Цели реабилитации при переломе

Цели реабилитации при переломе thumbnail

Реабилитация после переломов — это очень важный период. От того, насколько правильно все будет сделано, зависит то, как срастется сломанная кость. В это время используются различные методы физиотерапевтического лечения, массажа, специальная гимнастика. Срок снятия гипса зависит от тяжести травмы, от наличия сопутствующих патологий и т.д.

Восстановительное лечение и его особенности

Реабилитация после снятия гипса предполагает также ношение лонгеты для поврежденной конечности. Это устройство необходимо для того, чтобы снизить нагрузку, в противном случае возникает риск повторного перелома. Кроме того, без лонгеты могут возникать боли — для переломов костей это естественное явление.

Существуют различные методы, при использовании которых можно сократить срок реабилитации после переломов. Это, например, физиотерапия — динамические токи, электрофорез, а также раздражение мышц путем воздействия тока низкого напряжения. Все это может дополняться апитерапией, то есть пчелолечением. Существуют и другие методы, которыми осуществляется реабилитация переломов. Но они применяются исключительно специалистами в клинических условиях. Например, это массаж. Он делается только тогда, когда уже произошло снятие гипса. Одновременно с ним выполняются пассивные упражнения. Их делает сам массажист.

Реабилитация после переломов в домашних условиях

При реабилитации после переломов в домашних условиях важную роль приобретает лечебная диета. В первые две недели после перелома нужно включать в рацион больше коллагена (то есть белков — для этого нужно есть мясо и рыбу нежирных сортов, а также яйца). Кроме того, важно обеспечить достаточное количество витаминов, поэтому в меню включают свежие овощи и фрукты. А для того, чтобы повысить концентрацию глюкозы в крови на нужном уровне, необходимо ограничить углеводы в первые несколько недель после перелома. Энергетическая ценность рациона должна соответствовать физической активности.

Цели реабилитации при переломе

Реабилитация перелома занимает довольно много времени. Начиная с третьей недели, организм начинает испытывать дефицит солей кальция, некоторых макро- и микроэлементов, в том числе фосфора. Для восполнения их количества рекомендуется употреблять больше молочных продуктов (но только не обезжиренных), цельнозерновых каш, шпината и бобовых, если нет противопоказаний.

Реабилитация после переломов требует не только классического медикаментозного лечения. Хорошо зарекомендовали себя фитотерапевтические средства.

Перелом будет проходить быстрее, если поддержать организм. Например, такими тонизирующими свойствами обладают препараты на женьшене. Они предотвращают истощение, улучшают обмен веществ, снимают усталость. Как правило, их принимают в виде спиртовой настойки. Реабилитация после снятия гипса включает и препараты заманихи высокой и лимонника китайского. Эти средства, помимо всего прочего, нужны для улучшения сердечно-сосудистой деятельности.

Реабилитация после перелома предполагает и другие средства лечения, например, препараты элеутерококка, которые обладают гепатопротекторным, антистрессовым и антигипоксическим действием. По сути, это адаптогены. Такие препараты можно найти в аптеке, их выпускают многие фармацевтические компании, как в виде самого средства (в виде капель), так и в составе тонизирующих бальзамов

Гимнастика после переломов

Реабилитация после перелома обязательно включает в себя лечебную гимнастику. При этом упражнения делают не только для пострадавшей конечности, но и для неповрежденной. Только врач может определить стоит ли уже начинать гимнастику или пока следует с этим повременить. И хотя срок реабилитации после перелома достаточно велик, если никаких противопоказаний нет, то к гимнастике можно приступать уже на 2-3-й день после иммобилизации травмированного участка.

Нагрузка поначалу должна быть небольшой. Сначала рекомендуется делать всего пару подходов в день, их количество плавно доводят до пяти или шести, причем увеличивается продолжительность гимнастики, растет интенсивность нагрузок. В первые 2-3 недели после перелома, пока снятие гипса не произошло, пациенту рекомендуют соблюдать особую осторожность, поскольку именно в это время происходит формирование костного вещества. Чтобы оно осуществлялось правильно, необходима осевая нагрузка. Она должна быть умеренной, усиленные упражнения могут привести к чрезмерному сдавливанию поврежденных участков, и это чревато новыми проблемами.

Цели реабилитации при переломе

Если речь идет о переломе ноги, то ставить поврежденную конечность на пол можно уже на 3-4-й неделе после перелома. Но опираться на нее все еще нельзя. Если реабилитация протекает нормальными темпами, то еще через пару недель после этого можно уже будет наступать на конечность. И только по истечении примерно 65-70% от общей продолжительности периода иммобилизации можно слегка опираться на конечность. К моменту снятия гипса пациент уже сможет частично опираться на ногу, но ходить все равно будет с костылями.

