Лекции лфк при переломах
В соответствии с характером переломов и этапами лечения весь курс лечебной физической культуры при переломах костей разделяется на три периода: иммобилизации, восстановления функции и тренировки функции.
I период – иммобилизации (общетонизирующий). Он клинически совпадает с формированием первичной костной мозоли. Средствами реабилитации являются: сегментарный массаж, массаж здоровых тканей, массаж нетравмированной конечности; электрофорез, электростимуляция; ЛФК. Лечебная физкультура назначается сразу после полного высыхания гипсовой повязки или уменьшение болевых ощущений после наложения вытяжки. Ранние сроки назначения ЛФК объясняются необходимостью ликвидировать проявления травматической болезни, предупредить возникновение гиподинамии, облегчить приспособление организма к иммобилизации.
Общие задачи ЛФК периода иммобилизации: улучшение течения основных нервных процессов; нормализация эмоционального тонуса больного; улучшение деятельности внутренних органов; активизация общих обменных процессов.
Специальные задачи I периода: а) улучшение трофики иммобилизированной конечности и предупреждение мышечной атрофии; б) предупреждение нарушений функции суставов иммобилизированной конечности, образования тугоподвижности и контрактур, выработка необходимых временных компенсаций.
Общие лечебные задачи решаются с помощью общеразвивающих упражнений. Они выполняются из всех возможных при иммобилизации исходных положениях и должны охватывать все группы мышц. В занятия ЛФК включают дыхательные упражнения (статические и динамические), на внимание, координацию движений, на растягивание и расслабление мышц, корригирующие упражнения. Темп упражнений – медленный.
Для решения специальных задач I периода включают следующие упражнения:
1. Упражнения для симметричной конечности (способствуют улучшению кровоснабжения и трофики в иммобилизованной конечности).
2. Упражнения в свободных от иммобилизации суставах пораженной конечности (производятся сначала с помощью, а затем самостоятельно).
3. Идеомоторные упражнения для иммобилизированной конечности (сосредоточиться на выполнении движения в пораженном отделе).
4. Упражнения в статическом напряжении мышц иммобилизи-рованной конечности (способствуют сближению костных отломков, стимулируются процессы регенерации в месте перелома, улучшается кровоснабжение и трофика).
5. Упражнения, способствующие формированию компенсации: укрепление здоровой ноги и рук для подготовки к ходьбе при травме нижней конечности; улучшение качества движения здоровой руки при травме верхних конечностей и др.
6. Упражнения в давлении по оси конечности (при переломах костей бедра и голени): на ящик, специальную подставку или спинку кровати.
7. Упражнения в опускании иммобилизированной конечности ниже уровня постели.
II период – период восстановления функции. Клинически в этот период происходит окончательное формирование костной мозоли и может нормализоваться функция пораженной конечности. Для него характерны: атрофия иммобилизированной конечности; ограниченность движения в суставах; недостаточная прочность костной мозоли.
Общие лечебные задачи такие же, как в первый период. Значительно расширяется набор и дозировка общеобразовательных упражнений, добавляются подвижные игры. Темп упражнений – средний.
К специальным задачам II периода относятся: а) окончательное формирование костной мозоли; б) ликвидация мышечной атрофии; в) восстановление движений в суставах пораженной конечности; г) восстановление и нормализация функции пораженной конечности; д) ликвидация ненужных временных компенсаций; е) восстановление осанки, нормализация двигательных навыков, улучшение их качества.
Специальные упражнения II периода:
1. Активные гимнастические упражнения для пораженной конечности из облегчающих исходных положений (такие исходные положения обеспечивают движения в суставах больной конечности при минимальном напряжении мышц).
2. Упражнения в облегченных условиях, где становится меньшей масса тела и снимается напряжение мышц (упражнения в теплой воде).
3. Упражнения с помощью здоровой конечности, упражнения в маховых движениях для увеличения амплитуды движения в суставах на фоне расслабления мышц.
4. Упражнения с сопротивлением (для восстановления силы мышц).
5. Упражнения в ходьбе (при переломах нижних конечностей).
6. Пассивные упражнения (назначаются при хорошей консолидации отломков). Конечность должна быть полностью расслабленна.
III период – период тренировки функции. В этот период ликвидируются возможные остаточные явления. Средства реабилитации: сегментарно-рефлекторный массаж; тренировка на тренажерах; массаж льдом (криомассаж); специальные упражнения; сауна (баня); электростимуляция.
Специальными задачами III периода являются: а) полная реабилитация организма больного; б) восстановление двигательных навыков; в) достижение совершенства функции травмированной конечности; г) формирование наиболее выгодной постоянной компенсации (если полноценность функции не может бить обеспечена).
Средства ЛФК третьего периода:
1. Общеразвивающие упражнения, общая физическая нагрузка в занятиях увеличивается, расширяя возможности организма.
2. Прикладные упражнения, включающие в работу пораженную конечность: различные варианты ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты при поражении кисти и т.д.
3. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.
4. Гимнастические упражнения на координацию, равновесие, внимание, упражнения с предметами и простейшими снарядами.
5. Подвижные игры, соответствующие возрасту и возможностям больного.
Источник
ËÔÊ è ìàññàæ ïðè ïåðåëîìàõ
Ïåðåëîì íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè êîñòíîé òêàíè â ðåçóëüòàòå âíåøíåãî ïîâðåæäàþùåãî âîçäåéñòâèÿ èëè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â êîñòíîé òêàíè. Ïåðåëîìû ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà: îòêðûòûå, çàêðûòûå, ïîëíûå, ÷àñòè÷íûå (òðåùèíû), ñî ñìåùåíèåì, áåç ñìåùåíèÿ, âíóòðèñóñòàâíûå, îêîëîñóñòàâíûå, ïåðåëîìû òðóá÷àòûõ êîñòåé, ïðîäîëüíûå, ïîïåðå÷íûå, êîñûå, âèíòîîáðàçíûå, âêîëî÷åííûå. Ñèìïòîìû ïåðåëîìîâ: áîëü, íàðóøåíèå ôóíêöèè, äåôîðìàöèÿ, íååñòåñòâåííàÿ ïîäâèæíîñòü, îòåê.
Ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ ñëåäóåò ïðåäóïðåäèòü øîêîâóþ ðåàêöèþ íà áîëü è òðàâìó (äàòü îáåçáîëèâàþùèé ïðåïàðàò, îáåçäâèæèòü ìåñòî ïåðåëîìà äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ òðàâì ìÿãêèõ òêàíåé). Ïðè îêàçàíèè ñïåöèàëèçèðîâàííîé ïîìîùè íåîáõîäèìî ñîïîñòàâèòü îòëîìêè êîñòåé îäíîìîìåíòíî ïîä íàðêîçîì èëè ïóòåì âûòÿæåíèÿ, óäåðæàòü èõ â ïðàâèëüíîì ïîëîæåíèè äî ñðàñòàíèÿ (ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà èëè ëîíãåòà) è âîññòàíîâèòü ôóíêöèþ ïîðàæåííîé ÷àñòè òåëà. Âîçìîæíî îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ: ñîïîñòàâëåíèå îòëîìêîâ ñ ïîìîùüþ ìåòàëëè÷åñêîãî, êîñòíîãî èëè äðóãîãî ñòåðæíÿ ñ ïîñëåäóþùåé èììîáèëèçàöèåé. Ãèïñîâàÿ ôèêñàöèÿ íàêëàäûâàåòñÿ íà äâà ñìåæíûõ ñ òðàâìîé ñóñòàâà, êðîìå òðàâì ïëå÷à èëè áåäðà, ãäå íåîáõîäèìî ôèêñèðîâàòü òðè ñóñòàâà êîíå÷íîñòè âñëåäñòâèå ìàññèâíîñòè ìûøö. Ìîãóò âîçíèêíóòü îñëîæíåíèÿ: êîíòðàêòóðà (îãðàíè÷åíèå ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâå èç-çà óêîðî÷åíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé), òóãî-ïîäâèæíîñòü â ñóñòàâå (èç-çà àòðîôè÷åñêèõ èçìåíåíèé â ìûøöàõ), àíêèëîç (ïîòåðÿ ïîäâèæíîñòè èç-çà ñðàñòàíèÿ êîñòåé), ëîæíûé ñóñòàâ â ìåñòå ïåðåëîìà, îñòåîìèåëèò (âîñïàëåíèå êîñòíîãî ìîçãà ñ ðàçðóøåíèåì êîñòè è îòòîðæåíèåì îìåðòâåâøèõ òêàíåé). Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ îñëîæíåíèé â ðåàáèëèòàöèè ïîñòðàäàâøèõ ïðèìåíÿåòñÿ ËÔÊ, ìàññàæ, ôèçèîòåðàïèÿ è äðóãèå ñðåäñòâà.
Ìàññàæ ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé êîíå÷íîñòåé ÿâëÿåòñÿ ýôôåêòèâíûì ñðåäñòâîì äëÿ ëå÷åíèÿ çàêðûòûõ ïåðåëîìîâ. Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ ìàññàæ ïðîòèâîïîêàçàí, ïîòîìó ÷òî îíè ìîãóò îñëîæíÿòüñÿ ìåñòíîé èëè îáùåé èíôåêöèåé.
Ìàññàæ ïðè çàêðûòûõ ïåðåëîìàõ ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü íà 23-é äåíü ïîñëå ïåðåëîìà. Ìàññàæ íà ðàííåé ñòàäèè çàæèâëåíèÿ ïåðåëîìà ïîìîãàåò ñíÿòü áîëü, ñïîñîáñòâóåò ðàññàñûâàíèþ êðîâîèçëèÿíèé â îáëàñòè ïåðåëîìà, óëó÷øàåò òðîôèêó òêàíåé â ìåñòå ïåðåëîìà, óìåíüøàåò âðåìÿ îáðàçîâàíèÿ êîñòíîé ìîçîëè è âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèé òðàâìèðîâàííîé êîíå÷íîñòè, ïðåäóïðåæäàåò àòðîôèþ ìûøö. Ìàññàæ ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ìîæíî ïðîâîäèòü â ãèïñîâîé ïîâÿçêå èëè ïðè íàëîæåíèè ëþáîãî âèäà âûòÿæåíèÿ. Ïðè ïåðåëîìàõ ðóêè ìàññàæ íóæíî âûïîëíÿòü â îáëàñòè øåéíî-çàòûëî÷íîãî è âåðõíåãðóäíîãî îòäåëîâ, â ìåñòå âûõîäà ñïèííîìîçãîâûõ êîðåøêîâ ñëåâà è ñïðàâà. Ïðè ïåðåëîìàõ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé ìàññàæ ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü â îáëàñòè ïîÿñíè÷íî-êðåñòöîâîãî è íèæíåãðóäíîãî îòäåëîâ.
Ïîñëå âûïîëíåíèÿ ìàññàæíûõ ïðèåìîâ íà âûøåïåðå÷èñëåííûõ îáëàñòÿõ íåîáõîäèìî äåëàòü ìàññàæ ìûøö íåïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè è ìàññàæ ÷àñòåé ïîðàæåííîé êîíå÷íîñòè, ñâîáîäíûõ îò ãèïñîâîé ïîâÿçêè. Ïðè íàëè÷èè ìåñòíûõ ïîâðåæäåíèé íà âåðõíèõ êîíå÷íîñòÿõ íóæíî âûïîëíÿòü ìàññàæíûå ïðèåìû íà ìûøöàõ âåðõíåé ÷àñòè ñïèíû îò ëèíèè, êîòîðàÿ ñîåäèíÿåò íèæíèå óãëû ëîïàòîê, äî íàäïëå÷üÿ. Ïðèìåíÿþò ñëåäóþùèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå (ïðÿìîëèíåéíîå, ïîïåðåìåííîå); âûæèìàíèå (îñíîâàíèåì ëàäîíè, ðåáðîì ëàäîíè); êðóãîîáðàçíûå äâèæåíèÿ, êîòîðûå âûïîëíÿþòñÿ ïðè ìàññàæå ôàñöèè òðàïåöèåâèäíîé ìûøöû (êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êîé áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå áóãðîì áîëüøîãî ïàëüöà).
Ïðè ìàññàæå â ìåñòàõ âûõîäà íåðâíûõ êîðåøêîâ ðåêîìåíäóåòñÿ èñïîëüçîâàòü ìåòîäèêó ìàññàæà âäîëü ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà: ïðÿìîëèíåéíîå ðàñòèðàíèå 2-ì è 3-ì ïàëüöàìè, ìåæäó êîòîðûìè äîëæåí íàõîäèòüñÿ ñòîëá ïîçâîíî÷íèêà (ïðèåì ñëåäóåò âûïîëíÿòü â íàïðàâëåíèè ñíèçó ââåðõ, îò êðåñòöà äî 7-ãî øåéíîãî ïîçâîíêà); øòðèõîâàíèå ïîäóøå÷êàìè 2-ãî è 3-ãî ïàëüöåâ; ñäâèãàíèå (â íàïðàâëåíèè îò ñåáÿ ñëåâà è ñïðàâà îò ïîçâîíî÷íèêà, â íàïðàâëåíèè íà ñåáÿ îò ïîÿñíèöû äî ëîïàòîê); ðàñòèðàíèå (äâîéíîå êîëüöåâîå ùèïöåâèäíîå â íàïðàâëåíèè âäîëü ïàðàâåðòåáðàëüíûõ çîí; ïîäóøå÷êàìè 2, 3, 4, 5-ãî ïàëüöåâ è êóëàêàìè áîëüøîé ïàëåö ïðàâîé ðóêè, ñæàòîé â êóëàê, ðàçìåñòèòü â êóëàêå ëåâîé ðóêè; ñîåäèíåííûå òàêèì îáðàçîì êóëàêè ðàñïîëîæèòü êîñòÿøêàìè âíèç â îáëàñòè ïîÿñíèöû è ïåðåìåùàòü â íàïðàâëåíèè ââåðõ äî øåè; çàòåì ðàçæàòü êóëàêè è êîí÷èêàìè ïàëüöåâ âûïîëíèòü çèãçàãîîáðàçíûå äâèæåíèÿ ñâåðõó âíèç; çèãçàãîîáðàçíîå îñíîâàíèÿìè ëàäîíåé (îñíîâàíèÿ ëàäîíåé ðàñïîëîæèòü íà ïîÿñíèöå, à ïàëüöû ïðèïîäíÿòü; âûïîëíÿòü óïðàæíåíèå â íàïðàâëåíèè ñíèçó ââåðõ); ïîòðÿõèâàíèå; ëþáîé óäàðíûé ïðèåì; ïðîäîëüíîå ïîãëàæèâàíèå. Íà çàäíåé ïîâåðõíîñòè øåè ïðîâîäÿò ñëåäóþùèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå â íàïðàâëåíèè âíèç îò ìåñòà ðîñòà âîëîñ äî ïëå÷åâîãî ñóñòàâà (ïðÿìîëèíåéíîå, ïîïåðåìåííîå); âûæèìàíèå (êëþâîâèäíîå ëàäîííîé ÷àñòüþ, ðåáðîì ëàäîíè, ïîïåðå÷íîå); ðàçìèíàíèå êèñòüþ ñ òîé è äðóãîé ñòîðîíû øåè (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, äâîéíîå êîëüöåâîå ùèïöåâèäíîå, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå êëþâîâèäíîå ëàäîííîé ÷àñòüþ, êðóãîîáðàçíîå ëó÷åâîé ñòîðîíîé êèñòè); ïîãëàæèâàíèÿ; ðàñòèðàíèÿ âäîëü ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà âíèç äî 7-ãî øåéíîãî ïîçâîíêà (ïðÿìîëèíåéíîå ïîäóøå÷êàìè áîëüøèõ ïàëüöåâ êàê îäíîâðåìåííî, òàê è ïîïåðåìåííî; êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè áîëüøèõ ïàëüöåâ ïîïåðåìåííî; êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè âñåõ ïàëüöåâ, êðîìå áîëüøîãî ñíà÷àëà îäíîé, à çàòåì îáåèìè ðóêàìè; êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ ñíà÷àëà îäíîé ðóêîé, à çàòåì îáåèìè; êðóãîîáðàçíîå êîíöåâûìè ôàëàíãàìè ïàëüöåâ òûëüíîé ñòîðîíû îáåèìè ðóêàìè); ïðîäîëüíîå ïîãëàæèâàíèå ÷åòûðå ïàëüöà îäíîé ðóêè íóæíî íàëîæèòü íà øåþ ïàëüöàìè âïåðåä âíèç, áîëüøîé ïàëåö íàëîæèòü íà ïîçâîíî÷íèê.
Ìàññàæ ìûøö âîêðóã 7-ãî øåéíîãî ïîçâîíêà. Ðåêîìåíäóåòñÿ âûïîëíÿòü ïðèåìû â òàêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè: ñæàòèå (ìåæäó óêàçàòåëüíûìè è áîëüøèìè ïàëüöàìè ðóê, ìåæäó òûëüíûìè ñòîðîíàìè áîëüøèõ ïàëüöåâ); ðàñòèðàíèå (êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè áîëüøèõ ïàëüöåâ; êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ ñíà÷àëà îäíîé, à ïîòîì äðóãîé ðóêîé); ðàçìèíàíèå äâîéíîå êîëüöåâîå ùèïöåâèäíîå.
Ìàññàæ ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè øåè. Íà ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè øåè íóæíî ãîëîâó ìàññèðóåìîãî îòêèíóòü íàçàä (ïðè ýòîì ìûøöû øåè äîëæíû áûòü ðàññëàáëåíû). Âñå ïðèåìû ñëåäóåò äåëàòü â íàïðàâëåíèè ñâåðõó âíèç. Ñíà÷àëà íóæíî ìàññèðîâàòü áîêîâóþ ÷àñòü øåè: ïîãëàæèâàíèÿ (óêàçàòåëüíûé ïàëåö äâèæåòñÿ ïî âíóòðåííåìó êðàþ ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíîé ìûøöû; ñðåäíèé, áåçûìÿííûé, ìèçèíåö ïî áðþøêó ìûøöû äî ùèòîâèäíîãî õðÿùà, ó êîòîðîãî ìàññàæíûé ïðèåì âûïîëíÿåòñÿ ëàäîííîé ïîâåðõíîñòüþ êèñòè äî ÿðåìíîé âûðåçêè ãðóäèíû, çàòåì ëàäîíü ðàñïîëàãàåòñÿ ïîä êðàåì íèæíåé ÷åëþñòè è âåäåòñÿ âíèç äî ãðóäèíû); ðàñòèðàíèå êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè 2, 3, 4, 5-ãî ïàëüöåâ, ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ. Íà ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíîé ìûøöå, êðîìå ïîãëàæèâàíèÿ â âèäå ùèïêîâ, ìîæíî èñïîëüçîâàòü êðóãîîáðàçíîå ðàçìèíàíèå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ è ùèïöåâèäíîå ðàçìèíàíèå. Ìàññàæ íåïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè íóæíî ïðîâîäèòü ïî ìåòîäèêå ìàññàæà ìûøö ïëå÷åâîãî ñóñòàâà, ïëå÷à, ïðåäïëå÷üÿ è êèñòè.
Ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ïàëüöåâ è êèñòè ìàññàæ íóæíî ïðîâîäèòü â òàêîì ïîðÿäêå: ìûøöû ïëå÷à, ïðåäïëå÷üÿ è îáëàñòè, ðàñïîëîæåííîé âûøå ãèïñîâîé ïîâÿçêè. Ïîñëå ñíÿòèÿ ëîíãåòû ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå; ðàñòèðàíèå ðàçìèíàíèå ïàëüöåâ êèñòè; âèáðàöèÿ ïàëüöàìè îáëàñòè ïåðåëîìà.
Ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ íóæíî ìàññèðîâàòü ìûøöû ïëå÷à, ëîêòåâîé ñóñòàâ; îáëàñòè, íàõîäÿùèåñÿ âûøå è íèæå ïîâðåæäåííîãî ìåñòà; êèñòè. Ïîñëå íàëîæåíèÿ ñúåìíîé ëîíãåòû ñëåäóåò äåëàòü ìàññàæ ìûøö ïðåäïëå÷üÿ â ñëåäóþùåì ïîðÿäêå: íåæíîå ïîãëàæèâàíèå, ëåãêîå ïóíêòèðîâàíèå, ðàñòèðàíèÿ, ðàçìèíàíèÿ.
Ïðè ïåðåëîìàõ ïëå÷åâîé êîñòè ðåêîìåíäóåòñÿ ìàññàæ ìûøö íàäïëå÷üÿ, ïðåäïëå÷üÿ, øåè è êèñòè. Ïîñëå íàëîæåíèÿ ñúåìíûõ ãèïñîâûõ ëîíãåò íóæíî âûïîëíÿòü ìàññàæ ìûøö ïëå÷à ñ ïðèìåíåíèåì àêòèâíûõ è ïàññèâíûõ äâèæåíèé. Ìàññàæ íåîáõîäèìî äåëàòü â òå÷åíèå 15 ìèí. Ïðè íàëè÷èè ìåñòíûõ ïîâðåæäåíèé íà íèæíèõ êîíå÷íîñòÿõ ìàññàæíûå ïðèåìû ñëåäóåò äåëàòü íà íèæíåé ÷àñòè ñïèíû, â òàçîâîé, ïîÿñíè÷íîé îáëàñòÿõ, íà íåïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè, íà ó÷àñòêàõ, íàõîäÿùèõñÿ âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà. Ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñà íóæíî ìàññàæèðîâàòü è áîëüíîé ó÷àñòîê.
Источник
Перелом – нарушение целостности костной ткани в результате внешнего повреждающего воздействия или патологического процесса в костной ткани. Переломы подразделяются на: открытые, закрытые, полные, частичные (трещины), со смещением, без смещения, внутрисуставные, околосуставные, переломы трубчатых костей, продольные, поперечные, косые, винтообразные, вколоченные. Симптомы переломов: боль, нарушение функции, деформация, неестественная подвижность, отек.
При оказании первой помощи при переломах следует предупредить шоковую реакцию на боль и травму (дать обезболивающий препарат, обездвижить место перелома для предупреждения травм мягких тканей). При оказании специализированной помощи необходимо сопоставить отломки костей одномоментно под наркозом или путем вытяжения, удержать их в правильном положении до срастания (гипсовая повязка или лонгета) и восстановить функцию пораженной части тела. Возможно оперативное лечение переломов: сопоставление отломков с помощью металлического, костного или другого стержня с последующей иммобилизацией. Гипсовая фиксация накладывается на два смежных с травмой сустава, кроме травм плеча или бедра, где необходимо фиксировать три сустава конечности вследствие массивности мышц. Могут возникнуть осложнения : контрактура (ограничение подвижности в суставе из-за укорочения мягких тканей), туго-подвижность в суставе (из-за атрофических изменений в мышцах), анкилоз (потеря подвижности из-за срастания костей), ложный сустав в месте перелома, остеомиелит (воспаление костного мозга с разрушением кости и отторжением омертвевших тканей). Для предупреждения осложнений в реабилитации пострадавших применяется ЛФК, массаж, физиотерапия и другие средства.
Массаж при переломах костей конечностейявляется эффективным средством для лечения закрытых переломов. При открытых переломах массаж противопоказан, потому что они могут осложняться местной или общей инфекцией.
Массаж при закрытых переломах рекомендуется делать на 2—3-й день после перелома. Массаж на ранней стадии заживления перелома помогает снять боль, способствует рассасыванию кровоизлияний в области перелома, улучшает трофику тканей в месте перелома, уменьшает время образования костной мозоли и восстановления функций травмированной конечности, предупреждает атрофию мышц. Массаж поврежденной конечности можно проводить в гипсовой повязке или при наложении любого вида вытяжения. При переломах руки массаж нужно выполнять в области шейно-затылочного и верхнегрудного отделов, в месте выхода спинномозговых корешков слева и справа. При переломах нижних конечностей массаж рекомендуется делать в области пояснично-крестцового и нижнегрудного отделов.
После выполнения массажных приемов на вышеперечисленных областях необходимо делать массаж мышц неповрежденной конечности и массаж частей пораженной конечности, свободных от гипсовой повязки. При наличии местных повреждений на верхних конечностях нужно выполнять массажные приемы на мышцах верхней части спины от линии, которая соединяет нижние углы лопаток, до надплечья. Применяют следующие приемы: поглаживание (прямолинейное, попеременное); выжимание (основанием ладони, ребром ладони); кругообразные движения, которые выполняются при массаже фасции трапециевидной мышцы (кругообразное подушечкой большого пальца, кругообразное подушечками четырех пальцев, кругообразное фалангами согнутых пальцев, кругообразное бугром большого пальца).
При массаже в местах выхода нервных корешков рекомендуется использовать методику массажа вдоль позвоночного столба: прямолинейное растирание 2-м и 3-м пальцами, между которыми должен находиться столб позвоночника (прием следует выполнять в направлении снизу вверх, от крестца до 7-го шейного позвонка); штрихование подушечками 2-го и 3-го пальцев; сдвигание (в направлении от себя слева и справа от позвоночника, в направлении на себя – от поясницы до лопаток); растирание (двойное кольцевое щипцевидное в направлении вдоль паравертебральных зон; подушечками 2, 3, 4, 5-го пальцев и кулаками – большой палец правой руки, сжатой в кулак, разместить в кулаке левой руки; соединенные таким образом кулаки расположить костяшками вниз в области поясницы и перемещать в направлении вверх до шеи; затем разжать кулаки и кончиками пальцев выполнить зигзагообразные движения сверху вниз; зигзагообразное основаниями ладоней (основания ладоней расположить на пояснице, а пальцы приподнять; выполнять упражнение в направлении снизу вверх); потряхивание; любой ударный прием; продольное поглаживание. На задней поверхности шеи проводят следующие приемы: поглаживание – в направлении вниз от места роста волос до плечевого сустава (прямолинейное, попеременное); выжимание (клювовидное ладонной частью, ребром ладони, поперечное); разминание – кистью с той и другой стороны шеи (ординарное, двойное кольцевое, двойное кольцевое щипцевидное, кругообразное подушечками четырех пальцев, кругообразное фалангами согнутых пальцев, кругообразное клювовидное ладонной частью, кругообразное лучевой стороной кисти); поглаживания; растирания – вдоль позвоночного столба вниз до 7-го шейного позвонка (прямолинейное подушечками больших пальцев – как одновременно, так и попеременно; кругообразное подушечками больших пальцев – попеременно; кругообразное подушечками всех пальцев, кроме большого – сначала одной, а затем обеими руками; кругообразное фалангами согнутых пальцев – сначала одной рукой, а затем обеими; кругообразное концевыми фалангами пальцев тыльной стороны – обеими руками); продольное поглаживание – четыре пальца одной руки нужно наложить на шею пальцами вперед вниз, большой палец наложить на позвоночник.
Массаж мышц вокруг 7-го шейного позвонка. Рекомендуется выполнять приемы в такой последовательности: сжатие (между указательными и большими пальцами рук, между тыльными сторонами больших пальцев); растирание (кругообразное подушечками больших пальцев; кругообразное подушечками четырех пальцев – сначала одной, а потом другой рукой); разминание двойное кольцевое щипцевидное.
Массаж передней поверхности шеи. На передней поверхности шеи нужно голову массируемого откинуть назад (при этом мышцы шеи должны быть расслаблены). Все приемы следует делать в направлении сверху вниз. Сначала нужно массировать боковую часть шеи: поглаживания (указательный палец движется по внутреннему краю грудино-ключично-сосцевидной мышцы; средний, безымянный, мизинец – по брюшку мышцы до щитовидного хряща, у которого массажный прием выполняется ладонной поверхностью кисти до яремной вырезки грудины, затем ладонь располагается под краем нижней челюсти и ведется вниз до грудины); растирание кругообразное подушечками 2, 3, 4, 5-го пальцев, фалангами согнутых пальцев. На грудино-ключично-сосцевидной мышце, кроме поглаживания в виде щипков, можно использовать кругообразное разминание подушечками четырех пальцев и щипцевидное разминание. Массаж неповрежденной конечности нужно проводить по методике массажа мышц плечевого сустава, плеча, предплечья и кисти.
При переломах костей пальцев и кисти массаж нужно проводить в таком порядке: мышцы плеча, предплечья и области, расположенной выше гипсовой повязки. После снятия лонгеты рекомендуется делать приемы: поглаживание; растирание разминание пальцев кисти; вибрация пальцами области перелома.
При переломах костей предплечья нужно массировать мышцы плеча, локтевой сустав; области, находящиеся выше и ниже поврежденного места; кисти. После наложения съемной лонгеты следует делать массаж мышц предплечья в следующем порядке: нежное поглаживание, легкое пунктирование, растирания, разминания.
При переломах плечевой кости рекомендуется массаж мышц надплечья, предплечья, шеи и кисти. После наложения съемных гипсовых лонгет нужно выполнять массаж мышц плеча с применением активных и пассивных движений. Массаж необходимо делать в течение 15 мин. При наличии местных повреждений на нижних конечностях массажные приемы следует делать на нижней части спины, в тазовой, поясничной областях, на неповрежденной конечности, на участках, находящихся выше и ниже места перелома. После снятия гипса нужно массажировать и больной участок.
Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 1038 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник