Концерн вега переломов

Концерн вега переломов thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июля 2018;
проверки требуют 20 правок.

Концерн радиостроения «Вега» — российское предприятие радиоэлектронного комплекса, головное предприятие дивизиона Холдинговой компании «Росэлектроника» Госкорпорации «Ростех», специализирующееся на разработке и производстве обширной номенклатуры современных радиоэлектронных изделий и систем военного и гражданского назначения. В контур управления Концерна входит 19 организаций. Штаб-квартира расположена в Москве (Кутузовский проспект, дом 34).

История[править | править код]

1 октября 1944 года постановлением ГКО СССР для разработки самолётных радиолокационных систем создано Центральное конструкторское бюро № 17 (ЦКБ-17) Наркомата авиационной промышленности. У истоков нового научного учреждения стояли заместитель председателя Совета по радиолокации академик А. И. Берг и нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин. Начальником ЦКБ-17 назначен Я. М. Сорин. 10 июля 1946 года предприятие переименовано в НИИ-17[1].

В 1946 году на работу в ЦКБ №17 был приглашен крупнейший отечественный ученый в области антенно-фидерных устройств доктор технических наук, профессор А.А. Пистолькорс (с 1948 г. член-корреспондент АН СССР). Вместе со своим учеником и аспирантом А.Д. Бахрахом (член-корреспондент АН СССР с 1966 г.) он основал и длительное время возглавлял признанную Академией наук СССР научную школу «Прикладная электродинамика, теория и техника антенно-фидерных и оптоэлектронных устройств» (широко известна как научная школа Пистолькорса-Бахраха). Научная деятельность школы продолжается учениками и последователями основателей. Всего в разные годы в Концерне «Вега» работали 6 академиков и членов-корреспондентов АН СССР и РАН (А.А. Пистолькорс, В.В. Тихомиров, А.Л. Микаэлян, Л.Д. Бахрах, А.П. Реутов, В.Ф. Штейншлегер, что является выдающимся достижением для неакадемических научно-исследовательских организаций.

В 1948 году прошёл государственные испытания радиолокационный комплекс «Рубидий» для самолёта Ту-4, созданный под руководством главного конструктора Я. Б. Шапировского[2]. Затем под руководством В. В. Тихомирова разработаны РЛС «Кадмий» и «Аргон» для бомбардировщика Ту-16, РЛС «Изумруд» для истребителя МиГ-17, а под руководством А. Б. Слепушкина — РЛС «Торий-А» для истребителя МиГ-15[3].

В 1950 году под руководством В. Е. Колчинского началась разработка доплеровских измерителей скорости и сноса (ДИСС). Благодаря такому устройству, установленному на Ту-114, стал возможен трансокеанский перелёт советской делегации во главе с Н. С. Хрущёвым в 1959 году. ДИСС стали штатным оборудованием военных и пассажирских самолётов[4].

С начала 1960-х годов предприятие создаёт радиоэлектронные системы для работы в космическом пространстве. Для космической программы «Луна» был разработан доплеровский посадочный радиолокатор «Планета» (главный конструктор В. Е. Колчинский). Одновременно под руководством А. Л. Микаэляна исследовались новые источники оптического диапазона — лазеры. Результатом стало создание аппаратуры лазерной воздушной разведки «Шпиль-1» (главный конструктор А. Б. Слепушкин) для самолёта МиГ-21Р и «Шпиль-2» (главный конструктор А. К. Столяров) для самолёта Су-24МР.

В те же годы разработан первый советский авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) «Лиана» (главный конструктор В. П. Иванов) для самолёта Ту-126, принятый на вооружение авиации ПВО и эксплуатировавшийся в течение четверти века. Результатом дальнейшего совершенствования систем ДРЛО стал комплекс «Шмель», устанавливаемый на А-50.

В 1967 году предприятие переименовано в «Московский научно-исследовательский институт приборостроения» (МНИИП)[5].

В 1973 году отдел лазерной техники МНИИП преобразован в самостоятельный Научно-исследовательский институт радиооптики (НИИРО)[4].