В период, когда начинается окостенение, лечебная гимнастика может быть более интенсивной. Ближе к моменту, когда должен закончиться срок, который занимает реабилитация, можно приступать к сгибательно-разгибательным упражнениям. Постепенно их можно делать с большим усилием.

Если речь идет о реабилитационном лечении перелома, после снятия гипса делают уже активные упражнения. Но до этого можно выполнять движения, которые затрагивают только свободные части пострадавшей конечности, например, кисть руки или пальцы стопы. Эти упражнения для реабилитации ни в коем случае не должны быть резкими, они происходят плавно, без рывков, можно считать при этом «раз-два-три-четыре», следя за дыханием.

Многое зависит от того, как проводилось лечение, как шла реабилитация после перелома. Если речь идет об остеосинтезе, то активная гимнастика может начинаться уже через два дня после перелома. Но решение об этом должен принимать только врач с учетом индивидуальных показателей.

Источник

СТАЦИОНАРНЫЙ (ИММОБИЛИЗАЦИОННЫЙ) этап – длится до момента консолидации перелома или формирования соединительнотканного рубца, имеющего достаточную механическую прочность.

Место проведения комплексной реабилитации – Травматологическое отделение больницы/травматологический стационар.

Читайте также:  Не срастается перелом нижней челюсти

Цель– Обеспечить условия для максимально возможной двигательной активности больного и сохранения функций поврежденной конечности.

Задачи:

1) Активизация кровообращения в поврежденной конечности

2) Поддержание тонуса мышц поврежденной конечности

3) Сохранение подвижности в свободных от иммобилизации суставах

Форма реабилитационных мероприятий:

1 — Общеразвивающие упражнения для здоровых конечностей и туловища

2 — Лечение положением (возвышенное положение для поврежденного сегмента)

3 — Изометрические напряжения отдельных мышц (мышечных групп) только при условии сопоставления костных отломков (т. к. в период репозиции длительное и интенсивное напряжение мышц может препятствовать проводимой для сопоставления отломков тракции и вызывать травматизацию мягких тканей костными отломками, а после сопоставления взаимодавление костных отломков способствует формированию костной мозоли).

4 — Идеомоторные упражнения (воображаемые)

5 — Дыхательные упражнения

6 — Обучение ходьбе с помощью костылей

· Упражнения выполняются индивидуально, в медленном темпе. Количество повторений 6-8 раз.

· В течение дня занятия лечебной гимнастикой проводится 1 раз под руководством инструктора ЛФК и 3 – 4 раза самостоятельно.

· Продолжительность занятий 15 – 25 минут (в зависимости от возраста пациента, сопутствующих заболеваний)

7 — Физиотерапия

· Диадинамотерапия (токи Бериара) в области перелома – для снятия болевого синдрома (воздействие двумя постоянными низкочастотными импульсными токами полусинусоидальной формы с частотой 50 и 100 Гц, применяемых раздельно или в различных комбинациях);

· УВЧ (переменное электрическое поле ультразвуковой частоты), магнитотерапия (воздействие постоянными или переменными магнитными полями) –для улучшения трофики поврежденных тканей.

8 — Массаж – ограничивается применением прерывистой вибрации в области перелома поверх гипсовой повязки (постукивание деревянным молоточком, пальцем).

В первый период в занятия включают статические и динамические ДУ и ОРУ для всех мышечных групп. Для неповрежденной ноги широко используют активные движения пальцами стопы, тыльное и подошвенное сгибание стопы, круговые движения стопой, сгибание и разгибание в коленном суставе, отведение и приведение ноги, сгибание и разгибание в тазобедренном сус­таве, изометрическое напряжение мышц бедра и голени, ста­тическое удержание конечности в течение нескольких секунд, имитация ходьбы по плоскости постели, осевое давление сто­пой о подстопник различной плотности, захватывание и удер­жание пальцами стопы различных легких предметов.

С помо­щью инструктора, поддерживающего бедро и голень повреж­денной ноги, больной поднимает и опускает выпрямленную ногу, сгибает и разгибает ее в коленном и тазобедренном сус­таве с небольшой амплитудой (30—40°). С 4-5-го дня после операции больному разрешается сгибать и разгибать опериро­ванную ногу в коленном и тазобедренном суставе, скользя сто­пой по плоскости постели, сидеть и опускать ногу. Через 2-3 недели больного ставят на костыли. Сроки нагрузки на трав­мированную конечность индивидуальные (от 1,5 до 5-6 месяцев). Больного обучают ходьбе на костылях по ровному полу, лестнице, затем с одним костылем и палкой.

