Закрытый перелом плюсны у ребенка
Опорно-двигательный аппарат человека – сложная система, для полноценного функционирования которой важна целостность каждого элемента. Из-за постоянных нагрузок стопа наиболее уязвима перед внешними физическими воздействиями, собственным весом, избыточным мышечным напряжением. Травмы этой части тела относятся к разряду распространенных повреждений. Чаще других ломается пятая плюсневая кость, но могут разрушаться и остальные четыре. От того, насколько точно и своевременно поставлен диагноз, зависит успешность лечения, скорость возвращения нормальной двигательной активности пациента.
Классификация травм и причины повреждения стопы
Ступня человека – сложная, многофункциональная конструкция. Она состоит из 26 костей, связанных между собой с помощью суставов, хрящей, связок, мышц и сухожилий. Такое строение делает стопу гибкой, позволяет оптимально распределять массу при передвижении. Обеспечивает необходимую амортизацию.
Эта часть скелета делится три части:
- предплюсну, состоящую из пяточной, ладьевидной, таранной, кубовидной и трех клиновидных костей;
- плюсну, в которую входят пять костей, различающихся по длине и толщине;
- пальцы, четыре из которых включает три фаланги, большой палец состоит из двух фаланг.
Из-за относительной хрупкости в сочетании со значительными повседневными нагрузками, элементы стопы ломаются достаточно легко. Например, переломы костей предплюсны чаще обусловлены неудачным приземлением с высоты на внутреннюю часть стопы.
Большинство разрушений ступни приходится на ее центральную зону. У взрослых в 56% случаев страдает 5 плюсна. Много фиксируется переломов 4 плюсневой кости и третьей. 1 и 2 плюсны ломаются реже.
У детей младше 5 лет, напротив, обычно диагностируют разрушение первой косточки. Перелом четвертой плюсневой кости у ребенка или подростка чаще происходит во время легкоатлетических тренировок.
Разновидностей подобных травм много. Они классифицируются по разным показателям. В зависимости от причин получения повреждения, выделяют травматический и стрессовый перелом плюсневой кости.
К первой группе относятся разрушения, возникшие при прямом физическом воздействии на конечность. Они бывают открытыми (с разрывом кожи и мягких тканей) либо закрытыми.
Получить подобное повреждение возможно в результате:
- неудачного прыжка;
- ДТП;
- сильного удара по стопе массивным предметом;
- подворачивания щиколотки с выворотом ступни в сторону. Таким травмированиям особенно подвержены женщины, любящие тесную обувь на высоких каблуках.
Стрессовые трещины появляются после длительных статичных нагрузок. Они характерны для спортсменов, балерин, гимнастов. В отдельную категорию «усталостных» травм выделяют так называемые «маршевые» переломы, происходящие на фоне болезни Дойчлендера. Эта патология, названная по имени врача, впервые описавшего ее симптомы, характерна для военных.
Внимание: в группу риска входят больные остеопорозом или остеопенией, люди с врожденными деформациями конечностей.
По характеру разлома костей плюсны переломы делятся на:
- винтообразные;
- клиновидные;
- оскольчатые;
- косые;
- поперечные.
В зависимости от локализации врачи диагностируют разрушение определенного участка плюсны:
- основания;
- тела (диафиза);
- шейки;
- головки.
Особую опасность представляет перелом Джонса, при котором пятая плюсневая кость разрушается у своего основания. Из-за того, что кровоток в этой части ноги ограничен, ткани недополучают кислород и питательные вещества, возрастает риск некроза.
Отрывной разлом относят к сочетанным травмам. Отделение костного обломка происходит на фоне серьезного растяжения сухожилий, часто сопровождается травмой голеностопа.
Перелом плюсневой кости стопы без смещения
При таких травмах не наблюдается сдвигов либо нахлестов костных отломков, нога сохраняет естественное анатомическое состояние. Повреждения без смещения считаются легкими, хорошо поддаются лечению.
К сложным случаям относится авульсивный перелом с поперечным сломом. Кости при таком разрушении не сдвигаются, но травма сопровождается растяжением сухожилий. Основной акцент делают именно на этом повреждении, не диагностируя своевременно разлом, что провоцирует осложнения.
Со смещением
При разломах со смещением контуры стопы визуально изменяются. Иногда это не заметно, поэтому для получения точной картины повреждения требуется рентгенологическое исследование.
Опасность смещенных переломов заключается в риске внутреннего кровотечения, формирования очагов нагноения в ноге. Отломки при неправильном (либо отсутствующем) лечении могут срастись неправильно. Если это произойдет, больному потребуется сложное оперативное вмешательство.
Диагностика
Диагностировать наличие разлома, степень тяжести и локализацию может только врач-травматолог. После доставления пациента в медучреждение доктор проведет опрос. Необходимо как можно точно описать все обстоятельства получения травмы (при стрессовом характере повреждения — особенности профессиональной деятельности). Затем следуют визуальный осмотр ступни с пальпацией проблемной области.
Обязательный элемент диагностики — рентгеновский снимок в трех проекциях. В труднораспознаваемых случаях дополнительно назначают МРТ либо КТ. Эти методы используют редко, обычно при сильной отечности, искажающей картину рентгена.
Симптомы
При травматических повреждениях костей плюсны признаки разрушения выражены более ярко. У больного наблюдаются:
- специфический хруст в момент разлома тканей;
- сильная боль;
- визуальная деформация ступни;
- локальное повышение температуры;
- чрезмерная пальцевая подвижность;
- выпирание обломков (если есть их смещение);
- быстро нарастающая отечность;
- ограничение (либо невозможность) самостоятельного передвижения;
- синюшность;
- укорачивание пальца, соединенного со сломанной плюсной (например, при переломе 5 плюсневой кости мизинец выглядит короче).
Симптомы стрессового повреждения несколько отличаются, гематома отсутствует. Человек испытывает боль, которая нарастает во время интенсивных нагрузок, спадает в состоянии покоя. При пальпации болезненность ощущается непосредственно в месте травмы, не распространяется на другие участки стопы. В области большого пальца наблюдается небольшая отечность, развивается хромота.
Даже если у больного сохраняется способность ходить, к врачу нужно обратиться незамедлительно!
Люди зачастую принимают повреждение за ушиб либо растяжение связок, занимается самолечением. В результате трещина превращается в полноценный разлом, развиваются серьезные осложнения в виде формирования костной мозоли, которая нарушает функциональность ноги. Такие состояния требуют гораздо более долгого и сложного лечения.
Диагностика открытого перелома сомнений не вызывает. В месте разлома видны разрывы кожных покровов, торчащие отломки, кровотечение. Пациент не способен переносить вес на поврежденную конечность.
Оказание первой помощи
Успех восстановления полноценной двигательной активности после перелома плюсневой кости во многом зависит от того, насколько грамотно была оказана первая помощь.
При подозрении на повреждение стопы близкие больного должны действовать следующим образом:
- Обездвижить ногу, расположив ее на небольшом возвышении (под голень можно подложить валик из пледа или куртки).
- Дать пострадавшему обезболивающее (например, Кеторол или Анальгин).
- Для уменьшения отека хорошо приложить к ступне лед на 15–20 минут, сделать перерыв 40–60 минут, после допустимо повторить процедуру.
- При разрушениях стрессового характера, ногу нужно замотать эластичным бинтом, наблюдать за цветом дермы, когда кожа начнет белеть либо синеть — ослабить повязку. Если перелом травматический — наложить шину. Стопу следует фиксировать по подошве, тыльной и наружной сторонам. Досточку надо выбрать чуть длиннее ступни.
При смещении отломков недопустимы попытки их самостоятельного вправления!
Когда травма открытая, прежде всего необходимо остановить кровь. Если кровотечение венозное, надо воспользоваться стерильным бинтом. Если артериальное (кровь «бьет» пульсирующим фонтаном) — придется наложить жгут выше места разрыва тканей. Под него следует подсунуть записку с указанием времени его наложения, каждый час ослаблять жгут, корректировать данные в записке.
