Перелом конструкционный

Переломы основания черепа при тупой травме описаны в судебно- медицинской литературе недостаточно полно.

Изолированные переломы основания черепа в передней черепной ямке, при ударном воздействии в затылочно-теменную область, относят к конструкционным повреждениям. Механизм образования перелома данный локализации разными авторами объясняется по разному: либо как результат общей деформации черепа в переднезаднем направлении, либо как следствие инерционного давления содержимого глазницы, возникающего в момент удара на тонкую пластинку глазничной части лобной кости.

Представляет интерес для практики судебных медиков вопрос о возможности образования аналогичных повреждений при отдельных условиях тупой травмы. Нами исследован частный вид падения с высоты — травма на лестничном марше. При экспериментальных наблюдениях изменялся тип марша (бетон, железо, дерево), наклон марша, условия падения.

При анализе биомеханики падения (220 наблюдений) отмечено наличие в 4 случаях изолированных конструкционных переломов костей основания черепа в передней черепной ямке, и в 27 случаях — локально- конструкционных переломов (изолированных переломов в передней черепной ямке в сочетании с локальными повреждениями в зоне соударения).

Из 24 случаев исследования трупов лиц, обнаруженных в подъезде, в двух наблюдениях у лиц, погибших в результате падения на лестничном марше, локально-конструкционные повреждения в зоне соударения сочетались с изолированными конструкционными переломами в передней черепной ямке.

Практическое наблюдение. Из обстоятельств дела: со слов родственников упал на лестничной клетке в своем доме 27 ноября. Умер после госпитализации в БСМП 01 декабря. В клинике наблюдалась ликворрея из левого слухового прохода, кровоподтек вокруг правого глаза. При исследовании трупа (Акт № 1150 от 01.12.1987 г.) отмечаются кровоподтек левой ушной раковины сзади, размером 6×2 см; в теменной области слева 5×6 см; кровоподтек правой орбитальной области. При внутреннем исследовании выявлен перелом черепа, идущий по левому теменно-затылочному шву на основание черепа в среднюю черепную ямку, по передней границе пирамиды левой височной кости до турецкого седла. Отдельно, в передней черепной ямке справа на выпуклой части глазничной пластинки лобной кости, в центре, — изолированный углообразный перелом со сторонами 0,8×0,8 см. Ретробульбарная клетчатка правой орбиты пропитана кровью.

Таким образом, нами на экспериментальном материале и экспертных наблюдениях выявлены случаи как сочетанного повреждения костей черепа локально-конструкционного характера на основании черепа, так и конструкционного изолированного характера в передней черепной ямке.

похожие статьи

Редкий случай травматического проникающего ранения головы, причиненного строительным монтажным пистолетом / Сорокин А.Ю. // Судебная медицина. — 2016. — №3. — С. 35-37.

Летальная травма пищевода и аорты дисковой батареей у ребенка / Кузьмичев Д.Е., Баринов Е.Х., Болдова О.Ш., Скребов Р.В., Чирков С.В., Вильцев И.М. // Медицинская экспертиза и право. — 2017. — №3. — С. 49.

Морфология ушибленных ран, причиненных тупыми твердыми предметами с плоской преобладающей поверхностью в результате неоднократных воздействий / Аулов А.А., Дубровин И.А. // Медицинская экспертиза и право. — 2017. — №1. — С. 42.

Диагностические возможности компьютерной томографии при судебно-медицинской экспертизе черепно-мозговой травмы / Кильдюшов Е.М., Егорова Е.В., Кузин А.Н., Жулидов А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №4. — С. 19-23.

Определение давности повреждений головного мозга по изменениям ядрышкового организатора в астроцитах / Морозов Ю.Е., Колударова Е.М., Горностаев Д.В., Кузин А.Н., Дорошева Ж.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №4. — С. 16-18.

Значение метода кардиоинтервалографии для экспертной и клинической практики / Елфимов А.В., Малахов Н.В. // Медицинская экспертиза и право. — 2011. — №1. — С. 40-43.

