Занятие переломы
Открытый урок по ОБЖ «Оказание первой помощи при переломах».
Преподаватель: Квитченко А.В. гр.192 дата 2.02.2018
Урок- комбинированный с практической частью.
Цель: обучить учащихся практическим навыкам оказания первой помощи при переломах — научить правилам иммобилизации конечностей; сформировать у учащихся потребность в соблюдении правил безопасного поведения во время перемен, при занятиях спортом, на прогулках, экскурсиях.
Задачи: систематизировать знания учащихся в области медицины; научить определять открытые и закрытые травмы; познакомить с правилами оказания первой помощи при переломе; научить правилам наложения шин при закрытом переломе; профилактика травматизма в повседневной жизни.
Оборудование: бинты, импровизированные шины, таблица классификации травм и ПМП, рисунки, закрытого перелома, рисунок иммобилизации предплечья, видеомонтаж м/ф “Ну, погоди”, презентация “ПМП при закрытых травмах”, в/ф “Правила наложения шин при закрытом переломе предплечья”.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие
2. Актуализация знаний
Выступление студента с докладом «Актуальность, обучения студентов, навыкам первой медицинской помощи».
На прошлом уроке мы с вами изучали виды кровотечений и способы оказания первой помощи. Давайте посмотрим, как вы усвоили материал. Внимание на экран.
Назовите виды ран, изображенных на слайде
На экране задания с видами кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). Например: «Девочка играла дома с мячом…, нечаянно разбила окно…, серьезно порезалась осколком…, кровь алая бьёт фонтаном. Ваши действия.»
— Ребята, на столах у вас предметы, которые вам могут пригодиться для выполнения заданий. Ознакомьтесь с заданием.
Итак, отвечаем. Кто готов?
Ответы на задания.
— К сожалению, в жизни могут произойти ситуации, когда нужно уметь оказать само- или взаимопомощь. Внимание на экран.
3. Человек лежит без сознания. Какую помощь мы можем оказать ему?
Ответы.
А как вы будете проверять пульс?
Ответы.
Найдем пульс у себя. Найдем пульс у соседа. Все нормально? Все бодры. Продолжаем.
Изучение нового материала.
Фрагмент мультфильма “Ну, погоди”.
Преподаватель: Какие виды травм вы можете определить у волка?
Кто же ответит какая у нас сегодня тема урока?
Тема нашего урока: Первая помощь при переломах.
Ответьте на вопрос: в каких ситуациях можно получить такие травмы?
Ответы: падение с дерева, с высоты многоэтажного дома, нарушение координации движения, удар о твёрдый предмет, травмы при занятиях спортом, прыжках, движение на неровном, скользком месте…
Преподаватель: Волк получал травмы из-за своего необдуманного, неосторожного, неправильного поведения. Надо быть очень внимательными, аккуратными, обязательно соблюдать правила безопасного поведения в спортивном зале, на прогулке, в лесу и т.д…
Когда речь заходит о первой помощи, многие наши соотечественники сталкиваются с рядом вопросов: «Имею ли я право оказывать первую помощь, если я не медик?», «Ждет ли меня ответственность, если я наврежу пострадавшему?
Работа с источниками:
Рассмотрим ответы на эти вопросы в соответствии с действующим законодательством.
1.ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
2. ч. 1 ст. 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
3. Ответственности (ст. 125 «Оставление в опасности» Уголовного кодекса РФ).
4. Смягчающее наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях; п. «к» ч. 1 ст. 61 Уголовного Кодекса РФ). Например, за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью в результате ДТП ст. 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено альтернативное наказание.
5. Уголовный кодекс РФ.ст.39
6. Кодекс РФ об административных правонарушениях ст.2.7
5. Работа в тетради: Число, тема урока.
Перелом – полное или частичное повреждение целостности кости. Различают открытый и закрытый перелом. Открытый перелом – кожа повреждена, закрытый перелом – кожа не повреждена. Переломы происходят при сильных ушибах и падении. Врачи утверждают, что чаще всего происходят переломы конечностей – рук и ног.
