Перелом в романе тихий дон

Перелом в романе тихий дон thumbnail

         ðîìàíå Ìèõàèëà Øîëîõîâà «Òèõèé Äîí» îòðàæåíà ñóäüáà ïðîñòîãî êàçàêà Ãðèãîðèÿ Ìåëåõîâà, ïðîøåäøåãî ÷åðåç Ïåðâóþ ìèðîâóþ è Ãðàæäàíñêóþ âîéíû. ×åðåç èñòîðèþ åãî æèçíè è íðàâñòâåííûå ìåòàíèÿ ðàñêðûâàåòñÿ àâòîðñêèé çàìûñåë ðîìàíà — ïîêàçàòü äîíñêîå êàçà÷åñòâî â ïîëíûé òÿæåñòè è ëèøåíèé ïåðèîä ðåâîëþöèè, êîðåííûõ ïåðåìåí, â ïåðåëîìíûé ïåðèîä æèçíè Ðîññèè. Ïåðåìëîì â ñîçíàíèè è æèçíè Ãðèãîðèÿ ïðîèñõîäèò â äâóõ ÿðêèõ ýïèçîäàõ â ïåðâîé ÷àñòè ðîìàíà — ïðåáûâàíèå ãåðîÿ â ãîñïèòàëå è åãî âîçâðàùåíèå äîìîé.

        Ïîñëå áî¸â íà àâñòðèéñêîì ôðîíòå, ðàíåíèÿ, ñöåí êðîâîïðîëèòèÿ è óáèéñòâà ÷åëîâåêà Ãðèãîðèé ïîïàäàåò â ãîñïèòàëü. Òàì îí îêàçûâàåòñÿ â îäíîé ïàëàòå ñ óêðàèíöåì Ãàðàíæîé. «×¸ðíàÿ ãëóõîòà ó íàðîäà», — îäíîé ýòîé ôðàçîé âûðàæàåò Ãàðàíæà ìíåíèå àâòîðà î Ìåëåõîâå è äðóãèõ ëþäÿõ, ñëèøêîì ïðîñòûõ è çàíÿòûõ ïîâñåäíåâíûìè äåëàìè, çà êîòîðûìè íå óñïåâàþò îñìûñëèòü ïðîèñõîäÿùåå, óñëûøàòü è ïîäóìàòü. Óêðàèíåö îòêðûâàåò ãëàçà ïðîñòîìó êàçàêó. ßðûé àíòèìîíàðõèñò, îí èäåéíî îôîðìèë è ñâÿçàë âîåäèíî ïîÿâèâøèåñÿ òåïåðü è ñìóòíî áðîäèâøèå â ðàçóìå Ãðèãîðèÿ ìûñëè, ÷óâñòâî íåäîâîëüñòâà âëàñòüþ, îùóùåíèå íåñïðàâåäëèâîñòè è íåïðàâèëüíîñòè âîéíû. «Òû ìíå ñåðäöå ðàçâîðîøèë.» — ïðèçíà¸òñÿ Ãðèãîðèé âî âðåìÿ îäíîãî èç ðàçãîâîðîâ ñî «çëûì» õîõëîì.

        Ðàññêàç î ïðåáûâàíèè Ãðèãîðèÿ Ìåëåõîâà â ãîñïèòàëå çàâåðøàåòñÿ âèçèòîì òóäà «îñîáû èìïåðàòîðñêîé ôàìèëèè». Óâèäåâ ñîáñòâåííûìè ãëàçàìè öàðÿ è åãî «ëîù¸íûõ îôèöåðîâ ñâèòû», ïðèøåäøèõ ïîêàçàòüåëüíî ïî÷òèòü ñâîèì ïðèñóòñòâèåì ðàíåíûõ ñîëäàò, Ãîðèãîðèé îêîí÷àòåëüíî óáåæäàåòñÿ â ïðàâîäå Ãàðàíæè. Ãðèãîðèé çàìå÷àåò «ñóì÷àòûå ù¸êè» öàðÿ-«áëàãîäåòåëÿ», ïðèâåçøåãî è ðàçäàþùåãî èêîíêè, à åãî áåçæèçíåííûé ñêó÷àþùèé âçãëÿä îêîí÷àòåëüíî âûâîäèò êàçàêà èç ñåáÿ è òîò, íå áóäó÷è áîëåå â ñèëàõ òåðïåòü ýòî èçäâåâàòåëüñòâî, õàìèò îñîáå, çàÿâëÿÿ, ÷òî õî÷åò «ïî íàäîáíîñòè ñõîäèòü».