больше материалов в каталогах

Прочие травмы ТТП

Черепно-мозговая травма

Источник

Publication in electronic media: 10.11.2011 under https://journal.forens-lit.ru/node/460
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Барнаул-Новосибирск 2011 Вып. 17

г. Тюмень

Переломы костей таза составляют 3-7% всех повреждений опорно-двигательного аппарата (Котельников Г.П., Краснов А.Ф., Мирошниченко В.Ф., 2009; Peltier L.F., 1965) и встречаются в 60% случаев при дорожно-транспортных происшествиях (Скалетта Томас А., Шайдер Джеффри Дж., 2005). Механизмы образования переломов костей таза при статическом и динамическом нагружении (компрессионное и ударное воздействие) детально изложены в работах В.С. Семеникова (1972) и Б.А. Саркисяна (1985), возникновение же переломов от непрямого (конструкционного) действия не описано.

При автомобильной травме переломы костей таза образуются вследствие локальных и локально-конструкционных воздействий. В то же время у пассажиров и водителей при автомобильной салонной травме могут возникать и конструкционные переломы костей таза. Для понимания механизма образования подобных переломов необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности тазового кольца и влияние позы пострадавшего на воздействие бедренных костей на тазобедренные суставы.

Тазовое кольцо формируется двумя (безымянными) тазовыми костями, каждая из которых состоит из седалищной, подвздошной и лобковой костей, и третьей костью — крестцом. Четвёртая кость – копчик — находится вне тазового кольца. Безымянные кости и крестец объединены в кольцо посредством трёх суставов (двух крестцово-подвздошных и лобкового симфиза), самых прочных в человеческом теле.

Тазовое кольцо у людей выполняет две важные функции: поддержание массы тела и защита внутренних органов. Поддерживание массы тела при ходьбе (или стоянии) и сидении является комбинированной функцией связок и костей таза и распределяется по ним двумя вариантами:

  1. в положении стоя прямо вес тела передаётся через позвоночник к крестцу, крестцово-подвздошным сочленениям и по дугообразным, окружностью кнаружи, силовым линиям к нижним полусферам вертлужных впадин и затем вниз к бедренным костям;
  2. в положении сидя вес тела так же передаётся вниз по позвоночнику к крестцу, крестцово-подвздошным сочленениям, по дугообразным силовым линиям, но минуя вертлужные впадины, на седалищные кости.
Читайте также:  Не чувствую ноги после перелома позвоночника

Силовые линии на рентгенограммах костей таза в прямой проекции чётко видны как утолщение трабекулярной структуры кости.

В положении сидя при согнутых в тазобедренных суставах ногах, тяга со стороны группы седалищно-тазобедренных мышц способствует дополнительному наклону таза назад относительно крестца (нутация от лат. nutare – кивать; означает движение крестца, аналогичное киванию головы). Это уменьшает переднезадний размер вертикальной апертуры таза и увеличивает оба размера его нижней апертуры (Кападжи А.И., 2009), отмечается у пассажиров и водителей салона автомобиля и может способствовать конструкционным переломам костей таза вне силовых линий вследствие воздействия головок бедренных костей на вертлужные впадины с образованием их симметричных сгибательных переломов*, названных нами, переломами по типу «крыльев бабочки».

В отечественной классификации подобные переломы костей таза относятся к IV клинической группе (переломы вертлужной впадины: крыши; дна; центральный вывих). В зарубежной – к классу В: нестабильные переломы тазового кольца (характерно нарушение целости тазового кольца в двух местах со смещением), тип IIIБ (множественные переломы таза со смещением) или переломы типа Кан III (повреждаются два участка тазового кольца с нестабильностью тазового скелета); переломы вертлужной впадины: класс А (без смещения), класс Б (со смещением, которые некоторые авторы относят к центральным вывихам бедра) или тип Кан IV (переломы заднего края, часто сочетающиеся с задним вывихом бедра; поперечный перелом; перелом подвздошно-седалищной колонны; перелом подвздошно-лобковой колонны). Переломы же типа «бабочки» отнесены к классу А: тип IА (двусторонний перелом ветвей лобковых костей) или переломы типа Кан III (двусторонний перелом лобковых и седалищных костей).