После оказания первой помощи требуется незамедлительно вызвать «Скорую помощь» либо доставить пациента в ближайший травмпункт.
Лечение
Тактика лечения перелома плюсневой кости зависит от локализации травмы и ее степени тяжести.
Основные методы, которые применяют травматологи:
- наложение гипсовой повязки;
- репозиция отломков закрытым способом (без надрезов);
- остеосинтез — оперативное вмешательство с установкой металлоконструкции для закрепления кусочков плюсны.
При сильном смещении обломков, пациенту предварительно может быть показано скелетное вытяжение с помощью шины. Вне зависимости от выбранного метода требуется иммобилизация конечности.
Перелом плюсневой кости стопы гипс сапожок
Гипс-сапожок используют при таких травмах в большинстве случаев. Накладывают его не только непосредственно на стопу, но и голеностоп, с «захватом» нижней части икры.
Такой фиксатор обеспечивает полную неподвижность костей и совмещенных осколков, ускоряет формирование новых тканей. Во время лечения пациент передвигается с опорой на костыли, на загипсованную ногу приступать нельзя.
Ортез на стопу при травме плюсневых костей
Неосложненные травмы допустимо обездвиживать с помощью ортреза из полимерных материалов. Такое ортопедическое изделие носят, чтобы предотвратить деформацию сустава, снять мышечное напряжение, уменьшить нагрузку на конечность и связки.
При множественных или смещенных переломах использовать ортез нельзя, поскольку он менее надежен, в сравнении с гипсом.
Приспособления имеют разную степень жесткости. В сложных случаях их рекомендуют носить после снятия гипсового сапожка, чтобы постепенно адаптировать поврежденную конечность к повседневной работе.
Лечение народными средствами
Вылечить разрушение костной ткани только народными средствами не получится. Домашние рецепты допустимо применять в качестве вспомогательного, симптоматического лечения.
Хорошо снимают боль, уменьшают отечность компрессы. Для них можно использовать:
- сырой, натертый на мелкой терке картофель;
- голубую глину;
- настой из хвои пихты;
- капустные листья.
Втирать в место повреждения разогревающие мази или масла запрещено! Они активируют кровообращение, приводят к формированию гематом, отечности, усиливают болезненность.
Днем ногу можно бинтовать эластичным бинтом (на ночь его надо снимать). Для внутреннего применения подойдут травяные чаи или отвар окопника. Для приготовления последнего нужно залить столовую ложку размолотого корня стаканом кипящей воды, дать настояться. Когда раствор остынет, его следует процедить, пить по паре чайных ложек три раза в сутки. Общая продолжительность курса — месяц.
Длительность заживления и период реабилитации
Срастание костной ткани и восстановление двигательной функциональности стопы в среднем наступает через 1,5-2 месяца.
Сколько заживает перелом плюсневой кости, зависит от нескольких факторов:
- сложности травмы;
- возрастной категории пациента;
- уровня содержания кальция в крови;
- наличия хронических патологий;
- образа жизни больного.
На скорость выздоровления существенно влияет соблюдение пострадавшим всех клинических рекомендаций.
Переломы пятой плюсневой кости со смещением имеют тенденцию к развитию осложнений. При выборе варианта терапии большую роль играет уровень активности человека до травмирующей ситуации.
Людям, ведущим «сидячую» жизнь, разрешается нагружать конечность не ранее чем спустя 6–8 недель после травмы.
Быстрее всего восстанавливаются спортсмены, которым проводят реконструкцию стопы с пересадкой костной ткани. Они, в большинстве случаев, приступают к восстановительным манипуляциям. Через 14 дней после проведенного вмешательства, спустя месяц — возвращаются к тренировкам с поэтапным наращиванием нагрузок.
Последствия перелома плюсневой кости стопы
Осложнения при подобных травмах связаны с несвоевременным либо неправильным лечением. Некоторые негативные последствия проявляются непосредственно после перелома, другие — спустя несколько лет.
Распространенными последствиями травмы являются:
- хронические боли;
- артрит;
- затруднения при ношении обуви;
- плоскостопие;
- артрозы;
- деформация структуры костной ткани;
- остеопороз;
- быстрая утомляемость не только при ходьбе, но и в статичном положении «стоя».
Неправильное сращивание после перелома пятой плюсневой кости стопы может спровоцировать полное обездвиживание этой части ОДА (опорно-двигательный аппарат). Чтобы избежать осложнений важно правильно пройти реабилитационный период.
Восстановление
Полное восстановление ступни — длительный процесс. Особенно много времени занимает реабилитация после перелома основания пятой плюсневой кости. Иногда полноценное функционирование стопы возвращается только спустя полгода.
Лечение должно быть комплексным. В него входят:
- физиотерапия;
- прием фармацевтических препаратов;
- ЛФК;
- массаж;
- прогревающие ванночки с отварами лекарственных трав;
- специальная диета;
- ношение ортопедических стелек (в первый год после травмы).
Весь процесс восстановления должен проходить под постоянным контролем врача-ортопеда.
В медикаментозное лечение перелома плюсны включают препараты следующих групп:
- обезболивающие (Анальгин, Кеторол, Найз, Ибупрофен);
- диуретики (Верошпирон, Фурасемид) нужны, когда долго держится отек;
- витаминные комплексы с кальцием (Глюконат Кальция, Кальций Д3 Никомед и другие);
- препараты, восстанавливающие хрящи (например, Хондроитин).
К числу наиболее эффективных физиопроцедур при переломах относятся:
- гидровоздействие;
- электрофорез с кальцием;
- фонофорез;
- аппликации из парафина;
- магнитотерапия.
Перечисленные манипуляции направлены на активацию кровотока в проблемной области, ускорение тканевой регенерации.
Существенно приближает выздоровление правильная организация питания в посттравматический период. В рацион необходимо включить продукты богатые витаминами, фосфором и кальцием, легкоусвояемые белки.
Эти вещества в большом количестве содержаться в:
- нежирной говядине;
- фруктах;
- рыбе;
- зелени;
- мясе птицы;
- орехах;
- овсяных хлопьях;
- печени;
- овощах;
- яйцах;
- крольчатине;
- кисломолочных продуктах.
Чтобы не набрать вес из-за ограниченной активности и не перегружать пищеварительную систему, надо меньше есть мучного, сладостей, солений, копченостей, острых и пряных блюд. Лишние килограммы создадут усиленную нагрузку на поврежденную ступню, усложнят срастание тканей. Исключить следует употребление продуктов, препятствующих усвоению кальция. К ним относятся: алкогольные напитки, кофе, «газировки», крепкий чай.
Как разработать стопу после перелома плюсневых костей
Пока не снят гипс, опору на ступню нужно полностью исключить, но необходимо регулярно выполнять упражнения, направленные на поддержание мышечного тонуса.
Для этого подойдет несложная гимнастика:
- сгибать, затем разгибать коленный сустав;
- в положении «лежа» поднимать ягодицы, опираясь на здоровую ногу;
- приподнимать ноги на небольшую высоту;
- «велосипед» (выполнять только не поврежденной конечностью).
После снятия лангетки надо включить в комплекс упражнения, предназначенные для возвращения естественной амплитуды движения ступни:
- сгибать, разгибать пальцы;
- вращать стопы сначала по ходу часовой стрелки, потом — против;
- поднимать, затем опускать стопы, «работая» лодыжкой;
- сесть на стул, расстелить на полу полотенце, пытаться поднять его пальцами ног. Со временем ткань можно заменить на карандаши;
- в положении «лежа» делать перекрестные махи;
- тянуть руками на себя пальцы ног;
- перекатывать стопой теннисный мячик;
- сидя на стуле, приподниматься, перекатываясь с пятки на носочек (постепенно переходя к выполнению этого упражнения из положения «стоя»);
- склонять стопы вправо, затем влево;
- раздвигать-соединять пальцы;
- «зашагивать» на мяч Bosu, спускаться с него.