        Òàêèì îáðàçîì Øîëîõîâ ãîâîðèò íàì, ÷òî ðåâîëþöèÿ áûëà âûçâàíà íå òîëüêî ãîëîäîì è âîéíîé. îíà áûëà âûçâàíà îòíîøåíèåì, ïðåíåáðåæèòåëüíûì, âûñøèõ êëàññîâ ê íèçøèì, õàìñòâîì, ãðóáîñòüþ, æåñòîêîñåðäèåì çíàòè ïî îòíîøåíèþ ê ïðîñòîìó íàðîäó. «Òû, êàíàëüÿ!» — êðè÷àë çàâåäóþùèé ãîñïèòàëåì íà Ìåëåõîâà. òàêèå ñîáûòèÿ, êàê âîéíà, ïîñëóæèëè ëèøü ïîñëåäíåé êàïëåé, ïåðåïîëíèâøåé ÷àøó òåðïåíèÿ, è ïîäñòåãíóëè ëþäåé íà îò÷àÿííûå äåéñòâèÿ. ñàìà æå ðåâîëþöèÿ ïðîèçîøëà çàäîëãî äî ýòîãî â ñåðäöàõ óãíåò¸ííûõ.

        Ïî âîçâðàùåíèè Ãðèãîðèÿ æäàëè ñðàçó äâà ïîòðÿñåíèÿ — ñìåðòü ìàëåíüêîé äî÷åðè è èçâåñòèå îá èçìåíå. Óçíàâ î òîì, ÷òî Àêñèíüÿ èçìåíèëà åìó ñ ìîëîäûì ïàíîì, êàçàê îáìàíîì ïîäâèçàåòñÿ ïðîêàòèòü òîãî è ãîíèò êîíåé òàê, ÷òî âåòåð â óøàõ ñâèñòèò (áåøåíàÿ ñêîðîñòü è ÿðîñòíûé âåòåð ïåðåäàþò ÷óâñòâî ÿðîñòè, îâëàäåâøåå Ãðèãîðèåì), à çàòåì îñòàíàâëèâàåò êîíåé è æåñòîêî èçáèâàåò ïàíà. Ýòîò ýïèçîä èçîáðàæàåò  áóéíûé íðàâ è íåîáóçäàííîñòü â ãíåâå, à òàêæå ñòðåìëåíèå ê ñâîáîäå è ÷óâñòâî ñïðàâåäëèâîñòè, êîòîðûìè ïðåèñïîëíåíî êàçà÷åñòâî.

        Çàòåì îí ïðèõîäèò ê Àêñèíüå ñ íàìåðåíèåì ðàñïðàâèòüñÿ ñ íåé òàê æå æåñòîêî. Íî ÷óâñòâî ëþáâè ê íåé îêàçûâàåòñÿ òàêèì ñèëüíûì, ÷òî Ãðèãîðèé óõîäèò ïðî÷ü, ëèøü ðàç õëåñòíóâ åå. Àêñèíüÿ äîãîíÿåò åãî íà ðàçâèëêå (ðàçâèëêà äîðîã — ýòî âûáîð ïóòè, ïî êîòîðîìó ïîéäåò äàëüíåéøàÿ æèçíü Ãðèãîðèÿ. Àêñèíüÿ óìîëÿþùå ïðîòÿãèâàåò ðóêè â ïîðûâå âåðíóòü åãî, íî îí «íå  îãëÿíóëñÿ  íè ðàçó», â ÷åì ñíîâà ïðîÿâèëñÿ ãîðäûé, íåïðèìèðèìûé íðàâ Ãðèãîðèÿ Ìåëåõîâà, çàñòàâøèé åãî îïÿòü êðóòî èçìåíèòü ñâîé ïóòü. Ãîðÿ÷èé ïðè¸ì, êîòîðûé îêàçàëà åìó ñåìüÿ, ñâèäåòåëüñòâóåò î ïðî÷íîì ñåìåéíîì åäèíñòâå êàçàêîâ, íî âñå æå íå ìîæåò íàäîëãî îñòàíîâèòü â Ãðèãîðèè áóðëåíèÿ íîâûõ èäåé.

