Как рисовать перелом

Как рисовать перелом thumbnail

Сейчас в самом разгаре зима, на улицах гололед, участились падения, к тому же многие ездят кататься на коньках, горных лыжах и сноуборде, откуда в травмопункты (РТО) поступают один за другим с переломом эпиметафиза лучевой кости. Где же этот мифический эпиметафиз?

Все достаточно просто: это участок кости примерно в 2 см от края со стороны кисти, там кость ломается легче и чаще всего, поэтому такие переломы часто называют переломами луча в типичном месте. Такие переломы составляют 20-25% от общего числа переломов костей рук и 90% от переломов костей предплечья.У женщин переломы лучевой кости в «типичном месте» встречаются в 2,5 раза чаще, чем у мужчин. Возможная причина этого в том, что прочность костей у женщин в среднем в 1,3-1,5 раза меньше, как и толщина костного (плотного) слоя кости.
Наиболее часто переломы лучевой кости в «типичном месте» отмечаются у женщин старше 40 лет и у детей от 6 до 10 лет.

Если говорить о механизме травмы, то, как Вы наверняка догадались, чаще всего это падение с упором на кисть (согнутую или разогнутую), реже — прямой механизм травмы (например, удар по предплечью).

Диагноз ставится на основании рентгена. Трещин у взрослых людей не бывает (в отличие от детей), диагноз при наличие таковой будет звучать «перелом без смещения» и это чаще всего не влияет на метод лечения и сроки пребывания в гипсе, поскольку от смещения никто не застрахован.
Дальше попробую просто рассказать про виды переломов, какие из них опасны, какие нет, на что обратить внимание и как их можно лечить.При получении травмы лучше всего в течение 1-2 часов попасть в ближайший травмопункт, чтобы успеть до нарастания отека. Для той же цели лучше руку обездвижить (положить на картонку, дощечку) и держать выше пояса (своей силой или на широкой косынке (обязательно не на тонкой веревочке, поскольку это будет только усиливать отек). Далее схема примерно такая:
1. Если перелом открытый, Вам предложат ложиться, сделают прививку от столбняка (тут желательно помнить, когда Вас прививали, если прививали, до этого). При отказе от госпитализации назначат антибиотики, сделают анестезию и положат гипсовую лонгету (не циркулярную гипсовую повязку, а пластинку из гипса на тыльную и ладонную сторону предплечья). Это очень важный момент, поскольку первые 3-5 суток идет активное нарастание отека и при наличие такой циркулярной повязки может нарушиться кровообращение руки и кисти. Поэтому в первые 3 дня после травмы наложение циркулярной повязки противопоказано! Если же такой повязки избежать не удалось, то следить за рукой самостоятельно: пальцы должны быть обычной окраски (а не синими) , отек не должен нарастать, должна сохраняться возможность двигать пальцами, гипс не должен давить. Для помощи самому себе к руке надо прикладывать холод (заморозить бутылку со льдом) и держать руку выше пояса (своей силой или на косынке). Если же появляются и постепенно нарастают вышеперечисленные симптомы, то надо гипс снимать, чем быстрее, тем лучше. Да, это вызовет смещение отломков, но это можно поправить, а Вы себя обезопасите от очень неприятных вещей.

2.

Если перелом закрытый и простой (не касается сустава, то есть не внутрисуставной)

, то актуально описанное выше с момента анестезии и наложения гипсовой лонгеты.

На картинке крайней левый перелом — «простой» (внесуставной): остальные — варианты внутрисуставных переломов

