Марк бернес великий перелом

Марк бернес великий перелом thumbnail

Фильм рассказывает о судьбах тех, кто принимал участие в Сталинградской битве в 1942 году, ставшей переломом в Великой Отечественной войне. В течение пяти месяцев город сопротивлялся фашистскому наступлению. Отдать Сталинград врагу — значило проиграть войну, но и удержать город казалось почти невозможно…

Знаете ли вы, что…

  • Фильм был восстановлен в 1967 году на киностудии «Ленфильм».
Материалы о фильме

Знаете похожие фильмы?
Порекомендуйте их…

Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
по жанру, сюжету, создателям и т.д.
*внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
Отзывы и рецензии зрителей
  • Добавить рецензию…

  • Все:2
  • Положительные:2
  • Отрицательные:
  • Процент:100%
  • Нейтральные:

В фильме, разумеется, нет конкретных прототипов полководцев и операций. Да, в самом общем виде она напоминает оборону Сталинграда — но эпизод с контрартподготовкой взят из Курской битвы. Эрмлер просто хотел показать, как работает высшее командование на абстрактном сражении. Именно поэтому обороняемый Город именно так и называется, без уточнений.

И показал отлично! Виден тяжкий груз ответственности за решение, которое может стоить жизни тысячам бойцов. Видно, как важна информация и разведка — когда за восстановление связи жизни не жаль.

Отражены и зачастую весьма острые отношения между военачальниками. Когда у каждого командира своё понимание того, как надо — заставить их следовать плану бывает весьма непросто.

Личная драма Виноградова — один из самых сильных эпизодов фильма. Видно, как человек в момент трагедии собирает себя в кулак чудовищным усилием воли…

При этом фильм очень лаконичен, воды в диалогах абсолютно нет. Практически весь его можно растащить на цитаты, но не буду спойлить.

В общем, кто хочет иметь представление о внутренней кухне советских штабов в Великую отечественную — очень советую именно этот фильм.

прямая ссылка

  • Полезная рецензия?

    пожаловаться на спойлер?

  • Да
    / Нет
  • 12 / 1

7 марта 2016 | 22:40

Хороший фильм. В основе фильма, как я могу понять, лежат реальные герои и события происходившие во время Сталинградской битвы. Имена главнокомандующих изменены. Под генерал-полковником Муравьёвым, вероятно, подразумевается Ерёменко, а под генералом Виноградовым, изображён генерал Гордов. Изменение имён связано, наверное, с преследованием Гордова после войны.

Очень хорошо передано напряжение, возникающее в ожидании главного удара. Это напряжение видно и внутри, и между героями фильма. Оно нарастает по мере нарастания сложности ситуации в обороне Сталинграда.

И конечно, кульминацией фильма были кадры о принятии решения начать артиллерийскую подготовку за полчаса до наступления. Фактически генерал Муравьёв (Ерёменко) взял на себя ответственность за судьбу сражения и страны в целом, как минимум сохранив многие жизни тех кто оборонял Сталинград. У него не было времени согласовывать это со ставкой. По сути показан пример того, каким должен быть настоящий полководец.

прямая ссылка

  • Полезная рецензия?

    пожаловаться на спойлер?

  • Да
    / Нет
  • 15 / 3

24 ноября 2012 | 02:34

Источник

Великий перелом

Каталог фильмов

Госфильмофонд России

Страна производитель:

СССР

В ролях:

Михаил Державин

,

Петр Андриевский

,

Юрий Толубеев

,

Андрей Абрикосов

,

Александр Зражевский

,

Николай Корн

, Марк Бернес

Фильм «Великий перелом» снял режиссёр Фридрих Эрмлер в 1945 году. Кинолента рассказывает о судьбах тех, кто принимал участие в Сталинградской битве в 1942 году, ставшей переломом в Великой Отечественной войне. В течение пяти месяцев город сопротивлялся фашистскому наступлению. Отдать Сталинград врагу — значило проиграть войну, но и удержать город казалось почти невозможно.

В 1946 году на первом Международном кинофестивале в Каннах фильм получил главный приз — «Гран-при».

В подборках

Фильмы о Великой Отечественной войне из архивов Госфильмофонда

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

    Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

    Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

    Марк бернес великий перелом

    Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

    Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

    Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

    Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

    Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

    Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

    Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

    Как предложить событие в «Афишу» портала?

