Перелом голоса у подростков девочек

Перелом голоса у подростков девочек thumbnail

Если к проблеме мутации голоса у мальчиков-подростков педагоги по вокалу и родители относятся довольно серьезно, то с девушками дела обстоят иначе. Однако такой подход совсем не верный, поскольку мутация голоса у девочек носит не менее серьезный характер.

Каков механизм ломки голоса у девочек?

Мутационный период, как правило, у девочек намного короче, нежели у юношей. К тому же признаки мутации голоса не сильно выражены. Это связано с тем, что увеличение гортани у женщин происходит постепенно.

Учеными доказано, что развитие гортани у женщин происходит до 30 лет. Существует несколько переломных моментов развития, в которые стоит обратить пристальное внимание на гигиену и охрану певческого и разговорного голоса. Подобные кризисы относят к 12-15 годам и 23-25 годам, в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

мутация голоса у девочек

Процесс мутации голоса у девочек протекает довольно быстро(2-6 недель) и в мягкой форме. Порой перестройка не заметна не только окружающим, но и самим растущим. Однако это не означает, что ничего не происходит.

В процессе первичной перестройки гортань девушек увеличивается в два раза, что намного меньше, чем у юношей (на три четверти от исходного размера).

У девочек интенсивно растут перстневидный, черпаловидный и щитовидный хрящи. Неравномерный рост отдельных частей и органов в целом приводит к некоторым временным изменениям, которые стабилизируются со временем. К тому же происходит изменение структуры отдельных частей голосового аппарата. Например, у девочек наблюдается рост языка и окостенение хрящевидных тканей.

Голос понижается на несколько тонов, как правило, на терцию или кварту. При этом диапазон вокального голоса становится меньше. Тембр приобретает окрас: сгущается, становится глубоким и «мясистым». В некоторых случаях голос может обрести альтовый окрас, который со временем исчезнет.

Особенности ломки голоса у девочек

Женский организм на протяжении всей жизни подчиняется особым законам. Функции всех органов зависят от менструального цикла, не исключение тому и голосовой аппарат. Мутация голоса происходит в период полового созревания и тесно связана с появлением менструаций у девушек.

В период кровотечений происходит гормональный всплеск, который изменяет процессы, проходящие в организме. Вы спросите: «Причем тут голос и занятия вокалом?» Ответ прост. Все системы организма взаимосвязаны. В период менструации организм ослаблен, происходит качественное изменение состава крови и другие. В период менструации возникает покраснение, воспаление гортани, что в синтезе с мутацией может привести к плачевным последствиям, вплоть до потери голоса.

Что нужно помнить в период мутации голоса у девочек?

Период роста организма наиболее важен и сложен. Поэтому следует придерживаться нескольких правил:

  1. Никакого перенапряжения. Это может касаться как певческого голоса, так и разговорного. Любые сверхнагрузки могут спровоцировать серьезные нарушения. Режим бережного использования голоса и четкий график нагрузок – вот первое правило.
  2. Внимательность. В этот период стоит лучше прислушиваться к организму и при появлении даже малейших звоночков (переутомление, нежелание петь, сип, срывы голоса и т.д.) стоит свести нагрузки на нет. Важно чувствовать свой организм и слушать его.
  3. Отказаться от занятий вокалом в период менструации. В профессиональной среде практикуется больничный лист в этот период.
  4. Занятия вокалом лучше не оставлять, а продолжать с разумной нагрузкой.

Несомненно, гигиена и охрана голосового аппарата в период мутации наиболее важный момент. Чтобы сохранить и приумножить свои вокальные возможности в период мутации необходим щадящий режим работы.

Источник

В определенный возрастной период детей, педагогов по вокалу, а в большей степени родителей, начинает волновать вопрос о ломке (или мутации) детского голоса. И хотя решение данной проблемы больше актуально для детей, занимающихся вокалом, но может быть интересно и полезно всем, кто хочет сохранить связки подростков в целости и сохранности. Как пережить этот период изменения голоса? Как голос меняется и почему? Стоит ли продолжать занятия в этот период? Каким методикам отдать предпочтение? Постараемся ответить на эти вопросы.