Занятия, связанные с прыжками или бегом запрещены.
Зарядку надо делать 3–5 раз в день, выполняя каждое упражнение по 15–20 раз. Перегружаться нельзя. Когда ступни устанут, нужно прерваться, затем продолжить.
Лучший способ разработки ноги — обычная ходьба. Пытаться делать шаги надо сразу после снятия гипса. Слишком усердствовать не стоит, но и щадить себя нельзя. В первые несколько дней придется ходить «через боль». Если дискомфорт сильный, допустимо использовать обезболивающие мази (такие, как Диклофенак, Кетонал, Лидокаин). Начинать расхаживание следует с нескольких шажков, постепенно увеличивая пройденное расстояние. Идти надо правильно, перенося вес с пятки на носок.
Ускоряют процесс выздоровления: занятия аква-аэробикой, плавание, езда на велотренажере, массирование проблемной области.
Массаж стопы после перелома плюсневой кости
Такая процедура очень полезна. Она направлена на разработку плюсневых суставов и дистальных фаланг. Массаж снимает отечность, ускоряет клеточную регенерацию. Это происходит благодаря стимуляции кровотока в травмированной зоне, что приводит к насыщению тканей кислородом, питательными веществами.
Процедуру можно пройти в массажном кабинете либо самостоятельно выполнять дома. Делают домашние манипуляции следующим образом:
- Разминают ступню плавными круговыми движениями с легким нажатием на место разлома.
- Усиливают давление, применяют пощипывания, проминания.
- «Мнут» все стопу, включая ее наружную, внутреннюю часть и фаланги пальцев.
Помимо традиционного, хорошо проводить гидромассаж. Для этого ногу надо погрузить в ванночку с морской солью, аромамаслами, противоотечными средствами либо лекарственными травами. Температуру воды желательно поддерживать в районе 38–40 градусов. Дополнительно можно использовать массажный валик или полусферу.
Перелом плюсневых костей стопы — одна из самых распространенных и опасных травм. Без нужного лечения, она может привести к ограничению подвижности ноги, существенному снижению качества жизни человека. При своевременном обращении к травматологу, перелом успешно заживает, спустя два месяца пациенту можно возвращается к работе, возобновлять спортивные занятия. Важно четко соблюдать все врачебные рекомендации, не заниматься самолечением.
Источник
ðÅÒÅÌÏÍÙ ËÏÓÔÅÊ ÓÔÏÐÙ Õ ÄÅÔÅÊ ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ÎÅÍÎÏÇÏ ÒÅÖÅ, ÞÅÍ Õ ×ÚÒÏÓÌÙÈ, É ÓÏÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÏËÏÌÏ 11% ÏÔ ×ÓÅÈ ÓÌÕÞÁÅ× ÓËÅÌÅÔÎÏÊ ÔÒÁ×ÍÙ. ðÒÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÉ ËÏÓÔÅÊ ÐÒÅÄÐÌÀÓÎÙ ÐÒÉÞÉÎÏÊ ÏÂÙÞÎÏ ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÐÒÙÖÏË ÎÁ ×ÙÐÒÑÍÌÅÎÎÙÅ ÎÏÇÉ. ðÅÒÅÌÏÍÙ ËÏÓÔÅÊ ÐÁÌØÃÅ× É ÐÌÀÓÎÙ ÏÂÒÁÚÕÀÔÓÑ ÐÒÉ ÕÄÁÒÅ Ï Ô×ÅÒÄÙÊ ÎÅÐÏÄ×ÉÖÎÙÊ ÐÒÅÄÍÅÔ, ÓÄÁ×ÌÅÎÉÉ ÉÌÉ ÐÁÄÅÎÉÉ ÔÑÖÅÌÏÇÏ ÐÒÅÄÍÅÔÁ ÎÁ ÓÔÏÐÕ. óÉÍÐÔÏÍÙ ÚÁ×ÉÓÑÔ ÏÔ ÌÏËÁÌÉÚÁÃÉÉ. îÁÉÂÏÌÅÅ ÑÒËÏ ÐÒÏÑ×ÌÑÀÔÓÑ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ÐÑÔÏÞÎÏÊ ËÏÓÔÉ É ËÏÓÔÅÊ ÆÁÌÁÎÇ ÐÁÌØÃÅ×.
ïÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÏÔÅË × ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÕÀÝÅÊ ÏÂÌÁÓÔÉ, ÒÅÚËÁÑ ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÏÓÔØ, ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÉÅ ÏÐÏÒÙ ÎÁ ÎÏÇÕ. ðÒÉ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ ËÏÓÔÅÊ ÐÌÀÓÎÙ ËÌÉÎÉÞÅÓËÉÅ ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÑ ÍÏÇÕÔ ÒÁÚÌÉÞÁÔØÓÑ — ÏÔ ÓÔÅÒÔÙÈ, ÎÁÐÏÍÉÎÁÀÝÉÈ ÕÛÉ ÐÒÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÈ ÂÅÚ ÓÍÅÝÅÎÉÑ, ÄÏ ÑÒËÉÈ, ×ÙÒÁÖÅÎÎÙÈ ÐÒÉ ÓÍÅÝÅÎÉÉ ÏÔÌÏÍËÏ×. äÉÁÇÎÏÚ ×ÙÓÔÁ×ÌÑÅÔÓÑ ÎÁ ÏÓÎÏ×ÁÎÉÉ ÏÂßÅËÔÉ×ÎÙÈ ÄÁÎÎÙÈ É ÒÅÚÕÌØÔÁÔÏ× ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÆÉÉ. ìÅÞÅÎÉÅ ÏÂÙÞÎÏ ËÏÎÓÅÒ×ÁÔÉ×ÎÏÅ: ÇÉÐÓ Ó ÐÏÓÌÅÄÕÀÝÅÊ ÆÉÚÉÏÔÅÒÁÐÉÅÊ.
óÒÅÄÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÊ ÓÔÏÐÙ É ÐÁÌØÃÅ× Õ ÄÅÔÅÊ ÐÅÒ×ÏÅ ÍÅÓÔÏ ÚÁÎÉÍÁÀÔ ÕÛÉÂÙ ÍÑÇËÉÈ ÔËÁÎÅÊ É ÒÁÓÔÑÖÅÎÉÑ Ó×ÑÚÏË. ðÒÉÍÅÒÎÏ 5% ÓÏÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÐÅÒÅÌÏÍÙ ËÏÓÔÅÊ.
ðÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ÞÁÝÅ ×ÏÚÎÉËÁÀÔ × ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÐÒÑÍÏÇÏ ÍÅÈÁÎÉÚÍÁ ÔÒÁ×ÍÙ É ÎÁÂÌÀÄÁÀÔÓÑ ÐÒÉ ÐÁÄÅÎÉÉ Ó ×ÙÓÏÔÙ, ÕÛÉÂÅ Ô×ÅÒÄÙÍ ÐÒÅÄÍÅÔÏÍ ÉÌÉ Ï ÎÅÐÏÄ×ÉÖÎÙÊ ÐÒÅÄÍÅÔ. îÁÉÂÏÌÅÅ ÔÑÖÅÌÙÍÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÍÉ Ñ×ÌÑÀÔÓÑ ÐÅÒÅÌÏÍÙ ÐÑÔÏÞÎÏÊ É ÔÁÒÁÎÎÏÊ ËÏÓÔÅÊ.
