Этапы оказания помощи при переломах позвоночника

Этапы оказания помощи при переломах позвоночника thumbnail
27 авг. 2019
Перелом позвоночника опасен для жизни и здоровья больного. Очень важно оказать пострадавшему быструю и правильную домедицинскую помощь – для этого нужно дать ему обезболивающее и зафиксировать тело в неподвижном состоянии.

С переломом позвоночника современный человек сталкивается не так часто, как с обычными бытовыми травмами. Но будь-то на отдыхе или на производственном объекте серьезность такого перелома очень важна и от умения оказать первую домедицинскую помощь будет зависеть дальнейшее здоровье и, возможно, жизнь пострадавшего.

Перелом позвоночника, как сказано выше, сам по себе очень опасен и грозит летальным исходом. Даже самое незначительное повреждение позвоночника, не говоря уже о костном переломе, может оказаться причиной пожизненных мучений, инвалидности или полной утраты двигательной способности. Поэтому, независимо от сложности повреждения, первая помощь пострадавшему человеку должна оказываться быстро, осторожно, четко и продуманно правильно.

Обстоятельства, при которых может возникнуть перелом позвоночника

  1. При падениях с большой высоты.
  2. При нырянии (сильнейших осевых ударах головой о дно реки, моря, бассейна).
  3. При остеопорозе (заболевание, обусловленное утратой прочности костной ткани).
  4. При повреждении позвонков злокачественными опухолями.
  5. На строительстве или производстве при различных чрезвычайных ситуациях.
  6. При сильных ударах в спину (автокатастрофа, завал камнями).
  7. В криминальных ситуациях.

Основные виды переломов

Опасность данной ситуации заключается в том, что при переломе могут возникнуть повреждения спинномозгового вещества, проходящего через канал позвоночника. Осколками тел позвонков могут быть травмированы и нервные скопления, и кровеносные сосуды, в большом количестве расположенные около позвоночника, а это приводит к частичному или полному обездвиживанию конечностей или тела в целом, утрате чувствительности и полному разладу работы организма.

Компрессионные переломы встречаются намного чаще, чем травматические. Такие переломы являются следствием заболевания остеопороза, но в некоторых случаях могут возникать и при других болезнях позвоночника (остеохондроз, спондилез и др.). При таком повреждении происходит снижение высоты позвонков, они как бы спрессовываются, срастаются, наплывают один на другой. Поэтому даже при незначительных физических или осевых нагрузках, резких поднятиях тяжести может возникнуть компрессионный перелом.

Перелом одного позвонка долгое время может абсолютно никак не проявлять себя. Даже повреждение нескольких смежных дисков могут вызывать только ноющую хроническую боль, которую большинство людей просто стараются не замечать. Такие переломы зачастую получают молодые люди, увлекающиеся экстремальными видами спорта или пожилые вследствие заболеваний позвоночника.

Оскольчатые переломы возникают во время травм различного происхождения и могут нанести более серьезные повреждения. В этом случае тело позвонка раздрабливается на части (осколки), которые могут иметь острые сколы. Они способны не только сдавливать расположенные вокруг позвонка мягкие ткани (мышцы, кровеносные сосуды, нервные окончания), но могут и сильно травмировать их или даже полностью перерезать.

Кроме описанных выше переломов можно выделить некоторые подгруппы позвоночных повреждений:

  • единичный перелом или множественные позвоночные повреждения;
  • переломы с повреждениями спинномозгового вещества и без них;
  • переломы с травмированием межпозвонковых дисков и нервных окончаний или без них;
  • перелом стабильный (когда смещения позвоночника не наблюдается) и нестабильный (когда наблюдается смещение в травмированном теле позвонка);
  • переломы не только тел позвонков, но и их остистых отростков или дуг.

Первые признаки перелома позвоночника

  • Острый болевой синдром в месте травмы, иногда сопровождающийся потерей сознания или резким снижением артериального давления. Более слабый болевой синдром отмечается в случае, когда человек болен хроническими заболеваниями позвоночника (остеопорозом, онкологическими образованиями) и уже сталкивался с подобными болями.
  • При повреждении нервных скоплений, сдавливании их отечными тканями, травмировании спинномозгового вещества может возникнуть паралич конечностей, а также частичная или полная потеря чувствительности.
  • При переломах шейного участка позвоночника голова находится в неестественном положении, мышцы сведены, дыхание нарушено. В большинстве случаев отмечается мгновенная смерть.
  • При переломах в шейно-грудном отделе позвоночника возникает затруднение при дыхании, а в некоторых случаях и его полная остановка.
  • При переломах в поясничном участке позвоночника боль, как правило, распространяется в живот, могут отмечаться расстройства при мочеиспускании или полное недержание.
  • При переломах крестцового отдела образовывается сильный отек, гематома поврежденной области. Пострадавший не может стоять на ногах и ходить.