В качестве подтверждения приведём пример из экспертной практики. 25.02.2009 г. в результате столкновения двух легковых автомобилей погиб гр-н К., 46 лет, находившийся на пассажирском сиденье автомашины «Опель-Вита». Первичное исследование трупа было проведено привлечённым в качестве эксперта хирургом, крайне некачественно описавшим повреждения. По утверждению водителя автомашины погибший находился на заднем сиденье автомобиля и схватил рулевое колесо, стараясь повернуть автомобиль на полосу встречного движения, что и привело к столкновению автомобилей. В протоколе осмотра места происшествия не было указано, где именно находился погибший. Поэтому с целью установления месторасположения его была назначена комиссионная судебно-медицинская экспертиза и проведена эксгумация трупа с его повторным исследованием. Изъятые кости были подвергнуты медико-криминалистическому исследованию.

На основании проведённого судебно-медицинского исследования, в соответствие с поставленными вопросами, экспертная комиссия [Заключение экспертов (комиссионной экспертизы) № 160 от 26.08.2010 г.] пришла к следующим выводам:

1. Согласно представленным медицинским документам, у гр-на К., 46 лет, имели место:

1.1. фрагментарно-оскольчатый перелом правых височной и скуловой костей, лобной кости, костей спинки носа, верхнечелюстных костей;

1.2. полные поперечные переломы дуги 2-го шейного позвонка справа («разгибательный») и слева («сгибательный»), дефект передней, верхней и нижней поверхностей 3-го шейного позвонка (с признаками растяжения костной ткани в области нижнего и сжатия – верхнего краёв);

1.3. полный поперечный сгибательный перелом тела подъязычной кости справа;

1.4. переломы правых рёбер: полный косой оскольчатый сгибательный 2-го по лопаточной линии; полные косые сгибательные: 3-го, оскольчатый 4-го, косопоперечные оскольчатые 5-го и 6-го по средней подмышечной линии; полный косопоперечный оскольчатый разгибательный 7-го по средней подмышечной линии; полные поперечные оскольчатые разгибательные 2-го, 5-го и 6-го, косопоперечные 3-го и 4-го по передней подмышечной линии;

1.5. переломы левых рёбер: полный косой сгибательный 4-го по околопозвоночной линии; полные косые оскольчатые, разгибательный 3-го, сгибательные 5-го и 8-го между околопозвоночной и лопаточной линиями; полные поперечные сгибательные 6-го и 7-го по лопаточной линии;

1.6. повреждения таза: конструкционный полный поперечный (вертикальный) оскольчатый «сгибательный» перелом правой вертлужной впадины и подвздошно-лобкового возвышения правой подвздошной кости; полный поперечный (вертикальный) «сгибательный» перелом ветви седалищной кости; полный краевой отрывной «сгибательный» перелом ости правой седалищной кости; конструкционный полный поперечный (вертикальный) оскольчатый «сгибательный» перелом левой вертлужной впадины, тела левой подвздошной кости (кзади от подвздошно-лобкового возвышения) и тела левой седалищной кости; неполный поперечный «сгибательный» перелом ветви левой седалищной кости; полный краевой отрывной «сгибательный» перелом ости левой седалищной кости; полные разрывы крестцово-подвздошных суставов; полный разрыв лобкового симфиза; полный поперечный (вертикальный) оскольчатый «разгибательный» перелом нижней ветви правой лобковой кости;

1.7. локально-конструкционный метадиафизарный (вертельнодиафизарный) полный винтообразно-поперечный фрагментарно-оскольчатый перелом верхней и средней третей правой бедренной кости;

1.8. локально-конструкционный диафизарный полный поперечный фрагментарно-оскольчатый перелом средней и нижней третей левой бедренной кости;

1.9. локально-конструкционный апофизоэпиметадиафизарный полный косопоперечный оскольчатый перелом головки правой малоберцовой кости с отрывом передневерхнего отдела суставной поверхности;

1.10. рана средней трети наружной поверхности левого бедра (зафиксировано при первичном исследовании трупа).

2. Все повреждения возникли у гр-на К. незадолго до смерти.