Через 3-5-7 дней (в зависимости от сроков обращения после травмы) врач травмопункта должен рекомендовать Вам повторный прием по месту жительства, чтобы сделать повторный снимок (через гипс! Я знаю истории, когда врачи этот гипс умудрялись снять и вся репозиция была испорчена). Почему именно до конца 1-ой недели? потому что к этому времени при Вашем содействии должен уйти отек, а значит, лонгетка обязательно разболтается и перестанет удерживать отломки в нужном положении. Тут еще один важный момент: если Вы сами это почувствовали дома, то возьмите эластичный бинт и намотайте его сверху, подмотав повязку. Далее варианта развития 2:
а) отек был небольшой и/или Вы вовремя подмотали гипс, смещение не увеличилось и отломки стоят «красиво». тогда Вам фиксируют повязку (гипсом циркулярно или бинтом) и Вы так ходите еще 4-5 недель.
б) появилось так называемое вторичное смещение. Тогда Вам делают повторную репетицию, заново кладут гипс, теперь уже можно сразу циркулярный на те же 4-5 недель.
Перед снятием гипса необходимо сделать рентген и убедиться, что кость срастается (картина на рентгенограмме отстает от реального состояния костной ткани). Потом гипс снимают и — вуаля, мы приступаем к довольно энергоёмкой и не очень приятной части — ЛФК.

Обездвиженный в течение 5-6 недель лучезапястный сустав после снятия гипса не захочет сразу работать. Потребуется какое-то время, чтобы его разработать и вернуть ему былую подвижность. Начните с теплых ванночек с морской солью (температура 37 градусов): опустите туда руку минут на 10, потом начинайте движения: сгибание, разгибание кисти. Запаситесь терпением. Чтобы не тратить время на ванночки на работе, делайте упражнения без них. Не забывайте вернуться к нормальной жизни и стараться делать то, что делаете обычно по дому и на работе: это обычно помогает гораздо лучше. По возможности, запишитесь в поликлинику на физиотерапию.

Про внутрисуставные переломы, операции и сложности с репетициями расскажу в следующем посте.

Источник

Синяки
Для начала, забудьте миф о том, что для изображения синяка достаточно нарисовать пятно фиолетовой краской, как советуют некоторые авторы. В зависимости от давности образования, синяк имеет разную окраску. В первые часы после возникновения он багрово-красный, к третьим суткам он становится сине-багровым (синие оттенки располагаются на периферии), далее появляется буро-зелёный оттенок. Приблизительно через неделю (в зависимости от степени повреждения) синяк становится трёхцветным: жёлтый по краям, зеленоватый в средней части, и багрово-синий в центре (точке соприкосновения с повреждающим предметом).
Изображая синяк, не растушёвывайте краски равномерно: наносите их крупнопористой губкой лёгкими, чуть скользящими прикосновениями. Не кладите сразу много краски, ведь всегда можно добавить ещё.
По несколько упрощённой схеме синяк изображается так:
Определив форму будущего синяка, положите в его центр голубую краску, и хорошо растушуйте её.

Пальцем нанесите по краям синяка жёлтую краску, стушёвывая её как внутрь синяка, так и наружу.

Добавьте немного бордовой краски в центр синяка, и смешайте её с голубой краской.

Смешивайте все цвета до тех пор, пока не найдёте синяк реалистичным.
Если вам нужен более тёмный синяк — насыщайте цвета чёрной краской.
Точечные кровоизлияния изображаются в центре синяка лёгкими прикосновениями губкой со смесью бордовой и алой красок.

Если вы имитируете исколотую руку наркомана, то не забудьте поставить красные точки от недавних уколов на месте вен.
Не рисуйте синяк после того, как положили общий тон, так как краски изменят цвет и насыщенность. Если поверх синяка вам нужна ранка — вылепите её из воска или гуммоза до того, как будете рисовать синяк. Поверхность налепки закрашивайте кистью, чтобы не нарушить фактуру. Небольшие царапины можно рисовать коллодием (тоже до самого синяка).
P. S.
Обратите внимание на область локтевого сгиба на этих фотографиях. На них запечатлены настоящие синяки и следы от уколов: довольно невзрачно, не правда ли?

Имитация крови

Чтобы раздобыть крови к Хэллоуину, современному вампиру совсем не обязательно обкрадывать местную станцию переливания крови, или уповать на удачу быть свидетелем автокатастрофы, чтобы собрать кровь погибших. Великолепную кровь можно сделать самому из вполне доступных компонентов. И пусть вас не смущает перспектива питаться целую вечность суррогатной кровью: некоторые её виды гораздо вкусней настоящей, и очень натурально выглядят.

