Переломов конфуцианство

Конфуцийлатинизированная форма кит. Кун Фу-цзы — Учитель Кун (Кун-цзы 孔子, Кун Цю, Кун Чжун-ни). 552/51, Цзоу в царстве Лу (совр. г. Цюй-фу пров. Шаньдун), — 479 до н.э. Первый кит. философ, личность к-рого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в XI в. до н.э. династии Инь. Конфуций уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов (имел более трех тыс. учеников). Его педагогическая доктрина строилась на эгалитарно-демократич. принципе равных возможностей — «обучения вне зависимости от рода» обучаемого — и предполагала минимальную плату — «связку сушеного мяса». В 50 лет, «познав небесное предопределение» (тянь мин; см. Мин [1]), Конфуций попытался сделать карьеру гос. деятеля для практич. реализации своей социально-политич. теории. В 496 он достиг поста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину и, 13 лет путешествуя с ближайшими учениками по др. царствам Китая, безуспешно внушал их правителям свои идеи.

КонфуцийПоследние годы жизни он провел в Лу, занимаясь развитием своего учения, преподаванием и текстологич. работой над канонич. произведениями древности. Собственную историческую миссию Конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу к-рого составляли историко-дидактич. и художественные произведения, прежде всего «Шу цзин» и «Ши цзин». Эта исходная ориентация определила такие фундаментальные особенности конфуцианства, как нормативность, опирающаяся на историч. прецедент, и беллетризированность. Творцами культуры Конфуций считал «святых-совершенномудрых» (шэн [1]) правителей полуреальной, полумифич. «древности» (гу [2]), что позволило ему трактовать «культурность» (вэнь) и правильное обществ. устройство как две стороны одной медали — разные проявления единого Пути (дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в Поднебесной этот Путь поддерживается учеными-интеллектуалами (в идеале — чиновниками), чье наименование — жу стало обозначением конфуцианцев. При династии Хань во II в. до н.э. подобный подход к культуре был высоко оценен гос. властью: конфуцианство получило статус офиц. идеологии, а Конфуций — титулатуру, приравнивавшую его к «совершенномудрым» правителям древности (су ван — «некоронованный царь», или «подлинный властелин»).

Конфуций с ученикамиВзгляды Конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в V–IV вв. до н.э. и обретшем совр. форму на рубеже н. э. сборнике сентенций, диалогов, историч. описаний и бытовых сцен «Лунь юй» («Теоретические речи», или «Обсужденные высказывания»), содержащем разнотемные высказывания самого Конфуция, его учеников и их учеников (англ. пер.: L. Giles, 1907; D. Collie, 1828; J. Legge, 1861, 1895; W.E. Soothill, 1910; L.A. Lyall, 1935; Lin Yu-tang, 1938; A. Waley, 1938, 1939; J.R. Ware, 1955; D.C. Lau, 1979; Li T’an-chien, etc., 1991; R. Dawson, 1993; Лай Бо, Ся Юй-хэ, 1994; T. Brooks, 1998; франц. пер.: S. Couvreur, 1895; A. Cheng, 1981; P. Ryckmans, 1987; A. Lйvy, 1994; нем. пер.: R. Wilhelm, 1910; R. Moritz, 1986; итал. пер.: F. Tomassini, 1974; латин. пер.: Ph. Couplet, 1687; S. Couvreur, 1895; пер. на совр. кит.: Ян Бо-цзюнь, 1958; Мао Цзы-шуй, 1975, Се Бин-ин и др., 1980; Тан Мань-сянь, 1982; Ло Чэн-ле и др., 1988; Гоу Чэн-и, Ли Я-дун, 1992; Бао Ши-сян, 1992; Цай Си-цинь, 1994; рус. пер.: В.П. Васильев, 1876; П.С. Попов, 1910; В.А. Кривцов, 1972; И.И. Семененко, 1989; Л.И. Головачева, 1992; А.Е. Лукьянов, 1994; Л.С. Переломов, 1998; А.С. Мартынов, 2000).

Конфуцию также приписывается авторство филос. комментариев, входящих в «Чжоу и», и первой летописи «Чунь цю» («Вёсны и осени»).

