Делаем только срочные переломы ошибка

Делаем только срочные переломы ошибка thumbnail

2. РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Эта ошибка возникает в наших текстах из-за того, что мы привносим в речь литературную типичный изъян речи устной: разговаривая, мы нередко пропускаем слова, торопясь изъясниться. И в устном общении на это редко обращают внимание: ведь из контекста речи говорящего, как правило, ясно, что он хочет сказать. Но в речи письменной пропуск слов недопустим: он нарушает грамматические и логические связи, затемняет смысл, а часто делает речь просто смехотворной.
Объявление на двери рентгенкабинета: «Ввиду холода в помещении делаем только срочные переломы». Видимо, здесь подразумеваются срочные рентгенологические снимки переломов!
«Фермеры стремятся добиться увеличения овец в хозяйстве». Наверно, все-таки «увеличения поголовья овец», а не увеличения размеров самих животных!
Порой речевая недостаточность приводит к рождению этаких фраз-ловушек. В одной статье про известного в неком городе хирурга написано: «За свою жизнь он так многих прооперировал, что когда идет по улице, то на лицах — улыбки». Чему улыбаются встречные прохожие? Хирурга все знают, это понятно, — но чему смеются люди? Может, помнят врача как чудака-неумеху? Или он постоянно выходит на улицу в неказистой одежде, в клоунском колпаке?
Это неграмотное высказывание погребло в себе целый абзац, в котором нужно было бы написать о том, что в небольшом городе бывшие больные, некогда излеченные врачом, часто встречаются ему на улице; о том, что все они помнят его, знают в лицо и рады видеть; о том, что люди исполнены благодарности хирургу за оказанную когда-то помощь; о том, что их улыбки — выражение этой благодарности, дань его профессионализму и т. д. и т. п. Но — ловушка есть ловушка!
Найдите случаи лексической недостаточности. Сделайте необходимую правку.
— Несмотря на то, что на протяжении всего пути скорпион сидел на ноге Алексея, водитель все же довел автобус.
— Российские читатели за-интересованы в новостях отечественной экономики, тем более существует много информационных поводов.
— В настоящее время в России сложился довольно мощный механизм саморегулирования.
— Приобрести эти знания задача не простая, и требуются серьезные усилия и трудолюбие.
— Книги предлагают рецепты на все основные праздники.

3. РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ

Речевая избыточность — это многословие. Оно проявляется в различных формах.
— Пустословие, то есть навязчивое объяснение банальностей. Например:
«Потребление молока является хорошей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке, привычка к молоку сохраняется до глубокой старости. Плохая ли это привычка? Надо ли от нее отказываться? — Нет! »
Цените информативность собственных высказываний!
2. Абсурдизм. Пример: «труп был мертв и не скрывал этого». Такие высказывания называют ляпалиссиадами. Происхождение этого термина небезынтересно: он образован от имени французского маршала маркиза ля Палиса, погибшего в 1825 году. Солдаты сочинили о нем песню, в которой были такие слова: «Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив». Нелепость ляпалиссиады — в самоутверждении самоочевидной истины.
3. Плеоназм, то есть употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов. Иначе говоря, плеоназм — это об одном и том же разными словами.
«Вернуться обратно», «упасть вниз», «это явление является», «соединить воедино», «вместе пели одну песню», «главная суть», «ценное сокровище», «темный мрак», «повседневная обыденность», «бесполезно пропадает», «предчувствовать заранее» — все это плеоназмы. Наверно, излишне объяснять, что, например, «темный мрак» — многословие, потому что одно из значений слова «мрак» — глубокая, непроглядная тьма.
Обратите внимание на плеоназмы, которые рождаются при описании жестов: «топать ногами», «жестикулировать руками», «обнимать руками», «смотреть глазами».
Из книги Юрия Никитина «Как стать писателем»:
«Есл

Источник

Небрежное отношение к языку может стать причиной речевой
недостаточности
— случайного пропуска слов, необходимых для точного
выражения мысли: Дирекции надо стремиться от этого равнодушия (пропущено
избавиться); Картины маслом помещают в рамы (пропущено написанные).
Речевая недостаточность часто возникает в устной речи, когда говорящий
торопится и не следит за правильностью высказывания. Речевая недостаточность
может порождать комический эффект. Так, на выставке собак можно услышать
обращения к хозяевам породистых псов:

— Уважаемые участники, разберитесь по породам и приготовьтесь к параду!

