Жгут для перелома

Жгут для перелома thumbnail

Перелом руки – один из наиболее частых видов переломов, встречающихся в быту. Очень важно уметь оказывать первую помощь. Самым важным является вовремя иммобилизовать руку, иначе закрытый перелом может превратиться в открытый. Для иммобилизации к руке необходимо приложить шину и зафиксировать. В качестве шины можно использовать подручные материалы: доску, фанеру, толстую ветку и тд. Существуют несколько разновидностей шин, подбирать которые необходимо в зависимости от вида перелома.

Лестничная шина Крамера изготавливается из проволоки. Ее необходимо накладывать поверх одежды. Шину моделируют по здоровой руке, а затем накладывают на поврежденную конечность. Важно, чтоб шина охватывала два сустава.

Пневматические шины представляют собой герметичные камеры, внутрь которых помещается конечность. Различают три основных типа пневматических шин – для кисти и предплечья, для стопы и голени и для бедра. Этот тип шин прост в применении и наиболее часто используется не только сотрудниками «скорой помощи», но и службами МЧС, медицины катастроф, в спортивной медицине. Эти виды шин можно использовать не только при переломе, но и при ушибах, кровоизлияниях, повреждениях суставов.

При сильной боли можно принять анальгезирующий препарат – анальгин, кеторол, ибупрофен. Руку с шиной подвесить в согнутом в локте положении. При развитии болевого шока – то есть реакции организма на боль, при которой страдает нервная и сердечно-сосудистая система, важно принять незамедлительные меры. В противном случае, такое состояние может привести к смерти. Важно оказать первую помощь пострадавшему до приезда скорой помощи. О развитии болевого шока у пострадавшего свидетельствуют спутанность сознания, заторможенность, бледность, понижение температуры тела, снижение тонуса мышц, больной не понимает, что с ним происходит. На следующей стадии снижается артериальное давление до 90-100 мм рт.ст, учащенный пульс до 120 уд. в мин., холодный пот.

Пострадавшего с симптомами болевого шока необходимо согреть с помощью грелок, одеял, отпоить горячим чаем. При рвоте или ранениях брюшной полости пить запрещено.

Транспортировать пострадавшего можно только после устранения симптомов шока.

При открытом переломе руки в первую очередь необходимо остановить кровотечение. Для этого необходимо наложить жгут на область выше раны. Жгут представляет из себя прочную резиновую полоску. Жгут накладывают на 30-40 минут, в зависимости от состояния человека, времени года. Более длительное наложение может быть чревато некрозом, ведь конечность по сути отключают от кровотока, что может быть чревато развитием кислородного голодания. Что делать если под рукой не оказалось жгута? Можно наложить импровизированное средство, например, кусок ткани, ленты, веревки, собственный ремень и др.

Существуют две разновидности жгутов – ленточные и воронкообразные. Ленточный жгут – это небольшой отрезок ленты из резины. На нем могут быть нанесены отверстия для кнопок, или кнопки, которые позволяют его застегнуть.

Воронковые жгуты обычно используются в экстремальных условиях. Они представляют собой широкую синтетическую ленту, застегивающуюся с помощью липучки, которая обеспечивает надежную фиксацию. Часто такие жгуты снабжены медицинским маячком, который отслеживает время наложения.

Рану обработать антисептиком для того, чтобы предупредить попадание инфекции. После остановки кровотечения и обработки раны руку необходимо зафиксировать.

Источник

Перелом – повреждение кости с нарушением ее целостности. Травматические переломы разделяют на открытые (есть повреждения кожи в зоне перелома) и закрытые (кожный покров не нарушен).

При открытом переломе травма не вызывает сомнений. Закрытый перелом не так очевиден, особенно, если он неполный, когда нарушается часть поперечника кости, чаще в виде трещины.

виды переломов

Для всех переломов характерны:

  • резкая боль при любых движениях и нагрузках;
  • изменение положения и формы конечности, ее укорочение;
  • нарушение функций конечности (невозможность привычных действий или ненормальная подвижность);
  • отечность и кровоподтек в зоне перелома.

Оказание первой помощи при переломах конечностей во многом определяет исход травмы: быстроту заживления, предупреждение ряда осложнений (кровотечение, смещение отломков, шок) и преследует три цели:

  • создание неподвижности костей в области перелома (что предупреждает смещение отломков и повреждение их краями сосудов, нервов и мышц);
  • профилактику шока;
  • быструю доставку пострадавшего в медицинское учреждение.

Первая помощь при закрытом переломе

Если есть возможность вызвать скорую помощь, то сделайте это. После чего обеспечьте неподвижность поврежденной конечности, например, положите ее на подушку и обеспечьте покой. На предполагаемую зону перелома положите что-нибудь холодное. Самому пострадавшему можно дать выпить горячий чай или обезболивающее средство.

Если транспортировать пострадавшего вам придется самостоятельно, то предварительно необходимо наложить шину из любых подручных материалов (доски, лыжи, палки, прутья, зонты).

Любые два твердых предмета прикладывают к конечности с противоположных сторон поверх одежды и надежно, но не туго (чтобы не нарушать кровообращение) фиксируются бинтом или другими подходящими подручными материалами (кушак, ремень, лента, веревка).

первая помощь при переломе

Фиксировать надо два сустава — выше и ниже места перелома. Например, при переломе голени фиксируются голеностопный и коленный суставы, а при переломе бедра – все суставы ноги.

Если под рукой совсем ничего не оказалось, то поврежденную конечность следует прибинтовать к здоровой (руку — к туловищу, ногу – ко второй ноге).

Транспортировка пострадавшего с переломом ноги осуществляется в положении лежа, травмируемую конечность желательно приподнять.