Ломка голоса.jpg

Изменения голоса происходят каждые 2-3 года, меняются интонации, частотный диапазон, сила голоса. Что касается вопроса продолжения вокальных занятий во время мутации, то существует два противоположных ответа: обязательно продолжать занятия и не заниматься, переждать.

Данные современных исследований указывают на то, что заниматься во время мутации голоса не только можно, но и полезно, что помогает сократить период ломки голоса. Но делать это надо под умелым руководством педагога с использованием специальных методик.

 Устройство голосового аппарата

Голосовой аппарат принимает участие в голосообразовании и состоит из системы органов. Он управляет струей воздуха, которая необходима для колебаний голосовых связок.

Составляющие голосового аппарата:

  • органы дыхания (легкие, бронхи, трахея, мышцы диафрагмы, живота, спины),

  • гортань с голосовыми складками,

  • надставная труба, артикуляционный аппарат (полость рта, носа, глотки, придаточные пазухи носа), здесь голос усиливается, приобретая окраску.

Голосовой аппарат.jpg

Именно в гортани происходит зарождение голоса. Если смотреть в гортань сверху, то видны симметричные голосовые складки, которые образуют голосовую щель, смыкаемые при голосообразовании.

Голосовые связки.jpg

Внизу гортань переходит в трахею, хрящевую трубку, которая затем разветвляется на два бронха. Мелки бронхи служат клапанами, которые регулируют подачу воздуха во время голосообразования. Бронхи со всеми ответвлениями расположены в легких, помещенных в грудную клетку.

Легкие.jpg

Основание грудной клетки составляет диафрагма, мышцы которой, сокращаясь, изменяют объем грудной клетки. Наш мозг может управлять диафрагмой, которая контролирует скорость движения воздуха и его давление при образовании звуков и изменении их силы.

Важную роль в голосообразовании играет резонатор, стенки которого совершают колебания, усиливая звук и создавая обертоны. Размер резонатора определяет тон голоса: чем больше – тем ниже. Роль самого большого резонатора в нашем организме играет грудная клетка. Также высота тона зависит от частоты колебаний голосовых складок: чем чаще колеблются, тем выше звук.

Органы, составляющие голосовой аппарат, подчинены нашей центральной нервной системе. Голос регулируется слухом, они взаимосвязаны и не развиваются друг без друга. Голосообразование происходит в процессе совместной работы дыхания и голосовых складок.

Как и почему происходит мутация голоса?

Вас не должно пугать слово «мутация», ибо это означает всего лишь «изменение», а в простонародье «ломка». Связано это изменение с половым созреванием и ростом органов, участвующих в голосообразовании. Процесс этот является естественным, неизбежным, поэтому опасаться его не стоит.

Наступление процесса мутации голоса зависит от нескольких факторов: климата, нации ребенка, индивидуальных физиологических особенностей. Так, например, южные дети гораздо раньше могут столкнуться с этим процессом.

Ломка голоса связана с изменениями гортани, которая в подростковом возрасте существенно увеличивается (в 1,5-2 раза у мальчиков, и на 30% у девочек). Увеличиваются также и голосовые связки, к тому же они начинают колебаться целиком, а не только краями, как это было раньше.

Читайте также:  Коренной перелом вов рамки

Стадии развития голоса

1. Младший домутационный период (7-10 лет)

Характерные особенности голоса в этом периоде — фальцет (головное звучание), маленький диапазоном (максимум октава, обычно первая), чисто детское звучание, голос нежный, мягкий с высоким резонированием, пока слабый (что связано с малым объемом легких). Голосовой аппарат пока примитивен и хрупок. Голосовые связки колеблются лишь по краям, полностью не смыкаясь (фальцет). В некоторых случаях голосовой аппарат может работать в грудном режиме, но это может привести к перенапряжению связок и впоследствии к хрипоте.

Лучше в этом возрасте поддерживать фальцетность, когда ребенок не полностью напрягает голосовую мышцу, так как именно сейчас происходит ее обособление и развитие. Проявления индивидуальных тембров пока ожидать не стоит. Большинство детей пока не чувствуют разницы между разговором и пением, поэтому не тянут звуки, а проговаривают их. Поэтому репертуар стоит подбирать с простым построением, узким диапазоном, короткими фразами, тогда голос будет звучать естественно, а петь будет легко.