В 1976 году разработан наземный вариант радиолокационного комплекса «Перископ-В» (главный конструктор А. Т. Метельский), позволяющего обнаруживать и сопровождать низколетящие цели. Мощность сигналов, отражённых от таких целей, на 60 и более децибел меньше мощности помех, создаваемых отражением от земли. Опытный образец «Перископа-В» был установлен на горе в районе Махачкалы. За эту работу группа сотрудников удостоена Государственной премии[4][6].

С 1980 года МНИИП являлся головным предприятием НПО «Вега-М» — объединения заводов и НИИ, расположенных в разных республиках СССР[4].

В 1991 году запущен космический аппарат «Алмаз-1А», на котором был установлен разработанный институтом радиолокатор с синтезированной апертурой «Меч-КУ» (главный конструктор И. Г. Осипов).

В 2003 году предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество «Концерн радиостроения „Вега“»[3][4]. Генеральным директором-генеральным конструктором ОАО «Концерн «Вега» назначен Верба Владимир Степанович.

С апреля 2004 года Концерн «Вега» в соответствии с Указом Президента РФ исполняет функции головного предприятия интегрированного холдинга, включающего в свой состав в разные периоды от 10 до 20 научно-исследовательских, конструкторских и производственных организаций радиоэлектронной промышленности РФ.

2007-2017 гг. ознаменовались успешным завершением целого ряда проектов и началом реализации новых долгосрочных программ. Концерном проведена модернизация РТК «Шмель», в результате выполнения которой тактико-технические характеристики комплекса существенно возросли. По результатам государственных совместных испытаний самолета А-50У с РТК «Шмель-М» заказчиком выдано заключение о серийном производстве модернизированного самолета.

В 2007 г. ОАО «Концерн «Вега» начата ОКР «Мультипликация» с целью создания привязного аэростатного комплекса ретрансляции информации, сигналов связи и управления, выполнен эскизно-технический проект на ОКР «Форпост» по разработке когерентного обзорного радиолокатора Х-диапазона наземного комплекса наблюдения.

В это десятилетие 29 самолётов Су-24МР после проведенной Концерном модернизации поступили в эксплуатацию в Вооружённые силы, проведена модернизация трех самолётов радиолокационного дозора и наведения А-50У.

В 2009-2011 гг. в Республику Индия поставлены комплекты наземной части системы связи и три самолёта ДРЛО, в составе которых – разработанные ОАО «Концерн «Вега» системы управления перехватом и связи. В декабре 2011 г. за создание системы управления перехватом и связи для самолёта ДРЛО ВВС Республики Индия авторский коллектив специалистов ОАО «Концерн «Вега» и ФГУП «Рособоронэкспорт» был удостоен престижной Национальной премии «Золотая идея».

Читайте также:  Можно ли не почувствовать перелом руки

26 апреля 2012 г. – Распоряжением Правительства РФ от №659-р ОАО «Концерн «Вега» присвоен статус федерального научно-производственного центра.

27 июня 2013 года в 20 час 53 минуты по московскому времени с космодрома «Байконур» ракетой-носителем «Стрела» на околоземную орбиту был выведен космический аппарат системы «Кондор-Э» с РСА «Стриж». В результате этого запуска на орбите начал функционировать первый (начиная с 1992 года) отечественный РСА не уступающий по своим характеристикам современным зарубежным аналогам.

Указом Президента Российской Федерации № 20 от 14 января 2014 года Открытое акционерное общество «Концерн радиостроения «Вега» включено в состав Государственной корпорации «Ростехнологии».

В 2010-2015 гг. в рамках НИОКР  «Цезарь» выполнена работа по созданию аппаратно-программных комплексов оперативных штабов по управлению выделенными силами и средствами для проведения контртеррористической операции в субъектах Российской Федерации. В 2014 г. эта работа была удостоена Государственной премии РФ имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.

