Как раньше лечили перелом

Как раньше лечили перелом thumbnail

Зачатки врачевания возникли на самых ранних стадиях существования человека: “Медицинская деятельность — ровесница первого человека”,— писал И. П. Павлов. Источниками наших знаний о болезнях и их лечении в те далекие времена служат, напр. , результаты раскопок поселений и захоронений первобытного человека, изучение отдельных этнических групп, которые в силу особых условий своей истории и сейчас находятся на примитивном уровне развития. Научные данные с несомненностью свидетельствуют о том, что никаким “совершенным” здоровьем человек тогда не обладал.

Прямой узел

Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules — геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки

В Египте существовали сорта ячменя, в колосе которых находилось четыре или шесть зерен, хотя изредка встречались другие разновидности этого растения. В древние времена ячмень был одной из основных пищевых культур. Он использовался для производства хлеба и пива. Зерна ячменя находили в захоронениях, датированных додинастичееким периодом. Очищенные зерна ячменя были найдены в гробнице Амснофиса I. Побеги ячменя, обнаруженные во время раскопок, были частью обряда похорон, однако они также употреблялись в пищу и живыми людьми.
Переломы костей лечили следующим составом: коровье молоко и муку из свежего ячменя смешать в пасту и использовать в качестве повязки (Херст, 219).

Много внимания Гиппократ уделял вопросам хирургии: для останов­ки кровотечения рекомендовалось придавать конечностям возвышенное положение, применять холод, сдавление, кровоостанавливающие, прижига­ния, при ранении рекомендовался покой, при вывихах и переломах — неподвижные повязки.

Во времена Гиппократа греч. врачи достигли заметных успехов в лечении переломов и вывихов, используя для этих целей поразительно малое число весьма несложных инструментов и приспособлений. До сих пор для лечения плечевых вывихов и косолапости порой используются способы, разработанные Гиппократом

Гиппократ придерживался в основном материалистических взглядов. Он знал систему органов движения (кости, суставы, связки, мышцы) , о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения переломов, растяжений, вывихов. Рациональные советы содержатся и в указаниях Гиппократа по уходу за ранами, наложению повязок и т. д.

Изучение иероглифов, манускриптов, сохранившихся мумий, проведенные раскопки позволили составить определенное представление о хирургии начиная с 6-7 тысячелетия до нашей эры. Необходимость развития хирургии была связана с элементарным желанием выжить, оказать помощь раненому сородичу.
При лечении переломов Гиппократ применял своеобразные шины, вытяжение, гимнастику, до сих пор известен способ Гиппократа для вправления вывиха в плечевом суставе. Для остановки кровотечения он предлагал возвышенное положение конечности, еще до нашей эры осуществлял дренирование плевральной полости.
Корнелий ЦЕЛЬС (30 г. до н. э. — 38 г. н. э.) создал основательный трактат по хирургии, где были описаны многие операции (камнесечение, трепанация черепа, ампутация) , лечение вывихов и переломов,

Источник

Ñðåäíåâåêîâàÿ ìåäèöèíà: 10 ìó÷èòåëüíûõ ñïîñîáîâ èñöåëåíèÿ

Ñóááîòà, 28 ìàðòà 2009, 19:06, Ratso

Ñòàòüÿ Äåâèäà Ìîðòîíà. Âíèìàíèå: íå äëÿ ñëàáîíåðâíûõ

1. Õèðóðãèÿ: íåãèãèåíè÷íî, ãðóáî è óæàñíî áîëåçíåííî

Óðîê àíàòîìèè

Íå ñåêðåò, ÷òî â Ñðåäíèå âåêà ëåêàðè èìåëè î÷åíü ñêóäíîå ïðåäñòàâëåíèå îá àíàòîìèè ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà, è áîëüíûì ïðèõîäèëîñü òåðïåòü óæàñíóþ áîëü. Âåäü îá îáåçáîëèâàþùèõ è àíòèñåïòè÷åñêèõ ñðåäñòâàõ çíàëè ìàëî. Ñëîâîì, íå ëó÷øåå âðåìÿ, ÷òîáû ñòàòü ïàöèåíòîì, íî… åñëè Âû öåíèòå ñâîþ æèçíü, âûáîð áûë íå âåëèê…

×òîáû îáëåã÷èòü áîëü, Âàì ïðèøëîñü áû ñäåëàòü ñåáå ÷òî-íèáóäü åùå áîëåå áîëåçíåííîå è, åñëè Âàì ïîâåçåò, Âàì ñòàíåò ëó÷øå. Õèðóðãàìè â ðàííåå Ñðåäíåâåêîâüå áûëè ìîíàõè, âåäü ó íèõ áûë äîñòóï ê ëó÷øåé íà òî âðåìÿ ìåäèöèíñêîé ëèòåðàòóðå — ÷àùå âñåãî íàïèñàííîé àðàáñêèìè ó÷åíûìè. Íî â 1215 ã. ïàïà ðèìñêèé çàïðåòèë ìîíàøåñòâó ïðàêòèêîâàòü ìåäèöèíó. Ìîíàõàì ïðèøëîñü ó÷èòü êðåñòüÿí âûïîëíÿòü íå îñîáî ñëîæíûå îïåðàöèè ñàìîñòîÿòåëüíî. Ôåðìåðàì, ÷üè ïîçíàíèÿ â ïðàêòè÷åñêîé ìåäèöèíå ðàíåå ñâîäèëèñü ìàêñèìóì ê êàñòðàöèè äîìàøíèõ æèâîòíûõ, ïðèøëîñü ó÷èòüñÿ âûïîëíÿòü êó÷ó ðàçëè÷íûõ îïåðàöèé — îò âûðûâàíèÿ áîëüíûõ çóáîâ äî îïåðàöèé ñ êàòàðàêòîé ãëàç.

