Карта коренной перелом в ходе вов

Технологическая карта урока по истории
УУД
Предметные:
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность указывать хронологические рамки Коренного перелома в ВОВ указывать даты важнейших событий в рамках Коренного перелома во Второй мировой войне характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших сражений.
Метапредметные:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия
Личностные:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
Оборудование
карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», мультимедийный проектор и ПК, рабочие листы.
Использованная литература и ресурсы сети Интернет:
Учебник «История России». Данилов; цифровая историческая карта «Великая Отечественная война Советского Союза (19.01.1942 г. – 09.05.1945 г.), «Разгром немецко – фашистских войск под Сталинградом», «Разгром немецко — фашистских войск под Курском», презентация.
Основные понятия
Коренной перелом, котёл, плацдарм, форсирование, «Уран», «Кольцо», «Цитадель»
Этапы урока
1. Организационный этап.
2. Актуализация ЗУН.
3. Этап изучения новых знаний и способов действий.
4. Этап закрепления изученного.
5. Этап информации о домашнем задании.
6. Этап подведения итогов.
7. Рефлексия.
План урока
Разгром немецких войск под Сталинградом.
Огненная дуга.
Битва за Днепр.
Итоги и значение коренного перелома.
Ход урока
Консультационная работа учителя по алгоритму над презентацией. Знакомство с критериями оценки презентаций учащихся по теме: «Основные сражения в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
(см. Приложение №1)
Подготовка презентаций о Сталинградской и Курской битвах творческими группами школьников.
2.Этап актуализации ЗУН
Учитель обеспечивает мотивацию урока. Называет тему, цели и проблему урока.
— Сейчас мы прослушаем выступления групп, а по ходу выступления ваших товарищей с презентациями вы должны будете выполнить задания в своих рабочих листах №1 (см. Приложение №2,) затем выступить у доски.
Записывают тему урока
Принимают участие в целеполагание.
3. Этап изучения новых знаний и способов действий.
— Предлагаем вашему вниманию защиту презентаций о Сталинградской и Курской битвах, которые подготовили творческие группы школьников.
Учитель слушает, корректирует выступления, следит за регламентом, оценивает работу групп. Напоминает о необходимости по ходу прослушивания выполнять задание в рабочих листах №1
— Творческие группы успешно справились с заданием и смогли проиллюстрировать основные моменты каждой битвы, которые приблизили советский народ к Победе.
Учитель слушает, корректирует выступления, следит за регламентом, оценивает работу микро групп
Выступление творческих групп.
Творческие группа представляет презентации: “Сталинградская битва”, “Курская битва”.
Остальные учащиеся заполняют рабочие листы, готовятся к выступлению.
Демонстрируют рабочие листы, отвечают у доски. В ходе прослушивания ответов заполняют таблицу «Коренной перелом в ходе войны»
(см. Приложение №2)
4. Этап закрепления изученного.
Учитель обращает внимание на таблицу «Коренной перелом в ходе войны»
— Какие битвы входят в понятие «коренной перелом»?
— Каково значение контрнаступления советских войск под Сталинградом, Курской битвы.
Учитель обращает внимание на поставленную проблему, предлагает обсудить и сделать вывод. Поощряет за участие в обсуждении.
— А сейчас давайте закрепим полученные на сегодняшнем уроке знания.
Выполните задания в ваших рабочих листах № 2 (см. Приложение №3)
Отвечают на вопросы учителя
Выступают с решением
проблемы.
Самостоятельно выполняют задание.
Производят взаимопроверку оценивают работу своего товарища.
5. Этап информации о домашнем задании.
Сообщает домашнее задание:
— §32 + анализ документов к параграфу.
— Продолжить работу над исследованием “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”.
Школьникам раздаются анкеты с вопросами
(см. Приложение №4)
Записывают домашнее задание в дневник.
6. Этап подведения итогов.
Подводит итог, сообщает результат.
Принимают участие в подведении итога урока.
7. Рефлексия
Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение по поводу урока, на сколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке.