4 июля 2014 г. Военно-воздушным силам РФ передан самолет Ту-214ОН (регистрационный номер RA-64525) Авиационной системы наблюдения «Открытое небо» (АСН ОН). Система разработана ОАО «Концерн «Вега» в кооперации с рядом предприятий ОАК в целях эффективной реализации возможностей России по ведению наблюдательных полетов в рамках международного Договора по открытому небу (ДОН), подписанному 34 странами Европы и Северной Америки.

14 ноября 2014 года на основании решения Госкорпорации Ростех головное предприятие Концерна переименовано в АО «Концерн «Вега».

В октябре 2016 г. в рамках летных испытаний совершила первый полет летающая лаборатория А-100ЛЛ, созданная кооперацией предприятий во главе с АО «Концерн «Вега» и «ТАНТК им. Г.М. Бериева» для проверки и отработки технических решений, применяемых при создании перспективного многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН) А-100. Комплекс создается по гособоронзаказу в рамках опытно-конструкторской работы «Премьер-476» на смену самолетам А-50 и А-50У. В начале 2019 года стартовала программа предварительных летных испытаний А-100.

В 2016 году работавший генеральным директором – генеральным конструктором АО «Концерн «Вега» В.С. Верба избран членом-корреспондентом РАН, в связи, с чем 10 июля 2017 года он переведен на должность генерального конструктора – первого заместителя генерального директора АО «Концерн «Вега».

10 июля 2017 г. по решению Совета директоров АО «Концерн «Вега» функции генерального директора Концерна возложены на Михеева Вячеслава Алексеевича.

В марте 2019 г. Воздушно-космическим силам России передан шестой модернизированный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У с бортовым номером 42.

Предприятия концерна[править | править код]

Основная специализация Концерна – радиолокационные средства авиационного (А-50, А-50У, А-100), наземного («Перископ-В») и космического («Алмаз-Т») базирования, а также системы разведки и управления, в том числе на основе БЛА. Концерн имеет собственную базу подготовки высококвалифицированных кадров по радиолокации, прикладной электродинамике и авиационным системам радиоуправления. В структуре Научно-образовательного центра при головном предприятии АО «Концерн «Вега» успешно действуют  базовые кафедры  ведущих технических университетов столицы: МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИРЭА.

В составе концерна:

  • АО «НИИ «Кулон», г. Москва – одно из ведущих российских предприятий в области разработки и производства РЛС бокового обзора и информационно-командных широкополосных радиоканалов для беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов.
  • АО «Инженерно-маркетинговый центр Концерна «Вега», г. Москва – инженерно-маркетинговый центр АО «Концерн «Вега», специализирующийся на разработке и производстве продукции гражданского профиля в таких сферах как автоматическая идентификация, автоматизация производства, медицинская аппаратура.
  • АО «Московский научно-исследовательский институт связи», г. Москва – научно-исследовательское предприятие, специализирующееся на разработке и внедрении телекоммуникационных технологий при создании управляющих систем и комплексов связи.
  • АО «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики», г. Долгопрудный – единственное государственное предприятие в России, занимающееся разработкой и созданием дирижаблей и аэростатов, сохраняет также лидирующие позиции в проведении НИОКР и создании перспективных комплексов воздухоплавания, систем и средств сигнализации, разработке и изготовлении мягких конструкций специального назначения.  
  • АО «НИИТАП», г. Зеленоград – научно-производственное предприятие, ведущее разработку многокристальных модулей для радиоэлектронной аппаратуры.
  • АО «Научно-исследовательский центр электронной вычислительной техники», г. Москва – одно из старейших предприятий-разработчиков средств вычислительной техники и системного программного обеспечения, специализирующееся в настоящее время на создании и внедрении суперкомпьютерных технологий.
  • АО «НИИ «Аргон», г. Москва – научно-производственное предприятие, специализирующееся на создании высоконадежных компактных вычислительных средств для жестких условий эксплуатации.
  • АО «СКБ «Топаз», г. Москва – научно-производственное предприятие, ведущее разработку и модернизацию наземных комплексов приема, сбора и обработки данных воздушного мониторинга для пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов.
  • АО «НИИ «Вектор», г. Санкт-Петербург – предприятие, ведущее разработку и производство радиотехники и радиоэлектроники для приема радиосигналов на узлах связи, комплексирования средств для узлов связи, мониторинга электромагнитных излучений, акустического мониторинга, медицинской диагностики, микроминиатюризации компонентов электронных приборов, тестирования радиоэлектронных средств во всем частотном диапазоне.
  • АО «Завод «Энергия», г. Санкт-Петербург – предприятие, ведущее разработку и производство технических средств радиомониторинга, радиотехнического контроля, морских средств мониторинга надводной обстановки, измерительных метеорологических средств.
  • АО «ОЗ «Интеграл», г. Санкт-Петербург – одно из ведущих предприятий в области производства, модернизации и ремонта радиоэлектронных средств специального назначения в интересах Минобороны России и других силовых ведомств.
  • АО «КБ «Луч»» г. Рыбинск – конструкторское бюро, специализирующееся на разработке комплексов воздушной разведки с применением беспилотных аппаратов и информационно-командных радиолиний.
  • АО «Рыбинский завод приборостроения», г. Рыбинск – производственное предприятие, специализирующееся на выпуске сложных диагностических систем и радиоэлектронной авиационной аппаратуры военного и гражданского назначения.
  • АО «НИИ СВТ», г. Киров – научно-производственное предприятие, специализирующееся на создании средств автоматизированной обработки информации.
  • АО «Челябинский радиозавод «Полёт», г. Челябинск – одно из ведущих предприятий России в сфере разработки и производства наземного радиолокационного и радионавигационного оборудования для управления воздушным движением в гражданской авиации, воздушно-космических силах.
  • АО «НПП «Рубин», г. Пенза – одно из ведущих научно-производственных предприятий России, специализирующееся на создании автоматизированных систем и комплексов управления в интересах Минобороны России, МВД России и других силовых ведомств.
  • АО «КНИИТМУ», г. Калуга – научно-производственное предприятие, специализирующееся на разработке и производстве систем и комплексов помехоустойчивой связи, многофункционального терминального оборудования связи, комплексных аппаратных узлов связи, систем мониторинга потенциально опасных объектов и систем оповещения.
  • ПАО «КЭМЗ», г.Ковылкино – многопрофильное производственное предприятие, специализирующееся на выпуске электрических и гидравлических систем, приборов и техники.
Читайте также:  Перелом лодыжки у пожилого человека

См. также[править | править код]

  • Катастрофа Ту-134 под Североморском

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Верба В. С. Траектория полёта. ЦКБ-17, НИИ-17, МНИИП, ОАО «Концерн «Вега»: 60 лет. — 2-е изд. — М.: «Оружие и технологии», 2006. — 251 с. — (Арсеналы России). — ISBN 5937990218.
  • Радиолокационные системы землеобзора космического пространства / Под ред. В. С. Вербы. — М.: «Радиотехника», 2010. — 680 с. — (Системы мониторинга воздушного, космического пространства и земной поверхности). — 1000 экз. — ISBN 978-5-88070-263-3.

Ссылки[править | править код]

  • Официальный сайт концерна «Вега»
  • Концерн «Вега»: создание беспилотника сравнимо с созданием истребителя, РИА Новости, 10.09.2010
  • Генеральный конструктор концерна «Вега» — Верба Владимир Степанович
  • Генеральный директор концерна «Вега» — Михеев Вячеслав Алексеевич
  • Предприятия концерна «Вега»
  • Продукция концерна «Вега»
  • Концерн «Вега» в FaceBook
  • Концерн «Вега» в Twitter
  • Концерн «Вега» в Instagram
  • Концерн «Вега» в YouTube
  • Российская армия получает новый беспилотник // Lenta.ru (1 ноября 2007)
  • Владимир Верба о преимуществах самолета А-50У

Источник

Временный генеральный директор АО «Концерн «Вега» Вячеслав Михеев отметил: «Участие предприятий концерна в Международном авиационно-космическом салоне становится для нас доброй традицией. Такой формат представления передовых разработок напрямую их потенциальному потребителю позволяет оперативно, по-деловому обсудить с представителями заказывающих структур достоинства экспонируемой продукции, определить направления ее совершенствования и доведения до серийного производства, а также успешного продвижения на рынок».

