Лечение переломов древности

Лечение переломов древности thumbnail

Зачатки врачевания возникли на самых ранних стадиях существования человека: “Медицинская деятельность — ровесница первого человека”,— писал И. П. Павлов. Источниками наших знаний о болезнях и их лечении в те далекие времена служат, напр. , результаты раскопок поселений и захоронений первобытного человека, изучение отдельных этнических групп, которые в силу особых условий своей истории и сейчас находятся на примитивном уровне развития. Научные данные с несомненностью свидетельствуют о том, что никаким “совершенным” здоровьем человек тогда не обладал.

Прямой узел

Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules — геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки

В Египте существовали сорта ячменя, в колосе которых находилось четыре или шесть зерен, хотя изредка встречались другие разновидности этого растения. В древние времена ячмень был одной из основных пищевых культур. Он использовался для производства хлеба и пива. Зерна ячменя находили в захоронениях, датированных додинастичееким периодом. Очищенные зерна ячменя были найдены в гробнице Амснофиса I. Побеги ячменя, обнаруженные во время раскопок, были частью обряда похорон, однако они также употреблялись в пищу и живыми людьми.
Переломы костей лечили следующим составом: коровье молоко и муку из свежего ячменя смешать в пасту и использовать в качестве повязки (Херст, 219).

Много внимания Гиппократ уделял вопросам хирургии: для останов­ки кровотечения рекомендовалось придавать конечностям возвышенное положение, применять холод, сдавление, кровоостанавливающие, прижига­ния, при ранении рекомендовался покой, при вывихах и переломах — неподвижные повязки.

Во времена Гиппократа греч. врачи достигли заметных успехов в лечении переломов и вывихов, используя для этих целей поразительно малое число весьма несложных инструментов и приспособлений. До сих пор для лечения плечевых вывихов и косолапости порой используются способы, разработанные Гиппократом

Гиппократ придерживался в основном материалистических взглядов. Он знал систему органов движения (кости, суставы, связки, мышцы) , о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения переломов, растяжений, вывихов. Рациональные советы содержатся и в указаниях Гиппократа по уходу за ранами, наложению повязок и т. д.

Изучение иероглифов, манускриптов, сохранившихся мумий, проведенные раскопки позволили составить определенное представление о хирургии начиная с 6-7 тысячелетия до нашей эры. Необходимость развития хирургии была связана с элементарным желанием выжить, оказать помощь раненому сородичу.
При лечении переломов Гиппократ применял своеобразные шины, вытяжение, гимнастику, до сих пор известен способ Гиппократа для вправления вывиха в плечевом суставе. Для остановки кровотечения он предлагал возвышенное положение конечности, еще до нашей эры осуществлял дренирование плевральной полости.
Корнелий ЦЕЛЬС (30 г. до н. э. — 38 г. н. э.) создал основательный трактат по хирургии, где были описаны многие операции (камнесечение, трепанация черепа, ампутация) , лечение вывихов и переломов,

Источник

Лечение переломов древностиРезультаты лечения переломов костей десятки тысяч лет назад стали нам известны благодаря археологическим находкам.

Л. П. Николаев (1935) приводит ряд интересных сведений, почерпнутых из литературы, и описания музейных экспонатов, которые демонстрируют отдаленные исходы переломов и позволяют предполагать существование в древности еще очень примитивного, но тем не менее медицинского подхода к лечению повреждений скелета человека.

Рассматривая скелеты доисторических людей с теми или иными повреждениями, некоторые склонны считать, что в лечении переломов существовал известный «ортопедический под­ход». Доказательством этого является хорошее сращение перело­мов при правильном сопоставлении фрагментов костей. Так, у неандертальцев были обнаружены следы сращения костей, а перелом ключицы срастался при абсолютно правильном стоянии отломков. Давая оценку результатам лечения переломов некоторых трубчатых костей в неолитический период, Паэлс приводит сведения о 36 раз­личных переломах, при которых только у 11 скелетов отмечены неудовлетворительные результаты сращения и «сомнительные» у двух. Представляет интерес, что для сращения большинства этих переломов требуется надежная иммобилизация (шейка бедра, средняя треть ключицы). Обнаружение черепов со следами трепана­ций в доисторическом периоде еще раз подтверждает, что приблизи­тельно 10 000 лет назад первобытный человек уже имел представле­ние о хирургическом подходе к лечению повреждений.