Первая помощь при открытом переломе

Открытый перелом опаснее закрытого, так как есть возможность инфицирования отломков.

Если есть кровотечение, его надо остановить. Если кровотечение незначительное, то достаточно наложить давящую повязку. При сильном кровотечении накладываем жгут, не забывая отметить время его наложения. Если время транспортировки занимает более 1,5-2 часов, то каждые 30 минут жгут необходимо ослаблять на 3-5 минут.

первая помощь при переломе

Кожу вокруг раны необходимо обработать антисептическим средством (йод, зеленка). В случае его отсутствия рану надо закрыть хлопчатобумажной тканью.

Теперь следует наложить шину, так же как и в случае закрытого перелома, но избегая места, где выступают наружу костные обломки и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

Нельзя пытаться вправлять кость и переносить пострадавшего без наложения шины!

Источник

К сожалению, иногда при различных обстоятельствах люди сталкиваются с такой проблемой, как переломы, которые бывают двух видов: открытые и закрытые. Возникают они после механического воздействия. Чаще всего переломам подвержены верхние и нижние конечности, реже тазовые кости, ребра плечевой пояс. Все виды травм опасны для жизни потерпевшего, поэтому медицинские работники рекомендуют ознакомиться с правильной техникой первой медицинской помощи при закрытых переломах.

Читайте также:  Личение перелом

Первая помощь при переломе

Виды зарытых переломов

В травматологии имеется классификация закрытых переломов. В ее основу легли некоторые факторы:

 Причины возникновения травмы

  • Патологические возникают при незначительном механическом воздействии на пораженную какими-либо воспалительными процессами, костную ткань (туберкулез, опухоль, остеопороз и т. д.).
  • Травматические появляются под влиянием механического воздействия умеренной силы на здоровую кость.

Степень тяжести поражения

  • Полные переломы. В свою очередь их подразделяют еще на 2 вида: со смещением и без смещения;
  • Неполные переломы кости (надломы и трещины).

По характеру повреждений:

  • Поперечные – излом кости располагается прямо перпендикулярно к продольной оси;
  • Продольные – излом проходит вертикально;
  • Косые – линия повреждения располагается под углом к оси;
  • Винтообразные – линия перелома проходит спиралевидно и выкручивает за собой обломки сломанной кости;
  • Оскольчатые – линия перелома отсутствует, но присутствует большое количество костных осколков разных по размеру и форме;
  • Клиновидные – происходит клиновидные изменения костной ткани. Характерно такое повреждение для позвонков;
  • Вклоченные – травма, при которой обломки кости вставляются друг в друга. Характерно для трубчатых костей;
  • Компрессионные – повреждение без линий перелома с мелкими отломками, в результате этого длина кости уменьшается.

Повреждения трубчатых костей делят еще на 3 вида:

  • Эпифизарные – повреждаются концевые отделы костей (эпифизы);
  • Диафизарные – повреждения центрального отдела кости (диафиз);
  • Метафизарные – локализация перелома между эпифизом и диафизом.

По наличию осложнений бывают осложненные и неосложненные. В детском возрасте характерны травмы без повреждения надкостницы, они называются «по типу зеленой ветки». А также часто ломаются в зоне роста кости, где процесс окостенения не завершился до конца. Такие травмы носят название эпифизеолиз.

Первая помощь при переломе

Причины

Закрытый перелом может возникнуть в результате внешних или внутренних причин. Не исключен риск их совокупности.

Внешние причиныВнутренние причины
Природная катастрофаТуберкулез кости
Дорожно-транспортное происшествиеОстеомиелит
Спортивная или производственная травмаОстеопороз
Поднятие тяжестей (например, компрессионный перелом позвоночного столба)Доброкачественные и злокачественные новообразования в кости
Удар тупым предметом по костиМетастазирование в костную ткань
Падение пострадавшего, как с большой, так и с незначительной высотыНесовершенный остеогенез
Сдавливание и завалы в результате крушения или аварийСерьезные хронические болезни
Истощение костной ткани после хирургического вмешательства

Патологические травмы возникают в результате минимального воздействия на конечности, например, поворот пожилого человека в кровати во время сна. У новорожденных иногда определяют повреждение кости в области ключицы. Нередки случаи появления эпифизиолиза.

Как диагностировать

Перелом – повреждение целостности костной ткани или надкостницы, с нарушением нормальной функциональности. Чтобы не перепутать закрытый перелом с вывихом, и правильно оказать доврачебную помощь в нужной последовательности, необходимо знать признаки переломов:

  • нестерпимая боль в пораженной области. Болевые ощущения не стихают по истечении некоторого времени, а наоборот, могут нарастать;
  • нарастающий отек и гематома (кровоподтек). Отекание тканей может быть как постепенным, так и моментальным. Тоже самое с гематомой, при некоторых закрытых переломах они вовсе не появляются;
  • усиление болевого синдрома при попытке двигаться. Например, при переломе руки ей практически нельзя что-то взять, а на больную ногу невозможно полностью опереться. При переломе ребер трудно и больно дышать и поворачивать корпус;
  • при травме со смещением костных отломков распознать травму намного проще. Конечность деформирована, длиннее или короче другой, слышен хруст костных фрагментов и ощущается при пальпации. Кроме этого характерна патологическая подвижность, т. е. движение конечности вне сустава;
  • симптом осевой нагрузки. Необходимо несильно упереться на кость в продольном направлении и постучать по пятке или кисти, сжатой в кулак. Появление сильной болезненности указывает на наличие повреждения.

Только человек с высшим медицинским образованием может правильно диагностировать перелом после осмотра, а также с применением дополнительных методов диагностики (КТ или рентген).

