От гегеля к ницше революционный перелом в
Название: От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века
Автор Лёвит Карл
СПб: Владимир Даль, 2002 г.- 672 с.
Серия Мировая Ницшеана
ISBN 5-93615-015-1
Формат: DjVu
Размер: 16,2 Mb
Качество: хорошее
Язык: Русский
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Гегель и Ницше представляют собой два полюса, между которыми в подлинном смысле осуществлялась история немецкого духа в XIX столетии. Но поскольку в трудах Гегеля видели в основном блестящее завершение систем идеализма, а из сочинений Ницше произвольно вырывали фрагменты для конъюнктурного использования, возникла необходимость уделить должное внимание им обоим. Гегель кажется нам очень далеким, а Ницше очень близким, если учитывать только влияние второго и труды первого. Однако на самом деле сочинения Гегеля благодаря его ученикам оказали такое воздействие на духовную и политическую жизнь, которое едва ли можно переоценить, в то время как неограниченное влияние, которое начиная с 1890 года имел Ницше, лишь в наше время сконцентрировались в некую немецкую идеологию. Гегельянцам сороковых годов соответствуют вчерашние ницшеанцы.
В противовес академической поддержке, оказываемой системе Гегеля, и обычному искажению сочинений Ницше со стороны знатоков первого и почитателей второго, предлагаемые исследования ставят своей целью истинную реконструкцию эпохи от Гегеля до Ницше, а следовательно, «описание» истории философии XIX века в горизонте современности. Но описать историю означает не исказить безусловную значимость того, что произошло когда-то раз и навсегда, в угоду жизненной происшествия раскрываются как исполненные значения события, и то, что казалось богатым событиями, очень скоро становится совершенно неважным. Поэтому абсурдно, забегая вперед или оглядываясь назад, стремиться к тому, чтобы установить нечто общее, что характеризовало бы какую-либо эпоху со всех сторон. Процесс изменения смысла никогда не завершен, ибо в исторической жизни никогда не известно то, что обнаруживается в конце. Таким образом, эти исследования ставят своей задачей лишь показать тот пункт, где наметился решительный поворот между гегелевским завершением и ницшевским новым началом, чтобы в свете современности прояснить эпохальное значение этого покрытого забвением эпизода.
Хотя, казалось, XIX век в перспективе времени, которое полагает, что оно намного его превосходит, не только доступен пониманию, заключенному в одном единственном метком слове, но даже и «преодолен», еще Ницше осознавал себя и покорителем и наследником. Перед целостностью времени какая-то определенная эпоха не заслуживает ни похвалы, ни порицания, ибо каждая является как должником, так и кредитором. Так и в прошедшем столетии есть первопроходцы и попутчики, выдающееся и посредственное, ясное и мутное. XIX век это Гегель и Гете, Шеллинг и романтики, Шопенгауэр и Ницше, Маркс и Кьеркегор, но также Фейербах и Руге, Б. Бауэр и Штирнер, Э. Гартман и Дюринг. Это Гейне и Берне, Геббель и Бюхнер, Иммерманн и Келлер, Штифтер и Стриндберг, Достоевский и Толстой; это Стендаль и Бальзак, Диккенс и Теккерей, Флобер и Бодлер, Мелвилл и Гарди, Байрон и Рембо, Леопарди и д`Аннунцио, Георге и Рильке; это Бетховен и Вагнер, Ренуар и Делакруа, Мунк и Маре, ван Гог и Сезанн. Это время великих исторических трудов Ранке и Моммзена, Дройзена и Трейчке, Тэна и Буркхардта, время фантастического развития естествознания. Это не в последнюю очередь Наполеон и Меттерних, Мадзини и Кавур, Лассаль и Бисмарк, Людендорф и Клемансо. Он простирается от Великой французской революции до 1830 года, а затем вплоть до первой мировой войны. Час за часом он создавал на счастье или на беду людей всеобщую техническую цивилизацию и распространял по всему свету изобретения, без которых мы уже не можем представить себе нашу повседневную жизнь.