    В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

    Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

    Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

    Если вопросы остались — .

    Пожалуйста подтвердите, что вы не робот

    Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.

    Источник

    Еще одна дата: сегодня — день рождения Марка Бернеса. Об исключительно несоветском артисте рассказывает Асса Новикова.

    Марк бернес великий переломМарк Бернес

    С разболтанной мальчишеской походкой и простодушной улыбкой он мало походил на ретивых комсомольцев, строителей первых пятилеток. И даже имя себе выбрал какое-то несоветское — Бернес. Разве это имя для строителя коммунизма, например, рабочего кировского завода? Его вихрастый, увешанный патронами Костя Жигилев, кажется, ввязывался во всю эту революционную какофонию не из политических пристрастий, а просто оттого, что так жить веселее. Гулять по октябрю, дежурить с гармошкой на стылых петроградских проспектах и напевать словно частушку «Кто ты — тебя я не знаю, но наша любовь впереди». Так ввязался в этот фильм и сам Бернес. Ведь в фильме Юткевича («Человек с ружьем», 1938) у его героя сначала даже и слов не было.

    Марк бернес великий перелом «Человек с ружьем». Реж. Сергей Юткевич. 1938

    Бернес сам вылепил свой образ из потертой старой кожанки, отцовской ушанки, бабушкиного шарфа (недаром сын старьевщика). Сам упросил композитора Арманда сочинить для него песню. Так у его героя появились не только слова, но и мелодия. И Юткевич не побоялся впустить в серьезный историко-революционный фильм такого легкомысленного персонажа. Костя Жигилев, год рождения — 1937-ой.

    А зажмуришь глаза, и пропадет как дурной сон Ленин и матросня, рассеются сумерки гражданской войны. Кажется, что Костя — ровесник героев Хуциева, Шпаликова, Данелии. Мог бы гулять по мокрому асфальтному городу, мурлыкать вместе с Михалковым да ухаживать за Жанной Прохоренко. «Мне 20 лет!» — как будто радостно и удивленно восклицает его герой. В «Шахтерах» (1937) — первая большая роль после эпизода в «Заключенных» (1935) — Ефим спрашивает его героя, Красовского: «Откуда ж ты такой взялся?» Тот отвечает: «Я родился от непорочной девы и духа святого. Аист взял меня в клюв и отнес на небо. Я там жил, стало скучно…»

    Марк бернес великий перелом «Шахтеры». Реж. Сергей Юткевич. 1937

    И как тут не поверить. Он весь какой-то вызывающе несовременный, нездешний. Точнее —чересчур устремленный в будущее. Во времена строгих директив, постановки рекордов, общественных судов, его герои проживают жизнь по касательной, в легкую. Как инженер Петухов, который на первых кадрах «Большой жизни» (1939) и вовсе собирает чемодан, но потом все же остается. Повзрослевший Костя Жигилев, причесавший чуб, отложивший гармошку (гармонь теперь находка для вредителей и тунеядцев), но не растерявший безумной жадности до всего горячечного, неистового, живого.

    Марк бернес великий перелом «Два бойца». Реж. Леонид Луков. 1943

    У Лукова он потом снимется еще раз, уже в эпохальном «Два бойца» (1943). И снова рядом с ним Борис Андреев, Харитон из «Большой жизни», который вслед за инженером перекочевал прямо на передовую. Он и запомнится всем как одессит Аркадий Дзюбин, который и в землянке с гитарой и в приличных домах на расстроенном фоно, затягивает одно: «Шаланды, полные кефали…». Бернес настолько совпал с этим персонажем, что даже друг Евтушенко обманывается: «Как в настоящем одессите, в нем было что-то французское». А ведь Бернес родился в Нежине!

    Он пел потом почти в каждом своем фильме, и песни-то все какие-то непартийные. Потом ему это припомнят.

