Обж помощь при переломах 8 класс

Обж помощь при переломах 8 класс thumbnail

Слайд 2

1. Введение 2. Первая помощь при ранениях 3. Первая помощь при переломах 4. Первая помощь при ушибах 5. Первая помощь при вывихах 6. Заключение Преподаватель ОБЖ Ковалев Александр Прокофьевич СОШ № 2 г. Моздок

Слайд 3

Травма – это повреждение, под которым понимают нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей тела человека, возникшее в результате внешних воздействий . Повреждения делятся на закрытые и открытые (с нарушением кожного покрова) Наиболее распространённым видом травм являются травмы опорно-двигательного аппарата. Такие травмы можно получить при различных обстоятельствах: при падении, ударах, неловком движении, различных авариях. Выделяют четыре основных вида травм опорно- двигательной системы: переломы, вывихи, растяжения и разрывы связок, растяжения или разрывы мышц и сухожилий.

Слайд 4

Перелом – это нарушение целостности кости. Переломы возникают при падениях, ударах, авариях в зонах поражения чрезвычайных ситуаций. Они могут быть закрытыми и открытыми . При открытых переломах в месте перелома образуется рана. Основные признаки перелома: боль, припухлость, кровоподтёк и нарушение подвижности конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны отломки костей. Перелом, как правило, сопровождается кровотечением. Особенно опасно артериальное кровотечение. При оказании ПМП при переломах в первую очередь обеспечивается неподвижность кости в месте перелома путём иммобилизации конечности. При открытых переломах, сопровождающихся кровотечением, сначала принимают меры по остановке кровотечения, затем рану закрывают стерильной повязкой, вводят обезболивающее и затем проводят иммобилизацию.

Слайд 5

Вывихи возникают при смещении суставных поверхностей костей. При этом нарушается целостность суставной сумки, иногда разрываются связки. Основные признаки вывихов в суставах конечностей: боль в суставе, нарушение движений в нём, изменение формы сустава. Растяжение и разрыв связок происходят при неудачном прыжке, падении, поднятии тяжестей. При этом появляется боль в повреждённом суставе, образуется припухлость, ограничиваются движения.

Слайд 6

Растяжение мышц и сухожилий обычно вызываются подъёмом тяжестей, чрезмерной мышечной работой, резким или неловким движением. Наиболее распространёнными являются растяжения бедра или голени. Во время оказания ПМП при вывихах, растяжениях связок и мышц необходимо: не причинять пострадавшему дополнительной боли; помочь ему принять удобное положение, обеспечить покой и неподвижность повреждённой части тела; перемещение пострадавшего производить только в том случае, если не ожидается прибытие «скорой помощи» или если в силу сложившихся обстоятельств необходимо транспортировать пострадавшего самостоятельно.

Слайд 7

Слайд 10

ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ Самое главное – не суетись Вздохни поглубже и вспомни последовательность действий ( Не продуманные и спонтанные поступки обречены на непоправимые ошибки ) ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ Прежде чем начать действовать – обязательно оцени состояние пострадавшего, находящегося без сознания (Только при наличии пульса на сонной артерии пострадавшего можно повернуть на живот) ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ Только уверенные действия и чёткие команды позволят взять ситуацию под контроль ( Это даст возможность быстро найти помощников и оперативно скоординировать их действия ЗАПОВЕДЬ ЧЕРВЁРТАЯ Если ты остался с пострадавшим один – не отчаивайся! Главное повернуть его на живот (По крайней мере в этой ситуации ты сделал самое необходимое)

Слайд 11

При любой травме, за исключением открытого перелома целесообразно к травмированному месту прикладывать лёд. Холод помогает облегчить боль и уменьшить опухоль. При растяжении связок и мышц после того, как спадёт припухлость, можно прикладывать тёплые компрессы для ускорения процесса заживления. В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и предприятий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны изучить основные приёмы оказания первой медицинской помощи пострадавшим и постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в данной области Домашнее задание § 8.3 стр.212-215

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОБОРОДОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Разработка урока

Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс

«Первая медицинская помощь при травмах»

Составитель: учитель ОБЖ

Леванцова Людмила Александровна,

образование высшее,

педагогический стаж 17 лет .

БЕЛОБОРОДОВО 2017

АННОТАЦИЯ

Место урока, его значимость в курсе ОБЖ 8 класса:

Данный урок проведен по учебному плану в соответствии с календарно-тематическим планированием 05.06.13г. Данный урок стоит третьим в теме «Основымедицинских знаний и оказания первой медицинской помощи». Он является уроком применения учащимися знаний, умений и навыков при изучении данного раздела.

Методика, технология (формы, приемы, используемые на уроке):

Используемые педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии

  • ИКТ технологии

В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают, 26% от того, что слышат, 30% от того, что видят, 50% от того, что они видят и слышат, 70% от того, что они обсуждают с другими, 80% от того, что основано на личном опыте, 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время как делают и 95% от того, чему они обучают сами.

Используемые методы:

  • словесные (беседа, объяснение),

  • наглядные ( записи на экране),

  • практические методы обучения (работа в парах, практическая работа — интерактивная),

Используемые методологические приемы:

  • логические (постановка проблемы, сравнения, выводы, «Дерево решений»),

  • организационные (индивидуальная работа),

  • технические ( алгоритмы).

Интерактивные формы организации учебного процесса на уроке (это оргформы, основанные на принципах интерактивного обучения – опору на опыт, активность учащихся):

  • Работа в паре

При проведении урока преподавателю необходимо изучить аудиторию, с которой ему предстоит работать. Учащиеся восьмого класса не все имеют твердые знания, но у всех детей присутствует стремление активно работать на уроках, не боятся ошибиться.Компьютерные технологии на уроках по основам безопасности жизнедеятельности я использую довольно часто как вспомогательное средство для объяснения нового материала. Помогает мне в этом Интернет. Поэтому при изучении столь важной и интересной темы целесообразно было использовать Интернет-ресурсы, которые вызывают у ребят интерес к изучению предмета.

Читайте также:  Сколько держат гипс при переломе бедра

Выбранные методы использования средств ИКТ служат активации познавательной деятельности учащихся, способствуют решению дидактических задач. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока. ИКТ дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, способствует оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обученности, лучшему усвоению учебного материла и способствует снижению утомляемости учащихся.

Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся путем решения ситуационных задач (интерактивного тренажера), выполнением практической работы в парах.

Цель: научить детейправилам оказания первой медицинской помощи при травмах.

Задачи:

  • Формирование знаний учащихся по теме: «Первая медицинская помощь при травмах», формирование умений работать с Интернет-ресурсами, анализировать, делать выводы, выполнять практические задания, раскрыть межпредметные связи.

  • Развитие навыков принятия ответственных решений. Развитие познавательного интереса к предмету ОБЖ через решение ситуационных задач

  • Воспитание уверенности в своих действиях при попадании в условия экстремальной ситуации. Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и своих товарищей.

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащимися.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный

Оборудование и средства обучения: ИКТ (компьютер, проектор, экран, презентация, Интернет-ресурсы), эластичный бинт, нестерильный бинт.

Ход урока

  1. Введение.( 5мин.)

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

  2. Проверка ранее изученного материала.

Давайте вспомним, как оказать помощь при отравлении АХОВ:

  • Аммиаком

  • Хлором

  1. Актуализация знаний (2 мин)

Обыгрывание ситуации с падением (подготовленный ученик имитирует падение, ушиб ноги)

Учитель: Жизнь человеческая полна неожиданностей. Никто и никогда не может быть уверен в своём постоянном благополучии, в том, что с ним завтра или через час ничего не случится. Человек идёт по улице, в прекрасном настроении, думает только о хорошем и вдруг…спотыкается и падает . Ушиб, перелом… Хорошее настроение сразу пропадает, спокойная жизнь кончается. В век техники мы не можем быть застрахованы от неожиданностей и несчастных случаев.

Как вы думаете, зачем мы имитировали падение, ушиб ноги?

Ответы учеников. Постановка цели. Сегодня на уроке мы должны научиться оказывать первую медицинскую помощь при травмах.

  1. Изложение основного материала. (20 мин.)

В любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь.

Для того чтобы нам научиться выполнять первую помощь при травме, давайте вспомним курс биологии, а именно функции скелета и мышц, соединения костей, мышцы (Презентация. Слайды 2-8) .

Нередко от падения, неловкого движения, удара о твёрдый предмет могут произойти различные травмы – от лёгких ушибов тканей до тяжёлых переломов костей.

Виды травм: Ушибы. Растяжения. Вывихи. Переломы. (см. слайд № 9)

  1.  Ушиб — это закрытое повреждение без нарушения целостности кожи, под которой происходит повреждение мелких сосудов и излияние крови (образуется гематома). Тяжесть повреждения тканей зависит от величины веса, формы предмета, которым был нанесен удар или о который ударился человек, от силы удара, возраста пострадавшего, места травмы и сопротивляемости тканей. Помимо повреждения тканей, при ушибах всегда в той или ной степени, нарушается целостность лимфатических и кровеносных сосудов.

Первая медицинская помощь при ушибах:

  • Сразу на место ушиба груз (сдавливаем сосуды, уменьшаем кровотечение).

  • По возможности сделать тугое бинтование.

  • Холод на место ушиба. Держать 1 час

  • (по 15-20 минут, с интервалом 5-10 минут).

  • Если зона ушиба расположена близко к кости

  • (голень, предплечье, сустав) обратиться в

  • медицинское учреждение для исключения повреждения кости (перелома).

  • Три-четыре дня, кроме тугого бинтования, не применять никаких действий к месту ушиба. Затем любое сухое тепло (грелка, растирания, физиопроцедуры).

  • При выраженной боли в первые сутки принимать обезболивающие препараты, с учетом индивидуальной переносимости, из расчета 1таб. – до 70 кг веса, 2 таб. > 70 кг веса.

  • При подозрении на перелом произвести иммобилизацию и транспортировать в травмпункт.

Признаки ушиба: Боль. Покраснение. Припухлость. Местное повышение температуры. (см. слайд № 10)

  1. Растяжение связок. Растяжение (частичный разрыв) связок возникает при резких и сильных движениях в местах, где мышцы прикрепляются к костям. Чрезмерная нагрузка может привести к разрыву сосудов и частичному надрыву или полному разрыву волокон связки. Растяжение связок возникает тогда, когда объем движений в том ли ином суставе превысит обычный, нормальный. Иногда растяжение связок может иметь серьезные функциональные последствия, так как сустав после растяжения или разрыва связок может стать менее устойчивым, что повышает вероятность повторной травмы.  

           Признаки растяжения и разрыва связок:

Постоянная боль.

Кровоизлияние в месте травмы.

Резкое ограничение функции сустава.

Болезненность при пальпации. При растяжении и разрыве связок конечность, в отличие от переломов и вывихов, не деформируется

Первая медицинская помощь при растяжении связок:

  • В первые минуты после травмы наложить холод на место повреждения.

  • Затем зафиксировать его эластичным бинтом, но не   заматывать его слишком туго, чтобы не нарушить   кровообращение. При наложении эластичного бинта соблюдать анатомическое положение сустава. Если пострадавший испытывает чувство онемения в   забинтованной конечности, повязку следует ослабить.

  • Поверх бинта к травмированному месту полезно снова приложить холод.(см. слайд 11)

  1. Физминутка.

  2. Вывих — это смещение кости по отношению к ее нормальному положению в суставе. Он возникает при резких, несвойственных суставу движениях. При этом рвутся не только сосуды, но и связки, укрепляющие сустав. Вывихи возникают чаще в суставах, имеющих форму шара или блока (плечевой, тазобедренный, локтевой). Когда головка кости выходит за пределы своего нормального положения, происходит растяжение или разрыв связок. Воздействие большой силы, приведший к вывиху, может также вызвать перелом кости, повреждение близлежащих нервов и кровеносных сосудов. Вывих обычно легко определить по видимой деформации сустава.

Читайте также:  Перелом пальца на руке как сохранить палец

   Признаки вывиха:                                                      

Западение в области сустава.

Боль.

Невозможность движения.

Пружинящая амортизация.

Первая медицинская помощь при вывихах:

  • Самим НЕ ВПРАВЛЯТЬ!

  • Холод на сустав.

  • 1-2 таблетки обезболивающего препарата.

  • Иммобилизация и госпитализация. Чем быстрее пострадавший будет доставлен в лечебное учреждение, тем легче вправление вывиха.                  (см. слайд № 12)

  1. Перелом — это полное или частичное нарушение   целостности кости, возникшее при внешнем       механическом воздействии.  (см. слайд № 7)

 Виды переломов:

  • Закрытый перелом— целостность кожного покрова не нарушена.

  • Открытый перелом— нарушена целостность кожного покрова над местом деформации, перелома или вблизи него.

Признаки перелома:

  • Деформация (изменение формы конечности, укорочение или изменение ее оси).

  • Локальная (местная) боль.

  • Припухлость мягких тканей над переломом, кровоизлияние в них.

  • При открытых переломах — рваная рана с видимыми отломками кости, или без них.

  • Нарушение функции конечности.

  • При пальпации слышен «хруст» сломанной кости. При переломах позвоночника возможно выпадение чувствительности и движений ниже места повреждения, нарушение мочеиспускания. Истечение из носа крови, а из ушей жидкости красно- желтого цвета (крови и сукровицы) говорит о возможном переломе основания черепа.

Первая медицинская помощь при переломах:

  • Если пострадавший в сознании и адекватен, то необходимо выяснить у него место наибольшей болезненности и обстоятельства получения травмы.

  • При открытом переломе одежду над местом перелома РАЗРЕЗАТЬ (не снимать).

    • ВНИМАНИЕ! В случае открытого перелома в рану отломки кости НЕ ВПРАВЛЯТЬ!

  • Осмотреть рану, определить вид и силу кровотечения, произвести остановку кровотечения и обработку раны.

  • Обработать саму рану.

  • Дать 1-2 таблетки обезболивающего препарата.

  • Сделать иммобилизацию.

  • Транспортировка в травмпункт.   (см. слайд № 13-25)

  1. Рефлексия. (15 мин.)

Применение знаний в новой нестандартной ситуации.

А теперь я предлагаю каждой паре применить полученные сегодня на уроке знания в нестандартной ситуации, которая может произойти с каждым из вас. Я дам вам время на обдумывание ваших действий, по истечении которого каждая рабочая группа предложит свой вариант решения данной задачи.

  1.   Проблемно-ситуационная задача

  2. Практическое задание ( выполнение в парах)

  1. Нестандартная проблемная ситуация

В лыжном походе один из твоих одноклассников неудачно спустился с горы и сломал бедро. При осмотре пострадавшего выяснили, что перелом открытый , на месте перелома рана, из которой вытекает пульсирующей струей кровь ярко-алого цвета. Аптечку в поход не взяли, до города далеко. Обсудите сложившуюся ситуацию и предложите свой вариант действий по оказанию первой помощи товарищу.

  • Вы можете спорить, сомневаться, высказывать свое мнение, доказывать свою правоту, но помните, что необходимо УВАЖАТЬ МНЕНИЕ КАЖДОГО – это основное правило построения нашего «Дерева решений»

  1. Наложите шину из подручных средств на указательный палец руки.

  2. Наложите эластичный бинт на область запястья.

  1. Итоги урока. (3 мин.)

  1. Подведение итогов.

  • Что было нового на уроке, а что уже знакомо?

  • Какой вид деятельности на уроке вам понравился сегодня больше всего?

  • Какую оценку вы заработали сегодня на уроке?

  • Что оказалось сложным для вас?

  • Чем запомнился урок?

  1. Выставление отметок.

  2. Домашнее задание.

А. Составить алгоритм оказания первой медицинской помощи при травмах.

Б. Доклад на тему: «История изобретения иммобилизационных шин» или пополнить копилку интересных фактов о костях.

Источник

Урок 8
Первая медицинская помощь
при травмах опорно-двигательного аппарата и их профилактика
(переломы)

Перелом

imageПерелом — внезапное нарушение целостности кости в результате механического воздействия.

Переломы бывают открытыми и закрытыми (рис. 5).

image

Признаки перелома: резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке на конечность, нарушение ее функций, изменение ее положения и формы, появление отечности и кровоподтека, укорочение и патологическая подвижность кости (появляется подвижность в необычном месте).

imageОткрытый перелом — это перелом, при котором имеется рана в зоне перелома, и область перелома сообщается с внешней средой. Он может быть опасен для жизни вследствие развития травматического шока, потери крови, инфицирования.

imageЗакрытый перелом — это перелом, при котором отсутствует рана в зоне перелома. Характерные внешние признаки закрытых переломов: нарушение прямолинейности и появление «ступеньки» в месте перелома, ненормальная подвижность, боль, хруст отломков, припухлость.

Оказывая помощь при переломах, ни в коем случае нельзя пытаться сопоставить отломки кости: устранить искривление конечности при закрытом переломе или вправить вышедшую наружу кость при открытом. Пострадавшего нужно как можно быстрее доставить в медицинское учреждение (схемы 13, 14).

Читайте также:  Как ставить гипс на перелом

image

image

В оказании помощи при переломах и повреждениях суставов главное — надежная и своевременная иммобилизация (обездвижение) поврежденной части тела. Этим достигается неподвижность поврежденной части тела, что приводит к уменьшению боли и предупреждает усиление травматического шока. Устраняется также опасность дополнительного повреждения, снижается возможность инфекционных осложнений. Временную иммобилизацию проводят, как правило, при помощи стандартных шин, а при их отсутствии — подручными материалами (доски, палки, фанера, картон, свернутые журналы, весла, зонтики и другие предметы). В исключительных случаях допускается транспортная иммобилизация путем прибинтовывания поврежденной конечности к здоровой части тела: верхней — к туловищу, нижней — к здоровой ноге.

Способы иммобилизации при переломах верхних и нижних конечностей представлены на рис. 6.

image

image

Неправильно выполненная иммобилизация может привести к дополнительной травматизации пострадавшего во время его транспортировки (следования) в медицинское учреждение.

Основные принципы иммобилизации и транспортировки пострадавших с переломами:

• шина обязательно должна захватывать два сустава (выше и ниже перелома), а иногда три (при переломах бедра, плеча);

• при иммобилизации конечности необходимо по возможности придать ей естественное положение, а если это невозможно, то такое положение, при котором конечность меньше всего травмируется;

• при открытых переломах вправление отломков не производят, накладывают стерильную повязку на место повреждения и конечность фиксируют в том положении, в каком она находится в момент повреждения;

• при закрытых переломах снимать одежду с пострадавшего не нужно;

• нельзя накладывать жесткую шину прямо на тело, необходимо подложить под нее мягкую прокладку (вата, полотенце);

• во время перекладывания больного на носилки (с носилок) поврежденную конечность должен поддерживать помощник;

• при транспортировке пострадавшего с переломом ноги он должен лежать на спине с приподнятой поврежденной конечностью.

Несоблюдение этих принципов может привести к дополнительной травматизации. Так, недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в открытый и тем самым утяжелить травму.

Не привязывайте шину слишком туго — это может нарушить кровообращение и вызвать боль. Ослабьте повязки, если: пальцы пострадавшего отекли и посинели, ими невозможно пошевелить; участок под шиной онемел, и в нем чувствуется покалывание, под шиной не прощупывается

Вопросы и задания

1. Какие виды повреждений относят к закрытым травмам?

2. Что называют ушибом?

3. Какие признаки характерны для ушиба?

4. Дайте определение растяжения.

5. Назовите характерные признаки растяжения.

6. В результате чего человек может получить растяжение связок, мышц и сухожилий?

7. Назовите признаки разрыва связок.

8. Какие признаки характерны для разрыва мышц?

9. Что называют вывихом?

10. Что называют переломом?

11. Какие виды переломов существуют и как оказать первую медицинскую помощь при них?

12. Назовите основные принципы иммобилизации и транспортировки пострадавших с переломами.

Задание 25

Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при ушибах:

а) наложить на место ушиба тугую повязку;

б) обеспечить пострадавшему покой;

в) наложить на место ушиба холод;

г) доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

Задание 26

Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при растяжении:

а) обеспечить поврежденной конечности покой;

б) придать поврежденной конечности возвышенное положение;

в) наложить на поврежденное место холод;

г) наложить на поврежденное место тугую повязку;

д) доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

Задание 27

Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при разрывах связок и мышц:

а) придать поврежденной конечности возвышенное положение;

б) наложить на поврежденное место холод;

в) дать пострадавшему обезболивающее средство;

г) наложить тугую повязку и обеспечить пострадавшему покой;

д) доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

Задание 28

Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при вывихах:

а) при повреждении конечности сделать тугую повязку;

б) дать пострадавшему обезболивающее средство;

в) обеспечить поврежденной конечности покой;

г) доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

Задание 29

Определите, какие из перечисленных ниже признаков характерны для переломов:

а) нарушение функции конечности;

б) тошнота и рвота;

в) появление сильной боли при попытке движения поврежденной конечностью;

г) деформация и некоторое укорочение поврежденной конечности;

д) временная потеря зрения и слуха;

е) подвижность костей в необычном месте.

Задание 30

Из приведенных ниже вариантов действий выберите те, которые недопустимы при оказании первой медицинской помощи при переломах:

а) проводить иммобилизацию поврежденных конечностей;

б) вставлять на место обломки костей и вышедшую наружу кость;

в) устранять искривление конечности;

г) останавливать кровотечение.

Задание 31

После эвакуации пострадавшего из разрушенного взрывом здания и проведения первичного осмотра обнаружено, что у него закрытые переломы плеча и кисти правой руки. Вам необходимо:

а) дать определение закрытого перелома и назвать его признаки;

б) ответить, как и в какой последовательности надо оказывать первую медицинскую помощь при закрытых переломах;

в) назвать порядок иммобилизации плеча и кисти пострадавшего при закрытом переломе.

Задание 32

Вы стали свидетелем дорожно-транспортного происшествия. У пострадавшего водителя автомобиля открытый перелом бедра. Вам необходимо:

а) ответить, какие переломы называют открытыми и каковы их признаки;

б) ответить, как и в какой последовательности надо оказывать первую медицинскую помощь при открытых переломах;

в) назвать порядок иммобилизации бедра при открытом переломе.

Обж помощь при переломах 8 класс

Источник