Конфуций воздерживался от суждений о сверхъестественном, полагая высшей мироуправляющей силой божественно-натуралистич. «безмолвное» Небо (тянь [1]). Ниспосылаемое им «предопределение» (мин [1]) может и должно быть познано человеком, к-рый только в таком случае способен стать «благородным мужем» (цзюнь цзы), т.е. нормативной личностью, сочетающей в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Антагонист «благородного мужа» — «маленький (ничтожный) человек» (сяо жэнь), руководствующийся «выгодой» (ли [3]), а не «должной справедливостью» (и [1]), низкопоставленный и привязанный к конкретному делу. С т. зр. кардинальных личностных качеств, т.е. «благодати/добродетели» (дэ [1]), свободный («безорудийный» — бу ци) «благородный муж» господствует над зашоренным («орудийным») «маленьким человеком», как ветер — над травой. В центре учения Конфуция — человек, осмысляемый в единой социально-этич. плоскости, к к-poй сводятся и экзистенциальные («еще не зная, что такое жизнь, как узнать, что такое смерть?»), и религ. («еще не умея служить людям, как суметь служить навям?»), и гносеологич. проблемы (знание — это «знание людей»). Человеч. «природу» (син [1]) Конфуций, видимо, считал этически нейтральной («по природе люди близки друг другу, а по привычкам — далеки»; ср. Мэн-цзы, Сюнь-цзы). Поэтому для формирования личности необходимо «преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли [2])», результатом чего становится торжество «гуманности» (жэнь [2]) в Поднебесной. «Благопристойность» — «внешняя», ритуализованная этико-социальная норма и «гуманность» — «внутренняя» морально-психологич. установка на «любовь к людям» составляют двуединую ось конфуцианства, вокруг к-рой концентрируются его основополагающие категории — «благодать/добродетель», «должная справедливость», «сыновняя почтительность» (сяо [1]), «верность» (чжун [2]) и др. Этика Конфуция подчинена принципам «срединности» (чжун юн — «золотая середина») и «взаимности» (шу [1] — «золотое правило морали»). Заложенная в последнем идея эквивалентного взаимосоответствия обусловила социально-гносеологическую концепцию «выправления имен» (чжэн мин), выдвигающую необходимое для политико-административного управления требование адекватности между номинальным и реальным — «словом и делом» (мин–ши, ср. учение мин-цзя). В целом социально-политич. доктрина Конфуция зиждется на приоритете моральных ценностей и норм — этико-ритуальной благопристойности (ли [2]) и церемониальной музыки (юэ) над любыми иными видами регуляции обществ. жизни: административно-правовым, утилитарно-экономич., естественно-природным, к-рые выдвигались на первый план критиковавшими конфуцианство филос. школами — соответственно легизмом (фа-цзя), моизмом (мо цзя), даосизмом. Идейная и социальная победа конфуцианства над всеми конкурировавшими учениями обеспечила его создателю особый, сопряженный с религиозным культом статус культурного героя, духовного вождя нации, «некоронованного царя» и святого мудреца («таинственного совершенномудрого» — сюань шэн), сохранявшийся за ним в Китае до начала XX в. Конфуций и Лао-цзыРазвившийся после падения империи в 1911 негативизм по отношению к Конфуцию как гл. символу консерватизма и традиционализма достиг апогея в кампании «критики Линь Бяо и Конфуция», развернувшейся в КНР в 1970-х гг. Однако в 1980-х гг. эта тенденция сменилась на противоположную, стало усиливаться внимание к Конфуцию как родоначальнику нац. идеи. В 1985 в КНР был создан научноисследовательский институт Конфуция (Кун-цзы яньцзюсо). С 1986 Кит. фондом Конфуция (Чжунго Кун-цзы цзицзиньхуй), учрежденным в 1984, начал издаваться ежеквартальник «Исследования Конфуция» («Кун-цзы яньцзю», Цзинань).

Читайте также:  Статья сталина год великого перелома дата

Источники:
Ян Шу-да (сост.). «Лунь юй» шу чжэн («Суждения и беседы» с истолковывающими свидетельствами). Пекин, 1955; Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб., 1910; Древнекитайская философия. Т. 1–2. М., 1972–1973; Кобзев А.И. «Великое учение» — конфуцианский катехизис // Историко-философский ежегодник. 1986. М., 1986; Беседы и суждения Конфуция /Пер. В.П. Васильева, П.С. Попова, В.А. Кривцова, И.И. Семененко, А.Е. Лукьянова. М., 1999; Переломов A.C. Конфуций. «Лунь юй»: Исслед., пер. с кит., коммент. М., 1998; Мартынов A.C. Конфуцианство. «Лунь юй». Т. 1, 2. СПб., 2001; Lin Yutang. The Wisdom of Confucius. N.Y., 1943; K’ung Tzŭ Chia Yü. The School Sayings of Confucius / Tr. by R.P. Kramers. Leiden, 1950; Legge J. The Chinese Classics. Vol. 1. Hong Kong, 1960.

Литература:
Алексеев В.М. Труды по китайской литературе. Кн. 1, 2. М., 2002, 2003; Гране М. Китайская мысль. М., 2002, с. 318–329; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 151–153; Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982, с. 3–45; Конфуций. Я верю в древность /Сост. И.И. Семененко М., 1995; Малявин В.В. Конфуций. М., 1992; Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993; Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999; Семененко И.И. Афоризмы: Конфуция. М., 1987; Сигэки Каидзука. Конфуций. Первый учитель Поднебесной. М., 2003; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998. С. 58–69; Куан Я-мин. Кун-цзы пин чжуань (Критическая биография Конфуция). Цзинань, 1985; Нанкин, 1990; Кун сюэ чжиши цыдянь (Словарь знаний о Конфуции). Шэньян, 1990; Цай Шан-сы. Кун-цзы сысян тиси (Система идей Конфуция). Шанхай, 1982; Creel H.G. Confucius, the Man and the Myth. NY., 1949; Dawson R. Confucius. Oxf., 1981; Fingarette H. Confucius: the Secular as Sacred. N.Y., 1972; Hall D.L., Ames R.T. Thinking through Confucius. NY., 1987; Wilhelm R. Confucius and Confucianism. L., 1931.
 
Интернет-ресурсы:
Лунь юй — 5 версий русскоязычного перевода.
Лунь юй — текст на китайском языке с англоязычным переводом.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. — 2006. — 727 с. С. 284-286.

Источник

Переломов конфуцианство

Êîíôóöèàíñòâî êàê îäíî èç âåäóùèõ èäåéíûõ òå÷åíèé â Äðåâíåì Êèòàå. Îïðåäåëåíèå âëèÿíèÿ ñóäüáû Êîíôóöèÿ íà åãî ó÷åíèå. Èäåè ôèëîñîôèè êîíôóöèàíñòâà. Êîíöåïöèÿ ãîñóäàðñòâà è ïðîáëåìû ÷åëîâå÷åñòâà. Ëóíü Þé «Áåñåäû è ñóæäåíèÿ» — çàïèñè âûñêàçûâàíèé Êîíôóöèÿ.