þÔÏ ÐÒÏ×ÏÃÉÒÕÅÔ ÐÅÒÅÌÏÍÙ ËÏÓÔÅÊ ÓÔÏÐÙ É ÐÁÌØÃÅ×:
ÐÅÒÅÌÏÍ ÐÑÔÏÞÎÏÊ ËÏÓÔÉ ÞÁÝÅ ×ÓÅÇÏ ×ÏÚÎÉËÁÅÔ × ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÐÁÄÅÎÉÑ Ó ×ÙÓÏÔÙ ÎÁ ×ÙÔÑÎÕÔÙÅ ÎÏÇÉ ÂÅÚ ÁÍÏÒÔÉÚÁÃÉÉ ÐÒÉ ÐÒÉÚÅÍÌÅÎÉÉ.
èÁÒÁËÔÅÒÎÙÍ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÅÍ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ËÏÍÐÒÅÓÓÉÑ ËÏÓÔÉ.
ðÅÒÅÌÏÍÙ ËÏÓÔÅÊ ÐÒÅÄÐÌÀÓÎÙ
óÉÍÐÔÏÍÙ
ðÅÒÅÌÏÍÙ ÐÑÔÏÞÎÏÊ ËÏÓÔÉ ÏÂÙÞÎÏ ÎÁÂÌÀÄÁÀÔÓÑ Õ ÛËÏÌØÎÉËÏ× É ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ÐÒÉ ÐÒÙÖËÅ ÉÌÉ ÐÁÄÅÎÉÉ Ó ×ÙÓÏÔÙ. ðÒÏÑ×ÌÑÀÔÓÑ ÒÅÚËÉÍÉ ÂÏÌÑÍÉ × ÍÅÓÔÅ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ. ïÐÏÒÁ ÎÅ×ÏÚÍÏÖÎÁ. ïÂÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÅ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ × ÐÏÌÏÖÅÎÉÉ ÐÁÃÉÅÎÔÁ ÓÔÏÑ ÎÁ ËÏÌÅÎÑÈ ÎÁ ËÒÁÀ ËÕÛÅÔËÉ ÓÏ Ó×ÉÓÁÀÝÉÍÉ ÚÁ ËÒÁÊ ÓÔÏÐÁÍÉ. ðÒÉ ÓÒÁ×ÎÉÔÅÌØÎÏÍ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÉ ÐÑÔÏÞÎÙÈ ÏÂÌÁÓÔÅÊ ×ÙÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÒÉÐÕÈÌÏÓÔØ × ÂÏËÏ×ÙÈ ÏÔÄÅÌÁÈ É × ÏÂÌÁÓÔÉ ÁÈÉÌÌÏ×Á ÓÕÈÏÖÉÌÉÑ. ðÅÒÅÌÏÍÙ ÓÏ ÓÍÅÝÅÎÉÅÍ ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÀÔÓÑ Õ×ÅÌÉÞÅÎÉÅÍ ÐÏÐÅÒÅÞÎÉËÁ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÎÏÊ ÐÑÔËÉ É ÕÍÅÎØÛÅÎÉÅÍ ÒÁÓÓÔÏÑÎÉÑ ÍÅÖÄÕ ÌÏÄÙÖËÁÍÉ É ÐÏÄÏÛ×ÏÊ. ä×ÉÖÅÎÉÑ ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÙ. ïÓÏÂÅÎÎÏ ×ÙÒÁÖÅÎÎÏÊ ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÏÓÔØÀ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÅÔÓÑ ÐÏÐÙÔËÁ ÒÁÚÏÇÎÕÔØ ÓÔÏÐÕ, ÐÏÓËÏÌØËÕ ÐÒÉ ÜÔÏÍ ÁÈÉÌÌÏ×Ï ÓÕÈÏÖÉÌÉÅ ÎÁÔÑÇÉ×ÁÅÔÓÑ É ÚÁÓÔÁ×ÌÑÅÔ ÏÔÌÏÍËÉ ÐÑÔÏÞÎÏÊ ËÏÓÔÉ ‘ÓËÏÌØÚÉÔØ’ ÏÔÎÏÓÉÔÅÌØÎÏ ÄÒÕÇ ÄÒÕÇÁ.
ðÅÒÅÌÏÍ ÔÁÒÁÎÎÏÊ ËÏÓÔÉ — ÒÅÄËÁÑ ÔÒÁ×ÍÁ. ðÒÉÞÉÎÏÊ ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÒÅÚËÏÅ ÔÙÌØÎÏÅ ÉÌÉ ÐÏÄÏÛ×ÅÎÎÏÅ ÓÇÉÂÁÎÉÅ × ÓÏÞÅÔÁÎÉÉ ÎÁÓÉÌØÓÔ×ÅÎÎÙÍ ÐÏ×ÏÒÏÔÏÍ ÓÔÏÐÙ. ïÂÙÞÎÏ ×ÏÚÎÉËÁÅÔ × ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ äôð, ×Ï ×ÒÅÍÑ ÓÐÏÒÔÉ×ÎÙÈ ÚÁÎÑÔÉÊ ÌÉÂÏ ÐÒÉ ÐÁÄÅÎÉÉ Ó ×ÙÓÏÔÙ. ÷ 64% ÓÏÞÅÔÁÅÔÓÑ ÓÏ ÓËÅÌÅÔÎÏÊ ÔÒÁ×ÍÏÊ ÓÏÓÅÄÎÉÈ ÏÂÌÁÓÔÅÊ: ÐÅÒÅÌÏÍÁÍÉ ÍÅÄÉÁÌØÎÏÊ ÌÏÄÙÖËÉ, ÐÑÔÏÞÎÏÊ ËÏÓÔÉ ÉÌÉ ÄÒÕÇÉÈ ËÏÓÔÅÊ ÓÔÏÐÙ. óÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÅÔÓÑ ×ÙÒÁÖÅÎÎÙÍ ÏÔÅËÏÍ ÔÙÌÁ ÓÔÏÐÙ, ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÏÓÔØÀ É ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÉÅÍ Ä×ÉÖÅÎÉÊ.
ðÅÒÅÌÏÍÙ ËÏÓÔÅÊ ÐÌÀÓÎÙ
óÉÍÐÔÏÍÙ
ðÅÒÅÌÏÍÙ ËÏÓÔÅÊ ÐÌÀÓÎÙ ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ÐÒÉ ÕÄÁÒÅ, ÐÁÄÅÎÉÉ ÔÑÖÅÌÏÇÏ ÐÒÅÄÍÅÔÁ ÉÌÉ ÓÄÁ×ÌÅÎÉÉ ÓÔÏÐÙ. óÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÀÔÓÑ ÂÏÌÑÍÉ É ÎÁÒÁÓÔÁÀÝÉÍ ÏÔÅËÏÍ × ÐÅÒÅÄÎÅÍ ÏÔÄÅÌÅ ÓÔÏÐÙ.
ðÅÒÅÌÏÍÙ ÐÁÌØÃÅ× ÓÔÏÐÙ
óÉÍÐÔÏÍÙ
ïÂÙÞÎÏ ÐÅÒÅÌÏÍÙ ÐÁÌØÃÅ× ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ×ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅ ÐÁÄÅÎÉÑ ÔÑÖÅÌÙÈ ÐÒÅÄÍÅÔÏ×, ÐÏÜÔÏÍÕ ÎÅÒÅÄËÏ ÂÙ×ÁÀÔ ÏÔËÒÙÔÙÍÉ ÌÉÂÏ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÀÔÓÑ ×ÙÒÁÖÅÎÎÏÊ ÔÒÁ×ÍÏÊ ÍÑÇËÉÈ ÔËÁÎÅÊ. ðÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ÄÉÁÆÉÚÁ ÌÅÇËÏ ÒÁÓÐÏÚÎÁÀÔÓÑ: ÐÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ ËÒÏ×ÏÉÚÌÉÑÎÉÅ, ÏÔÅË É ÂÏÌØ, ÎÁÒÕÛÁÅÔÓÑ ÆÕÎËÃÉÑ, ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÐÏÌÏÖÉÔÅÌØÎÙÊ ÓÉÍÐÔÏÍ ÏÓÅ×ÏÊ ÎÁÇÒÕÚËÉ. ðÒÉ ÜÐÉÆÉÚÅÏÌÉÚÁÈ ÂÅÚ ÓÍÅÝÅÎÉÑ ÓÉÍÐÔÏÍÙ ÍÏÇÕÔ ÎÁÐÏÍÉÎÁÔØ ÕÛÉÂ, ÐÒÉ ÜÐÉÆÉÚÅÏÌÉÚÁÈ ÓÏ ÓÍÅÝÅÎÉÅÍ — ×Ù×ÉÈ ÆÁÌÁÎÇÉ.
