История болезни перелом стенки орбиты
Перелом орбиты — полное или частичное нарушение целостности стенок глазницы при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка. Переломы могут возникать как вследствие травмы, так и в результате различных заболеваний, сопровождающихся изменениями в прочностных характеристиках костной ткани.
Изолированные переломы верхней и латеральной стенок орбиты являются редкостью, обычно они сочетаются с другими переломами лицевого скелета. Так, переломы латеральной стенки обычно сочетаются с переломами скуловой или клиновидной костей, а переломы крыши орбиты — с повреждением верхнего края орбиты, лобной кости и лобной пазухи.
Статистика
Повреждения глазницы в основном встречаются в течение первых тридцати лет жизни и среди другой патологии орбиты уступают по частоте возникновения лишь эндокринной офтальмопатии у взрослых и дермоидным опухолям у детей. Из всех травм глазницы, требующих стационарного лечения, около 85 % составляют переломы ее стенок.
Орбитальные переломы являются одной из наиболее распространенных травм средней зоны лица, уступая лишь повреждениям костей носа. По данным P. Siritongtaworn с соавторами (2001), переломы глазницы составляют 40 % от всех переломов лицевого скелета. Три четверти пострадавших — мужчины.
Изолированные переломы орбиты встречаются примерно в 35–40 % случаев, у 30–33 % пострадавших оказываются поврежденными две стенки. Перелом трех стенок глазницы регистрируется у 15–20 % пациентов и всех четырех — в 5–10 % случаев.
У детей орбитальные переломы составляют 23 % от всех травм лица, уступая лишь фрактурам нижней челюсти (34 %). В свою очередь из всех переломов глазницы, встречающихся в педиатрической практике, от 25 до 70 % приходится на повреждения нижней стенки в варианте перелома по типу «капкана». Важно отметить, что орбитальные переломы, как правило, сочетаются с теми или иными повреждениями глазного яблока, в том числе с проникающими ранениями и субконъюнктивальными разрывами склеры. По данным C. Ioannides с соавт. (1988), T. Cook (2002), повреждения глаза или периокулярных мягких тканей встречаются у 26 % пациентов с орбитальными переломами, но состояния, требующие офтальмохирургической помощи, отмечаются гораздо реже — в 6,5 % случаев.
Этиология
Основные механизмы повреждения глазницы — дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и криминальная травма (на каждую из перечисленных причин приходится по 40 % переломов). Нередко травмы являются следствием занятий спортом. К примеру, в Италии, Австралии, Новой Зеландии на долю спортивного травматизма приходится 15–20 % переломов костей лица. Описаны единичные случаи возникновения перелома нижней стенки глазницы в результате форсированного сморкания.
Анатомические особенности стенок орбиты
Верхняя стенка орбиты, «крыша орбиты», граничит с полостью черепа и сформирована почти на всем протяжении лобной костью и только сзади — не большим участком малого крыла клиновидной кости. С назальной стороны верхняя стенка орбиты граничит с лобной пазухой (sinus frontalis), расположенной в толще лобной кости. Травма верхней стенки орбиты влечет за собой наиболее тяжелые последствия и должна расцениваться не только как орбитальная, но и как черенномозговая.
Наиболее толстой и прочной из них является латеральная стенка (paries lateralis), сформированная в передней своей половине скуловой костью, а в задней — глазничной поверхностью большого крыла клиновидной кости. Длина латеральной стенки от края орбиты до верхней глазничной щели равна 40 мм.
Самая протяженная (45 мм) медиальная стенка (paries medialis)образована (в передне-заднем направлении) лобным отростком верхней челюсти, слезной и решетчатой костями, а также малым крылом клиновидной кости. Верхней границей ее служит лобно-решетчатый шов, нижней — решетчато-верхнечелюстной шов. В отличие от других стенок она имеет форму прямоугольника. Медиальная стенка глазницы отделяет глазницу от полости носа, решетчатого лабиринта и клиновидной пазухи. Данное обстоятельство имеет большое клиническое значение, так как эти полости нередко являются источником острого или хронического воспаления, распространяющегося per contuitatem на мягкие ткани глазницы. Этому способствует не только незначительная толщина медиальной стенки, но и имеющиеся в ней естественные (переднее и заднее решетчатые) отверстия.
Нижняя стенка (paries inferior), являющаяся «крышей» верхнечелюстной пазухи, образована главным образом глазничной поверхностью тела верхней челюсти, в передне-наружном отделе — скуловой костью, в заднем отделе — небольшим глазничным отростком перпендикулярной пластинки нёбной кости. Нижняя стенка — единственная, в формировании которой не принимает участие клиновидная кость. Нижняя стенка глазницы имеет вид равностороннего треугольника. Является самой короткой (около 20 мм) стенкой, не достигающей вершины орбиты,а заканчивающейся нижней глазничной щелью и крыловидно-нёбной ямкой.
Фронтальная плоскость, проведенная через экватор глазного яблока, делит полость орбиты на 2 части, — переднюю и заднюю. Переломы крыши и дна орбиты, которые лежат кпереди от этой плоскости, приводят к вертикальному изменению положения глазного яблока. Переломы, лежащие кзади от этой плоскости, приводят к изменению положения глазного яблока в передне-заднем направлении. Поэтому очень важно локализовать с помощью КТ положение перелома по отношению к глазному яблоку
Толстые костные края орбиты являются достаточно прочным образованием. Средняя часть орбиты — тонкая и часто ломается без перелома края, абсорбируя силу ударного воздействия. В задней трети орбиты кости утолщены и поэтому переломы этого отдела орбиты встречаются редко, благодаря дислокации переднего и среднего орбитальных сегментов, которая происходит во время травматического воздействия.