Наибольший интерес со стороны участников и гостей мероприятия был проявлен к самолету  дальнего радиолокационного дозора и наведения А-50Э (макет был представлен на стенде, а натурный образец А-50У – на открытой площадке демонстрировался ВКС России).

Авиационный комплекс ДРЛОиУ А-50 является универсальной информационно-управляющей  системой с трехкоординатной РЛС кругового обзора и предназначен для решения следующих задач:

— контроль воздушной и надводной обстановки;

— взаимодействие с наземными командными пунктами автоматизированных систем управления видов вооружённых сил;

— наведение истребителей на воздушные цели, вывод авиации на морские и наземные цели;

— радиолокационное обеспечение управления воздушным движением;

— сопровождение (охрана) особо важных (литерных) самолётов;

— контроль передвижения надводных кораблей;

— оперативное восстановление связи в экстремальных ситуациях.

В модернизированном радиотехническом комплексе А-50У используются современная элементная база, прогрессивные методы монтажа и сборки, а также другие новейшие технологии, что значительно снизило энергопотребление, габариты и массу аппаратуры, а также повысило ее надежность. В целом это позволило существенно уменьшить общий вес комплекса и облегчить самолет. Как следствие, появилась возможность брать на борт больше топлива при том же взлетном весе машины. При этом взлетно-посадочные характеристики – устойчивость и управляемость А-50У остались без изменений. В состав пилотажно-навигационного комплекса включена спутниковая навигационная система, что значительно повысило точность самолетовождения. Модернизации подвергнута система отображения на рабочих местах операторов. Кардинально модернизированы рабочие места членов тактического экипажа самолета.

В экспозиции был представлен мобильный наземный технологический комплекс имитаторов сигналов РЛС и помех «МНТК ИС». Он позволяет прямо на земле,  не поднимая самолет дальнего радиолокационного обнаружения в воздух,  имитировать внешнюю тактическую обстановку с десятками летательных аппаратов и наземных целей для проверки его радиолокатора. Это позволяет существенно сократить количество летных испытаний и удешевить эксплуатацию данных типов самолетов в войсках.

Новый комплекс проверки самолетов (А-50Э, А-50, А-50У) представляет собой автомобиль-фургон с размещенной внутри аппаратурой и несколько небольших приемо-передающих антенн на телескопических треногах. Для проверки радиолокатора достаточно расположить МНТК ИС на удалении нескольких сотен метров от самолета, выставить треноги с антеннами и включить аппаратуру. Дальше запускается программа, имитирующая внешнюю тактическую обстановку и виртуальный полет самолета. Программный продукт дает возможность одновременно сформировать сценарий с несколькими десятками различных воздушных и наземных целей (одиночные и групповые, летящие на разных скоростях и с разных направлений). Кроме того, такой сценарий может быть повторен неоднократно, что позволяет повысить достоверность оценки работоспособности РЛС.

Чрезвычайно интересной оказалась разработка АО «Концерн «Вега» – универсальная стойка отображения информации и управления (АРМ отображения и обработки радиолокационной информации).  Предназначена для обработки и отображения информации о воздушной и наземной обстановках и предоставления лицам расчета интерактивного доступа к управлению и контролю аппаратуры.

  Стойка изготовлена из сплавов легких металлов, обладает прочностью конструкции и высокими показателями эргономичности и многофункциональностью. Оснащена монитором высокого разрешения с диагональю экрана 27 дюймов и сенсорным монитором с диагональю 15 дюймов. Сенсорный монитор имеет большой наклон в горизонтальной плоскости, что позволяет, в комбинации с полноразмерной клавиатурой и трекболом, комфортно и быстро решать поставленные задачи.

На стенде Концерна также были представлены:

— авиационная система наблюдения «Открытое небо» на базе самолета Ту-214ОН (модель);

— натурный образец радиолокационная станция контроля территорий  «ФОРПОСТ»;

— экран коллективного пользования;

— радиолокационная система с синтезированной апертурой «Синтез» (технология создания);

— когерентный радиолокатор бокового обзора с синтезированной апертурой РСА 0,1 и др.

Лучше узнать обо всех преимуществах выставленной продукции Концерна позволяло информационно-рекламное сопровождение в виде баннеров, постеров и технических средств визуализации. Наличие на стенде опытных сотрудников, готовых ответить на любой сложный вопрос, доступность красочных печатных и иных раздаточных материалов – все это привлекало к разработкам Концерна многочисленных российских и зарубежных специалистов, простых посетителей.

В ходе работы МАКС-2017 представители Концерна  провели целый ряд деловых встреч и переговоров, по итогам которых подписано несколько документов. В частности, временный генеральный директор АО «Концерн «Вега» Вячеслав Михеев  и председатель правления Новикомбанка Елена Георгиева подписали соглашение о предоставлении банковских гарантий на общую сумму 2 млрд рублей в обеспечение исполнения обязательств Концерна по планируемым к заключению контрактам с государственными заказчиками и контрагентами, входящими в состав Госкорпорации Ростех. Данное соглашение откроет новые возможности для предприятий интегрированной структуры по расширению производства конкурентоспособной наукоемкой продукции, имеющей стратегическое значение для экономики и обороноспособности страны.

Генеральный конструктор Владимир Верба  и генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, предполагающий совместную разработку комплексов с беспилотными летательными аппаратами. Подписанный документ предполагает сотрудничество в области разработки и освоения серийного производства беспилотников вертолетного типа берегового и корабельного базирования в интересах Минобороны РФ и других силовых структур. Новые комплексы будут создаваться на основе инновационных решений в области вертолетостроения и робототехники, радиолокации и высокопроизводительных защищенных средств управления, приема, обработки и передачи информации.

Еще одним направлением сотрудничества станет разработка и вывод в серию гражданских БЛА, предназначенных в том числе для развития системы освещения обстановки в Арктике и мониторинга промышленной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса России. Кроме того, стороны подтвердили заинтересованность в совместном продвижении указанных технологий на отечественный и международный рынок. В этих целях меморандумом предусмотрено оказание взаимной организационной и информационной поддержки, а также совместное участие в тендерах, выполнение контрактов и участие в организации выставок, конференций и симпозиумов.

Как и ранее на МАКСе был высокий организационный уровень. Отлично отработана зрелищная часть. В летной программе отечественные пилотажные группы («Русские витязи», «Соколы России», «Стрижи», «Вертолеты России», «Русь» и др.), а также зарубежные  («Балтийские пчелы» из Латвии и «Рыцари» (Al Fursan) ВВС ОАЭ) продемонстрировали  на высоком уровне множество фигур высшего пилотажа.

Читайте также:  Закрытый перелом тазобедренного сустава лечение

Федеральный научно-производственный центр АО «Концерн «Вега» создан в 2004 году и объединяет в рамках единой вертикально-интегрированной структуры двадцать научно-исследовательских, конструкторских и производственных предприятий, специализирующихся на разработке и производстве сложных (большей частью уникальных) радиоэлектронных систем и комплексов. АО «Концерн «Вега» входит в состав АО ХК «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех.

Основными направлениями производственной и научно-конструкторской деятельности АО «Концерн «Вега» определены разработка, производство, эксплуатация, гарантийное и сервисное обслуживание авиационных комплексов дозора и наведения, наземных, авиационных и космических комплексов наблюдения, систем мониторинга окружающей среды, наземных и воздушных средств гражданского и специального назначения, беспилотных летательных аппаратов, аэростатных комплексов, аппаратуры и средств управления воздушным движением, навигации и посадки на аэродромах и авианесущих кораблях, мобильных автоматизированных систем управления и связи специального назначения, в том числе и поставляемых на экспорт.

Источник