При правильном обучении вокалу в период 9-10 лет наступает так называемый расцвет голоса, когда он звучит особенно хорошо: у мальчиков –звонко, у девочек появляется тембровая окраска. Именно в этот момент можно добавлять сложности и разнообразия в песенный репертуар.

2. Старший домутационный период (10-13 лет)

К 11-ти годам у детей с низким голосом частично оформляется голосовая мышца. Связки колеблются не только краями, но и средней частью, дыхание становится более глубоким, звучание более полным, не только головным.

В голосе появляются насыщенность и индивидуальный тембр, расширяется диапазон, можно уже отделить сопрано (до1 – соль2) от альтов (ля малой октавы – ре2). В этом возрасте развивается музыкальная грамотность, гармонический слух, репертуар может быть усложнен.

Воодушевленные новыми тембральными возможностями, дети могут перенапрягать связки, так как сила голоса пока недостаточно развита, что может привести к «мозолям» на связках. Поэтому голосовой аппарат стоит особенно беречь в этот период, соблюдая щадящий режим, и тогда он окрепнет.

3. Мутационный период (13-15 лет)

В этом возрасте происходит половое созревание детей, которое протекает очень индивидуально, поэтому и мутация голоса может произойти как резко и ощутимо, так и медленно и менее заметно. Также индивидуальна и продолжительность этого периода. Она может составлять и несколько месяцев, а может длиться несколько лет. На продолжительность мутационного периода влияют занятия вокалом в предшествующие годы, если ребенок занимался, то мутация произойдет быстрее и без резких изменений голоса.

Опытный педагог должен заметить начало ломки голоса, чтобы вовремя среагировать и перейти к особым методикам. Как было отмечено выше, прерывать занятия вокалом не рекомендуется, нужно работать в пределах диапазона голоса ребенка, не перенапрягая его и не стараться увеличить диапазон во что бы то ни стало.

Характерные признаки наступления мутации:

  • Сила голоса у мальчиков растет, но затем верхние ноты, которые раньше давались легко, берутся с трудом.

  • Могут появиться сипота и скрипучесть.

  • Проявляется фальшь в голосе

  • Голос может неожиданно срываться

  • Происходит понижение голоса: у девочек на 1-2 тона, на октаву у мальчиков.

  • Покраснение гортани

  • Повышенное выделение слизи.

4. Послемутационный период (16-18 лет)

В данный период происходит формирование голоса взрослого человека. Хотя рост и развитие гортани закончились, продолжается развитие дыхательного аппарата, рост мышечной силы, поэтому пока невозможно абсолютно точно определить будущий голос, он всё же продолжает меняться. Соответственно в этот период всё еще нужно отбирать репертуар, вокальную нагрузку и методики, которые не травмируют голос, не перенапрягают его.

Именно сейчас можно услышать индивидуальные тембры, голосовой диапазон расширяется и укрепляется окончательно, дыхание становится равномерным, петь становится легче и безболезненно, расширяются возможности грудного резонатора.

Образование кадыка при росте гортани у мальчиков существенно меняет высоту голоса и его певческие качества. Происходит формирование тембра – тенора или баритона.

У девушек период протекает несколько иначе, что связано с пропорциональным ростом гортани. Домутационные певческие свойства сохраняются. Диапазон меняется: сначала немного сужается, затем значительно расширяется, но бывает неустойчивым.

В этот период характерно перенапряжение голоса и злоупотребление новыми открывшимися голосовыми возможностями. Данное перенапряжение может привести к порче голоса. Задача педагога не только предостеречь молодых исполнителей, но и вовремя остановить их. Возможна потеря фальцета, который можно восстановить при правильной работе с голосом.

Развитие голоса должно происходить постепенно, с примарных звуков, расширяя диапазон от середины вверх и вниз, избегая крикливого пения.

Петь или не петь?

Хотя ответ на этот вопрос не столь однозначен, но большинство специалистов рекомендуют не прерывать занятия, так как они полезны для развития голоса и более быстрого и легкого прохождения периода мутации.