Переломы стенок орбит могут быть изолированными, но обычно они сочетаются с другими переломами лицевого скелета (переломами скуловой кости, костей носа, решётчатой кости, переломами верхней челюсти по Ле Фор II и Ле Фор III). Изолированные переломы могут вовлекать только часть внутренней костной поверхности орбиты. Например, так происходит при взрывном переломе дна орбиты, так называемом blow-out переломе. Обычно же имеются переломы нескольких участков орбиты, когда одномоментно повреждаются её край и одна или несколько стенок. Большинство переломов орбиты, поэтому, требуют стабилизации, как края, так и внутренних участков.
Классификация и диагностика переломов орбиты
Классификация переломов глазницы чаще всего строится по анатомическому принципу. Однако для клинической практики важно оценивать не только локализацию повреждения, но и степень нарушения целости костных образований, что определяется в первую очередь степенью энергетического воздействия на них.
По целостности кожных покровов:
- открытые (т.е. имеющие контракт с внешней средой, в том числе с придаточными пазухами носа);
- закрытые (изолированные от внешней среды).
По тяжести поражения:
- со смещением костных отломков;
- без смещения костных отломков;
- неполные (трещины).
По месту удара:
- прямые (перелом в месте приложения силы);
- непрямые (перелом удален от места приложения силы, происходит за счет общей деформации).
Многочисленные типы орбитальных переломов могут возникать изолированно или в различных комбинациях с другими повреждениями лица. Наиболее распространенными типами орбитальных переломов являются:
- «взрывные» и вдавленные переломы нижней стенки глазницы;
- «взрывные» и вдавленные переломы медиальной стенки глазницы;
- назоорбитоэтмоидальные (НОЭ) переломы;
- переломы скулоорбитального комплекса;
- переломы верхней челюсти по типу Ле Фор II и III;
- фронтобазальные переломы (включающие повреждения стенок лобной пазухи, «взрывные» и вдавленные фрактуры крыши; переломы вершины глазницы, в том числе с вовлечением зрительного канала; локальные переломы, вызванные острыми предметами, вонзившимися в орбиту; а также супраорбитальные, глабеллярные, изолированные переломы надглазничного края).
Кроме того, при оценке каждого перелома целесообразно выделять три разновидности: низко-, средне- и высокоэнергетическую.
- Низкоэнергетический перелом — незавершенный (по типу «зеленой веточки») или с минимальным смещением отломков, — как правило, не требует оперативного лечения.
- Среднеэнергетический перелом характеризуется типичной для данной нозологической формы клиникой, умеренным смещением отломков; предполагает открытую репозицию и жесткую фиксацию костных фрагментов с использованием типичных доступов. Это самая обширная группа пациентов, требующая стандартных алгоритмов лечения (а-г — среднеэнергетический перелом нижнего края и нижней стенки глазницы).
- Наконец, высокоэнергетическая разновидность — редко возникающий мелкооскольчатый перелом с крайними степенями смещения и выраженной нестабильностью отломков, нарушением архитектоники лица (д — высокоэнергетический перелом трех стенок орбиты, е — крайняя степень высокоэнергетического перелома, обычно являющегося составной частью панфациальной травмы. Мелкооскольчатый перелом всех стенок глазницы нередко сочетается с разрушением глазного яблока).
Для полноценной визуализации и репозиции поврежденных костных структур требуются многочисленные доступы, а тяжесть травмы предполагает индивидуальную хирургическую тактику в каждом конкретном случае.
Диагностика
Диагностика переломов орбиты основана на данных осмотра и рентгенологического обследования больного.
Переломы нижней и внутренней стенок орбиты зачастую относят к ЛОР-патологии.
Обследование больного с травмой орбиты следует начать с полного осмотра головы и лица, включая исследование функции черепных нервов. В зависимости от тяжести сочетанной ЧМТ следует уточнить вопрос о характере интракраниальных повреждений.
Офтальмологический осмотр необходим для выявления таких тяжелых повреждений как разрыв глазного яблока, повреждение зрительного нерва или повышение давления в полости орбиты.
Гифема, отслойка сетчатки, разрыв глазного яблока, повреждение ЗН по данным литературы наблюдаются в 15 %-18 % всех наблюдений травм орбиты, а при переломах верхнего края орбиты, которые составляют всего 10 % от всех периорбитальных переломов, серьёзные повреждения глаза встречаются в 30 % случаев. Наличие разрыва глазного яблока сказывается на тактике лечения перелома, — ограничиваются манипуляции, связанные с давлением на глазное яблоко; офтальмологическое вмешательство является приоритетным по отношению к выполнению костной реконструкции.
Острота зрения и реакции зрачков на свет документируются до и после хирургического вмешательства на орбите.
Клиническая картина
При внешнем осмотре в большинстве случаев переломов орбиты отмечаются периорбитальный отёк, экхимоз и субконъюнктивальные кровоизлияния.