        Ýòè äâà ýïèçîäà ñûãðàëè ïåðåëîìíóþ ðîëü â æèçíè Ãðèãîðèÿ. Ãàðàíæà âñåëèë â íåãî äóõ ðåâîëþöèè, à èçìåíà Àêñèíüè è ðàçðûâ ñ íåé îçëîáèëè åãî, íî ñ äðóãîé ñòîðîíû — ñäåëàëè ñâîáîäíûì. Òåïåðü Ìåëåõîâó íå÷åãî áûëî òåðÿòü, íè÷òî íå ìåøàëî åìó ïðèìêíóòü òåïåðü ê êðàñíûì. Âîîáùå ýòîò ðàçðûâ â èçâåñòíîé ñòåïåíè îáóñëîâèë âñþ äàëüíåéøóþ èñòîðèþ Ãðèãîðèÿ, ñîìíåíèÿ è ìåòàíèÿ, ïîñòóïêè è äåéñòâèÿ íà ïîëÿõ ñðàæåíèé — âïëîòü äî íîâîãî âîññîåäèíåíèÿ ñ Àêñèíüåé. Íà ýòîì âðåìåííî çàêàí÷èâàåòñÿ ëþáîâíàÿ ëèíèÿ è íà÷èíàåòñÿ ñåðü¸çíàÿ âîåííàÿ, ðåâîëþöèîííàÿ, îïèñûâàþùàÿ ñîáûòèÿ è ñóäüáû ëþäåé âî âðåìÿ Ãðàæäàíñêîé âîéíû,ñëåäóþùàÿ ÷àñòü ðîìàíà-ýïîïåè.

Источник

     Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре — одна важнее другой…

     В. Распутин

     Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон» равносильно чуду. Этот роман поистине стал шедевром XX века благодаря могучему таланту писателя. «Тихий Дон» — народная эпопея, в которой автор совершенно по-новому, опираясь на строго выверенный материал истории, воспроизвел истинную картину донской жизни, ее эволюцию. Действительность России предоставила в распоряжение автора конфликты, которых еще не знало человечество. Старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких «вечных» вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы.

     «Тихий Дон» называют трагедией-эпопеей. И не только потому, что в центре поставлен трагедийный характер — Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы. Это трагедия и тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману. Это трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело. Народ, его прошлое, настоящее и будущее, его счастье — вот основная тема раздумий писателя.

     «Мелеховский двор — на самом краю хутора» — так начинается роман-эпопея, и на протяжении всего повествования Шолохов будет рассказывать нам о его обитателях. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть. Жизнь их предстает со страниц эпопеи в переплетении противоречий, притяжений и борьбы. Можно сказать, на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений оказалась вся семья.

     Революция и Гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность. Автору «Тихого Дона», как никому другому, удалось раскрыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного разлома. Прежде всего мы знакомимся с главой семьи — Пантелеем Про- кофьевичем. «Под уклон сползавших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства…» Пантелей Прокофьевич стоит на страже старых казачьих устоев, выказывая порой черты крутого характера, не терпящего непокорства, но в то же время в душе он добрый и чувствительный. Он умеет рачительно вести хозяйство, сам работает от зари до зари. На него, а еще в большей мере на его сына Григория ложится отсвет благородной и гордой натуры деда Прокофия, бросившего некогда вызов патриархальным нравам хутора Татарского. Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей. И в том, что он умирает вне дома, который любил больше всего на свете, — трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое — семью и кров.

     Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям. «Старший, уже женатый сын его Петро напоминал мать: большой, курносый,

     в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое.»

     С большим мастерством М. Шолохов изобразил сложный характер Григория Мелехова. Он одаренный сын народа, искренний человек, даже в своих заблуждениях. Он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь, Григорий немало пролил крови тех, кто утверждал новую жизнь на земле. Вина его несомненна. Он сам осознает ее. Однако его нельзя судить однозначно: враг, и только. С особым проникновением Шолохов показал сложный путь главного героя. В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень — веселый, сильный, красивый. Григорий — исключительно цельная, чистая натура. Тут и кодекс казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору, и чувство первой любви. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к поверженным, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах. В тревожные дни революционных событий он совершает немало ошибок. Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности. Григорий Мелехов — гордая, вольнолюбивая личность и вместе с тем философ-правдоискатель. Для него величие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последующим ходом жизни. Мелехов мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздавалось бы мерой его ума, труда и таланта.