Íî áûë è óñïåõ. Àðõåîëîãè íà ðàñêîïêàõ â Àíãëèè îáíàðóæèëè ÷åðåï êðåñòüÿíèíà, äàòèðîâàííûé ïðèìåðíî 1100 ãîäîì. È ïî âèäèìîìó åãî âëàäåëüöà óäàðèëî ÷åì-òî òÿæåëûì è îñòðûì. Ïðè áîëåå òùàòåëüíîì îñìîòðå îáíàðóæèëîñü, ÷òî êðåñòüÿíèíó ñäåëàëè îïåðàöèþ, êîòîðàÿ ñïàñëà åãî æèçíü. Åìó ñäåëàëè òðåïàíàöèþ — îïåðàöèþ, êîãäà â ÷åðåïå ïðîñâåðëèâàþò äûðî÷êó è ÷åðåç íåå âûíèìàþò îñêîëêè ÷åðåïíîé êîðîáêè.  ñëåäñòâèè ÷åãî äàâëåíèå íà ìîçã îñëàáëî è ìóæ÷èíà âûæèë. Ìîæíî òîëüêî äîãàäûâàòüñÿ êàê ýòî áûëî áîëüíî! (Ôîòî èç Âèêèïåäèè: Óðîê àíàòîìèè)

2. Áåëëàäîííà: ñèëüíîå îáåçáîëèâàþùèå ñ âîçìîæíûì ëåòàëüíûì èñõîäîì

Áåëëàäîííà: ñòàðî-àíãëèéñêîå îáåçáîëèâàþùåå

 Ñðåäíèå âåêà ê õèðóðãèè ïðèáåãàëè òîëüêî â ñàìûõ çàïóùåííûõ ñèòóàöèÿõ — ïîä íîæ èëè ñìåðòü. Îäíà èç ïðè÷èí ýòîãî â òîì, ÷òî äåéñòâèòåëüíî íàäåæíîãî îáåçáîëèâàþùåãî ñðåäñòâà, ñïîñîáíîãî îáëåã÷èòü ìó÷èòåëüíóþ áîëü îò ñóðîâûõ ðåçàòåëüíî-ðóáèòåëüíûõ ïðîöåäóð, ïðîñòî íå ñóùåñòâîâàëî. Êîíå÷íî ìîæíî áûëî äîñòàòü êàêèå-òî íåïîíÿòíûå çåëüÿ îáëåã÷àþùèå áîëü èëè óñûïëÿþùèå íà âðåìÿ îïåðàöèè, íî êòî çíàåò ÷òî ïîäñóíåò âàì íåçíàêîìûé òîðãîâåö ñíàäîáüÿìè… Ïîäîáíûå çåëüÿ ÷àùå âñåãî ïðåäñòàâëÿëè ñîáîé âàðåâî èç ñîêà ðàçëè÷íûõ òðàâ, æåë÷è êàñòðèðîâàííîãî êàáàíà, îïèÿ, áåëèíû, ñîêà áîëèãîëîâà è óêñóñà. Ýòîò «êîêòåéëü» ïîäìåøèâàëè â âèíî ïðåæäå ÷åì äàòü ïàöèåíòó.

 àíãëèéñêîì ÿçûêå âðåìåí Ñðåäíåâåêîâüÿ ñóùåñòâîâàëî ñëîâî, îïèñûâàþùåå îáåçáîëèâàþùåå — «dwale» (ïðîèçíîñèòñÿ êàê dwaluh). Ñëîâî ýòî îçíà÷àåò áåëëàäîííà.

Ñîê áîëèãîëîâà ñàì ïî ñåáå ìîã çàïðîñòî ïðèâåñòè ê ñìåðòåëüíîìó èñõîäó. «Îáåçáîëèâàþùåå» æå ìîãëî ââåñòè ïàöèåíòà â ãëóáîêèé ñîí, ïîçâîëèâ õèðóðãó çàíÿòüñÿ ñâîèì äåëîì. Åñëè èì ñèëüíî ïåðåáîðùèòü, òî ïàöèåíò ìîã äàæå ïåðåñòàòü äûøàòü

Ïàðàöåëüñ, øâåéöàðñêèé ìåäèê, áûë ïåðâûì, êòî äîäóìàëñÿ èñïîëüçîâàòü ýôèð êàê îáåçáîëèâàþùåå ñðåäñòâî. Òåì íå ìåíåå, ýôèð íå ïîëó÷èë øèðîêîãî ïðèçíàíèÿ è èñïîëüçîâàëè åãî íå ÷àñòî. Ñíîâà ïðèìåíÿòü åãî íà÷àëè 300 ëåò ñïóñòÿ â Àìåðèêå. Ïàðàöåëüñ òàêæå èñïîëüçîâàë ëàóäàíóì — íàñòîéêó îïèÿ, ÷òîáû îáëåã÷èòü áîëü. (Ôîòî pubmedcentral: Áåëëàäîííà — ñòàðî-àíãëèéñêîå îáåçáîëèâàþùåå)

3. Êîëäîâñòâî: ßçû÷åñêèå ðèòóàëû è ðåëèãèîçíàÿ åïèòèìüÿ êàê ôîðìà ëå÷åíèÿ

Êîëäîâñòâî è ìîëèòâû

Ðàííÿÿ Ñðåäíåâåêîâàÿ ìåäèöèíà ÷àùå âñåãî ïðåäñòàâëÿëà ñîáîé ãðåìó÷óþ ñìåñü ÿçû÷åñòâà, ðåëèãèè è ïëîäîâ íàóêè. Ñ òåõ ïîð êàê öåðêîâü ïîëó÷èëà áîëüøå âëàñòè, ïðîâåäåíèå ÿçû÷åñêèõ «ðèòóàëîâ» ñòàëî íàêàçóåìûì ïðåñòóïëåíèåì. Ñðåäè òàêèõ íàêàçóåìûõ ïðåñòóïëåíèé, âîçìîæíî, áûëî è ñëåäóþùåå:

«Åñëè öåëèòåëü, ïðèáëèæàÿñü ê äîìó, ãäå ëåæèò áîëüíîé, óâèäèò ðÿäîì ëåæàùèé êàìåíü, ïåðåâåðíåò åãî, è, åñëè îí [öåëèòåëü] óâèäèò ïîä íèì êàêîå-íèáóäü æèâîå ñóùåñòâî — áóäü òî ÷åðâü, ìóðàâåé èëü äðóãàÿ òâàðü, òî öåëèòåëü ìîæåò ñ óâåðåííîñòüþ óòâåðæäàòü, ÷òî áîëüíîé âûçäîðîâååò.» (Èç êíèãè «The Corrector & Physician», àíãë. «Íàïðèâèòåëü è ìåäèê»)

Ïàöèåíòàì êîãäà-ëèáî êîíòàêòèðîâàâøèìè ñ áîëüíûìè áóáîííîé ÷óìîé ñîâåòîâàëè ïðîâåñòè åïèòèìüþ — çàêëþ÷àëàñü â òîì, ÷òî Âû ïðèçíàåòåñü âî âñåõ ñâîèõ ãðåõàõ ïîñëå ÷åãî ïðîèçíîñèòå0 ìîëèòâó, ïðåäïèñàííóþ ñâÿùåííèêîì. Êñòàòè ãîâîðÿ, ýòî áûë ñàìûé ïîïóëÿðíûé ñïîñîá «ëå÷åíèÿ». Áîëüíûì ãîâîðèëè, ÷òî, âîçìîæíî, ñìåðòü ïðîéäåò ñòîðîíîé, åñëè îíè ïðàâèëüíî ïðèçíàþòñÿ âî âñåõ ñâîèõ ãðåõàõ. (Ôîòî motv)

4. Õèðóðãèÿ ãëàç: áîëåçíåííî è ãðîçèò ñëåïîòîé

Ëå÷åíèå êàòàðàêòû

Îïåðàöèÿ ïî óäàëåíèþ êàòàðàêòû â Ñðåäíèå âåêà îáû÷íî ïðåäïîëàãàëà íàëè÷èå êàêîãî-ëèáî îñîáî îñòðîãî èíñòðóìåíòà, íàïðèìåð, íîæà èëè áîëüøîé èãëû, êîòîðûì ïðîòûêàëè ðîãîâèöó è ïûòàëèñü âûòîëêàòü õðóñòàëèê ãëàçà èç îáðàçîâàâøåéñÿ êàïñóëû è âûòîëêàòü åå âíèç ê íèæíåé ÷àñòè ãëàçà

Êàê òîëüêî ìóñóëüìàíñêàÿ ìåäèöèíà ïîëó÷èëà øèðîêîå ðàñïðîñòðàíåíèå â ñðåäíåâåêîâîé Åâðîïå, òåõíèêà ïðîâåäåíèÿ îïåðàöèé íàä êàòàðàêòîé áûëà óëó÷øåíà. Äëÿ èçâëå÷åíèÿ êàòàðàêòû òåïåðü èñïîëüçîâàëè øïðèö. Íåæåëàòåëüíóþ çàòóìàíèâàþùóþ çðåíèå ñóáñòàíöèþ ïðîñòî âûñàñûâàëè èì. Ïîëûé ìåòàëëè÷åñêèé ïîäêîæíûé øïðèö âñòàâëÿëè â áåëóþ ÷àñòü ãëàçà è óñïåøíî óäàëÿëè êàòàðàêòó, ïðîñòî âûñàñûâàÿ åå.

5. Ó Âàñ çàòðóäíåíèå ìî÷åèñïóñêàíèÿ? Âñòàâüòå òóäà ìåòàëëè÷åñêèé êàòåòåð!

Êàòåòåð â äåéñòâèè

Çàñòîé ìî÷è â ìî÷åâîì ïóçûðå èç-çà ñèôèëèñà è äðóãèõ âåíåðè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé áåç ñîìíåíèé ìîæíî íàçâàòü îäíèì èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé òîãî âðåìåíè, êîãäà àíòèáèîòèêîâ ïðîñòî íå áûëî. Êàòåòåð äëÿ ìî÷è — ýòî òàêàÿ ìåòàëëè÷åñêàÿ òðóáêà, êîòîðóþ âñòàâëÿëè ÷åðåç ìî÷åèñïóñêàòåëüíûé êàíàë â ìî÷åâîé ïóçûðü. Âïåðâûå åå íà÷àëè èñïîëüçîâàòü â ñåðåäèíå 1300-õ ãîäîâ. Êîãäà òðóáêîé íå ïîëó÷àëîñü äîñòè÷ü öåëè äëÿ òîãî, ÷òîáû óñòðàíèòü ïðåãðàäó èñïóñêàíèþ âîä, ïðèõîäèëîñü ïðèäóìûâàòü äðóãèå ïðîöåäóðû, íåêîòîðûå èç íèõ áûëè âåñüìà èçîáðåòàòåëüíû, íî, âåðîÿòíåå âñåãî, âñå áûëè äîñòàòî÷íî áîëåçíåííûå, âïðî÷åì êàê è ñàìà ñèòóàöèÿ.