Переломы передней трети орбиты характеризуются пальпирующейся деформацией, костной «ступенькой» и нарушениями со стороны чувствительных нервов, средней трети — изменениями положения глазного яблока, глазодвигательными нарушениями и диплопией, а задней трети орбиты — зрительными и глазодвигательными нарушениями.
Невозможность движений глазного яблока при том или ином направлении взора говорит либо о параличе глазодвигательных нервов, либо о местном поражении наружных мышц глаза, которое вызвано ушибом или ущемлением мышц в области перелома.
Клиническая картина и дальнейший прогноз в большинстве случаев зависят от силы удара и повреждения соседних структур. Например, перелом верхней стенки орбиты нередко связан с повреждением головного мозга. Переломы нижней и внутренней стенок осложняются возможностью попадания инфицированного слизистого отделяемого из придаточных пазух носа в орбиту.
Основные признаки переломов:
- Кровотечение из носа, кровоизлияние под кожу век.
- Наличие воздуха под кожей в области глаза (особенно часто при чихании или шмыгании носом после травмы). При этом, при надавливании на кожу, под пальцами ощущаются едва заметные щелчки – лопанье пузырьков воздуха в тканях.
- Ограничение подвижности глаза, двоение.
- Невозможность широко открыть рот.
- Смещение глазного яблока вглубь орбиты (энофтальм), вниз (гипофтальм), редко – выпирание глаза наружу (экзофтальм).
- Снижение чувствительности кожи в области скулы, щеки, верхней губы, нижнего века, верхнего века, лба (на стороне повреждения).
Диагностика
КТ является оптимальным методом рентгеновского обследования для диагностики переломов орбиты. Аксиальные срезы с шагом томографа в 2-3 мм выявляют нарушения в области медиальной и латеральной стенок и переломы назоэтмоидальной области. Коронарные (фронтальные) срезы, полученные прямо или реформированные из аксиальных срезов, выявляют переломы дна и крыши орбиты и межорбитального пространства.
При отсутствии КТ, рентгенограммы орбит и придаточных пазух часто дают возможность диагностировать перелом дна орбиты, а также визуализировать кровь в верхнечелюстной пазухе, равно как и вдавление в области дна орбиты и грыжевое выпячивание её содержимого. Может также определяться разрыв медиальной стенки и разъединение лобно-скулового шва. В тех случаях, когда подозревается повреждение канала ЗН, необходимы более тонкие срезы 1-1,5 мм через вершину орбиты и зрительный канал, что гарантирует более тщательную диагностику.
У некоторых пациентов со сложной деформацией орбиты необходимо проведение аксиального КТ исследования на спиральном компьютере с последующей трехмерной реконструкцией изображения для получения более полной информации, необходимой для планирования оперативного вмешательства. Результаты такого обследования могут быть использованы для лазерной стереолитографии, — технологии, позволяющей получить с высокой степенью точности пластиковую копию черепа исследуемого больного. Наличие такой модели также позволяет оптимизировать план оперативного вмешательства.
Ценность МРТ исследования при травмах орбиты заключается в возможности выявления повреждений мягких тканей (изменения диаметра, разрывы глазодвигательных мышц и т.д.), а также ретро-бульбарных и поднадкостничных кровоизлияний.
Источник
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru
Èñòîðèÿ áîëåçíè
Çàêðûòàÿ ÷åðåïíî-ìîçãîâàÿ òðàâìà. Ïåðåëîì îðáèòû ãëàçà
1.ÏÀÑÏÎÐÒÍÀß ×ÀÑÒÜ
Ô.È.Î.
Âîçðàñò: 33 ëåò
Ïîë: ìóæñêîé
Ñåìåéíîå ïîëîæåíèå: æåíàò
Íàöèîíàëüíîñòü: ðóññêèé
Îáðàçîâàíèå: ñðåäíåå ñïåöèàëüíîå
Ìåñòî ïîñòîÿííîãî æèòåëüñòâà:
Ïðîôåññèÿ: ñïåöèàëèñò ÀÎ « Àêìîëà Ôåíèêñ»
Äàòà ïîñòóïëåíèÿ â áîëüíèöó: 22 íîÿáðÿ 2014 ãîäà
ÆÀËÎÁÛ ÁÎËÜÍÎÃÎ ÍÀ ÄÅÍÜ ÊÓÐÀÖÈÈ
Ïðè ñáîðå àíàìíåçà æàëóåòñÿ íà îáùóþ ñëàáîñòü, ãîëîâíûå áîëè, îòåêè íà ëèöå. Òåìïåðàòóðà áûëà â òå÷åíèè 5 äíåé.
ÈÑÒÎÐÈß ÐÀÇÂÈÒÈß ÍÀÑÒÎßÙÅÃÎ ÇÀÁÎËÅÂÀÍÈß
anamnesis morbi
Ïîñòóïèë â áîëüíèöó 22 íîÿáðÿ, âñëåäñòâèå äðàêè , óäàðîì òóïûì ìåòàëëè÷åñêèì ïðåäìåòîì. Åìó âûïîëíèëè ðåíòãåí ãîëîâû è íàçíà÷åíî ëå÷åíèå. Áûë ãîñïèòàëèçèðîâàí â õèðóðãè÷åñêîå îòäåëåíèå.