ðÅÒÅÌÏÍÙ ËÏÓÔÅÊ ÐÒÅÄÐÌÀÓÎÙ
ðÅÒÅÌÏÍÙ ÐÑÔÏÞÎÏÊ ËÏÓÔÉ.
ìÅÞÅÎÉÅ
òÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÆÉÑ ÐÑÔÏÞÎÏÊ ËÏÓÔÉ ÐÏËÁÚÁÎÁ ÐÒÉ ÍÁÌÅÊÛÅÍ ÐÏÄÏÚÒÅÎÉÉ ÎÁ ÐÅÒÅÌÏÍ. ÷ÙÐÏÌÎÑÀÔ ÓÒÁ×ÎÉÔÅÌØÎÙÅ ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÍÍÙ ÏÂÅÉÈ ÐÑÔÏË. ðÒÉ ÉÚÕÞÅÎÉÉ ÓÎÉÍËÏ× ÏÂÒÁÝÁÀÔ ÏÓÏÂÏÅ ×ÎÉÍÁÎÉÅ ÎÁ ×ÅÌÉÞÉÎÕ ÔÁÒÁÎÎÏ-ÐÑÔÏÞÎÏÇÏ ÕÇÌÁ. õ×ÅÌÉÞÅÎÉÅ ÜÔÏÇÏ ÕÇÌÁ ÂÏÌÅÅ 140-160 ÇÒÁÄÕÓÏ× Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÒÉÚÎÁËÏÍ ×ÙÒÁÖÅÎÎÏÇÏ ÓÍÅÝÅÎÉÑ ÆÒÁÇÍÅÎÔÏ×, ËÏÔÏÒÏÅ × ÐÏÓÌÅÄÕÀÝÅÍ ÍÏÖÅÔ ÓÔÁÔØ ÐÒÉÞÉÎÏÊ ÕÐÌÏÝÅÎÉÑ ÓÔÏÐÙ. ÷ ÔÁËÉÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÏÂÑÚÁÔÅÌØÎÏ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ ÒÅÐÏÚÉÃÉÑ ÐÑÔÏÞÎÏÊ ËÏÓÔÉ.
ðÒÉ ÎÅÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏÊ ÉÎÆÏÒÍÁÔÉ×ÎÏÓÔÉ ÒÅÎÔÇÅÎÏ×ÓËÉÈ ÓÎÉÍËÏ× ÒÅÂÅÎËÁ ÎÁÐÒÁ×ÌÑÀÔ ÎÁ íòô ÉÌÉ ëô ÐÑÔÏÞÎÏÊ ËÏÓÔÉ. äÁÌØÎÅÊÛÕÀ ÔÁËÔÉËÕ ÌÅÞÅÎÉÑ ×ÙÂÉÒÁÀÔ Ó ÕÞÅÔÏÍ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÏÔÌÏÍËÏ×, ×ÙÑ×ÌÅÎÎÏÇÏ × ÈÏÄÅ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ. ÷Ï ×ÓÅÈ ÓÌÕÞÁÑÈ Ë ÐÅÒÅÌÏÍÁÍ ÐÑÔËÉ ÓÌÅÄÕÅÔ ÏÔÎÏÓÉÔØÓÑ Ó ÐÏ×ÙÛÅÎÎÙÍ ×ÎÉÍÁÎÉÅÍ, ÐÏÓËÏÌØËÕ ÎÅÐÒÁ×ÉÌØÎÏÅ ÓÒÁÝÅÎÉÅ ÜÔÏÊ ËÏÓÔÉ ÍÏÖÅÔ ÓÔÁÔØ ÐÒÉÞÉÎÏÊ ÓÅÒØÅÚÎÙÈ ÎÅÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÙÈ ÐÏÓÌÅÄÓÔ×ÉÊ: ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÉÑ ÏÐÏÒÙ É ÐÏÓÔÏÑÎÎÙÈ ÂÏÌÅÊ ÐÒÉ ÈÏÄØÂÅ.
ìÅÞÅÎÉÅ ÐÅÒÅÌÏÍÏ× ÐÑÔËÉ ÂÅÚ ÓÍÅÝÅÎÉÑ ÏÓÕÝÅÓÔ×ÌÑÅÔÓÑ × ÔÒÁ×ÍÐÕÎËÔÅ. îÁ ÎÏÇÕ ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÌÏÎÇÅÔ Ó ÔÝÁÔÅÌØÎÏ ÓÍÏÄÅÌÉÒÏ×ÁÎÎÙÍ Ó×ÏÄÏÍ ÓÔÏÐÙ. óÐÕÓÔÑ 3-4 ÄÎÑ ÇÉÐÓ ÃÉÒËÕÌÉÒÕÀÔ. õ ÄÅÔÅÊ ÄÏ 8-10 ÌÅÔ ÆÉËÓÁÃÉÑ ÐÒÏÄÏÌÖÁÅÔÓÑ 3 ÎÅÄÅÌÉ, Õ ÐÁÃÉÅÎÔÏ× ÓÔÁÒÛÅÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ — 4-5 ÎÅÄÅÌØ. ðÏÔÏÍ ÂÏÌØÎÏÊ × ÔÅÞÅÎÉÅ ÐÏÌÕÇÏÄÁ ÄÏÌÖÅÎ ÐÏÌØÚÏ×ÁÔØÓÑ ÓÐÅÃÉÁÌØÎÙÍÉ ÏÒÔÏÐÅÄÉÞÅÓËÉÍÉ ÓÔÅÌØËÁÍÉ-ÓÕÐÉÎÁÔÏÒÁÍÉ.
ðÒÉ ÓÍÅÝÅÎÉÉ ÆÒÁÇÍÅÎÔÏ× ÐÏËÁÚÁÎÁ ÇÏÓÐÉÔÁÌÉÚÁÃÉÑ × ÄÅÔÓËÏÅ ÔÒÁ×ÍÁÔÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÅ ÏÔÄÅÌÅÎÉÅ. óÒÁÚÕ ÐÏÓÌÅ ÐÏÓÔÕÐÌÅÎÉÑ ÏÓÕÝÅÓÔ×ÌÑÅÔÓÑ ÒÅÐÏÚÉÃÉÑ ÐÏÄ ÎÁÒËÏÚÏÍ. ðÒÉ ÓÁÍÙÈ ÒÁÓÐÒÏÓÔÒÁÎÅÎÎÙÈ ÐÏÐÅÒÅÞÎÙÈ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ ÓÏÐÏÓÔÁ×ÌÅÎÉÅ ÆÒÁÇÍÅÎÔÏ× ÐÒÏÉÚ×ÏÄÉÔÓÑ × ÐÏÌÏÖÅÎÉÉ ÐÁÃÉÅÎÔÁ ÎÁ ÓÐÉÎÅ. ôÒÁ×ÍÁÔÏÌÏÇ ÔÑÎÅÔ ÐÑÔÏÞÎÙÊ ÂÕÇÏÒ ×ÎÉÚ É ÏÄÎÏ×ÒÅÍÅÎÎÏ ÒÁÚÇÉÂÁÅÔ ÓÔÏÐÕ. úÁÔÅÍ ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÇÉÐÓ ÄÏ ÓÒÅÄÎÅÊ ÔÒÅÔÉ ÂÅÄÒÁ. óÔÏÐÁ ÐÒÉ ÜÔÏÍ ÓÏÇÎÕÔÁ, ÎÏÇÁ ÔÏÖÅ ÓÏÇÎÕÔÁ × ËÏÌÅÎÎÏÍ ÓÕÓÔÁ×Å ÐÏÄ ÐÒÑÍÙÍ ÕÇÌÏÍ. þÅÒÅÚ 2 ÎÅÄÅÌÉ ÐÅÒ×ÙÊ ÇÉÐÓ ÚÁÍÅÎÑÀÔ ÇÉÐÓÏ×ÙÍ ÓÁÐÏÖËÏÍ, ÓÔÏÐÕ ÐÅÒÅ×ÏÄÑÔ × ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÅ ÐÏÌÏÖÅÎÉÅ. ïÂÝÉÊ ÓÒÏË ÆÉËÓÁÃÉÉ — 6-7 ÎÅÄÅÌØ.