Симптомы при переломах:
сильная боль,
деформация конечности,
кровоизлияние,
нарушение опороспособности.
Любой перелом опасен осложнениями!
Первая помощь при переломах:
Главная задача – обеспечить неподвижность поврежденной конечности. Благодаря этому уменьшается боль и не вызывается дополнительное смещение кости.
И мы с вами сегодня познакомимся с новым медицинским словом: «Иммобилизация». Прошу не путать это слово с мобилизация или эвакуация.
Иммобилизация— это метод создания неподвижности с целью обеспечения покоя пораженному участку тела при повреждениях и заболеваниях, особенно при тяжелых травмах опорно-двигательного аппарата. Без надежной иммобилизации невозможна транспортировка пострадавшего. Отсутствие или плохая иммобилизация при переломах конечностей может привести к вторичному смещению отломков, повреждению близлежащих нервных стволов, крупных сосудов и мышц острыми концами костных отломков.
Различают иммобилизацию временную, или транспортную, и постоянную, или лечебную.
Транспортная иммобилизация осуществляется с помощью мягких повязок, разнообразных шин заводского изготовления: деревянных, фанерных, проволочных, сетчатых, пластмассовых, пневматических.
Преподаватель: Какие предметы могут заменить шины? Ответы.
Разработаем наш алгоритм действий. Но прежде чес оказывать первую помощь мы должны спросить: «Согласны ли вы, чтобы я вам оказал первую помощь?». И после ответа можно приступать к оказанию первой помощи.
При закрытом переломе:
обеспечить неподвижность конечности,
обезболить.
При открытом переломе:
остановить кровотечение, прижав крупные кровеносные сосуды выше или ниже раны,
обработать края раны йодом, перевязать рану, наложив стерильную повязку,
обезболить,
обездвижить.
Направить в лечебное учреждение!
Помни: правильно оказанная помощь сбережет здоровье человека и даже может спасти жизнь!
Для закрепления новой темы посмотрим видеоролик «Оказание первой помощи при переломах».
6. Динамическая пауза на профилактику травматизма “Я здоровье сберегу – сам себе я помогу”. (Перерыв на пяти минутку)
7. Практическая работа.
Преподаватель: Главная цель нашего урока не просто познакомиться с видами переломов, а приобрести практические навыки по оказанию первой медицинской помощи при них. Сегодня мы научимся правилам наложения шин при закрытом переломе предплечья и голени. Посмотрите видеофильм, обратите внимание на эти правила.Просмотр видео ролика с участием медицинского работника и учащегося школы – «пострадавшего».
Преподаватель: какие правила нужно знать при оказании первой помощи?
Ответы.
Преподаватель: эти правила в виде памятки лежат на ваших партах для использования во время практической работы.
Вы поделены на группы. На дом вам было дано задание по группам, изучить правила оказания помощи при переломах, в разных жизненных ситуациях. В каждой группе выберите одного пострадавшего, окажите ему помощь используя набор шин, комплект перевязочного материала, инструкцию и памятку. Помните о правилах безопасности при работе с колющими и режущими предметами. В конце практической части результат вашей работы соотнесем со стандартом (висит на доске в виде рисунка).
Практическая работа в группах.
1 группа перелом голени в лесу
2 перелом предплечья на тренировке
3 перелом кисти во время урока физкультуры
4 перелом бедра на горнолыжной базе
Условия выполнения нормативов.
Преподаватель: статист при иммобилизации верхней конечности сидит, при иммобилизации нижней конечности лежит. Табельные средства иммобилизации верхней конечности: шины Крамера (длина 60 см, ширина 10 см) и (длина 110 см и ширина 12см). Подручные средства иммобилизации: полоски фанеры, рейки и др. длиной 30—50 см, 70—150 см, а также бинты, косынки и вата — в нужном количестве лежат на столе.
Подбирают, моделируют шины и подручные средства иммобилизации сами учащиеся в соответствии с заданием.
Время на их подготовку не учитывается. Иммобилизация при переломах проводится без наложения повязки и поверх одежды.
Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл. Плохо подогнаны подручные средства иммобилизации; неправильное положение, приданное конечности; имеется подвижность в двух близлежащих к перелому суставах (при переломах бедра неподвижными должны быть тазобедренный, коленный и голеностопный суставы); при иммобилизации плеча и предплечья рука не подвешена на косынке.
Время выполнения нормативов. Иммобилизация при переломе плеча: отлично — 4 мин, хорошо — 4 мин 30 с, удовлетворительно — 5 мин. Иммобилизация при переломе предплечья: отлично — 2 мин 40 с, хорошо —3 мин 10 с, удовлетворительно —3 мин 40 с. Иммобилизация при переломе бедра: отлично — 4 мин 45 с, хорошо —5 мин 30 с, удовлетворительно — 6 мин. Иммобилизация при переломе голени: отлично — 4 мин, хорошо — 5 мин, удовлетворительно — 6 мин.
Преподаватель: прошу “пострадавших” выйти к доске. Результат работы каждой группы оценивается всем классом.
8. Домашнее задание.
Повторить материал урока
9. Обобщение.
Итак, мы сегодня на уроке познакомились с переломами. Ответьте на вопрос: что такое перелом? Какие виды переломов существуют? какие предметы могут служить шинами при переломах?
10. Подведение итогов.
Рефлексия. На экране недописанные предложения:
Я сегодня узнал….
Мне было интересно… и т.д.
Каждый учащийся выбирает предложение и заканчивает его.
Выставление оценок за урок.
-Спасибо всем за работу
Источник
Теоретическое занятие « Как уберечься от парезов, ушибов,
переломов».
Цель: познакомить учащихся с различными видами травматизма и мерами их предупреждения.
Задачи:
-совершенствовать умение слаженно работать в группах;
-воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность, ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-развивать стремление быть здоровым.
Оборудование: презентация.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Сообщение темы и цели
2. Вступительная часть.
Сегодня на занятии мы начнем разговор о видах травм и о том, как от них можно уберечься.
3.Основная часть.
— Как вы думаете, что такое травма? (выслушиваются ответы учащихся)
— Давайте прочитаем в вашем раздаточном материале, что же такое травма.
Что такое травма? Так называют и царапину, и ушиб, и синяк, и ожог, и перелом. Словом, травма – это любое повреждение организма.
— Вопросы после чтения: 1. Что же такое травма?
Какие травмы вы можете назвать?
— Условно все получаемые детьми и взрослыми людьми травмы врачи делят на 5 групп.
— бытовой
— уличный
— школьный
— спортивный
— прочие виды
Об этих группах травм мы будем с вами говорить на протяжении нескольких уроков.
— А сегодня мы начнем разговор о первой группе — бытовом травматизме.
Работа в группах.
— Объясните смысл этого выражения — бытовой травматизм. Какие травмы случаются чаще всего в быту?
(Ссадины, ушибы, растяжения, вывихи, порезы, переломы, ожоги, отравления, электротравмы)
Разбор конкретных бытовых травм
Самый легкий вид травм – это ушиб.
— Что это такое? (Когда человек ударился)
— Какой отличительный признак ушиба вы знаете? (Синяк)
— Какую помощь нужно оказать себе, если ушибся? (Приложить что-нибудь холодное, лучше всего лед, завернутый в тряпочку или полотенце, но можно и просто салфетку, намоченную холодной водой.
— Подойдет ли такой способ, если человек ушибся головой, у него сонливость и болит голова? (Нет, не подойдет, это может быть не просто ушиб, а сотрясение мозга)
— Что нужно делать в этом случае? (Срочно обратиться к врачу)
Следующий вид бытовых травм – это ссадины, порезы.
— Кто из вас может объяснить, что это такое? (Когда содрана кожа, идет кровь)
— Чем ссадина отличается от пореза? (Ссадина – более легкая травма, поверхностная, порез – более глубокая)
— Что надо делать при этих травмах? Какими средствами пользоваться?
Выслушиваются рассказы заранее подготовленных детей с демонстрацией медицинских средств.