ÈÑÒÎÐÈß ÆÈÇÍÈ ÁÎËÜÍÎÃÎ
anamnesis vitae
Ìåñòî ðîæäåíèÿ: ðîäèëñÿ â Öåëèíîãðàäñêèé ðàéîíå, ñåëî Ìàëèíîâêà. Áûòîâûå óñëîâèÿ äåòñòâà õîðîøèå. Áîëåë ðåäêî.
Òðóäîâîé àíàìíåç. Ïî ïðîôåññèè ñïåöèàëèñò ÀÎ « Àêìîëà Ôåíèêñ» . Íà äàííûé ìîìåíò íå ðàáîòàåò.
Áûòîâîé àíàìíåç: ïðîæèâàåò â áëàãîóñòðîåííîé êâàðòèðå. Ïèòàíèå ïîëíîöåííîå, ðàçíîîáðàçíîå, ðåãóëÿðíîå.
Ñåìåéíûé àíàìíåç: æåíàò, åñòü ðåáåíîê
Âðåäíûå ïðèâû÷êè: íå êóðèò , àëêîãîëü óïîòðåáëÿåò óìåðåííî. Óïîòðåáëåíèå íàðêîòèêîâ îòðèöàåò. Êðåïêèé ÷àé è êîôå íå óïîòðåáëÿåò.
Ïåðåíåñåííûå çàáîëåâàíèÿ: îòìå÷àåò ãðèïï,Âèðóñíûé ãåïàòèò Â. Òóáåðêóëåç,âåíåðè÷åñêèå è ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ îòðèöàåò.
Îïåðàöèè, êîíòóçèè, ïåðåëèâàíèÿ êðîâè è êðîâåçàìåíèòåëåé îòðèöàåò.
Íàñëåäñòâåííûé àíàìíåç: íå îòÿãîùåí
Àëëåðãîëîãè÷åñêèé àíàìíåç: ñëåçîòå÷åíèå, âûñûïàíèÿ, çóä, îòåêè íà ïðîäóêòû ïèòàíèÿ, áûòîâóþ õèìèþ, øåðñòü äîìàøíèõ æèâîòíûõ, ïûëüöó ðàñòåíèé, ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû îòðèöàåò.
Ñîìàòè÷åñêèé ñòàòóñ
Îáùèé îñìîòð: îáùåå ñîñòîÿíèå óäîâëåòâîðèòåëüíîå. Ïîëîæåíèå áîëüíîãî àêòèâíîå. Ñîçíàíèå ÿñíîå, âûðàæåíèå ëèöà ñïîêîéíîå. Òåëîñëîæåíèå ïðàâèëüíîå, îòäåëüíûå ÷àñòè òåëà ïðîïîðöèîíàëüíû è ñèììåòðè÷íû, ñîîòâåòñòâóåò âîçðàñòó è ïîëó. Ðîñò — 188 ñì. Âåñ — 90 êã. Òèï êîíñòèòóöèè íîðìîñòåíè÷åñêèé (ãîëîâà îâàëüíàÿ, øåÿ óìåðåííî âûðàæåíà, ãðóäíîé îòäåë ðàâåí áðþøíîìó, êîíå÷íîñòè ïðîïîðöèîíàëüíû òóëîâèùó, ïðîäîëüíûå ðàçìåðû íåñêîëüêî ìåíüøå ïîïåðå÷íûõ). Ïîõîäêà ðîâíàÿ. Ôèçè÷åñêèå íåäîñòàòêè è àíîìàëèè ðàçâèòèÿ îòñóòñòâóþò. Êîæíûå ïîêðîâû áëåäíîãî öâåòà, öåëîñòíîñòü íå íàðóøåíà, ó÷àñòêè ïèãìåíòàöèè è äåïèãìåíòàöèè îòñóòñòâóþò, âëàæíîñòü óìåðåííàÿ, ýëàñòè÷íîñòü íå èçìåíåíà. Âûñûïàíèÿ, ãåìîððàãè÷åñêèå ÿâëåíèÿ, ñîñóäèñòûå çâåçäî÷êè, ðóáöû, íàðóæíûå îïóõîëè îòñóòñòâóþò. Íîãòè îâàëüíîé ôîðìû, ðîçîâîãî öâåòà. Âîëîñû ÷èñòûå, áåç ó÷àñòêîâ âûïàäåíèÿ. Ñëèçèñòûå îáîëî÷êè áëåäíî-ðîçîâîãî öâåòà, óìåðåííîé âëàæíîñòè, áåç ãåìîððàãèé è âûñûïàíèé. Ïîäêîæíàÿ êëåò÷àòêà: ðàçâèòèå óìåðåííîå. Âàðèêîçíîãî ðàñøèðåíèÿ âåí íåò. Ïåðèôåðè÷åñêèå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû íå ïàëüïèðóþòñÿ. Êîñòíî-ìûøå÷íàÿ è ñóñòàâíàÿ ñèñòåìû áåç âèäèìûõ èçìåíåíèé.