ðÅÒÅÌÏÍ ÔÁÒÁÎÎÏÊ ËÏÓÔÉ.
ìÅÞÅÎÉÅ
äÉÁÇÎÏÚ ÐÏÄÔ×ÅÒÖÄÁÀÔ Ó ÕÞÅÔÏÍ ÄÁÎÎÙÈ ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÆÉÉ ÓÔÏÐÙ. ÷ ÓÏÍÎÉÔÅÌØÎÙÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÎÁÐÒÁ×ÌÑÀÔ ÒÅÂÅÎËÁ ÎÁ ëô ÉÌÉ íòô ÓÔÏÐÙ.
åÓÌÉ ÓÍÅÝÅÎÉÅ ÏÔÓÕÔÓÔ×ÕÅÔ, ÌÅÞÅÎÉÅ ÏÓÕÝÅÓÔ×ÌÑÅÔÓÑ × ÔÒÁ×ÍÐÕÎËÔÅ. îÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÇÉÐÓ, ÓÐÕÓÔÑ 4-6 ÄÎÅÊ ÐÏ×ÑÚËÕ ÃÉÒËÕÌÉÒÕÀÔ. éÍÍÏÂÉÌÉÚÁÃÉÑ ÐÒÏÄÏÌÖÁÅÔÓÑ 6 ÎÅÄÅÌØ, ÐÏÔÏÍ × ÔÅÞÅÎÉÅ ÐÏÌÕÇÏÄÁ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÐÏÌØÚÏ×ÁÔØÓÑ ÓÕÐÉÎÁÔÏÒÏÍ. óÍÅÝÅÎÉÅ ÏÔÌÏÍËÏ× — ÐÏËÁÚÁÎÉÅ ÄÌÑ ÇÏÓÐÉÔÁÌÉÚÁÃÉÉ. ÷ÐÒÁ×ÌÅÎÉÅ ×ÙÐÏÌÎÑÀÔ ÐÏÄ ÎÁÒËÏÚÏÍ, ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÇÉÐÓÏ×ÙÊ ÓÁÐÏÖÏË. ðÏÓÌÅ ÓÐÁÄÁÎÉÑ ÏÔÅËÁ ÇÉÐÓ ÃÉÒËÕÌÉÒÕÀÔ. æÉËÓÁÃÉÑ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ 6-8 ÎÅÄ.
ðÅÒÅÌÏÍÙ ËÏÓÔÅÊ ÐÌÀÓÎÙ
ìÅÞÅÎÉÅ
ôÏÞÎÏÅ ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÉÅ ÍÅÓÔÁ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ÂÅÚ ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÆÉÉ ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÏ, ÐÏÓËÏÌØËÕ ÂÏÌØ ÎÏÓÉÔ ÒÁÚÌÉÔÏÊ ÈÁÒÁËÔÅÒ. òÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÆÉÑ ÓÔÏÐÙ ÏÂÙÞÎÏ ÐÏÍÏÇÁÅÔ ÐÏÌÕÞÉÔØ ×ÓÀ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÕÀ ÉÎÆÏÒÍÁÃÉÀ ËÁÓÁÔÅÌØÎÏ ÕÒÏ×ÎÑ É ÈÁÒÁËÔÅÒÁ ÐÅÒÅÌÏÍÁ. íòô É ëô ÓÔÏÐÙ ÔÒÅÂÕÀÔÓÑ ËÒÁÊÎÅ ÒÅÄËÏ.
ìÅÞÅÎÉÅ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÊ ÂÅÚ ÓÍÅÝÅÎÉÑ, Á ÔÁËÖÅ ÓÏ ÓÍÅÝÅÎÉÅÍ ÍÅÎÅÅ ½ ÄÉÁÍÅÔÒÁ ËÏÓÔÉ ÐÒÏ×ÏÄÑÔ ÁÍÂÕÌÁÔÏÒÎÏ. îÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÌÏÎÇÅÔÕ, ÓÐÕÓÔÑ 5-7 ÄÎÅÊ ×ÙÐÏÌÎÑÀÔ ÃÉÒËÕÌÑÃÉÀ ÇÉÐÓÁ. õ ÄÅÔÅÊ ÄÏ 8-10 ÌÅÔ ÆÉËÓÁÃÉÀ ÏÓÕÝÅÓÔ×ÌÑÀÔ 3 ÎÅÄÅÌÉ, Õ ÐÁÃÉÅÎÔÏ× ÓÔÁÒÛÅÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ — 4 ÎÅÄÅÌÉ. îÁÓÔÕÐÁÔØ ÎÁ ÎÏÇÕ ÏÂÙÞÎÏ ÒÁÚÒÅÛÁÀÔ ÓÐÕÓÔÑ 10-12 ÄÎÅÊ ÐÏÓÌÅ ÔÒÁ×ÍÙ.
õÇÌÏ×ÏÅ ÓÍÅÝÅÎÉÅ É ÓÍÅÝÅÎÉÅ ÂÏÌÅÅ, ÞÅÍ ÎÁ ½ ÐÏÐÅÒÅÞÎÉËÁ ËÏÓÔÉ — ÐÏËÁÚÁÎÉÅ Ë ÇÏÓÐÉÔÁÌÉÚÁÃÉÉ. òÅÐÏÚÉÃÉÀ ÏÓÕÝÅÓÔ×ÌÑÀÔ ÐÏÄ ÎÁÒËÏÚÏÍ. òÅÂÅÎËÁ ÕËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÎÁ ÓÐÉÎÕ. ðÏÍÏÝÎÉË ÏÄÎÏÊ ÒÕËÏÊ ÐÒÉÖÉÍÁÅÔ ÇÏÌÅÎØ, Á ×ÔÏÒÏÊ ÕÄÅÒÖÉ×ÁÅÔ ÐÑÔËÕ. ôÒÁ×ÍÁÔÏÌÏÇ ÏÓÕÝÅÓÔ×ÌÑÅÔ ×ÙÔÑÖÅÎÉÅ ÚÁ ÐÁÌÅÃ, ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÕÀÝÉÊ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÎÏÊ ËÏÓÔÉ. ïÄÎÏ×ÒÅÍÅÎÎÏ ÏÎ ÎÁÄÁ×ÌÉ×ÁÅÔ ÄÒÕÇÏÊ ÒÕËÏÊ ÎÁ ÏÂÌÁÓÔØ ÐÅÒÅÌÏÍÁ, ÕÓÔÒÁÎÑÑ ÕÇÌÏ×ÏÅ ÓÍÅÝÅÎÉÅ, Á ÔÁËÖÅ ÓÍÅÝÅÎÉÅ ÐÏ ÛÉÒÉÎÅ. úÁÔÅÍ, ËÁË É × ÐÒÅÄÙÄÕÝÅÍ ÓÌÕÞÁÅ, ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÇÉÐÓ, Á ÞÅÒÅÚ 5-7 ÄÎÅÊ ÐÒÏ×ÏÄÑÔ ÃÉÒËÕÌÑÃÉÀ ÐÏ×ÑÚËÉ. óÒÏË ÆÉËÓÁÃÉÉ — 5-6 ÎÅÄÅÌØ. îÁ ÎÏÇÕ ÒÁÚÒÅÛÁÀÔ ÏÐÉÒÁÔØÓÑ Ó 15-18 ÄÎÑ. ðÏÓÌÅ ÓÎÑÔÉÑ ÐÏ×ÑÚËÉ × ÔÅÞÅÎÉÅ ÐÏÌÕÇÏÄÁ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÐÏÌØÚÏ×ÁÔØÓÑ ÓÕÐÉÎÁÔÏÒÏÍ.