    Когда позже, уже в 1958-ом, начнется травля певца, и заголовки запестрят уродливым «Искоренять пошлость в музыке». Мол, потакает дурным музыкальным вкусам и пропагандирует пошлое ресторанное пение. А ведь в его песнях одним из первых зазвучал голос даже не простого, а частного человека. В фильме «Два бойца» была и еще одна «официальная» песня. Отстаивая последние пяди ленинградской земли, Аркадий Дзюбин затягивает про священный город. Но многие ли вспомнят ее? Зато вечно стоит перед глазами протекающая землянка, пыльная гитара и Бернес, напевающий: «Как я люблю глубину твоих ласковых глаз…»

    «Два бойца» был новаторским еще и потому, что в нем, в отличие от многих фильмов военных лет, не прозвучало ни слова про партию или про Сталина. Герои как будто защищали свое частное право на счастье. Да так оно, конечно, и было. «Они бросили бомбу посреди Дерибасовской улицы. Это ж самая красивая улица на весь Советский союз. Разрушить такую дерибабушку, такую красоту, Саша!» — сокрушается Дзюбин. Фильм Лукова из плеяды тех фильмов, которые снимались в эвакуации, в Ташкенте, куда не могло добраться бдительное око партии. Режиссеры ненадолго почувствовали свободу. Отсюда — эта вольная форма повествования и доверительная интонация, характерная скорее для «оттепельного» кино. Толком и не сказать, о чем фильм. Про мужские обиды, про Французский бульвар, что снится ночами, про девушку, которая возникает, чтобы скоро исчезнуть.

    Марк бернес великий перелом Боевой киносборник № 9. Новелла «Квартал № 14». Реж. Марк Донской. 1942

    А ведь были еще «Боевые киносборники». В новелле «Трое в танке» («Боевой киносборник № 8») Бернес вместе с Олейниковым и Андреевым запевал в землянке песню про сталинскую гвардию. Иное дело — заграница, там и дышится вольнее. В новелле «Квартал № 14» Бернес метался по крышам этаким польским Габеном, постреливал немецкое офицерье и прятался по чердакам в лихо заломленной черной шляпе. И не беда, что из-за его похождений фрицы обрекали на смерть каждого десятого жителя квартала, зато как красиво в финале кружились в воздухе голубки советских листовок. И верилось: победа за нами.

    Впервые Бернес надевает форму в фильме «Истребители» (1939). Вроде бы типичная для кино того времени история о двух парнях, которые сражаются за сердце одной девушки («У самого синего моря» (1936), «Новая Москва» (1938)). Но настоящая страсть у них иная — манит небо. Недаром герой Бернеса рассуждает о машине, как о возлюбленной. Да и Варя, девушка-эмансипе, обрезающая косы, кажется, ищет совсем не любви. Как и ее сверстница Наташа из фильма «Комсомольск» (1938), она не помедлит расстаться с любимым, если тот усомниться в успехах партии. Эти и не сомневаются. Они ведь существуют не в бараках, а в предельно выморочных, принципиально нежилых пространствах, как будто оживших полотнах Кирико. Они не корчуют деревья, а летают в поднебесье.

    Марк бернес великий перелом «Истребители». Реж. Эдуард Пенцлин. 1939

    Сергей и Николай не бытовые персонажи, а воплощенные герои мифа. Словно сказочные жители Аэрограда, они озирают бескрайнее пространство под собой. Сколько в нем возможностей! Тут уж не жеребенок соревнуется с поездом, а самолет обгоняет состав, чтобы спасти пассажиров. «Поезду пришлось посигналить, ну обошлось видно», — говорит Сергей. И очевидно, что для него, живущего в небе, подвиг — дело обычное. Как потом будет петь Бернес, «Просто я работаю волшебником…». Монтажный стык, в следующем кадре — салют. В честь героев? Да так ли важно. Пространство их жизни непрозаично, оно и состоит из одних только подвигов и праздников. Тревожные салюты взрываются в жирном черном небе. Чему-то радуется эта Москва, затанцовывает себя до смерти, чтоб не думать о плохом. А все равно просвечивает хтоническая изнанка реальности. Сергей теряет зрение, спасая ребенка. Лишенный любимой работы, он катится по наклонной, на столе появляется бутылка водки и папиросы. Актерская органика Бернеса, зажатая в рамки соцреалистического канона, приобретает какой-то потусторонний характер. Вот он с высоко поднятой головой и вытянув вперед руки, ищет в тумане товарища. В памяти всплывает картина Бауэра «После смерти» (1915). Умершая возлюбленная там являлась юноше во снах и звала его за собой — гулять по туманным полям.