Высказывают свое мнение об уроке.
Приложение 1
Критерии оценки презентаций учащихся по теме: «Основные сражения в холе Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.»
Содержание:
соблюдены исторические факты:
указаны хронологические рамки события, его ход, результат, значение;
имеются героические примеры или подвиги советского народа, совершенные в ходе данного сражения.
Корректность текста (отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок).
Внешний вид:
объем презентации — не более 15-20 слайдов:
общий дизайн презентации;
наличие рисунков, диаграмм, таблиц на слайдах презентации.
Приложение 2
Рабочий лист №1 – I группа.
Проблемный вопрос:
«Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»
I. Сталинградская битва.
Как называется план окружения немецких войск под Сталинградом?
Цель окружения?
II. Курская дуга.
Каков был план немецкого командования под Курском?
«Коренной перелом в ходе войны»
Рабочий лист № 1– II группа.
Проблемный вопрос:
«Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»
I. Сталинградская битва.
Сколько немецких дивизий было уничтожено в ходе Сталинградской битвы?
Кто возглавлял окруженную немецкую группировку?
II. Курская дуга.
План оборонительных сражений советского командования
«Коренной перелом в ходе войны»
Рабочий лист № 1– III группа.
Проблемный вопрос:
«Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»
I. Сталинградская битва.
Какова была цель танковой группы генерала Манштейна?
Результат её действий?
II. Курская дуга.
Что показало сражение под Прохоровкой?
«Коренной перелом в ходе войны»
Рабочий лист №1– IV группа.
Проблемный вопрос:
«Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»
I. Сталинградская битва.
Результаты операций группы советских войск «Кольцо».
II. Курская дуга.
В честь каких сражений был дан первый салют в годы Великой Отечественной войны?
«Коренной перелом в ходе войны»
Рефлексия.
Что для меня было самым интересным на уроке —
2. О чём бы я хотел ещё узнать по данной теме —
Приложение 3
Рабочий лист № 2
1 вариант.
1. План наступления советских войск под Сталинградом назывался:
А) «Тайфун», б) «Цитадель», в) «Уран»
2. Значение Сталинградской битвы:
а) развеян миф о непобедимости германской армии,
б) положен конец наступательным операциям вермахта,
в) явилась началом коренного перелома в ходе ВОВ и 2 мировой войны
3. Для оказания помощи оказавшимся в окружении в Сталинграде немецким войскам была создана группа армий «Дон» под руководством
А) Паулюса,
Б) Гота,
В) Манштейна,
Г) Гудериана.
4. Самое крупное в истории встречное танковое сражение состоялось:
А) 18 декабря 1943г. в районе г.Котельниково,
Б) 12 июля 1943г. в районе пос. Прохоровка
В) 17 августа 1943г. на Сицилии
5. Укажите, какая тактика была положена в основу Курской операции советских войск:
А) измотать противника в оборонительных боях с последующим переходом в контрнаступление
Б) опережающее наступление советских войск
В) уход в глухую оборону в связи с явным преимуществом советских войск
2 вариант.
1. Факторами, обусловившими победу советских войск под Сталинградом, были:
А) мужество и героизм советских солдат,
Б) просчеты немецкого командования,
В) внезапность при проведении контрнаступления,
Г) деморализация войск противника,
Д) предательство фельдмаршала Паулюса.
2. Последние немецкие части капитулировали в Сталинграде
А) 2 февраля 1942 г.,
Б) 2 февраля 1943 г,
В) 2 января 1942 г,
Г) 2 января 1943 г
3. Во время военных действий под Сталинградом 6-й немецкой армией командовал:
А) Гудериан,
Б) Ф. Паулюс,
В) Г. Гот,
Г) В. Лист
4. Главное значение Курской битвы:
А) закреплен окончательный переход стратегической инициативы в руки советского командования
Б) положено начало формированию антигитлеровской коалиции
В) укрепился международный авторитет СССР
5. 5 августа 1943г. в Москве состоялся первый салют. Он прозвучал в честь:
А) освобождения Харькова
Б) прорыва блокады Ленинграда
В) освобождения Орла и Белгорода
Приложение 4
Вопросы для проведения исследования: “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”.