3. Исходя из материалов дела, указанные повреждения могли возникнуть в ходе дорожно-транспортного происшествия в виде лобового столкновения двух легковых автомобилей при нахождении гр-на К. в салоне одного из них.

При этом:

3.1. переломы костей черепа причинены в результате ударного взаимодействия тупого предмета и переднеправой поверхности головы, что могло иметь место при ударном взаимодействии этой поверхности и правой боковой стойки автомобиля либо его деформированной крыши;

3.2. переломы 2-3 шейных позвонков образовались вследствие переразгибания позвоночника на этом уровне в направлении кзади и вправо, что могло иметь место при тех же условиях;

Читайте также:  Как определить перелом у кошек на лапке

3.3. перелом правого отдела тела подъязычной кости причинён в результате ударного взаимодействия тупого предмета с ограниченной воздействующей поверхностью и переднеправой поверхности верхней части шей, что могло иметь место при ударе этой поверхностью о какую-либо часть салона автомобиля;

3.4. переломы рёбер возникли вследствие деформаций изгиба и частично кручения не менее чем от 2-х ударных взаимодействий грудной клетки и тупых твёрдых предметов с ограниченной травмирующей поверхностью, что могло иметь место при взаимодействии её с частями обращённых друг к другу спинок передних пассажирских сидений; исключение составляет перелом 3 левого ребра, возникший от прямого воздействия предмета с ограниченной поверхностью, каким мог быть фрагмент салона автомобиля;

3.5. перелом левой бедренной кости образовался вследствие деформаций изгиба при воздействии травмирующей силы изнутри и сзади в направлении кнаружи (влево) и кпереди, что могло иметь место при взаимодействии задней поверхности нижней трети бедра с передним краем сиденья;

3.6. перелом правой бедренной кости возник вследствие деформаций изгиба и кручения при воздействии травмирующей силы спереди назад и снаружи внутрь (справа налево) с вращением верхней части бедра против часовой стрелки (влево), что могло иметь место в результате перемещения туловища при фиксированной нижней части бедра между передним и задним сиденьями;

3.7. перелом правой малоберцовой кости возник вследствие деформаций изгиба и разрыва при воздействии травмирующей силы спереди назад и снаружи внутрь (справа налево), что могло иметь место при соударении места перелома и частей автомобиля, расположенных между передним и задним сиденьями;

3.8. повреждения таза образовались вследствие деформаций изгиба при резком травмирующем воздействии головок бедренных костей на вертлужные впадины (по типу «крыльев бабочки») с последующим разворачиванием подвздошных костей и разрывами крестцово-подвздошных суставов, при условии нахождения гр-на К. в положении сидя с разведёнными бёдрами; исключение составляют перелом нижней ветви правой лобковой кости и разрыв лобкового симфиза (лонного сочленения), возникшие при ударно-компрессионном воздействии в место перелома предмета с ограниченной взаимодействующей поверхностью, каким могла быть часть салона автомобиля;

3.9. рана на левом бедре причинена твёрдым тупым предметом с ограниченной травмирующей поверхностью, каким могла быть часть салона автомобиля.

Таким образом, гр-н К., в момент лобового столкновения находился на заднем сиденье автомобиля «Опель-Вита». Не исключено, что при этом он мог располагаться, как указано на фотографиях, выполненных при проведении следственных экспериментов 04.12.2009 г. и 02.03.2010 г. – туловищем между спинками передних сидений с вытянутой к рулевому колесу правой рукой.

4. Все повреждения в совокупности причинили здоровью гр-на К. тяжкий вред по признаку опасности для жизни.

5. Смерть гр-на К. наступила от переломов 2-го и 3-го шейных позвонков со сдавлением спинного мозга, на что указывает характерная деформация переломов дуги 2-го позвонка.

Данные экспертизы нашли своё подтверждение при дальнейших следственных действиях.

