Захарова л г россия на переломе pdf
Введение………………………………………………………………………..3
Глава1. Историческая обусловленность отменыкрепостного права……8
1.1Предпосылки отмены крепостногоправа……………………………….8
1.2Подготовка реформы…………………………………………………….12
Глава2. Проведение реформы и еёрезультаты……………………………17
2.1Основные положения законодательствао крестьянах…………………17
2.2Положение крестьян в России после отменыкрепостного права……22
Заключение……………………………………………………………………27
Списокиспользуемых источников илитературы…………………………29
Введение
Актуальность.Падение крепостного права — важнейшееповоротное событие в истории России,открывшее новый путь экономического исоциального развития страны. Всяпоследующая история страны, вплоть дореволюции 1917 г.
, проходила под влияниемреформ 60-х — начала 70-х годов XIX в.
Незавершенность начатых преобразованийи неспособность существовавшего режимапродолжать реформаторский путь сталиглавными причинами революционныхвзрывов 1905 и 1917 гг.
ВРоссии существует немного событий,которые можно называть «Великими». Ких числу следует отнести реформыАлександра II (портрет в приложении), аименно отмену крепостного права.Крепостное право – совокупностьюридических норм феодального государства,закреплявших наиболее полную и суровуюформу крестьянской зависимости.
Включалозапрещение крестьянам уходить со своихземельных наделов (т. н.
прикреплениекрестьян к земле или «крепость» крестьянземле; беглые подлежали принудительномувозврату), наследственное подчинениеадминистративной и судебной властиопределённого феодала, лишение крестьянправа отчуждать земельные наделы иприобретать недвижимость, иногда -возможность для феодала отчуждатькрестьян без земли.
Актуальностьвыбранной темы обусловлена и тем, чтоотмена крепостного права значительноповлияла на дальнейшее развитие страны.
Падениекрепостного права было обусловленоисторически. В 40—50-х годах XIX в. в Россиинасчитывалось, по данным последнейревизии, 23 млн частновладельческихкрепостных крестьян и более 20 млнгосударственных, которые тоже былиприкреплены к земле и своим общинам.
Объектисследования:реформы Александра II.
Предметисследования:особенности отмены крепостного правав России.
Степеньизученности.Проблема отмены крепостного правапривлекала внимание многих исследователей:дореволюционных, советских и постсоветских.
Вдореволюционной историографии в трудахисследователей консервативно-монархическогонаправления преувеличивали рольАлександра II и критиковали его за слишкомбольшие уступки либеральному общественномумнению, что подрывало устои самодержавияи усиливало позиции его противников.Либерально настроенные историки,такие как: ГА. Джаншиев, И.И. Иваньков,А.А.
Корнилов стремились выяснитьэкономические, политические иморально-этические причины преобразований,юридические и социальные аспекты падениякрепостного строя. Висследованиях Г.А. Джаншиева1дан анализ преобразований с позицийинтересов и целей действовавших в товремя исторических субъектов: политическойэлиты, формирующейся буржуазии, народныхмасс.
Они содержат записки и воспоминаниянепосредственных участников проведенияреформ, в частности, министра юстициии генерал-прокурора Сената С.И. Зарудного,что позволило расширить представленияо законодательном процессе рассматриваемойэпохи. Более критичная оценка реформаторскойполитики Александра II представлена вработах А.А. Корнилова.
Ученый обратилвнимание на бюрократический путьразработки проектов реформ, при этомон выделил в законотворческом процессеновые черты, в том числе открытоеобсуждение законопроектов в печати.Историк дал высокую оценку военнымреформам, в первую очередь, введениювсесословной воинской повинности.
Комплексное исследование законотворческогопроцесса не являлось специальной задачейнаучных трудов А.А. Корнилова2.
Кпятидесятилетию отмены крепостногоправа был издан многотомник «Великаяреформа».
Либерально-оппозиционныетечения видели в этих событиях примеркомпромисса самодержавия с общественныммнением и плодотворность для страныреформаторского пути. Лидеры революционныхпартий и течений (В.И. Ленин, Г.В.
Плеханов)преувеличивали негативные последствияреформ, чтобы обосновать неизбежностьи закономерность революционногопереворота.
Большойвклад в изучение крестьянского движения,общественно-политической борьбывокруг отмены крепостного права внеслисоветские историки. Впервые былопредпринято изучение уставных грамоти особенностей проведения реформы наместах, социальных и экономическихпроблем дореформенной и послереформеннойдеревни.