Оказание первой помощи

При оказании пмп важно знать, что нельзя делать, чтобы не причинить пострадавшему еще больший вред от оказываемой помощи:

  1. фиксация шины должна осуществлять в удобном и естественном положении. Например, верхние конечности не должны быть зафиксированы над головой, в противном случае они быстро станут затекать;
  2. самостоятельное вправление вывихов и поврежденных костей запрещено. Человек, не имеющий специального образования, может принести сильнейшую боль пострадавшему, вызвав тем самым шок. При таком состоянии высока вероятность летального исхода;
  3. транспортировка без разрешения медицинских работников недопустима. Не нужно никуда перетаскивать пациента, например, если у него перелом бедренной кости. Несоблюдение этого правила также несет массу серьезных последствий;
  4. прием спиртного «для храбрости» также неприемлемо. Под воздействием алкоголя часто отмечается отсутствие усилий на предотвращение неприятностей или показная смелость и равнодушие к ситуации. Как результат может быть принято неверное решение без согласия пострадавшего, которое приведет к его инвалидности или смерти.

Охлаждение

Облегчить состояние больного возможно при помощи льда, который прикладывается к пораженной области. Холод отлично уменьшает болевой синдром и отечность. Пузырь со льдом необходимо менять каждые 15–20 минут. Если под рукой нет льда, то можно применить емкость с ледяной водой или предмет из холодильника.

Остановка кровотечения

Даже закрытый перелом может сопровождаться незначительными кровотечениями, полученных при падении или ударе (ссадины, порезы и царапины). Сначала необходимо остановить кровь, промыв и обеззаразив рану, а затем наложить чистую повязку так, чтобы она не пережимала место повреждения костной ткани.

Первая помощь при переломе

Обезболивание

Перед началом транспортировки пострадавшего просто необходимо дать человеку анальгетическое средство. Они прекрасно справляются с купированием приступов боли. Кроме этого на пользу пойдет экстракт валерианы или пустырник, которые будут способствовать успокоению нервной системы. Среди медикаментов особым спросом пользуются Диклофенак, Пенталгин и Кеторол. Препараты способны очень быстро всасываться в кровь из ЖКТ.

Фиксация поврежденной конечности

Осколки сломанной кости очень подвижны. Из-за мобильности пораженной конечности они могут сместиться и повредить соседние ткани. Первая помощь при закрытом переломе подразумевает наложение шины, которая фиксирует определенную часть тела в неподвижном положении. Правильно наложенная шина блокирует движение суставов выше и ниже места повреждения кости.

Если под рукой нет специального приспособления, подойдут рейки, доски, которые будут фиксированы обрывками ткани.

Транспортировка пострадавшего

Если имеется закрытый перелом, то необходима помощь квалифицированного работника, особенно если травма с осложнением. Поэтому необходимо доставить пострадавшего в медицинское учреждение, где врач вправит или поставит на место костные фрагменты, а затем наложит гипсовую повязку.

Читайте также:  Корсеты после перелома ключицы

Следует принять все меры, чтобы потерпевший занял удобное положение во время поездки в травмпункт. При переломе верхней конечности необходимо зафиксировать ее в согнутом положении под прямым углом. При травме нижней конечности – привести ее в анатомическое положение (за исключением смещений и вывихов, препятствующих нормальному движению). При выраженном смещении и раздробленных костях положение поврежденного участка тела не меняется.

Первая помощь при переломе

Вызов скорой помощи

Многие люди, которые стали свидетелем травмы или аварии, немного теряются и не понимают, что делать в первую очередь. Основным действием во время оказания первой доврачебной помощи при закрытом переломе является вызов скорой помощи. Сделать это со стационарного телефона можно, позвонив 03 или 103. Для вызова экстренной службы с мобильного сотового телефона работает номер 112.

Очень важно поддерживать пострадавшего человека морально, ведь оказавшись в трудной ситуации, люди, зачастую, теряют самообладание.

Видео по теме

Источник

Äàííûå ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè äàäóò âàì òîëüêî òåîðåòè÷åñêèå ïîçíàíèÿ ïî òåõíèêå íàëîæåíèÿ æãóòà. Áåç ïðàêòè÷åñêèõ íàâûêîâ ñ ìíîãîêðàòíûì ïîâòîðåíèåì è íàëîæåíèåì íà ðàçíûå êîíå÷íîñòè, à òàêæå â âàðèàíòå ñàìî è âçàèìîïîìîùè âû òîëüêî ÇÍÀÅÒÅ, êàê íàêëàäûâàòü æãóò, íî ÍÅ ÓÌÅÅÒÅ ýòî äåëàòü.

Êðîâîîñòàíàâëèâàþùèé æãóò – ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ.

Æãóò — ñðåäñòâî âðåìåííîé îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ èç êðóïíûõ êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðî÷íóþ, îòíîñèòåëüíî óçêóþ è äëèííóþ ïîëîñêó êàêîãî-ëèáî ìàòåðèàëà, íàêëàäûâàåìóþ ñ öåëüþ ïðèæàòèÿ ñîñóäà ê êîñòíûì âûñòóïàì, óìåíüøåíèÿ åãî ïðîñâåòà, è, êàê ñëåäñòâèå, ïðåêðàùåíèÿ èëè çíà÷èòåëüíîãî óìåíüøåíèÿ êðîâîòå÷åíèÿ.

Èìïðîâèçèðîâàííûé æãóò ìîæåò áûòü èçãîòîâëåí èç ëþáûõ ïîäðó÷íûõ ñðåäñòâ: ðåìíÿ, âåð¸âêè è ò. ï. Ñïåöèàëèçèðîâàííûå æãóòû èçãîòàâëèâàþòñÿ èç ðåçèíû, ïðîñòåéøèå ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ïîëîñêó ðåçèíû ñ îòâåðñòèÿìè äëÿ ôèêñàòîðà, ñîâðåìåííûå ìîäåëè ìîãóò îáëàäàòü ñïîñîáíîñòüþ ê ñàìîçàòÿãèâàíèþ.