Ãðóäíàÿ êëåòêà íîðìîñòåíè÷åñêîãî òèïà. Ïàòîëîãè÷åñêèõ èñêðèâëåíèé ïîçâîíî÷íèêà, äåôîðìàöèé êîñòåé òàçà íåò. Ñóñòàâû áåçáîëåçíåííû, äâèæåíèÿ â íèõ ïðîèçâîäÿòñÿ â ïîëíîì îáúåìå, êîíôèãóðàöèÿ èõ íå èçìåíåíà. Îò¸êè íà ëèöå. Ïåðèôåðè÷åñêèå îòåêè îòñóòñòâóþò. Ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà âíå î÷àãà ïîðàæåíèÿ ðàçâèòà óäîâëåòâîðèòåëüíî. Àòðîôèè è ãèïåðòðîôèè ìóñêóëàòóðû âèçóàëüíî íå âûÿâëåíî. Òîíóñ ñîõðàíåí, ñèëà ìûøö íå èçìåíåíà, óïëîòíåíèé è ó÷àñòêîâ áîëåçíåííîñòè íåò. Êîñòè ðàçâèòû ïðîïîðöèîíàëüíî, öåëîñòíîñòü íå íàðóøåíà, ïîâåðõíîñòü ãëàäêàÿ, áîëåçíåííîñòü ïðè ïàëüïàöèè è ïîêîëà÷èâàíèè îòñóòñòâóåò. Âíåøíå êîíôèãóðàöèÿ ñóñòàâîâ íå èçìåíåíà, îòå÷íîñòü îòñóòñòâóåò, êîæà ôèçèîëîãè÷åñêîé îêðàñêè è íîðìàëüíîé òåìïåðàòóðû, ïðè ïàëüïàöèè áåçáîëåçíåííû, îáúåì àêòèâíûõ äâèæåíèé ñîõðàíåí, øóìû ïðè äâèæåíèè îòñóòñòâóþò.
2.ÄÀÍÍÛÅ ÎÑÌÎÒÐÀ
ÑÈÑÒÅÌÀ ÎÐÃÀÍÎÂ ÄÛÕÀÍÈß
Îñìîòð. Ôîðìà ãðóäíîé êëåòêè íîðìîñòåíè÷åñêàÿ (ïåðåäíåçàäíèé ðàçìåð ìåíüøå áîêîâîãî, íàä- è ïîäêëþ÷è÷íûå ÿìêè âûðàæåíû íåçíà÷èòåëüíî, óãîë Ëþäîâèêà îò÷åòëèâî âèäåí, ýïèãàñòðàëüíûé óãîë ïðèáëèæàåòñÿ ê 90 ãðàäóñàì, ðåáðà â áîêîâûõ îòäåëàõ èìåþò óìåðåííî êîñîå íàïðàâëåíèå, ëîïàòêè ïëîòíî ïðèëåãàþò ê ãðóäíîé êëåòêå è ðàñïîëàãàþòñÿ íà îäíîì óðîâíå), ñèììåòðè÷íà. Äåôîðìàöèè îòñóòñòâóþò. Îáå ïîëîâèíû ó÷óâñòâóþò â àêòå äûõàíèÿ. Òèï äûõàíèÿ áðþøíîé. Äûõàòåëüíûå äâèæåíèÿ íîðìàëüíîé ãëóáèíû, ðèòìè÷íûå. ×ÄÄ 18 â ìèí. Âñïîìîãàòåëüíàÿ ìóñêóëàòóðà â àêòå äûõàíèÿ ó÷àñòèÿ íå ïðèíèìàåò.
Ïàëüïàöèÿ. Ôîðìà ãðóäíîé êëåòêè íîðìîñòåíè÷åñêàÿ. Îáå ïîëîâèíû ó÷àñòâóþò â àêòå äûõàíèÿ. Áîëåçíåííîñòü ïî õîäó ìåæðåáåðèé, ðåáåð è òî÷åê Âàëëå îòñóòñòâóþò. Ýëàñòè÷íîñòü íåèçìåíåíà. Ãîëîñîâîå äðîæàíèå â ñèììåòðè÷íûõ ó÷àñòêàõ ãðóäíîé êëåòêè îùóùàåòñÿ îäèíàêîâî.
Ïåðêóññèÿ. Ñðàâíèòåëüíàÿ — íàä âñåìè ïîëÿì ëåãêèõ âûñëóøèâàåòñÿ ÿñíûé ëåãî÷íûé çâóê.
Òîïîãðàôè÷åñêàÿ ãðàíèöû ëåãêèõ â ïðåäåëàõ íîðìû.
Äûõàòåëüíàÿ ýêñêóðñèÿ íèæíåãî êðàÿ ëåãêèõ: ïî çàäíåé ïîäìûøå÷íîé ëèíèè ïðàâîãî è ëåâîãî ëåãêîãî 6 ñì.
Àóñêóëüòàöèÿ Íàä âñåìè ñèììåòðè÷íûìè ó÷àñòêàìè ãðóäíîé êëåòêè âûñëóøèâàåòñÿ âåçèêóëÿðíîå äûõàíèå. Ïîáî÷íûå äûõàòåëüíûå øóìû îòñóòñòâóþò. Áðîíõîôîíèÿ îäèíàêîâî ñëàáî ïðîâîäèòñÿ íàä âñåìè ñèììåòðè÷íûìè ïîëÿìè ëåãêèõ.