ÐóáðèêàÔèëîñîôèÿ
Âèäêîíòðîëüíàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ04.12.2014
Ðàçìåð ôàéëà61,7 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

1. Àëåêñååâ Â. Ì. Êèòàéñêàÿ ëèòåðàòóðà. Ì., «Íàóêà», 1978.

ÌÈÍÎÁÐÍÀÓÊÈ ÐÎÑÑÈÈ

Ãîñóäàðñòâåííîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî

îáðàçîâàíèÿ

ÐÎÑÑÈÉÑÊÈÉÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉÃÓÌÀÍÈÒÀÐÍÛÉ

ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ

ÔÈËÈÀËÂÃ. ÄÎÌÎÄÅÄÎÂÎ

Êàôåäðà ãóìàíèòàðíûõ è ñîöèàëüíî-ïðàâîâûõ äèñöèïëèí

Êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà

ïî èñòîðèè ìèðîâûõ öèâèëèçàöèé

Íà òåìó: «Ó÷åíèå Êîíôóöèÿ»

Ñòóäåíòêà 1 êóðñà ä/î

Ñàðû Ìàðèÿ Ñåì¸íîâíà

Ïðåïîäàâàòåëü ê. è. í., äîöåíò

Øàìðàåâ Â.Ñ.

Äîìîäåäîâî 2014

Îãëàâëåíèå

  • Ââåäåíèå
  • Ïåðâûé âîïðîñ êîíòðîëüíîé ðàáîòû çâó÷èò òàê: Áèîãðàôèÿ Êîíôóöèÿ
  • Áèîãðàôèÿ Êîíôóöèÿ
  • Îñíîâû Ó÷åíèÿ Êîíôóöèÿ
  • Êîíöåïöèÿ ãîñóäàðñòâà è ïðîáëåìû ÷åëîâå÷åñòâà
  • Ëóíü Þé. «Áåñåäû è Ñóæäåíèÿ»
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

à) Ó÷åíèå î ÷åëîâåêå

Ó÷åíèå Êîíôóöèÿ ìîæíî ðàçäåëèòü íà òðè òåñíî âçàèìîñâÿçàííûå óñëîâíûå ÷àñòè, îáúåäèíÿåìûå èäååé öåíòðàëüíîñòè ÷åëîâåêà âî âñåì êîíôóöèàíñòâå. Ïåðâîå è ãëàâíîå âî âñåõ òðåõ ó÷åíèÿõ — ñàìî Ó÷åíèå î ÷åëîâåêå.

Êîíôóöèé ñîçäàâàë ñâîå ó÷åíèå íà îñíîâå ëè÷íîãî îïûòà. Íà îñíîâå ëè÷íîãî îáùåíèÿ ñ ëþäüìè âûâåë çàêîíîìåðíîñòü î òîì, ÷òî íðàâû â îáùåñòâå ñî âðåìåíåì ïàäàþò. Ðàçáèë ëþäåé íà òðè ãðóïïû:

1. Ðàñïóùåííûå.

2. Ñäåðæàííûå.

3. Ãëóïöû.

Äëÿ Êîíôóöèÿ ÷åëîâåê ÿâëÿåòñÿ ÷åëîâåêîì ëèøü ïîñòîëüêó, ïîñêîëüêó îí æèâåò â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðàâèëàìè è ðèòóàëîì. «×åëîâåê — è áåçæýíü! Äà î êàêîì æå ðèòóàëå ìîæåò èäòè ðå÷ü!» (III,

3) — âîñêëèöàåò îí, ïîêàçûâàÿ, ÷òî èìåííîæýíü îïðåäåëÿåò ìåðó ðèòóàëüíî-ñâÿùåííîé ñâÿçè ìåæäó ÷åëîâåêîì è ïîòóñòîðîííèì ìèðîì. Ìàñëîâ À.À. Êîíôóöèé. Óê. ñî÷. Ñ. 27

×òî æå òàêîåæýíü? Íåïîñðåäñòâåííî ê «ãóìàííîñòè», «ëþáâè ëþäÿì» ýòî ïîíÿòèå íå èìååò ïðÿìîãî îòíîøåíèÿ. Ìû, ñêîðåå, îïðåäåëèì ýòî êàê ñïîñîáíîñòü ïîñòîÿííî ñîõðàíÿòü ñâÿçü ñ Íåáåñíûìè ñèëàìè, ñ äóõàìè ïðåäêîâ.

Ê ïðèðîäíûì ôàêòîðàì Êîíôóöèé îòíîñèëñÿ îòðèöàòåëüíî, è âûñêàçûâàíèÿ åãî íà ýòîò ñ÷åò î÷åíü ïåññèìèñòè÷íû: «ß íèêîãäà íå âñòðå÷àë ÷åëîâåêà, êîòîðûé, çàìåòèâ ñâîþ îøèáêó, ðåøèëñÿ áû ñàì îñóäèòü ñåáÿ». Íà îñíîâå äàëåêî íå èäåàëüíîñòè ïðèðîäíûõ ôàêòîðîâ Êîíôóöèé äàæå âñòóïèë â ïðîòèâîðå÷èå ñ äðåâíåêèòàéñêèìè ó÷åíèÿìè, ïðèíèìàâøèìè èäåàëüíîñòü ïðèðîäíûõ òâîðåíèé çà àêñèîìó.