Âîò îïèñàíèå ëå÷åíèÿ ïî÷å÷íûõ êàìíåé: «Åñëè Âû ñîáèðàåòåñü óäàëÿòü ïî÷å÷íûå êàìíè, òî, ïðåæäå âñåãî, óáåäèòåñü â òîì, ÷òî ó Âàñ âñå åñòü: ÷åëîâåêà ñ íå äþæåé ñèëîé íóæíî ïîñàäèòü íà ñêàìüþ, à íîãè åãî ïîëîæèòü íà ñòóë; ïàöèåíò äîëæåí ñèäåòü íà êîëåíêàõ, íîãè åãî äîëæíû áûòü ïðèâÿçàíû ê øåå ïîâÿçêîé èëè ëåæàòü íà ïëå÷àõ àññèñòåíòà. Ëåêàðü äîëæåí âñòàòü ïîäëå ïàöèåíòà è âñòàâèòü äâà ïàëüöà ïðàâîé ðóêè â àíóñ, äàâÿ ïðè ýòîì ëåâîé ðóêîé íà ëîáêîâóþ îáëàñòü ïàöèåíòà. Êàê òîëüêî ïàëüöû äîòÿíóòñÿ äî ïóçûðÿ ñâåðõó, åãî íóæíî áóäåò âåñü îùóïàòü. Åñëè ïàëüöû íàùóïàþò òâåðäûé, êðåïêî çàñåâøèé øàðèê, òî ýòî ïî÷å÷íûé êàìåíü… Åñëè Âû õîòèòå èçâëå÷ü êàìåíü, òî ýòîìó äîëæíà ïðåäøåñòâîâàòü ëåãêàÿ äèåòà è ãîëîäàíèå â òå÷åíèè äâóõ äíåé. Íà òðåòèé äåíü,… íàùóïàéòå êàìåíü, ïðîòîëêíèòå åãî ê øåéêå ïóçûðÿ; òàì, íà âõîäå, ïðèëîæèòå äâà ïàëüöà íàä àíóñîì è ñäåëàéòå ïðîäîëüíûé ðàçðåç èíñòðóìåíòîì, ïîñëå ÷åãî èçâëåêèòå êàìåíü.» (Ôîòî: Êîëëåêöèÿ Ìàê-Êèííè)

6. Õèðóðã íà ïîëå áðàíè: ñòðåëû âûòàñêèâàòü — ýòî òåáå íå â íîñó êîâûðÿòü…

The Wound Man

Äëèííûé ëóê — áîëüøîå è ìîùíîå îðóæèå, ñïîñîáíîå ïîñûëàòü ñòðåëû íà îãðîìíûå äèñòàíöèè, â Ñðåäíèå âåêà îáðåë ìíîãî ïîêëîííèêîâ. Íî ýòî è ñîçäàëî íàñòîÿùóþ ïðîáëåìó äëÿ ïîëåâûõ õèðóðãîâ: êàê æå âûòàùèòü ñòðåëó èç òåë ñîëäàò.

Íàêîíå÷íèêè áîåâûõ ñòðåë íå âñåãäà ïðèêëåèâàëè ê äðåâêó, ÷àùå îíè ïðèêðåïëÿëèñü òåïëûì ï÷åëèíûì âîñêîì. Êîãäà âîñê çàòâåðäåâàë, ñòðåëàìè ìîæíî áûëî áåç ïðîáëåì ïîëüçîâàòüñÿ, íî ïîñëå âûñòðåëà, êîãäà íóæíî áûëî âûòàùèòü ñòðåëó, äðåâêî ñòðåëû âûòàñêèâàëîñü, à íàêîíå÷íèê íå ðåäêî îñòàâàëñÿ âíóòðè òåëà.

Îäíî èç ðåøåíèé ýòîé ïðîáëåìû — ýòî ëîæêà äëÿ ñòðåë, ñîçäàííàÿ ïî èäåå àðàáñêîãî ìåäèêà ïî èìåíè Àëüáóêàñèñ (Albucasis). Ëîæêà âñòàâëÿëàñü â ðàíó è ïðèêðåïëÿëàñü ê íàêîíå÷íèêó ñòðåëû, ÷òîáû åå ìîæíî áûëî ñïîêîéíî âûòàùèòü èç ðàíû íå ïðè÷èíÿÿ óùåðáà, ò. ê. çóáöû íàêîíå÷íèêà áûëè çàêðûòû.

Ðàíû ïîäîáíûå ýòîé òàêæå ëå÷èëèñü ïðèæèãàíèåì, êîãäà íàêàëåííûé äî êðàñíà êóñîê æåëåçà ïðèêëàäûâàëè ê ðàíå, ÷òîáû ïðèæå÷ü òêàíü è êðîâåíîñíûå ñîñóäû è ïðåäîòâðàòèòü êðîâîïîòåðþ è èíôåêöèè. Ïðèæèãàíèå ÷àñòî èñïîëüçîâàëîñü ïðè àìïóòàöèè.

Íà èëëþñòðàöèè âûøå ìîæíî óâèäåòü ãðàâþðó «Èçðàíåííûé ÷åëîâåê», êîòîðàÿ ÷àñòî èñïîëüçîâàëàñü â ðàçëè÷íûõ ìåäèöèíñêèõ òðàêòàòàõ äëÿ èëëþñòðàöèè òåõ ðàí, êîòîðûå ïîëåâîé õèðóðã ìîæåò óâèäåòü íà ïîëå áîÿ. (Ôîòî: FM)

7. Êðîâîïóñêàíèå: ïàíàöåÿ îò âñåõ áîëåçíåé

Êðîâîïóñêàíèå

Ìåäèêè Ñðåäíåâåêîâüÿ âåðèëè, ÷òî áîëüøèíñòâî ÷åëîâå÷åñêèõ áîëåçíåé — ýòî ðåçóëüòàò èçáûòêà æèäêîñòè â òåëå (!). Ëå÷åíèå æå ñîñòîÿëî â òîì, ÷òîáû èçáàâèòüñÿ îò èçëèøíåé æèäêîñòè, îòêà÷àâ áîëüøîå êîëè÷åñòâî êðîâè èç òåëà. Äëÿ ýòîé ïðîöåäóðû îáû÷íî èñïîëüçîâàëîñü äâà ìåòîäà: ãèðóäîòåðàïèÿ è âñêðûòèå âåíû.

