На переломе столетий

На переломе столетий thumbnail

На переломе столетий

К XX в. Российская империя территориально сложилась окончательно. Ее просторы раскинулись на 1/6 части земной суши (1/22 части всего Земного шара). Общая линия границы составляла 64 900 верст. Ее берега омывали два океана, более десятка морей, по ее землям несли воды сотни рек.

Население России составило более 126 млн человек. Оно в основном было сосредоточено в Европейской части – 72% всех жителей страны. 14% проживало в городах (в Англии этот показатель составлял 78%, в Германии – 57%, в США – 42%). Наиболее крупным сословием были крестьяне – 77% всего населения, мещане – 10,6%, войсковые казаки – 2,3%. Сельское население обитало почти в 580 тыс. сел и деревень.

Русская Православная Церковь располагала 50 тыс. церквей, 862 монастырями. Их посещало 90 млн прихожан. Ислам исповедовало 11 млн человек. В стране насчитывалось 363,2 тыс. нищих и бродяг, более 96 тыс. человек томились в тюрьмах и других местах заключения.

Россия медленно, но уверенно приобщалась к всемирной индустриализации. Ее доля в мировом промышленном производстве за последние 30 лет выросла с 4 до 7%. В отдельных отраслях Россия была в лидерах: 1-е место в мире по добыче нефти; 3-е – по выплавке чугуна.

Но главное – как на переломе веков жилось российскому человеку? По объему дохода на душу населения лидировала Австралия – 374 руб. в год; за нею следовали США – 346, Англия – 273, Франция – 233, Германия – 184, Балканские страны – 101 руб. Доход в России на душу населения составлял 63 руб. в год.

В 1897 г. средняя продолжительность жизни по России выглядела так:

– средняя по стране – 32,4 года;

– немцы и латвийцы – 45 лет;

– евреи – 39 лет;

– русские – 28,7 лет.

Дольше русских жили также чуваши и татары, белорусы и украинцы, башкиры и молдаване.

Вторая половина XIX в. стала временем наиболее конструктивного реформаторства в России. В конце века огромные трудовые и природные ресурсы, приток иностранного капитала и поощрительная политика государства – все это привело к небывалому росту индустрии. Однако по таким показателям, как производительность труда, душевой доход, уровень образования и культуры, Россия все еще существенно отставала от стран Запада.

Л.Н. Толстой, подытоживая XIX век, написал письмо Николаю II. Называя его «любезным братом», великий писатель откровенно указывал, что «треть России находится в положении усиленной охраны, т.е. вне закона, армия полицейских – явных и тайных – все увеличивается, тюрьмы, места ссылки и каторги переполнены… религиозные гонения никогда не были столь часты и жестоки, как теперь… голод стал нормальным явлением» и т.д. Мыслитель подсказывал императору, что «самодержавие – есть форма правления отжившая, могущая соответствовать требованиям народа где-нибудь в Центральной Африке, отдаленной от всего мира, но не требованиям русского народа, который все более и более просвещается общим всему миру просвещением».

Николай II никак не отреагировал на предупреждение великого Толстого. Ближайшие годы истории России подтвердили правоту писателя и недальновидность императора: несколько лет спустя грянули одна за другой три революции, не оставившие и следа от самодержавного строя.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ (1-й уровень)

1. Когда Николай II вступил на престол?

2. Почему Николай II получил в народе прозвище «кровавый»?

3. Охарактеризуйте Российскую империю на переломе XIX–XX вв. (территория, населения, вероисповедания и др.).

4. Какой была доля России в мировом промышленном производстве?

5. Каким был доход в России на душу населения по сравнению с другими странами?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ (2-й уровень)

1. В чем, на ваш взгляд, самодержавный строй в России на рубеже веков изжил себя полностью или в значительной мере?

2. Л. Толстой в письме к царю указывал на российские проблемы, но Николай II даже не отреагировал на обращение великого писателя. Почему?

Опорный конспект

§ 28. Культура России во второй половине XIX века

Историк К. Кавелин в 1888 г. писал, что «мы только начинаем жить более сложною культурною жизнью, в которой другие европейские народы давно уже искусились и стали мастерами…».

Реформы могли возыметь полноценное действие только при условии коренного изменения нравов россиян на основе повышения общей и профессиональной культуры. Первоочередная роль в решении этой важнейшей задачи отводилось образованию народа.