Пословица гласит: «Дома и стены помогают». Но и в родных стенах никто не застрахован от несчастных случаев. Дома у вас должен быть собран необходимый арсенал медицинских средств в вашей домашней аптечке.
Что лежит в домашней аптечке у предусмотрительных людей? Бинты и вата. Свежую ранку или царапину надо сначала закрыть кусочком бинта или марли, сверху положить немного ваты, а потом забинтовать.
Но прежде ранку надо обработать – уничтожить микробов, которые в нее попали. Для этого в аптечке держат пузырьки с растворами йода и бриллиантовой зелени (зеленки). Смазывать надо только края ранки, чтобы йод или зеленка не попали в ранку и не вызвали боль, жжение и пощипывание.
Если из ранки течет кровь, то необходимо взять 3%-ный раствор перекиси водорода. Чистую марлю или вату обильно смачивают перекисью и тщательно протирают поврежденное место. Перекись водорода не только остановит кровотечение, но и убьет инфекцию.
В аптечке должен быть и лейкопластырь. Его удобно использовать при небольших ранках, порезах, ссадинах. Он просто незаменим, когда новая обувь натерла ногу. Лейкопластырь накладывают сухими руками на сухую, предварительно обработанную поверхность.
В домашней аптечке должен быть и пинцет. Он будет необходим, если кто-нибудь посадит себе занозу. Если сразу удалить занозу не удается, надо несколько минут подержать палец в ванночке с горячей водой. Распаренная кожа легче «отдаст» занозу. Удалив ее, обработайте ранку зеленкой или йодом. Но если удалить занозу самостоятельно не удалось, необходимо обратиться к врачу.
Вопросы после прослушивания рассказов
— Какими средствами, находящимися в аптечке, вы можете воспользоваться, получив ссадину или порез?
Еще при бытовой травме может пойти кровь из носа. Что делать в этом случае?
Выслушиваются ответы детей.
— Главное – вести себя спокойно, сесть, много не разговаривать. Дышать через рот. На переносицу положить что-нибудь холодное. Если кровь долго не останавливается, нужно заложить в ноздрю тампон, смоченный перекисью водорода. Ни в коем случае не запрокидывать голову.
Другие виды бытовых травм – это вывихи, растяжения.
— В каких ситуациях человек может получить вывих или растяжение? (Споткнуться, поскользнуться)
— У кого из вас было растяжение? Что взрослые делали в этом случае? (Накладывали тугую повязку или обращались к врачу)
— Чем вывих отличается от растяжения?
Выслушиваются ответы учащихся.
Вывих – более серьезный вид травмы, когда кость выступает из сустава, и в этом месте появляется опухоль. При вывихе помочь может только врач. Пострадавший может только приложить что-нибудь холодное и очень аккуратно обращаться с поврежденной конечностью.
Следующий вид бытовых травм – это ожог.
— Когда дома можно получить ожог? (Если дотронешься до горячих предметов, опрокинешь на себя что-нибудь с горячей плиты или будешь зажигать огонь без взрослых)
Творческая работа в группах – нарисовать на листочках, лежащих на партах, любую бытовую ситуацию, при которой человек может получить ожог. Рисунок подписать советом, как избежать травмы.
Отгадайте загадки, подумайте, что объединяет эти предметы.
а) Я вдыхаю много пыли,
Чтобы вы здоровы были. (пылесос)
б) Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул,
Складки с галстука слизнул. (утюг)
в) Сам певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно демонстрирует кино. (телевизор)
— Что объединяет эти приборы? (Это электроприборы)
— Какая опасность подстерегает нас при обращении с ними? (Удар током)
— Относится ли удар током к бытовым травмам?
— Как надо обращаться с электроприборами?
— Что делать, если кого-то ударило током? (Отключить электроприбор, оттащить пострадавшего)
— Можно ли просто взять человека за руки и оттащить в сторону, если прибор не отключается? (Нельзя. Надо взять какой-нибудь сухой предмет, который не проводит ток- деревянную палку, книгу – и сбросить с человека провода, а затем вызвать «Скорую помощь».)