Ïðè ãèðóäîòåðàïèè ìåäèê ïðèêëàäûâàë ê ïàöèåíòó ïèÿâêó, êðîâîñîñóùåãî ÷åðâÿ. Ñ÷èòàëîñü, ÷òî ïèÿâîê íóæíî êëàñòü íà ìåñòî, êîòîðîå áîëüøå âñåãî áåñïîêîèò ïàöèåíòà. Ïèÿâêàì ïîçâîëÿëè êðîâîïèéñòâîâàòü ïîêà ïàöèåíò íå íà÷íåò ïàäàòü â îáìîðîê.

Âñêðûòèå âåíû — ýòî ïðÿìîå ðàçðåçàíèå âåí, îáû÷íî íà âíóòðåííåé ñòîðîíå ðóêè, äëÿ ïîñëåäóþùåãî âûñâîáîæäåíèÿ ïðèëè÷íîãî êîëè÷åñòâà êðîâè. Äëÿ ýòîé ïðîöåäóðû èñïîëüçîâàëè ëàíöåò — òîíêèé ïðèìåðíî â 1,27 ñì äëèííîé íîæ, ïðîòûêàþùèé âåíó è îñòàâëÿþùèé íåáîëüøóþ ðàíêó. Êðîâü ñòåêàëà â ìèñêó, êîòîðóþ èñïîëüçîâàëè äëÿ îïðåäåëåíèÿ êîëè÷åñòâà ïîëó÷åííîé êðîâè.

Ìîíàõè âî ìíîãèõ ìîíàñòûðÿõ ÷àñòî ïðèáåãàëè ê ïðîöåäóðå êðîâîïóñêàíèÿ — ïðè÷åì, íå çàâèñèìî îò òîãî áîëüíû îíè èëè íåò. Òàê ñêàçàòü, äëÿ ïðîôèëàêòèêè. Ïðè ýòîì èõ îñâîáîæäàëè íà íåñêîëüêî äíåé îò ñâîèõ îáû÷íûõ îáÿçàííîñòåé äëÿ ðåàáèëèòàöèè. (Ôîòî: Êîëëåêöèÿ Ìàê-Êèííè è FM)

8. Äåòîðîæäåíèå: æåíùèíàì ãîâîðèëè — ãîòîâüòåñü ê âàøåé ñìåðòè

Àêóøåðêè çà ðàáîòîé

Äåòîðîæäåíèå â Ñðåäíèå âåêà ñ÷èòàëîñü íàñòîëüêî ëåòàëüíûì äåéñòâîì, ÷òî Öåðêîâü ñîâåòîâàëà áåðåìåííûì æåíùèíàì çàðàíåå ãîòîâèòü ñàâàí è ïðèçíàòüñÿ â ñîäåÿííûõ ãðåõàõ íà ñëó÷àé ñìåðòè.

Àêóøåðêè áûëè âàæíû äëÿ Öåðêâè èç-çà èõ ðîëè â êðåùåíèè ïðè ÷ðåçâû÷àéíûõ ñèòóàöèÿõ è èõ äåÿòåëüíîñòü ðåãóëèðîâàëàñü ðèìñêèì-êàòîëè÷åñêèì çàêîíîì. Ïîïóëÿðíàÿ ñðåäíåâåêîâàÿ ïîñëîâèöà ãîâîðèò: «×åì ëó÷øå âåäüìà, òåì ëó÷øå èç íåå àêóøåðêà» («The better the witch; the better the midwife»). ×òîáû îáåçîïàñèòüñÿ îò âåäüìîâñòâà, Öåðêîâü îáÿçûâàëà àêóøåðîê ïîëó÷àòü ëèöåíçèþ ó åïèñêîïîâ è äàâàòü êëÿòâó íå ïðèìåíÿòü ìàãèþ íà ðàáîòå ïðè ðîäàõ.

 ñèòóàöèÿõ, êîãäà ðåáåíîê ðîæäàåòñÿ â íåïðàâèëüíîé ïîçèöèè è âûõîä çàòðóäíåí, àêóøåðêàì ïðèõîäèëîñü ðàçâîðà÷èâàòü ðåáåíêà ïðÿìî â ÷ðåâå èëè òðÿñòè êðîâàòü, ÷òîáû ïîïûòàòüñÿ ïðèäàòü áîëåå ïðàâèëüíîå ïîëîæåíèå ïëîäó. Ìåðòâîãî ðåáåíêà, êîòîðîãî íå óäàëîñü èçâëå÷ü, îáû÷íî ðåçàëè íà êóñî÷êè ïðÿìî â ìàòêå îñòðûìè èíñòðóìåíòàìè è âûòàñêèâàëè ñïåöèàëüíûì èíñòðóìåíòîì. Îñòàâøóþñÿ ïëàöåíòó èçâëåêàëè ñ ïîìîùüþ ïðîòèâîâåñà, êîòîðûé âûòàñêèâàë åå ñèëîé. (Ôîòî: Âèêèïåäèÿ)