Образование

Грамотность в пореформенной России требовалась во всех сферах деятельности. Повсеместно росло количество университетов, гимназий и школ: с 1884 по 1894 г. ежегодно их вводилось по 118. К концу века в начальных школах обучалось около 4 млн детей.

Постоянным педагогическим трудом было занято 171 тыс. учителей. Их материальное положение было очень низким, особенно у работающих в школах и народных училищах. Средний чиновник получал денег в 4–6 раз больше учителя. «Россия бедна, когда речь идет о жалованье народным учителям, – отмечал один из лидеров набирающего силу социал-демократического движения В.И. Ульянов (Ленин). – Им платят жалкие гроши».

Росло среднее образование. В год отмены крепостного права (1861) в стране насчитывалось 85 мужских гимназий с числом обучающихся 26 тыс. человек. 35 лет спустя в 225 мужских гимназиях и прогимназиях обучалось уже 65 тыс. человек. Во второй половине XIX в. появились женские гимназии и прогимназии, в которых к середине 1890-х годов обучалось 65,5 тыс. учениц.

Не оставалось в стороне и высшее образование. В конце века в 52 вузах страны обучалось более 26 тыс. студентов, из них 1,5 тыс. – женщины.

К концу века каждый пятый человек в России был в той или иной степени грамотным.

Рост образования требовал увеличения финансовых затрат. В 1887 г. на эту статью расходовалось в 9 раз больше, чем в 1861 г. Выделяли некоторые суммы на школы и земства. И, тем не менее, к концу правления Александра III расходы на образование значительно отставали от зарубежных показателей. Бюджетные расходы России и некоторых стран Европы на образование (рубеж 1880–1890 гг. XIX в.) выглядели так:

Россия – 2%,

Италия – 2,5%,

Пруссия – 6%,

Франция – 6,4%,

Англия – 10%.

В последнее десятилетие XIX в. доля бюджета на расходы, связанные с образованием, выросла до 4,5%.

Еще более резкий контраст просматривался в расходах на образование в расчете на душу населения:

Россия – 21 коп.,

Пруссия – 1 руб. 89 коп.,

Франция – 2 руб. 11 коп.,

Англия – 2 руб. 84 коп.

Литература

Во второй половине XIX в. выросла целая плеяда выдающихся мастеров художественного слова. И это в условиях, когда, по словам поэта Н.И. Гнедича, «чтобы владеть с честью пером, должно иметь более мужества, нежели владеть мечом». За «честь пера» дорого заплатили многие писатели и поэты. Н.Г. Чернышевский провел в тюрьме, на каторге и в ссылке 21 год. Не по одному году провели в застенках и ссылках Д.И. Писарев, В.Г. Короленко, К.М. Станюкович; от 16 до 40 лет под надзором полиции жили И.Г. Чавчавадзе, Г. Успенский, В. Короленко. Но несмотря на репрессии и гонения, «никто в Европе не создавал столь крупных, всем миром признанных книг, никто не творил столь дивных красот при таких неописуемо тяжких условиях» (М. Горький).

Русскую литературу прославили такие всемирно известные писатели, как Достоевский и Гончаров, Салтыков-Щедрин и Некрасов, Л. Толстой и Чернышевский, Тургенев и Чехов и др. Вышли в свет полюбившиеся читателям романы, повести, рассказы, стихи Н.С. Лескова (Л. Толстой назвал Лескова писателем будущего, а его литературную жизнь глубоко поучительной), А. Толстого (обратите внимание на его стихи в «Сатирических отступлениях» на страницах данной книги), Д.Н. Мамина-Сибиряка, Г. Успенского, В. Короленко, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Я.П. Полонского и др.

Источник

Долгое время в российской американистике литература США второй половины XIX в. прочно ассоциировалась прежде всего с творчеством Марка Твена (1835—1910). Его колоритная, мощная фигура, его фантастическая популярность оттесняли в тень некоторых его весьма значительных и достойных современников, тогда недостаточно известных. Значение Твена как национального гения было обусловлено не только уникальностью его таланта, выросшего из национально-самобытной культуры, фольклора и юмора, но и также уникальностью самой судьбы Твена и его богатейшего жизненного опыта.

Конечно, на исходе века и другие американские писатели, в частности Хоуэлле и Генри Джеймс, переводились и обсуждались в нашей критике. Но автор «Гека Финна» оставался в центре пристального внимания россиян.