     Больше всего в романе меня поразили женские образы: Ильинична, Аксинья и Наталья. Эти женщины совершенно разные, но их объединяет возвышенная нравственная красота. Исполнен обаяния в романе образ старой Ильиничны, олицетворяющей трудную долю женщины-казачки, ее высокие нравственные качества. Жена Пантелея Мелехова — Василиса Ильинична — коренная казачка Верхне-Донского края. Жизнь с мужем была несладкой: порой, вспылив, он тяжело избивал ее, она рано постарела, растолстела, страдала болезнями, однако оставалась заботливой, энергичной хозяйкой. Покоряет читателя образ Натальи, женщины высокой нравственной чистоты и чувства: «ее глаза лучились сияющей трепетной теплотой». Сильная характером, она долго мирилась с положением нелюбимой жены и еще надеялась на лучшую долю. Но может решительно постоять за себя и своих детей, властно заявить о своем праве на яркую, настоящую жизнь. Она проклинает и любит Григория бесконечно. С невиданной глубиной в последние дни ее жизни раскрываются сила духа и покоряющая нравственная чистота этой героини. К ней пришло ее счастье. Семья восстановлена, подвижничеством Натальи в ней воцарились согласие и любовь. Она родила двойню: сына и дочь. Наталья оказалась столь же любящей, преданной и заботливой матерью, какой была и женой. Эта прекрасная женщина — воплощение драматической судьбы сильной, красивой, беззаветно любящей натуры, которая может пожертвовать всем, даже жизнью, во имя высокого чувства.

     Любовь Аксиньи к Григорию на страницах романа граничит с подвигом. И хоть перед нами простая полуграмотная казачка, нельзя забыть, как прекрасен внутренний мир этой женщины с непростой судьбой.

     Герои эпопеи Шолохова вошли в нашу жизнь как реальные люди, живут с нами и среди нас. К сожалению, семья Мелеховых все-таки распалась, но ее члены смогли создать очаг, где всегда будет теплиться огонек любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда.

     Человек для Шолохова — самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, — это прежде всего его семья, дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется. Столкнулись два мира представлений и верований, произошли крутые исторические разломы. Герои эпоса — современники и участники переломных событий эпохи, перед каждым из которых встала необходимость определить свое место в новой жизни, найти свою правду. На примере семьи Мелеховых в «Тихом Доне» показан величайший социальный перелом в судьбе всего народа, в жизни всей нации.

Читайте также:  Массаж при переломе пятки

Источник

«Тихий Дон» Шолохова – роман не только об одном человеке и его судьбе, это эпопея всего народа в переменный исторический период. В данной статье раскрывается трагедия в романе Шолохова «Тихий Дон», трагические судьбы главных героев и причины их несчастий.

Характеристика Григория Мелехова

Григорий Мелехов – главный герой романа Шолохова «Тихий Дон». Он молод, горяч и открыт миру. Он любит рыбачить и заниматься сельскохозяйственными работами. В его жилах течет кровь бабушки – пленной турчанки, гены которой повлияли на внешность Григория. Григорий былбольше похож на отца, в т время, как его старший брат Петр более походил на мать: «…младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое…».

Во время военных действий Мелехов проявляет себя отважным воином. За храбрость он получает Георгиевские кресты и множество наград. Характер Григория отличается человеколюбием, недаром он спасает от смерти ненавистного ему Степана Астахова, своего злейшего врага.

Любовная линия с участием Григория замыкается в любовный треугольник, состоящий из Натальи Коршуновой, его жены, Аксиньи Астаховой, его возлюбленной, и собственно Григория Мелехова. Несмотря на свою любовь к Аксиньи, главный герой не может ослушаться отца и женится на Натальи. Своим поступком он обрекает на страдания не только себя, но и двух влюбленных в него молодых женщин.

Судьба Григория Мелехова

Роман охватывает временной период с 1912 года по 1922 год. Именно в этих условиях формируется характер и мировоззрение Григория Мелехова. До 19 лет Григорий живет жизнью обычного юноши, но влюбившись в Аксинью, ему приходится противостоять слухам и непринятии их порочной связи близкими и родными людьми.

Читайте также:  Перелом суставных отростков тел позвонков

Женитьба на Наталье Коршуновой не делает его счастливым, он по-прежнему любит Аксинью, но осуждение отца останавливает его.

Оказавшись на фронте, Григорий немного забывает о своем «любовном треугольнике», полностью погружается в военные события. За это время умирает его дочка от Аксиньи, и женщина, не в силах справится с горем, ищет утешение у другого мужчины. Григорий решает не возвращаться к предавшей его девушки, и приходит к Наталье, которая по-прежнему его любит. Однако сердцу не прикажешь. Душа его рвется к Аксинье. Наталья чувствует это и даже пытается покончить жизнь самоубийством. Выжив, она не чувствует любви Григория, продолжает печалиться и в результате болезни умирает. Григорий чувствует свою вину, но продолжает любить Аксинью.Они решают уехать из своего хутора к родственникам, но по дороге Аксинья погибает.