Читайте также:  Подозрение на перелом позвоночника первая помощь

Существует множество рецептов имитаций крови. Они различаются по цвету (венозная, капиллярная, универсальная), консистенции (жидкая, натуральная, густая, сгустки), и по области применения (пищевая, глазная, непищевая). Производители театральной косметики предлагают настолько широкий ассортимент поддельной крови, что можно легко запутаться в этом «гастрономическом» изобилии. Кровь выпускается в разных формах: жидкая, пастообразная, гелеобразная, желеобразная, в форме порошка для разведения. Существуют «волшебные» капсулы, раскусив которую, во рту образуется чудесная кровавая пена, которую можно выплёвывать. Есть и двухкомпонентная кровь, проявляющаяся при смешивании двух прозрачных жидкостей.

Такое изобилие определяется самым разнообразным составом рецептур у производителей. Каждый производитель стремится к тому, чтобы его «кровь» полностью имитировала настоящую, но при этом обладала некоторыми преимуществами. Имитация крови должна долго храниться, быть безопасной для здоровья, легко отстирываться от одежды, быть приятной на вкус и соответствовать специфической области применения (например, кровь не должна высыхать в течение всего съёмочного дня). Сочетать все эти качества в одном продукте невозможно, и поэтому для каждого случая нужно использовать определенный вид крови.

В одном фильме ужасов мы видим сцену, в которой опрокидывается огромный автомобиль-цистерна, наполненный кровью (пусть даже и уменьшенный макет, но тем не менее). Не использовать же для этой цели дорогостоящие пищевые красители и глицерин в качестве основы?! Гораздо проще и дешевле заполнить эту бочку кровью на основе анилинового красителя и карбоксиметилцеллюлозы (обойный клей).

Для изготовления крови можно использовать почти весь спектр подходящих по цвету красителей. Вы можете взять гуашевые, акриловые, анилиновые, акварельные, масляные краски, пищевые красители, свекольный, клюквенный сок, минеральные строительные колеры и прочее. Всё зависит от того, что вы хотите получить, и для каких целей.
Больше всего непищевых имитаций крови, и как правило, они дешевле. Впрочем, существует немало и вполне съедобных рецептур.

Итак, самый дешёвый и довольно приятный на вкус рецепт:

Натрите на тёрке (или в соковыжималке) необходимое количество свеклы (желательно молодой). Положите её в кастрюлю и залейте таким количеством воды, чтобы всю массу скрыло на пару сантиметров. Помешивая, прокипятите эту кашицу и добавьте в неё немного сахара, водки и уксуса (он выступает в качестве консерванта и делает свекольный сок более кровавым, но с ним главное не переборщить: поэтому, в качестве дополнительного консерванта используется спирт). Добавлять водку нужно после того, как варево остынет, иначе он испарится. Также вы можете добавить немного какой-нибудь пищевкусовой добавки с ягодным вкусом и ароматизатор.

Остывающее содержимое кастрюльки процедите через несколько слоёв марли, а жмых снова залейте водой с уксусом и сахаром, и снова проварите. Вторично заваренную кровь можно использовать, например, чтобы полить место преступления — выглядит и течёт она, к сожалению, уже не так реалистично, как первичная.

При длительном нагревании свекольная кровь густеет и приобретает коричневый цвет. Степень густоты определят количество сахара, и подобное густое и коричневое свекольное варенье можно использовать для имитации сгустков. При введении в уже проваренный сок некоторого количества желатина, можно сделать чудесную застывающую кровь. Не забывайте, что желатин нельзя кипятить, иначе он утратит свои свойства!

Свекольную кровь нужно хранить в холодильнике, чтобы не заплесневела.

Свекольная кровь темнее, чем настоящая венозная, и может иметь разные оттенки, в зависимости от сорта свеклы, количества уксуса и длительности приготовления. Но большинство зрителей и гримёров считают её очень реалистичной.