О лечении заболеваний костного аппарата у древних людей пока ничего неизвестно, однако большинство заболеваний, наблюдаю­щихся у современного человека, встречалось и в неандертальский период. Так, в неолитический период деформирующий артроз суставов и особенно часто позвоночника достигал, по материалам раскопок, 20% (возможно, причиной являлось пребывание людей в темных и сырых пещерах, скудость и однообразие пищи, неблагоприятный климат). Раскопки показали, что у древних людей встречалось поражение костей и суставов туберкулезом, а также сифи­литическое поражение большеберцовой кости. Довольно частым было поражение костей, характерное для рахитического процесса. Сопоставление данных раскопок в различных частях света свидетель­ствует о неравномерности распределения тех или иных заболеваний костно-суставной системы человека. Так, туберкулез костей был довольно частым заболеванием в Египте в бронзовом веке, а у мумий этого же периода в Южной Америке туберкулезного поражения скелета не отмечено. Возможно, туберкулез был завезен туда позднее из Европы.

Об искусстве лечения переломов задолго до нашей эры свидетельствуют находки мумий за 2500 лет до н. э. Уже тогда переломы лечили, соблюдая принципы иммобилизации отломков костей (рис. 1). О том, что в древности на Ближнем Востоке были искусные врачеватели, свидетельствует бессмертное произведение Гомера «Илиада». В нем говорится об искусстве врачей «вырезывать стрелы» из ран, «выгонять кровь» и рану «врачествами осыпать» и упоминается даже о лекарстве, дающем местный обезболивающий эффект: «…присыпал горьким, врачующим боли, который ему совершенно боль утолил, и кровь унялась, и рана подсохла».

Лечение переломов древности

Рис. 1. Фиксация переломов костей пальмовыми листьями а Древнем Египте (мумия).

В этом же произведении Гомер, оценивая значение врача, особенно во время войны, отмечал:

«Опытный врач драгоценней многих других человеков,

Зная вырезывать стрелы и раны лечить врачествами».

В IV веке до н. э. (460—356) изложил свои знания по медицине ве­ликий ученый Гиппократ.

Красной нитью во всех его сочинениях проходит знаменитое положение, ставшее законом для врачей всех времен: «врач должен лечить не болезни, а больного». Наибольший интерес для нас представляют труды Гиппокра­та «О переломах», «О суста­вах», «О рычаге», «Ранение го­ловы».

Читайте также:  Горит перелом

В трактатах подробно излага­ются симптоматика и методы лечения вывихов и переломов. Многие из них послужили в даль­нейшем прототипами различных аппаратов для репозиции, а ме­тол вправления вывихов по Гип­пократу не утратил своей ценно­сти до настоящего времени.

Гиппократ предложил разли­чные способы вправления выви­хов плеча — рукой, пяткой, пле­чом, круглой палкой по методу рычага (пестом) и посредством планки (рис. 2). После вправле­ния вывихов Гиппократ рекомендовал во избежание рецидива надежную иммобилизацию (подкладывать валик в подмы­шечную ямку, а плечо привязы­вать к телу мягкой повязкой). Много внимания уделял Гиппократ вывихам бедра. Он предложил для вправления их несколько методов с применением специальных устройств. Один из методов с валиком-распоркой между ног и тягой с помощью ворота показан на рис. 3.

 Лечение переломов древности

Рис. 2. Вправление вывиха плеча при помощи планки по Гиппократу.

Лечение переломов древности

Рис. 3. Вправление вывиха бедра. 1 — поврежденная конечность; 2 – валик; 3 — вороты, действующие противоположном направлении

Очень оригинален метод лечения врожденной косолапости, при котором производились манипуляции, аналогичные применяемым в настоящее время. Гиппократ советовал поставить в правильное положение все «отклоненные и неестественно растянутые части, производя выпрямление их руками и повязкой». После редрессации он рекомендовал носить специальный свинцовый башмачок, по идее напоминающий современную ортопедическую обувь.

Для репозиции переломов Гиппократ пользовался аппаратами. При переломе плеча им предложено приспособление, благодаря которому можно было производить вытяжение по оси, а осво­божденными руками врач производил репозицию фрагментов кости. Для репозиции костей голени Гиппократ предложил оригинальную методику, основанную на длительном растяжении отломков посред­ством двух колец, надетых на голень в области лодыжек и мыщелков большеберцовой кости. С целью иммобилизации и постоянного растяжения использовались упругие и эластичные прутья, которые вставлялись в эти кольца как распорки. Кроме того, Гиппократ предложил универсальное устройство (скамья Гиппократа) для вправления переломов любой локализации, рычаговое приспособле­ние для репозиции вывиха позвоночника и многие другие аппараты.

Все переломы Гиппократ делил на простые и осложненные (открытые). Говоря об открытых переломах, он рекомендовал отпиливать выступающий на поверхность раны кусок кости, «если нельзя ее сдвинуть на свое место».

Много различных консервативных способов предложил Гиппократ для ускорения сращения костей. Особое значение он придавал методу постукивания по отломкам для ускорения сращения. Он использовал также солнечные и водяные ванны, а особенно советовал «растира­ние» поврежденной конечности. Метод «растирания» намного позд­нее был систематизирован арабской школой врачей и получил на­звание массажа (от арабского слова «таяв», что переводится как «нежное давление»).

В I веке нашей эры римский врач Корнелий Цельс написал трактат «О медицине», в котором углубил и дополнил представление Гиппократа о ранах, дал характеристику некоторых заболеваний костей и дополнил понятие об операциях на костях (выскабливание, прижигание, резекция кости до момента появления небольшого количества крови и т. д.). Это уже те советы врачам, которым мы следуем в настоящее время. Цельс предложил ряд инструментов для операции на костях (венечный трепан по типу цилиндрической трубки с острыми зубцами по краю цилиндра, менингофилакс — предохра­нитель мозговой оболочки и т. д.). Кроме того, он значительно обогатил систематику черепно-мозговой травмы: потеря зрения, спутанность сознания и бред, расстройство речи, сна, аппетита, ригидность затылочных мышц и т. д.

Почти в одно время с Цельсом разрабатывал вопросы деформаций и повреждения скелета человека Гален (131—206 гг. н. э.), которому мы обязаны введением таких распространенных по сей день терминов, как «лордоз», «кифоз», «сколиоз».

Гален и Цельс отмечали своеобразие в течении некоторых деформаций и заболеваний у детей, а Цельс, кроме того, указывал, что детей следует лечить иначе, чем взрослых.

Большой вклад в учение о повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата внесли представители греко-римской и араб­ской школ. Так, Авиценна (Ибн-Сина, 980—1037 гг.) подробно описал переломы, вывихи и предложил способ вправления вывиха плеча посредством давления на его головку. Абулказис (926—1013 гг.) в своих трудах изобразил инструментарий, приме­нявшийся в хирургии, и ряд аппаратов для репозиции костных отломков.

Большой вклад в развитие травматологии и ортопедии внес французский врач Амбруаз Парэ (1510—1590). Он предложил много методов лечения ортопедических заболеваний и повреждений. Основное внимание он сосредоточил на применении различных корригирующих и удерживающих приспособлений. Впервые ввел жестяной корсет для вправления искривления позвоночника, реко­мендовал специальную обувь при косолапости и т. д.