Крупный вклад в изучение государственногомеханизма дореволюционной России внесП.А. Зайончковский. Однако, инициирование,разработка и принятие военныхзаконопроектов рассматривались ученымлишь в контексте общего анализа военныхпреобразований и их результатов. П.А.
Зайончковский впервые широко использовалметод статистической обработки архивныхматериалов для анализа составаправительственного аппарата Российскойимперии второй половины XIX в.3
Постсоветскийпериод характеризуется освобождениемисторической мысли от марксистско-ленинскогоподхода и переходом на новые путинаучного историзма переосмысленияисторических событий. Большое значениеимеет работа Б.Г.
Литвака «Переворот1861 года в России: почему же реализоватьреформаторская альтернатива». В качествепричины необходимости проведениякрестьянской реформы Б.Г. Литвак приводитсоциально-экономическую. Второй причинойБ.Г.
Литвак называет Крымскую войну.4
РаботаЛ.Г. Захаровой «Александр II»представлена в виде историческогопортрета. Для нас эта работа интереснатем, что Л.Г. Захарова уделяет вниманиекрестьянской реформе, а именно ееначальному этапу. Александр IIожидает «инициатив» от дворянства, непредпринимая решительных шагов, хотяконкретные варианты отмены крепостногоправа были ему известны.5
Цель:изучить процесс проведения отменыкрепостного права. В связи с поставленнойцелью был определен круг задач:
1.Выявить причины отмены крепостногоправа
2.Рассмотреть подготовку реформы
Источник: https://studfile.net/preview/6326599/
Л.Г.Захарова. Россия на переломе
(самодержавие и реформы 1861 – 1874 гг.)
(Извлечение)
Отмена крепостного права в России в 1861 г.
и последовавшие за ней реформы – «поворотный пункт» отечественной истории… Эти реформы дали не только новый отсчет истории России, свергшей 300-летнее крепостное иго, но они также определили путь ее исторического развития, сущность аграрного вопроса, уже в начале XX в. чреватого революционной развязкой. Эти реформы «сверху» во многом определили революции «снизу» 1905 и 1917 гг…
Александр II стал императором, будучи вполне сложившимся человеком… Он не был ни либералом, ни фанатиком реакции, до воцарения не имел своей программы, не выработал определенной политической системы. Однако, вступив на престол в момент кризиса старой системы, пробуждения общественного мнения, требовавшего реформ, он сумел это осознать и начал искать новые решения и новых людей…
19 февраля 1861 г… в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал «Положение 19 февраля». Крестьянская реформа была принята. Крепостное право пало. Такой исторический акт повлек за собой множество преобразований в различных сферах жизни.
С упразднением вотчинной власти дворянства не мог остаться прежним строй местного управления… Комиссия Н.А.Милютина, созданная при Министерстве, разработала основные положения земской реформы, принятой, однако, только в 1864 г… Земская реформа вводила начала всесословного, выборного представительства в масштабах уезда и губернии.
И хотя дворянство играло в земстве ведущую роль, а в губернских земствах являлось и абсолютно подавляющим большинством, тем не менее, крестьянство впервые получило место во всесословных учреждениях.
Компетенция земства была ограничена местными хозяйственными заботами (о медицине, статистике, ветеринарии, начальном образовании); делами общегосударственного масштаба оно… не занималось, не имело оно и реальной исполнительной власти.
Земская реформавызвала к жизни аналогичные преобразования в городском самоуправлении (1870 г.), тоже подготовленные в Министерстве внутренних дел.
По этому закону в 509 городах России вводились новые всесословные органы городского самоуправления – городские думы, избираемые на четыре года, которые из своей среды выбирали действующие исполнительные органы – городские управы.
Право избирать и быть избранным в городскую думу имели обладатели определенного имущественного ценза, плательщики городских налогов, не исключая и мелких налогоплательщиков. Рабочие, служащие, интеллигенция, не уплачивающие городские налоги, исключались из числа избирателей.
Городская дума подчинялась непосредственно Сенату, а не местной администрации, однако губернатор следил за законностью ее постановлений. Компетенция органов городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками хозяйственных вопросов, здравоохранения, народного образования.
В связи с отменой крепостного права, приобщением к гражданской жизни крестьянства, составляющего подавляющую массу населения, находится и судебная реформа.[11] «Судебные уставы 20 ноября 1864 г.» были разработаны прогрессивными юристами в соответствии с тогдашними достижениями науки и судебной практики передовых стран Европы.