«Русский» Твен. Буквально с первых шагов Твен нашел в России благодарных и заинтересованных читателей. С начала 1870-х гг. имя Марка Твена (оно сначала транслитерировалось как Туэйн, Туайн) стало активно появляться на страницах русской периодики, в том числе провинциальной. Еще при жизни Твена в 1896—1899 гг. вышло его собрание сочинений в 22 томах; за ним последовали два других, в том числе 28-томное. Один из томов, содержавший произведения с резкими выпадами против служителей культа и толстосумов, был в 1915 г. изъят и уничтожен цензурой.

Известно, что Твен питал интерес к России; его внимание привлекла книга С.М. Степняка-Кравчинского «Подпольная Россия». Он симпатизировал тем, кто выступал в защиту свободы, и был настроен резко против репрессивной политики царизма. Его памфлет «Монолог царя» был снабжен карикатурой, на которой Твен изображался сталкивающим своим пером с трона Николая II. В 1906 г. произошла памятная встреча Твена и М. Горького на банкете, устроенном в Нью-Йорке в честь русского писателя.

Русские критики верно уловили разные аспекты глубоко национальной самобытности Твена. С точки зрения Аркадия Аверченко, он был воплощением «здравого смысла», характерного для его соотечественников. Среди первых глубоких критиков, пропагандистов и переводчиков Твена был К. Чуковский, для которого «духовная сила Твена произрастала из его необычайного слияния с народом». Богатейший спектр приемов Твена-рассказчика, очеркиста, пародиста, юмориста, сатирика не прошел мимо внимания таких русских писателей, как Аверченко, Маяковский, Булгаков, Ильф и Петров.

Научное изучение творчества Твена началось у нас в 1940-е гг.; одним из пионеров российского твеноведения стал А. Старцев.

Вместе с тем в интерпретации Твена нередко сказывалась политическая конъюнктура, общий идеологический климат в стране: так, в конце 1940—1950-х гг., в годы холодной войны, в Твене прежде всего видели «обличителя американского империализма».

Этапом в развитии отечественного твеноведения стало издание (под редакцией А. Елистратовой, М. Мендельсона и А. Старцева) в 1959—1961 гг. 12-томного собрания сочинений писателя, научно откомментированного, включавшего в себя публицистику, переписку, записные книжки писателя, а также учитывающего новые публикации, появившиеся в США. Наследие Твена далеко не исчерпано. С годами оно открывается нам своими новыми гранями и аспектами. Твен был первым подлинным американским писателем, и все мы его наследники, продолжатели его дела.

Современный подход к Твену требует учета всего объема публикаций, включая извлечения из архива, появившиеся за последние годы. И хотя Твен, особенно в последние годы, «писал в стол», а «Автобиографию» диктовал «из могилы», он был твердо привержен американской демократии в ее подлинном выражении. Он полагал, что критика и сатира должны способствовать изживанию человеческих недостатков и общественных пороков.

«Русский» Джек Лондон: реализм, одухотворенный романтикой. В истории мировой литературы есть художники, которые привлекают наше внимание не только книгами, но как личности, внутренне созвучные своим героям. Они становятся духовными спутниками поколений, выражая внутреннюю потребность, особенно молодежи, в героике и романтике. Их отличает единство мысли и действия. К ним относился Джек Лондон.

Не будет преувеличением сказать, что Джек Лондон (1876-1916) обрел в России свою вторую родину. Бывали периоды, когда по тиражам книг, изданных на русском языке, он превосходил всех других зарубежных писателей. Отмеченная еще Уитменом в «Письме к русскому» известная близость духовного склада русских и американцев, привыкших к огромным просторам своих стран, к борьбе с суровой природой, во многом объясняет популярность Лондона в нашей стране. В Сибири есть даже озеро, носящее его имя.

Джека Лондона стали переводить на русский язык с начала 1900-х гг. О том, что его имя было у всех на устах, свидетельствуют строки из ранней поэмы Маяковского «Облако в штанах» (1914):

Вы говорили:

«Джек Лондон,

деньги, любовь, страсть», —

А я одно видел:

ВыДжиконда,

Которую надо украсть!

Маяковского вообще притягивал Лондон (наряду с Уолтом Уитменом). В 1918 г. вышел немой фильм «Не для денег родившийся», сделанный по мотивам романа «Мартин Иден». Маяковский играл в фильме главную роль — поэта, носившего довольно экзотическое имя Иван Нов.