Много внимания Парэ уделял протезированию. Описание протезов дано им в специальном трактате, опубликованном в 1564 г. В этой работе Парэ указывает, что чертежи различных протезных аппара­тов ему удалось сделать совместно со слесарем, вследствие чего приведенные в работе чертежи и схемы понятны каждому слесарю; это позволило изготовлять аппараты-протезы в широких масшта­бах. В его протезах механическое устройство позволяло приводить в движение пальцы и кисть.

Несомненной заслугой Парэ является то, что он впервые делает попытку выделить «науку об искривлениях» как особую отрасль хирургии. Много внимания он уделяет лечению переломов, впервые говорит о переломах надколенника и методах его лечения, отдельно выделяет переломы шейки бедра. Особенно ценным явилось предложение Парэ о накладывании специальных металлических шин с отверстиями при открытых переломах костей конечностей, что позволило производить перевязку, не снимая иммобилизирующих приспособлений.

В лечении больных с различными дефектами опорно-двигательно­го аппарата Парэ исходил из основ консервативного лечения, и непоколебимость его авторитета задержала прогресс ортопедии.

Гаспаром Тальякоцци (1546—1599) предложена кожная пластика на питающей ножке, получившая название итальянского способа. Но еще в VI веке метод пластики на питающей ножке использовался в Индии для закрытия дефектов носа. Классический труд Тальякоцци «О хирургии дефектов всаживанием» вышел в 1597 г. Излагаемые в книге принципы пластической хирургии были истолкованы духовен­ством как попытка вмешаться в дела господа бога. Автор был предан анафеме, останки его изъяты из гроба и захоронены на «неосвящен­ной» земле. Так инквизиция подавляла развитие науки.

В следующем столетии появились работы некоторых ученых (в основном консервативного направления), работающих над исправлением деформации тела человека и лечением переломов.

Читайте также:  При переломе могут оставить лангет

В 1660 г. вышло сочинение Глиссона (1597—1677) о рахитических изменениях, которые автор предлагал лечить рядом консервативных методов. Одним из предложений Глиссона широко пользуются и в настоящее время для фиксации и растяжения шейного отдела позвоночника — так называемая петля Глиссона.

В доасептический период ограничение числа операций объясняется тем, что тяжелые осложнения удерживали хирургов даже от простых вмешательств.

Травматология и ортопедия. Юмашев Г.С., 1983г.

Источник

Медицина древности и Средних веков 16

— Как же так? — сказал эльф, зловеще растягивая слова. — Мы там, в бою, раним для того, чтобы из-за этих ран умирали. А вы, стало быть, лечите? Я вижу в этом полное отсутствие логики.

Анджей Сапковский «Владычица озера»

Изобретая фэнтези-вселенные как идеализированные отражения европейского средневековья, авторы старательно ретушируют наиболее отталкивающие черты дотехнологической эры. В первую очередь это касается состояния медицины. Даже в реалистичном (и историчном) мире «Башни шута» Анджея Сапковского лечение ран не обходится без магии. Иначе картина может показаться читателю слишком уж брутальной.

Военная медицина древности и Средних веков 7

Исследования стоянок эпохи палеолита позволяют заключить, что наши далёкие предки умирали молодыми. Лишь единицы доживали до сорокалетия — молодыми, но отнюдь не здоровыми. На их останках можно обнаружить как следы многочисленных ран (образ жизни охотника на крупного зверя трудно назвать здоровым), так и признаки чудовищно запущенных болезней.

Якобы непостижимые сила и здоровье древнего человека оказались мифом. Но уже десятки тысяч лет назад люди пытались оказывать помощь раненым и больным соплеменникам. И не всегда безуспешно. Ещё неандертальцы знали о полезных свойствах растений.

Достижения же древних людей во врачевании травм оказались неожиданно велики: на многих скелетах видны следы хорошо залеченных переломов. В ту пору для фиксации сломанной конечности использовались не деревянные лубки, а глина. Иногда звучат предположения, что руку или ногу просто закапывали на пару недель. Но этот варварский метод действовал.