ïÐÅÒÁÔÉ×ÎÏÅ ×ÍÅÛÁÔÅÌØÓÔ×Ï ÔÒÅÂÕÅÔÓÑ ËÒÁÊÎÅ ÒÅÄËÏ: ÐÒÉ ÏÔËÒÙÔÙÈ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÈ, ÕÝÅÍÌÅÎÉÉ ÍÑÇËÉÈ ÔËÁÎÅÊ ÍÅÖÄÕ ÏÔÌÏÍËÁÍÉ É ÎÅ×ÏÚÍÏÖÎÏÓÔÉ ÕÄÅÒÖÁÎÉÑ ÆÒÁÇÍÅÎÔÏ× × ÐÒÁ×ÉÌØÎÏÍ ÐÏÌÏÖÅÎÉÉ. èÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÕÀ ÏÐÅÒÁÃÉÀ ÐÒÏ×ÏÄÑÔ ÐÏÄ ÎÁÒËÏÚÏÍ. íÅÔÁÌÌÏËÏÎÓÔÒÕËÃÉÉ ÏÂÙÞÎÏ ÎÅ ÉÓÐÏÌØÚÕÀÔ. ïÔÌÏÍËÉ ÌÉÂÏ ÓÛÉ×ÁÀÔ ÍÅÖÄÕ ÓÏÂÏÊ, ÌÉÂÏ ÆÉËÓÉÒÕÀÔ ÓÐÉÃÅÊ. äÁÌØÎÅÊÛÅÅ ÌÅÞÅÎÉÅ — ËÁË ÐÒÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÈ ÓÏ ÓÍÅÝÅÎÉÅÍ.
ðÅÒÅÌÏÍÙ ÐÁÌØÃÅ× ÓÔÏÐÙ
ìÅÞÅÎÉÅ
äÉÁÇÎÏÚ ÐÏÍÏÇÁÅÔ ÕÓÔÁÎÏ×ÉÔØ ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÆÉÑ.
ìÅÞÅÎÉÅ ÐÒÏ×ÏÄÑÔ × ÔÒÁ×ÍÐÕÎËÔÅ. åÓÌÉ ÓÍÅÝÅÎÉÑ ÎÅÔ, ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÇÉÐÓ ÎÁ 7-10 ÄÎÅÊ. ïÇÒÁÎÉÞÉ×ÁÔØÓÑ ÌÅÊËÏÐÌÁÓÔÙÒÎÏÊ ÐÏ×ÑÚËÏÊ ÎÅ ÒÅËÏÍÅÎÄÕÅÔÓÑ — ÏÎÁ ÐÒÏ×ÏÃÉÒÕÅÔ ÏÔÅË É ÍÁÌÏÜÆÆÅËÔÉ×ÎÁ Õ ÐÏÄ×ÉÖÎÙÈ ÄÅÔÅÊ. ðÒÉ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ É ÜÐÉÆÉÚÅÏÌÉÚÁÈ ÓÏ ÓÍÅÝÅÎÉÅÍ ×ÙÐÏÌÎÑÀÔ ÒÅÐÏÚÉÃÉÀ ÐÏÄ ÍÅÓÔÎÙÍ ÏÂÅÚÂÏÌÉ×ÁÎÉÅÍ. åÓÌÉ ÆÒÁÇÍÅÎÔÙ ÎÅ×ÏÚÍÏÖÎÏ ÎÁÄÅÖÎÏ ÆÉËÓÉÒÏ×ÁÔØ ÇÉÐÓÏÍ, ÏÓÕÝÅÓÔ×ÌÑÀÔ ÞÒÅÓËÏÖÎÕÀ ÆÉËÓÁÃÉÀ ÓÐÉÃÅÊ ÉÌÉ ÉÎßÅËÃÉÏÎÎÏÊ ÉÇÌÏÊ.
äÌÑ ÆÉËÓÁÃÉÉ ÏÔÌÏÍËÏ× ÏÓÎÏ×ÎÏÊ ÆÁÌÁÎÇÉ ÐÁÌÅà ÓÇÉÂÁÀÔ, ÐÏÜÔÏÍÕ ÄÏ ÕÄÁÌÅÎÉÑ ÓÐÉÃÙ ÏÎ ÎÁÈÏÄÉÔÓÑ × ÓÏÇÎÕÔÏÍ ÐÏÌÏÖÅÎÉÉ. ïÓÔÅÏÓÉÎÔÅÚ ÓÒÅÄÎÅÊ É ÎÏÇÔÅ×ÏÊ ÆÁÌÁÎÇÉ ÏÓÕÝÅÓÔ×ÌÑÀÔ × ÐÏÌÏÖÅÎÉÉ ÒÁÚÇÉÂÁÎÉÑ. úÁÔÅÍ ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÇÉÐÓ, ÓÐÉÃÕ ÎÁËÒÙ×ÁÀÔ ÓÔÅÒÉÌØÎÏÊ ÓÁÌÆÅÔËÏÊ É ÐÒÏ×ÏÄÑÔ ÐÅÒÅ×ÑÚËÉ ÞÅÒÅÚ 1-2 ÄÎÑ. óÐÕÓÔÑ 12-15 ÄÎÅÊ ÎÁÐÒÁ×ÌÑÀÔ ÒÅÂÅÎËÁ ÎÁ ËÏÎÔÒÏÌØÎÙÊ ÓÎÉÍÏË. ðÒÉ ×ÙÑ×ÌÅÎÉÉ ÐÒÉÚÎÁËÏ× ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÑ ËÏÓÔÎÏÊ ÍÏÚÏÌÉ ÓÐÉÃÕ ÕÄÁÌÑÀÔ.