Источник

Ðîìàí «Íà ïåðåëîìå Ýïîõ» â 2-õ òîìàõ.
https://sites.google.com/site/zemsha/Home/kniznyjmagazin

Îñòàâèòü ñâîé îòçûâ / êðèòèêó, à òàê æå
Ñêà÷àòü ýëåêòðîííóþ êíèãó èëè çàêàçàòü â ïå÷àòíîì âèäå,
ìîæíî çäåñü:
 1 Òîì
https://ridero.ru/books/naperelomeehpoh.html

 2 Òîì:
https://ridero.ru/books/naperelome_ehpoh.html

Òîì 1 — 758 ñòðàíèö
×àñòü I:  «Ãåðîè íàøåãî âðåìåíè».
 
Òîì 2 – 576 ñòðàíèö.
×àñòü II: «Ïîñëåäíèå ëó÷è óõîäÿùåãî ñîëíöà»,
×àñòü III: «Êðàõ Ñîâåòñêîé Èìïåðèè».

Êðàòêîå îïèñàíèå :
Â÷åðàøíèå êóðñàíòû, îäåâ çîëîòî îôèöåðñêèõ ïîãîí, äàæå è íå ïîäîçðåâàþò, ÷òî èõ æä¸ò âïåðåäè. Îíè åù¸ íàèâíû è ìå÷òàþò î áîëüøîé ëþáâè, î ñòðåìèòåëüíîé êàðüåðå, î ïîñòðîåíèè ñïðàâåäëèâîãî îáùåñòâà ñîöèàëüíîãî è íàöèîíàëüíîãî ðàâåíñòâà. Íî èõ óæå ïîäæèäàþò ðàçî÷àðîâàíèå è êðóøåíèå íàäåæä è öåííîñòåé. À ñòðàíà, êîòîðîé îíè ïðèñÿãíóëè íà âåðíîñòü, ñêîðî êàíåò â ëåòîïèñü âåêîâ.
Ýòî âîåííûé ðîìàí î æèçíè è ñëóæáå ñîëäàò è îôèöåðîâ Öàâ ×åõîñëîâàêèè. Ñîáûòèÿ ïðîõîäÿò â 80-å ãîäû íà ôîíå ãëîáàëüíîé «ïåðåñòðîéêè» âçãëÿäîâ, íðàâñòâåííîñòè è âåðû. Ýòà êíèãà î öåííîñòÿõ, îñòàþùèõñÿ âå÷íûìè, íåñìîòðÿ íà âðåìÿ, ïðîñà÷èâàþùååñÿ êàê ïåñîê ñêâîçü ïàëüöû.
 