9. Êëèñòèð: ñðåäíåâåêîâûé ìåòîä ââåäåíèÿ ëåêàðñòâ â àíóñ

Êëèñòèð â äåéñòâèè

Êëèñòèð — ýòî ñðåäíåâåêîâàÿ âåðñèÿ êëèçìû, èíñòðóìåíòà äëÿ ââåäåíèÿ æèäêîñòè â òåëî ÷åðåç àíóñ. Êëèñòèð âûãëÿäèò êàê äëèííàÿ ìåòàëëè÷åñêàÿ òðóáêà ñ ÷àøåîáðàçíîé âåðøèíîé, ÷åðåç êîòîðóþ ëåêàðü çàëèâàë ëå÷åáíûå æèäêîñòè. Íà äðóãîì êîíöå, óçêîì, áûëî ïðîäåëàíî íåñêîëüêî îòâåðñòèé. Ýòèì êîíöîì ñåé èíñòðóìåíò è âñòàâëÿëè â ìåñòî ïîíèæå ñïèíû. Æèäêîñòü çàëèâàëàñü, à äëÿ ïóùåãî ýôôåêòà, ÷òîáû çàãíàòü ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà â êèøêó, èñïîëüçîâàëñÿ èíñòðóìåíò, íàïîìèíàþùèé ïîðøåíü.

Ñàìîé ïîïóëÿðíîé æèäêîñòüþ, çàëèâàåìîé êëèñòèðîì, áûëà òåïëàÿ âîäà. Òåì íå ìåíåå, èíîãäà èñïîëüçîâàëèñü è ðàçëè÷íûå ìèôè÷åñêèå ÷óäîäåéñòâåííûå ñíàäîáüÿ, íàïðèìåð, ïðèãîòîâëåííûå èç æåë÷è ãîëîäíîãî õðÿêà èëè óêñóñà.

 16 è 17 âåêàõ ñðåäíåâåêîâûé êëèñòèð çàìåíèëà áîëåå ïðèâû÷íàÿ íàì êëèçìåííàÿ ãðóøà. Âî Ôðàíöèè, òàêîå ëå÷åíèå äàæå ñòàëî äîâîëüíî ìîäíûì. Êîðîëþ Ëþäîâèêó XIV ïîñòàâèëè 2,000 êëèçì çà âñå âðåìÿ ñâîåãî ïðàâëåíèÿ. (Ôîòî CMA)

10. Ãåìîððîé: ëå÷èì àãîíèþ àíóñà çàêàëåííûì æåëåçîì

Ëå÷èì ïî ìåòîäó Ãèïïîêðàòà

Ëå÷åíèå ìíîãèõ áîëåçíåé â Ñðåäíèå âåêà ÷àñòî âêëþ÷àëî ìîëèòâû ñâÿòûì ïîêðîâèòåëÿì â íàäåæäå íà áîæåñòâåííîå âìåøàòåëüñòâî. Èðëàíäñêèé ìîíàõ 7 âåêà, Ñâÿòîé Ôèàêð áûë ïîêðîâèòåëåì ñòðàäàþùèõ ãåìîððîåì. Èç-çà ðàáîòû â ñàäó ó íåãî ðàçâèëñÿ ãåìîððîé, íî, îäíàæäû, ñèäÿ íà êàìíå, îí ÷óäåñíûì îáðàçîì èñöåëèëñÿ. Êàìåíü äîæèë äî ñåãîäíÿøíèõ äíåé è åãî ïîñåùàþò äî ñèõ ïîð âñå, èùóùèå ïîäîáíîãî èñöåëåíèÿ.  Ñðåäíèå âåêà ýòó áîëåçíü ÷àñòî íàçûâàëè «Ïðîêëÿòüå Ñâ. Ôèàêðà».

 îñîáî òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ãåìîððîÿ ñðåäíåâåêîâûå ëåêàðè ïðèìåíÿëè ïðèæèãàíèå ðàñêàëåííûì ìåòàëëîì äëÿ ëå÷åíèÿ. Äðóãèå æå âåðèëè, ÷òî ðåøèòü ïðîáëåìó ìîæíî, âûòîëêíóâ ãåìîððîé íîãòÿìè. Ýòîò ìåòîä ëå÷åíèÿ ïðåäëîæèë ãðå÷åñêèé ìåäèê Ãèïïîêðàò.

Åâðåéñêèé ìåäèê 12-îãî âåêà Ìîèñåé Åãèïåòñêèé (òàêæå èçâåñòåí ïîä èìåíàìè Ìàéìîìèä è Ðàìáàì) íàïèñàë öåëûé òðàêòàò èç 7 ãëàâ î òîì, êàê ëå÷èòü ãåìîððîé. Îí íå ñîãëàñåí ñ òåì, ÷òî äëÿ ëå÷åíèÿ íóæíî ïðèìåíÿòü õèðóðãèþ. Âìåñòî ýòîãî îí ïðåäëàãàåò ñàìûé ðàñïðîñòðàíåííûé íà ñåãîäíÿ ìåòîä ëå÷åíèÿ — ñèäÿ÷èå âàííû. (Ôîòî: Êîëëåêöèÿ Ìàê-Êèííè)

Äýâèä Ìîðòîí Äåâèä Ìîðòîí — áëîããåð è ïèñàòåëü èç Âàíêóâåðà, ðàáîòàþùèé íàä ðîìàíîì î ìîíàñòûðÿõ â Ñðåäíèå âåêà. Åùå îí ðàáîòàåò ó÷èòåëåì àíãëèéñêîãî êàê âòîðîãî ÿçûêà. Åãî áëîã ìîæíî ïî÷èòàòü ïî àäðåñó: https://blog.dmorton.ca

Ïåðåâîä ñ àíãëèéñêîãî è èìïðîâèçàöèÿ — Ratso.