Ðàçëè÷àþò âåíîçíûé è àðòåðèàëüíûé æãóò. Âåíîçíûé æãóò ïðèìåíÿåòñÿ äëÿ ïåðåêðûòèÿ òîëüêî âåí ïðè âíóòðèâåííîé èíúåêöèè, çàáîðå êðîâè, áåñêðîâíîì êðîâîïóñêàíèè ïðè îòåêå ëåãêîãî è ò.ä. Àðòåðèàëüíûé ïðèìåíÿåòñÿ äëÿ ïîëíîãî ïåðåêðûòèÿ êðîâîòîêà ïî âñåì ñîñóäàì.  äàííîé ðåêîìåíäàöèè ìû ðàññìîòðèì òîëüêî àðòåðèàëüíûé æãóò, åãî âèäû è ïðèìåíåíèå.

Ïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ êðîâîîñòàíàâëèâàþùåãî æãóòà (ÆÊ).

a. Àáñîëþòíûå:

— àìïóòàöèÿ êîíå÷íîñòè;

— ñèíäðîì äëèòåëüíîãî ðàçäàâëèâàíèÿ (ÑÄÐ);

— ðàíåíèå êðóïíîãî ñîñóäà (âûñîêàÿ èíòåíñèâíîñòü êðîâîòå÷åíèÿ, êðîâü îáèëüíî èñòåêàåò èç ðàíû, è îñòàíîâèòü åå äðóãèìè ñïîñîáàìè íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ íå óäàåòñÿ);

b. Îòíîñèòåëüíûå:

— ðàíåíèå êîíå÷íîñòè, êîãäà îïðåäåëèòü âèä è èíòåíñèâíîñòü êðîâîòå÷åíèÿ èç-çà îäåæäû íåâîçìîæíî (â êðàñíîé çîíå – çîíà íåïîñðåäñòâåííîé îïàñíîñòè äëÿ ïîñòðàäàâøåãî è îêàçûâàþùåãî ïîìîùü) – æãóò íàêëàäûâàåòñÿ âðåìåííî äî ïåðåìåùåíèÿ â æåëòóþ çîíó è âûÿñíåíèÿ ñòåïåíè òÿæåñòè, ïîñëå âûÿñíåíèÿ âûáèðàåòñÿ îïòèìàëüíûé ñïîñîá îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ – ëèáî îñòàåòñÿ, ëèáî ìåíÿåòñÿ íà äàâÿùóþ ïîâÿçêó.

— Êðîâîîñòàíàâëèâàþùèé æãóò ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ äëÿ óìåíüøåíèÿ êðîâîïîòåðè ïðè îïåðàöèÿõ (íàïðèìåð, ïðè àìïóòàöèÿõ), äëÿ ïðîäëåíèÿ äåéñòâèÿ ìåñòíîé è ðåãèîíàðíîé àíåñòåçèè.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ ÆÊ.

a. Àáñîëþòíûå:

— íåçíà÷èòåëüíîå êðîâîòå÷åíèå, èç ìåëêèõ ñîñóäîâ êîòîðîå ìîæíî îñòàíîâèòü íàæàòèåì íà ðàíó èëè äàâÿùåé ïîâÿçêîé;

— ïðèìåíåíèå êðîâîîñòàíàâëèâàþùåãî æãóòà ïðè îñòðîé õèðóðãè÷åñêîé èíôåêöèè êîíå÷íîñòè, îñîáåííî ïðè ïîäîçðåíèè íà åå àíàýðîáíûé õàðàêòåð.

b. Îòíîñèòåëüíûå:

— Íå ðåêîìåíäóåòñÿ íàêëàäûâàòü æãóò ïðè çàáîëåâàíèÿõ ñîñóäîâ, íàïðèìåð, ïðè òðîìáîôëåáèòå, âûðàæåííîì àòåðîñêëåðîçå.

Îñëîæíåíèÿ íàëîæåíèÿ æãóòà.

— Òóðíèêåòíûé øîê (êðàø-ñèíäðîì, ñèíäðîì äëèòåëüíîãî ðàçäàâëèâàíèÿ)

— Ðàíåâàÿ àíàýðîáíàÿ èíôåêöèÿ —  îòñóòñòâèè ïðèòîêà îêñèãåíèðîâàííîé (íàñûùåííîé êèñëîðîäîì) êðîâè â êîíå÷íîñòè, íà êîòîðóþ íàëîæåí æãóò, ñîçäàþòñÿ èäåàëüíûå óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ àíàýðîáíîé èíôåêöèè (íàëè÷èå âõîäíûõ âîðîò — ðàíû, ïèòàòåëüíîé ñðåäû — ïîâðåæäåííûõ òêàíåé è òåìïåðàòóðû íåîáõîäèìîé äëÿ èíêóáàöèè ìèêðîáîâ). Îñîáåííî âåëèê ðèñê ðàçâèòèÿ àíàýðîáíîé èíôåêöèè ïðè çàãðÿçíåíèè ðàíû çåìëåé, íàâîçîì, êàëîì.

— Íåâðàëãèè, ïàðåçû è ïàðàëè÷è — ðàçâèâàþòñÿ ïðè èçëèøíå ñèëüíîì ñäàâëåíèè êîíå÷íîñòè æãó-òîì, ÷òî ïðèâîäèò ê òðàâìå è èøåìè÷åñêîìó ïîâðåæäåíèþ íåðâîâ.