Так на заре человечества возникли две разновидности медицинских работников: знахарь и костоправ. Первый лечил заклинаниями, травами и амулетами, а второй — руками. В деревнях эти «должности» сохранялись в неизменности до распространения научной медицины.

Военная медицина древности и Средних веков

Шаманы первыми стали ставить диагнозы. Правда, довольно однообразные: что ни болезнь, то одержимость злым духом

Сразу же сложилось и неравенство. Знахари почитались мудрецами и пользовались всеобщим уважением. Костоправы же, как правило, были непопулярны среди соплеменников и не имели в общине особого статуса. О них вспоминали лишь тогда, когда внушать себе, будто заговоры и настои помогают, становилось уже невозможно. И зуб приходилось вырывать.

Эффективность «народной терапии» с течением времени не повышалась. Как в пещерах, так и в деревнях 19 века лечение травами и магией приводило к незначительным и большей частью случайным результатам. Ведь в большинстве случаев определить, наступило ли облегчение благодаря усилиям шамана или вопреки им, было невозможно. Но неудача или успех костоправа обнаруживались немедленно. Неумелых, естественно, наказывали, что весьма способствовало прогрессу мастерства.

Уже в неолите, когда межплеменные столкновения ужесточились и на смену метательному оружию пришло дробящее, врачеватели научились трепанировать проломленные черепа. Что не так уж и удивительно, учитывая, какой опыт люди той эпохи имели в обработке кости.

Медицина древности и Средних веков 19

Обнаруженный в Перу череп со следами трепанации

В эпоху варварства «военная» и «гражданская» медицина ещё не различались организацией. В бою раненые должны были заботиться о себе сами, либо их выносили соратники. Затем раненых поручали заботе женщин.

С возникновением государств появились и предпосылки для оформления медиков в отдельную профессиональную касту. Терапия продолжала оставаться на «пещерном» уровне. От первобытных знахарей египетские жрецы отличались лишь сложностью произносимых заклинаний и экзотичностью ингредиентов в снадобьях. Зато хирурги долины Нила, получив возможность учиться, накапливать и обобщать опыт, достигали поразительного (с учетом примитивности инструментария) мастерства. Египетским дантистам, располагавшим только каменными инструментами, удавалось даже сверлить и пломбировать зубы.

Медицина древности и Средних веков 6

Инструменты древнеегипетского врача

Но искусство опытных врачевателей оставалось доступным лишь фараону и высшей знати. Резкий контраст в этом отношении представляла Ассирия, где подготовка медицинских кадров проводилась не в храмах, а при дворе. Первейшей задачей врачей, конечно же, оставалась охрана здоровья царя, но они также обязаны были обслуживать и войско, сопровождая его в походах. Ассирийцы первыми создали отлично организованную военно-медицинскую службу.

Медицина древности и Средних веков 11

Гиппократ первым стал применять при операциях кипячёную воду. Но, к сожалению, не смог доказать современникам её преимущества

В Греции поначалу квалифицированных лекарей обучали в храмах Эскулапа — египетского врачевателя, причисленного эллинами к сонму богов. Позже возникли и светские школы медицины. Но организованность не являлась сильной стороной греческого народа. Лекари, часто самозваные и неумелые, следовали за войском по собственной инициативе в поисках заработка.

Греки преуспели в ином. Им удалось заложить первые камни в фундамент научной медицины. Следуя заветам Гиппократа, греческие врачи пытались понять, как функционирует человеческий организм, искать естественные причины болезней и устранять их. Стремились накапливать и использовать эмпирический опыт лечения — то есть давать больному то лекарство, которое при похожих симптомах уже помогало другим.

Медицина древности и Средних веков

Врач и пациент, древнегреческая керамика

Решительный прорыв в области военной медицины был совершен в Риме после реформ Мария и перехода армии на профессиональную основу. С первого века до нашей эры валетудинариум на 1000 мест стал едва ли не самым внушительным сооружением в легионном лагере. Считаясь храмом Эскулапа-Асклепия, госпиталь оборудовался системой отопления, палатами на 4-6 мест и ванными для омовений. А иногда даже бассейном, что уже определённо могло рассматриваться как роскошь. Но это окупалось, ведь хорошее медицинское обслуживание облегчало вербовку легионеров. «Армия позаботится о тебе, сынок!»