— Товарищи участники, тщательно оботрите морды от слюны для облегчения осмотра зубной
системы!

— Призеры, срочно явитесь для награждения. Владельцы без намордников награждаться не
будут
.

При речевой недостаточности очень часто возникает
неясность, вот примеры таких ошибок, попавших в протоколы и другие деловые
документы: Гр. Калиновский Л. Л. следовал по улице без номерного знака;
Установить день сдачи страховых агентов в бухгалтерию до 10 числа каждого
месяца; Интересующих вас лиц вышлем почтой; Классным руководителям обеспечить
явку своих родителей
.

Вследствие речевой недостаточности нарушаются
грамматические и логические связи слов в предложении, затемняется его смысл.
Пропуск слов может совершенно исказить мысль автора: Для улучшения
производственных показателей необходимо объединить всех работников,
занимающихся вопросами экономики
(надо: объединить усилия всех работников);
Ввиду холода в помещении делаем только срочные переломы — объявление на
двери рентгенкабинета (имеются в виду срочные рентгенологические снимки
переломов
).

Вследствие пропуска слова могут возникнуть различные
логические ошибки. Так, отсутствие нужного звена в выражении мысли приводит к алогизму:
Язык героев Шолохова резко отличается от героев других писателей (можно
сравнивать язык героев Шолохова только с языком героев других писателей);
Условия города отличны от села (допустимо сравнение условий жизни в
городе только с условиями жизни в
селе
).

Читайте также:  Видеоурок первой медицинской помощи при переломе

Нередко в результате пропуска слова происходит и подмена
понятия
. Например: Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех
лет, выкладываются в архив
— речь идет о карточках больных, а из
текста следует, что «в архив сдаются больные». Подобная речевая недостаточность
порождает абсурдность высказывания (Куйбышевский речной порт производит
мужчин на постоянную и временную работу портовыми рабочими
; Она заняла
второе место по гимнастике среди девушек 2-го разряда
; Инспекция
государственного страхования приглашает вас в любой четверг в Госстрах для
получения травмы
).

Речевая недостаточность, возникающая как следствие
стилистической небрежности автора, легко поддается правке: нужно вставить
случайно пропущенное слово или словосочетание. Например:

1. Фермеры стремятся добиться увеличения овец в
хозяйстве.

1. Фермеры стремятся добиться увеличения поголовья
овец в хозяйстве.

2. Соревнования показали, что в нашем городе
появились сильные шашисты на стоклеточной доске.

2. Соревнования показали, что в нашем городе
появились сильные шашисты, играющие на стоклеточной доске.

3. Изохроны — линии на географических картах,
проходящие через точки земной поверхности, в которых то или иное явление
наступает в один и тот же момент.

3. Изохроны — линии на географических картах,
проходящие через точки, соответствующие точкам земной поверхности, в которых то
или иное явление природы наступает в один и тот же момент.

Если же говорящий «не находит слов» для правильного
выражения мысли и строит предложение кое-как, опуская те или иные звенья в
цепочке логически связанных понятий, фраза становится недостаточно
информативной, сумбурной, и редактору, исправляющему такое высказывание,
приходится много трудиться, чтобы добиться ясности. Например, в рукописи статьи
о восстановлении полиграфического предприятия читаем: На первых порах
устанавливалось оборудование форматом в полпечатного листа
. По этой
«усеченной» информации нелегко догадаться, что при возобновлении работы
полиграфического комбината вначале установили оборудование лишь для
изготовления продукции форматом в половину печатного листа
.

Предложения, в котором опущены важные слова и
словосочетания, страдают недостаточной информативности. Например: В
эту смену, между 16 и 20 часами, и был выработан тысячный миллиард российских
энергетиков
. Из такого сообщения непросто восстановить истину; в
действительности речь идет о том, что энергетики, работавшие в вечернюю
смену, дали тысячный миллиард киловатт-часов электроэнергии
.

Речевую недостаточность как
распространенную ошибку следует отличать от эллипсиса — стилистической
фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения
для создания особой выразительности. При эллипсисе нет необходимости
«восстанавливать» пропущенные члены предложения, так как смысл эллиптических
конструкций ясен, и введение в них уточняющих слов лишит их экспрессии,
присущей им легкости. При речевой недостаточности, напротив, восстановление
пропущенных слов необходимо, без них предложение стилистически неприемлемо.