Трагедия Григория Мелехова

Жизнь Григория Мелехова весьма трагична. Несмотря на большую любовь, личная жизнь у Григория не сложилась. Возможно, если бы он был более упорным, пытался отвоевать свою любовь и устроить личное счастье, то ему бы повезло больше. Но испытывая чувства к Аксинье, он не в состоянии отказаться от семьи, которая осуждает его за связь с замужней женщиной.

На войне главного героя тоже ждет разочарование. Он видит, что убивают, насилуют и мародерствуют и с той, и с другой стороны. Ему не близки законы, которым придерживаются на фронте. Он понимает что защищает родину но убийство противоречит его натуре. Григорий тяжело переживает убийство австрийца, которого ему приходиться убить, хотя и понимает, что на войне нет места жалости. Его метания между белыми и красными не приводят ни к чему хорошему, на какое-то время он даже становится дезертиром.

Судьба Григория Мелехова очень трагична. Автор показывает, как ломаются судьбы народа в период переломных событий в истории государства.

Данная статья поможет школьникам в написании сочинения по теме «Трагедия Григория Мелехова». Здесь раскрываются причины и истоки тяжелой судьбы главного героя, а также описывается его жизненный путь и история любви.

Читайте также:  Платонов великий перелом

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Источник

Трагедия Григория Мелехова в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения… даже доныне и не будет… Предаст же брат брата на смерть, и отец детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.

Из Евангелия

Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя основные черты мощного народного духа. Григорий – молодой казак, удалец, человек с большей буквы, но в то же время он человек не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине – Аксинье, которую он не в силах побороть.

Судьба Григория стала символом трагических судеб русского казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачеств и русского народа в целом.

Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый, независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его отличие, от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое впечатление, что эта эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака.

Первым таким испытанием становится для Григория его страсть к Аксинье: он не скрывал свои чувства, готов был ответить за свой проступок в казачьей среде. На мой взгляд, было бы намного хуже, если бы он, юный казак, тайком наведывался к Аксинье. Когда же он понял, что не в состоянии порвать окончательно с прежней любовницей, оставляет хутор и уходит с Аксиньей в Ягодное, пусть не соответствуя расхожему образу казака, но всё-таки прислушавшись к своему нравственному чувству и не отказавшись от самого себя.

На войне, честно выполняя свой казачий долг, Григорий не прятался за спинами товарищей, но и не кичился безрассудной храбростью. Четыре Георгиевских креста и четыре медали – вот ценное свидетельство того, как держал себя Мелехов на войне.

Григорий Мелехов выделялся в среде прочих казаков, хотя и лишён «сверхчеловеческого» налёта, которым авторы обычно наделяют своих главных героев. Неизбежные убийства, которые Григорий совершает в бою, совершаются им холодным оружием, что значит – в равном бою. Он ещё долго себя упрекал и не мог себе простить убийство безоружного австрийца. Ему противно насилие и тем более убийство, по тому что сущность характера Григория – любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли. Всё, о чём он мечтает – вернутся в родной курень, заняться любимым хозяйством. Но он казак, удостоившийся за свою доблесть офицерского звания, который с молоком матери впитал неписанные казачьи представления о чести и долге. Это и предопределило трагическую судьбу Мелехова. Он вынужден разрываться между тягой к родной земле и долгом воина, между семьёй и Аксиньей, между белыми и красными

Разговор с Мишкой Кошевым как нельзя лучше показал трагическую безысходность того рокового круга, в который попал Мелехов вопреки своей воле:

«– Ежели б тогда на гулянке меня не собирались убить красноармейцы, я бы, может, и не участвовал бы в восстании.

– Не был бы ты офицером, никто б тебя не трогал.

– Ежели б меня не брали на службу, не был бы я офицером… Ну, это длинная песня!»

Трагедия Григория Мелехова – это трагедия русского казачества в целом. На чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство. Но вихрь истории ворвался к ним в курени, сорвав казаков с родных мест и бросив их в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных, а то и чуждых большинству простых казаков. Однако как бы ни мотала казака война, если не омертвела его душа, то жива в ней тоска по земле, по родному хутору.

С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Вот она — толстовская ничтожность личности в истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина – отец и сын, а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зелёнке пролетные гуси, и вьют гнёзда, осевшие на лето стрепета».

Источник