Во второй период на фоне ОРУ и ДУ выполняются всевозможные упражнения для всех суставов поврежденной ноги, во всех направлениях в разных исходных положениях. Гвоздь удаляют через 1,5-2 года, а у некоторых больных он остается в шейке бедренный кости пожизненно.

Правильное обучение ходьбе с костылями:

при ходьбе по ровным поверхностям костыли с поврежденной ногой переносят вперед, не опираясь на нее или приступая, здоровая нога остается сзади (по принципу равностороннего треугольника), затем приставляют здоровую ногу. Поворот делают только в сторону поврежденной ноги, переступая здоровой ногой на месте.

при ходьбе с одним костылем (палкой) опираются на него с поврежденной стороны таким образом, чтобы костыль (палка) стоял у края стопы. Больную ногу, костыль (палку) одновременно передвигают вперед, затем присоединяют к ним здоровую ногу. Поворот с одним костылем (палкой), как и с двумя, выполняют в сторону поврежденной ноги, не отодвигая его от стопы.

при спуске с лестницы костыли опускают одновременно с поврежденной ногой, не наступая на нее или слегка приступая, затем приставляют здоровую ногу;

при подъеме на лестницу здоровую ногу ставят на верхнюю ступеньку. Затем подтягивают к ней костыли и поврежденную ногу.

при спуске с лестницы без перил одновременно опускают поврежденную ногу и костыль (палку), приставляя к ним здоровую ногу; при подъеме на лестницу ставят на верхнюю ступеньку здоровую ногу и к ней подтягивают одновременно поврежденную ногу и костыль.

Сращение внесуставных латеральных переломов происходит гораздо быстрее, чем медиальных (2,5—3 месяца), поэтому основной метод лечения — консервативный.

Ногу помещают на шину Белера и накладывают скелетное вытяжение за бугристость болынеберцовой кости.

В период иммобилизации с первых дней больные выполняют ДУ в сочетании с наклонами, поворотами головы и туловища, активными движениями в суставах здоровых конечностей, активным присаживанием в постели, придерживаясь за балканс­кую раму. Для больной ноги рекомендуются активные движения пальцами стопы, тыльные подошвенные сгиба­ния стопы, круговые движения стопой, изометрическое напря­жение мышц бедра и голени, идеомоторные упражнения. Через 2—3 недели больные начинают выполнять активные движения в коленном суставе сломанной конечности для предуп­реждения тугоподвижности. Для этого гамачок стандартной шины заменяют съемным, уменьшают тягу вытяжения, бла­годаря чему больной может проводить сгибательно-разгибательные движения в коленном суставе сначала с помощью инструктора, а затем — шнура, перекинутого через блок шины и прикрепленного к стопе.

Включают упражнения, направленные на укрепление мышц плечевого пояса и верхних конечностей (динамические и с незначительным мышечным напряжением). Для поддержания нормального тонуса мышц здоровой ноги занятия дополняют упражнениями с сопротивлени­ем, отягощением (в виде манжеток с грузом, фиксированных в области голеностопного сустава).

Читайте также:  Перелом основания 5 плюсн

Источник

Длительность реабилитации – 2-3 года.

При благоприятном течении:

I этапСтационарный

Цель: восстановление нарушенных вследствие травмы, функций организма на столько, чтобы человек мог обслуживать себя в той или иной мере, быть психологически адаптирован к своему состоянию и настроенным на осуществление всей программы реабилитации.

Задачи:

1. достижение стабилизации состояния больного с помощью медикаментов;

2. ликвидация и предупреждение осложнений: профилактика возникновения пролежней, контрактур;

3. восстановление функции тазовых органов;

4. оптимизация физической и психологической реабилитации больного с использованием лекарственных средств, ФК, массажа, физиотерапии, рефлексотерапии.

ПКР: После ликвидации спинномозгового шока мероприятия по профилактике пролежней (через сутки после травмы):

— специальные кровати, матрацы,

— легкий массаж спины и конечностей,

— пассивная ЛГ,

— физиотерапия: импульсное электрическое поле УВЧ на область перелома, УФО в субэритемных дозах на поясницу, крестец, ягодицы;
при нарушении функций тазовых органов – электростимуляция (уточнить у нейрохирурга вид патологии) при атонии – стимуляция, при спастике – релаксация.