 ðîìàíå îïèñàí ïåðèîä 80-õ. ×åðåç ñóäüáû ñîâåòñêèõ ëþäåé, ïðîæèâàþùèõ ðàíåå â ñàìûõ ðàçëè÷íûõ óãîëêàõ ÑÑÑÐ: Íîâîñèáèðñê, Õàáàðîâñê, Áàðàíîîðåíáóðãñêîå, ÁÀÌ, Êÿõòà, Áàêó, Àëìà-Àòà, Òóàïñå, Ñâåðäëîâñê. Ïîêàçàíà æèçíü ëþäåé â ýòèõ ìåñòàõ. Òàêîé, êàêîé îíà áûëà íà ñàìîì äåëå. Äëÿ ýòîãî ñóùåñòâóþò âðåìåííûå ïåðåíîñû â ñîáûòèÿ ïðîøëîãî.
×åðåç ñîáûòèÿ, ïðîõîäÿùèå ôîíîì, ñäåëàí àíàëèç ãåîïîëèòè÷åñêèõ èãð, íà ïðèìåðå êðóøåíèÿ ñòðàí Ñîöèàëèñòè÷åñêîãî ëàãåðÿ è ÑÑÑÐ. Ïîêàçàíû òåõíîëîãèè óïðàâëåíèÿ ýòèìè äåñòðóêòèâíûìè ïðîöåññàìè. Ïðîöåññàìè, êîòîðûå ïðîäîëæàþòñÿ è ñåãîäíÿ. È â ýòîì- îñíîâíàÿ àêòóàëüíîñòü ýòîãî ðîìàíà.
Êîíå÷íî æå, ýòî ðîìàí. Ãäå  ÷åðåç ðàçëè÷íûå ñóäüáû îïèñàíû ðàçëè÷íûå èñòîðèè ëþáâè, èçìåí è âåðíîñòè, îñíîâíûõ öåííîñòåé. Ïñèõîëîãèè îòíîøåíèé ìåæäó ìóæ÷èíîé è æåíùèíîé.
Ðàññóæäåíèÿ î äîáðå è çëå, îá îòíîøåíèè ÷åëîâåêà ê ÷åëîâåêó, ê ïðèðîäå è îêðóæàþùåé ñðåäå, ê æèâîòíûì.
×åðåç ñïåöèàëüíûé ïðè¸ì, êîãäà îäíîìó èç ãåðîåâ, ñíÿòñÿ íåîáû÷íûå, ìîæíî ñêàçàòü «âåùèå» ñíû, ÷èòàòåëü ïîëó÷àåò âîçìîæíîñòü çàãëÿíóòü êàê áû â áóäóùåå, â ñîáûòèÿ, êîòîðûì â 80-å åù¸ íå ìîæåò áûòü îáúÿñíåíèé, íî êîòîðûå ïîíÿòíû ÷èòàòåëþ ñåãîäíÿ: ýòî è ×å÷íÿ è Îñåòèÿ-2008, ýòî ñîáûòèÿ â Ìîñêâå â 91-ì è â 93-ì. À òàêæå èñòîðè÷åñêèå ïåðåíîñû â äàë¸êîå ïðîøëîå. Äëÿ îöåíêè èñòîðè÷åñêèõ ïàðàëëåëåé äíÿ ñåãîäíÿøíåãî.
Íàöèîíàëüíûé âîïðîñ â ìíîãîíàöèîíàëüíîì ÑÑÑÐ, â Ñîâåòñêîé Àðìèè. Ïðîöåññû ïåðåñòðîéêè íàøèõ âçãëÿäîâ è òî, êàê ìû ìåäëåííî èç äðóçåé ïðåâðàùàëèñü â íåäðóãîâ.
Ìíîãî äèñêóññèé íà ñàìûå ðàçëè÷íûå òåìû. È ýòî äà¸ò âîçìîæíîñòü ÷èòàòåëþ, êàê áû ïðèíÿòü â íèõ ó÷àñòèå è ïðî÷óâñòâîâàòü âçãëÿä àâòîðà íà ñîáûòèÿ âîêðóã.
         Îñíîâíàÿ ÷àñòü ñîáûòèé ïðîèñõîäèò â Öà(×åõîñëîâàêèÿ). È õîòÿ âñå ñîáûòèÿ âûìûøëåíû, âñ¸ æå îíè ïðîõîäÿò ñëîâíî ïî æèâîìó. Êàæäûé, êòî ñëóæèë, óçíàåò è ïî÷óâñòâóåò òó àòìîñôåðó, â êîòîðîé ìû æèëè â òå ãîäû.
 

                ***
Çàáóäüòå âñ¸, ÷òî áûëî ïðåæäå!
Áûëîãî Âàì óæ íå âåðíóòü.   
Äóøà â ïîòð¸ïàííîé îäåæäå
Êàê äîëãèé ñòðàííèê òîï÷åò ïóòü.
 
Âû áûëè ñ÷àñòëèâû? — Áûòü ìîæåò!
Ëþáèëè æàðêî? — Íó è ïóñòü!
Âàì íèêîãäà íå ñòàòü ìîëîæå.
È â Âàøåì ñåðäöå íîåò ãðóñòü.
 
Êàê æàëü òåõ òðåïåòíûõ ñâèäàíèé,
Òåõ íåæíûõ ñëîâ, óøåäøèõ â áûëü.
Êàê æàëü òåõ ñëàäîñòíûõ ñòðàäàíèé,
Äàâíî ãîäàìè ñò¸ðòûõ â ïûëü.
 
Êàê áûëî ÷èñòî âñ¸, î, áîæå!
Êàê íåáî, êàê ðîäíèê, êàê ñîí.
È ýòîò ñîí óæå íå ñìîæåò
Âåðíóòüñÿ â ÿâü,- ðàñòàÿë îí!
 
(Àâò. Â. Çåìøà 1990 ã.)
 
