì, ê êîòîðûì íàä¸æíî ôèêñèðóåòñÿ ïîñòðàäàâøèé.

Çàäà÷à ïåðâîé ïîìîùè-óìåíüøèòü áîëü, îáåñïå÷èòü ðàíåíîìó ïîëíûé ïîêîé è, ãëàâíîå, íå äîïóñòèòü ïîâðåæäåíèå ìÿãêèõ òêàíåé (ìûøö, ñóõîæèëèé),îêðóæàþùèõ ìåñòî ïåðåëîìà. Ïîñòðàäàâøåãî ñëåäóåò óëîæèòü, óñïîêîèòü, äàòü îáåçáîëèâàþùåå ñðåäñòâî (àíàëüãèí, ïðîìåäîë)è ñîçäàòü íåïîäâèæíîñòü ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè. Îêàçûâàÿ ïîìîùü ïðè çàêðûòûõ ïåðåëîìàõ, íå ñëåäóåò áåç îñîáîé íåîáõîäèìîñòè ñíèìàòü îäåæäó, îáóâü ñ ïîâðåæäåííîé ÷àñòè òåëà. Èõ ëèøü ðàçðåçàòü â íóæíîì ìåñòå. Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ ïîñëå îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ íà ðàíó íàêëàäûâàåòñÿ ñòåðèëüíàÿ ïîâÿçêà. Âïðàâëåíèå ïåðåëîìà äîïóñêàåòñÿ ëèøü â òîì ñëó÷àå, åñëè êòî-ëèáî èç ñïóòíèêîâ âëàäååò òåõíèêîé ýòîé ïðîöåäóðû.

ÐÅÃÅÍÅÐÀÖÈß

 ïðîöåññå ðåãåíåðàöèè ìîæíî âûäåëèòü 4 îñíîâíûå ñòàäèè:

1. Àóòîëèç — â îòâåò íà ðàçâèòèå òðàâìû ðàçâèâàåòñÿ îò¸ê, ïðîèñõîäèò àêòèâíàÿ ìèãðàöèÿ ëåéêîöèòîâ (â ÷àñòíîñòè îñòåîêëàñòîâ), àóòîëèç ïîãèáøèõ òêàíåé. Äîñòèãàåò ìàêñèìóìà ê 3—4 äíþ ïîñëå ïåðåëîìà, çàòåì ïîñòåïåííî ñòèõàåò.

2. Ïðîëèôåðàöèÿ è äèôôåðåíöèðîâêà — àêòèâíîå ðàçìíîæåíèå êëåòîê êîñòíîé òêàíè è àêòèâíàÿ âûðàáîòêà ìèíåðàëüíîé ÷àñòè êîñòè. Ïðè íåáëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ ñíà÷àëà ôîðìèðóåòñÿ õðÿùåâàÿ òêàíü, êîòîðàÿ çàòåì ìèíåðàëèçóåòñÿ è çàìåíÿåòñÿ êîñòíîé.

3. Ïåðåñòðîéêà êîñòíîé òêàíè — âîññòàíàâëèâàåòñÿ êðîâîñíàáæåíèå êîñòè, èç êîñòíûõ áàëîê ôîðìèðóåòñÿ êîìïàêòíîå âåùåñòâî êîñòè.

4. Ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå — âîññòàíîâëåíèå êîñòíîìîçãîâîãî êàíàëà, îðèåíòàöèÿ êîñòíûõ áàëîê â ñîîòâåòñòâèè ñèëîâûìè ëèíèÿìè íàãðóçêè, ôîðìèðîâàíèå íàäêîñòíèöû, âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé ïîâðåæä¸ííîãî ó÷àñòêà.

Íà ìåñòå ïåðåëîìà ôîðìèðóåòñÿ êîñòíàÿ ìîçîëü. Âûäåëÿþò 4 âèäà êîñòíîé ìîçîëè:

1. Ïåðèîñòàëüíóþ — ôîðìèðóåòñÿ íåáîëüøîå óòîëùåíèå âäîëü ëèíèè ïåðåëîìà.

2. Ýíäîîñòàëüíóþ — êîñòíàÿ ìîçîëü ðàñïîëîæåíà âíóòðè êîñòè, âîçìîæíî íåáîëüøîå óìåíüøåíèå òîëùèíû êîñòè â ìåñòå ïåðåëîìà.

3. Èíòåðìåäèàëüíóþ — êîñòíàÿ ìîçîëü ðàñïîëîæåíà ìåæäó êîñòíûìè îòëîìêàìè, ïðîôèëü êîñòè íå èçìåí¸í.

4. Ïàðàîññàëüíóþ — îêðóæàåò êîñòü äîñòàòî÷íî êðóïíûì âûñòóïîì, ìîæåò èñêàæàòü ôîðìó è ñòðóêòóðó êîñòè.

Òèï ñôîðìèðîâàâøåéñÿ êîñòíîé ìîçîëè çàâèñèò îò ðåãåíåðàöèîííûõ ñïîñîáíîñòåé ÷åëîâåêà è ëîêàëèçàöèè ïåðåëîìà.

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

Êàê âñïîìîãàòåëüíûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ, ïðîâîäÿòñÿ ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà, ìàññàæ, ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêîå ëå÷åíèå, CPM-òåðàïèÿ. Ñðîêè âîññòàíîâëåíèÿ ïðè ïåðåëîìàõ âî ìíîãîì îïðåäåëÿþòñÿ ñëîæíîñòüþ è ëîêàëèçàöèåé ïåðåëîìà. Îíè âàðüèðóþòñÿ îò íåñêîëüêèõ íåäåëü äî íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ âîññòàíîâëåíèå ïîñëå ïåðåëîìà íå ïðîèñõîäèò, ôîðìèðóåòñÿ ëîæíûé ñóñòàâ.  òàêèõ ñèòóàöèÿõ ïðèìåíÿþò ðàçëè÷íûå ìåòîäû ýíäîïðîòåçèðîâàíèÿ.

ÑÏÈÑÎÊ ÈÑÏÎËÜÇÓÅÌÎÉ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1.Ãðåáåíåâ À. Ë. Îñíîâû