Следующий вид бытового травматизма – отравление.
— Чем можно отравиться? (Некачественными продуктами, лекарственными, предметами бытовой химии)
— Сегодня мы поговорим о том, что делать, чтобы не «отравиться» обычным градусником.
Рассказ заранее подготовленного ученика.
Обычный градусник есть в аптечке в каждом доме. Если использовать его по назначению, т.е. для измерения температуры, то ничего опасного в нем нет. Но если взять его без разрешения, уронить и разбить, он может стать очень опасным. Ртуть, находящаяся в нем, блестящими шариками выкатиться на пол, а это сильный яд, очень вредный для живых организмов. Сама по себе ртуть не так опасна, опасны ее пары. А испаряется она быстро. В легких пары этого металла превращаются в очень вредные вещества, которые приводят к нарушениям в организме и прежде всего к нарушениям в центральной нервной системе.
При остром ртутном отравлении появляется головная боль, краснеют и набухают десны, набухают лимфатические и слюнные железы, нарушается пищеварение, повышается температура.
Если термометр разбился, пролитую ртуть надо собрать очень тщательно. И ни в коем случае не использовать пылесос! Он только равномерно распределит пары по сему дому, и они осядут на стенах и мебели. А сам пылесос придется выбросить. Капельки ртути удобно собирать при помощи медной фольги или тонкой медной проволоки
Собранную ртуть нужно поместить в плотно закрывающийся контейнер или баночку и сдать в специальную службу при СЭС санитарно-эпидемиологической станции) или Службе спасения. Те места, где ртуть могла задержаться, заливают крепким раствором марганцовки или хлорной извести. В течение нескольких недель (или даже месяцев) надо проветривать помещение. Где была пролита ртуть.
Кроме термометра, ртуть можно найти и в тонометрах (аппаратах для измерения артериального давления), в некоторых конструкциях мелодичных дверных звонков, в лампах дневного света (люминесцентных). Вы наверняка видели эти длинные белые трубки. Когда лампы перегорают, их обязательно надо сдавать на специальный завод, где их уничтожают. А часто взрослые, не задумываясь о последствиях, выбрасывают их в мусорные контейнеры.
У нас остался еще один вид бытовых травм – это перелом.
— В результате чего может произойти перелом? (В результате падения)
— Упасть человек может случайно или его могут толкнуть. При этой травме помочь может только врач. Хорошо, если обойдется переломом руки или ноги. Но ведь бывает еще и перелом позвоночника. А это значит – неподвижность на всю оставшуюся жизнь.
— О каких травмах мы говорили сегодня на уроке? (бытовых)
— Проверим, усвоили ли вы, как справляться с некоторыми видами травм. Для этого поработайте в группах и ответьте на вопросы теста
Тест
Чтобы помочь при небольшом ушибе, нужно:
а) приложить что-нибудь холодное;
б) наложить повязку;
в) срочно обратиться к врачу.
Для того, чтобы сбросить провода с пораженного током человека, можно воспользоваться:
а) своими руками;
б) деревянной ручкой от щетки;
в) железной линейкой.
3. Какие вещества могут понадобиться при ожоге:
а) баночка с кремом;
б) холодная вода;
в) йод или зеленка.
4. Собрать пролитую ртуть можно:
а) пылесосом;
б) медной фольгой;
в) веником.
— Что такое травма?
— Какие виды травматизма вы можете назвать?
— Каким травмам был посвящен сегодняшний урок?
— Перечислите бытовые травмы.
— Из-за чего дети получают травмы? (Из-за неосторожности, рассеянности, в результате шалостей, необдуманных поступков.)
— Как оказывают первую медицинскую помощь при ушибах, ссадинах, порезах, вывихах, ожогах?
4. Итог занятия.
— Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Желаю всем вам быть внимательными и осторожными, чтобы никогда не попадать в неприятные ситуации и не получать травм. Ну а если это с вами все-таки случится, я уверена, вы сможете оказать помощь себе и своим близким.
Источник