Ñ Óâàæåíèåì,
Âëàäèìèð Â. Çåìøà

Ìîæíî òàê æå ïðèîáðåñòè êíèãó â  èíòåðíåò ìàãàçèíå :
https://ridero.ru/books/naperelomeehpoh.html

Èòàê,

«Íà ïåðåëîìå ýïîõ»
Âëàäèìèð Çåìøà
Ìèíñê 

2014 Ðîìàí  äâóõ òîìàõ Òîì 1 Çåìøà, Â.Â. Íà ïåðåëîìå ýïîõ : ðîìàí.  2 ò. Ò.1 / Âëàäèìèð Çåìøà. – Ìèíñê : ÏðåñòèæÈçäàòÐåêëàìà, 2014. – 758 ñ.
ISBN 978-985-90252-2-8. © Çåìøà Â.Â., 2014. © Îôîðìëåíèå. 2014. ÓÄÊ 821.161.1(476)-31 ÁÁÊ 84(4Áåë=Ðóñ)-44 Ç-55 ÓÄÊ 821.161.1(476)-31 ÁÁÊ 84(4Áåë=Ðóñ)-44 Ç-55 ISBN 978-985-90252-2-8 (ò.1)ISBN 978-985-90252-4-2 3

Ïðåäèñëîâèå
Íèêîãäà íå çàáóäó íà ñâåòå
Æàæäû ê çâ¸çäàì è ñòðàñòè îãíÿ,
Çîâ ãðÿäóùåãî – ýòî, ïîâåðüòå,
Æèçíè ãîëîñ, çîâóùèé ìåíÿ.
Àâòîð Â. Çåìøà 1982 ã.

Ýòîò ðîìàí ïîñâÿùàåòñÿ ìîèì ðîäíûì è áëèçêèì.
Âñå ñîáûòèÿ è âñå ïåðñîíàæè âûìûøëåíû. Ëþáûå âîçìîæíûå ñî-
âïàäåíèÿ ñëó÷àéíû. Ïîõîæèå ñîáûòèÿ ìîãëè ïðîèñõîäèòü ãäå óãîäíî.
Òåì íå ìåíåå, ÿ ïîñòàðàëñÿ ïåðåäàòü ìàêñèìàëüíî ïðàâäîïîäîáíî ñó-
ùåñòâîâàâøóþ òîãäà îáùóþ àòìîñôåðó, êîòîðàÿ ïðîïèòûâàëà ãîäû
ìîåé ñîâåòñêîé þíîñòè. Ìîèõ âîñüìèäåñÿòûõ.
Õîòåë áû ÿ ïðîæèòü äðóãóþ þíîñòü, ïîëíóþ ñîâðåìåííûõ óäîâîëü-
ñòâèé? Êàê è òîò äåäóøêà, â ðàññêàçå À. Ãàéäàðà «Ãîðÿ÷èé êàìåíü»,
îòêàçàâøèéñÿ ïîìîëîäåòü, ïðîìåíÿâ ñëàâíûå ñòðàíèöû ñâîåé ðåâîëþ-
öèîííîé èñòîðèè, òàê è ÿ íå ìå÷òàë áû îá èíîì. Ïàìÿòü î ãîäàõ ñëóæ-
áû ÿ ñ ãîðäîñòüþ íåñó ÷åðåç ñâîþ æèçíü. À êîìó íå äîâåëîñü ñëóæèòü
Îòå÷åñòâó, ïóñòü òèõî çàâèäóþò òåì, êòî âñ¸ æå ñëóæèë.
4
***
Íåò, ìû íå ïèøåì ñî÷èíåíèé,
È óðàâíåíèé íå ðåøàåì,
Ëèøü â ÿðîñòíîì îãíå ñðàæåíèé
Ìû âàñ îò ñìåðòè çàùèùàåì.
Íàì äëÿ òîãî äàíî çäîðîâüå,
×òîá ìû ìîãëè â êðîìåøíîì ìðàêå,
Çàõëåáûâàÿñü ëèïêîé êðîâüþ
Ïîäíÿòü ñâîèõ ñîëäàò â àòàêó.
È ÷òîá, íå ðàçãèáàÿ ñïèíû,
Ïðèäàâëåííûå âåùìåøêàìè,
Äîðîã ðàçìàçàííóþ ãëèíó
Ìåñèëè ìîë÷à ñàïîãàìè.
Íå ïàõíåò íàøà æèçíü öâåòàìè,
Åå âåòðàìè æãóò ìîðîçû,
È ïðî íåå áû íå ñòèõàìè
Ïèñàòü, à ñàìîé ÷åðíîé ïðîçîé….
…. Íó ÷òî æ, ðåøàéòå óðàâíåíüÿ
È ñî÷èíåíèÿ ïèøèòå.
Ëîâèòå êàæäîå ìãíîâåíüå.
È íàñëàäèòüñÿ èì ñïåøèòå.
Æèâèòå ñ êàæäûì äíåì âñå ëó÷øå,
Î áóäóùåì íå áåñïîêîÿñü,
À åñëè âäðóã íàâèñíóò òó÷è,
Ìû çàùèòèì âàñ, âû íå áîéòåñü.
Àâòîð êóðñàíò ÍÂÂÏÎÓ Ë. Ìîë÷àíîâ
Îòðûâîê èç «Îòâåòà ñòóäåíòó» 1983 ã.

—————————————————-
×àñòü Ïåðâàÿ
Ãåðîè íàøåãî âðåìåíè

«Íå äàé âàì, Áîã, æèòü â ýïîõó ïåðåìåí»
Êîíôóöèé

6
Êàê óïîèòåëüíî ñòó÷àò êîëåñà
Ëåòî 1987 ã.

Àâãóñò. Æàðà. Âîêçàë. Äâà ÷åìîäàíà, íàáèòûå ôîðìîé. Íîâûé îôè-
öåðñêèé êèòåëü êàæåòñÿ, ïî êðàéíåé ìåðå, òóëóïîì. Ðóáàøêà, ïðîïè-
òàííàÿ ïîòîì, ëèïíåò ê ñïèíå, ôóðàæêà äàâèò íà ëîá, ñáèâàåòñÿ ê çàòûë-
êó. Òàê íà÷èíàåòñÿ ïóòü ê îôèöåðñêîé ñëóæáå, íîâîé ñàìîñòîÿòåëüíîé
æèçíè äëÿ ñîòåí íîâîèñïå÷åííûõ ëåéòåíàíòîâ.
Âîò è êîí÷èëîñü âñ¸. Âñ¸ òî, ÷òî êàçàëîñü âå÷íûì. Âñ¸, ÷òî êàçà-
ëîñü òàêèì ïðèåâøèìñÿ, òàêèì îñòî÷åðòåâøèì. Êàê õîòåëîñü, ÷òîáû
ýòî «Âñ¸» áûñòðåå ïðîøëî. ×òîáû ïðåêðàòèëèñü êîìàíäû «ïîäú¸ì»,
÷òî áû ïðåêðàòèëèñü ïîñòðîåíèÿ, ÷òî áû çàáûëèñü ñàìîâîëêè, ïëÿæ
íà «Ìàÿêå», êóðñàíòñêèå äèñêîòåêè, ñíåæíûå äâóõìåòðîâûå ñóãðîáû è
êîìàðèíûå òó÷è, ðîòíûé è ñòàðøèíà. ×òîáû çàáûëñÿ òîò âåñåííèé ñòó-
äåí÷åñêèé ôåñòèâàëü, íàïîëíÿâøèé ðàäóãîé ñâîèõ çàïðåòíûõ ïëîäîâ
êóðñàíòñêèå ãîëîâû. ×òîáû çàáûëèñü îòïóñêà, òå äðàãîöåííûå êóðñàíò-
ñêèå îòïóñêà, êîòîðûì íåò ðàâíîé öåíû! Êàê âñå õîòåëè óåõàòü, ÷òîáû
çàáûòü ó÷èëèùå, ÷òîáû çàáûòü «Àêàäåì», çàáûòü «Íîâîñèá», àýðîïîðò
«Òîëìà÷¸âî». È âîò, ñâåðøèëîñü! Ïåðâûé âûõîä â ãîðîä â äîëãîæäàí-
íîé îôèöåðñêîé ôîðìå. Íåîïèñóåìûé ïðàçäíèê íà äóøå! Êàçàëîñü, ÷òî
âñ¸ âîêðóã âðàùàåòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî âîêðóã ýòîãî íåâîîáðàçèìîãî ñî-
áûòèÿ!
Ïîñëå ìûòàðñòâ ïî îãðîìíîé äóøíîé Ìîñêâå, íàïîìèíàþùåé
áîëüøîå ëþäñêîå ñòîëïîòâîðåíèå, õàîòè÷íîå è áåññìûñëåííîå, äâàäöà-
òèëåòíèé ëåéòåíàíò, ãîëóáîãëàçûé áðþíåò Âëàäèñëàâ Òèìîôååâ, íàêî-
íåö-òî çàáðàëñÿ â ïîåçä Ìîñêâà-Ìèëîâèöû. Âàãîíû êàçàëèñü òåñíûìè.
Ëþäè ñ ìíîæåñòâîì ÷åìîäàíîâ, ñóìîê, êîðîáîê, ÿùèêîâ, èíîãäà ñ äåòü-
ìè, îáëèâàÿñü ïîòîì, ñ òðóäîì ðàçìåùàëèñü â êóïå, èíîãäà çàñòàâëÿÿ
÷åìîäàíàìè è êîðîáêàìè ñâîè ñîáñòâåííûå ïîëêè è äàæå ñòîëèêè.  îñ-
íîâíîì ýòî áûëè àêêóðàòíûå ïîäòÿíóòûå ëþäè äî 40 ëåò ñ êîðîòêèìè,
ïî-âîåííîìó, ñòðèæêàìè. Ñîñòàâ ïàññàæèðîâ âïîëíå âíóøàë äîâåðèå.
1.1 (87.08.20)
7
Ïîåçä ïðîòÿæíî çàñêðèïåë, íåñêîëüêî ðàç ä¸ðíóëñÿ è ïëàòôîðìà
ìåäëåííî ïîåõàëà ìèìî âàãîííûõ îêîí.
Êàê óïîèòåëüíî ñòó÷àò êîë¸ñà. Êàðïàòû.  îêíàõ âàãîíà ïðîïëû-
âàþò óêðàèíñêèå ñ ñîëîìåííûìè êðûøàìè èçáû. Êðàñèâî. Îí íà ýòîé
çåìëå âïåðâûå è åìó åù¸ ñîâåðøåííî íåâäîì¸ê, ÷òî çäåñü äàëåêî íå
â êàæäîé èçáå åìó áûëè áû òàê æå ðàäû, êàê îí. Íî åãî äóøó ñåé÷àñ
ïåðåïîëíÿåò êàêîé-òî ïüÿíûé âîñòîðã-òðåïåò, ïî÷òè âîëíåíèå. Ïîçà-
äè ó÷èëèùå, îñòî÷åðòåâøèå ïîäú¸ìû è îòáîè! Âïåðåäè, êàçàëîñü, ÿðêî
âñïûõíóë ðàññâåò ñîâåðøåííî èíîé, íåçíàêîìîé, êàêîé-òî óäèâèòåëü-
íî èíòåðåñíîé æèçíè. Â ãëàçàõ ðàäóæíûå «ïóçûðè», ðàñêðàøèâàþùèå
âåñü îêðóæàþùèé ìèð ÿðêîé ãàììîé êðàñîê. Â ïàìÿòè åù¸ ñâåæ âû-
ïóñêíîé, íèêåëèðîâàííàÿ êàñêà, íàïîëíåííàÿ «ðîìáèêàìè» è, íåñìîòðÿ
íà «ñóõîé çàêîí», âîäêîé, èç êîòîðîé îòõë¸áûâàëè, ìîðùàñü, äðóçüÿ –
â÷åðàøíèå êóðñàíòû, âïåðâûå íàäåâøèå äîëãîæäàííóþ îôèöåðñêóþ
ôîðìó. Çîëîòî ïîãîí ñëåïèëî ãëàçà, îïüÿíÿëî ðàçóì. Ñâåðøèëîñü! Ïðî-
ùàéòå, äðóçüÿ. Ñ êåì èç âàñ åù¸ ñâåä¸ò ñóäüáà, à ñ êåì óæå íå âñòðåòèòü-
ñÿ íèêîãäà – êòî çíàåò! À ïîåçä íåñ¸ò âïåð¸ä â íîâóþ æèçíü!..

Ðîìàí «Íà ïåðåëîìå Ýïîõ» â 2-õ òîìàõ.
https://sites.google.com/site/zemsha/Home/kniznyjmagazin

Îñòàâèòü ñâîé îòçûâ / êðèòèêó, à òàê æå
Ñêà÷àòü ýëåêòðîííóþ êíèãó èëè çàêàçàòü â ïå÷àòíîì âèäå,
ìîæíî çäåñü:
 1 Òîì
https://ridero.ru/books/naperelomeehpoh.html

 2 Òîì:
https://ridero.ru/books/naperelome_ehpoh.html

https://sites.google.com/site/zemsha/Home/kniznyjmagazin

Источник