1. Как сложилась жизнь членов вашей семьи в тылу?
2. Сколько им было лет?
3. Чем они занимались?
4. Какие события они запомнили как самые важные?
5. Самые радостные?
6. Самые горькие?
7. Какие свидетельства о жизни в тылу сохранились в вашей семье (документы, письма, устные рассказы, вещи…)?
8. Почему вы храните эти свидетельства?
Источник
Разработка технологической карты урока истории для 11 класса по теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».
Хозычева Елена Ивановна.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: групповое практическое занятие.
Класс: 11.
Уровень обучения: базовый.
Цель – сформировать представление о коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны.
Задачи:
Образовательные
— сформировать представление о ходе событий Сталинградской битвы, Курской битвы, битвы за Днепр и их значении;
-выявить закономерности расстановки сил перед битвами по отношению к их результатам.
Развивающие
— развивать умение работать в группе;
— развивать умение оценки и самооценки своей деятельности и деятельности группы;
— развивать умение четко излагать свою мысль.
Воспитательная
— способствовать воспитанию патриотизма;
— воспитывать чувство ответственности перед будущим.
Необходимое оборудование: карта «Коренной перелом в ходе Вов».
Дидактическое обеспечение: учебник Киселев А.Ф. История России XX — начало XXI в. 11 класс.– М.: Дрофа, 2009;
дополнительный материал о битве за Днепр.
Рассаживаются по группам.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
2. Сообщение темы, постановка проблемы, целеполагание.
Сообщает тему, записанную на доске. Ставит проблему: «Почему события 19 ноября 1942 г.- декабря 1943 г. Историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны»?
— Что мы должны будем изучить, чтобы ответить на поставленный вопрос?
Нужно изучить события, а значит узнать даты контрнаступления советских войск под Сталинградом, в Курской битве, битве за Днепр; результаты этих сражений и их значение
записывают тему урока в тетради.
Принимают участие в целеполагании.
Мотивация к целенаправленной познавательной деятельности;
умение строить речевое высказывание.
Определять цель, проблему в деятельности.
умение слушать,
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
3. Изучение нового материала
— Для решения поставленной проблемы мы разбились на группы. У каждой группы будет свое задание.
Учитель знакомит учащихся с заданиями, с инструкцией по организации работы в группе. Обращает внимание учащихся на то, как будут подводиться итоги работы групп, определяет регламент.
Обходит класс, следит за работой в группах, помогает учащимся при затруднениях, следит за регламентом
Знакомятся с инструкцией по организации работы в группе, с бланком-заданием, дополнительным методическим материалом. Распределяют роли организатора, историков-исследователей и выступающего в группе.
Изучают материал учебника, дополнительный материал, заполняют бланки-решения, готовятся к выступлению у доски, оценивают работу свою и группы.
Воспитание уважения к историческому
наследию России; чувства гордости за свой народ и за героев Отечества
Умение извлекать информацию из карт, текста; выделение существенной информации; умение устанавливать причинно-следственные связи.
Способность к мобилизации сил и энергии, осознание качества и уровня усвоения; работать по плану, сверяясь с целью;
Стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
— умение договариваться, приходить к общему решению,
— контроль действий партнёра,
4. Ответы групп у доски
Слушает, корректирует ответы, следит за регламентом, оценивает работу групп. Предлагает заполнять по ходу прослушивания таблицу «Коренной перелом в ходе войны».
Демонстрируют бланки-решения, отвечают у доски, в ходе прослушивания ответов заполняют таблицу «Коренной перелом в ходе войны».
Формирование мотивов достижения целей; формирование адекватной позитивной самооценки.
Выделение существенной информации;
Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Умение слушать и понимать других;
5. Выводы, решение проблемы.
