Достоевский перелом в мировоззрении

ПЕРЕЛОМ В МИРОВОЗЗРЕНИИ ДОСТОЕВСКОГО. Печать

 

ПЕРЕЛОМ В МИРОВОЗЗРЕНИИ ДОСТОЕВСКОГО.

Свое первое путешествие по России писатель совершил под конвоем, в кандалах. В При-уралье мороз достигал 40 градусов. Я промерзал до сердца,- рассказывал Достоевский. Знаменательная встреча произошла в тобольской пересыльной тюрьме: петрашевцев здесь снабдили деньгами и вещами жены декабристов. Они благословили нас в новый путь,- вспоминал позднее писатель.

Зимой 1850 года Достоевский с наполовину обритой головой, в двухцветной куртке с желтым тузом на спине переступил порог-омского каторжного острога. Здесь были разные люди. Были государственные преступники вроде самого Достоевского, были крестьяне и солдаты, в отчаянии поднявшие руку на своих мучителей, были закоренелые разбойники, были просто невинные, попавшие сюда по клеветническому навету или судебному произволу.

Достоевский попал в среду самых обездоленных людей. Положение писателя оказалось особенно тяжелым: ему запрещено было заниматься трудом, без которого он не представлял себе жизни. Да, если будет нельзя писать, я погибну,- жаловался он.бра-ту. Писать было нельзя. Но Достоевский копит наблюдения над жизнью каторжан, размышляет о том, что привело сюда людей.

…Погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно,- говорил Достоевский о каторжанах.- А кто виноват!.. Пытаясь дать ответ на этот вопрос, он утверждает: виновато тиранство, безграничное господство над телом, кровью и духом такого же, как сам, человека. Писатель с величайшим гневом говорит о тех, кто стремится поработить людей: Человек и гражданин гибнут в тиране навсегда, а возврат к человеческому достоинству, к раскаянию, к возрождению становится для него уже почти невозможен. Существование тиранства, по мысли Достоевского, свидетельствует о порочности общества: Общество, равнодушно смотрящее па такое явление, уже само заражено в своем основании.

В Сибири писатель оказался среди народа. Это сыграло огромную роль в его жизни. Он мучительно, упорно пытался разгадать тайну народа, проникнуть в его духовный мир, понять его помыслы и устремления. Углубилась вера Достоевского в неисчерпаемые духовные силы народа. О своих товарищах по каторге он писал позднее: Ведь этот народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Поверишь ли,- делился он впечатлениями с братом,-есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото.

Достоевский стремится сблизиться с каторжанами, у него появляются приятели среди них. И все-таки основная масса арестантов не признает его, бывшего дворянина, как и всех бывших дворян, своим товарищем. Достоевскому начинает казаться, что между дворянством и народом, интеллигенцией и народом лежит непроходимая пропасть.

Ненависть к дворянам представляется писателю вполне закономерной. В письме к брату он приводит слова одного из каторжан: Вы, дворяне, железные носы, нас заклевали. Прежде господином был, народ мучил…

В отношении каторжан к дворянам Достоевский ошибочно усматривает не столько проявление классовой вражды, сколько исконную неприязнь народа к политическим преступникам, к революционным, социалистическим идеям, проповедуемым интеллигенцией. Народ теперь представляется ему носителем великой правды- религиозного начала, и единственный путь спасения для интеллигенции, утратившей связь с родной почвой, Достоевский видит в приобщении к этой правде. Размышления о трагическом ходе революционной борьбы в Европе, о разгроме декабристов и петрашевцев в России укрепляют писателя в том, что только путь нравственного самосовершенствования в духе христианства может решить наболевшие вопросы современности. Стремясь к достижению целей безусловно прогрессивных, Достоевский отвергает единственно реальный путь — путь революционного переустройства общества.

Читайте также:  Перелом соединение костей

Это неразрешимое противоречие определяет всю последующую деятельность великого писателя, остроту и драматизм переживаемого им внутреннего разлада, вечных сомнений, сложной духовной борьбы. Навсегда остался он гуманистом. Боль за страдающего, униженного человека никогда не утихала в его сердце. Мечта о братстве, о духовном совершенстве и счастье людей никогда не тускнела. Но идея религиозного смирения не могла приблизить общество к идеалу, который представлялся писателю.