— Òðîìáîçû è ýìáîëèè. Èçëèøíå ñèëüíîå ñäàâëåíèå ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîâðåæäåíèþ ñîñóäîâ ñ ðàçâèòèåì òðîìáîçà âåí è àðòåðèé. Îñîáåííî âåëèê ðèñê òðîìáîçà àðòåðèé íà ôîíå ïîðàæåíèÿ àòåðîñêëåðîçîì.

— Îòìîðîæåíèÿ êîíå÷íîñòåé — ïîä æãóòîì ÷àñòî ðàçâèâàþòñÿ â õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà. Ýòèì îáúÿñíÿåòñÿ îãðàíè÷åíèå â 1-1,5 ÷àñà âðåìåíè íàëîæåíèÿ æãóòà â ýòèõ óñëîâèÿõ.

— Àìïóòàöèÿ êîíå÷íîñòåé – êàê ñëåäñòâèå âûøå ïåðå÷èñëåííûõ îñëîæíåíèé.

Ñ ó÷åòîì îïèñàííûõ âûøå îïàñíîñòåé, ñâÿçàííûõ ñ íàëîæåíèåì æãóòà, ïîêàçàíèÿ ê åãî ïðèìåíåíèþ äîëæíû áûòü ñòðîãî îãðàíè÷åíû: îí äîëæåí ïðèìåíÿòüñÿ òîëüêî â ñëó÷àÿõ ðàíåíèÿ ìàãèñòðàëüíûõ ñîñóäîâ, êîãäà îñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå äðóãèìè ñïîñîáàìè íåâîçìîæíî. À ÷åòêîå è íåóêëîííîå ñëåäîâàíèå ïðàâèë íàëîæåíèÿ æãóòà ïîçâîëÿåò ìèíèìèçèðîâàòü ðèñê îñëîæíåíèé. Ê ñîæàëåíèþ, èìåííî ìèíèìèçèðîâàòü ðèñê, à íå óñòðàíèòü åãî âîâñå.

Ïðàâèëà íàëîæåíèÿ æãóòà (îáùèå)

1. Íå ñëåäóåò íàêëàäûâàòü æãóò áåç äîñòàòî÷íûõ ïîêàçàíèé — åãî ñëåäóåò ïðèìåíÿòü ëèøü â ñëó÷àÿõ ñèëüíîãî àðòåðèàëüíîãî êðîâîòå÷åíèÿ, êîòîðîå íåâîçìîæíî îñòàíîâèòü äðóãèìè ñïîñîáàìè.

2. Íàñòîÿòåëüíî ðåêîìåíäîâàíî – ïðè ëþáîì êîíòàêòå ñ êðîâüþ èëè äðóãîé áèîëîãè÷åñêîé æèäêîñòüþ îêàçûâàåìûé ïîìîùü äîëæåí áûòü â çàùèòíûõ ïåð÷àòêàõ (ëàòåêñíûå, ðåçèíîâûå, íèòðèëîâûå) äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ çàðàæåíèÿ èíôåêöèÿìè.  èäåàëå äîëæíà áûòü çàùèòà ñëèçèñòûõ (ãëàçà – î÷êè, ðîò – ìàñêà). Ïðè îòñóòñòâèè ñðåäñòâ çàùèòû ìîæíî èìïðîâèçèðîâàòü – íà ðóêè ìîæíî íàäåòü ïîëèýòèëåíîâûé ïàêåò èëè ôàéë äëÿ áóìàã. Ïîìíèòå — ÂÀØÀ ÁÅÇÎÏÀÑÍÎÑÒÜ – ÝÒÎ ÂÀØÅ ÇÄÎÐÎÂÜÅ.

3. Ðåêîìåíäîâàíî – ìàêñèìàëüíîå ñãèáàíèå êîíå÷íîñòèïàëüöåâîå ïðèæàòèå àðòåðèèïðÿìîå äàâëåíèå íà ðàíó (ñïîñîá çàâèñèò îò óñëîâèé è ìåñòîðàñïîëîæåíèÿ êðîâîòå÷åíèÿ) íà íà÷àëüíîì ýòàïå îêàçàíèÿ ïîìîùè äëÿ ìèíèìèçàöèè êðîâîïîòåðè ïîêà èäåò ïîèñê/äîñòàâàíèå æãóòà äëÿ ïîñëåäóþùåãî åãî íàëîæåíèÿ.

4. ×àñòü êîíå÷íîñòè, ãäå ïðåäïîëàãàåòñÿ íàëîæåíèå æãóòà, äîëæíà áûòü ïðèêðûòà îäåæäîé, à ïðè åå îòñóòñòâèè ìîæíî âîñïîëüçîâàòüñÿ ïîëîòåíöåì, ìàðëåé, áèíòîì èëè ëþáîé ÷èñòîé íå ãðóáîé òêàíüþ. Ïîäîáíàÿ ïðåäîñòîðîæíîñòü ïîìîãàåò ïðåäîòâðàòèòü óùåìëåíèå èëè äàæå îìåðòâëåíèå êîæè.

5. Æãóò íàêëàäûâàþò âûøå ìåñòà êðîâîòå÷åíèÿ; îïòèìàëüíàÿ ëîêàëèçàöèÿ æãóòà íà âåðõíåé êîíå÷íîñòè — îáëàñòü ïëå÷à (äàæå ïðè àðòåðèàëüíîì êðîâîòå÷åíèè èç êèñòè), íà íèæíåé êîíå÷íîñòè — áåäðà (äàæå ïðè êðîâîòå÷åíèè èç ñòîïû). Îäíàêî â ñëó÷àå òðàâìàòè÷åñêîé àìïóòàöèè êèñòè/ ïðåäïëå÷üÿ/ñòîïû/ãîëåíè ñëåäóåò ðàçìåùàòü æãóò ìàêñèìàëüíî áëèçêî ò.å. íèæíÿÿ òðåòü áåäðà èëè ïëå÷à äëÿ ñîõðàíåíèÿ áîëüøåé ÷àñòè êîíå÷íîñòè è ôîðìèðîâàíèÿ êóëüòè.