Öåëüþ ñâîåãî ó÷åíèÿ Êîíôóöèé ñòàâèë ïîñòèæåíèå ñìûñëà ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè, ãëàâíûì äëÿ íåãî áûëî óÿñíèòü ñêðûòóþ ïðèðîäó ÷åëîâåêà, òî, ÷òî äâèæåò èì è åãî ñòðåìëåíèÿìè. Ïî îáëàäàíèþ îïðåäåëåííûìè êà÷åñòâàìè è îò÷àñòè ïîëîæåíèþ â îáùåñòâå Êîíôóöèé ðàçäåëèë ëþäåé íà òðè êàòåãîðèè:

1. Öçþíü-öçû (áëàãîðîäíûé ìóæ) — çàíèìàåò îäíî èç öåíòðàëüíûõ ìåñò âî âñåì ó÷åíèè. Åìó îòâåäåíà ðîëü èäåàëüíîãî ÷åëîâåêà, ïðèìåðà äëÿ ïîäðàæàíèÿ äâóì îñòàëüíûì êàòåãîðèÿì.

2. Æýíü — îáû÷íûå ëþäè, òîëïà. Ñðåäíåå ìåæäó Öçþíü-öçû è Ñëî Æýíü.

3. Ñëî Æýíü (íè÷òîæíûé ÷åëîâåê) — â ó÷åíèè èñïîëüçóåòñÿ â îñíîâíîì â ñî÷åòàíèè ñ Öçþíü-öçû, òîëüêî â îòðèöàòåëüíîì çíà÷åíèè.

Êîíôóöèé âûðàçèë ñâîè ìûñëè îá èäåàëüíîì ÷åëîâåêå, íàïèñàâ: «Áëàãîðîäíûé ìóæ äóìàåò, ïðåæäå âñåãî, î äåâÿòè âåùàõ — î òîì, ÷òîáû âèäåòü ÿñíî, î òîì, ÷òîáû ñëóøàòü ÷åòêî, î òîì, ÷òîáû ëèöî áûëî ïðèâåòëèâûì, î òîì, ÷òîáû ðå÷ü áûëà èñêðåííåé, î òîì, ÷òîáû äåéñòâèÿ áûëè îñòîðîæíûìè, î íåîáõîäèìîñòè ñïðàøèâàòü äðóãèõ, êîãäà âîçíèêàþò ñîìíåíèÿ, î íåîáõîäèìîñòè ïîìíèòü, î ïîñëåäñòâèÿõ ñâîåãî ãíåâà, î íåîáõîäèìîñòè ïîìíèòü, î ñïðàâåäëèâîñòè, êîãäà åñòü âîçìîæíîñòü èçâëå÷ü ïîëüçó». Ãîëîâà÷åâà Ë.È. Óê. ñî÷ Ñ765

Ñìûñë æèçíè áëàãîðîäíîãî ÷åëîâåêà çàêëþ÷àåòñÿ â äîñòèæåíèè Äàî, ìàòåðèàëüíîå áëàãîïîëó÷èå îòõîäèò íà âòîðîé ïëàí: «Áëàãîðîäíûé ìóæ áåñïîêîèòñÿ ëèøü î òîì, ÷òî íå ìîæåò ïîñòè÷ü Äàî, åãî íå âîëíóåò íèùåòà». Êàêèìè æå êà÷åñòâàìè äîëæåí îáëàäàòü Öçþíü-öçû? Êîíôóöèé âûäåëÿåò äâà ôàêòîðà: «æýíü» è «âýíü». «Âýíü» — êóëüòóðíûé ñìûñë ÷åëîâå÷åñêîãî áûòèÿÈåðîãëèô, îáîçíà÷àþùèé ïåðâûé ôàêòîð, ìîæíî ïåðåâåñòè êàê «áëàãîðàñïîëîæåííîñòü». Ïî ìíåíèþ Êîíôóöèÿ, áëàãîðîäíûé ÷åëîâåê äîëæåí îòíîñèòñÿ ê ëþäÿì î÷åíü ãóìàííî, âåäü ãóìàííîñòü ïî îòíîøåíèþ äðóã ê äðóãó ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâíûõ ïîëîæåíèé ó÷åíèÿ Êîíôóöèÿ.

«Âýíü» — «êóëüòóðà», «ëèòåðàòóðà». Áëàãîðîäíûé ìóæ äîëæåí èìåòü áîãàòóþ âíóòðåííþþ êóëüòóðó. Áåç äóõîâíîé êóëüòóðû ÷åëîâåê íå ìîæåò ñòàòü áëàãîðîäíûì, ýòî íåðåàëüíî. Íî â òî æå âðåìÿ Êîíôóöèé ïðåäîñòåðåãàë îò ÷ðåçìåðíîãî óâëå÷åíèÿ «âýíü»: «Êîãäà â ÷åëîâåêå îäåðæèâàþò âåðõ ñâîéñòâà íàòóðû, ïîëó÷àåòñÿ äèêîñòü, êîãäà îáðàçîâàííîñòü — îäíà ó÷åíîñòü». Êîíôóöèé ïîíèìàë, ÷òî îáùåñòâî íå ìîæåò ñîñòîÿòü èç îäíèõ «æýíü» — îíî ïîòåðÿåò æèçíåñïîñîáíîñòü, íå áóäåò ðàçâèâàòüñÿ, è, â êîíöå êîíöîâ, ðåãðåññèðóåò. Îäíàêî íåðåàëüíî è îáùåñòâî, âêëþ÷àþùåå â ñåáÿ îäíèõ «âýíü» — ïðîãðåññà íå áóäåò è â ýòîì ñëó÷àå. Ïî ìíåíèþ Êîíôóöèÿ, ÷åëîâåê äîëæåí ñî÷åòàòü â ñåáå åñòåñòâåííûå ñòðàñòè è ïðèîáðåòåííóþ ó÷åíîñòü. Ýòî äàíî íå êàæäîìó è äîáèòüñÿ ýòîãî ìîæåò ëèøü èäåàëüíàÿ ëè÷íîñòü.