Четырехлетняя каторга сменилась годами солдатчины. Из Омска Достоевского под конвоем перевели в Семипалатинск, где он сначала служил рядовым, потом получил младший офицерский чин. Главное облегчение состояло в том, что ему была дана возможность читать и писать. Вот как Достоевский рассказал об этом: Помню, что, выйдя в 1854 году в Сибири из острога, я начал перечитывать всю написанную без меня за пять лет литературу. Записки охотника… первые повести Тургенева я прочел тогда разом, залпом и вынес упоительное впечатление. Правда, тогда надо мной сияло степное солнце, начиналась весна, а с ней совсем новая жизнь, конец каторги, свобода!..

В 1859 году после долгих хлопот об отставке и о праве жить в столицах писатель возвратился в Петербург. Начался новый период его творческой деятельности.

Еще по данной теме::

Источник

Автор: Evgeniuss1985  •  Февраль 15, 2018  •  Контрольная работа  •  3,965 Слов (16 Страниц)  •  328 Просмотры

Страница 1 из 16

                КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Русская и зарубежная литература»

Перелом в мировоззрении Ф.М. Достоевского

Французские классицисты: П. Корнель, Ж. Расин

            Преподаватель                   ____________________С.А.Клименко

                                                    Владивосток 2005

План

  1. Перелом в мировоззрении Ф.М. Достоевского……………….3 – 6 с.        
  2. Французские классицисты: П. Корнель, Ж. Расин …………..7 – 14 с.            
    Список использованной литературы…………………………15 с.                        

1. Перелом в мировоззрении Ф.М. Достоевского

Перелом в творчестве Ф.М. Достоевского, на наш взгляд, изучая его биографию, нельзя считать одномоментным и связанным только с тюремным заключением (хотя это и был основной знаковый момент как в судьбе, так и в творчестве).

Принято считать, что началом перелома в творчестве Ф.М. Достоевского являются 40-е гг. XIX века, еще до его заключения по обвинениям в участии в политических кружках петрашевцев.

Для этого периода характерно, что вместе с развитием и усложнением философского взгляда на человека у Достоевского стремительно расширяется социальный кругозор, все далее простирается историческая мысль. Благодаря этому раздвигается внутренний мир героев — он (и произведение целом) становится насыщенней идеями, нравственными коллизиями живыми приметами текущей жизни. Одновременно углубляется и изощряется анализ душевной жизни человека, обогащается психологическая палитра. Эти процессы достигают апогея к 60-м годам и находят выражение в произведениях двух последних десятилетий жизни писателя.

Читайте также:  Коренной перелом открытие второго фронта

О том, что этот творческий перелом готовился уже в 1840-е годы, свидетельствует работа над романом «Неточка Незванова» (1846— 1849). В нем «особенно заметен переход от «сентиментального натурализма» к социально-психологическому роману, дальнейшая эволюция которого приводит к знаменитому «пятикнижию» Достоевского».1

Социально-философские искания писателя к концу 1840-х годов тесно связываются с деятельностью кружка Петрашевского. Из общения с петрашевцами Достоевский не вынес какого-либо систематического воззрения или четкой политической программы. Но он многое впитал из самой атмосферы кружка, и это отразилось в его творчестве. Прежние поэтические представления, утопические мечтания и новые идеи, отчасти почерпнутые в учениях социалистов-утопистов, постепенно выливались в яркий, чувственно окрашенный образ социальной гармонии — любовно-братского единения людей на лоне природы, образ «золотого века человечества». Этот образ предстает в романе «Подросток» во сне Версилова, в видении героя «Сна смешного человека», в картине облитой солнцем степи за Иртышом, где Раскольникову видится словно остановившееся

время, «века Авраама и стад его». Такие эпизоды — узлы важнейших идейных и эмоциональных мотивов у Достоевского, это «точки, о которых грезит сердце». От них падает свет на многие образы и сцены его произведений, они несут на себе отблески отдаленных этических и социальных идеалов писателя.

В конце апреля 1849 года петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. 22 декабря Достоевский вместе с товарищами пережил на Семеновском плацу страшные минуты ожидания казни. Их он помнил всю жизнь и воссоздал в рассказе князя Мышкина с необычайной выразительностью. Тогда, в последние мгновения перед смертью (а позже — ив последние секунды перед началом эпилептических припадков), автор «Идиота» испытывал восторженное и болезненное ощущение неимоверной яркости и духовной полноты каждого мига оставшейся жизни. Таким ощущением пронизаны многие эпизоды в произведениях писателя.

Доступно только на Essays.club

Источник

Жизненные испытания и мировоззренческий перелом

Рубеж десятилетий для Достоевского совпал с пересечением рубежа Европы и Азии, с началом труднейшего этапа собственной жизни: ночью того же 24 декабря он был отправлен в оковах из Петербурга, а 10 января прибыл в Тобольск.