6. Æãóò íå íàêëàäûâàåòñÿ íà ïàðíûå êîñòè (ïðåäïëå÷üå, ãîëåíü) – æãóòèðîâàíèå ïðåäïëå÷üÿ è ãîëåíè ñ÷èòàþòñÿ íå ýôôåêòèâíûìè, ÷òî âûçâàíî ãëóáîêèì çàëåãàíèåì ñîñóäîâ â ýòèõ ÷àñòÿõ òåëà. Äàæå åñëè ïåðåæàòü èõ æãóòîì ñ ìàêñèìàëüíûì íàòÿæåíèåì îñòàíîâêà êðîâîòå÷åíèÿ â äàííîì ñëó÷àå ìàëîâåðîÿòíà è ìàëîýôôåêòèâíà (â îñîáåííîñòè ó ëþäåé ñî ñëàáî ðàçâèòîé ìûøå÷íîéæèðîâîé òêàíüþ). Ëîãè÷íåå èñïîëüçîâàòü äàâÿùóþ ïîâÿçêó (âàëèê) ñ ôèêñàöèåé æãóòîì. Ýòî áóäåò ýôôåêòèâíåå.

Читайте также:  Малый бугорок плечевой кости перелом

7. Âðåìÿ íàõîæäåíèÿ æãóòà íà êîíå÷íîñòè – íå áîëåå îäíîãî ÷àñà â òåïëîå âðåìÿ ãîäà, 30 ìèíóò â õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà! Åñëè êâàëèôèöèðîâàííàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü â ýòè ñðîêè íå íåâîçìîæíà, èçáåæàòü ãàíãðåíû êîíå÷íîñòè ìîæíî îñëàáëÿÿ æãóò ÷åðåç êàæäûé ÷àñ/30 ìèí íà 10 ìèíóò äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ êðîâîòîêà.  òå÷åíèè ýòèõ 10 ìèíóò ñëåäóåò ïðèìåíÿòü ïàëüöåâîå ïðèæàòèå àðòåðèè. Ñíèìàòü æãóò íóæíî ïîñòåïåííî, òàê êàê ïðè ðåçêîì îñëàáëåíèè èç ïîâðåæäåííîé àðòåðèè ìîæåò âûëåòåòü òðîìá è êðîâîòå÷åíèå âîçîáíîâèòñÿ. Çàòåì ñëåäóåò ïîâòîðíî íàëîæèòü æãóò, íî óæå âûøå èëè íèæå ïðåäûäóùåãî ìåñòà íà 1,5-2 ñì åñëè åñòü òàêàÿ âîçìîæíîñòü.

8. Ïîñëå òîãî, êàê æãóò íàëîæåí, ê íåìó ïðèêðåïëÿþò çàïèñêó ñ óêàçàíèåì âðåìåíè è äàòû åãî íàëîæåíèÿ ñ òî÷íîñòüþ äî ìèíóòû, äóáëèðóÿ íàäïèñü íà ëáóùåêå ïîñòðàäàâøåãî (áóêâà «Æ» è âðåìÿ), òàê êàê ðèñê îñëîæíåíèé îò æãóòà âûøå ýñòåòè÷åñêèõ ÷óâñòâ ïîñòðàäàâøåãî. Ðåêîìåíäîâàíà òàêæå çàïèñü â êàðòî÷êó ïîñòðàäàâøåãî. Æãóò, ïî âîçìîæíîñòè íå çàêðûâàåì ïîâÿçêîé/îäåæäîé (êðîìå õîëîäíîãî âðåìåíè ãîäà, êîãäà ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê îáìîðîæåíèþ è êîíå÷íîñòü äîëæíà áûòü óêðûòà).

9. Îáÿçàòåëüíî äàòü/ââåñòè îáåçáîëèâàþùåå – ñàìî íàëîæåíèå æãóòà, êàê â ïðî÷åì è îñëàáëåíèå, âûçûâàåò ñèëüíûå áîëåâûå îùóùåíèÿ, íå ãîâîðÿ óæå î íàëè÷èè òðàâìû.

10. Îáÿçàòåëüíî âûïîëíèòü èììîáèëèçàöèþ êîíå÷íîñòè ïîñëå íàëîæåíèÿ êðîâîîñòàíàâëèâàþùåãî æãóòà. Îòñóòñòâèå õîòÿ áû ýëåìåíòàðíîé èììîáèëèçàöèè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ïðèâîäèò íå òîëüêî ê óâåëè÷åíèþ òðàâìàòèçàöèè êîíå÷íîñòè íî è ê óñèëåíèþ áîëåâûõ îùóùåíèé è êàê ñëåäñòâèå äîïîëíèòåëüíîãî ïðèìåíåíèÿ îáåçáîëèâàþùèõ ñðåäñòâ.

11. Êîíå÷íîñòü, íà êîòîðóþ íàëîæåí æãóò, äîëæíà áûòü òåïëî óêðûòà â õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà (ïðåäóïðåæäåíèå îáìîðîæåíèå êîíå÷íîñòè). Òàêæå íå äîïóñòèòü îõëàæäåíèÿ ïîñòðàäàâøåãî ñ ñèëüíûì êðîâîòå÷åíèåì, óêðûòü («êîñìè÷åñêèì îäåÿëîì», îäåæäîé) äàæå â òåïëîå âðåìÿ ãîäà. Ïðèäàòü ïîñòðàäàâøåìó ôèçèîëîãè÷åñêè âûãîäíîå (óäîáíîå) òðàíñïîðòíîå ïîëîæåíèå, îïðåäåëåííîå òÿæåñòüþ ñîñòîÿíèÿ èëè ïðîòèâîøîêîâîå ïîëîæåíèå.