(По: Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М., 1997)

Источник

Делаем только срочные переломы ошибка

Äîðîãèå ðåáÿòà!
Íàøà âñòðå÷à ñîñòîÿëàñü ñåãîäíÿ ïîòîìó, ÷òî ìû ñ âàìè, ÿ è âû, çàíèìàåìñÿ îäíèì äåëîì — ðàáîòàåì ñî Ñëîâîì. Âû äåëàåòå ïåðâûå øàãè â ëèòåðàòóðíîì òâîð÷åñòâå. È ýòî ïðåêðàñíî — òî, ÷òî òâîð÷åñòâî â Ñëîâå èíòåðåñóåò âàñ è ïîäâèãàåò íà ðàáîòó. Çäåñü âàøà ýíåðãèÿ, êàê ïèøåò èçâåñòíûé ñîâðåìåííûé ïèñàòåëü Ìèõàèë Âåëëåð, «îáðàùàåòñÿ â àêòèâíóþ âíóòðåííþþ æèçíü è ïðèîáðåòàåò õàðàêòåð èíòåëëåêòóàëüíûé, âåðáàëüíûé, ýñòåòè÷åñêèé…

2. ÐÅ×ÅÂÀß ÍÅÄÎÑÒÀÒÎ×ÍÎÑÒÜ

Ýòà îøèáêà âîçíèêàåò â íàøèõ òåêñòàõ èç-çà òîãî, ÷òî ìû ïðèâíîñèì â ðå÷ü ëèòåðàòóðíóþ òèïè÷íûé èçúÿí ðå÷è óñòíîé: ðàçãîâàðèâàÿ, ìû íåðåäêî ïðîïóñêàåì ñëîâà, òîðîïÿñü èçúÿñíèòüñÿ. È â óñòíîì îáùåíèè íà ýòî ðåäêî îáðàùàþò âíèìàíèå: âåäü èç êîíòåêñòà ðå÷è ãîâîðÿùåãî, êàê ïðàâèëî, ÿñíî, ÷òî îí õî÷åò ñêàçàòü. Íî â ðå÷è ïèñüìåííîé ïðîïóñê ñëîâ íåäîïóñòèì: îí íàðóøàåò ãðàììàòè÷åñêèå è ëîãè÷åñêèå ñâÿçè, çàòåìíÿåò ñìûñë, à ÷àñòî äåëàåò ðå÷ü ïðîñòî ñìåõîòâîðíîé.
Îáúÿâëåíèå íà äâåðè ðåíòãåíêàáèíåòà: «Ââèäó õîëîäà â ïîìåùåíèè äåëàåì òîëüêî ñðî÷íûå ïåðåëîìû». Âèäèìî, çäåñü ïîäðàçóìåâàþòñÿ ñðî÷íûå ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå ñíèìêè ïåðåëîìîâ!
«Ôåðìåðû ñòðåìÿòñÿ äîáèòüñÿ óâåëè÷åíèÿ îâåö â õîçÿéñòâå». Íàâåðíî, âñå-òàêè «óâåëè÷åíèÿ ïîãîëîâüÿ îâåö», à íå óâåëè÷åíèÿ ðàçìåðîâ ñàìèõ æèâîòíûõ!
Ïîðîé ðå÷åâàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü ïðèâîäèò ê ðîæäåíèþ ýòàêèõ ôðàç-ëîâóøåê.  îäíîé ñòàòüå ïðî èçâåñòíîãî â íåêîì ãîðîäå õèðóðãà íàïèñàíî: «Çà ñâîþ æèçíü îí òàê ìíîãèõ ïðîîïåðèðîâàë, ÷òî êîãäà èäåò ïî óëèöå, òî íà ëèöàõ — óëûáêè». ×åìó óëûáàþòñÿ âñòðå÷íûå ïðîõîæèå? Õèðóðãà âñå çíàþò, ýòî ïîíÿòíî, — íî ÷åìó ñìåþòñÿ ëþäè? Ìîæåò, ïîìíÿò âðà÷à êàê ÷óäàêà-íåóìåõó? Èëè îí ïîñòîÿííî âûõîäèò íà óëèöó â íåêàçèñòîé îäåæäå, â êëîóíñêîì êîëïàêå?
Ýòî íåãðàìîòíîå âûñêàçûâàíèå ïîãðåáëî â ñåáå öåëûé àáçàö, â êîòîðîì íóæíî áûëî áû íàïèñàòü î òîì, ÷òî â íåáîëüøîì ãîðîäå áûâøèå áîëüíûå, íåêîãäà èçëå÷åííûå âðà÷îì, ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ åìó íà óëèöå; î òîì, ÷òî âñå îíè ïîìíÿò åãî, çíàþò â ëèöî è ðàäû âèäåòü; î òîì, ÷òî ëþäè èñïîëíåíû áëàãîäàðíîñòè õèðóðãó çà îêàçàííóþ êîãäà-òî ïîìîùü; î òîì, ÷òî èõ óëûáêè — âûðàæåíèå ýòîé áëàãîäàðíîñòè, äàíü åãî ïðîôåññèîíàëèçìó è ò.ä. è ò.ï. Íî — ëîâóøêà åñòü ëîâóøêà!
Íàéäèòå ñëó÷àè ëåêñè÷åñêîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Ñäåëàéòå íåîáõîäèìóþ ïðàâêó.

— Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî íà ïðîòÿæåíèè âñåãî ïóòè ñêîðïèîí ñèäåë íà íîãå Àëåêñåÿ, âîäèòåëü âñå æå äîâåë àâòîáóñ.
— Ðîññèéñêèå ÷èòàòåëè çà-èíòåðåñîâàíû â íîâîñòÿõ îòå÷åñòâåííîé ýêîíîìèêè, òåì áîëåå ñóùåñòâóåò ìíîãî èíôîðìàöèîííûõ ïîâîäîâ.
— Â íàñòîÿùåå âðåìÿ â Ðîññèè ñëîæèëñÿ äîâîëüíî ìîùíûé ìåõàíèçì ñàìîðåãóëèðîâàíèÿ.
— Ïðèîáðåñòè ýòè çíàíèÿ çàäà÷à íå ïðîñòàÿ, è òðåáóþòñÿ ñåðüåçíûå óñèëèÿ è òðóäîëþáèå.
— Êíèãè ïðåäëàãàþò ðåöåïòû íà âñå îñíîâíûå ïðàçäíèêè.

Читайте также:  В случае перелома кости

3. ÐÅ×ÅÂÀß ÈÇÁÛÒÎ×ÍÎÑÒÜ

Ðå÷åâàÿ èçáûòî÷íîñòü — ýòî ìíîãîñëîâèå. Îíî ïðîÿâëÿåòñÿ â ðàçëè÷íûõ ôîðìàõ.

— Ïóñòîñëîâèå, òî åñòü íàâÿç÷èâîå îáúÿñíåíèå áàíàëüíîñòåé. Íàïðèìåð:

«Ïîòðåáëåíèå ìîëîêà ÿâëÿåòñÿ õîðîøåé òðàäèöèåé, ìîëîêîì ïèòàþòñÿ íå òîëüêî äåòè, ïîòðåáíîñòü â ìîëîêå, ïðèâû÷êà ê ìîëîêó ñîõðàíÿåòñÿ äî ãëóáîêîé ñòàðîñòè. Ïëîõàÿ ëè ýòî ïðèâû÷êà? Íàäî ëè îò íåå îòêàçûâàòüñÿ? — Íåò!»
Öåíèòå èíôîðìàòèâíîñòü ñîáñòâåííûõ âûñêàçûâàíèé!
2. Àáñóðäèçì. Ïðèìåð: «òðóï áûë ìåðòâ è íå ñêðûâàë ýòîãî». Òàêèå âûñêàçûâàíèÿ íàçûâàþò ëÿïàëèññèàäàìè. Ïðîèñõîæäåíèå ýòîãî òåðìèíà íåáåçûíòåðåñíî: îí îáðàçîâàí îò èìåíè ôðàíöóçñêîãî ìàðøàëà ìàðêèçà ëÿ Ïàëèñà, ïîãèáøåãî â 1825 ãîäó. Ñîëäàòû ñî÷èíèëè î íåì ïåñíþ, â êîòîðîé áûëè òàêèå ñëîâà: «Íàø êîìàíäèð åùå çà 25 ìèíóò äî ñâîåé ñìåðòè áûë æèâ». Íåëåïîñòü ëÿïàëèññèàäû — â ñàìîóòâåðæäåíèè ñàìîî÷åâèäíîé èñòèíû.
3. Ïëåîíàçì, òî åñòü óïîòðåáëåíèå â ðå÷è áëèçêèõ ïî ñìûñëó è ïîòîìó èçëèøíèõ ñëîâ. Èíà÷å ãîâîðÿ, ïëåîíàçì — ýòî îá îäíîì è òîì æå ðàçíûìè ñëîâàìè.
«Âåðíóòüñÿ îáðàòíî», «óïàñòü âíèç», «ýòî ÿâëåíèå ÿâëÿåòñÿ», «ñîåäèíèòü âîåäèíî», «âìåñòå ïåëè îäíó ïåñíþ», «ãëàâíàÿ ñóòü», «öåííîå ñîêðîâèùå», «òåìíûé ìðàê», «ïîâñåäíåâíàÿ îáûäåííîñòü», «áåñïîëåçíî ïðîïàäàåò», «ïðåä÷óâñòâîâàòü çàðàíåå» — âñå ýòî ïëåîíàçìû. Íàâåðíî, èçëèøíå îáúÿñíÿòü, ÷òî, íàïðèìåð, «òåìíûé ìðàê» — ìíîãîñëîâèå, ïîòîìó ÷òî îäíî èç çíà÷åíèé ñëîâà «ìðàê» — ãëóáîêàÿ, íåïðîãëÿäíàÿ òüìà.
Îáðàòèòå âíèìàíèå íà ïëåîíàçìû, êîòîðûå ðîæäàþòñÿ ïðè îïèñàíèè æåñòîâ: «òîïàòü íîãàìè», «æåñòèêóëèðîâàòü ðóêàìè», «îáíèìàòü ðóêàìè», «ñìîòðåòü ãëàçàìè».
Èç êíèãè Þðèÿ Íèêèòèíà «Êàê ñòàòü ïèñàòåëåì»:
«Åñëè íîâè÷îê õî÷åò íàïèñàòü, ÷òî êòî-òî êèâíóë, òî îáÿçàòåëüíî óòî÷íèò, ÷òî êèâíóë ãîëîâîé, êàê áóäòî ìîæíî êèâíóòü ÷åì-òî åùå! Åñòü òàêèå, êîòîðûå ñîñòàâëÿþò ôðàçó åùå êðó÷å: «Îí êèâíóë ñâîåé ãîëîâîé». Èíîãäà âñòðå÷àþòñÿ ÷åìïèîíû: «Îí êèâíóë ñâîåé ãîëîâîé â çíàê ñîãëàñèÿ»! Çäîðîâî? Íî è ýòî åùå íå âñå. Îäíàæäû ÿ âñòðåòèë âîâñå øåäåâð: «Îí êèâíóë ñâîåé ñîáñòâåííîé ãîëîâîé â çíàê ñîãëàñèÿ, ïîäòâåðæäàÿ ñêàçàííîå»! Íó, òóò óæ óíòåð Ïðèøèáååâ ñ åãî «óòîïøèì òðóïîì ìåðòâîãî ÷åëîâåêà» — âåðøèíà ñòèëèñòèêè!»
Åñòü ñèíîíèìè÷åñêèå ïëåîíàçìû, ó÷èòûâàéòå èõ òîæå: «äîëãèé è ïðîäîëæèòåëüíûé», «ìóæåñòâåííûé è ñìåëûé», «óäèâèòåëüíûé è ÷óäåñíûé», «ðàñöåëîâàë è îáëîáûçàë», «òîëüêî, ëèøü», «òåì íå ìåíåå, îäíàêî», «òàê, íàïðèìåð».
4. Òàâòîëîãèÿ, òî åñòü ïîâòîðåíèå â ïðåäëîæåíèè îäíîêîðåííûõ ñëîâ. Î÷åíü ðàñïðîñòðàíåííàÿ îøèáêà íà÷èíàþùèõ! «Ðàññêàçàòü ðàññêàç», «óìíîæèòü âî ìíîãî ðàç», «ñïðîñèòü âîïðîñ», «âîçîáíîâèòü âíîâü» è òàê äàëåå. Íåðåäêî òàâòîëîãèÿ îáðàçóåòñÿ îò ñîåäèíåíèÿ ðóññêîãî ñëîâà ñ èíîÿçû÷íûì, äóáëèðóþùåãî åãî çíà÷åíèå: «ïàìÿòíûé ñóâåíèð», «äâèæóùèé ëåéòìîòèâ», «íåîáû÷íûé ôåíîìåí», «âïåðâûå äåáþòèðîâàë», «ñòàðûé âåòåðàí», «áèîãðàôèÿ æèçíè», «ñâîÿ àâòîáèîãðàôèÿ», «â êîíå÷íîì èòîãå», «ìèçåðíûå ìåëî÷è», «âåäóùèé ëèäåð», «îòâåòíàÿ êîíòðàòàêà», «íàðîäíûé ôîëüêëîð», «äåìîáèëèçîâàòüñÿ èç àðìèè».
5. Ïîâòîð ñëîâ. Íàïðèìåð: «Áûëè ïîëó÷åíû ðåçóëüòàòû, áëèçêèå ê ðåçóëüòàòàì, ïîëó÷åííûì íà ìîäåëè êîðàáëÿ. Ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû ïîêàçàëè…» Êàê èñïðàâèòü ýòî ïðåäëîæåíèå? «Áûëè ïîëó÷åíû ðåçóëüòàòû, áëèçêèå ê òåì, êîòîðûå äàëî èñïûòàíèå ìîäåëè êîðàáëÿ. Ýòî ñâèäåòåëüñòâóåò î òîì…»
Êàê âèäèòå, îò ïîâòîðà ñëîâ ëåãêî óéòè ïóòåì ïîäáîðà ñèíîíèìîâ. Åñëè íå ïîëó÷àåòñÿ — ïîäáåðèòå ê ïîâòîðÿþùåìóñÿ ñëîâó ïåðèôðàçó, òî åñòü îïèñàòåëüíûé îáîðîò, èñïîëüçóåìûé âìåñòî ýòîãî ñëîâà. Íàïðèìåð, â ñòàòüå îá À.Ñ. Ïóøêèíå âû ìîæåòå âìåñòî óïîòðåáëåíèÿ èìåíè ïîýòà èëè îïðåäåëåíèÿ «ïîýò» èñïîëüçîâàòü ïåðèôðàçû «ñâåòèëî ðóññêîé ñëîâåñíîñòè», «ñîëíöå ðóññêîé ïîýçèè». Áûâàåò, ÷òî â ñòàòüå î êàêîì-íèáóäü ïðåäïðèÿòèè íèêàê íå óäàåòñÿ èçáàâèòüñÿ îò ïîâòîðà ñëîâà «çàâîä» èëè ñëîâà «ôàáðèêà». Òîãäà ìîæåò âûðó÷èòü èñïîëüçîâàíèå àááðåâèàòóðû íàçâàíèÿ ïðåäïðèÿòèÿ. Íàïðèìåð, ÁËÌÇ (Áàëàøèõèíñêèé ëèòåéíî-ìåõàíè÷åñêèé çàâîä).
 òðåõ ïîñëåäíèõ ñëó÷àÿõ ìíîãîñëîâèÿ îíî ìîæåò ñëóæèòü ñòèëèñòè÷åñêèì ïðèåìîì. Òàâòîëîãè÷åñêèé èëè ïëåîíàñòè÷åñêèé ïîâòîðû, êàê è ïîâòîðåíèå ñëîâ, ìîãóò óñèëèâàòü äåéñòâåííîñòü ðå÷è, ýìîöèîíàëüíîñòü, àôîðèñòè÷íîñòü âûñêàçûâàíèÿ, èñïîëüçîâàòüñÿ ïðè ñîçäàíèè êàëàìáóðîâ è ò.ä. è ò.ï.