За здоровье личного состава легиона отвечал медикус («целитель»). Под его руководством действовали придаваемые каждой когорте команды санитаров, помогающих раненым покинуть поле боя. Врачи же и прислуга госпиталя в штат легиона не входили и, как правило, нанимались на месте дислокации. Но если, как это могло случиться в какой-нибудь дремучей Британии, людей нужной квалификации найти было невозможно, их присылали из Рима.

Медицина древности и Средних веков 20

Древнеримские врачебные инструменты. Сразу и не отличишь от пыточных

Восточная медицина

Военная медицина древности и Средних веков 5

Если в средневековой Европе положение со здравоохранением складывалось неутешительное, то, может быть, на Востоке ситуация была лучше? В самом деле, ведь адепты индийской, китайской, тибетской, филиппинской медицины ныне берутся исцелять любые болезни — отдавая предпочтение тем, перед которыми бессильна «официальная» медицина.

Читайте также:  Перелом пениса может быть или нет

Врут адепты. С чего бы их «традиционным» методам работать сейчас, если они не работали в прошлом, когда традиция складывалась? А тогда они не работали. Это факт. Продолжительность жизни в Азии была ещё ниже, чем в Европе. Мумиё и акупунктура помогали тибетским монахам ничуть не больше, чем пост и молитва их европейским собратьям. И не один китайский император, стремившийся жить вечно, в муках скончался от ртутных «пилюль бессмертия».

После крушения античной цивилизации практика создания подразделений санитаров сохранялась ещё некоторое время у франков и византийцев. Причём у последних имелись даже конные санитары — despotati. Следуя за волной атакующих, они стремились подобрать выпавших из сёдел воинов, прежде чем вторая линия конницы растопчет их. За каждого спасённого деспотат получал награду.

Но с установлением феодальной системы санитары надолго исчезли со сцены. Только рыцарь, возглавляющий собственный отряд — «копьё», — мог рассчитывать на помощь оруженосцев. Каковая ему оказывалась при малейшей возможности не столько из преданности, сколько потому, что спасение господина (или хотя бы его тела) считалось благовидным предлогом, чтобы выйти из боя. Но, конечно же, сам рыцарь не имел права оставить сюзерена или даже ослабить копьё, отослав кого-нибудь из слуг, чтобы помочь оруженосцу или кнёхту.

Медицина древности и Средних веков 12

Слово «госпиталь» происходит от слова «гостеприимство». Рыцари-госпитальеры предоставляли охрану и кров прибывающим в Палестину паломникам. Ну и лечили их при необходимости

Однощитные рыцари, не имевшие «группы поддержки», вынуждены были спасаться собственными силами, и реальный шанс на выживание имелся только у тех, кому удавалось удержаться в седле. Поэтому раненых, а тяжелораненных в особенности после средневековых сражений оказывалось мало. Часто о них не упоминается вообще.

Если рана оказывалась лёгкой, рыцарь оказывал себе первую помощь сам, используя индивидуальный перевязочный пакет. Каждый воин в ту пору носил с собой кусок чистого холста и баночку с «целебным» бальзамом — совершенно бесполезной мазью, изготавливавшейся на основе жира, а позже сливочного масла.

Те бедняги, кому досталось действительно крепко, могли лишь выбраться из свалки и уже там позволить себе выпасть из седла в надежде, что после боя кто-нибудь подберёт их. Рассчитывать в этом отношении стоило на нонкомбатантов, обычно сопровождавших средневековое войско. Главным образом на монахов и на женщин лёгкого поведения. Монахи действовали бескорыстно, но предпочитали не перевязывать раненых, а сразу отпускать им грехи. Прочие же «санитары» рассчитывали на то, что спасённый чем-то отблагодарит их.