Áîëåå ïîëíî õàðàêòåð ýòîãî ïðèíöèïà ìîæíî óÿñíèòü èç ñëåäóþùèõ èçðå÷åíèé Êîíôóöèÿ: «Áëàãîðîäíûé ÷åëîâåê âåæëèâ, íî íå ëüñòèâ. Ìàëåíüêèé ÷åëîâåê ëüñòèâ, íî íå âåæëèâ». Îáëàäàòåëü õý — ÷åëîâåê, ëèøåííûé æåñòêîãî ñåðäöà, îáëàäàòåëü òóí — ÷åëîâåê, îáóðåâàåìûé ëüñòèâûìè íàìåðåíèÿìè.

Áëàãîðîäíûé ìóæ ñòðåìèòñÿ ê ãàðìîíèè è ñîãëàñèþ ñ äðóãèìè è ñ ñàìèì ñîáîé, åìó ÷óæäî áûòü ñî ñâîåé êîìïàíèåé. Ìàëåíüêèé ÷åëîâåê ñòðåìèòñÿ áûòü çàîäíî ñî ñâîåé êîìïàíèåé, åìó ÷óæäû ãàðìîíèÿ è ñîãëàñèå. http: //bibliofond.ru/view. aspx? id=664534

Õý Õý-ãàðìîíèÿ, ìèð. — âàæíåéøèé öåííîñòíûé êðèòåðèé Áëàãîðîäíîãî Ìóæà. Ïðèîáðåòàÿ õý, îí ïðèîáðåòàë âñå òî, ÷òî íå ìîãëè äàòü åìó âýíü è æýíü: ñàìîñòîÿòåëüíîñòü ìûøëåíèÿ, àêòèâíîñòü è ò.ä.

Ó÷åíèå îá îáùåñòâå

Êîíôóöèé æèë â ïåðèîä âíåäðåíèÿ â êèòàéñêîå îáùåñòâî ñèñòåìû äîíîñîâ. Óìóäðåííûé îïûòîì, îí ïîíèìàë, êàêóþ îïàñíîñòü íåñëî ðàñïðîñòðàíåíèå äîíîñèòåëüñòâà, òåì áîëåå íà áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ — áðàòüåâ, ðîäèòåëåé. Áîëåå òîãî, îí ïîíèìàë, ÷òî òàêîå îáùåñòâî ïðîñòî íå èìååò áóäóùåãî. Êîíôóöèé óëàâëèâàë íåîáõîäèìîñòü ñðî÷íîé âûðàáîòêè êàðêàñà, óêðåïëÿþùåãî îáùåñòâî íà íðàâñòâåííûõ íà÷àëàõ, è äîáèòüñÿ, ÷òîáû îáùåñòâî ñàìî îòòîðãàëî äîíîñèòåëüñòâî.

Èìåííî ïîýòîìó ðåøàþùåé ìûñëüþ â ó÷åíèè ïðîõîäèò çàáîòà î ñòàðøèõ, î ðîäíå. Êîíôóöèé ñ÷èòàë, ÷òî ýòî äîëæíî áûëî óñòàíîâèòü ñâÿçü ìåæäó ïîêîëåíèÿìè, îáåñïå÷èòü ïîëíóþ ñâÿçàííîñòü ñîâðåìåííîãî îáùåñòâà ñ ïðåäûäóùèìè åãî ñòàäèÿìè, à çíà÷èò, îáåñïå÷èòü è ïðååìñòâåííîñòü òðàäèöèé, îïûòà è ò.ä. Òàêæå âàæíîå ìåñòî â ó÷åíèè çàíèìàåò ÷óâñòâî óâàæåíèÿ è ëþáâè ê ëþäÿì, æèâóùèì ðÿäîì. Îáùåñòâî, ïðîïèòàííîå òàêèì äóõîì, î÷åíü ñïëî÷åíî, à çíà÷èò è ñïîñîáíî ê áûñòðîìó è ýôôåêòèâíîìó ðàçâèòèþ.

Âçãëÿäû Êîíôóöèÿ áàçèðîâàëèñü íà íðàâñòâåííûõ êàòåãîðèÿõ è öåííîñòÿõ òîãäàøíåé êèòàéñêîé äåðåâåíñêîé îáùèíû, â êîòîðîé ãëàâíóþ ðîëü èãðàëî ñîáëþäåíèå òðàäèöèé, çàëîæåííûõ â ãëóáîêîé äðåâíîñòè. Ïîýòîìó äðåâíîñòü è âñå, ÷òî ñ íåé ñâÿçàíî, ñòàâèëîñü Êîíôóöèåì â ïðèìåð äëÿ ñîâðåìåííèêîâ. Îäíàêî Êîíôóöèé âíåñ è ìíîãî íîâîãî, íàïðèìåð, êóëüò ãðàìîòíîñòè, çíàíèé. Îí ñ÷èòàë, ÷òî êàæäûé ÷ëåí îáùåñòâà îáÿçàí ñòðåìèòüñÿ ê çíàíèþ, ïðåæäå âñåãî ñîáñòâåííîé ñòðàíû. Çíàíèå — àòðèáóò çäîðîâîãî îáùåñòâà. Êîíôóöèé ñ÷èòàë, ÷òî áëàãîïîëó÷íîå ìàòåðèàëüíîå ñîñòîÿíèå îáùåñòâà áûëî íåìûñëèìî áåç âîñïèòàòåëüíîé ïðîïîâåä÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Îí ãîâîðèë, ÷òî áëàãîðîäíûå ëþäè äîëæíû îáåðåãàòü è ðàñïðîñòðàíÿòü â íàðîäå íðàâñòâåííûå öåííîñòè.  ýòîì Êîíôóöèé âèäåë îäíó èç âàæíåéøèõ ñîñòàâíûõ ÷àñòåé çäîðîâüÿ.  îòíîøåíèÿõ îáùåñòâà ñ ïðèðîäîé Êîíôóöèé òàêæå ðóêîâîäñòâîâàëñÿ çàáîòàìè î ëþäÿõ. ×òîáû ïðîäëèòü ñâîå ñóùåñòâîâàíèå, îáùåñòâî îáÿçàíî ðàöèîíàëüíî îòíîñèòñÿ ê ïðèðîäå. Êîíôóöèé âûâåë ÷åòûðå îñíîâîïîëàãàþùèõ ïðèíöèïà âçàèìîîòíîøåíèÿ îáùåñòâà è ïðèðîäû:

1. ×òîáû ñòàòü äîñòîéíûì ÷ëåíîì îáùåñòâà, íóæíî óãëóáëÿòü ñâîè çíàíèÿ î ïðèðîäå. Ýòà ìûñëü âûòåêàåò èç âûâîäà Êîíôóöèÿ î íåîáõîäèìîñòè îáðàçîâàííîñòè îáùåñòâà, îñîáåííî ðàçâèòèÿ çíàíèé îá îêðóæàþùåì ìèðå, è äîïîëíÿåò åãî.

2. Òîëüêî ïðèðîäà ñïîñîáíà äàòü ÷åëîâåêó è îáùåñòâó æèçíåííóþ ñèëó è âäîõíîâåíèå. Ýòîò òåçèñ íàïðÿìóþ ïåðåêëèêàåòñÿ ñ äðåâíåêèòàéñêèìè ó÷åíèÿìè, ïðîïàãàíäèðóþùèìè íåâìåøàòåëüñòâî ÷åëîâåêà â ïðèðîäíûå ïðîöåññû è ëèøü ñîçåðöàíèå èõ â ïîèñêàõ âíóòðåííåé ãàðìîíèè.

3. Áåðåæíîå îòíîøåíèå, êàê ê æèâîìó ìèðó, òàê è ê ïðèðîäíûì ðåñóðñàì. Óæå â òî âðåìÿ Êîíôóöèé ïðåäîñòåðåãàë ÷åëîâå÷åñòâî îò áåçäóìíîãî ðàñòî÷èòåëüíîãî ïîäõîäà ê èñïîëüçîâàíèþ ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ. Îí ïîíèìàë, ÷òî â ñëó÷àå íàðóøåíèÿ ñóùåñòâóþùèõ â ïðèðîäå áàëàíñîâ ìîãóò âîçíèêíóòü íåîáðàòèìûå ïîñëåäñòâèÿ êàê äëÿ ÷åëîâå÷åñòâà, òàê è äëÿ âñåé ïëàíåòû â öåëîì.

4. Ðåãóëÿðíîå áëàãîäàðåíèå Ïðèðîäå. Ýòîò ïðèíöèï óõîäèò êîðíÿìè â äðåâíåêèòàéñêèå ðåëèãèîçíûå ïðåäñòàâëåíèÿ. Ïîïîâ Ï.Ñ. Óê. ñî÷. Ñ 150

Íà ïðîòÿæåíèè áîëåå äâóõ òûñÿ÷ ëåò ó÷åíèå Êîíôóöèÿ îêàçûâàåò ãëóáîêîå âëèÿíèå íà ÷åòâåðòü íàñåëåíèÿ çåìëè. Äðóãèå ñòðàíû Âîñòî÷íîé Àçèè, ßïîíèÿ, Êîðåÿ è ÿ çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü Þãî-Âîñòî÷íîé Àçèè ñîçíàòåëüíî ââîäèëè ó ñåáÿ ýòèêó Êîíôóöèÿ.