И тут на первый план выходит режим. Щадящий, исключающий напряжение голосового аппарата и выход за свой голосовой диапазон. Время занятий также должно быть дозировано, с частыми перерывами на отдых.

Важно в этот период именно не навредить, сохранив имеющийся потенциал. Важна гигиена голоса, призванная предотвратить некоторые болезни голосового аппарата.

Воспаленые связки.jpg

Основные рекомендации по гигиене голоса:

  • Правильно организуйте занятия, вовремя отдыхайте.

  • Придерживайтесь правильной техники вокала.

  • Воздержитесь от крикливых звуков и визга.

  • Занимайтесь с опытным педагогом.

  • Выбирайте произведения, соответствующие типу голоса.

  • Не выступайте на открытых площадках при низких температурах.

  • Избегайте шепота.

  • Занимайтесь спортом, закаливанием.

  • Откажитесь от курения и алкоголя.

  • Не разговаривайте и не пойте в шумных помещениях.

  • Своевременно лечите различные заболевания.

  • Откажитесь от холодных напитков в жару.

  • Старайтесь носить зимой шарф, чтобы не застудить шею.

  • Не разговаривайте, а также не пойте во время ЛОР-заболеваний.

  • Не пойте в караоке слишком часто.

  • Используйте специальные упражнения, чтобы снять напряжение гортани.

Вокал.jpg

Особая роль духовно-нравственного воспитания детей и подростков принадлежит музыке, особенно пению, которое оказывает мощное эмоциональное влияние на исполнителя. Поэтому певческий голос нужно не только вовремя распознать, развить, но и сберечь в определенные возрастные периоды его мутации.

Источник

  1. Подбор слов
  2. Решение кроссвордов
  3. Перелом голоса у подростка

Поиск ответов на кроссворды и сканворды

Ответ на вопрос «Перелом голоса у подростка «, 7 букв:
мутация

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова мутация

Перелом голоса у подростков

Изменение организма

Ломка голоса

Что превращает мальчиковый голос в мужественный?

Определение слова мутация в словарях

Словарь медицинских терминов

Значение слова в словаре Словарь медицинских терминов

М. в виде вставки нуклеотида в цепь ДНК или потери ею нуклеотида, приводящая к сдвигу отсчета кодирующих триплетов при трансляции.

Википедия

Значение слова в словаре Википедия

Мута́ция — стойкое (то есть такое, которое может быть унаследовано потомками данной клетки или организма ) преобразование генотипа , происходящее под влиянием внешней или внутренней среды. Термин предложен Хуго де Фризом . Процесс возникновения мутаций…

Читайте также:  Диагнозы переломов стопы

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

ж. Возникающее естественно или вызываемое искусственно стойкое изменение наследственных свойств организма. ж. Изменение голоса у подростков, наблюдаемое с наступлением полового созревания.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

-и, ж. (спец.). Изменение наследственных свойств организма. Перелом голоса у подростков. прил. мутационный, -ая, -ое.

Примеры употребления слова мутация в литературе.

Мутации являются огромным завоеванием советской науки и в смысле открытия могущественного действия внешних физических факторов и в смысле действия агрохимических факторов.

Рейн — поэт эрозии, распада — человеческих отношений, нравственных категорий, исторических связей и зависимостей, любого двучлена, включая ядерный, — и стихотворение его, подобное крутящейся черной пластике, — единственная доступная этому автору форма мутации, о чем прежде всего свидетельствуют его ассонансные рифмы.

Вообще-то, технологии контролируемых мутаций были изложены в галактических программах, но Беатрикс и слышать не хотела об этом — в саду были посажены только те растения, семена которых были в их запасах и которые удалось прорастить.

Мутация могла бы стать источником разнообразия одного и того же вида, но не источником создания чего-либо нового из того, к чему она прикоснулась.