Неотложная домедицинская помощь пострадавшему

В первую очередь необходимо обезболить пострадавшего – для этого применяют сильнейшие находящиеся под рукой анальгетики.
Затем больного фиксируют в неподвижном состоянии. Вне доступа к больничному оборудованию довольно тяжело определить, в каком именно месте, и какой стадии получен перелом. Поэтому желательно максимально обездвижить и зафиксировать весь позвоночный столб. Для этого подойдут любые ровные и жесткие подручные средства (доски в человеческий рост, дверь, лист ДВП и пр.).

Если существует необходимость транспортировать больного, а под рукой нет жесткого основания, в крайних случаях допускается применение мягких носилок. Но в этом варианте перемещение пострадавшего происходит на животе и отсутствует возможность постоянно контролировать состояние жизненно важных функций организма (дыхания, цвета лица, сердцебиения и т.д.).

При повреждении позвоночника в шейном секторе обязательно сооружают нечто напоминающее жесткий воротник. Для этого подойдут любые твердые подручные материалы, которые обкладываются толстым слоем ваты или просто мягкой тканью. Главное что бы размер «воротника» соответствовал длине шеи (от ключиц до нижней челюсти). Затем голову еще и фиксируют от движения.

Перекладывать потерпевшего на носилки или твердую поверхность нужно очень аккуратно, стараясь сохранять ровной линию позвоночника. Для этого необходимо участие нескольких человек. Один из них придерживает голову и шею, другие берут под руки и ноги, и по команде синхронным движением перекладывают больного. Помните, что любое движение и даже незначительное смещение позвоночника вызовет острую боль в спине у пострадавшего и может нанести тяжелую травму спинному мозгу или мягким тканям.

Что категорически запрещается при переломах позвоночника?

  • Пробовать усадить пострадавшего, а тем более транспортировать в больницу сидя.
  • Пробовать поднять человека и пытаться поставить его на ноги.
  • Тянуть или дергать за нижние или верхние конечности, чтобы придать им правильное анатомическое положение.
  • Пробовать самостоятельно вправить поврежденные участки позвоночника.
  • Пробовать насильно дать медпрепараты пострадавшему, если он без сознания или нарушены функции дыхания и глотания.

Надеемся, что вам никогда не придется сталкиваться с переломами позвоночника, но если это все, же произойдет, вы не растеряетесь и хладнокровно окажете потерпевшему первую неотложную помощь.

Автор: К.М.Н., академик РАМТН М.А. Бобырь

Источник

Перелом руки – один из наиболее частых видов переломов, встречающихся в быту. Очень важно уметь оказывать первую помощь. Самым важным является вовремя иммобилизовать руку, иначе закрытый перелом может превратиться в открытый. Для иммобилизации к руке необходимо приложить шину и зафиксировать. В качестве шины можно использовать подручные материалы: доску, фанеру, толстую ветку и тд. Существуют несколько разновидностей шин, подбирать которые необходимо в зависимости от вида перелома.

Лестничная шина Крамера изготавливается из проволоки. Ее необходимо накладывать поверх одежды. Шину моделируют по здоровой руке, а затем накладывают на поврежденную конечность. Важно, чтоб шина охватывала два сустава.

Пневматические шины представляют собой герметичные камеры, внутрь которых помещается конечность. Различают три основных типа пневматических шин – для кисти и предплечья, для стопы и голени и для бедра. Этот тип шин прост в применении и наиболее часто используется не только сотрудниками «скорой помощи», но и службами МЧС, медицины катастроф, в спортивной медицине. Эти виды шин можно использовать не только при переломе, но и при ушибах, кровоизлияниях, повреждениях суставов.

При сильной боли можно принять анальгезирующий препарат – анальгин, кеторол, ибупрофен. Руку с шиной подвесить в согнутом в локте положении. При развитии болевого шока – то есть реакции организма на боль, при которой страдает нервная и сердечно-сосудистая система, важно принять незамедлительные меры. В противном случае, такое состояние может привести к смерти. Важно оказать первую помощь пострадавшему до приезда скорой помощи. О развитии болевого шока у пострадавшего свидетельствуют спутанность сознания, заторможенность, бледность, понижение температуры тела, снижение тонуса мышц, больной не понимает, что с ним происходит. На следующей стадии снижается артериальное давление до 90-100 мм рт.ст, учащенный пульс до 120 уд. в мин., холодный пот.

Пострадавшего с симптомами болевого шока необходимо согреть с помощью грелок, одеял, отпоить горячим чаем. При рвоте или ранениях брюшной полости пить запрещено.

Транспортировать пострадавшего можно только после устранения симптомов шока.

При открытом переломе руки в первую очередь необходимо остановить кровотечение. Для этого необходимо наложить жгут на область выше раны. Жгут представляет из себя прочную резиновую полоску. Жгут накладывают на 30-40 минут, в зависимости от состояния человека, времени года. Более длительное наложение может быть чревато некрозом, ведь конечность по сути отключают от кровотока, что может быть чревато развитием кислородного голодания. Что делать если под рукой не оказалось жгута? Можно наложить импровизированное средство, например, кусок ткани, ленты, веревки, собственный ремень и др.

Существуют две разновидности жгутов – ленточные и воронкообразные. Ленточный жгут – это небольшой отрезок ленты из резины. На нем могут быть нанесены отверстия для кнопок, или кнопки, которые позволяют его застегнуть.

Воронковые жгуты обычно используются в экстремальных условиях. Они представляют собой широкую синтетическую ленту, застегивающуюся с помощью липучки, которая обеспечивает надежную фиксацию. Часто такие жгуты снабжены медицинским маячком, который отслеживает время наложения.

Рану обработать антисептиком для того, чтобы предупредить попадание инфекции. После остановки кровотечения и обработки раны руку необходимо зафиксировать.

Источник

Пострадавшим с тяжелыми повреждениями позвоночника необходимо обеспечить максимальный покой и быструю эвакуацию наиболее щадящим видом транспорта.

Транспортная иммобилизация при повреждениях шейного отдела позвоночника. Тяжесть повреждений обусловлена расположенными в области шеи крупными сосудами, нервами, пищеводом, трахеей. Травмы позвоночника и спинного мозга в шейном отделе относятся к наиболее тяжелым повреждениям и нередко приводят к гибели пострадавшего.

Признаками тяжелых повреждений шейного отдела позвоночника являются:

  • невозможность повернуть голову из-за болей или удерживать ее в вертикальном положении;
  • искривление шеи;
  • полный или неполный паралич рук и ног при повреждении спинного мозга;
  • кровотечение;
  • свистящий звук в ране на вдохе и выдохе или скопление воздуха под кожей при повреждении трахеи.

Иммобилизация лестничными шинами в виде шины Башмакова. Шину формируют из двух лестничных шин по 120 см. Вначале выгибают одну лестничную шину по боковым контурам головы, шеи и надплечий. Вторую шину выгибают соответственно контурам головы, задней поверхности шеи и грудного отдела позвоночника. Затем, обе шины обертывают ватой и бинтами и связывают между собой, как указано на рисунке (рис. 15). Шину прикладывают к пострадавшему и укрепляют ее бинтами шириной 14 – 16см. Иммобилизацию должны выполнять не менее двух человек: один удерживает голову пострадавшего и приподнимает его, а второй – подкладывает и прибинтовывает шину.

 Транспортная иммобилизация шиной БашмаковаРис. 15. Транспортная иммобилизация шиной Башмакова: а – моделирование шины; б — обертывание шин ватой и бинтами; в – прибинтовывание шины к туловищу и голове пострадавшего; г – общий вид наложенной шины

Картонный воротник типа ШансаРис. 16. Картонный воротник типа Шанса: а – выкройка из картона; б – выкроенный воротник обернут ватой и марлей, пришиты завязки; в – общий вид иммобилизации воротником

Иммобилизация картонно – марлевым воротником (типа Шанца) (рис. 16).

Воротник может быть заготовлен заранее. Он успешно применяется при переломах шейного отдела позвоночника.

Из картона делают фигурную заготовку размерами 430х140 мм, затем картон обертывают слоем ваты и покрывают двойным слоем марли, края марли сшивают. На концах пришивают по две завязки.

Голову пострадавшего осторожно приподнимают и подводят под шею картонно-марлевый воротник, завязки связывают спереди.

Иммобилизация ватно-марлевым воротником (рис. 17).

Толстый слой серой ваты обертывают вокруг шеи и туго прибинтовывают бинтом шириной 14 — 16 см. Повязка не должна сдавливать органы шеи и мешать дыханию. Ширина слоя ваты должна быть такова, чтобы края воротника туго подпирали голову.

Ошибки транспортной иммобилизации при повреждениях шейного отдела позвоночника:

  1. Неосторожное перекладывание больного на носилки. Лучше всего, если голову при перекладывании поддерживает один человек.
  2. Иммобилизацию выполняет один человек, что ведет к дополнительной травме головного и спинного мозга.
  3. Фиксирующая повязка сдавливает органы шеи и затрудняет свободное дыхание.
  4. Отсутствие постоянного наблюдения за пострадавшим в бессознательном состоянии.

Транспортировка пострадавших с повреждениями шейного отдела позвоночника осуществляется на носилках в положении лежа на спине со слегка приподнятой верхней половиной туловища.

Транспортная иммобилизация при повреждениях грудного и поясничного отделов позвоночника. Пострадавшие с травмой позвоночника нуждаются в особо бережной транспортировке, так как возможно дополнительное повреждение спинного мозга. Иммобилизация показана при переломах позвоночника как с повреждением спинного мозга, так и без его повреждения.

Иммобилизация шейного отдела позвоночника ватно-марлевым воротникомРис. 17. Иммобилизация шейного отдела позвоночника ватно-марлевым воротником

Признаки повреждения позвоночника:

  • боли в области позвоночника, усиливающиеся при движениях;
  • онемение участков кожи на туловище или конечностях;
  • больной не может самостоятельно двигать руками или ногами.

Транспортная иммобилизация у пострадавших с повреждениями позвоночника достигается тем, что каким-либо способом устраняют провисание полотнища носилок. Для этого на них укладывают обернутый одеялом фанерный или деревянный щит (доски, фанерные или лестничные шины и др.).

Иммобилизация с помощью лестничных и фанерных шин. Четыре лестничные шины длиной 120 см, обернутые ватой и бинтами, укладывают на носилки в продольном направлении. Под них в поперечном направлении укладывают три – четыре шины длиной 80 см. Шины связывают между собой бинтами, которые с помощью кровоостанавливающего зажима продергивают между просветами проволоки. Аналогичным порядком могут быть уложены фанерные шины. Сформированный таким образом щит из шин сверху укрывают сложенным в несколько раз одеялом или ватно-марлевыми подстилками. Затем на носилки осторожно перекладывают больного.

Иммобилизация подручными средствами. Деревянные рейки, узкие доски и др. укладывают как показано на рисунке (рис. 18) и прочно связывают между собой. Затем накрывают их подстилкой достаточной толщины, перекладывают пострадавшего и фиксируют его. При наличии широкой доски допустимо уложить и привязать пострадавшего на ней (рис.19).

Транспортная иммобилизация при повреждении грудного и поясничного отделов позвоночника с помощью узких досокРис. 18. Транспортная иммобилизация при повреждении грудного и поясничного отделов позвоночника с помощью узких досок: а – вид спереди; б – вид сзади

Для транспортировки и переноски раненого можно приспособить снятую с петель дверь. Вместо досок можно использовать лыжи, лыжные палки, жерди, уложив их на носилки. Однако следует очень тщательно обезопасить от давления те участки тела с которыми эти предметы будут соприкасаться, чтобы предупредить образование пролежней.

При любом способе иммобилизации, пострадавшего необходимо фиксировать к носилкам, чтобы он не упал при переноске, погрузке, при подъеме или спуске по лестнице. Фиксацию осуществляют полосой ткани, полотенцем, простыней, медицинской косынкой, специальными ремнями и др. Под поясницу необходимо подкладывать небольшой валик из серой ваты или одежды, что устраняет ее провисание (рис. 20). Под колени рекомендуется подложить свернутую валиком одежду, одеяло или небольшой вещевой мешок. В холодное время года больной должен быть тщательно укутан одеялами.

В крайних случаях, при отсутствии стандартных шин и подручных средств, пострадавший с повреждением позвоночника укладывается на носилки в положении на животе (рис. 21).

Ошибки транспортной иммобилизации при повреждениях грудного и поясничного отделов позвоночника:

  1. Отсутствие какой-либо иммобилизации — это наиболее частая и грубая ошибка.
  2. Отсутствие фиксации пострадавшего на носилках со щитом или шине из подручных средств.
  3. Отсутствие валика под поясничным отделом позвоночника.

Транспортная иммобилизация при повреждении грудного и поясничного отделов позвоночника с помощью широкой доскиРис. 19. Транспортная иммобилизация при повреждении грудного и поясничного отделов позвоночника с помощью широкой доскиПоложение пострадавшего на щите при повреждении позвоночникаРис. 20. Положение пострадавшего на щите при повреждении позвоночника Положение пострадавшего с повреждением позвоночника при транспортировке на носилках без щитаРис. 21. Положение пострадавшего с повреждением позвоночника при транспортировке на носилках без щита

Эвакуация больного должна осуществляться санитарным транспортом. При транспортировке обычным транспортом, под носилки необходимо подстелить солому и т. д., чтобы свести до минимума возможность дополнительной травматизации. Повреждения позвоночника часто сопровождаются задержкой мочеиспускания, поэтому во время длительной транспортировки необходимо своевременно опорожнять мочевой пузырь больного.

Читать полный конспект Первая медицинская помощь при переломах костей конечностей

Источник

Пострадавшим с тяжелыми повреждениями позвоночника необходимо обеспечить максимальный покой и быструю эвакуацию наиболее щадящим видом транспорта.

Транспортная иммобилизация при повреждениях шейного отдела позвоночника. Тяжесть повреждений обусловлена расположенными в области шеи крупными сосудами, нервами, пищеводом, трахеей. Травмы позвоночника и спинного мозга в шейном отделе относятся к наиболее тяжелым повреждениям и нередко приводят к гибели пострадавшего.

Признаками тяжелых повреждений шейного отдела позвоночника являются:

· невозможность повернуть голову из-за болей или удерживать ее в вертикальном положении;

· искривление шеи;

· полный или неполный паралич рук и ног при повреждении спинного мозга;

· кровотечение;

· свистящий звук в ране на вдохе и выдохе или скопление воздуха под кожей при повреждении трахеи.

Иммобилизация лестничными шинами в виде шины Башмакова. Шину формируют из двух лестничных шин по 120 см. Вначале выгибают одну лестничную шину по боковым контурам головы, шеи и надплечий. Вторую шину выгибают соответственно контурам головы, задней поверхности шеи и грудного отдела позвоночника. Затем, обе шины обертывают ватой и бинтами и связывают между собой, как указано на рисунке (рис. 5.46). Шину прикладывают к пострадавшему и укрепляют ее бинтами шириной 14 – 16см. Иммобилизацию должны выполнять не менее двух человек: один удерживает голову пострадавшего и приподнимает его, а второй – подкладывает и прибинтовывает шину.

Иммобилизация картонно – марлевым воротником (типа Шанца) (рис. 5.47). Воротник может быть заготовлен заранее. Он успешно применяется при переломах шейного отдела позвоночника. Из картона делают фигурную заготовку размерами 430х140 мм, затем картон обертывают слоем ваты и покрывают двойным слоем марли, края марли сшивают. На концах пришивают по две завязки. Голову пострадавшего осторожно приподнимают и подводят под шею картонно-марлевый воротник, завязки связывают спереди.

Иммобилизация ватно-марлевым воротником (рис. 5.48). Толстый слой серой ваты обертывают вокруг шеи и туго прибинтовывают бинтом шириной 14 – 16 см. Повязка не должна сдавливать органы шеи и мешать дыханию. Ширина слоя ваты должна быть такова, чтобы края воротника туго подпирали голову.

Транспортная иммобилизация при повреждениях грудного и поясничного отделов позвоночника. Пострадавшие с травмой позвоночника нуждаются в особо бережной транспортировке, так как возможно дополнительное повреждение спинного мозга. Иммобилизация показана при переломах позвоночника как с повреждением спинного мозга, так и без его повреждения.

Признаки повреждения позвоночника:

· боли в области позвоночника, усиливающиеся при движениях;

· онемение участков кожи на туловище или конечностях;

· больной не может самостоятельно двигать руками или ногами.

Транспортная иммобилизация у пострадавших с повреждениями позвоночника достигается тем, что каким-либо способом устраняют провисание полотнища носилок. Для этого на них укладывают обернутый одеялом фанерный или деревянный щит (доски, фанерные или лестничные шины и др.) (рис. 5.49).

При любом способе иммобилизации, пострадавшего необходимо фиксировать к носилкам, чтобы он не упал при переноске, погрузке, при подъеме или спуске по лестнице. Фиксацию осуществляют полосой ткани, полотенцем, простыней, медицинской косынкой, специальными ремнями и др. Под поясницу необходимо подкладывать небольшой валик из серой ваты или одежды, что устраняет ее провисание. Под колени рекомендуется подложить свернутую валиком одежду, одеяло или небольшой вещевой мешок. В холодное время года больной должен быть тщательно укутан одеялами.

Источник