Кроме того, в нашей практике встретились два случая образования односторонних конструкционных переломов костей таза в области вертлужной впадины по типу «крыла бабочки». Они также имели место при автомобильной травме, но в случаях переезда (наезда) колесом автомобиля на область нижней части бедра или области коленного сустава при положении потерпевших лежа на спине. Эти поперечные или косопоперечные сгибательные переломы возникали вследствие ротации бедра кнаружи с давлением головки бедренной кости на стенки вертлужной впадины. Этому способствовало то, что при таком положении тела тазобедренные суставы разогнуты, а работа мышц-сгибателей ведёт к наклону таза кпереди и к уменьшению расстояния между вершиной крестца и бугристостью седалищных костей т.е. к контрнутации (контрнаклону).

Список литературы

  1. Кападжи А.И. Позвоночник: Физиология суставов [пер. с англ. Е.В. Кишиневского]. – М.: Эксмо, 2009. – С. 72-74, 78-79.
  2. Котельников Г.П., Краснов А.Ф., Мирошниченко В.Ф. Травматология: Учебник для медицинских вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Мединформагенство, 2009. С. 403.
  3. Саркисян Б.А. Судебно-медицинская оценка множественных переломов таза при травме тупыми предметами: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. – М., 1985. – 37 с.
  4. Семенников В.С. Судебно-медицинские критерии механизмов травмы костей таза: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. – Ярославль, 1972. – 26 с.
  5. Скалетта Томас А., Шайдер Джеффри Дж. Неотложная травматология. – Пер. с англ. – М.: Мединформагенство, 2005. – С. 285.
  6. Peltier L.F. Complications associated with fractures of the pelvis. J. Bone Joint Surg. 47:1060, 1965.

* — редколегия отмечает, что переломы вертлужной впадины, возникающие при положении сидя с резко разведенными бедрами, по механизму образования являются «разгибательными». Такие переломы были описаны И.В. Паньковым (2002).

Источник

Нами исследован случай конструкционного перелома костей основания черепа при ударе в подбородочную область.

Труп молодого мужчины, погибшего при дорожно-транспортном происшествии в результате лобового столкновения с другим автомобилем, обнаружен на месте водителя. При вскрытии установлено, что смерть наступила в результате тупой травмы грудной клетки с разрывом ушка левого предсердия и последующей тампонадой околосердечной сорочки кровью. Также обнаружены были закрытые фрагментарные переломы правой и левой бедренных костей с кровоизлияниями в области переломов, смятие хрящевой ткани на передней поверхности внутреннего мыщелка правой бедренной кости с кровоизлиянием в губчатое вещество в этой области, множественные ссадины и кровоподтеки обеих голеней. Весь комплекс имеющихся повреждений типичный для сочетанной травмы при лобовом столкновении с расположением потерпевшего в передней части автомобиля. Однако обнаруженная черепно-мозговая травма и механизм ее образования заслуживала особого внимания.

Читайте также:  Мизинец руки перелом

Каких-либо повреждений при исследовании костей свода черепа и мягких тканей волосистой части головы не обнаружено. Череп овоидной формы, нерельефный (лобные и теменные бугры не выражены, швы плотно сращены). У потерпевшего профилированное лицо («узкое», вытянутое, с хорошо выступающей вперед нижней челюстью, с хорошо выраженными скуловыми костями), готическая форма твердого неба.

На лице имелись множественные мелкие резаные раны в результате действия осколков стекла и обширная ушибленная рана в подбородочной области. В наружных слуховых проходах отмечалась коричневато-красная подсохшая кровь. Обнаружены четкие сколы эмали передних зубов. Под твердой мозговой оболочкой каких-либо кровоизлияний не выявлено. Субарахноидальные кровоизлияния сформировались на обеих теменных и лобных долях по верхним поверхностям, по наружной поверхности левой височной доли и по верхней поверхности левой затылочной доли.

При вскрытии лица по Медведеву обнаружено интенсивное очаговое кровоизлияние в проекции ушибленной раны в подбородочной области. Каких-либо переломов костей лицевого скелета не обнаружено.

Для изучения верхней челюсти, наружного основания черепа и отростков произведено удаление мягких тканей диафрагмы рта и удаление мышц, крепящихся к наружному основанию черепа. Далее разъединен сустав между 1 и 2 шейными позвонками. Это позволило установить целостность крыловидных отростков и определить угол их расположения по отношению к телу основной кости (около 100˚) [1].