Âíèìàíèå! 15.09.2010 Ñòàòüÿ îáíîâëåíà. Äîáàâëåíû ññûëêè íà ïåðñîíàëèè â Âèêèïåäèþ, èìåíà âðà÷åé è ó÷åíûõ ïðèâåäåíû ê ïðàâèëüíîìó âàðèàíòó íàïèñàíèÿ íà ðóññêîì.

Îðèãèíàëüíîå íàçâàíèå ñòàòüè — 10 Excruciating Medical Treatments from the Middle Ages

Источник

Как раньше лечили переломРезультаты лечения переломов костей десятки тысяч лет назад стали нам известны благодаря археологическим находкам.

Л. П. Николаев (1935) приводит ряд интересных сведений, почерпнутых из литературы, и описания музейных экспонатов, которые демонстрируют отдаленные исходы переломов и позволяют предполагать существование в древности еще очень примитивного, но тем не менее медицинского подхода к лечению повреждений скелета человека.

Рассматривая скелеты доисторических людей с теми или иными повреждениями, некоторые склонны считать, что в лечении переломов существовал известный «ортопедический под­ход». Доказательством этого является хорошее сращение перело­мов при правильном сопоставлении фрагментов костей. Так, у неандертальцев были обнаружены следы сращения костей, а перелом ключицы срастался при абсолютно правильном стоянии отломков. Давая оценку результатам лечения переломов некоторых трубчатых костей в неолитический период, Паэлс приводит сведения о 36 раз­личных переломах, при которых только у 11 скелетов отмечены неудовлетворительные результаты сращения и «сомнительные» у двух. Представляет интерес, что для сращения большинства этих переломов требуется надежная иммобилизация (шейка бедра, средняя треть ключицы). Обнаружение черепов со следами трепана­ций в доисторическом периоде еще раз подтверждает, что приблизи­тельно 10 000 лет назад первобытный человек уже имел представле­ние о хирургическом подходе к лечению повреждений.

О лечении заболеваний костного аппарата у древних людей пока ничего неизвестно, однако большинство заболеваний, наблюдаю­щихся у современного человека, встречалось и в неандертальский период. Так, в неолитический период деформирующий артроз суставов и особенно часто позвоночника достигал, по материалам раскопок, 20% (возможно, причиной являлось пребывание людей в темных и сырых пещерах, скудость и однообразие пищи, неблагоприятный климат). Раскопки показали, что у древних людей встречалось поражение костей и суставов туберкулезом, а также сифи­литическое поражение большеберцовой кости. Довольно частым было поражение костей, характерное для рахитического процесса. Сопоставление данных раскопок в различных частях света свидетель­ствует о неравномерности распределения тех или иных заболеваний костно-суставной системы человека. Так, туберкулез костей был довольно частым заболеванием в Египте в бронзовом веке, а у мумий этого же периода в Южной Америке туберкулезного поражения скелета не отмечено. Возможно, туберкулез был завезен туда позднее из Европы.

Об искусстве лечения переломов задолго до нашей эры свидетельствуют находки мумий за 2500 лет до н. э. Уже тогда переломы лечили, соблюдая принципы иммобилизации отломков костей (рис. 1). О том, что в древности на Ближнем Востоке были искусные врачеватели, свидетельствует бессмертное произведение Гомера «Илиада». В нем говорится об искусстве врачей «вырезывать стрелы» из ран, «выгонять кровь» и рану «врачествами осыпать» и упоминается даже о лекарстве, дающем местный обезболивающий эффект: «…присыпал горьким, врачующим боли, который ему совершенно боль утолил, и кровь унялась, и рана подсохла».

Как раньше лечили перелом

Рис. 1. Фиксация переломов костей пальмовыми листьями а Древнем Египте (мумия).

В этом же произведении Гомер, оценивая значение врача, особенно во время войны, отмечал:

«Опытный врач драгоценней многих других человеков,

Зная вырезывать стрелы и раны лечить врачествами».

В IV веке до н. э. (460—356) изложил свои знания по медицине ве­ликий ученый Гиппократ.

Красной нитью во всех его сочинениях проходит знаменитое положение, ставшее законом для врачей всех времен: «врач должен лечить не болезни, а больного». Наибольший интерес для нас представляют труды Гиппокра­та «О переломах», «О суста­вах», «О рычаге», «Ранение го­ловы».

В трактатах подробно излага­ются симптоматика и методы лечения вывихов и переломов. Многие из них послужили в даль­нейшем прототипами различных аппаратов для репозиции, а ме­тол вправления вывихов по Гип­пократу не утратил своей ценно­сти до настоящего времени.

Гиппократ предложил разли­чные способы вправления выви­хов плеча — рукой, пяткой, пле­чом, круглой палкой по методу рычага (пестом) и посредством планки (рис. 2). После вправле­ния вывихов Гиппократ рекомендовал во избежание рецидива надежную иммобилизацию (подкладывать валик в подмы­шечную ямку, а плечо привязы­вать к телу мягкой повязкой). Много внимания уделял Гиппократ вывихам бедра. Он предложил для вправления их несколько методов с применением специальных устройств. Один из методов с валиком-распоркой между ног и тягой с помощью ворота показан на рис. 3.

 Как раньше лечили перелом

Рис. 2. Вправление вывиха плеча при помощи планки по Гиппократу.

Как раньше лечили перелом

Рис. 3. Вправление вывиха бедра. 1 — поврежденная конечность; 2 – валик; 3 — вороты, действующие противоположном направлении

Очень оригинален метод лечения врожденной косолапости, при котором производились манипуляции, аналогичные применяемым в настоящее время. Гиппократ советовал поставить в правильное положение все «отклоненные и неестественно растянутые части, производя выпрямление их руками и повязкой». После редрессации он рекомендовал носить специальный свинцовый башмачок, по идее напоминающий современную ортопедическую обувь.