Кто из нас мог бы отрицать, что мы еще живем за счет этого века и именно поэтому понимаем вопрос Ренана — а это также и вопрос Буркхардта, Ницше и Толстого — «de quoi vivra-t-on apres nous?». Если бы ответ на этот вопрос исходил только из духа времени, то последним, честным словом нашего, рожденного еще до 1900 года и созревшего во время первой мировой войны поколения, было бы решительное отречение, в котором нет никакой заслуги, ибо отказ легок, когда отказывается большинство.
СОДЕРЖАНИЕ
Б. В. Марков. Ницше в России и на Западе
Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию
Часть I. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ НЕМЕЦКОГО ДУХА В XIX ВЕКЕ
Введение. Гете и Гегель
I. Конечно-исторический смысл гегелевского завершения истории мира и духа
II. Старогегельянцы, младогегельянцы, неогегельянцы
III. Разрыв гегелевских опосредовании в однозначных решениях Маркса и Кьеркегора
Поворот в философии исторического времени к требованию вечности
IV. Ницше как философ нашего времени и как философ вечности
V. Дух времени и вопрос о вечности
Часть II. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ БУРЖУАЗНО-ХРИСТИАНСКОГО МИРА
I. Проблема гражданского общества
II. Проблема труда
III. Проблема образования
IV. Проблема гуманности
V. Проблема христианства
Указатель литературы
Хронологическая таблица
Примечания
Источник
Карл Левит. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. Маркс и Кьеркегор. — СПб.: Владимир Даль, 2002, 672 с.
КАРЛ ЛЕВИТ (1897-1973) — один из крупнейших представителей немецкой философии в ХХ веке. Он учился во Фрайбурге у Эдмунда Гуссерля и после защиты кандидатской диссертации в Мюнхене последовал за своим идейным наставником Мартином Хайдеггером в Марбург. С 1934 по 1951 год находился в эмиграции: сначала жил в Италии, потом в Японии и США. В эмиграции он и написал свой основополагающий труд: первое издание «От Гегеля к Ницше» вышло в 1939-м, второе — в 1949-м. В 1952 году вернулся в Германию и стал профессором Гейдельбергского университета.
Какие задачи ставил перед собой Левит в своем знаменитом произведении? В противовес «академической поддержке» системы Гегеля и постоянному искажению сочинений Ницше Левит предлагает «истинную реконструкцию эпохи от Гегеля до Ницше, «описание» истории философии XIX века в горизонте современности». При этом он исходил из новозаветной истины «По плодам узнаете их»: «Только ХХ век сделал ясным и понятным то, что на самом деле произошло в веке XIX». Левит взялся продемонстрировать поворотный пункт от гегелевской программы завершения философии к ницшевскому новому началу, фактически — поворот от философской классики к постклассическим ходам мышления. Последние представлены, согласно автору, равным образом Марксом и Кьеркегором с современным им Ницше.
Левит поясняет, почему именно Гегель стал отправной точкой для последующего развития философии: это случилось вследствие учиненного им грандиозного умственного скандала. Таковым стал последовательно проведенный Гегелем тезис о конце истории. Что до философии, то таким завершением является система самого Гегеля. Но гегелевское завершение имеет двоякий смысл — это одновременно исполнение и окончание. Данная с виду консервативная концепция имела и свою взрывную сторону: «С «мужеством познания» закрыв одну эпоху, длившуюся две с половиной тысячи лет, Гегель именно благодаря этому открыл какую-то новую, действительно завершив историю христианского Логоса». Сказанное относится и к «Философии права», где мыслитель объявил прусскую монархию венцом политического прогресса; то же самое верно и относительно христианства. Именно поэтому с ними нужно примириться. Но он понимал, что в прежней своей колее мир обречен на безнадежное повторение пройденного, чего пожелать миру Гегель не мог. Поэтому систему Гегеля можно назвать философской эсхатологией, фиксирующей конец «старого эона», прекращение времени прежней истории и наступление «нового эона» и нового времени. От них лично Гегель ничего хорошего не ждал.