Êîíôóöèé ïîäàðèë ìèðó âåëèêîå ó÷åíèå î ãóìàííîñòè è ñâÿùåííîì äîëãå, êîòîðûé ó÷èë ëþäåé â ëþáûõ ñèòóàöèÿõ ñëåäîâàòü Ðèòóàëó — óíèâåðñàëüíûì ïðàâèëàì è íîðìàì æèçíè. Ó÷åíèå Êîíôóöèÿ âåñüìà ìíîãîãðàííî: îíî âêëþ÷àåò â ñåáÿ ñîâîêóïíîñòü äóõîâíûõ è ñîöèàëüíûõ íîðì, ïåðåäàâàâøèõñÿ èç ïîêîëåíèÿ â ïîêîëåíèå íà ïðîòÿæåíèè ïî÷òè 2,5 òûñÿ÷åëåòèé. Ïðàâèëà ýòè êàñàëèñü âîñïèòàíèÿ ÷åëîâåêà, îïðåäåëÿëè åãî ïîâåäåíèå â ñåìüå, íà ñëóæáå è â îáùåñòâå, óñòàíàâëèâàëè îïðåäåë¸ííûé ñïîñîá ìûøëåíèÿ. http: //www.studfiles.ru/dir/cat10/subj171/file4376/view36167.html

Âçàèìîîòíîøåíèÿ

Ãàðìîíè÷íûå âçàèìîîòíîøåíèÿ ÿâëÿþòñÿ î÷åíü âàæíûì ýëåìåíòîì êîíôóöèàíñòâà. Èç âçàèìîîòíîøåíèé âîçíèêàþò ðàçëè÷íûå îáÿçàííîñòè: ó äåòåé è ðîäèòåëåé, óïðàâëÿþùèõ è ïîä÷èíåííûõ, ó÷èòåëåé è ó÷åíèêîâ. Åñëè ìëàäøèå äîëæíû áûòü ïðåäàíû ñòàðøèì, òî ñòàðøèå äîëæíû ïðîÿâëÿòü áëàãîæåëàòåëüíîñòü è ò.ä. Òàêèå îòíîøåíèÿ äî ñèõ ïîð ïðîíèçûâàþò âîñòî÷íîàçèàòñêèå íàðîäû. Öåëü êîíôóöèàíñêîãî ó÷åíèÿ — ñîöèàëüíàÿ ãàðìîíèÿ, äîñòèãíóòàÿ óñèëèåì êàæäîãî ÷ëåíà îáùåñòâà http: //www.studfiles.ru/dir/cat10/subj171/file4376/view36167.html.

«Ïðàâèòåëü, äîëæåí áûòü ïðàâèòåëåì» íàäî ïîíèìàòü â ñî÷åòàíèè ñ ïðåäûäóùèì ïðèíöèïîì, ò.ê. îíè êîìïëåêñíî îòðàæàþò ãëàâíóþ ìûñëü Êîíôóöèÿ îá «èñòèííîì ïðàâëåíèå». Ãîñóäàðü äîëæåí áûòü ìóäðåéøèì èç ñîâåðøåííîìóäðûõ è, ñëåäîâàòåëüíî, â ñèëó ñâîåé ìóäðîñòè è ïðèâåðæåííîñòüþ ëè äîëæåí îáëàäàòü íàðîäíîé ëþáîâüþ è ïðèçíàòåëüíîñòüþ.  îáùåì, êîíôóöèàíñêàÿ êîíöåïöèÿ ãîñóäàðñòâà áûëà î÷åíü ïîïóëÿðíà â Êèòàå íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ âåêîâ. Ïîä åå çíàìåíåì Êèòàé îáúåäèíèëñÿ. Íà åå îñíîâå áûëî ñîçäàíî è ïëîäîòâîðíî ñóùåñòâîâàëî õàíüñêîå ãîñóäàðñòâî, åå ïðèíöèïû, áóäó÷è íå ñòîëü áåçîáèäíûìè, â ñî÷åòàíèå ñ ïðèíöèïàìè ëîãèñòîâ, êàê ýòî óæå áûëî ïîêàçàíî íà ïðèìåðå èõ èñïîëüçîâàíèÿ â ëè÷íûõ öåëÿõ, òåì íå ìåíåå, ñìîãëè îáåñïå÷èòü ñòàáèëüíîå ñóùåñòâîâàíèå Ïîäíåáåñíîé èìïåðèè. http: //allchina2004. narod.ru/religia2. htm

êîíôóöèé êèòàé êîíôóöèàíñòâî ôèëîñîôèÿ

Читайте также:  Переломы крыльев у попугаев

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ëè÷íîñòü è ñóäüáà Êîíôóöèÿ, âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå åãî âçãëÿäîâ ïðîèñõîæäåíèÿ. Ðîëü êîíôóöèàíñòâà êàê ñàìîñòîÿòåëüíîé èäåîëîãè÷åñêîé ñèñòåìû è øêîëû íà ðàçâèòèå êèòàéñêîé ôèëîñîôñêîé ìûñëè. Ó÷åíèå Êîíôóöèÿ î ÷åëîâåêå, îá îáùåñòâå, î ãîñóäàðñòâå.

    ðåôåðàò [39,3 K], äîáàâëåí 01.12.2013

  • Ëè÷íîñòü Êîíôóöèÿ. Áèîãðàôè÷åñêèé ïîòðåò. Îñíîâû ôèëîñîôñêèõ âçãëÿäîâ. Êîíôóöèàíñòâî. Êèòàé. Ñõåìà ãîñóäàðñòâåííîãî óñòðîéñòâà. Âåæëèâîñòü è ïðàâèëà. ×åëîâåêîëþáèå. Ïîðÿäîê è ãàðìîíèÿ. Ñóæäåíèÿ Êîíôóöèÿ î ãîñóäàðñòâå. Êîíöåïöèÿ èñòèííîãî ïðàâëåíèÿ.

