Эпоха революционного перелома

Эпоха революционного перелома thumbnail

РОССИЯ НА ПЕРЕЛОМЕ (1917–1921)

Февральская альтернатива

Февральская революция

Революция 1905–1907 гг. и незавершенные столыпинские реформы не позволили до конца разрешить те социальные и культурные противоречия, которые вызывали в России подъем революционного движения. Эти противоречия были обострены Первой мировой войной. Война дискредитировала и изолировала власть, озлобила и вооружила массы (лишь в действующей армии находилось 6,8 млн человек). К 1917 г., несмотря на явные сдвиги в обеспечении армии вооружением и Брусиловский прорыв (который стал самым успешным наступлением стран Антанты с начала мировой войны), недовольство правительством стало чуть ли не всеобщим. В стране и в армии, особенно в тыловых гарнизонах, падала дисциплина, росли революционные настроения. Эти тенденции были характерны и для других воюющих держав, но в России они приобрели качественно иной размах в силу незавершенности индустриальной модернизации и слабости власти.

Страх перед голодом в традиционных обществах определял поведение широких масс. Угроза нехватки зерна еще в XVIII в. приводила во Франции к беспорядкам и восстаниям. Поэтому примечательно, что импульсом к российской революции послужила задержка с подвозом продовольствия в Петроград. 23 февраля 1917 г. в столице начались стихийные манифестации и митинги протеста. В последующие дни число демонстрантов, бастовавших рабочих возрастало. Полиция оказалась перед ними бессильной. В ход были пущены войска, некоторые демонстрации – расстреляны. Многим казалось, что с революцией уже покончено. Однако с 26 февраля солдаты Петроградского гарнизона начали переходить на сторону революции, и это решило ее исход. 28 февраля столица полностью перешла в руки восставших. В других городах революция совершалась, как правило, «по телеграфу». Получив известие о свержении царского правительства, на местах свергали царскую администрацию.

Революция носила в основном стихийный характер и застала врасплох основные политические силы. Для либералов ситуация усугублялась роспуском IV Государственной думы. Но 27 февраля часть депутатов во главе с председателем Думы октябристом М. В. Родзянко образовала Временный комитет Государственной думы. На следующий день он объявил о взятии на себя функций «восстановления государственного и общественного порядка».

27 февраля по инициативе меньшевиков был создан Петроградский совет рабочих депутатов (вскоре преобразованный в Совет рабочих и солдатских депутатов). Фактически он стал параллельным Временному комитету Думы органом власти. Уже в марте в России было создано около 60 °Cоветов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Наряду с общественными исполнительными комитетами, Советы сыграли огромную роль в объединении революционных масс, «низов» общества.

2 марта Временный комитет членов Государственной думы по соглашению с Петроградским советом образовал Временное правительство во главе с князем Г. Е. Львовым. Министрами стали известные и популярные в России либеральные деятели и один эсер – А. Ф. Керенский.

Император не находил твердой поддержки не только у народных масс, но даже у своего окружения и командующих фронтами. В этих условиях он не стал цепляться за власть. Стремясь успокоить страну и дать ей возможность продолжить войну, 2 марта 1917 г. Николай II отрекся от престола в пользу своего брата, великого князя Михаила Александровича. Но 3 марта 1917 г. тот испугался занять трон и призвал народ подчиниться Временному правительству и будущему Учредительному собранию. Так неожиданно пала российская монархия.

Февральская революция сплотила на время расколотое общество, объединив против царя революционные «низы» и буржуазию (и даже некоторых представителей императорской фамилии). События в России походили на многие западноевропейские революции XVII–XIX вв. Но, как и в большинстве из них, достигнутое объединение не могло быть прочным. Более того, в условиях мировой войны незавершенность формирования гражданского общества и падение монархии, являвшейся ключевым, интегрирующим элементом российской государственности и всего общества, привели к глубокому вакууму власти, длительному периоду нестабильности и к началу постепенного распада Российской империи.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 сентября 2019;
проверки требуют 2 правки.

Агитационный плакат о выполнении пятилетнего плана

«Великий перелом» — выражение И. В. Сталина, которым он охарактеризовал начатую в конце 1920-х в СССР политику форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.