ÑÅÐÄÅ×ÍÎ-ÑÎÑÓÄÈÑÒÀß ÑÈÑÒÅÌÀ
Îñìîòð. Äåôîðìàöèè ãðóäíîé êëåòêè â îáëàñòè ñåðäöà îòñóòñòâóþò. Ïóëüñàöèÿ âåðõóøå÷íîãî òîë÷êà âèçóàëüíî íå ïðîñëåæèâàåòñÿ. Ïàòîëîãè÷åñêàÿ ïóëüñàöèÿ îòñóòñòâóåò.
Ïàëüïàöèÿ. Âåðõóøå÷íûé òîë÷îê: ëîêàëèçàöèÿ — 5 ìåæðåáåðüå íà 1 ñì êíóòðè îò ñðåäíåêëþ÷è÷íîé ëèíèè, ïëîùàäü — 2 íà 2 ñì, ïðèïîäíèìàþùèé. Ïàòîëîãè÷åñêàÿ ïóëüñàöèÿ îòñóòñòâóåò.
Ïåðêóññèÿ. Ãðàíèöû îòíîñèòåëüíîé ñåðäå÷íîé òóïîñòè â ïðåäåëàõ íîðìû.
Êîíòóðû ñåðäöà â ïðåäåëàõ íîðìû.
Ïîïåðå÷íèê ñåðäöà: 11(5 + 6 ) ñì.
Øèðèíà ñîñóäèñòîãî ïó÷êà 6 ñì.
Êîíôèãóðàöèÿ ñåðäöà: íîðìàëüíàÿ.
Àáñîëþòíàÿ òóïîñòü ñåðäöà â ïðåäåëàõ íîðìû
Àóñêóëüòàöèÿ. Ïðè àóñêóëüòàöèè òîíû ñåðäöà íå èçìåíåíû, ðèòìè÷íûå. Äîïîëíèòåëüíûå òîíû è øóìû îòñóòñòâóþò. Ïóëüñ 60 óäàðîâ â ìèíóòó ñèíõðîííûé, ðåãóëÿðíûé, ïîëíûé, ìÿãêèé. Àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå íà ïðàâîé è ëåâîé ðóêå — 120/70 ìì ðò ñì.
ÑÈÑÒÅÌÀ ÏÈÙÅÂÀÐÅÍÈß
Îñìîòð. Ïîëîñòü ðòà. Çàïàõ îòñóòñòâóåò. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ãóá è ùåê ôèçèîëîãè÷åñêîé îêðàñêè, ïèãìåíòàöèé, òðåùèí è ÿçâ íåò, âëàæíàÿ. Äåñíà, òâåðäîå è ìÿãêîå íåáî, ìèíäàëèíû ðîçîâîãî öâåòà. Íàë¸òû, êðîâîòî÷èâîñòü è èçúÿçâëåíèÿ íå íàáëþäàþòñÿ. ßçûê íà öâåò áëåäíî-ðîçîâûé, âëàæíûé, èìååòñÿ áåëûé íàëåò.
Æèâîò â ïîëîæåíèè ëåæà ïðàâèëüíîé ôîðìû, ñèììåòðè÷íûé, ðàâíîìåðíî ó÷àñòâóåò â àêòå äûõàíèÿ. Âèäèìàÿ ïåðèñòàëüòèêà, ãðûæåâûå âûïÿ÷èâàíèÿ è ðàñøèðåíèå ïîäêîæíûõ âåí æèâîòà íå îïðåäåëÿþòñÿ.
Ïðè ïîâåðõíîñòíîé ïàëüïàöèè æèâîò ìÿãêèé, áåçáîëåçíåííûé, áðþøíîé ïðåññ õîðîøî ðàçâèò. Ðàñõîæäåíèÿ ìûøö áðþøíîé ñòåíêè è ãðûæåâûå âûïÿ÷èâàíèÿ îòñóòñòâóþò, ïóïî÷íîå êîëüöî íå ðàñøèðåíî.
Ïåðêóòîðíî ñâîáîäíàÿ æèäêîñòü â áðþøíîé ïîëîñòè íå îïðåäåëÿåòñÿ.
Ñòóë 1 ðàç â 1-2 äíÿ, óìåðåííîãî êîëè÷åñòâà, êîðè÷íåâîãî öâåòà.
Ïå÷åíü. Ïåðêóññèÿ. Ãðàíèöû ïå÷åíè ïî ìåòîäó Êóðëîâà â ïðåäåëàõ íîðìû.
Ïàëüïàöèÿ. Êðàé ïå÷åíè ëîêàëèçóåòñÿ íèæå êðàÿ ðåáåðíîé äóãè íà 1 ñì, ìÿãêîé êîíñèñòåíöèè, îêðóãëîé ôîðìû, ðîâíûé, áåçáîëåçíåííûé.
Ñåëåçåíêà. Ïåðêóññèÿ. Äëèííèê ðàâåí 6 ñì, ïîïåðå÷íèê 4 ñì.
Ïàëüïàöèÿ. Íå ïàëüïèðóåòñÿ.
Ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà. Ïðè ïàëüïàöèè íå îïðåäåëÿåòñÿ.
ÑÈÑÒÅÌÀ ÌÎ×ÅÂÛÄÅËÅÍÈß
Êîëè÷åñòâî ìî÷è çà ñóòêè íå èçâåñòíî. Ìî÷à ñîëîìåííî-æåëòîãî öâåòà.