В интернете я нашёл ещё один рецепт крови, заслуживающий внимания

  • 0,5л сахарного сиропа
  • 100 капель красного пищевого красителя
  • 1/4 кружки воды
  • 1/4 кружки просеянной муки или кукурузного крахмала
  • 8 капель синего пищевого красителя

Я не знаю, какие именно красители должны использоваться в этом рецепте, и каков реальный объём «кружки», используемой здесь в качестве единицы измерения. Но этот рецепт интересен тем, что в нём используется мука, для того, чтобы придать характерную плотность и мутноватость. Это замечательная идея, поскольку настоящая кровь по своей природе представляет собой своеобразную дисперсию из красных кровяных телец в плазме.

Очень часто кровь делают на глицерине с добавлением пищевых красителей. Кровь на основе таких пищевых красителей как роданит и амарант очень трудно смывается с кожи, и очень трудно выводится с одежды (очень часто это просто невозможно). На киностудии «Мосфильм» кровь изготавливают на основе именно роданита и глицерина — не рекомендую её использовать. Если вам нужна незасыхающая пищевая кровь — используйте свекольную на желатине. Менее въедающуюся в кожу незасыхающую кровь можно сделать на основе глицерина или растительного масла и сухих минеральных пигментов, используемых в производстве гуашевых красок.

Если у вас имеются в наличии пищевые красители амарант или роданит, и вы хотите сделать из них кровь — не торопитесь использовать в качестве основы глицерин. Краска будет легче отмываться, если развести её на прозрачном шампуне или геле для душа. На вкус такая кровь будет уже не сладкой, а горькой, но останется безопасной для здоровья.

Если нужно, чтобы кровь залила глаза, приготовьте её на основе сахарного сиропа и пищевого красителя Е122 (продаётся в наборах для окрашивания пасхальных яиц). Используйте для изготовления глазной крови только самые качественные ингредиенты и дистиллированную воду. Соблюдайте стерильность при приготовлении: конъюнктивит и прочие заболевания глаз — очень неприятные штуки! И обязательно тестируйте готовый продукт на себе!

Среди непищевых имитаций крови очень хорошими характеристиками обладает кровь на основе алой анилиновой краски для ткани и обойного клея.
https://grim.com.ru/attachment.php?attachmentid=706&d=1218543980

У неё правдоподобный цвет и низкая стоимость. Готовить её можно прямо на месте в любых количествах, поскольку и клей и краситель легко разводятся даже в холодной воде. Очень легко регулировать не только густоту и насыщенность такой крови, но и цвет — добавляя анилиновые красители других цветов (синий, коричневый, желтый, чёрный). Но у крови, приготовленной с использованием анилиновых красителей есть существенный недостаток — следует избегать её длительного контакта с кожей и попадания внутрь.

Вместо покупного обойного клея при изготовлении крови можно использовать мучной или крахмальный клейстер (раньше обои клеили именно мучным клейстером). Подкрашивая клейстер разными цветами, можно получить великолепную слизь, инопланетную кровь, и прочие неприглядные мокроты.

В магазинах строительных товаров можно встретить подходящий по цвету минеральный колер для отделочных работ. Его можно смешать почти с любым растительным маслом (оливковым, подсолнечным, кукурузным…), если вам нужна незасыхающая кровь, или просто развести на обойном клее до нужной густоты (в этом случае, по составу, это почти гуашь).

Если вы делаете какой-нибудь муляж, и вам нужна незасыхающая и невпитывающаяся кровь — используйте художественные масляные краски, растопленные с парафином. Вместо красок можно с тем же успехом взять сухой минеральный пигмент.

Помимо всего вышесказанного, готовя кровь на мучном клейстере, вы испытаете ни с чем не сравнимые ощущения, если опустите свою руку в кастрюлю с остывающей кровью. Она густая, тёплая и такая же скользкая, как настоящая!

Никогда не используйте настоящую кровь!
Некоторые режиссёры-экстремалы настаивают на использовании в съёмочном процессе настоящей крови. Разумеется, для этого берут кровь животных, чаще всего бычью. В качестве консерванта в неё обычно добавляют уксусную кислоту — поэтому эта маринованная кровь жутко воняет. Настоящая кровь очень быстро портится, её использование негигиенично, и многие актёры просто брезгуют ею. Использование настоящей крови может привести к печальным последствиям: её попадание в самую незначительную царапину на теле актёра легко может спровоцировать заражение крови и гангрену. Такие случаи уже были — не повторяйте печальный опыт предшественников.