Новая экономическая политика, проводившаяся после окончания Гражданской войны и будучи по своей сути компромиссным решением острого кризиса, не могла обеспечить в условиях ожидавшейся войны должные темпы перехода экономики СССР от отсталой аграрной к развитой индустриальной. Одним из возможных путей развития могла быть дальнейшая экономическая либерализация и углубление НЭПа. ВКП(б) под руководством Сталина избрала другой путь — создание мобилизационной экономики с предельной концентрацией ресурсов в руках государства и политические репрессии против целых классов и социальных групп — и прежде всего против «кулаков».

История[править | править код]

В своей статье «Год великого перелома: к XII годовщине Октября» И. В. Сталин назвал 1929 год «годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства»[1][2][3]. Именно в этот год произошёл окончательный отказ от политики НЭПа и обозначен мобилизационный курс развития, благодаря которому была решена стоявшая перед страной задача индустриальной модернизации.

Лидер СССР И. В. Сталин в 1929 году

По утверждению Сталина, в 1929 году партии и стране удалось добиться решительного перелома:

  1. в области производительности труда, что выразилось в «развёртывании творческой инициативы и могучего трудового подъёма миллионных масс рабочего класса на фронте социалистического строительства».
  2. в области разрешения в основном проблемы накопления для капитального строительства тяжёлой промышленности, ускоренного развития производства средств производства и создания предпосылок для «превращения нашей страны в страну металлическую».
  3. в переходе земледелия «от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию, к совместной обработке земли, к машинно-тракторным станциям, к артелям, колхозам, опирающимся на новую технику, наконец, к гигантам-совхозам, вооружённым сотнями тракторов и комбайнов».

Реальная ситуация в стране, однако, была далеко не такая оптимистичная. Как указывает исследователь О. В. Хлевнюк, курс на форсированную индустриализацию и насильственную коллективизацию «фактически вверг страну в состояние гражданской войны».

Особенно остро отреагировало сельское население — насильственные хлебозаготовки, сопровождавшиеся массовыми арестами и разорением хозяйств, привели к мятежам, количество которых к концу 1929 года исчислялось уже многими сотнями[источник не указан 545 дней]. Не желая отдавать имущество и скот в колхозы и опасаясь репрессий, которым подверглись зажиточные крестьяне, люди резали скот и сокращали посевы.

На сопротивление деревни государство ответило силой. Провозгласив курс на сплошную коллективизацию и ликвидацию кулаков, опираясь на направленные в деревню из города специальные рабочие отряды при поддержке ОГПУ и армии, местные власти насильно сгоняли крестьян в колхозы, отнимая у них имущество.

Это привело лишь к ещё большему обострению обстановки. Согласно данным из различных источников, приводимым О. В. Хлевнюком, в январе 1930 года. было зарегистрировано 346 массовых выступлений, в которых приняли участие 125 000 человек, в феврале — 736 (220 000), за первые две недели марта — 595 (около 230 000), не считая Украины, где волнениями было охвачено 500 населённых пунктов. В марте 1930 года в целом в Белоруссии, Центрально-Чернозёмной области, в Нижнем и Среднем Поволжье, на Северном Кавказе, в Сибири, на Урале, в Ленинградской, Московской, Западной, Иваново-Вознесенской областях, в Крыму и Средней Азии было зарегистрировано 1642 массовых крестьянских выступления, в которых приняли участие не менее 750 000—800 000 человек. На Украине в это время волнениями было охвачено уже более тысячи населённых пунктов.

Партийному и государственному руководству пришлось несколько отступить, и 2 марта 1930 в советской печати было опубликовано письмо Сталина «Головокружение от успехов», в котором вина за «перегибы» при проведении коллективизации была возложена на местных руководителей. Ещё через месяц на места была направлена правительственная директива о смягчении курса в связи с угрозой «широкой волны повстанческих крестьянских выступлений» и уничтожения «половины низовых работников», а также уточнения о порядке реализации коллективизации[4]. Сопротивление крестьянства, однако, привело лишь к некоторому сдерживанию темпов коллективизации, которая была завершена в последующие несколько лет, после того, как силами ОГПУ удалось подавить антисоветские выступления, нейтрализовать и ликвидировать их организаторов и наиболее активных участников. Усмирению крестьянства способствовала и массовая высылка кулаков и членов их семей в лагеря и трудовые поселения в Сибири и на Севере.

В период мирового экономического кризиса, демографическая статистика свидетельствовала о взрывном приросте населения СССР (+15,7 млн чел. с 1926 по 1939 гг.)[5] по сравнению с погрузившимися в Великую Депрессию США(прирост 13,5 млн чел)[6]. Двукратный рост доходов населения с 1932-го по 1937-й[7] обусловил не только улучшение благосостояния[источник не указан 860 дней][цитата не приведена 860 дней], но и увеличение объема внутреннего рынка, что в условиях удешевления импорта и экспорта вследствие кризиса явилось дополнительным импульсом к дальнейшей модернизации.[источник не указан 860 дней][цитата не приведена 860 дней]

В третью пятилетку удалось наконец приступить к реализации главной цели реформ — развертыванию военной промышленности в условиях нарастающей военной угрозы.[цитата не приведена 860 дней]

Итоги[править | править код]

В историографии годами «Великого перелома» принято называть период первых двух сталинских пятилеток.

Рост физического объёма валовой продукции промышленности СССР в годы 1-й и 2-й пятилеток (1928—1937 гг.)[8][9]

Продукция1932 г.19371932 к 1928 (%)
1-я пятилетка
1937 к 1933 (%)
1 и 2-я пятилетки
Чугун, млн. т.6,214,5188 %439 %
Сталь, млн. т.5,917,7137 %412 %
Прокат чёрных металлов, млн. т.4,413129 %382 %
Уголь, млн. т.64,4128181 %361 %
Нефть, млн. т.21,428,5184 %246 %
Электроэнергия, млрд кВт·ч13,536,2270 %724 %
Бумага, тыс. т.471832166 %293 %
Цемент, млн. т.3,55,5194 %306 %
Сахарный песок, тыс. т.18282421142 %189 %
Станки металлорежущие, тыс. шт.19,748,5985 %2425 %
Автомобили, тыс. шт.23,92002988 %25000 %
Обувь кожаная, млн. пар86,9183150 %316 %

Первая пятилетка (1928-32) была разработана на основе Директив Пятнадцатого съезда ВКП(б), как продолжение и развитие идей долгосрочного плана ГОЭЛРО. Гл. задача 1-й пятилетки состояла в построении фундамента социалистической экономики и укреплении обороноспособности страны. План предусматривал задания и мероприятия, направленные на превращение СССР из аграрной в развитую индустриальную державу, на коллективизацию значительного числа крестьянских хозяйств. Работа по подготовке плана проходила в острой борьбе против троцкистов, отстаивавших лозунг «сверхиндустриализации», и правой оппозиции, требовавшей равнения на «узкие места» в народном хозяйстве, низких темпов развития, особенно отраслей тяжёлой промышленности.

В результате выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР было введено в действие 4500 крупных государственных промышленных предприятий. Часть продукции промышленности в общем объёме хозяйства повысилась с 70,2 % в 1932 до 77,4 % в 1937. 80 % всей промышленной продукции было получено на предприятиях, вновь построенных или полностью реконструированных за годы 1-й и 2-й пятилеток.

Для поддержки роста промышленного и сельскохозяйственного производства, а также в связи с развитием новых индустриальных районов была реализована масштабная программа железнодорожного строительства, введены в действие крупные сооружения водного транспорта. Грузооборот железнодорожного транспорта увеличился за пятилетие более чем в 2 раза. Производительность труда в промышленности выросла на 90 %, что явилось результатом повышения технического уровня и освоения новой техники.

По абсолютным объёмам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на второе-третье место после США и Германии.[10] Сократилось отставание от развитых стран по производству продукции на душу населения. Количество рабочих выросло с 9 до 23 млн человек. В 1935 г. отменили карточки на продукты и промышленные товары. В третьей пятилетке (1937—1941) темпы роста промышленного производства по категориям А и Б(производство средств производства и производство товаров народного потребления)значительно снизились и не превышали в среднем 3-4 % в год. В этот период заметно выросла доля военной промышленности, которая к тому моменту стала обеспечена необходимой материально-сырьевой и кадровой базой.

В результате за 14 предвоенных лет были созданы целые отрасли промышленности буквально с нуля[цитата не приведена 860 дней], а также в достаточно быстрой ликвидации её последствий в виде карточной системы и т. д.

См. также[править | править код]

  • Головокружение от успехов
  • Сталинские репрессии
  • Коллективизация
  • Индустриализация
  • Голод в СССР (1932—1933)

Примечания[править | править код]

Источник

Необходимо подчеркнуть, что речь идет не просто о каких-то реформах очередного правителя России, а об эпохе Петра I. Эпоха эта по сути своей стала переломной, результатом был качественный переход России на новый уровень внутри- и внешнеполитического развития.

Эпоха Петра Великого — время активных преобразований. Она вся была пронизана имперской идеей (расширение территорий). Внешнеполитическая сфера наряду с укреплением центральной власти доминировала, и все реформы были подчинены идее имперского строительства.

Империя — монархическое государство во главе с императором; государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемых из единого центра.

Затем можно остановиться на сущности империи вообще, предложить ученикам вспомнить исторические примеры, выяснить в них общее и особенное. (См. схему).

К анализу реформ следует подходить с точки зрения создания империи. Тогда станут ясны их характер и цели, которые они преследовали.

Реформы характеризовались, во-первых, совместностью их проведения; не было такого, чтобы они шли одна за другой. А во-вторых, проводились не по плану, а по мере надобности, как только возникала (обычно военная) необходимость. Несистематический ход реформ обусловливался и тем, что самому реформатору и его приближенным приходилось учиться, можно сказать, на ходу и менять что-либо по мере надобности.

Характерно, что Петр I начинает с военной реформы. Можно спросить у ребят, почему именно с военной реформы начинает Петр I; обязательно просить аргументировать мнение.

Именно с этой реформы начинаются все преобразования. В 1699 году были распущены после восстания стрелецкие полки, но это началом реформы считать нельзя. Содержательно военная реформа началась в 1705 г., тогда были введены рекрутские наборы. Суть их состояла в том, что с 20 тяглых дворов брался один рекрут, который нес пожизненную службу. В случае смерти, дезертирства или еще чего-нибудь те же 20 дворов должны были поставлять еще одного рекрута.

Рекрутская система, или воинская повинность, позволила впервые создать устойчивую систему комплектования армии, постоянную армию, что есть выход на более качественный уровень в военном деле. Армия состояла из следующих родов войск: пехота, кавалерия, гарнизонные войска и специальные пограничные.

В 1718-1719 годах были учреждены военная коллегия и адмиралтейство, а также Генеральный штаб во главе с генерал-фельдмаршалом. В 1716 г. появился документ «Устав воинский».

Как известно, при Петре появился флот. Строительство его началось в 1696 г. в результате неудачного Азовского похода, когда стало ясно, что без военного флота взять крепость невозможно. Началась работа на Воронежских верфях, и до 1702 г. активное внимание было сосредоточено на возведении Азовского флота. С 1702 г. активно создается Балтийский флот, именно теперь понадобился он в противовес шведскому. На этом примере наглядно видно, что возникновение Российского флота было обусловлено внешними задачами.

В результате военных преобразований в стране были созданы постоянная армия и флот, которые были способны решать внешнеполитические задачи.

Существование боеспособной армии и флота было невозможно без соответствующей экономической основы, поэтому реформы коснулись и экономики. (См. таблицу).

Общей чертой всей экономической политики Петра I был протекционизм — ограждение собственной промышленности от конкуренции с иностранными товарами. Содержательно это выразилось в повышении таможенных тарифов на ввоз товаров и понижение на вывоз.

На первом этапе одним из главных шагов экономической политики стало создание мануфактур — форма производства, характеризующаяся применением ручных орудий и разделением труда между рабочими.

С 1695-го по 1725 год появляется около 200 новых мануфактур. Возможно, данные преувеличены, но, несомненно, началось активное развитие мануфактурного производства. Проводилась политика реанимации старых промышленных центров, и активно развивались новые, например Урал. В строгом смысле новым этот промышленный район назвать нельзя, однако при Петре строится много новых заводов (Невьянский, Каменский, Уктусский и др.). Можно сказать, что Урал переживает второе рождение. Традиционно известен Тульский оружейный завод, основанный в 1712 г. Текстильная промышленность развивается в Москве, Казани и Липецке. Активно привлекались иностранные специалисты. Существовали монополии на производство и продажу некоторых товаров.

В 1713 г. центр внешней торговли был перенесен из Астрахани в Петербург. Характерно, что мера эта была предпринята специальным указом, а не в результате потребности естественного экономического развития, что доказывает ведущую роль государственного регулирования в экономическом развитии.

Второй же этап характеризуется ослаблением контроля государства над экономикой. В 1715 г. появляется указ, который стимулировал создание торговых и промышленных компаний. Когда встала необходимость строить флот, Петр I активно создавал так называемые кумпанства с целью привлечения финансов. Это были принудительные объединения купцов, церковников, обязанные за свой счет построить определенное количество судов. Такими мерами царь привлекал частную инициативу и средства для государственных нужд.

В 1719 году вышел указ, ограничивающий монополию государства. В том же году вышел указ, который разрешал всем людям независимо от сословия искать руду и создавать заводы. Развитие горнозаводской промышленности начинает всячески стимулироваться.

Затем получает распространение передача казенных заводов в частные руки. Причем новые владельцы получали льготы и субсидии.

В 1721 году появляется важнейший указ, по которому разрешалось покупать и приписывать к мануфактурам крепостных крестьян. В этом указе представлена содержательная сторона петровских реформ. Великий реформатор создавал крепостническую экономику, эффективность которой могла быть только временной.

В 1719-1721 гг. состоялась реформа податного обложения. После переписи населения подворная система налогообложения была заменена на подушную. Теперь налогом облагался не хозяйственный двор, а каждый человек, причем учитывались только мужчины. В 1724 г. появляется новый таможенный тариф, который носит ярко выраженный протекционистский характер. Петр заботился прежде всего о выпуске военной продукции. Реформы коснулись и аппарата управления. Была создана новая система органов центральной власти.

Реформа органов центральной власти:

Создание Сената — высшего органа государственного управления и создание фискалитета как органа тайного надзора.

Создание коллегий как органов исполнительной власти.

Создание прокуратуры как инструмента надзора за Сенатом.

Издание документа «Генеральный регламент», завершение организационного оформления бюрократического аппарата.

В 1711 году был создан Сенат. Он стал высшим органом центрального управления. Был издан документ «Должность Сената», который регулировал деятельность этого органа. В основу деятельности Сената введен принцип коллегиальности, сущность которой состояла в том, что решения он мог принимать только единогласно. Петр использовал такой принцип для того, чтобы без его ведома было сложно решить какой-либо вопрос.

В 1717-1718 гг. начинают появляться коллегии как органы исполнительной власти: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Иностранных дел, Юстиц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия. Их возглавляют люди из ближайшего окружения Петра, такие, как Апраксин, Меншиков, Головнин. Каждой коллегией руководил президент. В 1719-1724 гг. принимают документ «Генеральный регламент». Он определял принцип деятельности всего бюрократического аппарата.

Одной из важных составляющих реформ Петра является создание системы органов контроля и надзора. В 1711 г. был открыт фискалитет как институт тайного надзора вообще. В 1722 г. стала работать прокуратура, во главе которой стоял генерал-прокурор (первым был Павел Иванович Ягужинский). Она была учреждена специально как инструмент надзора за деятельностью высшего органа управления государством — Сената. Для надзора за деятельностью коллегии в каждой из них был введен специальный чиновник — прокурор коллегии. Он подчинялся не президенту коллегии, а непосредственно генерал-прокурору, который в свою очередь напрямую подчинялся Петру I.

Реформы коснулись и административно-территориального деления.

Говоря об административной реформе, надо прежде всего иметь в виду губернскую реформу Петра I. Она прошла в два этапа.

Первый этап — 1707-1710 гг. В эти годы созданы губернии, которые делились на уезды. Во главе губерний стояли губернаторы, наиболее приближенные к царю люди.

Второй этап — 1718-1719 гг. Были учреждены провинции, на которые делились уезды. Эта реформа также имела выход на решение внешнеполитических задач: она решала проблему расквартирования и снабжения армии.

Одной из главных идей всех преобразований Петра I была идея создания регулярного государства.

Это указ «О единонаследии», документ «Табель о рангах».

Прежде всего имелась в виду идея всеобщей обязательной службы. Петр впервые в российской политической практике ставит вопрос о государственном интересе, который должен быть выше личного. При этом верность подобному взгляду ему пришлось доказать не только на уровне деклараций, но и на примере судьбы собственного сына, пренебрегшего государственным интересом в пользу личного: Петр даже сына принес в жертву долгу.

В 1714 году появляется указ «О единонаследии», по которому запрещался раздел недвижимости между сыновьями владельца. Отныне только старший сын имел право наследовать все имущество. Остальные должны были идти на государственную службу.

В 1722-1724 гг. появился документ, который регулировал службу дворянства, — «Табель о рангах». Он определял само содержание и прохождение по службе. Определялись четыре служебные категории: военная, морская, статская и придворная. В каждой было 14 классов, из которых 14-й был низшим, а 1-й — высшим. Постоянная служба в одном классе была необязательной, и позволялось переходить с одной службы на другую. Вводился принцип личной выслуги, а не по родовитости предков. Для лиц недворянского происхождения с 8-го класса давалось потомственное дворянство.

Была проведена церковная реформа.

Отменялось патриаршество, восстановлен монастырский приказ, учрежден Синод. Вместо патриарха назначался местоблюститель патриаршего престола. В условиях войны единоначалие есть условие победы. Отсюда стремление верховной власти ликвидировать конкурента на «соправление» в лице высшей духовной власти, ибо патриарх, не сочувствующий преобразованиям, становился опорою недовольных, средоточием и вождем их, давал благословение их делу. По сути, в этом проявился принцип централизации — главой церкви становился монарх.

В 1701 г. восстановлен монастырский приказ, а в 1721 г. состоялась церковная реформа. Появился документ «Духовный регламент» (разработку его связывают с Феофаном Прокоповичем — архиепископом Псковским), в котором высказывалась идея о недопустимости любой оппозиции самодержавию. Легенда гласит, что в ответ на пожелание церковных иерархов иметь патриарха Петр передал им «Духовный регламент» и не допускавшим возражений тоном произнес: «Вы просите патриарха — вот вам духовный патриарх». А вынув из ножен кортик, ударил им по столу и добавил: «А противомыслящим — булатный патриарх!»

Тогда же в 1721-м был учрежден Синод для управления церковными делами. Структура его копировала структуры коллегий. И вообще управление духовным учреждением осуществлялось на светских началах. Во главе Синода стоял президент и два вице-президента (первым президентом был Стефан Яворский — сугубо светский человек). Учреждение подобного органа означало полное подчинение церкви. Отныне государство в неограниченном масштабе вмешивалось в церковные дела. Специальным указом 1721 г. в Синод был назначен специальный чиновник, который должен был наблюдать за деятельностью Синода, — обер-прокурор Синода.

Штат церковников определялся государством, и даже специальным указом повелевалось нарушать тайну исповеди, если дело касалось государственной важности.

Перед тем как переходить к оценке реформ, можно дать ученикам возможность вспомнить, какие органы государства существовали до реформы, и сравнить их.

Роль Петра I в истории

В первую очередь, конечно, дать возможность ученикам высказать свое мнение, свою оценку реформ и самого реформатора. При этом обязательно аргументировать свою точку зрения.

В отечественной историографии было три точки зрения:

Первая — (только положительная): Петр был великим реформатором, «прорубил окно в Европу», цивилизовал Россию.

Вторая — (только отрицательная): Петр нарушил естественный ход русской истории, и Россия стала бездушно копировать Запад. Страна утратила свою самобытную историю. Это полярные точки зрения.

Третья точка зрения имеет более твердые научные основания.

Суть позиции выражается в стремлении уйти от полярных точек зрения. Все реформы были направлены на решение внешнеполитических задач, внутренняя политика была подчинена внешней. Внутренние реформы не имели самостоятельного значения.

Иван КАРПОВ, студент Пермского университета

Источник