Более того, он считает, что мутация этого типа не могла появиться в результате работы генератора случайных чисел, встроенного в программу для имитации дарвиновского механизма изменчивости.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

Перелом голоса у подростков девочек

У
девочек в период мутации основной характер голоса резко не изменяется;
увеличивается его сила, ярче делается тембр и больше объем. Если основной
характер голоса у мальчиков по сравнению с голосами девочек меняется более
резко, то в деталях признаки постепенного формирования взрослого голоса и у тех
и у других очень сходны: появляется сипота, вялость, неблагозвучность,
скрипучесть. Девочки часто временно утрачивают голос во время формирования, у
них появляется беззвучие, Такое состояние иногда тянется несколько лет. Иногда
голос сгущается, делается глубже. Наблюдается детонирование, невозможность  (и у мальчиков, и у девочек) петь  в строе. Чаще они понижают, реже повышают.
Делается короче диапазон, и голос снижается на несколько звуков; у мальчиков он
понижается на октаву, у девочек наблюдается небольшое, от ½ тона до двух тонов,
и с концом формирования снова диапазон расширяется и вверх и вниз.

Начало
интенсивного развития голосового аппарата у девочек, в среднем, начинается с 13
лет.

Период
роста голосового аппарата продолжается и после формирования организма. Есть
указания на то, что мужскую гортань можно сравнить с женской только к 30 годам,
потому что после отрочества она продолжает еще понемногу, а иногда и резко
увеличиваться.

В
средней (как и во всякой другой) полосе может быть преждевременная мутация (как
у девочек, так и у мальчиков), а также сильно запаздывающая. Есть данные, что в
10-11 лет может наступить мутация без 
симптомов половой зрелости, и, наоборот, в 14-15 лет может не быть
мутации, а симптомы половой зрелости есть. Указаны случаи отклонений
(«извращенной» мутации) у девочек, когда гортань в этот период достигает
размеров мужской, голос делается грубым по тембру, а по диапазону соответствует
скорее мужскому. Е.М. Малинина указывает еще на одно отклонение, которое она
называет «искусственное пение альтом». Такое искусственное (сниженное) звучание
и у мальчиков, и девочек бывает от преждевременного включения в работу всей
толщи вокальной мышцы. [17,22]

Н.
Д. Орлова подчеркивает, «что неправильное пение в детском возрасте (и в
период мутации особенно) вредно сказывается на голосе в юношеском возрасте,
когда молодежь не умеет использовать свой природный голос, насилует его».
[17,23] В результате получается срыв. Новая гортань не сразу дает новое
голосообразование, потому что рост резонаторов идет медленнее. Наступает новая
фаза в развитии голоса и новое координирование голосовых и мышечных сил.
Обращается внимание на возможные перемены в голосе юношей и девушек, когда
голос может перейти в более низкий. По наблюдениям В.А. Багадурова есть случаи,
когда у девушек в 20 лет голос еще не установился или между 20-25 годами
появляются симптомы, очень сходные с мутационными. При этом случается, что
легкие сопрано переходят в драматические или даже в меццо-сопрано.

Как
уже отмечалось выше, в среднем, сформировавшаяся женская гортань меньше мужской
на 1/3, т.е. в полтора-два раза. В период полового созревания активизируется
рост всех ее признаков у обоих полов.

У
лиц мужского пола с максимальной скоростью растут: щитоподъязычная мембрана,
коническая связка, голосовые связки, стенка гортани в высоту со стороны ее
полости и снаружи.

У
лиц женского пола с наивысшей скоростью растут: щитовидный, перстневидный и
черпаловидные хрящи.

Неравномерность
скорости роста отдельных признаков одного и того же органа или его части
приводит к временным возрастным изменениям его внешней формы.

Наряду
с изменениями отдельных частей гортани, она меняется и по своей структуре.

 Под влиянием внешней и внутренней среды часто
развитие гортани идет неравномерно. Наблюдалось, что чем больше функционирует
гортань, тем сильнее, интенсивнее идет окостенение, а вследствие этого у
некоторых учащихся (мальчиков и девочек) имеет место быстрая утомляемость
голоса, вялость нервномышечного аппарата, ослабление голосовой функции.

У
подростков-девочек замечен сильный рост языка. Е.М. Малинина, например,
замечает, что в период мутации язык делается чрезмерно активен и тянет назад
(интенсивный его рост, в особенности, бывает у девочек). Утрачивается в пении
ровность, напевность, исчезает звонкость. Чрезмерно опускается гортань, а язык
утрачивает способность легко продвигаться вперед. Может возникнуть
ложно-альтовое звучание. (Е.М. Малинина, сб. Воспитание и охрана детского
голоса стр.42) [15,64]

В.А.
Багадуров в своих наблюдениях также останавливается на явлении, когда язык у
подростков начинает тянуться назад, вследствие роста подъязычного мускула и
всего языка. [17,30]

У
девочек состояние голосового аппарата в период полового созревания имеет
признаки, характеризующие наступление мутации. Но период роста гортани у
девочек короче, чем у мальчиков, и протекает он с меньшей интенсивностью, из-за
чего некоторых явлений мутации можно и не заметить, но это не значит, что их
нет, или их можно игнорировать при обучении девочек пению».

Изменения,
происходящие в голосовом аппарате в период рост, и их характерные признаки
сходны у обоих полов: слизь, покраснение связок и всей гортани, ее рост, рост
языка (главным образом у девочек); в голосе – детонирование, беззвучие,
неустойчивость, ощущение неловкости, утомление.

Читайте также:  Укол при переломе в плечо

Специфические особенности развития девочек

Нельзя
не обратить внимание на специфическое для женского организма явление –
менструации.

Следует
заметить, что появление менструаций совпадает часто с началом мутации голоса,
но далеко не всегда.

Этим
явлением вызываются изменения во всей жизнедеятельности организма.

Признаки,
характеризующие этот период:


температура тела и теплоотдача в менструальный период несколько понижается;


пульс становится более редким,


кровяное давление понижается;


дыхание замедляется,

-жизненная
емкость легких уменьшается,


кожная чувствительность понижается,


вес тела падает;


усиленно задерживаются в организме белки, фосфор и хлориды.

Во
время кровотечения (3 – 6 дней) эти явления особенно резко выражены. Количество
красных телец уменьшается, а количество белых повышается; вследствие этого
понижаются процессы окисления.

В
связи с наступлением менструации у некоторых девочек имеют место боли в паху,
головные боли, тошнота; ухудшается самочувствие, понижается активность. Описанные
явления имеют прямое отношение к голосу учащихся девочек, и учитель пения
должен обратить на них серьезное внимание.

Период,
предшествующий появлению первой менструации, и дальнейшее развитие подростка
осложняется тем, что интенсивный рост, часто весьма неравномерный, идет во всем
организме девочки. Процессы развития, связанные между собой, взаимно влияют
друг на друга и обостряют общее состояние девочки-подростка. В юношеском
возрасте все процессы, хотя и продолжают развиваться, но между ними наступает
уже равновесие, поэтому менструальный период переносится легче и наступление
его происходит регулярнее.

Явление
менструации сопутствует девушке во всей ее последующей жизни и крайне важно
показать, как меняется состояние голосового аппарата, какие формы этого
состояния могут быть, и на что надо обратить внимание, чтобы соблюдать в пении
правильный режим.

Специфические
изменения, наблюдаемые в голосовом аппарате в менструальный период, исчезают
после окончания менструации, тогда как изменения, о которых речь шла выше,
касались роста голосового аппарата, роста гортани и ее частей, постепенного ее
формирования, сопровождающегося некоторым покраснением, набуханием, наличием
слизи и прочих признаков мутации.

Если
самый рост гортани и ее частей у девочек совершается не резко и изменения в
состоянии гортани обычно мало заметны для глаза, то при менструации резко
усиливается раздражение слизистой, расширяются сосуды.

Наблюдения
показали, что все фазы (предменструальные дни, во время и после менструации)
довольно значительно отражаются как на общем состоянии женщины, так и на
слизистой носа, глотки и гортани.

Очень
часто подростки заявляют, что в менструальный период им петь легче и продолжают
это делать; но вскоре голоса их делаются хриплыми.

Итак, кроме незначительных мутационных изменений
в голосе девочек вследствие роста гортани, у них существуют свои особенности
развития, влияющие на состояние голосового аппарата и голоса.