Читайте также:  Закрытый перелом плечевой кости

Проблема поиска подходящей имитации крови является камнем преткновения почти для всех занимающихся спецэффектами и гримом. Предлагаю вам уникальную возможность сравнить настоящую кровь с несколькими образцами имитированной, для чего я пожертвовал пятью миллилитрами своей венозной. Ориентируйтесь на цвет белой офисной бумаги, на фоне которой это всё было сфотографировано.

Так выглядит настоящая венозная кровь. Она ещё тёплая!

Так выглядит кровь на основе алой анилиновой краски для ткани, разведённой на обойном клее.

Так выглядит кровь на основе свекольного сока с добавлением небольшого количества алой анилиновой краски.

Так выглядит кровь из свекольного сока и анилиновой краски со сгустками из свекольного «варенья» (свекольный сок+сахар+желатин+уксус). По-моему, очень недурно. Во всяком случае смотрится лучше чем натуральная.

Так выглядит настоящая свернувшаяся кровь с высохшими пятнами на белой бумаге. С имитацией пятен засохшей крови вообще не должно быть никаких проблем: пятно не жидкость, и не течёт, да и цвет проще подобрать. Используйте обычные гуашевые или акварельные краски, и больше ничего не выдумывайте.
*****

Как видите, различия минимальны, и в большинстве случаев незначительны. Уверен, что всегда найдётся кто-нибудь, кто скажет, что кровь на ваших снимках выглядит ненатурально. Вывод: не расстраивайтесь, и покажите оппоненту настоящую кровь, можно даже его собственную.
P. S.: А кетчуп используйте только для еды.

Источник

  • ВСЕ

  • Рисование

  • Советы художника

  • История искусств

  • Живопись

  • Рисунок

  • Цветоведение

  • Поэтапное рисование

  • Вдохновение

  • О художниках

  • Ученики

  • Композиция

  • Абстракция

  • Книги

   Рисунок гипсовой головы — одно из самых распространённых заданий на вступительных испытаниях в художественный вуз. Именно в рисунке гипсовой головы хорошо видно, владеет ли художник азами изобразительной грамоты, может ли передавать и анализировать форму в пространстве, понимает ли законы перспективы и светотени. Обычно на экзамене ставят голову Сократа или Гаттамелаты, так как они наиболее характерны и просты для передачи формы и объёма, но имеют характерные особенности, исследуя которые, передаётся характер модели и её индивидуальные особенности (похожесть в портрете). А это важный шаг к рисованию портрета — правильно выстроить конструкцию головы человека, изображать голову человека объёмно, передавать в рисунке её характерные черты, органично выстраивать тональные отношения, моделировать формы головы штрихами и т.д.  

Разберёмся с гипсовой моделью головы Гаттамелаты, хотя принцип построения для всех голов (и даже для традиционного портрета с натуры) один и тот же и последовательность рисования портрета такая же. Важное условие перед началом рисунка: без анализа формы (рисования с натуры) все эти советы и шпаргалки абсолютно бесполезны. Хотите качественно подготовиться к экзамену по рисунку — бегом в художественную школу, самодеятельность тут только мешает. Своей поэтапной раскладкой рисования гипсовой головы я лишь обозначу основные этапы создания рисунка, чтобы вы, дорогие художники, могли понимать куда и как мы идём и что будет в итоге. Такие схемы рисования хорошо сочетать с рисованием под руководством учителя-художника, чтобы не просто выслушивать советы и конкретные рекомендации, но и осознавать, логически продумывать свой рисунок и закреплять изученный материал.
  Кроме того, в разных художественных вузах и художественных училищах есть свои нюансы трактовки формы в пространстве, манеры рисовать и убеждений, как должен выглядеть академический рисунок и какова методика его преподавания. Единой для всех системы нет. Поэтому стоит прийти на подготовительные курсы в вуз или училище, просто, чтобы поправить кое-что в особенностях своего рисования. Я в этой статье даю лишь базовые знания и изобразительные схемы, а их ещё нужно будет доработать до необходимых требований конкретного учебного заведения.
Итак, поехали!

1). Находим положение головы в листе выбранного формата. Данный рисунок выполнен на формате А3 карандашами разной мягкости — Н, НВ, В, 2В, 3В. Не буду писать какой карандаш где конкретно применялся — это усложнит и сделает излишне описание. Тем более, что ученик, взявшийся за такую серьёзную задачу, как рисунок гипсовой головы, уже должен владеть основными приёмами и средствами для рисования карандашом.
   Сопоставляем пропорции ширины и высоты всей головы, располагаем объект нужной пропорции в листе с учётом поворота головы — перед лицевой частью расстояние между головой и краем листа делаем чуть крупнее, чем с затылочной части. Обозначаем основные объёмы модели — яйцеобразную форму головы, цилиндрический объём шеи, подставку в виде коробки. 

   В самой голове отделяем лицевую часть от боковой (находим границу — линию, идущую от боковой части лба вниз к скулам, по щеке к подбородку). Таким образом большой объём головы сразу разделится на 2 крупных массива: лицевой и боковой+затылочный. Линией отделяем теменную часть головы от лобной и височной.
   Находим линии «крестовины» — осевая серединная линия лица (от темени до подбородка) и линия глаз. Напомню, что линия глаз и все параллельные ей линии в рисунке будут стремиться в точку схода на линии горизонта. Линия горизонта, в нашем случае, выше макушки головы, поэтому все параллельные горизонтальные линии лица будут наклонены вверх влево и навстречу друг другу.

  2). Намечаем линии скул, бровей, рта и основания носа. Выстраиваем переносье (трапецевидная плоскость между передней плоскостью носа и лбом. От переносья выводим серединную линию передней площадки носа — это угол носа. Он отличается от угла лицевой части головы (серединной линии лица). Определяем ширину передней плоскости носа и рисуем эту плоскость в виде вытянутого прямоугольника. К ней приставляем боковые плоскости носа и нижнюю (если её видно — в нашем случае её не видно, но в рисунке она отмечена для понимания формы носа).Боковые плоскости носа разворачиваются под углом к лицевой части головы. Они достаточно широки, обратите на это внимание: ширина носа в ноздрях и боковых сторонах носа равна расстоянию между глазами и самому глазу в среднем. У нашей модели глаза укрупнённые, поэтому и ширина носа тоже не маленькая.
  Условно грубо показываем профильные линии (отделяющие боковую часть лица от фронтальной) с учётом изменения формы у глазниц (западание внутрь) и бровей (выход вперёд и наружу). Отделяем друг от друга плоскости висков, верхнюю плоскость скуловой кости, плоскости щёк. Обратите внимание на то, что дальняя половина лица будет выглядеть меньше и в сокращении по сравнению с ближайшей, поэтому все парные формы рисуем сразу вместе, но с учётом пространственных сокращений.

3). Кругами намечаем глазные яблоки (глаз человека имеет шарообразную форму), сверху на них попозже наложим веки. Намечаем ухо, оно приближено по размеру к длине носа. Крупные лобные бугры показываем пока плоскостями — это будет смягчённый переход от висков ко лбу.
  Рот по ширине обычно равен расстоянию между зрачками, поэтому от условного центра глазных яблок спускаем вертикальные направляющие до линии рта — это углы губ. Ширину верхней и нижней губ пока намечаем лёгкими штрихами. Переднюю плоскость подбородка строим в соответствии с поворотом головы, относительно носа и рта. Обозначим раскрытие боковых частей подбородка и рубленой формой покажем провисающую часть мышц под подбородком.
Покажем линию роста волос в соответствии с большими формами головы. Верхнюю часть головы, там где волосы, прорисуем чуть подробнее рублеными формами. Отдельные кудряшки рисовать не нужно — только большую, общую форму.

4). Разбираем подробнее большие плоскости и формы. Например, плоскость лба разделяем на 2 зоны: надбровную и лобную. Надбровная зона представляет собой своеобразный козырёк, состоящий из 3 плоскостей: передней прямоугольной и двух треугольных боковых. Лобная часть, таким образом, будет выглядеть отдельным объёмом. Проложим осевую линию середины лица по вновь образовавшимся формам более внимательно. 
   Объём волос покажем единой большой формой — оденем их на голову как каску. 
   Нос разделим по передней плоскости на 3 отдельных части — от надбровья до переносицы, от переносицы до кончика носа и переднюю площадку кончика носа. Намечаем размер и характер ноздрей. В соответствии с носом, рисуем основные объёмы в ухе: ушное отверстие, мочку, верхний гребень.
   Находим движение формы общего массива нижней части лица — от ноздрей в стороны и вниз к свисающим у краёв рта мышцам. Отделяем сами эти мышцы от плоскости лица и намечаем их объём (переднюю и боковую плоскости). Рисуем едва касаясь карандашом бумаги носогубную мышцу.
   Определяем форму подбородка (квадрат со скруглёнными углами), разбираем его по форме на основные плоскости — верхняя, фронтальная, боковые, рисуем их в соответствии с перспективными сокращениями.

5). В скулах находим саму скуловую кость, её толщину и направление по движению от лицевой части головы к уху, отделяем жевательную мышцу от плоскости щеки (мышца у угла нижней челюсти).
Находим разрез глаз, определяем какого типа из существующих 3 разрез глаз у нашей модели: кошачий (внутренний угол глаза ниже внешнего), классический (оба угла глаза находятся на одной высоте) или европейский (внешний угол глаза ниже внутреннего). Обозначаем ромбовидное раскрытие глаза модели, характер верхнего и нижнего века и видимую толщину века. Форму век и разреза глаз тоже лучше рисовать более угловатыми формами, а потом скруглить там, где нужно, иначе можно не попасть в характер и модель будет выглядеть не конкретным персонажем, а среднестатистическим лицом.

   Укладываем по лицевой части разрез губ (м-образная линия рта), для этого отделяем площадку носогубного фильтра (под носом) от боковых поверхностей всей верхнечелюстной массы. Намечаем форму мышцы под нижней губой. Соответственно им, укладываем верхнюю и нижнюю губы. Верхняя губа значительно тоньше нижней, на ней покажем 2 плоскости у углов губ и 2 плоскости, сходящиеся в выступающей вперёд части. В нижней губе обозначим 2 небольших округлых мышечных «подушки».
   Лёгким тоном начинаем отделять теневые части головы от освещённых.

6). Внимательнее разбираемся с объёмами лицевой части. Скулу дробим на небольшие плоскости, укладывающиеся по её форме и движению, подчёркиваем движением этих плоскостей основные лицевые направления. Это нужно для понимания, какие из частей лица как будут выглядеть в сокращении, как они будут освещены и для передачи основных особенностей строениям формы данной головы.
   Чуть плавнее по форме и точнее рисуем глазные веки, отделяем слёзную железу от движения век, проверяем сокращение дальнего глаза в повороте относительно ближайшего. Вспоминаем, что верхнее века должно накрывать нижнее, иначе человек не сможет моргать))).
   Обозначаем перегиб передней плоскости носа в переносице и боковую часть ноздри — усложняем форму. В ухе находим толщину хрящей и глубину ушного отверстия.
   Большой яйцеобразной формой показываем шишки надбровных дуг и их передние площадки. На эти объёмы сверху накладываем брови. Помните, что брови у человека не лежат на одной плоскости, а перетекают с одной плоскости на другую — благодаря этому они и имеют характерный изгиб. Прорисовываем головку, тело и хвост брови, обозначаем объём брови, разделяя общую форму на фронтальные и боковые маленькие плоскости. Хвостик брови, сокращаясь, немного заходит на височную кость — брови достаточно длинные.
   Основной объём мышц, находящихся под подбородком разбиваем по форме на более мелкие плоскости, в соответствии с особенностями модели, намечаем объём гортани.

   7). Чтобы не запутаться в линиях и сохранить эстетику линейного рисунка, лучше сразу разбирать все линии по толщине и нажиму в пространстве. Ни одна линия не должна повторять другую — все разной темноты, толщины, резкости. Самая ближайшая к нам часть — кончик носа — самые тёмные и широкие линии, по мере удаления формы в пространстве, все линии бледнеют и становятся тоньше. Парные формы, например, глаза, губы, скулы и т.д., следует рисовать одновременно, чтобы не допустить лишних ошибок.
   Можно начать чуть подробный тональный разбор: глубокие тени и отвёрнутые от света плоскости штрихуем по форме чуть более тёмным серым. На границе формы — на переломе плоскости — тень более тёмная, по мере удаления от слома формы — светлее. Таким образом, линии построения постепенно начнут растворяться в тоне. Это первый шаг к грамотной тональной моделировке гипсовой головы.

   8). Постепенно, по мере прорисовки ослабляем ластиком все линии построения и распределяем тональные отношения в рисунке. Сразу определяемся, что в рисунке гипсовой головы будет самым тёмным, а что самым светлым. Зная это, можно смело распределять разнообразные серые оттенки по всей поверхности головы. Каждую плоскость штрихуем по форме, то есть по движению плоскости. Лучше наносить штрихи не слишком энергично, держа карандаш верхним хватом и поворачивая почти параллельно листу бумаги. В мягкую тушёвку лучше не уходить, чтобы сохранить направление и лёгкую фактуру штриха, так отдельные формы и объёмы головы будут выглядеть убедительнее и рисунок будет стремиться к академической трактовке. 
   Все плоскости формы головы решаем в разной тональности, в зависимости от их положения в пространстве и степени освещения. Большие части формы, например, боковую часть щеки, можно объединить единым движением штрихов.
   Обратите внимание на то, что в голове есть как собственные, так и падающие тени, которые отличаются по тону. Также гипс имеет характерные признаки материальности, например, сильные светлые рефлексы — он как-будто светится изнутри. Это тоже влияет на качество тона в тенях. Также у гипса проявляется характерное сгущение тени на границе света и тени в теневой части. Это стоит передать в рисунке.

   9). Штриховку наносим мелкой сеточкой под острым углом, движение штрихов по форме. Тени, собственные и падающие, лучше рисовать параллельно, а полутени сравнивать с тенями и тональностью гипса в свету. Несмотря на то, что гипс белый, белой бумаги в рисунке не останется: определитель, где будет самый светлый блик (например, на кончике носа), всё остальное, в сравнении с ним — серое. Так и штрихуем.
   Границу слома формы можно слегка смягчить, «соштопывая» 2 плоскости поперечной штриховкой.
   Самые контрастные отношения и плоскости лучше подчеркнуть в лицевой части, особенно в выступающих на нас частях лица, под носом, например. По мере удаления от зрителя, тональные контрасты смягчаем.

   10). Добавляем тональные отношения предмета и фона. Определяемся, что темнее в целом, фон или предмет. Закладываем общий тон фона вокруг гипса, прорисовываем слегка падающие тени от гипса, отделяем вертикальную предметную плоскость от горизонтальной. Лучше соблюдать единое направление штриховки фона в рисунке или распределить 2 основных направления штриховки по основным плоскостям — предметной и вертикальной плоскости за гипсом. В таком случае, вертикальную плоскость за гипсовой головой можно штриховать вертикально, а горизонтальную под слепком — по диагонали, по движению плоскости.

   11). Штрихи наносятся сеточкой по движению формы. Не торопитесь во время штриховки, анализируйте каждый блок формы. Попытайтесь понять, на какую из простейших форм похожа каждая часть головы: мочка уха и глаз — на шар; нос — на половинку шестигранника; шея — на цилиндр и т.д. Штрихуем в соответствии с этими базовыми поверхностями.

12). На последнем этапе рисования сравниваем тональные отношения внутри рисунка с тонами