12. Âûçâàòü ñêîðóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü ëèáî òðàíñïîðòèðîâàòü ê ìåñòó ãäå îêàæóò êâàëèôèöèðîâàííóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü.

Êîíòðîëü ïðàâèëüíîñòè íàëîæåíèÿ æãóòà.

— ïðåêðàùåíèå êðîâîòå÷åíèÿ,

— èñ÷åçíîâåíèå ïóëüñàöèè ïåðèôåðè÷åñêè ðàñïîëîæåííûõ àðòåðèé íà êîíå÷íîñòè íèæå íàëîæåíèÿ æãóòà. (ê ñîæàëåíèþ  íå âñåãäà ÿâëÿåòñÿ äîñòîâåðíûì ïðèçíàêîì, â ñëåäñòâèè êðîâîïîòåðè è ïàäåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ íèæå 70)

— ë¸ãêàÿ «âîñêîâàÿ» áëåäíîñòü êîæè êîíå÷íîñòè.

Îøèáêè íàëîæåíèÿ æãóòà ïðè êðîâîòå÷åíèè.

— íàëîæåíèå æãóòà áåç äîñòàòî÷íûõ ïîêàçàíèé;

— íàëîæåíèå æãóòà íà îáíàæåííóþ êîæó, ÷òî ìîæåò âûçâàòü óùåìëåíèå êîæè è äàæå îìåðòâåíèå òêàíåé;

— ñëèøêîì ñëàáîå çàòÿãèâàíèå æãóòà è ïðîäîëæåíèå êðîâîòå÷åíèÿ;

— ñëèøêîì ñèëüíîå çàòÿãèâàíèå æãóòà è ÷ðåçìåðíîå ïîâðåæäåíèå òêàíåé;

— ñëàáîå çàòÿãèâàíèå æãóòà ïðèâîäèò ê ñäàâëèâàíèþ òîëüêî âåíû, ÷òî âåäåò ê çàñòîéíîé ãèïåðåìèè â êîíå÷íîñòè è óñèëåíèþ êðîâîòå÷åíèÿ. Ïðèçíàêè – îòå÷íîñòü êîíå÷íîñòè è ïîêðàñíåíèå, à ïîñëå ïîñèíåíèå êîíå÷íîñòè;

— íåïðàâèëüíûé âûáîð ìåñòà äëÿ íàëîæåíèÿ;

— îòñóòñòâèå ëèñòêà ñ çàïèñüþ âðåìåíè, è/èëè çàïèñè íà ëáó ïîñòðàäàâøåãî;

— ïðèêðûòèå æãóòà ïîâÿçêîé.

Âàæíûå ðåêîìåíäàöèè ïî îáðàùåíèþ ñî æãóòîì

—  íàëè÷èè äîëæíî áûòü ìèíèìóì 2 æãóòà (èäåàë 3 øò.). Ïðè ýòîì îäèí æãóò äîëæåí áûòü â áûñòðîì äîñòóïå ñ âîçìîæíîñòüþ äîñòàòü îáåèìè ðóêàìè (ðàçìåùàòüñÿ íà òóëîâèùå). Ïðè ýòîì ðàçìåùåíèå ëåíòî÷íûõ æãóòîâ íà ïðèêëàäå îðóæèÿ (ãäå îíè ïîäâåðãàþòñÿ íåáëàãîïðèÿòíûì óñëîâèÿì îêðóæàþùåé ñðåäû è ñíèæàþò ñâîþ ïðî÷íîñòü) ÑÒÐÎÃÎ ÇÀÏÐÅÙÅÍÎ. Êàê è íîøåíèå íåêîòîðûõ òóðíèêåòîâ áåç çàùèòíûõ ÷åõëîâ. Êàê è íîøåíèå æãóòà è ÏÏÈ (ïàêåòà ïåðåâÿçî÷íîãî èíäèâèäóàëüíîãî) â íàðóêàâíûõ êàðìàíàõ (íåâîçìîæíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíî äîñòàòü äâóìÿ ðóêàìè) è â êàðìàíàõ øòàíîâ íà ãîëåíè (ïðè ìèííî-âçðûâíîé òðàâìå êîíå÷íîñòåé æãóò óëåòèò/ïîâðåäèòñÿ è îêàçàòü ñàìîïîìîùü áóäåò íå÷åì).

— Êîíòðîëü ïðàâèëüíîñòè íàëîæåíèÿ æãóòà è öåëåñîîáðàçíîñòü åãî íàëîæåíèÿ ÄÎËÆÍÀ ÁÛÒÜ íà âñåì ýòàïå ýâàêóàöèè íà÷èíàÿ «æåëòîé» çîíîé è çàêàí÷èâàÿñü ëå÷åáíûì ó÷ðåæäåíèåì. Ïðè âûÿâëåíèè íàðóøåíèé ïðàâèë íàëîæåíèÿ æãóòà, æãóò äîëæåí áûòü ñíÿò (ïðåäâàðèòåëüíî ïðîèçâåäÿ ìàíèïóëÿöèè ïî ïðåäóïðåæäåíèþ êðîâîïîòåðè – ïàëüöåâîå ïðèæàòèå èëè äðóãîé æãóò âûøå/íèæå ïðåäûäóùåãî) è íàëîæåí çàíîâî (åñëè â íåì åñòü íåîáõîäèìîñòü è íåò àëüòåðíàòèâíîãî ñïîñîáà îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ – äàâÿùàÿ ïîâÿçêà, ãåìîñòàòè÷åñêèå ñðåäñòâà, êðîâîîñòàíàâëèâàþùèå çàæèìû è ò.ä.)