Военная медицина древности и Средних веков 4

В XIV веке в Англии был основан Зал Цирюльников-Хирургов, где дозволялось вскрытие трупов (аж раз в год)

В лагере раненый мог надеяться на помощь цирюльника. За тех, у кого средств на лечение не было, расплачивались сюзерены или товарищи. Позже в наёмных армиях раненым стала выдаваться компенсация из общей казны полка.

Но сделать цирюльник мог не столь уж многое. Из колотых ран отсасывалась кровь. Застрявшие наконечники стрел извлекались с помощью ножа. Рубленые и рваные раны промывались вином, после чего их края сшивались. Лишённые кровоснабжения клочья кожи и мышц отсекались. И это, собственно, всё. Повреждения внутренних органов цирюльники не врачевали.

Военная медицина древности и Средних веков 6

Полосатый красно-белый столб на западе — символ парикмахерской. Изначально на такие столбы цирюльники наматывали окровавленные бинты

В случае переломов вправлялись кости и накладывались лубки. Естественно, это касалось только самых простых случаев. Если кость была раздроблена, цирюльник ничего сделать не мог. Вообще, средневековые европейские хирурги уступали искусностью своим коллегам из древней Греции, Индии, Египта и Перу. Удаление катаракты и трепанация черепа были им не под силу. Что и неудивительно, ведь большую часть времени они выполняли обязанности парикмахеров и банщиков.

Оправиться от раны воину должны были помочь эликсиры, приобретаемые у знахарей. Преследуемые церковью колдуны в христианском войске предлагали свои снадобья «из-под полы». Но в изобилии и недорого. Главное же, их лекарства действительно были до некоторой степени полезны. Ибо, вопреки молве, мухоморы, сушёные пауки и помёт летучих мышей в их состав не входили. В основном колдуны продавали крепкое вино, настоянное на ароматных травах.

Медицина древности и Средних веков 7

Палачи в средние века в свободное от основной работы время также занимались хирургией

Также раненый мог приобретать лечебные амулеты: запрещённые у знахарей и разрешённые у монахов. Последние, впрочем, были по карману немногим. Ведь в них заключались якобы волос, ноготь, частица кости или зуб одного из святых. Поэтому в цену реликвии монах-продавец автоматически включал и стоимость индульгенции за лжесвидетельство. Для себя.

Получив помощь в вышеуказанном объёме, раненый стремился вернуться домой, чтобы отлежаться там. Но возможность для этого имелась не всегда. Транспорт был плох, дороги небезопасны, да и вынести путешествие в седле или телеге было под силу далеко не всем раненым. К услугам этих несчастных были госпитали — как стационарные, обычно при монастырях, так и полевые, тоже обслуживавшиеся монахами. Там наличествовали хоть какие-то условия для того, чтобы набраться сил.

От римского валетудинариума средневековый монастырский госпиталь отличался в трёх отношениях. Во-первых, там не имелось бассейна и ванн. Как, впрочем, и никаких иных условий для поддержания чистоты. Напротив, госпиталь по совместительству служил пристанищем для нищих и бродяг, что превращало его в рассадник болезней и паразитов.

Медицина древности и Средних веков 17

«Исцеление больного», фреска XV века

Во-вторых, там не лечили. Совсем. Монахам было запрещено проливать кровь, а значит, делать операции. Не дозволено было и травничество. Ведь силу настоям, как тогда думали, придавали не сами травы, а произносимые при их сборе и заваривании магические наговоры. Монахи лишь предоставляли кров, кое-какой уход, и молились за больных.

В-третьих, содержание в госпитале было бесплатным лишь условно. От раненых, имевших деньги и ценности, ожидались пожертвования. Те, кто средств не имели, выходили собирать милостыню в окрестностях госпиталя. А бедные, но гордые… что ж, они постились несколько чаще, чем это полагалось по церковному календарю.

Медицина древности и Средних веков 4