В их числе – С.И.Зарудный, Д.А.Ровинский, Н.А.Буцковский. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, с адвокатурой, с выборностью мирового суда, с несменяемостью судей, независимый от администрации, с общими для всех сословий судебными учреждениями: окружным судом и судебной палатой.
Венцом судебной реформы… был суд присяжных, который… выносил вердикт о виновности или невиновности. Состав его был выборным из различных слоев населения с небольшим имущественным цензом либо без ценза, как, например, для крестьян, но только для определенной категории – должностных лиц, избранных крестьянским самоуправлением.
По 20 губерниям (без столицы) в 1883 г. в числе присяжных было: дворян и чиновников – 14,9%, купцов – 9,4, мещан – 18,3, крестьян – 57%. «Судебные уставы» были самой последовательной и радикальной из реформ 60-х годов XIX в. в России.
Они не только создали новый, буржуазный суд, но установлением норм правового порядка в сфере юридической в определенной степени ограничивали самодержавную монархию.
Были приняты и другие реформы: народного просвещения во всех его звеньях, цензуры, военные, финансов (сюда можно отнести очень важную акцизную реформу 1863 г., заменившую винные откупа), статистики, государственного контроля (т.е. учета и публикации расходов и доходов) и др.
Только высшие органы государственной власти, центральная администрация, власть монарха и всесилие бюрократии остались вне процесса перестройки. Во всех этих реформах стремление сохранить самодержавие восторжествовало, что и отличало официальную политику от курса либеральной бюрократии. Возобладала «идея откупного торга», т.е.
уступок ради самосохранения власти. И в этом заключалась угроза самим реформам.
Судьбы многих реформаторов оказались безотрадны. Н.А.Милютин и его начальник по Министерству внутренних дел С.С.Ланской неожиданно для себя получили отставку в середине апреля 1861 г., через полтора месяца после манифеста об отмене крепостного права… Министром внутренних дел Александр II назначил П.А.
Валуева, автора контрпроекта по трудам Редакционных комиссий… Оказались отстраненными от активной государственной и общественной жизни и другие деятели реформы: Кавелин покинул кафедру Петербургского университета; получил отставку в 1866 г. либеральный министр народного просвещения Головнин; еще в 1862 г.
пострадали тверские либералы во главе с Унковским;… министр финансов в 1861-1878 гг. М.X.Рейтерн сразу после окончания русско-турецкой войны вышел в отставку. Н.X.
Бунге продолжил преподавание в университете в Киеве, а, став министром финансов в первой половине 80-х годов, завершил крестьянскую реформу обязательным выкупом и прекращением временнообязанных отношений…
Наиболее трагично кончил свою жизнь «Царь-освободитель». 4 апреля 1866 г. состоялось первое покушение на его жизнь. За выстрелом Д.И.Каракозова последовали другие, особенно в конце 70-х годов, когда террористическая деятельность выступила у народников на первый план. Цели достигла бомба, брошенная И.И.Гриневицким.
Утром 1 марта 1881 г.
, за несколько часов до своей трагической гибели, Александр II назначил на 4 марта заседание Совета министров для обсуждения правительственного сообщения о созыве в Петербурге временных подготовительных комиссий… и общей комиссии с совещательным участием представителей земства и самоуправления наиболее значительных городов. После упорного 20-летнего отрицания всякой идеи общероссийского представительства царь, казалось, готов был принять проект конституции своего министра внутренних дел М.Т.Лорис-Меликова. Несмотря на ограниченность этого проекта, он являлся логическим, хотя и робким, завершением принятых в связи с отменой крепостного права реформ. С убийством Александра II линия правительственной политики, сущность которой заключалась в либеральных преобразованиях, оборвалась…
Отмена крепостного права стала рубежом в истории России. Крепостничество как система общественных отношений перестало существовать, хотя многие его черты и пережитки сохранились до 1917 г…
Неудивительно, что судьба реформ оказалась драматичной. Сами по себе половинчатые и непоследовательные, они тут же по принятии были вырваны из рук составителей и переданы для реализации их врагам.
Концепция реформ, разработанная либеральной бюрократией, оказалась под ударом с первых лет их проведения в жизнь, механизм гарантий был уязвим и слаб, тогда как традиционная феодальная государственность сильна. Реформа 1861 г.
, отменив крепостное право, не решила земельного вопроса, а завязала новый гордиев узел, который не разрубили даже две буржуазные революции.
Это не противоречит тому факту, что отмена крепостного права и другие реформы явились в истории России рубежом, переворотом «сверху». 19 февраля 1861 г.
по случаю подписания Александром II Манифеста и всех «Положений» крестьянской реформы великий князь Константин Николаевич записал в дневнике: «С сегодняшнего дня, стало быть, начинается новая история, новая эпоха России. Дай Бог, чтоб это было к вящему ее величию».
Эта цель была достигнута. Угроза потерять роль великой державы была преодолена. Авторитет России и государственной власти, мирно свергнувшей крепостное право, поднялся высоко не только в Европе, но еще в большей степени в Америке, во всем мире.
Россия пошла по пути капиталистического развития. Но путь этот был тяжек и разорителен для народа, чреват бедствиями и потрясениями для всей нации.
Источник: История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991
Документ №5.9
Источник: https://cyberpedia.su/11xc37d.html
Источник
(самодержавие и реформы 1861 — 1874 гг.)
(Извлечение)
Отмена крепостного права в России в 1861 г. и последовавшие за ней реформы — «поворотный пункт» отечественной истории… Эти реформы дали не только новый отсчет истории России, свергшей 300-летнее крепостное иго, но они также определили путь ее исторического развития, сущность аграрного вопроса, уже в начале XX в. чреватого революционной развязкой. Эти реформы «сверху» во многом определили революции «снизу» 1905 и 1917 гг…
Александр II стал императором, будучи вполне сложившимся человеком… Он не был ни либералом, ни фанатиком реакции, до воцарения не имел своей программы, не выработал определенной политической системы. Однако, вступив на престол в момент кризиса старой системы, пробуждения общественного мнения, требовавшего реформ, он сумел это осознать и начал искать новые решения и новых людей…
19 февраля 1861 г… в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал «Положение 19 февраля». Крестьянская реформа была принята. Крепостное право пало. Такой исторический акт повлек за собой множество преобразований в различных сферах жизни.
С упразднением вотчинной власти дворянства не мог остаться прежним строй местного управления… Комиссия Н.А.Милютина, созданная при Министерстве, разработала основные положения земской реформы, принятой, однако, только в 1864 г… Земская реформа вводила начала всесословного, выборного представительства в масштабах уезда и губернии. И хотя дворянство играло в земстве ведущую роль, а в губернских земствах являлось и абсолютно подавляющим большинством, тем не менее, крестьянство впервые получило место во всесословных учреждениях. Компетенция земства была ограничена местными хозяйственными заботами (о медицине, статистике, ветеринарии, начальном образовании); делами общегосударственного масштаба оно… не занималось, не имело оно и реальной исполнительной власти.
Земская реформавызвала к жизни аналогичные преобразования в городском самоуправлении (1870 г.), тоже подготовленные в Министерстве внутренних дел. По этому закону в 509 городах России вводились новые всесословные органы городского самоуправления — городские думы, избираемые на четыре года, которые из своей среды выбирали действующие исполнительные органы — городские управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели обладатели определенного имущественного ценза, плательщики городских налогов, не исключая и мелких налогоплательщиков. Рабочие, служащие, интеллигенция, не уплачивающие городские налоги, исключались из числа избирателей. Городская дума подчинялась непосредственно Сенату, а не местной администрации, однако губернатор следил за законностью ее постановлений. Компетенция органов городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками хозяйственных вопросов, здравоохранения, народного образования.
В связи с отменой крепостного права, приобщением к гражданской жизни крестьянства, составляющего подавляющую массу населения, находится и судебная реформа.[11] «Судебные уставы 20 ноября 1864 г.» были разработаны прогрессивными юристами в соответствии с тогдашними достижениями науки и судебной практики передовых стран Европы. В их числе — С.И.Зарудный, Д.А.Ровинский, Н.А.Буцковский. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, с адвокатурой, с выборностью мирового суда, с несменяемостью судей, независимый от администрации, с общими для всех сословий судебными учреждениями: окружным судом и судебной палатой. Венцом судебной реформы… был суд присяжных, который… выносил вердикт о виновности или невиновности. Состав его был выборным из различных слоев населения с небольшим имущественным цензом либо без ценза, как, например, для крестьян, но только для определенной категории — должностных лиц, избранных крестьянским самоуправлением. По 20 губерниям (без столицы) в 1883 г. в числе присяжных было: дворян и чиновников — 14,9%, купцов — 9,4, мещан — 18,3, крестьян — 57%. «Судебные уставы» были самой последовательной и радикальной из реформ 60-х годов XIX в. в России. Они не только создали новый, буржуазный суд, но установлением норм правового порядка в сфере юридической в определенной степени ограничивали самодержавную монархию.
Были приняты и другие реформы: народного просвещения во всех его звеньях, цензуры, военные, финансов (сюда можно отнести очень важную акцизную реформу 1863 г., заменившую винные откупа), статистики, государственного контроля (т.е. учета и публикации расходов и доходов) и др. Только высшие органы государственной власти, центральная администрация, власть монарха и всесилие бюрократии остались вне процесса перестройки. Во всех этих реформах стремление сохранить самодержавие восторжествовало, что и отличало официальную политику от курса либеральной бюрократии. Возобладала «идея откупного торга», т.е. уступок ради самосохранения власти. И в этом заключалась угроза самим реформам.
Судьбы многих реформаторов оказались безотрадны. Н.А.Милютин и его начальник по Министерству внутренних дел С.С.Ланской неожиданно для себя получили отставку в середине апреля 1861 г., через полтора месяца после манифеста об отмене крепостного права… Министром внутренних дел Александр II назначил П.А.Валуева, автора контрпроекта по трудам Редакционных комиссий… Оказались отстраненными от активной государственной и общественной жизни и другие деятели реформы: Кавелин покинул кафедру Петербургского университета; получил отставку в 1866 г. либеральный министр народного просвещения Головнин; еще в 1862 г. пострадали тверские либералы во главе с Унковским;… министр финансов в 1861-1878 гг. М.X.Рейтерн сразу после окончания русско-турецкой войны вышел в отставку. Н.X.Бунге продолжил преподавание в университете в Киеве, а, став министром финансов в первой половине 80-х годов, завершил крестьянскую реформу обязательным выкупом и прекращением временнообязанных отношений…
Наиболее трагично кончил свою жизнь «Царь-освободитель». 4 апреля 1866 г. состоялось первое покушение на его жизнь. За выстрелом Д.И.Каракозова последовали другие, особенно в конце 70-х годов, когда террористическая деятельность выступила у народников на первый план. Цели достигла бомба, брошенная И.И.Гриневицким.
Утром 1 марта 1881 г., за несколько часов до своей трагической гибели, Александр II назначил на 4 марта заседание Совета министров для обсуждения правительственного сообщения о созыве в Петербурге временных подготовительных комиссий… и общей комиссии с совещательным участием представителей земства и самоуправления наиболее значительных городов. После упорного 20-летнего отрицания всякой идеи общероссийского представительства царь, казалось, готов был принять проект конституции своего министра внутренних дел М.Т.Лорис-Меликова. Несмотря на ограниченность этого проекта, он являлся логическим, хотя и робким, завершением принятых в связи с отменой крепостного права реформ. С убийством Александра II линия правительственной политики, сущность которой заключалась в либеральных преобразованиях, оборвалась…
Отмена крепостного права стала рубежом в истории России. Крепостничество как система общественных отношений перестало существовать, хотя многие его черты и пережитки сохранились до 1917 г…
Неудивительно, что судьба реформ оказалась драматичной. Сами по себе половинчатые и непоследовательные, они тут же по принятии были вырваны из рук составителей и переданы для реализации их врагам. Концепция реформ, разработанная либеральной бюрократией, оказалась под ударом с первых лет их проведения в жизнь, механизм гарантий был уязвим и слаб, тогда как традиционная феодальная государственность сильна. Реформа 1861 г., отменив крепостное право, не решила земельного вопроса, а завязала новый гордиев узел, который не разрубили даже две буржуазные революции.
Это не противоречит тому факту, что отмена крепостного права и другие реформы явились в истории России рубежом, переворотом «сверху». 19 февраля 1861 г. по случаю подписания Александром II Манифеста и всех «Положений» крестьянской реформы великий князь Константин Николаевич записал в дневнике: «С сегодняшнего дня, стало быть, начинается новая история, новая эпоха России. Дай Бог, чтоб это было к вящему ее величию». Эта цель была достигнута. Угроза потерять роль великой державы была преодолена. Авторитет России и государственной власти, мирно свергнувшей крепостное право, поднялся высоко не только в Европе, но еще в большей степени в Америке, во всем мире. Россия пошла по пути капиталистического развития. Но путь этот был тяжек и разорителен для народа, чреват бедствиями и потрясениями для всей нации.
Источник: История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991
Документ №5.9
Источник