И еще одно скрещение эпох суждено было пережить в этот месяц Достоевскому, скрещение эпох исторических. Жены сосланных еще в 1826 г. декабристов П.Е. Анненкова, А.Г. Муравьева и Н.Д. Фонвизина организовали на квартире тобольского смотрителя свидание с ним, словно передавая эстафету одного поколения политических ссыльных другому. Был и такой символический момент: женщины подарили Достоевскому Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С этим подарком Достоевский получил глубокий духовный импульс, толкнувший, может быть, впервые писателя к смене мировоззренческих позиций. Именно в Сибири изменились его убеждения. «Постепенно и после очень-очень долгого времени», — подчеркивал писатель.

Омский острог, в котором провел Достоевский четыре года, был известен страшными условиями; писатель толок алебастр, переносил кирпичи, был занят на самой черной работе. Однако для такого каторжанина, как Достоевский, оказались «нравственные лишения тяжелее всех мук физических». Четыре года были временем духовного одиночества, едва ли не полного отчуждения, когда, по образному выражению писателя, он был «похоронен живым и зарыт в гробу». Осужденные, по большей части вчерашние неграмотные крестьяне, солдаты, отбывающие наказание вместе с Достоевским за злодеяния уголовные, не видели в государственном преступнике «своего», не могли симпатизировать ему как образованному дворянину и тем более разделять высокие идеи, ради которых он совсем недавно рисковал жизнью. Для Достоевского настало время отрезвления. Общественно-политические убеждения, в которых прежде виделся залог «обновления и воскрешения» человечества, оцениваются им теперь как заблуждение, «мечтательный бред». Его он с течением времени отверг «радикально».

Читайте также:  Перелом ладьевидной кости реабилитация

Так воссоздавал свой мировоззренческий перелом Достоевский уже в 1873 г. в «Дневнике писателя». В начале же пятидесятых он ощущал себя в состоянии глубочайшего душевного кризиса, в ситуации мучительного поиска новых идеалов, жизненного смысла, общезначимых ценностей. Иногда казалось, что решение найдено: «Если искать братства и благообразия, то их надо искать на божеских религиозных основаниях». Но вновь и вновь, и на каторге, и в семипалатинской ссылке одолевали мучительные думы. Яркое свидетельство тому — знаменитое письмо Н.Д. Фонвизиной в начале 1854 г.: «Я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор, и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных». До конца дней жажда веры оставалась в писателе едва ли не сильней самой веры, но это духовное напряжение, возможно, и являлось мощнейшим стимулом художественных поисков писателя.

Достоевский пришел на каторгу как революционер, активный борец за счастье народа, которого не знал; судьба свела его с народом черным, «с разбойниками, с людьми без человеческих чувств, с извращенными правилами» . Рожденные на каторге серьезные разочарования в человеке, ужас перед безднами людского зла породят в дальнейшем творчестве устойчивые мотивы страшных человеческих пороков, художественный анализ труднообъяснимых разрушительных поступков. И все же писатель, переживая, по его словам, «непосредственное соприкосновение с народом», ищет и ощущает «братское соединение с ним в общем несчастье». Природная доброта и христианское человеколюбие, творческая пытливость и, возможно, гуманистические уроки утопических социалистов (при всей их умозрительности и рациональности) помогли Достоевскому справиться с отчуждением. Вот отрывок из письма брату: «Люди везде люди, и в каторге между разбойниками я, в 4 года, отличил наконец людей. Поверишь ли, есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото: иных нельзя не уважать, другие решительно прекрасны».

Так в сознании Достоевского зреют новые убеждения: благородные сословия, разделенные с простонародьем глубокой бездной, должны принять народную правду, «смириться» перед народом, даже «у него поучиться», принять безраздельно его веру. Именно религиозное чувство может, считает теперь Достоевский, стать средством соединения с народом.

Противоречивые впечатления, полученные за 4 страшных года, найдут через несколько лет художественное воплощение в книге, где российская каторга будет названа Мертвым домом.

В марте 1854 г. последовало облегчение участи осужденного: каторга сменилась ссылкой. Служба рядовым, затем унтер-офицером и прапорщиком в Семипалатинске, дружба с местным прокурором, юристом, дипломатом и археологом А.Е. Врангелем, женитьба на вдове М.Д. Исаевой в Кузнецке, периодическое обострение тяжелой болезни, работа над новыми произведениями — таковы события этого времени.

Источник