ÍÅÂÐÎËÎÃÈ×ÅÑÊÈÉ ÑÒÀÒÓÑ
Ñîçíàíèå: áîëüíîé â ÿñíîì ñîçíàíèè, îðèåíòèðóåòñÿ â ïðîñòðàíñòâå è âðåìåíè. Àäåêâàòåí.
Îáùåìîçãîâûå ñèìïòîìû. Ãîëîâíàÿ áîëü. Ãîëîâîêðóæåíèå îòñóòñòâóåò. Òîøíîòà, ðâîòà íå íàáëþäàëèñü. Íàðóøåíèÿ ñíà íåò.
Ìåíèíãåàëüíûå ñèìïòîìû. Ðèãèäíîñòè çàòûëî÷íûõ ìûøö íåò. Ñèìïòîìû Áðóäçèíñêîãî è Êåðíèãà îòðèöàòåëüíûå.
×åðåïíûå íåðâû.
Îáîíÿòåëüíàÿ ñèñòåìà. Íà ìîìåíò îñìîòðà ïàòîëîãèé íå âûÿâëåíî.
Çðèòåëüíàÿ ñèñòåìà. Îñòðîòà çðåíèÿ â ïðåäåëàõ íîðìû. Ïîëÿ çðåíèÿ èçìåíåíû. Çðèòåëüíûå ãàëëþöèíàöèè, ôîòîïñèè íå âûÿâëåíû.
Ãëàçîäâèãàòåëüíàÿ ñèñòåìà. Ðåàêöèÿ çðà÷êîâ íà ñâåò íå èçìåíåíà.
Òðîéíè÷íûå íåðâû. ×óâñòâèòåëüíîñòü íà ëèöå íàðóøåíà. Ëèöåâîé áîëè è áîëè òðèãåìåíàëüíûõ òî÷åê åñòü. Ôóíêöèÿ æåâàòåëüíûõ ìûøö íàðóøåíà.
Ëèöåâûå íåðâû. Ôóíêöèè âåðõíåé è íèæíåé ëèöåâîé ìóñêóëàòóðû íàðóøåíû. Îòìå÷àåòñÿ ëåãêàÿ àñèììåòðèÿ ëèöà.
Ñëóõîâàÿ è âåñòèáóëÿðíàÿ ñèñòåìà. Ñëóõîâûå ãàëëþöèíàöèè îòñóòñòâóþò.
ßçûêîãëîòî÷íûå è áëóæäàþùèå íåðâû. Ïàòîëîãèè íå âûÿâëåíî.
Äîáàâî÷íûå íåðâû íå ïîâðåæäåíû.
Ïîäúÿçû÷íûå íåðâû. Ïàòîëîãèè íå âûÿâëåíî.
Äâèãàòåëüíàÿ è ðåôëåêòîðíàÿ ñèñòåìà. Ìûøå÷íàÿ ñèëà â íîðìàëüíîì òîíóñå. Îáúåì ïàññèâíûõ äâèæåíèé ñîõðàíåí, àòðîôèè ìûøö íå íàáëþäàåòñÿ. Êîëåííûé è ïîäîøâåííûå ðåôëåêñû íå èçìåíåíû. Ïàòîëîãè÷åñêèå ðåôëåêñû íà íèæíèõ êîíå÷íîñòÿõ íå âûÿâëåíû. Òðåìîð îòñóòñòâóåò.
Ñåíñîðíàÿ ñèñòåìà. Áîëåâàÿ, òåìïåðàòóðíàÿ, òàêòèëüíàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü íàðóøåíà. Ñèìïòîì íàòÿæåíèÿ òêàíåé îòñóòñòâóåò. Âåðòåáðîãåííûå ðåôëåêñîòîðíûå ïåðèàðòðîçû è òóííåëüíûå áîëåâûå íåâðîïàòèè îòñóòñòâóþò.
Âåãåòàòèâíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà. Íàðóøåíèÿ òåðìîðåãóëÿöèè íå âûÿâëåíî. Ñåãìåíòàðíûõ òðîôè÷åñêèõ è âåãåòàòèâíûõ íàðóøåíèé íå íàáëþäàåòñÿ. Ôóíêöèÿ òàçîâûõ îðãàíîâ â íîðìå.
Âûñøèå êîðêîâûå ôóíêöèè. Àôàçèè íå îáíàðóæåíû. Õâàòàòåëüíûé ðåôëåêñ íå íàðóøåí.
Ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà. Íå îòìå÷àþòñÿ.
ÊËÈÍÈÊÎ — ÁÈÎÕÈÌÈ×ÅÑÊÈÅ, ÍÅÉÐÎÔÈÇÈÎËÎÃÈ×ÅÑÊÈÅ È ÍÅÉÐÎÐÅÍÒÃÅÍÎËÎÃÈ×ÅÑÊÈÅ ÈÑÑËÅÄÎÂÀÍÈß
Îáÿçàòåëüíîå îáñëåäîâàíèå:
Îáùèé àíàëèç ìî÷è.
Îáùèé àíàëèç êðîâè.
Áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè
Ôëþîðîãðàôèÿ îðãàíîâ ãðóäíîé êëåòêè
Êðîâü íà ðåàêöèþ Âàññåðìàíà.
Ñïåöèàëüíîå îáñëåäîâàíèå:
Êîìïüþòåðíàÿ òîìîãðàôèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà — ïîçâîëèò ïîëó÷èòü ïîëíîöåííóþ èíôîðìàöèþ î ñîñòîÿíèè ìîçãà (íàëè÷èå î÷àãîâ óøèáà, âíóòðè÷åðåïíûå êðîâîèçëèÿíèÿ, ïîâðåæäåíèÿ êîñòåé ÷åðåïà).
3. ÊËÈÍÈ×ÅÑÊÈÉ ÍÅÂÐÎËÎÃÈ×ÅÑÊÈÉ ÄÈÀÃÍÎÇ È ÅÃÎ ÎÁÎÑÍÎÂÀÍÈÅ
Äàííûé äèàãíîç: Çàêðûòàÿ ÷åðåïíî-ìîçãîâàÿ òðàâìà. Ïåðåëîì îðáèòû ãëàçà . Óøèá ãîëîâíîãî ìîçãà ñðåäíåé ñòåïåíè.
Äèàãíîç ïîñòàâëåí íà îñíîâàíèè: 1. íàëè÷èÿ ôàêòà òðàâìû
2. Ïðè îñìîòðå ÊÒ è Ðåíòãåí
Äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç
1.Ñîòðåñåíèå ãîëîâíîãî ìîçãà — õàðàêòåðèçóåòñÿ îòñóòñòâèåì î÷àãîâîé íåâðîëîãè÷åñêîé ñèìïòîìàòèêè, îòñóòñòâèåì ïåðåëîìîâ êîñòåé ÷åðåïà, äîñòàòî÷íî áûñòðûé ðåãðåññ ñèìïòîìîâ ïðè ëå÷åíèè.
2. Óøèá ãîëîâíîãî ìîçãà ëåãêîé ñòåïåíè — õàðàêòåðèçóåòñÿ îòñóòñòâèåì ïåðåëîìîâ êîñòåé îñíîâàíèÿ ÷åðåïà, âîçìîæíû ëèíåéíûå ïåðåëîìû êîñòåé ñâîäà ÷åðåïà, íåâðîëîãè÷åñêàÿ ñèìïòîìàòèêà îáû÷íî íåçíà÷èòåëüíà è ðåãðåññèðóåò íà 2-3 íåäåëå, âíóòðè÷åðåïíûå ãåìàòîìû îòñóòñòâóþò.
÷åðåïíîé ìîçãîâîé òðàâìà
4. ËÅ×ÅÍÈÅ
1. Ïîñòåëüíûé ðåæèì â òå÷åíèè 14 äíåé.
2. Ñîñóäèñòàÿ òåðàïèÿ (êàâèíòîí, òðåíòàë) — ñïîñîáñòâóåò óëó÷øåíèþ ìèêðîöèðêóëÿöèè ãîëîâíîãî ìîçãà, òîðìîæåíèþ àãðåãàöèè òðîìáîöèòîâ, óëó÷øåíèþ ïåðåíîñèìîñòè ãèïîêñèè êëåòêàìè ãîëîâíîãî ìîçãà çà ñ÷åò óìåíüøåíèÿ ñðîäñòâà êèñëîðîäà ê ýðèòðîöèòàì, óñèëåíèþ ïîãëîùåíèÿ è ìåòàáîëèçìà ãëþêîçû
3. Àíòèîêñèäàíòíàÿ òåðàïèÿ (ìåêñèäîë) — ñïîñîáñòâóåò èíãèáèðîâàíèþ ñâîáîäíîðàäèêàëüíûõ ïðîöåññîâ è îêàçûâàåò âûðàæåííîå àíòèãèïîêñè÷åñêîå äåéñòâèå.
4. íîîòðîïíûå ïðåïàðàòû (ïèðàöåòàì) — ñòèìóëèðóþò ïåðåäà÷ó âîçáóæäåíèÿ â öåíòðàëüíûõ íåéðîíàõ, îáëåã÷àþò ïåðåäà÷ó èíôîðìàöèè ìåæäó ïîëóøàðèÿìè ãîëîâíîãî ìîçãà, óëó÷øàþò ýíåðãåòè÷åñêèå ïðîöåññû è êðîâîñíàáæåíèå ìîçãà, ïîâûøàþò åãî óñòîé÷èâîñòü ê ãèïîêñèè.
2. Ìåêñèäîë- 5% — 4ìë â/â êàïåëüíî, ïðåäâàðèòåëüíî ðàçâåñòè â 200ìë ôèç. ðàñòâîðà ¹4, çàòåì â/ì 5% — 2 ìë 2 ðàçà â äåíü.
3. Ïèðàöåòàì- ïðèìåíÿþò âíóòðèìûøå÷íî èëè âíóòðèâåííî 20% ðàñòâîð â àìïóëàõ ïî 5 ìë (1 ã ïðîäóêòà â 1 àìïóëå) â ïà÷êå ïî 10 øò 1 ðàç â äåíü.
6. Âèòàìèí Â1 (Òèàìèíà õëîðèä) -âíóòðèìûøå÷íî ïî 50 ìã 5% 1ìë ¹10 àìïóëû
1 ðàç â äåíü åæåäíåâíî.
7. Âèòàìèí Â6 (Ïèðèäîêñèíà ãèäðîõëîðèä)- âíóòðèìûøå÷íî ïî 5% 1ìë ¹10 àìïóëû (øò.) 1 ðàç â äåíü åæåäíåâíî.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…