Брекеты после перелома челюсти

Виды шинирования челюсти при переломе

Травмы костной ткани могут быть без смещения и со смещением. Для шинирования нижней челюсти и верхней применяют шину в зависимости от степени тяжести полученного перелома. В медицинской практике широко используют следующие методики:

  1. Одностороннее шинирование применяют при переломе одной из половинок нижней или верхней челюстей. В качестве шины берется медная проволока, которую крепят с помощью назубного шинирования на поврежденный участок. Если в месте перелома остались зубы, то шину объединяют в единую систему и размещают на шейке зубов.
  2. Двухстороннее шинирование с фиксацией на челюсти с двух сторон. При двухстороннем наложении шины на одну челюсть применяется более жесткая проволока, чем при одностороннем. Дополнительно для надежной фиксации на моляры могут быть установлены кольца и крючки.
  3. Двухчелюстное шинирование челюстей используют при двухстороннем переломе со смещением отломков. Применяется такая шина в очень тяжелых случаях при серьезных повреждениях со смещением. На неподвижные зубы ставят медную проволоку, если такие имеются. При наличии шатающихся зубов шину устанавливают в просверленные отверстия в альвеолярной кости. Затем обе челюсти соединяются с помощью резиновых колец, которые крепятся за крючки.

При жестком закреплении челюстей между собой человек не может самостоятельно открывать рот, что ускоряет процесс заживления переломов, трещин и восстановление правильного прикуса. В качестве вспомогательного фиксирующего приспособления ставится подбородочная праща, которая надежно прижимает подбородок вверх.

Способ шинирования зависит от характера перелома и тяжести состояния пациента:

  1. Одностороннее. Применяется в тех случаях, когда нарушена целостность костей одной из половинок верхней или нижней челюсти. При этом главным условием является наличие в области повреждения здоровых зубов, которые будут выполнять функцию опоры фиксирующей конструкции. Если такие единицы отсутствуют, либо их пришлось удалить, прибегают к высверливанию в кости отверстия для продевания через него медной проволоки.
  2. Двустороннее. Этот вид обездвиживания заключается в фиксации одной из челюстей с двух сторон при помощи толстой проволоки и колец или крючков, устанавливаемых на моляры.
  3. Двухчелюстное. Применяется при сложных повреждениях, когда двусторонний перелом сопряжен с образованием множественных костных отломков и их смещением. В этом случае шина используется для смыкания челюстей. Шинирование при переломе нижней челюсти выполняется на уцелевших единицах с помощью резиновых тяг для поддержания зубных рядов в сомкнутом положении.

Выбор материалов, используемых при шинировании, зависит от серьезности травмы и индивидуальных особенностей пациента. К наиболее востребованным видам относятся металлические проволоки, крючки или кольца, пластмассовые конструкции, стекловолоконные ленты и фиксирующие резинки.

Симптомы

  • распухшее или ушибленное лицо;
  • проблемы при открытии или закрытии рта;
  • сломанные или поврежденные зубы;
  • онемение на лице, особенно в области нижней губы;
  • болезненные ощущения в челюсти, что особенно чувствуется при кусании и жевании;
  • кровотечение из рта;
  • боль в лице или челюсти, которая ухудшается при движении;
  • нарушение прикуса.

Процедура наложения шины

Если во время перелома произошло смещение и образование множества костных отломков, назначается остеосинтез – хирургическое обездвиживание осколков с помощью специальных фиксаторов. В качестве скрепляющих конструкций могут выступать:

  • пластины;
  • скобы;
  • винтовые элементы;
  • титановые проволоки;
  • полиамидные нити;
  • отверждаемые полимеры.

Чаще всего во время проведения остеосинтеза для фиксации применяются металлические пластины. Накладывание шины осуществляется под местным обезболиванием. Пациент должен быть готов к тому, что на весь период иммобилизации он утратит способность открывать рот. При неосложненном переломе челюсти используется ленточная шина Васильева — наиболее дешевый способ лечения.

При сложном переломе челюсти шинирование (шунтирование) проводится с помощью бимаксиллярной шины Тигерштедта. Эта конструкция изготавливается по индивидуальным параметрам. Дуга накладывается на зубы фиксаторами кверху на верхней челюсти и книзу — на нижней.

Временное крепление металла к кости осуществляется с помощью более тонкой проволоки, которая заводится между боковыми сторонами зуба с вытягиванием и закручиванием возле его шейки. Во время проведения двухчелюстного шинирования для придания устойчивости конструкции обязательно используют резинки. Если резиновая тяга лопнула, необходимо заново установить шину.

Первая помощь при сломанной челюсти

Процесс наложения шины это только начало лечения. После шинирования перелома челюстей пациенту нет возможности открыть рот, поэтому придется долго сидеть на жидких супчиках и кашках. А после снятия шины потребуется долгое время для разработки челюсти.

  • Питаться лучше всего через трубочку, а сама пища должна иметь кашеобразный вид. К употреблению рекомендуются калорийные коктейли и кефиры.
  • Категорически запрещено распитие спиртных напитков при наложении двухчелюстной шины. Чрезмерное употребление алкоголя может вызвать рвотный рефлекс, и пациент может захлебнуться собственной рвотой из-за невозможности открыть рот.
  • Снижение массы. Даже при полноценном питании потеря веса неизбежна, так как процесс пережевывания и усвояемости пищи затруднен. Как правило, после лечения прежний вес восстанавливается.
  • Восполнение кальция. Для скорейшего заживления костных швов требуется употреблять с пищей продукты с содержанием кальция. Много кальция имеется в кисломолочных продуктах, грецких орехах, кунжуте.

Стоматология сегодня располагает современными аппаратами и шинирование челюсти возможно без соединения с другой. К сожалению, такие приспособления зачастую неудобны, громоздки, непрочны, мешают умываться и смотрятся ужасно.

До обращения к врачу требуется стабилизировать челюсть. Необходимо держать челюсть руками или использовать повязку, которую следует обернуть под челюстью и по макушке. Нужно быть осторожным, чтобы не намотать бандаж слишком туго, к тому же следует сделать так, чтобы в случае острой необходимости можно было легко снять повязку. Если нет повязки, можно попробовать использовать шарф, галстук или платок.

Холодный компресс или лед помогают уменьшить опухоль. Держите компресс в течение 15-20 минут. При использовании льда его сначала оборачивают полотенцем для предотвращения обморожения. Не нужно надавливать компрессом на проблемное место, слишком большое давление может вызвать боль и повреждение.

После обязательно следует обратиться за медицинской помощью, причем как можно скорее. По дороге в больницу лучше взять с собой пластмассовую чашку, чтобы можно было сплюнуть слюну или кровь.

Необходимо, чтобы челюсть была осмотрена в больнице, где проведут осмотр, сделают рентгеновские снимки и компьютерную томографию. К тому же при сломанной челюсти язык теряет поддержку, и возникают проблемы с дыханием.

Врачи со знанием дела зафиксируют челюсть в правильном положении, что позволит костям заживать. При нестабильных переломах проводят хирургическое вмешательство. В тяжелых случаях не обойтись без винтов и пластин. Если назначена операция, лечение может занять один-два месяца.

Читайте также:  Перелом пальца основания стопы

Рекомендации по питанию и уходу при ношении шин

Наложенная на челюсть шина требует особого подхода к питанию. Поскольку после перелома нарушается жевательная функция, на протяжении всего срока иммобилизации рацион должен включать только жидкую пищу. Измельчать ее рекомендуется с помощью блендера. Употреблять перетертую еду и напитки лучше всего через трубочку.

Для предотвращения снижения массы тела калорийность блюд должна составлять 3000-4000 калорий в день. С этой целью в меню рекомендуется включать наваристые мясные бульоны, калорийные коктейли и кефир с высоким процентом жирности. 150 г мяса в протертом виде – необходимый ежедневный минимум белка. Вся пища должна быть теплой — около 40-45 градусов. При приготовлении блюд не рекомендуется сильно их солить и добавлять много специй — по возможности от них нужно полностью отказаться.

Категорически запрещено употребление спиртных напитков. Они способны провоцировать рвоту, в результате чего пациент может захлебнуться собственными рвотными массами. Для ускорения восстановления костных швов ежедневный рацион должен включать блюда с необходимым количеством кальция, фосфора и цинка. Также рекомендуется употреблять фруктовые, овощные и ягодные соки, компоты и морсы без мякоти.

После снятия фиксирующей конструкции на твердую пищу следует переходить постепенно. Это позволит восстановить жевательную функцию поэтапно, избежав проблем с пищеварением и подготовив желудок к обычному питанию.

Сколько заживает челюсть и когда снимают шины?

Ни один специалист не сможет точно ответить на вопрос, сколько времени потребуется на полное сращивание поврежденных костей. Этот срок зависит от тяжести повреждения челюсти и качества лечения, а также от индивидуальных особенностей пациента.

В большинстве случаев для полного восстановления требуется 1-1,5 месяца. При осложненных травмах реабилитация может занимать от 6 до 12 месяцев. Скорость выздоровления во многом зависит от соблюдения пациентом всех рекомендаций врача.

Ускорить срастание костных отломков помогает специальный комплекс упражнений для разработки мышц и суставов, а также различные физиотерапевтические процедуры. Физиотерапия назначается после снятия шин по истечении минимального срока сращивания сломанных костей. Регулярное посещение лечащего врача для контроля за правильностью срастания поврежденных костей значительно ускорит процесс восстановления и предотвратит возможные осложнения.

Процесс снятия шин

Перед снятием фиксирующих конструкций врач в обязательном порядке делает контрольный рентгеновский снимок. Если линия перелома перекрывается выраженной костной мозолью, то смысла в дальнейшем использовании шины нет. Ее снимают посредством аккуратного отгибания всех крепящихся элементов, используя при этом специальные стоматологические инструменты.

Этот процесс не отличается сложностью и не занимает много времени. По завершении всех манипуляций специалист выдает пациенту направление на физиопроцедуры и обучает технике выполнения разрабатывающей гимнастики.

Нередко во время использования шин из-за невозможности полноценного очищения зубов развиваются заболевания зубов и десен. По завершении этапа иммобилизации челюстей следует обязательно посетить стоматолога для осмотра полости рта и устранения стоматологических проблем в случае их выявления.

Стоимость шинирования

Стоимость процедуры шинирования зависит от ряда факторов: региона предоставления услуги, ценовой политики медицинского учреждения, способа иммобилизации и применяемых материалов. Также на стоимость установки шины влияет степень повреждения.

Цена на остеосинтез составляет от 14 до 55 тыс. руб., шинирование с использованием стекловолокна или арамидной нити обойдется примерно в 3 тыс. руб. за 1 зуб. Дополнительно придется оплатить услуги врача по контролю за качеством терапии, курсы физиотерапии и стоматологическое лечение, которое может понадобиться при развитии заболеваний зубов или десен во время ношения фиксирующей конструкции.

Источник

Òðàâìà

(êàê ÿ â ïåðâûé ðàç ÷óòü íå ïîïðîùàëàñü ñ çóáàìè)

Ìíîãèå ðàññêàçû íà÷èíàþòñÿ òàê: ïîäðàëñÿ ñ ìóæèêàìè ïî ïüÿíè, ñëîìàëè ÷åëþñòü.

Ìîé ñëó÷àé ïðîèçîøåë äîìà âî âðåìÿ óáîðêè. Óïàëà ïðÿìî íà ïîäáîðîäîê ñ âûñîòû (íå çíàþ, ãäå íàõîäèëèñü ìîè ðóêè â ýòîò ìîìåíò).

Ñèëüíåéøèé óäàð íèæíåãî çóáíîãî ðÿäà ïî âåðõíåìó. Øîê.

Äóìàëà, êîãäà îòêðîþ ðîò, âûâàëÿòñÿ âñå çóáû. Íî íåò – âñå óöåëåëè.

«Ïåðåëîì» – îáðàäîâàëñÿ äîêòîð ðàéîííîãî òðàâìïóíêòà (âèäèìî ÷åëþñòè ó íèõ áûâàþò ðåäêî).

«Íóæíî ãîñïèòàëèçèðîâàòüñÿ, øèíêó íàëîæàò èëè îñòåîñèíòåç» — çâó÷àëî êàê âî ñíå. «Âîò âàì àäðåñ áîëüíèöû è íàïðàâëåíèå, ñåãîäíÿ â òå÷åíèå äíÿ ïðèåçæàéòå ê íèì».

Íà ðåíòãåíå âñå âûãëÿäåëî íåóáåäèòåëüíî, ñëîè íàêëàäûâàëèñü íà ñëîè, ÷åòêîé ëèíèè ðàçëîìà íå âèäíî. Íå âåðþ!

Ñòàëà èñêàòü, ãäå ñðî÷íî ñäåëàòü òîìîãðàôèþ. ÊÒ íå íàøëà (à íóæíà áûëà èìåííî îíà), ñäåëàëà ÌÐÒ. Ïîäòâåðäèëè, ÷òî ïåðåëîì. Ñîáðàëà âåùè è âñþ ðåøèòåëüíîñòü, ïîåõàëà ñäàâàòüñÿ â áîëüíèöó (ê òîìó âðåìåíè áûëî óæå ÷àñîâ 8 âå÷åðà).

3 ÷àñà â ïðèåìíîì îòäåëåíèè, íîâûå ðåíòãåíû, îæèäàíèå êàêèõ-òî áóìàã, çàïîëíåíèå êàêèõ-òî áóìàã. Îáû÷íàÿ áîëüíèöà, äåëî ê íî÷è, êòî ñ ÷åì ïîñòóïàåò: ìèìî, íàïðèìåð, ïðîâîçÿò îêðîâàâëåííîãî áîìæà, êîòîðûé âñþ äîðîãó ïûòàåòñÿ âñòàòü è ñáåæàòü… Ðîìàíòèêà.

Íåóæåëè íóæíà îïåðàöèÿ? Êàê âûãëÿäÿò ýòè øèíû, êàê ñ íèìè æèòü? Ó ìåíÿ æå ðàáîòà.

«Âîçìîæíî ïðè ïåðåëîìå â ýòîì ìåñòå îáîéäåòñÿ áåç îïåðàöèè, óòî÷íèòå ó ëå÷àùåãî âðà÷à, çàâòðà ñäåëàþò âàì ÊÒ. Øèíû – íîðìàëüíî. Êðåïÿòñÿ íà çóáû. Ãîâîðèòü ñìîæåòå, âñå ãîâîðÿò. Ïèòàíèå ÷åðåç òðóáî÷êó. Âñå åäÿò íîðìàëüíî. ×åðåç 2 äíÿ âñå ïðèâûêàþò îáû÷íî.» – îáúÿñíèë äîêòîð â ïðèåìíîì.

Ãäå-òî â 11 âå÷åðà ÿ ïîïàëà â îòäåëåíèå è çàñåëèëàñü â ïàëàòó. Òàì âñå óæå ñïàëè, òåìíî, ÿ ïåðåîäåëàñü è ïîøëà íà ðàçâåäêó ê ìåäñåñòðàì.

Ñïðîñèëà, áóäóò ëè ìíå ñåãîäíÿ ÷òî-òî äåëàòü èëè ìîæíî ñïàòü. «Áóäóò. Ëó÷øå ïîäîæäèòå â ïàëàòå, çà âàìè çàéäóò».

Ëåæó â òåìíîòå æäó, ïåðåïèñûâàþñü ñ ðîäíûìè. Ïðîøëà öåëàÿ æèçíü, à ïî ôàêòó ÷àñà äâà. Ïîøëà íà ïîñò, ñìîòðþ, à òàì óæå ñâåò âûêëþ÷åí è íå âèäíî íèêîãî. Îíè âñå ñïÿò? È ÷åãî ÿ æäó?

Ëåãëà. Ïðî ñîí êîíå÷íî ìîæíî áûëî çàáûòü. Åùå ÷åðåç ÷àñ â êîðèäîðå íà÷àëàñü êàêàÿ-òî àêòèâíîñòü, äâåðè íà÷àëè îòêðûâàòüñÿ, çàêðûâàòüñÿ, è ìåíÿ ïîçâàëè â êàáèíåò ñ òàáëè÷êîé «Øèíèðîâàíèå».

Ïîòîì êòî-òî ìíå ãîâîðèë, ÷òî ýòè øèíû èçãîòàâëèâàþò ñïåöèàëüíî, ïîýòîìó ïðèøëîñü æäàòü. Ìîæåò è ïðàâäà.

Øèíèðîâàíèå

(êàê ÿ âî âòîðîé ðàç ÷óòü íå ïîïðîùàëàñü ñ çóáàìè)

Ðÿäîì ñ êðåñëîì â ïëåâàòåëüíèöå (èëè êàê òàì åå) çàìåòèëà êóñî÷êè æåëåçíîé ïðîâîëîêè ñ ðîçîâåíüêèìè òàêèìè ìèëûìè êàïëÿìè êðîâè, îäíîâðåìåííî ñ ýòèì óâèäåëà çàíåñåííûé ê ïðîòèâîïîëîæíîé îò ïåðåëîìà ñòîðîíå øïðèö ñ îáåçáîëèâàþùèì (çíà÷èò ÷òî-òî ñòðàøíîå áóäåò).

Читайте также:  Упражнения при травмах и переломах

«Ó ìåíÿ íå çäåñü…» – ïîïûòàëàñü âîçðàçèòü ÿ, ïîêàçûâàÿ íà ìåñòî ïåðåëîìà.

«Àëëåðãèÿ åñòü?» – íå äàëà ìíå äîãîâîðèòü æåëåçíàÿ ëåäè è óêîëîëà ñ îáåèõ ñòîðîí.

ß ñòàðàëàñü íå ñëóøàòü ãðîõîò æåëåçíûõ øòó÷åê ðÿäîì ñ ñîáîé íà ïîäíîñå (èëè êàê òàì åãî) è íå çàäóìûâàòüñÿ îá èõ êîëè÷åñòâå.

Øèíà Òèãåðøòåäòà – ðàçðàáîòàíà â 1915 ãîäó âîåííûì âðà÷îì. Äî ñèõ ïîð ñ÷èòàåòñÿ ëó÷øèì ñðåäñòâîì äëÿ ôèêñèðîâàíèÿ ÷åëþñòè. Ýòî ÿ ïîòîì âû÷èòàëà, à â òîò ìîìåíò ó ìåíÿ áûëà ìûñëü «Êóäà ÿ ïîïàëà?».

 ïåðâûå â æèçíè ÿ ïîðàäîâàëàñü òîìó, ÷òî ó ìåíÿ íå 32 çóáà, à ìåíüøå — èáî êàæäûé çóá îïîÿñûâàëñÿ òîíêîé æåëåçíîé ïðîâîëîêîé, êîòîðóþ î÷åíü ñëîæíî ïðîäåòü ìåæäó çóáàìè, íå ïîðàíèâ äåñíû. Ñîáñòâåííî, ñèãíàëîì òîãî, ÷òî äåñíó çàäåëè, ìîæåò áûòü òîëüêî «îé» èëè «àé» ïàöèåíòà. Èòàê, âñå ïðîâîëîêè ïðîäåòû, ÷òî äàëüøå?

Äàëüøå ïðèêëàäûâàåòñÿ øèíà è ïðèêðåïëÿåòñÿ ïóòåì ñêðó÷èâàíèÿ ïðîâîëîê âîçëå êàæäîãî çóáà. Âî âðåìÿ ñêðó÷èâàíèÿ ÿ ðåàëüíî èñïóãàëàñü çà êàæäûé ñâîé çóá – òÿíóò è ñæèìàþò ðåàëüíî ñèëüíî, à çóáû ó ìåíÿ õèëûå. Ïîñëå, êîãäà âñå ýòî æåëåçî çàêðåïèëîñü âî ðòó, âåðõíèå è íèæíèå øèíû îïÿòü-òàêè «ñòÿãèâàþò» òîíêèìè ðåçèíêàìè ñâåðõó âíèç.  ìîåì ñëó÷àå ìíå â êîìàíäíîì òîíå ñêàçàëè «Çàêðîé ðîò». È ÿ çàõëîïíóëà åãî, äàæå íå ïîäóìàâ, à â ïðàâèëüíîì ëè ïðèêóñå ÿ åãî çàêðûëà. Âèäèìî îò íåîæèäàííîñòè è èñïóãà ÷åëþñòè ìîãóò ñîìêíóòüñÿ òîëüêî ïðàâèëüíî.

– Âñå, ìîæåòå èäòè – ñêàçàëà æåëåçíàÿ ëåäè. ß ïîïðîáîâàëà äâèíóòü çóáàìè, ïðèîòêðûòü ðîò, èñïûòàëà áîëü è çàøåïåëÿâèëà.

– Âû ñëèøêîì ñèëüíî ñòÿíóëè. Ðîò íå îòêðûâàåòñÿ ñîâñåì.

– Îí è íå îòêðîåòñÿ — èñêðåííå óëûáíóëàñü âðà÷.

– À êàê æå ÿ áóäó ïèòü?

– Òàê. Ñêâîçü çóáû – åùå áîëüøå ðàçâåñåëèëàñü îíà – È åñëè áóäåòå õîðîøî óõàæèâàòü çà çóáàìè, ìîæåò áûòü ñ íèìè è áóäåò âñå â ïîðÿäêå – èíòðèãóþùå ïðîèçíåñëà îíà è ïîçâàëà ñëåäóþùåãî.

ß âûøëà ñ ÷óâñòâîì ïîëíîé îïóñòîøåííîñòè. Òî÷íåå íå ñîâñåì – ãîëîâà áûëà çàáèòà âîïðîñàìè, à ðîò áûë ïîëîí ñëþíåé, êðîâè è æåëåçà (ïî êðàéíåé ìåðå ïî îùóùåíèÿì). È âñå âðåìÿ ïðåñëåäîâàëà ìûñëü «×òî æ ÿ çóáû êàê ñëåäóåò äîìà ïåðåä âûõîäîì íå ïî÷èñòèëà». À åùå – íè ðàçó çà âñþ ïðîöåäóðó (íè ïîñëå íåå) ìíå íå ïðîïîëîñêàëè / íå ïîëèëè / íå ïðîìûëè íè÷åì äåçèíôèöèðóþùèì… È äàæå íå ñêàçàëè, íàïðèìåð, «Ïðîïîëîùè ñàìà». ß âçÿëà áóòûëêó âîäû, âûíåñëà åå â êîðèäîð èç ñïÿùåé ïàëàòû è êàêîå-òî âðåìÿ ñèäåëà ñ íåé â îáíèìêó, ïåðèîäè÷åñêè ïðèêëàäûâàÿñü. «Ïðèêëàäûâàÿñü» – ïîòîìó ÷òî ïèòü îñîáî ó ìåíÿ íå ïîëó÷àëîñü, íàïîð ÷åðåç çóáû áûë ìàëåíüêèé, è âñå ëèëîñü ìèìî.

Îñòàâøóþñÿ íî÷ü ÿ ëåæàëà è äóìàëà, êàê òåïåðü åñòü? Îíè âåäü áóäóò ñíèìàòü ýòè ðåçèíêè, ÷òîáû ïðîñóíóòü òðóáî÷êó ñ åäîé ìåæäó ÷åëþñòÿìè? Òî åñòü êàæäûé ïðèåì ïèùè èõ íóæíî ñíèìàòü è îäåâàòü, à êàê ïîòîì ñàìîé ýòî äåëàòü? Çóáû áîëåëè, äåñíû íûëè – ñïàòü êîíå÷íî æå íåâîçìîæíî. Ïðî ïåðåëîì ÿ âîîáùå ñòàðàëàñü íå äóìàòü, âñïîìèíàÿ, êàê ñèëüíî ìíå ïðèøëîñü îòêðûòü ðîò â ïðîöåññå øèíèðîâàíèÿ. ß âñòàâàëà, ïîäõîäèëà íà ïîñò ê ìåäñåñòðàì, ñïðàøèâàëà ïðî òó æåíùèíó-âðà÷à, ïûòàëàñü îáúÿñíèòü, ÷òî ïåðåñòàðàëèñü, ñëèøêîì ñèëüíî ñöåïèëè çóáû — ÷åëþñòü íàõîäèòñÿ â ïîñòîÿííîì íàïðÿæåíèè, â íåêîòîðûõ ìåñòàõ øèíà äàâèò íà äåñíó òàê, ÷òî ê óòðó, íàâåðíîå, áóäåò íåêðîç. Ìåäñåñòðû ïðèâûêøèì àâòîìàòîì îòâå÷àëè – âðà÷ íå âåðíåòñÿ, âñå íîðìàëüíî, ó âñåõ äàâèò ñíà÷àëà.

Íàñòóïèëî óòðî, äàëüøå âñå ïîøëî, êàê âåçäå – àíàëèçû, óêîëû è ïð.

ß íàêîíåö-òî ïîäîøëà ê çåðêàëó è íå óçíàëà ñåáÿ. Âûãëÿäåëà áîìæåâàòî: ñèíÿêè ïîä ãëàçàìè, ñâàëÿâøèåñÿ âîëîñû è … êàïëè çàñîõøåé êðîâè âîêðóã ðòà, êàê áóäòî ÿ çàãðûçëà êîãî-òî íî÷üþ))) È â òàêîì âîò âèäå ÿ óæå ïîõîäèëà ïî îòäåëåíèþ è ñõîäèëà íà êàðäèîãðàììó)))

Ìíîãèå òàê æå, êàê è ÿ, ðàçãîâàðèâàëè ÷åðåç ñòèñíóòûå çóáû, â îñíîâíîì ìóæ÷èíû. Äåâóøåê ñ øèíàìè ÿ íå âñòðå÷àëà. Î÷åíü ñìåøíî âûãëÿäåëè î÷åðåäè íà óêîë èëè ðåíòãåí – ðÿä ïàðíåé è ÿ ñðåäè íèõ)). Âðîäå ÿ âçðîñëûé ÷åëîâåê è âñå ïîíèìàþ, íî ÷óâñòâî þìîðà ïðè ñòðåññå ñîåäèíÿåò îáðàçû áîëüíè÷íîãî àíòóðàæà, ïèæàì, òðåíèêîâ è íàøåé ñïåöèôè÷åñêîé ðå÷è â îùóùåíèå äóðêè. Ãëàâíûì îáðàçîì æóòêî ñòàíîâèòñÿ, êîãäà ñëûøèøü ñîáñòâåííóþ óùåðáíóþ ðå÷ü (ê ñëîâó, ïîëó÷àëîñü ó ìåíÿ ãîðàçäî õóæå, ÷åì ó äðóãèõ), è êîãäà êòî-òî íà÷èíàåò ïåðåñïðàøèâàòü, åñòü òîëüêî îäíî æåëàíèå – ïîñêîðåå ñâåðíóòü ðàçãîâîð. Ïðî ðàáîòó, êîíå÷íî æå, íà ìåñÿö ìîæíî çàáûòü.

Ìíå ñäåëàëè åùå îäèí ðåíòãåí, à ÊÒ ïî÷åìó-òî ðåøèëè íå äåëàòü – ñêàçàëè, ÷òî øèíû óæå ñòîÿò. Õèðóðã ïîñìîòðåëà, âñå ëè â ïîðÿäêå ñî ðòîì, ðàññêàçàëà, ÷òî íóæíî ïîëîñêàòü àíòèñåïòèêàìè, ò.ê. çàòðóäíåíà áóäåò ãèãèåíà çóáîâ. Íîñèòü øèíû 4 íåäåëè. ß ñíîâà ïîïûòàëàñü ðàññêàçàòü, ÷òî çäåñü êàêàÿ-òî îøèáêà, ÷òî ìíå ñëèøêîì ñèëüíî âñå ñòÿíóëè. Íî âèäèìî îíè óæå óñòàëè îò òàêèõ ðàçãîâîðîâ. «Ïî-äðóãîìó íèêàê, ýòî íóæíî äëÿ ðàñïðåäåëåíèÿ íàãðóçêè íà çóáû».

Íà çàâòðàêå, êîãäà âñå øèíèðîâàííûå âçÿëè ñâîè òàðåëêè è ñòàëè åñòü ÷åðåç òðóáî÷êó, ìåíÿ íàêîíåö-òî ñðàçèëî: «ÐÅÇÈÍÊÈ ÍÅ ÑÍÈÌÓÒ», ÅÑÒÜ – ÒÀÊÆÅ ÊÀÊ ÏÈÒÜ – ×ÅÐÅÇ ÑÒÈÑÍÓÒÛÅ ÇÓÁÛ», «4 ÍÅÄÅËÈ ÐÎÒ ÁÓÄÅÒ ÇÀÊÐÛÒ ÑÎÂÑÅÌ». Ïîçæå ÿ óæå íàøëà âèäîñû, ãäå «ñ÷àñòëèâûå» ëþäè ñ øèíàìè äåëÿòñÿ âïå÷àòëåíèÿìè è ðàññêàçûâàþò, êàê è ÷òî. Åñòü ÷åðåç òðóáî÷êó – ýòî çíà÷èò åñòü ÷åðåç ñòèñíóòûå çóáû, à òðóáî÷êà íóæíà äëÿ ïîäãîíà åäû, ÷òîáû íå óäåëàòüñÿ.

Åñòü ÷åðåç çóáû

Âîäà äûðî÷êó âñåãäà íàéäåò, è åñëè òû õî÷åøü åñòü, óìåé âåðòåòüñÿ.

Âðåìÿ ìîåãî ãîëîäàíèÿ ïåðåâàëèâàëî çà ñóòêè, ò.ê. ïðè ïîïûòêàõ ïîåñòü ìíå êàçàëîñü, ÷òî íàäî ìíîé èçäåâàþòñÿ. Êàê ìîæíî òÿíóòü æèäêóþ ïèùó ÷åðåç òðóáî÷êó, êîãäà îò êàæäîãî ýòîãî äâèæåíèÿ çóáû íà÷èíàþò íûòü åùå áîëüøå?

Íåêîòîðàÿ åäà áûëà æèäêîé, íî ñ ìåëêèìè êóñî÷êàìè ãðå÷êè, êîòîðûå íà ðàç-äâà-òðè çàáèâàëè âñå, ÷òî âîçìîæíî. Èòîãî ðàç-äâà-òðè öåäèøü, ðàç-äâà-òðè-÷åòûðå ïðîïîëàñêèâàåøü âîäîé – è òàê ïî êðóãó.

Âðà÷ èç ïðèåìíîãî íå îáìàíóë: ðîâíî ÷åðåç äâà äíÿ (êîòîðûå êàçàëèñü íåäåëåé) áîëü è ñèëüíîå îùóùåíèå ñòÿíóòîñòè óøëè. Ê åäå ïðèíîðîâèëàñü, íî ïðî òî, ÷òîáû íàåñòüñÿ äî ñûòà, ìîæíî áûëî çàáûòü. Ïîïðîáîâàâ ðàçíûå âàðèàíòû, íàøëà ìåñòî â çóáíîì ðÿäó, ãäå çóáû ìåíüøå âñåãî ñìûêàþòñÿ. Òàê è åëà.

Читайте также:  Сроки реабилитации после переломов у детей

Âûïèñàëè ìåíÿ ñ òàëîí÷èêîì ÿâèòüñÿ ÷åðåç 10 äíåé. Âûõîäÿ èç îòäåëåíèÿ, ÿ çàìåòèëà íà ñòåíå ïëàêàò, ðàçúÿñíÿþùèé, êàê óõàæèâàòü çà çóáàìè:

1. íóæíî ÷èñòèòü ïîñëå êàæäîãî ïðèåìà ïèùè (÷èñòêà ïîëó÷àåòñÿ óñëîâíàÿ, ò.ê. ÷åðåç ðåçèíêè ê çóáàì ïî÷òè íå äîáðàòüñÿ)

2. èððèãàòîð (óæå ìå÷òàëà î íåì)

3. êóïèòü «âîñê äëÿ áðåêåòîâ», ÷òîáû íàíîñèòü íà êðþ÷êè øèí (äåéñòâèòåëüíî, ýòè ñâîëî÷è ïîñòîÿííî óïèðàþòñÿ â ãóáû ñ âíóòðåííåé ñòîðîíû òàê, ÷òî åùå ìåíüøå õî÷åòñÿ åñòü èëè ðàçãîâàðèâàòü)

4. ïîëîñêàòü àíòèñåïòèêàìè, íî íå óâëåêàòüñÿ, ò.ê. îò õëîðãåêñèäèíà, íàïðèìåð, òåìíåþò çóáû.

×òî??? Âû áû õîòü òêíóëè ïàëüöåì â ýòîò ïëàêàò ðàíüøå! Çà ÷åòûðå äíÿ äåéñòâèòåëüíî êàçàëîñü, ÷òî çóáû ïîòåìíåëè.

Áëåíäåð è èððèãàòîð

Äâà ïðåäìåòà, êîòîðûå îáÿçàòåëüíî íóæíû – ýòî áëåíäåð, ÷òîáû êðîøèòü åäó, è èððèãàòîð, ÷òîáû ïîòîì ýòó åäó âûìûâàòü èç-ïîä ðåçèíîê è øèí. Èíîãäà ìíå äàæå ñíèëñÿ ýòîò ïðîöåññ, ò.ê. èëè îäíî èëè äðóãîå ïðîèñõîäèëî ïîñòîÿííî. Òðóáî÷êè 5 ìì ïðèøëîñü íàéòè îïòîì, áîëüøóþ ïà÷êó. Íó åùå ãèãèåíè÷åñêàÿ ïîìàäà, ò.ê. ÿçûê ãóáû óâèäèò åùå íå ñêîðî.

Äåâî÷êè ïî æèçíè ïðèâûêëè íåäîåäàòü, ïîýòîìó â âåñå ÿ îñîáî íå ïîòåðÿëà (ìóæ÷èíû òåðÿþò îò 5 äî 15 êã). Ê òîìó æå ìîé îðãàíèçì ñèëüíî «óäèâèëñÿ», à çàòåì îáðàäîâàëñÿ òàêîìó êîëè÷åñòâó áûñòðûõ óãëåâîäîâ â âèäå ïåðåðàáîòàííîé â íîëü ïèùè, êîåé ÿ ðàíüøå íå óâëåêàëàñü.

Åëà äåòñêîå ôðóêòîâîå ïþðå, êàøè, îâîùè (äîáàâëÿÿ ñëèâî÷íîå ìàñëî äëÿ ñûòíîñòè), ñóïû, èíîãäà íåçàæàðåííûé îìëåò (ïðîâåðíóòûé ñ ìîëîêîì).

Îòêðûòèåì è ëþáèìîé îòäóøèíîé äëÿ ìåíÿ ñòàë êîêòåéëü èç áàíàíà è ìîëîêà 1/1 (òåïåðü ëþáîâü íàâåêè ê ýòîìó íàïèòêó).  îáùåé ñëîæíîñòè ïîëó÷àëîñü, ÷òî ÿ âûïèâàëà â äåíü ïîë-ëèòðà ìîëîêà, ò.ê. ìíîãî ÷òî ðàçáàâëÿëà èì.  ìîåì ñëó÷àå âñå ïðèõîäèëîñü ðàçáàâëÿòü äî êîíñèñòåíöèè âîäû, åñëè ãóùå – íå ïðîõîäèëî.

Òùåòíî ïûòàëàñü ðàçíîîáðàçèòü áëþäà, íàïðèìåð, ïîäêèíóòü ïëîâó ñåáå â ïþðå, ÷òî áûëî áåñïîëåçíî, ò.ê. ïëîâèê ïëîõî ðàçìåëü÷àëñÿ è çàñòðåâàë ñðàçó ïðè ïèòüå.

Ïðî çàïàñ âñåãäà ñòîÿëè áóòûëî÷êè ñ ýíòåðîïèòàíèåì (òàêèå ïèùåâûå ñìåñè, ãäå åñòü ìíîãî áåëêîâ è ïðî÷åãî äëÿ òàêèõ êàê ìû) – î÷åíü ñûòíî.

Ïèëà ïðîïèñàííûå ìíå ðàñòâîðèìûå âèòàìèíû è êàëüöèé, õîòÿ ãîâîðÿò, ÷òî êàëüöèÿ â åäå è òàê äîñòàòî÷íî – íóæåí âèòàìèí Ä, ÷òîáû êàëüöèé óñâàèâàëñÿ.

×òî äî øèí — ñíà÷àëà áûëà íåáîëüøàÿ ôîáèÿ çàêàøëÿòüñÿ èëè ïîïåðõíóòüñÿ. Ïîòîì ÿ ïîíÿëà, ÷òî ïðè ïèòàíèè ÷åðåç òðóáî÷êó åäà â ëþáîì ñëó÷àå äîñòàâëÿåòñÿ ìåäëåííî è â ìàëûõ êîëè÷åñòâàõ. Äà è ðåçèíêè, åñëè ÷òî, ìîæíî ðàçðåçàòü. ×èõíóëà ÿ âîîáùå òîëüêî íåäåëè ÷åðåç äâå – íè÷åãî ñòðàøíîãî íå ïðîèçîøëî.

Ñìåøíî è ìó÷èòåëüíî ó ìåíÿ ïîëó÷àëîñü ñ çåâàíèåì. Ïîäàâëÿÿ çåâîê, çóáû è ÷åëþñòü î÷åíü íàïðÿãàþòñÿ, è ñíîâà âñå íà÷èíàåò íûòü. Çàòî èç-çà ýòîãî «ïîäàâëåíèÿ» ïðîáëåì ñî ñíîì íå áûëî. Êàê òîëüêî âîò òàê «çåâíóëà» — ìèãîì ñïàòü. Âî ñíå, ê ñîæàëåíèþ, ÷åëþñòü íå ïîìíèò, ÷òî îíà â øèíàõ, ïîýòîìó èçðåäêà äåðãàåòñÿ, äîñòàâëÿÿ áîëü. Íî âñå òåðïèìî.

Ëþäè ðàññêàçûâàþò, ÷òî áîëüøå âñåãî â ýòî ïåðèîä èõ çàíèìàþò ìûñëè î åäå. Ìåíÿ ñèëüíåå âñåõ äðóãèõ ìîìåíòîâ óáèâàë íàëåò ñ âíóòðåííåé ñòîðîíû çóáîâ, ê êîòîðûì íèêàê íå ïîäîáðàòüñÿ. Àíòèñåïòèêè áåçóñëîâíî äàþò îùóùåíèå ÷èñòîòû. Íî ÿçûê-òî ïîñòîÿííî íàùóïûâàåò çóáû — è âîò îá ýòîì ÿ äóìàëà ïîñòîÿííî, è äàæå âñÿ÷åñêè ïûòàëàñü ðàñòâîðèòü ýòîò íàëåò, ïîëîùà ñîäîé èëè ëèìîííûì ñîêîì – áåñïîëåçíî. Ãîâîðÿò, ìåæçóáíîé åðøèê ïîìîãàåò, íî ÿ îá ýòîì ñëèøêîì ïîçäíî óçíàëà.

Ñíÿòèå øèí

(çóáû öåëû)

Äâà ðàçà ÿ åçäèëà â áîëüíèöó, ÷òîáû ìíå ïîìåíÿëè ðåçèíêè, è îäèí ðàç, êîãäà îäíà èç ðåçèíîê ïîðâàëàñü. Çàáàâíî, ÷òî ñ êàæäûì ðàçîì, êàê ìíå èõ ìåíÿëè, ÿ íà÷èíàëà âñå õóæå è õóæå ãîâîðèòü. Íå ïîëó÷àåòñÿ ó ìåíÿ òàê õîðîøî, êàê ó âñåõ. Âñå äåëî â òîì, ÷òî ðå÷ü â íàøåì ñëó÷àå – ýòî âûõîä âîçäóõà ÷åðåç ìåæçóáíûå ùåëè, è âèäèìî ìíå ïåðåêðûâàëè ñàìûå âàæíûå èç íèõ. Ïîä êîíåö ðîäíûå ïåðåñòàëè ïûòàòüñÿ ìåíÿ ïîíèìàòü.

Ïî îòçûâàì çíàëà, ÷òî ïðîöåññ ñíÿòèÿ øèí ñëîæíûé. Ó ëþäåé ïîñëå ñíÿòèÿ ãëàçà åùå áîëåå ïîòóõøèå, ÷åì ïîñëå óñòàíîâêè.

Âåñü ïðîöåññ ó ìåíÿ çàíÿë ìèíóò äåñÿòü. Òåðïèìî, ñêîðåå 99% – ýòî ñòðàõ çà çóáû, ÷òî îíè ðàñêîëþòñÿ îò íàïðÿæåíèÿ, íåæåëè áîëü.

Òåïåðü ãëàâíîå ñëîâî ïðåäñòîÿùåãî ìåñÿöà – «îñòîðîæíîñòü».

×åëþñòü áåç øèí íå çàôèêñèðîâàíà, ïîáàëèâàåò ïðè äâèæåíèè, íóæíî àêêóðàòíî ðàçðàáàòûâàòü.

Çóáû íå øàòàþòñÿ, íî îñëàáëè èç-çà äîëãîãî áåçäåéñòâèÿ, íàæèìàòü íà íèõ ïîêà íåïðèÿòíî. Íóæíî ïîòèõîíüêó ïðîáîâàòü æåâàòü (íî íå êóñàòü).

Åñòü îùóùåíèå íåïðàâèëüíîãî ïðèêóñà – ìîëþñü, ÷òîáû ïðîøëî…

Ñêàçàëè, ÷òî çà ìåñÿö äîëæíî âñå ïðèéòè â íîðìó.

Î ìåäèöèíå

Íå ïîíÿòíî, ïî÷åìó ïàöèåíòû èíôîðìàöèþ óçíàþò íå îò âðà÷åé, à äðóã îò äðóãà, øèïÿ ñâîèìè øèíàìè â êîðèäîðàõ. Âåäü ÷åëîâåê â ñëîæíîé ñèòóàöèè ÷àñòî çàìûêàåòñÿ â ñåáå, íå ãîòîâ ñôîðìóëèðîâàòü ïðàâèëüíûå âàæíûå âîïðîñû. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî îí îñòàåòñÿ ñ íèìè îäèí íà îäèí. Õîòü áû ïàìÿòêó ñî âñåì íåîáõîäèìûì âûäàâàëè ïðè ïîñòóïëåíèè, ðàç îáùàòüñÿ íåîõîòà. Èíòåðíåò – âîò ëó÷øèé èñòî÷íèê èíôîðìàöèè íà ñåãîäíÿ.

Ñäàåòñÿ ìíå, ÷òî îòñóòñòâèå âåðáàëüíîé ôóíêöèè ïðèñóùå íå ÷åëþñòíûì ïàöèåíòàì, à ìíîãèì ìåäèöèíñêèì ñïåöèàëèñòàì â íàøåé ñòðàíå. Óâåðåíà, ÷òî ëþäè çíàþò ñâîå äåëî è êàæäûé äåíü ñïàñàþò ïî íåñêîëüêî òàêèõ ÷åëþñòåé, íî âîò ýòîé, ïðèíÿòîé âî âñåì ìèðå, òàêòèêå: «Ïðåäóïðåæäàé, ðàçúÿñíÿé, à ïîòîì óæå äåëàé» — õîðîøî áû íàó÷èòüñÿ.

Íàïèñàëà ýòó êó÷ó òåêñòà, ò.ê. ñàìà æèâó â ìñê, à ìíîãèå – â 100-òûñÿ÷íûõ ãîðîäàõ, ãäå îäíà áîëüíèöà íà âñþ îêðóãó, à ñïåöèàëèçèðîâàíûå âîîáùå â ñîñåäíåì ãîðîäå, è ÊÒ ñäåëàòü – ýòî ïîëçàðïëàòû. Êîãäà ÷èòàëà, êàê îíè ìûêàþòñÿ ñ âîïðîñàìè, íå ïî ñåáå ñòàëî.

Åñëè âû äî÷èòàëè ýòî äî êîíöà – âû ãåðîé, íå òîëüêî ïîòîìó, ÷òî íàøëè âðåìÿ, à ïîòîìó ÷òî ñêîðåå âñåãî âû íîñèëè èëè íîñèòå ñåé÷àñ øèíû.

Êàê ñêàçàëà îäíà äåâî÷êà ñ ïåðåëîìîì: Âñå ÷òî íàñ íå óáèâàåò, ïóñòü áîëüøå íå ïûòàåòñÿ.

Источник