Дальше начинается самое интересное: Левит переходит к прямым ученикам и косвенным последователям Гегеля. Приблизительно в 1840 году, указывает автор, гегелевский проект примирения разума с верой и христианства с государством, осуществлявшийся ранее в стихии философии, пришел к концу. Для Маркса сведение счетов с гегелевской философией оказывается разрывом с философией государства, для Кьеркегора — с философией религии. «Ясно сознавая полное завершение христианской философии Гегеля, Фейербах и Руге, Штирнер и Бауэр, Кьеркегор и Маркс действительным наследием гегелевской философии объявляли «изменение», которое отрицает существующее государство и существующее христианство». Аналогичные интеллектуальные процедуры младогегельянцы применили и к другим основополагающим проблемам — гражданского общества, труда, образования, гуманизма: во всех этих областях они манифестировали свое истребительное «изменение».
Необычным кажется для читателя то, что академический мыслитель, далекий от конкретной политической практики, неукоснительно подчеркивает вклад Карла Маркса в очерченные духовные трансформации. Причем в отличие от теоретиков, которые дедуцировали марксизм исходя из состояния философии в ХХ веке (Георг Лукач, Карл Корш, Макс Хоркхаймер), Левит его индуцировал, опираясь на выверенную философскую конкретику XIX-XX вв. Вот почему в его труде можно найти вообще-то немыслимые для университетского человека позитивные ссылки не только на Маркса и Лукача, но на Ленина и Луначарского. Была ли эта духовная оптика простым продуктом поздних грозовых 30-х? Или чем-то большим?
Напротив, освещение Левитом другой центральной для его исследования фигуры — Фридриха Ницше — на сегодняшний вкус представляется немного тусклым. Ницше интерпретируется Левитом как «философ нашего времени и как философ вечности». Собственно, к главному для Левита сюжету «движения от» Ницше имеет косвенное отношение: у изголовья его философии стол не Гегель, а Шопенгауэр с Вагнером. Правда, через фейербахианца Вагнера кое-какое влияние Гегеля на Ницше можно все-таки предположить. Ницше также выступил в качестве критика книги Штрауса «Старая и новая вера». Понятие «сверхчеловека» в философски определенном смысле впервые появляется в лексиконе, характерном для окружения Штирнера. Вот и все. И тем не менее именно Ницше был тем, кто эмфатически подхватил обозначенную самим Гегелем проблематику «смерти Бога».
То, о чем шла речь выше, — это по определению сущности. Теперь — об околичностях. Они связаны с издательской презентацией «русского Левита». Во-первых, чрезвычайно надуманным представляется появление книги с обрисованным содержанием в рамках серии «Мировая Ницшеана». Во-вторых, сбивают с толку основные фигуранты, стоящие за изданием Левита: Санкт-Петербургский университет МВД России и Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет». Дух дышит, где хочет? В-третьих, обращает на себя внимание отсутствие в издании научного аппарата, за вычетом подготовленного Левитом: уж именной и предметный указатели ницшеанцы из МВД могли бы подготовить. Или нет?
Комментарии для элемента не найдены.
Источник
Booksee.org
Главная →
Лёвит К.
Скачать книгу бесплатно (djvu, 16.26 Mb) | Читать «От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века»
Популярные книги за неделю:
#1
Большая Советская Энциклопедия, 30 томов
Категория: Энциклопедии, справочники, учебники
92.67 Mb
#2
Биохимия
Северин Е.С
Категория: Медицина, Химия, Биохимия
26.09 Mb
#3
Сексуальные позиции. Практическое руководство
Неонилла Самухина, Дмитрий Исаев
Категория: people, health, hobby, active
23.38 Mb
#4
Атлас анатомии человека
Фрэнк Неттер
Категория: info, encyc, science, human, people, health
373.85 Mb
#5
Атлас анатомии человека КОСТИ, МЫШЦЫ
Синельников
Категория: 1956283-АРХИВ КНИГ АНАТОМИЯ, Синельников Атлас анатомии человека
72.72 Mb
#6
Зарядка для хвоста
Остер Г
Категория: Детский уголок, Стихи и сказки
4.51 Mb
#7
История России. Учебник
А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина
Категория: society, society, history
31.37 Mb
#8
Упражнения по логике
Богуславский В.М.
2.40 Mb
#9
Развитие голоса.
Емельянов В.В.
Категория: people
3.06 Mb
#10
Атлантида
Николай Жиров
Категория: society, history, society, country
31.39 Mb
Только что пользователи скачали эти книги:
#1
Аналитическая механика
Лурье А.И.
Категория: science, science, technical
13.56 Mb
#2
Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы
В. Г. Олифер, Н. А. Олифер
Категория: Компьютерная литература, 9 Телекоммуникации, Компьютерные сети
20.77 Mb
#3
Основы нефтегазового дела
Коршак А.А., Шаммазов A.M.
Категория: science, technical, science, earth, civil, energy
38.71 Mb
#4
Сексуальные позиции. Практическое руководство
Неонилла Самухина, Дмитрий Исаев
Категория: people, health, hobby, active
23.38 Mb
#5
Производство пирожных и тортов
П.С. Мархель, С.В. Смелов
Категория: civil, profession, , house, , hou
84.36 Mb
#6
Техника рисования женских персонажей (в стиле манга). techniques for drawing female characters
Hikaru Hayashi
Категория: ЖИВОПИСЬ и РИСОВАНИЕ
3.21 Mb
#7
Сонди, cудьбоанализ, глубинная, психология, свобода
Сонди Липот
Категория: НАУКА и УЧЕБА, ПСИХОЛОГИЯ, ЧЕЛОВЕК
13.26 Mb
#8
Письмо о слепых, предназначенное зрячим
Дидро Дени
443 b
#9
Учебник экспериментальной диагностики влечений
Сонди Л.
Категория: КНИГИ ПСИХОЛОГИЯ
8.24 Mb
#10
менеджмент нефтегазовой компании
A.C. Астахов, К.Н. Миловидов
Категория: менеджмент управление нефть газ
4.43 Mb
Источник
Авторы:
Карл Левит
Работа `От Гегеля к Ницше` впервые предлагаемая вниманию отечественного читателя, принадлежит перу одного из наиболее выдающихся немецких интеллектуалов ушедшего столетия. Посвященное Эдмунду Гуссерлю и опубликованное в 1939 году, это сочинение стало выражениемзрелой позиции автора и заняло важное место вбиблиографии, посвященной философии Ницше.Без существенных исправлений и доработки онобыло переиздано в 1949 году.В понимании автора, Гегель и Ницше представляют собой два полюса, два предела, вкоторых разворачивались события духовной истории XIX века. Если, по академическому обыкновению, превозносить систему Гегеля как блестящее завершение классического идеализма, а философию Ницше, по идеологическому обыкновению, использовать отрывочно и на потребу дня, то искажается подлинное соотношение между обоими мыслителями, становится превратным наше отношение к ним, к тому времени, в котором осуществляемся мы сами. Гегель становится слишком далек от нас, а Ницше — слишком к нам близок. В противоположность этому поверхностному обращению, Левит предпринимает `духовные штудии`, медитативная цель которых состоит в том, чтобы из настоящего века проникнуть в существо века XIX, добиться настоящего его понимания и, таким образом, описать его философскую историю в горизонте настоящего. Обо всём этом и не только в книге От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века (Карл Левит)
- Эти книги могут быть Вам интересны
- Рецензии (0)
- Написать рецензию
Рецензий на «От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым
- Отзывы (0)
- Оставить свой отзыв
Отзывов о «От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века» пока нет. Оставьте отзыв первым
- Цитаты (0)
- Добавить цитату
Цитат из «От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века» пока нет. Добавьте цитату первым
- Где купить?
Книгу «От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века» Карл Левит можно приобрести или скачать:
в 1 магазине по цене
644
руб.
- Объявления
- Разместить объявление
Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!
- Читали (0)
- Хотят прочесть (0)
Интересные посты
Обсуждение в группах
13 июля — 19 июля 2020 года
13 июля — понедельник Всем привет. Сегодня я опять чуть позорно не забыла об обзоре, хоть и…
Заметка в блоге
Вам показалось
Моя последняя (явно не зашедшая публике) рецензия на этом сайте была опубликована больше 3,5 лет…
Phanta
2 дня 2 часа 40 минут назад
Интересная рецензия
«Заветы» как предостережение
«Есть вопросы?» — такова последняя фраза романа Маргарет Этвуд «Рассказ служанки». Еще бы! Да…
Источник