При этом обнаружен перелом костей основания черепа в средней черепной ямке справа и слева. Перелом представлен изолированной прерывистой трещиной дугообразной формы, дугой, открытый кзади (относительно вертикальной оси тела), которая по срединной линии располагается позади турецкого седла (в 0,5 см кзади от него), далее симметрично распространяется вправо и влево по передним поверхностям пирамид правой и левой височных костей и слепо затухает в области их оснований без распространения на чешуи этих костей. Края перелома позади турецкого седла мелкозубчатые, с элементами пилообразности, зияют на ширину 0,2 см, верхний край нависает над нижним. В области перехода трещины от тела основной кости на черепные ямки справа и слева имеется выкрашивание костной ткани. На остальном протяжении края трещины относительно ровные, без зияния краев. Других повреждений костей свода и основания черепа, головного мозга и его оболочек не обнаружено. При дополнительном исследовании шеи каких-либо повреждений не выявлено.

Аналогичный случай образования конструкционного перелома костей свода и основания черепа нами уже был описан в танатологическом отделении г. Барнаула. Пассажир переднего сидения погиб в результате лобового столкновения автомобиля с преградой. При наружном исследовании были обнаружены ссадина подбородочной области, сколы зубов, также отмечено, что твердое небо готической формы. При вскрытии установлен разрывной перелом в средней черепной ямке. У погибшего череп был сфероидной формы, нерельефный и характерные для этого вида черепа мелкие плоские черепные ямки, что явилось причиной для распространения трещин на свод. Орбикулокрания (выпуклость теменных костей), свойственная сфероидной форме головы, определила распространение трещин на затылочную кость. При исследовании головного мозга было обнаружено разрушение базальной части мозга с разрывом его стволовой части, надрыв мозолистого тела.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным конструкционный механизм формирования вышеуказанных переломов основания черепа. При воздействии тупого твердого предмета в подбородочную область в направлении снизу вверх под прямым углом по отношению к телу основной кости энергия удара (при сомкнутых зубах) распространяется с нижней челюсти по контрофорсам, через готическое твердое небо и крыловидные отростки основной кости на ее тело. Это и ведет к первоначальному разрушению тела основной кости, пирамид височных костей с последующим повреждением мозга. При этом важно, чтобы крыловидные отростки располагались под тупым углом по отношению к телу основной кости (параллельно вектору нагрузки). Это исключает деформацию изгиба и предотвращает разрушение этих отростков и не препятствует распространению нагрузки на основание черепа [2].

Вышеизложенное является ярким доказательством необходимости исследования травмы головы с учетом анатомо-морфологических свойств мозгового и лицевого отделов черепа как единой конструкции. Это позволит избежать экспертных ошибок при установлении механизма черепно-мозговой травмы.

похожие статьи

Особенности повреждения надкостницы от действия механических повреждающих факторов / Ширяева Ю.Н., Журихина С.И., Макаров И.Ю. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 210-213.

Морфология и механика разрушения ребер. 2-е издание. Рецензия на монографию В.А. Клевно / Хохлов В.В. // Судебная медицина. — 2015. — №4. — С. 55-57.

Характер и вид деформаций и разрушения, морфология разрушения кости в зависимости от вида внешнего воздействия / Крюков В.Н., Буромский И.В. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 155.

Диагностические возможности компьютерной томографии при судебно-медицинской экспертизе черепно-мозговой травмы / Кильдюшов Е.М., Егорова Е.В., Кузин А.Н., Жулидов А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №4. — С. 19-23.

Определение давности повреждений головного мозга по изменениям ядрышкового организатора в астроцитах / Морозов Ю.Е., Колударова Е.М., Горностаев Д.В., Кузин А.Н., Дорошева Ж.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №4. — С. 16-18.

Значение метода кардиоинтервалографии для экспертной и клинической практики / Елфимов А.В., Малахов Н.В. // Медицинская экспертиза и право. — 2011. — №1. — С. 40-43.

больше материалов в каталогах

Переломы

Черепно-мозговая травма

Источник