    òâîð÷åñêàÿ ðàáîòà [16,0 K], äîáàâëåí 15.06.2008

  • Íà÷àëüíûé ýòàï êîíôóöèàíñòâà. Ãëàâíûé ýëåìåíò â ó÷åíèè Êîíôóöèÿ — êîíöåïöèÿ Æýíü (÷åëîâå÷íîñòü), êîòîðàÿ îïèðàåòñÿ íà èäåàëüíûå ÷åëîâå÷åñêèå âçàèìîîòíîøåíèé â ñåìüå, îáùåñòâå, â ñàìîì ãîñóäàðñòâå. Áëàãîðîäíûé ìóæ â Ó÷åíèè Êîíôóöèÿ, åãî êà÷åñòâà.

    ðåôåðàò [27,9 K], äîáàâëåí 27.11.2013

  • Îñíîâíûå æèçíåííûå ýòàïû â áèîãðàôèè Êîíôóöèÿ. Îïèñàíèå â òðóäå Êîíôóöèÿ «Áåñåäû è ñóæäåíèÿ: òðàêòàò» ôèëîñîôñêèõ ìûñëåé, îñíîâ è ó÷åíèé Ó÷èòåëÿ, åãî ó÷åíèêîâ è äåÿòåëåé Äðåâíåãî Êèòàÿ. Õóäîæåñòâåííûé ñòèëü òðàêòàòà, õàðàêòåðèñòèêà îñíîâíûõ êîíöåïöèé.

    ðåôåðàò [47,4 K], äîáàâëåí 01.09.2011

  • Îñîáåííîñòè ñèñòåìû âåðîâàíèé â äðåâíåì Êèòàå, ïðåäïîñûëêè âîçíèêíîâåíèÿ êîíôóöèàíñòâà. Æèçíü Êîíôóöèÿ è åãî ó÷åíèÿ. ×òî òàêîå êîíôóöèàíñòâî, åãî ïèñüìåííûå èñòî÷íèêè, ñîöèàëüíûé èäåàë è ïîðÿäîê, êóëüò ôîðìû, ñåìüè è êëàíà; òðàíñôîðìàöèÿ êîíôóöèàíñòâà.

    ðåôåðàò [19,1 K], äîáàâëåí 21.09.2009

  • Èçó÷åíèå æèçíåííîãî ïóòè è òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè Êîíôóöèÿ, âûäàþùåãîñÿ ôèëîñîôà Äðåâíåãî Êèòàÿ, çàëîæèâøåãî îñíîâû öåëîãî íàïðàâëåíèÿ â êèòàéñêîé ôèëîñîôèè — êîíôóöèàíñòâà. Õàðàêòåðèñòèêà ñîöèàëüíîãî èäåàëà Êîíôóöèÿ — «öçþíü-öçû» — ãóìàííîãî ÷åëîâåêà.

    ðåôåðàò [36,4 K], äîáàâëåí 22.06.2010

  • Êîíôóöèé — äðåâíåêèòàéñêèé ìûñëèòåëü. Îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ êîíôóöèàíñòâà. Ñóùíîñòü Çàïàäíîé è Âîñòî÷íîé ôèëîñîôèè. Ñðàâíèòåëüíûé àíàëèç «Ñëîâ íàçèäàíèÿ» Àáàÿ è ìóäðûõ âûñêàçûâàíèé Êîíôóöèÿ. Ïîëîæèòåëüíûå è îòðèöàòåëüíûå âûñêàçûâàíèÿ ó÷åíûõ î ôèëîñîôå.

    íàó÷íàÿ ðàáîòà [32,5 K], äîáàâëåí 29.10.2012

  • Æèçíåííûé ïóòü Êîíôóöèÿ, äðåâíåêèòàéñêîãî ìûñëèòåëÿ, îñíîâàòåëÿ êîíôóöèàíñòâà — ãîñóäàðñòâåííîé ðåëèãèè Êèòàÿ. Åãî ôèëîñîôñêèå óáåæäåíèÿ. Ãîñóäàðñòâåííûé ïîðÿäîê â ó÷åíèè Âåëèêîãî ó÷èòåëÿ. Èäåè ñîöèàëüíîé ãàðìîíèè è âîñïèòàíèÿ ÷åëîâå÷åñêèõ õàðàêòåðîâ.

    ðåôåðàò [44,6 K], äîáàâëåí 29.01.2014

  • Ýòèêî-ïîëèòè÷åñêîå ó÷åíèÿ Êîíôóöèÿ. Îñíîâû ó÷åíèÿ Êîíôóöèÿ î ãîñóäàðñòâå. Êîíôóöèé, áóäó÷è ñòîðîííèêîì àâòîðèòàðíîé ñèñòåìû, â òî æå âðåìÿ áûë ïðîòèâíèêîì èçìåíåíèé àáñîëþòèçàöèè èìïåðàòîðñêîé âëàñòè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [14,0 K], äîáàâëåí 20.12.2002

  • Äðåâíèé ìûñëèòåëü è ôèëîñîô Êèòàÿ. Ñèñòåìàòèçàöèÿ ëèòåðàòóðíîãî íàñëåäèÿ ïðîøëîãî Øè-öçèí (Êíèãà Ïåñåí). Çîëîòîå ïðàâèëî ýòèêè Êîíôóöèÿ. Ïÿòü ïîñòîÿíñòâ ïðàâåäíîãî ÷åëîâåêà. Ãëàâíûå äóõîâíûå íàñëåäíèêè Êóí-öçû. Îðòîäîêñàëüíàÿ èíòåðïðåòàöèÿ êîíôóöèàíñòâà.

    ïðåçåíòàöèÿ [361,8 K], äîáàâëåí 21.11.2013

Переломов конфуцианство

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Читайте также:  Стержень для перелома шейки бедра

Источник