!! У пациентов с переломами позвоночника легкой степени – следующий этап ПОЛИКЛИНИЧЕСКИЙ.

При более тяжелых переломах, сопровождающихся повреждением спинного мозга — следующий этап САНАТОРНЫЙ.

II этапСанаторный

Цель: восстановление физического, психологического и социального статуса больного до того уровня, при котором он мог бы вернуться к труду, либо к тому или иному объему социальной активности, что обеспечило бы его интеграцию в общество и семью.

Задачи: -повышение переносимости физических нагрузок, сниженную вследствие основного заболевания и/или вынужденной иммобилизации или недостаточной физической активности в условиях стационара

ПКР:

Гидробальнеотерапия: аппликация лечебной грязи, гальваногрязелечение (постоянный ток), сероводородные или родоновые ванны.

Через 1,5-2 часа – массаж (преимущественно сегментарно-рефлекторных областей, при необходимости — конечностей).

Физиопроцедуры: чаще азакеритовые / парафиновые аппликации на область перелома, электрофорез по Вермелю (один электрод на поясничную область, второй на икроножные мышцы), фототерапия, лазеротерапия на область перелома.

III этапПоликлинический

Цель: восстановление трудоспособности, поддержание на достигнутом уровне и в предупреждение прогрессирования заболевания.

Задачи:

1. определение степени снижения физической работоспособности и проведения мероприятий по ее повышению,

2. применение методов физиотерапии и гидробальнеотерапии для ускорения восстановительных процессов,

3. оценка психологического статуса больного и проведение корригирующей терапии при показаниях,

4. оценка социального статуса больного, определение утраты трудоспособности, решение вопроса трудоспособности и профилактической переориентации,

5. организация и проведение занятий с больными и их родственниками по повышению знаний, касающихся целей, задач и содержанию реабилитации и вторичной профилактики при данном заболевании.

ПКР:

ЛФК самостоятельно.

Массаж спины / сегментарно-рефлекторных областей 2-3 раза в год.

Физиопроцедуры: магнитотерапия, ультразвук, электрофорез, импульсные токи на паравертебральные области соответствующего отдела позвоночника (область перелома) – выполняются поочередно.

При неблагоприятном течении – ход ПКР зависит от степени тяжести состояния больного ([ потеря трудоспособности, обучение пользованием коляской и др.)

Источник

Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ, âîññòàíîâëåíèå àíàòîìè÷åñêîé öåëîñòíîñòè ñëîìàííîé êîñòè è ôóíêöèé ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà. Êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå ñðåäñòâàìè ôèêñàöèè è íåïîäâèæíîñòü ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè. Ñêåëåòíîå âûòÿæåíèå ïðè ëå÷åíèè ïåðåëîìîâ ñî ñìåùåíèåì.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Äåïàðòàìåíò çäðàâîîõðàíåíèÿ ãîðîäà Ìîñêâû Ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå ñðåäíåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ ãîðîäà Ìîñêâû

Ìåäèöèíñêîå ó÷èëèùå ¹13.

ÂÑÐ ¹1 ÏÎ ÐÅÀÁÈËÈÒÀÖÈÈ

ÍÀ ÒÅÌÓ:

«ÐÅÀÁÈËÈÒÀÖÈß ÏÀÖÈÅÍÒΠÐÀÇËÈ×ÍÎÃÎ ÂÎÇÐÀÑÒÀ ÏÐÈ ÒÐÀÂÌÀÕ ÎÏÎÐÍÎ-ÄÂÈÃÀÒÅËÜÍÎÉ ÑÈÑÒÅÌÛ«

Ðàáîòó âûïîëíèëà:

Àòàêèøèåâà Ñàáèðà

Ïðåïîäàâàòåëü:

Ñíåãèðåâà Òàòüÿíà Ãåííàäüåâíà

Ìîñêâà

2014

Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ ñîñòîèò èç âîññòàíîâëåíèÿ àíàòîìè÷åñêîé öåëîñòíîñòè ñëîìàííîé êîñòè è ôóíêöèè ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà.

Ðåøåíèå ýòèõ çàäà÷ äîñòèãàåòñÿ:

· ðàííèì è òî÷íûì ñîïîñòàâëåíèåì îòëîìêîâ;

· ïðî÷íîé ôèêñàöèåé ðåïîíèðîâàííûõ îòëîìêîâ äî ïîëíîãî èõ ñðàñòàíèÿ;

· ñîçäàíèÿ õîðîøåãî êðîâîñíàáæåíèÿ îáëàñòè ïåðåëîìà;

· ñîâðåìåííûì ôóíêöèîíàëüíûì ëå÷åíèåì ïîñòðàäàâøåãî.