Для репозиции переломов Гиппократ пользовался аппаратами. При переломе плеча им предложено приспособление, благодаря которому можно было производить вытяжение по оси, а осво­божденными руками врач производил репозицию фрагментов кости. Для репозиции костей голени Гиппократ предложил оригинальную методику, основанную на длительном растяжении отломков посред­ством двух колец, надетых на голень в области лодыжек и мыщелков большеберцовой кости. С целью иммобилизации и постоянного растяжения использовались упругие и эластичные прутья, которые вставлялись в эти кольца как распорки. Кроме того, Гиппократ предложил универсальное устройство (скамья Гиппократа) для вправления переломов любой локализации, рычаговое приспособле­ние для репозиции вывиха позвоночника и многие другие аппараты.

Все переломы Гиппократ делил на простые и осложненные (открытые). Говоря об открытых переломах, он рекомендовал отпиливать выступающий на поверхность раны кусок кости, «если нельзя ее сдвинуть на свое место».

Много различных консервативных способов предложил Гиппократ для ускорения сращения костей. Особое значение он придавал методу постукивания по отломкам для ускорения сращения. Он использовал также солнечные и водяные ванны, а особенно советовал «растира­ние» поврежденной конечности. Метод «растирания» намного позд­нее был систематизирован арабской школой врачей и получил на­звание массажа (от арабского слова «таяв», что переводится как «нежное давление»).

В I веке нашей эры римский врач Корнелий Цельс написал трактат «О медицине», в котором углубил и дополнил представление Гиппократа о ранах, дал характеристику некоторых заболеваний костей и дополнил понятие об операциях на костях (выскабливание, прижигание, резекция кости до момента появления небольшого количества крови и т. д.). Это уже те советы врачам, которым мы следуем в настоящее время. Цельс предложил ряд инструментов для операции на костях (венечный трепан по типу цилиндрической трубки с острыми зубцами по краю цилиндра, менингофилакс — предохра­нитель мозговой оболочки и т. д.). Кроме того, он значительно обогатил систематику черепно-мозговой травмы: потеря зрения, спутанность сознания и бред, расстройство речи, сна, аппетита, ригидность затылочных мышц и т. д.

Почти в одно время с Цельсом разрабатывал вопросы деформаций и повреждения скелета человека Гален (131—206 гг. н. э.), которому мы обязаны введением таких распространенных по сей день терминов, как «лордоз», «кифоз», «сколиоз».

Гален и Цельс отмечали своеобразие в течении некоторых деформаций и заболеваний у детей, а Цельс, кроме того, указывал, что детей следует лечить иначе, чем взрослых.

Большой вклад в учение о повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата внесли представители греко-римской и араб­ской школ. Так, Авиценна (Ибн-Сина, 980—1037 гг.) подробно описал переломы, вывихи и предложил способ вправления вывиха плеча посредством давления на его головку. Абулказис (926—1013 гг.) в своих трудах изобразил инструментарий, приме­нявшийся в хирургии, и ряд аппаратов для репозиции костных отломков.

Большой вклад в развитие травматологии и ортопедии внес французский врач Амбруаз Парэ (1510—1590). Он предложил много методов лечения ортопедических заболеваний и повреждений. Основное внимание он сосредоточил на применении различных корригирующих и удерживающих приспособлений. Впервые ввел жестяной корсет для вправления искривления позвоночника, реко­мендовал специальную обувь при косолапости и т. д.

Много внимания Парэ уделял протезированию. Описание протезов дано им в специальном трактате, опубликованном в 1564 г. В этой работе Парэ указывает, что чертежи различных протезных аппара­тов ему удалось сделать совместно со слесарем, вследствие чего приведенные в работе чертежи и схемы понятны каждому слесарю; это позволило изготовлять аппараты-протезы в широких масшта­бах. В его протезах механическое устройство позволяло приводить в движение пальцы и кисть.

Несомненной заслугой Парэ является то, что он впервые делает попытку выделить «науку об искривлениях» как особую отрасль хирургии. Много внимания он уделяет лечению переломов, впервые говорит о переломах надколенника и методах его лечения, отдельно выделяет переломы шейки бедра. Особенно ценным явилось предложение Парэ о накладывании специальных металлических шин с отверстиями при открытых переломах костей конечностей, что позволило производить перевязку, не снимая иммобилизирующих приспособлений.

В лечении больных с различными дефектами опорно-двигательно­го аппарата Парэ исходил из основ консервативного лечения, и непоколебимость его авторитета задержала прогресс ортопедии.

Гаспаром Тальякоцци (1546—1599) предложена кожная пластика на питающей ножке, получившая название итальянского способа. Но еще в VI веке метод пластики на питающей ножке использовался в Индии для закрытия дефектов носа. Классический труд Тальякоцци «О хирургии дефектов всаживанием» вышел в 1597 г. Излагаемые в книге принципы пластической хирургии были истолкованы духовен­ством как попытка вмешаться в дела господа бога. Автор был предан анафеме, останки его изъяты из гроба и захоронены на «неосвящен­ной» земле. Так инквизиция подавляла развитие науки.

В следующем столетии появились работы некоторых ученых (в основном консервативного направления), работающих над исправлением деформации тела человека и лечением переломов.

В 1660 г. вышло сочинение Глиссона (1597—1677) о рахитических изменениях, которые автор предлагал лечить рядом консервативных методов. Одним из предложений Глиссона широко пользуются и в настоящее время для фиксации и растяжения шейного отдела позвоночника — так называемая петля Глиссона.

В доасептический период ограничение числа операций объясняется тем, что тяжелые осложнения удерживали хирургов даже от простых вмешательств.

Травматология и ортопедия. Юмашев Г.С., 1983г.

Источник