— Åñëè êîíå÷íîñòü (ñ íàëîæåííûì æãóòîì) íèæå æãóòà ïîòåðÿëà ïîäâèæíîñòü è ÷óâñòâèòåëüíîñòü, «îäåðåâåíåëà» è åñòü èíôîðìàöèÿ, ÷òî æãóò íà êîíå÷íîñòè áîëåå 3 ÷àñîâ (è æãóò íå îñëàáëÿëñÿ äëÿ âîçîáíîâëåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ) – ÆÃÓÒ ÍÅ ÑÍÈÌÀÅÒÑß äî ïðèåçäà â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå. Êîíå÷íîñòü ñêîðåå âñåãî óæå íå ñïàñòè, à ñíÿòèå æãóòà ïðèâåäåò ê ñåðüåçíîìó óõóäøåíèþ ñîñòîÿíèÿ ïîñòðàäàâøåãî, âïëîòü äî ëåòàëüíîãî èñõîäà.

— Äîïóñêàåòñÿ èñïîëüçîâàíèå æãóòà äëÿ ñîçäàíèÿ äîáàâî÷íîãî äàâëåíèÿ ïðÿìî íà êðîâîòî÷àùóþ ðàíó â êîìïëåêòå ñ âàëèêîì (ïðè îòñóòñòâèè àëüòåðíàòèâû – ýëàñòè÷íîãî áèíòà). Ïðè ýòîì êîìïðåññèÿ æãóòà äîëæíà áûòü íå òàêîé ñèëüíîé êàê ïðè ïðèìåíåíèè åãî ïî íàçíà÷åíèþ. Íî ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî ýòî âûçîâåò áîëüøèé áîëåâîé ñèíäðîì è óâåëè÷åíèå äîçèðîâêè îáåçáîëèâàþùèõ ñðåäñòâ.

— Íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî ôàêòîð èñ÷åçíîâåíèÿ ïóëüñà íà ïåðèôåðè÷åñêèõ àðòåðèÿõ êîíå÷íîñòÿõ ïðè íàëîæåííîì æãóòå ÿâëÿåòñÿ íå àáñîëþòíûì, òàê êàê â øîêîâîì ñîñòîÿíèè ñíèæàåòñÿ äàâëåíèå è ïóëüñ íà êîíå÷íîñòÿõ ìîæåò íå ïðîùóïûâàòüñÿ äàæå áåç êðîâîïîòåðè è áåç íàëîæåííîãî ÆÊ. Ãëàâíûì ôàêòîðîì çäåñü áóäåò ïðåêðàùåíèå êðîâîòå÷åíèÿ. Îäíàêî ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî ïðè ïðèìåíåíèè ïðîòèâîøîêîâîé òåðàïèè (â/â âëèâàíèå ðàñòâîðîâ, ââåäåíèå ïðåïàðàòîâ, ïîâûøàþùèõ ñåðäå÷íûé ðèòì) äàâëåíèå ïîäíèìåòñÿ è êðîâîòå÷åíèå ìîæåò âîçîáíîâèòñÿ. Òàêèì îáðàçîì ýòî åùå îäíî ïîäòâåðæäåíèå òîìó, ÷òî êîíòðîëü çà ïðàâèëüíîñòüþ è àäåêâàòíîñòüþ ïðèìåíåíèÿ æãóòà äîëæåí áûòü íà âñåì ïðîòÿæåíèè ýâàêóàöèè.

— Ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî ïðè òðàâìàòè÷åñêîé àìïóòàöèè íèæíåé êîíå÷íîñòè ïðè ìèííî-âçðûâíîé òðàâìå èìååò ìåñòî áûòü «çîíòè÷íûé ýôôåêò» è ïðèíöèï ìàêñèìàëüíî áëèçêîãî ðàñïîëîæåíèÿ æãóòà ê ìåñòó ïîâðåæäåíèÿ (äëÿ ñîõðàíåíèÿ áîëüøåé ÷àñòè êîíå÷íîñòè è ôîðìèðîâàíèÿ êóëüòè) íå ïðèìåíÿåòñÿ. Æãóò íàêëàäûâàåòñÿ â âåðõíåé òðåòè áåäðà.

Êàê âèäèòå ïðîáëåì îò æãóòà íåñêîëüêî áîëüøå ÷åì ïîëüçû. Ïîýòîìó íàëîæåíèå æãóòà äîëæíî îñóùåñòâëÿòüñÿ ñòðîãî ïî ïîêàçàíèÿì è íåóêëîííî ïðèäåðæèâàòüñÿ ïðàâèë íàëîæåíèÿ æãóòà. Áîëåå òîãî îêàçûâàþùèé ïîìîùü äîëæåí âëàäåòü òåõíèêîé íàëîæåíèÿ ÆÊ. À îíà ó êàæäîãî æãóòà ðàçíàÿ. Èìåííî î ðàçíûõ âèäàõ æãóòîâ è òåõíèê èõ íàëîæåíèÿ è áóäåò âòîðàÿ ÷àñòü äàííûõ ìåòîäè÷åñêèõ ðåêîìåíäàöèé. Âûâîäû â òàáëèöå — ýòî ñóãóáî ìîå ìíåíèå, ñôîðìèðîâàâøååñÿ ïðè èñïîëüçîâàíèè äàííûõ æãóòîâ

Источник