Äëÿ ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèé è ïîâðåæäåíèé îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà ñóùåñòâóþò äâà îñíîâíûõ ìåòîäà:

· êîíñåðâàòèâíûé

· îïåðàòèâíûé

Ïðè êîíñåðâàòèâíîì ìåòîäå ëå÷åíèÿ âûäåëÿþò äâà îñíîâíûõ ìîìåíòà: ôèêñàöèþ è âûòÿæåíèå.

Êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå

Ñðåäñòâàìè ôèêñàöèèìîãóò áûòü ãèïñîâûå ïîâÿçêè, ðàçëè÷íûå øèíû, àïïàðàòû. Ïðàâèëüíî íàëîæåííàÿ ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà õîðîøî óäåðæèâàåò ñîïîñòàâëåííûå îòëîìêè è îáåñïå÷èâàåò èììîáèëèçàöèþ ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè. Äëÿ äîñòèæåíèÿ íåïîäâèæíîñòè è ïîêîÿ ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà ôèêñèðóåò äâà èëè òðè áëèçëåæàùèõ ñóñòàâà.

Âñå ìíîãîîáðàçèå ãèïñîâûõ ïîâÿçîê ðàçäåëÿþò íà ãèïñîâûå ëîíãåòû è öèðêóëÿðíûå ïîâÿçêè. Öèðêóëÿðíûå ïîâÿçêè ìîãóò áûòü îêîí÷àòûìè è ìîñòîâèäíûìè.

à — ãèïñîâàÿ ëîíãåòà;

á — öèðêóëÿðíàÿ ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà;

â — êîêñèòíàÿ ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà (ñ ìàðêèðîâêîé);

ã — ãèïñîâûé êîðñåò;

ä — ðåäðåññèðóþùàÿ ïîâÿçêà äëÿ óñòðàíåíèÿ êîíòðàêòóð;

å — ìîñòîâèäíàÿ ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà

Âûòÿæåíèå. Îñíîâíûìè ïðèíöèïàìè ñêåëåòíîãî âûòÿæåíèÿ ÿâëÿþòñÿ ðàññëàáëåíèå ìûøö ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè è ïîñòåïåííîñòü íàãðóçêè ñ öåëüþ óñòðàíåíèÿ ñìåùåíèÿ êîñòíûõ îòëîìêîâ è èõ èììîáèëèçàöèÿ (îáåçäâèæèâàíèå).

Ñêåëåòíîå âûòÿæåíèå èñïîëüçóþò ïðè ëå÷åíèè ïåðåëîìîâ ñî ñìåùåíèåì, êîñûõ, âèíòîîáðàçíûõ è îñêîëü÷àòûõ äëèííûõ, òðóá÷àòûõ êîñòåé, íåêîòîðûõ ïåðåëîìîâ êîñòåé òàçà, âåðõíèõ øåéíûõ ïîçâîíêîâ, êîñòåé â îáëàñòè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà è ïÿòî÷íîé êîñòè. Ïîñëå ñíÿòèÿ ñêåëåòíîãî âûòÿæåíèÿ ÷åðåç 20—50 äíåé â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà áîëüíîãî, ëîêàëèçàöèè è õàðàêòåðà ïîâðåæäåíèÿ íàêëàäûâàþò ãèïñîâóþ ïîâÿçêó.

Îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå

Îñòåîñèíòåç — õèðóðãè÷åñêîå ñîåäèíåíèå êîñòíûõ îòëîìêîâ ðàçëè÷íûìè ñïîñîáàìè. Äëÿ ôèêñàöèè êîñòíûõ îòëîìêîâ ïðèìåíÿþò ñòåðæíè, ïëàñòèíû, øóðóïû, áîëòû, ïðîâîëî÷íûå øâû, à òàêæå ðàçëè÷íûå êîìïðåññèîííûå àïïàðàòû.

Ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé

Ïåðåëîìû øåéêè áåäðà âîçíèêàþò ïðè ïàäåíèè íà áîê è óäàðå îáëàñòüþ áîëüøîãî âåðòåëà. ×àùå òàêîãî òèïà ïåðåëîìû ñëó÷àþòñÿ ó ëèö ïîæèëîãî âîçðàñòà.

Ïåðåëîìû øåéêè áåäðà äåëÿòñÿ íà:

Читайте также:  Перелом локтевого сустава без смещения у ребенка

· âíóòðèñóñòàâíûå (ìåäèàëüíûå)

· âíåñóñòàâíûå (ëàòåðàëüíûå ïåðåëîìû øåéêè áåäðà, âåðòåëüíûé, ìåæâåðòåëüíûé, ïîäâåðòåëüíûé).