Äàéòå ñòèëèñòè÷åñêóþ õàðàêòåðèñòèêó ñëåäóþùèõ âûñêàçûâàíèé, ñîäåðæàùèõ ëåêñè÷åñêóþ èçáûòî÷íîñòü. Òðåáóåòñÿ ëè ñòèëèñòè÷åñêàÿ ïðàâêà â ïîäîáíûõ ñëó÷àÿõ?

— Îíè ñîõðàíèëèñü â öåëîñòè è ñîõðàííîñòè.
— Ñóï äíÿ èëè ñàëàò çäåñü êàæäûé äåíü ðàçíûå.
— Áóäåøü âîçâðàùàòüñÿ îáðàòíî, ïîçâîíè — âäðóã ñìîãó ïîäâåçòè!
— Â ôåâðàëå ìåñÿöå ïëàíèðóåòñÿ îñíàñòèòü ïðåäïðèÿòèå íîâîé òåõíèêîé.
— ×óòü íå êàæäûé äåíü äåâóøêà óëûáàåòñÿ ïîòóñòîðîííåé óëûáêîé.
— Ñêîðî ñêàçêà ñêàçûâàåòñÿ, äà íå ñêîðî äåëî äåëàåòñÿ.
— Îí íåìíîãî ïðèîòêðûë îêíî.
— Îíà áûëà åãî çàêîííîé ñóïðóãîé.
— ß áû íå õîòåëà íà÷èíàòü æèçíü ñíà÷àëà.
— Êàæäîìó õîòü ðàç íàâåðíÿêà äà ïðèõîäèëà â ãîëîâó æóòêîâàòàÿ ìûñëü: íàñ íà Çåìëå âñå áîëüøå è áîëüøå, à ïðèðîäíûõ çàïàñîâ âñå ìåíüøå è ìåíüøå.

Ïîëíûé òåêñò: https://zhurnal.lib.ru/g/getmanskij_i_o/

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 28.11.2009. Òåðåíñ Äîóñîí. Þíã, ëèòåðàòóðà è ëèòåðàòóðíàÿ êðèò
  • 27.11.2009. ×òî òàêîå àâòîðñêèé ëèñò?
  • 26.11.2009. Ôîòîãðàôû î Ôîòîãðàôèÿõ
  • 25.11.2009. Îñíîâû êîìïîçèöèè.
  • 24.11.2009. Êàðåë ×àïåê. Äâåíàäöàòü ïðèåìîâ.
  • 23.11.2009. Ãåòìàíñêèé È. Î. Àçáóêà ëèòåðàòóðíîãî òâîð÷åñòâà
  • 22.11.2009. Îïðåäåëåíèå ïîíÿòèÿ êîíòåêñò.
  • 21.11.2009. Ñòèëèñòèêà. îöåíêà óìåñòíîñòè öèòàòû.
  • 20.11.2009. Ñòèëèñòèêà. ìåòîäèêà ïðàâêè òåêñòà.
  • 19.11.2009. Àëåêñåé ×àäàåâ. Àíàòîìèÿ ðóññêîãî ñþæåòà.
  • 18.11.2009. Îñîáåííîñòè ïîñòðîåíèÿ ôîòîèçîáðàæåíèÿ.
  • 17.11.2009. Òåìà è ñþæåò
  • 16.11.2009. Ïîëåçíàÿ èíôîðìàöèÿ äëÿ íà÷èíàþùèõ ïèñàòåëåé
  • 15.11.2009. Îñíîâíàÿ ôóíêöèÿ äåòñêîé êíèãè ýòî
  • 14.11.2009. Äåòåêòèâ. Îïðåäåëåíèå æàíðà è íåêîòîðûå îñîáåííîñò
  • 13.11.2009. Êàê Íàïèñàòü Ñöåíàðèé Ðîìàíòè÷åñêîé Êîìåäèè
  • 12.11.2009. Êàê íàïèñàòü òðèëëåð
  • 11.11.2009. Ñþæåòà íå ñóùåñòâóåò
  • 10.11.2009. Î÷åíü ñòðàøíàÿ òóôòà…

Источник

#Теория_литературы@typical__writer

Речевая недостаточность

Небрежное отношение к языку может стать причиной речевой недостаточности — случайного пропуска слов, необходимых для точного выражения мысли:
— Дирекции надо стремиться от этого равнодушия (пропущено избавиться);
— Картины маслом помещают в рамы (пропущено написанные).
Речевая недостаточность часто возникает в устной речи, когда говорящий торопится и не следит за правильностью высказывания. Комические ситуации при этом возникают, если «оратор» обращается к присутствующим, пользуясь микрофоном. Так, на выставке собак можно услышать обращения к хозяевам породистых псов:
— Уважаемые участники, разберитесь по породам и приготовьтесь к параду!
— Товарищи участники, тщательно оботрите морды от слюны для облегчения осмотра зубной системы!
— Призеры, срочно явитесь для награждения. Владельцы без намордников награждаться не будут.
Из подобных призывов администратора следует, что все эти испытания ожидают не собак, а их владельцев, потому что именно им адресована речь.
При речевой недостаточности очень часто возникает неясность, вот примеры таких ошибок, попавших в протоколы и другие деловые документы:
— Гр. Калиновский Л.Л. следовал по улице без номерного знака;
— Установить день сдачи страховых агентов в бухгалтерию до 10 числа каждого месяца;
— Интересующих вас лиц вышлем почтой;
— Классным руководителям обеспечить явку своих родителей.
Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, затемняется его смысл. Пропуск слов может совершенно исказить мысль автора:
— Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех работников, занимающихся вопросами экономики (надо: объединить усилия всех работников);
— Ввиду холода в помещении делаем только срочные переломы — объявление на двери рентгенкабинета (имеются в виду срочные рентгенологические снимки переломов).

Читайте также:  Перелом поясничного отдела третьего позвонка

Вследствие пропуска слова могут возникнуть различные логические ошибки. Так, отсутствие нужного звена в выражении мысли приводит к алогизму:
— Язык героев Шолохова резко отличается от героев других писателей (можно сравнивать язык героев Шолохова только с языком героев других писателей);
— Условия города отличны от села (допустимо сравнение условий жизни в городе только с условиями жизни в селе).

Нередко в результате пропуска слова происходит и подмена понятия. Например: Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив — речь идет о карточках больных, а из текста следует, что «в архив сдаются больные».
Подобная речевая недостаточность порождает комизм и абсурдность высказывания [Куйбышевский речной порт производит мужчин на постоянную и временную работу портовыми рабочими («Кр.»); Она заняла второе место по гимнастике среди девушек 2-го разряда («Кр.»); Инспекция государственного страхования приглашает вас в любой четверг в Госстрах для получения травмы (объявление)].

Речевая недостаточность, возникающая как следствие стилистической небрежности автора, легко поддается правке: нужно вставить случайно пропущенное слово или словосочетание. Например:
1. Фермеры стремятся добиться увеличения овец в хозяйстве.
1. Фермеры стремятся добиться увеличения поголовья овец в хозяйстве.
2. Соревнования показали, что в нашем городе появились сильные шашисты на стоклеточной доске.
2. Соревнования показали, что в нашем городе появились сильные шашисты, играющие на стоклеточной доске.
3. Изохроны — линии на географических картах, проходящие через точки земной поверхности, в которых то или иное явление наступает в один и тот же момент.
3. Изохроны — линии на географических картах, проходящие через точки, соответствующие точкам земной поверхности, в которых то или иное явление природы наступает в один и тот же момент.

Если же говорящий «не находит слов» для правильного выражения мысли и строит предложение кое-как, опуская те или иные звенья в цепочке логически связанных понятий, фраза становится недостаточно информативной, сумбурной, и редактору, исправляющему такое высказывание, приходится много трудиться, чтобы добиться ясности.
Например, в рукописи статьи о восстановлении полиграфического предприятия читаем: «На первых порах устанавливалось оборудование форматом в полпечатного листа.»
По этой «усеченной» информации нелегко догадаться, что при возобновлении работы полиграфического комбината вначале установили оборудование лишь для изготовления продукции форматом в половину печатного листа.
Недостаточная информативность предложения, в котором опущены важные слова и словосочетания, особенно часто приводит к абсурдности высказывания, что можно было наблюдать в «застойные времена», когда наши газеты печатали многочисленные репортажи о «победах и завоеваниях» при выполнении пятилетних планов. Например: «В эту смену, между 16 и 20 часами, и был выработан тысячный миллиард советских энергетиков.»
Из такого сообщения непросто восстановить истину; в действительности речь идет о том, что советские энергетики, работавшие в вечернюю смену, дали стране тысячный миллиард киловатт-часов электроэнергии.

Речевую недостаточность как распространенную ошибку следует отличать от эллипсиса — стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выразительности. Наиболее экспрессивны конструкции эллиптические без глагола-сказуемого, передающие динамичность движения (Я за свечку, свечка — в печку! Я за книжку, та — бежать и вприпрыжку под кровать. — Чук.). При эллипсисе нет необходимости «восстанавливать» пропущенные члены предложения, так как смысл эллиптических конструкций ясен, и введение в них уточняющих слов лишит их экспрессии, присущей им легкости. При речевой недостаточности, напротив, восстановление пропущенных слов необходимо, без них предложение стилистически неприемлемо.

(с.) И. Б. Голуб* «Стилистика русского языка». Москва, Изд. «Айрис-Пресс», 2001 год.

* Голуб Ирина Борисовна, кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка и стилистики Московского Государственного Университета Печати (с 1968 по 2012 гг.), соавтор Дитмара Розенталя.

Если вам понравился этот материал и вы хотите отработать его на практике, предлагаем вам заглянуть в этот пост с упражнениями: https://vk.com/typical__writer?w=wall-31037710_468795

Источник