ïÂÝÉÊ ÐÏÄÈÏÄ Ë ÌÅÞÅÎÉÀ ÐÅÒÅÌÏÍÏ× ËÏÓÔÅÊ ÓÔÏÐÙ É ÐÁÌØÃÅ× Õ ÄÅÔÅÊ:
ðÒÉ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ ÂÅÚ ÓÍÅÝÅÎÉÑ ÉÌÉ Ó ÎÅÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÙÍ ÓÍÅÝÅÎÉÅÍ ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÌÏÎÇÅÔÎÏ-ÃÉÒËÕÌÑÒÎÕÀ ÇÉÐÓÏ×ÕÀ ÐÏ×ÑÚËÕ Ó ÏÂÑÚÁÔÅÌØÎÙÍ ÍÏÄÅÌÉÒÏ×ÁÎÉÅÍ Ó×ÏÄÁ ÓÔÏÐÙ. ìÅÞÅÎÉÅ ÐÒÉ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ ÐÑÔÏÞÎÏÊ ËÏÓÔÉ ÓÏ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÙÍ ÓÍÅÝÅÎÉÅÍ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÅÔ ÂÏÌØÛÉÅ ÔÒÕÄÎÏÓÔÉ, ÔÁË ËÁË ÚÁËÒÙÔÁÑ ÒÅÐÏÚÉÃÉÑ ÐÒÁËÔÉÞÅÓËÉ ÎÅ×ÏÚÍÏÖÎÁ ÉÚ-ÚÁ ÎÅÂÏÌØÛÉÈ ÒÁÚÍÅÒÏ× ËÏÓÔÎÙÈ ÏÔÌÏÍËÏ×, Á ÎÅÕÓÔÒÁÎÅÎÎÏÅ ÓÍÅÝÅÎÉÅ ÐÒÉ×ÏÄÉÔ Ë ÉÚÍÅÎÅÎÉÀ ÐÏÈÏÄËÉ, ÂÏÌÑÍ × ÎÏÇÁÈ É ÂÙÓÔÒÏÊ ÕÔÏÍÌÑÅÍÏÓÔÉ ÒÅÂÅÎËÁ. ðÒÉ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ ÓÏ ÓÍÅÝÅÎÉÅÍ ÏÔÌÏÍËÏ× ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ ÉÚÍÅÎÅÎÉÅ ÔÁË ÎÁÚÙ×ÁÅÍÏÇÏ ÕÇÌÁ ÓÕÓÔÁ×ÎÏÊ ÞÁÓÔÉ ÂÕÇÒÁ ÐÑÔÏÞÎÏÊ ËÏÓÔÉ — ÐÑÔÏÞÎÏ-ÔÁÒÁÎÎÏÇÏ ÕÇÌÁ. ÷ ÎÏÒÍÅ ÌÉÎÉÑ, ÓÏÅÄÉÎÑÀÝÁÑ ×ÙÓÛÕÀ ÔÏÞËÕ ÐÅÒÅÄÎÅÇÏ ÕÇÌÁ ÓÕÓÔÁ×Á (ÔÁÒÁÎÎÏ-ÐÑÔÏÞÎÙÊ) Ó ×ÙÓÛÅÊ ÔÏÞËÏÊ ÅÇÏ ÚÁÄÎÅÊ ÓÕÓÔÁ×ÎÏÊ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÉ, É ÌÉÎÉÑ, ÉÄÕÝÁÑ ×ÄÏÌØ ×ÅÒÈÎÅÊ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÉ ÂÕÇÒÁ ÐÑÔÏÞÎÏÊ ËÏÓÔÉ, ÏÂÒÁÚÕÀÔ ÕÇÏÌ × ÐÒÅÄÅÌÁÈ ÏÔ 20 ÄÏ 40. ðÒÉ ÔÑÖÅÌÏÍ ÐÅÒÅÌÏÍÅ ÐÑÔÏÞÎÏÊ ËÏÓÔÉ ÓÏ ÓÍÅÝÅÎÉÅÍ ÏÔÌÏÍËÏ× ÜÔÏÔ ÕÇÏÌ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÒÁ×ÅÎ ÎÕÌÀ.
÷ Ó×ÑÚÉ Ó ÂÅÚÕÓÐÅÛÎÏÓÔØÀ ÏÄÎÏÍÏÍÅÎÔÎÏÊ ÒÅÐÏÚÉÃÉÉ ÐÒÉ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ ÐÑÔÏÞÎÏÊ ËÏÓÔÉ ÓÏ ÓÍÅÝÅÎÉÅÍ ÒÅËÏÍÅÎÄÕÅÔÓÑ ÓËÅÌÅÔÎÏÅ ×ÙÔÑÖÅÎÉÅ ÚÁ ÐÑÔÏÞÎÕÀ ËÏÓÔØ × Ä×ÕÈ ×ÚÁÉÍÎÏ ÐÅÒÐÅÎÄÉËÕÌÑÒÎÙÈ ÎÁÐÒÁ×ÌÅÎÉÑÈ. ðÏÓÌÅ ÓÏÐÏÓÔÁ×ÌÅÎÉÑ ÏÔÌÏÍËÏ× É ÐÏÑ×ÌÅÎÉÑ ÐÅÒ×ÉÞÎÏÊ ËÏÓÔÎÏÊ ÍÏÚÏÌÉ (ÏÒÉÅÎÔÉÒÏ×ÏÞÎÏ ÞÅÒÅÚ 3 ÎÅÄ) ×ÙÔÑÖÅÎÉÅ ÓÎÉÍÁÀÔ É ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÌÏÎÇÅÔÎÏ-ÃÉÒËÕÌÑÒÎÕÀ ÇÉÐÓÏ×ÕÀ ÐÏ×ÑÚËÕ ÎÁ ÓÒÏË ÄÏ 2 ÍÅÓ Ó ÐÏÓÌÅÄÕÀÝÉÍ ÎÏÛÅÎÉÅÍ ÓÕÐÉÎÁÔÏÒÏ× × ÔÅÞÅÎÉÅ 1-1,5 ÇÏÄÁ.
ðÒÏÇÎÏÚ É ÐÏÓÌÅÄÓÔ×ÉÑ ÐÒÉ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ ÓÔÏÐÙ Õ ÄÅÔÅÊ
ðÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ÐÁÌØÃÅ× É ËÏÓÔÅÊ ÐÌÀÓÎÙ ÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÙ ÄÌÑ ÌÅÞÅÎÉÑ É ÐÏÓÌÅÄÕÀÝÅÇÏ ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÑ. ÷ ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Å ÓÌÕÞÁÅ×, ÄÁÖÅ ÐÒÉ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÏÍ ÉÓÈÏÄÎÏÍ ÓÍÅÝÅÎÉÉ, ÐÏÓÌÅÄÓÔ×ÉÊ ÏÂÙÞÎÏ ÎÅ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ. ïÄÎÁËÏ × ÐÅÒÉÏÄ ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÑ ÐÏÓÌÅ ÐÏÄÏÂÎÙÈ ÔÒÁ×Í ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÎÏÓÉÔØ ÏÒÔÏÐÅÄÉÞÅÓËÉÅ ÓÔÅÌØËÉ É ÚÁÎÉÍÁÔØÓÑ ÌÅÞÅÂÎÏÊ ÆÉÚËÕÌØÔÕÒÏÊ.
ðÒÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÉ ÔÁÒÁÎÎÏÊ É ÐÑÔÏÞÎÏÊ ËÏÓÔÉ ÐÒÏÇÎÏÚ ÚÁ×ÉÓÉÔ ÏÔ ÍÎÏÖÅÓÔ×Á ÆÁËÔÏÒÏ×: ÈÁÒÁËÔÅÒÁ ÐÅÒÅÌÏÍÁ, ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÅÊ ÓÍÅÝÅÎÉÑ ÏÔÌÏÍËÏ×, ÒÅÚÕÌØÔÁÔÏ× ÒÅÐÏÚÉÃÉÉ É Ô.Ä. îÁÉÂÏÌÅÅ ÔÑÖÅÌÙÅ ÐÏÓÌÅÄÓÔ×ÉÑ ÎÁÂÌÀÄÁÀÔÓÑ ÐÒÉ ÍÎÏÇÏÏÓËÏÌØÞÁÔÙÈ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ ÐÑÔËÉ ÓÏ ÓÍÅÝÅÎÉÅÍ. òÅÁÂÉÌÉÔÁÃÉÏÎÎÙÊ ÐÒÏÃÅÓÓ × ÔÁËÉÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÂÏÌÅÅ ÄÌÉÔÅÌØÎÙÊ. ÷ÏÚÍÏÖÎÙ ÂÏÌÉ, ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÉÅ ÐÏÄ×ÉÖÎÏÓÔÉ. óÔÅÐÅÎØ ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÑ ÆÕÎËÃÉÊ ÉÎÄÉ×ÉÄÕÁÌØÎÁ — ÏÔ ÐÏÌÎÏÇÏ ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÑ ÐÒÉ ÏÔÓÕÔÓÔ×ÉÉ ÓÍÅÝÅÎÉÑ ÄÏ ÏÓÔÁÔÏÞÎÙÈ Ñ×ÌÅÎÉÊ ÒÁÚÌÉÞÎÏÊ ÓÔÅÐÅÎÉ ×ÙÒÁÖÅÎÎÏÓÔÉ ÐÒÉ ÎÅËÏÔÏÒÙÈ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ ÓÏ ÓÍÅÝÅÎÉÅÍ.
Источник