Ïðè ìåäèàëüíûõ ïåðåëîìàõ êîñòíîå ñðàùåíèå íàñòóïàåò òîëüêî ÷åðåç 6—8 ìåñÿöåâ èç-çà íåáëàãîïðèÿòíûõ ìåñòíûõ îñîáåííîñòåé è òðóäíîñòåé èììîáèëèçàöèè. Îäíàêî äëèòåëüíûé ïîñòåëüíûé ðåæèì ó ïîæèëûõ ëþäåé ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ çàñòîéíîé ïíåâìîíèè, ïðîëåæíåé è òðîìáîýìáîëèè, ÷òî ÿâëÿåòñÿ îñíîâíîé ïðè÷èíîé âûñîêîé ëåòàëüíîñòè.  ñâÿçè ñ ýòèì îñíîâíûì ìåòîäîì ëå÷åíèÿ ïðè ìåäèàëüíîì ïåðåëîìå øåéêè áåäðà — õèðóðãè÷åñêèé.

Ïðè ìåäèàëüíûõ ïåðåëîìàõ Ëà íàçíà÷àþò íà 2—3-é äåíü ïîñëå îïåðàöèè.

 ïåðâûé ïåðèîä â çàíÿòèÿ âêëþ÷àþò ñòàòè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå äûõàòåëüíûå è îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ äëÿ âñåõ ìûøå÷íûõ ãðóïï. Äëÿ íåïîâðåæäåííîé íîãè øèðîêî èñïîëüçóþò àêòèâíûå äâèæåíèÿ ïàëüöàìè ñòîïû, òûëüíîå è ïîäîøâåííîå ñãèáàíèå ñòîïû, êðóãîâûå äâèæåíèÿ ñòîïîé, ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå â êîëåííîì ñóñòàâå, îòâåäåíèå è ïðèâåäåíèå íîãè, ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå â òàçîáåäðåííîì ñóñòàâå, èçîìåòðè÷åñêîå íàïðÿæåíèå ìûøö áåäðà è ãîëåíè, ñòàòè÷åñêîå óäåðæàíèå êîíå÷íîñòè â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ñåêóíä, èìèòàöèÿ õîäüáû ïî ïëîñêîñòè ïîñòåëè, îñåâîå äàâëåíèå ñòîïîé î ïîäñòîïíèê ðàçëè÷íîé ïëîòíîñòè, çàõâàòûâàíèå è óäåðæàíèå ïàëüöàìè ñòîïû ðàçëè÷íûõ ëåãêèõ ïðåäìåòîâ. Ñ ïîìîùüþ èíñòðóêòîðà, ïîääåðæèâàþùåãî áåäðî è ãîëåíü ïîâðåæäåííîé íîãè, áîëüíîé ïîäíèìàåò è îïóñêàåò âûïðÿìëåííóþ íîãó, ñãèáàåò è ðàçãèáàåò åå â êîëåííîì è òàçîáåäðåííîì ñóñòàâå ñ íåáîëüøîé àìïëèòóäîé (30—40°).

Ñ 4—5-ãî äíÿ ïîñëå îïåðàöèè áîëüíîìó ðàçðåøàåòñÿ ñãèáàòü è ðàçãèáàòü îïåðèðîâàííóþ íîãó â êîëåííîì è òàçîáåäðåííîì ñóñòàâå, ñêîëüçÿ ñòîïîé ïî ïëîñêîñòè ïîñòåëè, ñèäåòü è îïóñêàòü íîãó. ×åðåç 2— 3 íåäåëè áîëüíîãî ñòàâÿò íà êîñòûëè.

Ñðîêè íàãðóçêè íà òðàâìèðîâàííóþ êîíå÷íîñòü èíäèâèäóàëüíûå (îò 1,5 äî 5—6 ìåñÿöåâ). Áîëüíîãî îáó÷àþò õîäüáå íà êîñòûëÿõ ïî ðîâíîìó ïîëó, ëåñòíèöå, çàòåì ñ îäíèì êîñòûëåì è ïàëêîé.

Âî âòîðîé ïåðèîä íà ôîíå îáùåðàçâèâàþùèõ è äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé âûïîëíÿþòñÿ âñåâîçìîæíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ âñåõ ñóñòàâîâ ïîâðåæäåííîé íîãè, âî âñåõ íàïðàâëåíèÿõ â ðàçíûõ ÈÏ. Ïðàâèëüíîå îáó÷åíèå õîäüáå ñ êîñòûëÿìè èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå.