    Затем — сцены в больнице. Но что это? Санаторий, гостиница, крематорий? Стерильное пространство, тяжелые портьеры, и Сергей единственный пациент этого лепрозория. Обретя зрение, он встречается с семьей, обнимает любимую. Здание больницы с массивными колонами остается позади. Только портрет Сталина витает над голой землей…

    Марк бернес великий перелом «Истребители». Реж. Эдуард Пенцлин. 1939

    «Истребители» — мало похож на типичное оборонное кино 1930-х. Так и вторая серия фильма «Большая жизнь» (1946) была столь же нетипичным образцом послевоенного кино. Последние глотки военной оттепели, надежда на обновление. Здесь уже Бернес мог вернуться к излюбленному амплуа. Этот фильм насквозь бытовой, негероический, за что, видимо, и был подвергнут опале со стороны партии. Партийный работник бы прописан насквозь карикатурно, впрочем, он не вызывал симпатии и в первой серии. Однако, первая серия (ставшая хитом проката) явно была посвящена труду, о перевоспитании говорили весь фильм, рекордами заканчивали. При всем при том — руководящая роль партии. Вторая серия — совсем не про то. Она вся — про разговоры в постели, про масло за 27 рублей и прогулки по парку. Герой Бернеса заявляет прямым текстом: «Все шахтеры — лирики!», а после каждого неудобного вопроса норовит схватиться за гитару. В первой серии персонажей Андреева и Алейникова перевоспитывали всем поселком, а здесь Сонечка сама просит: «Иди выпей с ним, тоскует…» Как и в фильме «Два бойца», здесь нет традиционной сюжетной схемы, но Луков словно боится творить свободно. В фильме то тут, то там торчат обломки старых сюжетных схем (скажем, линия с раскулаченным дядей Макара Ляготина).

    В основной же своей массе послевоенное кино занималось перепиской истории, знаменовало собой конец эпохи надежд. В этом кинематографе уже нет пространства для маневров, наступает время нормативного кино.

    Происходит откат назад и закрепощение, вновь отбираются с таким трудом завоеванные свободы: вспомним, что и крестьяне первых послереволюционных лет расшифровывали ВКП (б) не иначе как «второе крепостное право (большевиков)».

    Тут наступает время Сергея Герасимова. В 1944-ом он снимает фильм «Большая земля». Это не та, малая, что будет потом у Брежнева. Здесь все начинается сценой праздника и заканчивается ей же. Кажется, только от праздника до праздника и живут эти прекрасные, сильные люди. И каждый видит себя глазами Сталина. «В глазах товарища Сталина я буду хвастунишкой». В начале мы видим документальные кадры войны. Так события 1941-го становятся надеждой 1944-го. По экрану блуждает задумчивой павой артистка Макарова. Работает на заводе. Все кругом тоже работают. Трудится тыл. Такой вот военный «Комсомольск». И понятно, что в этом пространстве, насквозь подконтрольном, нет места вольностям. Бернес играет снабженца Козырева, который много шутит, курит и носит меховую безрукавку. Даже непонятно, что из этого наиболее подозрительно. За одну эту улыбку можно схлопотать. Советский человек не улыбается. А этот балагурит, улыбается и приторговывает плюшем. И в конце получает законное: «Вы уволены». Козырев, наверное, даже удивлен. Вроде, ничего дурного не делал. Парадоксальным образом ровно те черты, которые до войны делали героев Бернеса положительными персонажами, сейчас лепят его амплуа с отрицательной стороны.

    Марк бернес великий перелом «Большая земля». Реж. Сергей Герасимов. 1944

    В 1945-ом Бернес вновь надевает солдатскую форму — он снимется у Фридриха Эрмлера в фильме «Великий перелом», хотя фильм этот вовсе не про солдат. Даже героя Бернеса по фамилии Минутка называют не просто шофером, а «генералом среди шоферов». Таков и весь фильм. Эрмлера не интересует война рядовая, окопная, его мегаломанский дух (не «Великий гражданин», так «Великий перелом») витает только в тиши кабинетов. Первоначально он назывался и вовсе с обезоруживающей простотой — «Генерал армии». Война здесь предстает как цепочка легких побед, мы не увидим ни одного солдата. Вышедший после войны, «Великий перелом» уже не черновик, а история, записанная начисто. Карты, штабы, негромкий свет абажура, блеск погон. Окопы —это мелочи, вся работа происходит в тиши кабинетов, с ухом, прижатым к телефонной трубке. Надо же было напомнить народу, кто одержал победу в этой войне! Народ лишь подножный корм, который всегда готов, подобно герою Бернеса, броситься на передовую. Вспомним, что еще в 20-е Сталин абсолютно буквально осмысляет метафору «пушечного мяса»: «тыл питает фронт не только всеми видами довольствия, но и людьми»1.

    Стрекочет телеграфная лента сомнений. Минутка погибает уже через полчаса экранного времени. И все же… Не штабные генералы, секретные совещания, телефонные дрязги остаются в памяти. А жуткое, перекошенное лицо Бернеса, который ползет, постигая сырую землю. И вскоре замирает, сжав мертвым ртом телефонный провод.

    Марк бернес великий перелом «Великий перелом». Реж. Фридрих Эрмлер. 1945

    Еще один фильм, который призван оформить военную историю — это «Третий удар» (1948) Савченко. Как и многие режиссеры послевоенного кино, Савченко как-то бесхитростно и очевидно утрачивает мастерство. Это не фильм, это по сути уже букварь победы. В титрах появляется наглядная надпись: «Враги», и далее каждый кадр помечен: это Троицкий вал, а это Сиваш, ошибки быть не может. Личности здесь нет, солдаты —статисты, главный герой здесь может быть только один — и он нависает над картой уже в первых кадрах фильма. В роли Сталина здесь впервые снимается Алексей Дикий, удивительно, что бывшего узника ГУЛАГа, не только допустили до этой роли, но еще и наградили Сталинской премией второй степени. Савченко стремится создать в своем фильме образ народной войны, даже Сталин становится у него еще ближе к народу, чем обычно (Дикий играет Сталина без привычного грузинского акцента).

    Жигулев, Кожухаров, Дзюбин, Минутка… В этот ряд легко встает и матрос Чмыга. «Сокол, сокол! Я мимоза», — вьются телеграфные ленточки. Чмыга, как и Минутка, едва не погибает спустя полчаса. Все же спасен. И он снова душа компании, балагур, отпускает шуточки: «Пехота — царица полей», «Беречь патроны для страшного суда!». Так мог бы острить и Дзюбин. «Ты в Крыму был? Какие ж там сады! Как подумаю, что сейчас по этим дворцам немцы ходят», — это уже почти дословная цитата из «Двух бойцов». Но эти бойцы уже не забудут крикнуть тотемное «За Родину, за Сталина!», прежде чем броситься в бой.

    Марк бернес великий перелом «Третий удар». Реж. Игорь Савченко. 1948

    Трудно не согласиться со словами Юрия Ханютина:

    «Человек интересует режиссера и сценариста только в его отношении к данной военной операции. Именно поэтому не удались Савченко окопные сцены. Его солдаты — это традиционные персонажи: молодой солдат, бывалый солдат… И даже наиболее интересный среди них севастопольский матрос Чмыга лишен реальной судьбы. Это тоже символ бесстрашия и доблести черноморских моряков — романтическая аллегория, воплощенная Бернесом живописно, размашисто, но достаточно традиционно».

    Народная война, народная математика. Есть ли потери? 260 человек убиты (у немцев — 750 тысяч). В финале фильма после удачного боя в кадре появляется Шмыга: «Ничего, мы отстроим тебя, Севастополь», а следом снова возникает вождь. На том месте, где раньше можно было просто повесить портрет, теперь стоит Сталин и рассказывает маршалам о своих планах по поводу четвертого удара.

    Бернес снова встречается с Савченко в 1951-ом году. То было время совколора и монументальных биографических картин. Савченко снимает «Тараса Шевченко». Укрепление государственности требовало возвращения к истокам. Героями историко-биографических фильмов 30-х становились государственные деятели и полководцы, теперь на арену выходят деятели искусства. Мы должны быть лучшими не только в музыке («Глинка», «Мусоргский»), но и в литературе. Наступает «время культуры-2», активно насаждает магическую силу имени, против прежнего культа массы. Прошлое становится областью для творчества. И биография Шевченко подверстывается под уже готовый канон. Фильм в жанре жития, фильм в жанре ЖЗЛ. Уже на третьей минуте Шевченко начинает писать стихи. Тут же рисует. Человек эпохи Возрождения, буревестник пролетарской поэзии.

    Марк бернес великий перелом «Тарас Шевченко». Реж. Игорь Савченко. 1951

    «Пусть люди читают правду», — кричит он с таким комсомольским задором, что слово «правда» поневоле мерещится закавыченным. Пушкин, Лермонтов, Шевченко — все здесь друзья. Даже за свою поэзию Шевченко благодарит смерть Пушкина: «Тогда впервые в моей душе зазвучали стихи». Тоскливая биография: учился, прозрел, сидел. Савченко и снимает его с прилежанием отличника, отвечающего скучный урок. Здесь не место импровизации. Сцена гуляний в ночь на Ивана Купалу — одна из немногих, где проглядывает подлинная витальность. Здесь вспоминается Савченко времен «Гармони» с его жизнерадостным лиризмом. Тот Савченко был почти язычник. Здесь землю никто не слышит. Одни лишь застывшие мышиные зверства, люди по привычке мучают друг друга. Шевченко проводит десять лет в солдатах, под конец и вовсе становясь живым воплощением Достоевского, сошедшим с картины кисти Перова. Для пущей наглядности в конце фильма показывают обложки книг Тараса Шевченко, пионеров, читающих его стихи, памятник Шевченко. Словно глядя сквозь века Чернышевский и Сираковский уже видят блестящее будущее опального поэта.

    У Бернеса совсем небольшая роль. Он играет капитана Косарева. Но даже здесь остается верен своему амплуа: человек неуместный, не такой как все. Сначала вступается за Шевченко в компании пьяных офицеров, а потом еще спасает его от необходимости участвовать в убийстве товарища.

    Этот Косарев мало похож на реально существовавшего прототипа. В красной шелковой косоворотке и с гитарой в руках, он сидит на диване: «Отцовский дом пропьем гуртом, травой пусть зарастет…» Он похож на лермонтовского офицера-кавказца, или на Долохова из «Войны и мира». Сцена экзекуции шпицрутенами напоминает рассказ Толстого «После бала». Приговоренный к наказанию солдат обращается к Косареву с просьбой. Просит не за себя, а за Шевченко: «Он что-нибудь сделает, а потом его как меня…» Косарев выполняет просьбу капитана, отсылает Шевченко.

    Марк бернес великий переломМарк Бернес

    В 1950-е Бернес сыграл темпераментного сварщика-татарина Умару Магомета («Далеко от Москвы»), корабельного врача («Максимка»), футбольного тренера Коломягина («Запасной игрок») и даже купца Окладникова («Море студеное»). Но даже этот пестрый список неполон. В 1967-ом он появился на экране в последний раз — в фильме «Женя, Женечка и «Катюша»». Это роль как будто соединила в себе все предыдущие работы Бернеса. С одной стороны, полковник Караваев — заботливый старший товарищ молодых солдат. С другой, его образ — отсылка к предыдущим ролям Бернеса. Вспомним диалог двух солдат в фильме: ««Два бойца» смотрел?» — «А при чем тут это?» — «Очень просто. Полковник на киноартиста Бернеса походит». «И словно подтверждая Лешкины слова, из-за машины показался полковник Караваев, который и впрямь был похож на популярного артиста, только был он немного старше одессита из фильма», — было написано в сценарии. Нам неизвестно, писалась ли эта роль специально для Бернеса, но, наверно, неслучайно в ней закольцовано все его творчество. «Мне бы двадцать лет сбросить», — говорит полковник Караваев, понимая, что нет возврата к прошлому.

    Примечания:

    И. Сталин. Новый поход Антанты на Россию. Назад к тексту.

    Ханютин Ю.М. Предупреждение из прошлого Назад к тексту.

    Читайте также

    • Poster

      Ты все видел, Деннис Хоппер?

    • Poster

      Сеанс-дайджест №120

    • Poster

      «Сеанс» остался без главного редактора

    • Poster

      Не та овечка — «Приди ко мне» Малгожаты Шумовской

    • Poster

      «Горькие слезы Петры фон Кант» — «Свобода — это рабство»

    • Poster

      Молодые люди с аутизмом на съемках фильма «Дау»

    Источник

    Читайте также:  Шина для лечения переломов ключицы у детей фото