Учитель обращает вновь внимание на поставленную проблему, предлагает обсудить и сделать вывод. Поощряет группы за участие в обсуждении. Подводит итог, сообщает результат.
Учащиеся обсуждают в группе свое выступление, выступают с решением проблемы.
Умение оценивать свою деятельность
Построение речевого высказывания, рассуждения; выделение существенной информации;
установление причинно-следственных связей;
Самоконтроль своего поведения, учебных действий
умение строить речевое высказывание, умение слушать и понимать других, Контроль, коррекция, оценка действий партнера
6. Закрепление
Учитель обращает внимание на таблицу «Коренной перелом в ходе войны». Учитель задает вопросы:
— Какие битвы входят в понятие «Коренной перелом»?
— Каково значение контрнаступления советских войск под Сталинградом, в Курской битве и битве за Днепр?
Учащиеся соотносят свою заполненную таблицу с настенной. Учащиеся, отвечают на вопросы учителя.
Воспитание уважения к историческому
наследию России
Умение на основе анализа объектов делать выводы
Нумение аходить и исправлять ошибки, оценивать степень достижения цели.
Контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; умение слушать и понимать других.
7. Рефлексия.
Учитель предлагает высказать свое мнение по поводу урока, насколько комфортно тони себя чувствовали, используя цветные карточки (красный — устали от работы, эффективно работали; желтый- спокойное состояние; зеленый – был готов к работе, начал, но не успел закончить).
Подведение итогов урока.
Учащиеся показывают карточки.
.
Умение оценивать свою деятельность
Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; восприятие оценки учителя,
— адекватная самооценка.
Умение слушать и понимать других.
8. Домашнее задание.
Сообщение д/з: параграф 25, самостоятельно изучить пункты «Отношения с союзниками. Конференция в Тегеране», «Идеология, культура и война», составить кроссворд по теме.
Учащиеся записывают д/з в дневник.
Мотивация к целенаправленной познавательной деятельности
Умение слушать и понимать других.
Приложение 1.
ИНСТРУКЦИЯ Организация работы в группе
Ознакомьтесь с заданием для группы.
Выберите организатора обсуждения.
Задача организатора — координировать работу всех членов группы; объективно оценивать работу каждого, заносить результаты в экспертный лист и сообщать учителю о готовности группы.
Выберите историков-исследователей:
контрнаступления под Сталинградом;
Курской битвы;
битвы за Днепр, —
которые должны выполнить задания 1 и 2 из бланка-задания (время работы 7 минут).
Определите выступающего. Его задача — сообщить результат работы всей группы.
Далее обсудите выполненное задание, решите задание 3 из бланка- задания и подготовьте выступление продолжительностью 2 минуты. (Время работы — 5 минут.)
Приложение 2.
Бланк-задание «картографам»
Изучить карты-схемы:
а) «Разгром немецких войск под Сталинградом»;
б) «Битва на Курской дуге»;
в) «Битва за Днепр».
Соотнести их с настенной картой.
Показать по настенной карте «Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)»:
а) контрнаступление советских войск под Сталинградом;
б) Курскую битву;
в)битву за Днепр.
(Время для принятия решения -10 минут. Для оглашения -2 минуты.)
Приложение 3.
Бланк-задание «хронистам»
Вычленить главные даты, касающиеся:
а) контрнаступления советских войск под Сталинградом;
б) Курской битвы;
в) битвы за Днепр.
Соотнести даты с событиями.
Составить хронологические таблицы. (Время для принятия решения — 10 минут, для оглашения решения — 2 минуты.)
Приложение 4
Бланк-задание «аналитикам»
Выбрать данные:
а) по подготовке сторон;
б) расстановке сил перед битвами;
в) результатам битв.
Проанализировать данные.
(Время для принятия решения -10 минут. Для оглашения — 2 минуты.)
Приложение 5
Бланк-задание «практикам»
1. Найти новые слова, понятия, термины, фамилии.
2.Определить их значение.
3. (Время для принятия решения — 10 минут. Для оглашения — 2 ми нуты).
Приложение 6
Таблица «Коренной перелом в Великой Отечественной войне».
Дата
Событие
Территория
Расстановка сил перед битвой
Результат
битвы
Новые
слова,
понятия,
термины,
фамилии
Сталинградская битва
Курская битва
Битва за Днепр
Приложение 7
Битва за Днепр. (ДаниловА.А., Косулина Л.Г. история России, XX век: Учеб, пособие для 9 класса общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 1997.- С.240-241).
Победа советских войск под Курском положила начало мощному наступлению Красной Армии, развернувшемуся на огромном фронте протяженностью до 2 тыс. км. 23 августа был освобожден крупнейший город на юге страны и важнейший коммуникационный узел — Харьков. Советские войска устремились на Запад, к Днепру. Широкая и глубокая река с высоким правым берегом представляла серьезную преграду для наступающих войск. Немцы по приказу Гитлера лихорадочно возводили здесь оборонительные сооружения, так называемый «Восточный вал». На одном из совещаний Гитлер заявил: «Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его». Именно здесь Гитлер решил остановить наступательный прорыв советских войск.
Советское командование решило во что бы то ни стало захватить днепровский плацдарм. В двадцатых числах сентября 1943 г. советские войска широким фронтом от Лойва (севернее Киева) до Днепропетровска вышли к Днепру и на многих участках, взломав оборону противника и, используя подручные средства, форсировали реку. За эту операцию 2 438 воинов были удостоены звания героя Советского Союза.
В это же время войска Южного фронта освободили Донбасс; войска Северо-Кавказского фронта Таманский полуостров и Новороссийск. На центральном участке фронта 17 сентября был освобожден Брянск, 25 сентября — Смоленск. Началось освобождение Беларуси.
В октябре 1943 г. советские войска начали бои за Правобережную Украину. 3 ноября была прорвана оборона противника, и 5 ноября советские войска вышли на окраины Киева. Завязались уличные бои. К утру 6 ноября столица Украины был полностью очищена от врага. В боях за Киев отличилась первая чехословацкая бригада под командованием полковника Л. Свободы.
Освободив Киев, войска 1-го Украинского (до 20 октябре 1943 г.-Воронежского) фронта под командованием генерала Н. Ф. Ватутина продолжила наступление на запад и, отражая контрудары противника, заняли Коростень. Житомир, Фастов.
Напряженные бои шли и на среднем течении Днепра, где, войска 2- го Украинскою фронта под командованием генерала И. С. Конева 23 октября 1943 г. освободили Днепропетровск. Войска 3-го Украинского фронта (бывшего юго-западного) фронта под командованием генерала Р. Я. Малиновского успешно вели бои западнее Запорожья. Войска 4-го Украинского ( Южного) фронта после упорных боев взломали заранее подготовленную оборону по реке Молочной и 23 октября освободили Минитополь. Развивая успех, они в начале ноября вышли к перекопу и низовью Днепра. Несколько дивизий форсировали Сиваш и создали прочный плацдарм на северном побережье Крыма. Крымская группировка немцев оказалась отрезанной от остальных войск.
В ходе летней осенней компании 1943 г. советские войска разгромили половину всех вражеских дивизий, находившихся на восточном фронте. В период с июля по декабрь 1943 г. только сухопутные войска противника потеряли 1, 4 мил. человек. Надежды Германии если не на разгром Красной армии то, хотя бы на прочную стратегическую оборону не оправдались. Инициатива прочно закрепилась в руках советского командования.
Литература.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».- М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. История России. XX-XXI века. 11 класс: поурочное планирование по учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова/авт.-сост. Т.А.Корнева. — Волгоград: Учитель, 2007.
3. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб, для студ. высш. учеб, заведений.- М.: Владос, 2003.
4. Киселев А.Ф. История России XX век- начало XXI в. – М.: Дрофа, 2009.
5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.
6. Конаржевский Ю.А. Анализ урока.- М.: Педагогический поиск, 2003.
7. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: Учеб, пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2000.
Источник