Ïðè õîäüáå ïî ðîâíûì ïîâåðõíîñòÿì êîñòûëè ñ ïîâðåæäåííîé íîãîé ïåðåíîñÿò âïåðåä, íå îïèðàÿñü íà íåå èëè ïðèñòóïàÿ, çäîðîâàÿ íîãà îñòàåòñÿ ñçàäè (ïî ïðèíöèïó ðàâíîñòîðîííåãî òðåóãîëüíèêà), çàòåì ïðèñòàâëÿþò çäîðîâóþ íîãó. Ïîâîðîò äåëàþò òîëüêî â ñòîðîíó ïîâðåæäåííîé íîãè, îáÿçàòåëüíî ïåðåñòóïàÿ çäîðîâîé íîãîé íà ìåñòå.

Ïðè õîäüáå ñ îäíèì êîñòûëåì (èëè ïàëêîé) îïèðàþòñÿ íà íåãî ñ ïîâðåæäåííîé ñòîðîíû òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû êîñòûëü (èëè ïàëêà) ñòîÿë ó êðàÿ ñòîïû. Áîëüíóþ íîãó, êîñòûëü (èëè ïàëêó) îäíîâðåìåííî ïåðåäâèãàþò âïåðåä, çàòåì ïðèñîåäèíÿþò ê íèì çäîðîâóþ íîãó. Ïîâîðîò ñ îäíèì êîñòûëåì (èëè ïàëêîé), êàê è ñ äâóìÿ, âûïîëíÿþò â ñòîðîíó ïîâðåæäåííîé íîãè, íå îòîäâèãàÿ åãî îò ñòîïû.

Ïðè ñïóñêå ñ ëåñòíèöû êîñòûëè îïóñêàþò îäíîâðåìåííî ñ ïîâðåæäåííîé íîãîé, íå íàñòóïàÿ íà íåå èëè ñëåãêà ïðèñòóïàÿ, çàòåì ïðèñòàâëÿþò çäîðîâóþ íîãó. Ïðè ïîäúåìå íà ëåñòíèöó çäîðîâóþ íîãó ñòàâÿò íà âåðõíþþ ñòóïåíüêó. Çàòåì ïîäòÿãèâàþò ê íåé êîñòûëè è ïîâðåæäåííóþ íîãó. Ïðè ñïóñêå ñ ëåñòíèöû áåç ïåðèë îäíîâðåìåííî îïóñêàþò ïîâðåæäåííóþ íîãó è êîñòûëü (èëè ïàëêó), ïðèñòàâëÿÿ ê íèì çäîðîâóþ íîãó; ïðè ïîäúåìå íà ëåñòíèöó ñòàâÿò íà âåðõíþþ ñòóïåíüêó çäîðîâóþ íîãó è ê íåé ïîäòÿãèâàþò îäíîâðåìåííî ïîâðåæäåííóþ íîãó è êîñòûëü (èëè ïàëêó).

Ñðàùåíèå âíåñóñòàâíûõ ëàòåðàëüíûõ ïåðåëîìîâ ïðîèñõîäèò ãîðàçäî áûñòðåå, ÷åì ìåäèàëüíûõ (2,5—3 ìåñÿöà), ïîýòîìó îñíîâíîé ìåòîä ëå÷åíèÿ — êîíñåðâàòèâíûé. Íîãó ïîìåùàþò íà øèíó Áåëåðà è íàêëàäûâàþò ñêåëåòíîå âûòÿæåíèå çà áóãðèñòîñòü áîëüøåáåðöîâîé êîñòè.

Øèíà Áåëåðà

 ïåðèîä èììîáèëèçàöèè ñ ïåðâûõ äíåé áîëüíûå âûïîëíÿþò äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ â ñî÷åòàíèè ñ íàêëîíàìè, ïîâîðîòàìè ãîëîâû è òóëîâèùà, àêòèâíûìè äâèæåíèÿìè â ñóñòàâàõ çäîðîâûõ êîíå÷íîñòåé, àêòèâíûì ïðèñàæèâàíèåì â ïîñòåëè, ïðèäåðæèâàÿñü çà áàëêàíñêóþ ðàìó. Äëÿ áîëüíîé íîãè ðåêîìåíäóþòñÿ àêòèâíûå äâèæåíèÿ ïàëüöàìè ñòîïû, òûëüíûå ïîäîøâåííûå ñãèáàíèÿ ñòîïû, êðóãîâûå äâèæåíèÿ ñòîïîé, èçîìåòðè÷åñêîå íàïðÿæåíèå ìûøö áåäðà è ãîëåíè, èäåîìîòîðíûå óïðàæíåíèÿ. ïåðåëîì êîíñåðâàòèâíûé ëå÷åíèå êîíå÷íîñòü