Отсюда совершенно очевидно, что голосовой
аппарат девочек, даже если в нем нет никаких ясно видимых (как говорят,
«существенных») мутационных изменений, не может правильно
функционировать в известный период, потому что ослабевают нервные и физические
силы организма, голосовые связки теряют свою упругость и эластичность, и при
этом нарушаются дыхательные функции (выдох), т.е. исчезают условия, нужные для
правильного смыкания голосовых связок, а значит и для звукообразования.

В пении нельзя злоупотреблять силой выдоха;
чрезмерный напор на хрупкую гортань непременно нарушит ее деятельность. Это
может произойти от большого количества воздуха, взятого при вдохе; с ним трудно
справиться, он перегружает, слишком увеличивает подсвязочное давление у поющего
(от сюда форсировка голоса). Регулируя напор выдоха, требуя от учащихся
уменьшения его чрезмерной силы, мы тем самым создаем условия для укрепления
мышечной системы гортани, для развития высокой эластичности голосовых связок. В
особенности на это важно обратить внимание в период роста, когда гортань
требует меньшей нагрузки.

Самая сложная функция гортани –
голосообразовательная – взаимосвязано и обусловлено деятельностью дыхательного
аппарата в целом и нарушение его деятельности, безусловно, указывает также на
нарушение голосообразовательной функции гортани. Если игнорировать возрастные
особенности девочек подростков и продолжать всегда заниматься с ними с большой
интенсивностью и продолжительное время – неизбежно утомление нервной системы и
перенапряжение мышц голосового аппарата. Это влечет за собой систематическое
раздражение голосовых органов, тем более, что в эти периоды (менструации) к ним
приливает кровь и связки не полностью смыкаются. Часто в результате
злоупотребления пением в этот период появляется хрипота и невозможность даже
чисто говорить. Нередки кровоизлияния в связки, невозможность долгое время
петь, а иногда и полная потеря голоса.

Объективные показатели произведенного пнеймокимографического
исследования, подкрепленные данными педагогических наблюдений, дают ясную
картину изменений в дыхательных движениях, происходящих у девочек в период
интенсивного роста. Измерения имеют определенную закономерность. У девочек в
период формирования, перед появлением менструации (главным образом перед
первой, в предмутационный период), в силу происходящих в женском организме
специфических перестроек, дыхательные движения дезорганизуются и слабеет их
активность. Движения выравниваются после окончания менструации, когда,
очевидно, наступает равновесие жизненных сил.

Весьма значительные изменения в дыхательных
движениях соответствуют характерным изменениям в состоянии голосового аппарата,
т.е. между ними существует взаимозависимость и, таким образом, они не могут не
влиять на голос девочек в этот период роста. Ведь при общем ослаблении нервных
и физических сил организма, при ослаблении смыкательной способности голосовых
связок и нарушении нормальных дыхательных функций, когда появляется напрасная
утечка воздуха, нарушается и голосообразовательная функция гортани, т.к.
нарушаются условия и связи, при которых возможно правильное звукообразование.
При таком нарушении голос теряет яркость, чистоту, силу, диапазон, он не может
быть выразительным; наконец, часто исчезает вообще возможность петь. Отсюда,
при злоупотреблении в этот период пением, голос не может нормально развиваться.

Нормальное вокальное развитие учащихся, в период
их формирования и дальше, зависят от правильного обучения, правильно
выработанных норм нагрузки в детские годы.

Вопрос возможности для девочек занятий пением во
время мутации должен разрешаться индивидуально, в зависимости от индивидуальных
отклонений, от характера мутации, принимая во внимание весь комплекс
происходящих в организме девочек изменений, которые могут обнаружиться уже в 11
— 12 лет.

Предмутационный и следующий за ним период
формирования пола очень ответственен в обучении. Во время острых явлений
мутации занятия надо прекращать.

Нельзя забывать о том, что интенсивный рост
имеет не одну фазу; появившиеся в 12 – 13 лет изменения, отразившиеся так или
иначе на голосе, могут повториться в 15 – 16 лет (или впервые обнаружиться).

Во время спокойного протекания мутации занятия
не только возможны, они вполне целесообразны и желательны, т.к. способствуют
укреплению всего организма, быстрому и более равномерному прохождению мутации.

Все это можно осуществить, соблюдая большую
осторожность при обучении.

Источник