×åðåç 2—3 íåäåëè áîëüíûå íà÷èíàþò âûïîëíÿòü àêòèâíûå äâèæåíèÿ â êîëåííîì ñóñòàâå ñëîìàííîé êîíå÷íîñòè äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ òóãîïîäâèæíîñòè. Íàðÿäó ñ ýòèì â çàíÿòèÿ âêëþ÷àþò óïðàæíåíèÿ, íàïðàâëåííûå íà óêðåïëåíèå ìûøö ïëå÷åâîãî ïîÿñà è âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé (äèíàìè÷åñêèå è ñ íåçíà÷èòåëüíûì ìûøå÷íûì íàïðÿæåíèåì). Äëÿ ïîääåðæàíèÿ íîðìàëüíîãî òîíóñà ìûøö çäîðîâîé íîãè çàíÿòèÿ äîïîëíÿþò óïðàæíåíèÿìè ñ ñîïðîòèâëåíèåì, îòÿãîùåíèåì. Äëÿ âîñïðîèçâåäåíèÿ îñåâîé íàãðóçêè íà êîíå÷íîñòü áîëüíîé äàâèò ñòîïîé íà ïîäñòîïíèê, èìèòèðóåò õîäüáó ïî ïëîñêîñòè ïîñòåëè.

 ïîñòèììîáèëèçàöèîííûé ïåðèîä çàäà÷è ËÔÊ âêëþ÷àþò:

· ïîâûøåíèå îáùåãî òîíóñà îðãàíèçìà áîëüíîãî

· âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè

· óêðåïëåíèå ìûøö ïëå÷åâîãî ïîÿñà

· âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé è òóëîâèùà

· òðåíèðîâêà îïîðíîé ôóíêöèè çäîðîâîé íîãè

· îáó÷åíèå áîëüíûõ ïåðåäâèæåíèþ ïðè ïîìîùè êîñòûëåé.

Ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ âûòÿæåíèÿ íîãó óêëàäûâàþò íà ïëîñêîñòü ïîñòåëè. Äëÿ óìåíüøåíèÿ áîëåé è ðàññëàáëåíèÿ ìûøö ïîä êîëåííûé ñóñòàâ ïîäêëàäûâàþò âàòíî-ìàðëåâûé âàëèê, âåëè÷èíó êîòîðîãî ñëåäóåò âàðüèðîâàòü â òå÷åíèå äíÿ. ×åðåäîâàíèå ïàññèâíîãî ñãèáàíèÿ ñ ïîñëåäóþùèì ðàçãèáàíèåì (ïðè óäàëåíèè âàëèêà) â êîëåííîì ñóñòàâå óëó÷øàåò äâèæåíèÿ â íåì.  çàíÿòèÿ âêëþ÷àþò äâèæåíèÿ ïàëüöåâ ñòîï, ãîëåíîñòîïíîãî è êîëåííîãî ñóñòàâîâ, ñêîëüæåíèå ñòîïîé ïî ïëîñêîñòè ïîñòåëè, îòâåäåíèå — ïðèâåäåíèå ïîâðåæäåííîé íîãè, îñòîðîæíûå âðàùåíèÿ íîãîé ñ èñïîëüçîâàíèåì ñêîëüçÿùåé ïëîñêîñòè, ðîëèêîâîé òåëåæêè, áëîêîâûõ óñòàíîâîê.

×åðåç 5—6 äíåé áîëüíîìó ðàçðåøàþò ñèäåòü íà êðîâàòè ñ îïóùåííûìè íîãàìè (îïîðà íà ñêàìåéêó), âñòàâàòü, äåðæàñü çà ñïèíêó êðîâàòè. Çàòåì åãî îáó÷àþò ïåðåäâèãàòüñÿ íà êîñòûëÿõ.

×àñòè÷íàÿ íàãðóçêà íà ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü ðàçðåøàåòñÿ ñïóñòÿ 3 ìåñÿöà ïîñëå òðàâìû.  òðåíèðîâî÷íûé ïåðèîä ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà íàïðàâëåíà íà ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèé ïîâðåæäåííîé íîãè.  çàíÿòèÿõ èñïîëüçóþò îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ, íàïðàâëåííûå íà ôîðìèðîâàíèå ïðàâèëüíîé îñàíêè è õîäüáû.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник