Задумчивость это признак душевного перелома

Задумчивость это признак душевного перелома thumbnail

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:сущ. И. п. — сущ. И. п. (Слово — полководец человечьей силы (В. Маяковский).

числ. И. п. — числ. И. п. Значит, девятью сорок — триста шестьдесят, так? (А.

сущ. И. п. — числ. И. п. числ. И. п. — сущ. И. п. Глубина там с лодки — шесть метров (М. Шолохов); . . А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (И. Тургенев).

сущ. И. п. — инф. инф. — сущ, И. п. Дело художника — рождать радость (Паустовский); В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (К. Чехов).

инф. — инф. Учить — ум точить (пословица); В камни стрелять — стрелы терять (М. Горький)

— это Задумчивость — это признак душевного перелома (К. Паустовский); Нравиться — это дело юношей

— вот Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (А. Пушкин).

— значит Быть поэтом — значит петь раздолье (С. Есенин).

Тире между подлежащим и сказуемым обычно не ставится в следующих случаях:Личное мест. Вы умный человек, поймёте. . . (А. Чехов).

И. п. сущ. не И. п. сущ. Но: инф. — ке_инф. Данная песня не вопль отчаянья. (И. Бродский); Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как б людо (Б. Пастернак); Электрический свет словно жидкий янтарь (Я. Смеляков); Река точно море как словно точно будто как будто и др. (М. Горький); Незаконченное дело что конь о трёх подковах (пословица).

вводи. слово, тоже также лишь и др. Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у неё нет (М. Пришвин) Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (К. Паустовский); Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (М. Лермонтов); Март лишь начало весны.

прилаг. Море чудесное, синее и нежное. . . (А. Чехов); Молодость бескорыстна и великодушна.

есть Простота есть необходимое условие прекрасного (Л. Толстой); Мысль изречённая есть ложь.

Тире в неполном предложении. В неполных предложениях на месте пропуска члена предложения (обычно сказуемого) ставится тире (в том случае, если в устной речи на месте пропуска делается пауза):

1) Во второй части сложного предложения, когда пропущенный член восстанавливается из контекста первой части предложения: Он был плохой художник. Его деревянные львы были похожи на толстых собак, а нереиды — на торговок рыбой (К. Паустовский); Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другой — кран самовара (Л. Толстой).

В простых предложениях с второстепенным членом, входящим в состав сказуемого; при этом предложение делится паузой на два компонента — обстоятельство (или дополнение) и подлежащее: За окнами — снега, степная гладь и ширь, на переплётах рам — следы ночной пурги (И. Бунин); За шоссе — берёзовый лесок (И. Бунин); У войны — короткий путь, у любви — далёкий (А. Твардовский).

При отсутствии паузы тире не ставится: 1) Алёша смотрел на них, а они на него (Ф. Достоевский); 2) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. . . (А. Пушкин).

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:сущ. И. п. — сущ. И. п. (Слово — полководец человечьей силы (В. Маяковский).

числ. И. п. — числ. И. п. Значит, девятью сорок — триста шестьдесят, так? (А.

сущ. И. п. — числ. И. п. числ. И. п. — сущ. И. п. Глубина там с лодки — шесть метров (М. Шолохов); . . А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (И. Тургенев).

сущ. И. п. — инф. инф. — сущ, И. п. Дело художника — рождать радость (Паустовский); В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (К. Чехов).

инф. — инф. Учить — ум точить (пословица); В камни стрелять — стрелы терять (М. Горький)

— это Задумчивость — это признак душевного перелома (К. Паустовский); Нравиться — это дело юношей

— вот Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (А. Пушкин).

— значит Быть поэтом — значит петь раздолье (С. Есенин).

Тире между подлежащим и сказуемым обычно не ставится в следующих случаях:Личное мест. Вы умный человек, поймёте. . . (А. Чехов).

И. п. сущ. не И. п. сущ. Но: инф. — ке_инф. Данная песня не вопль отчаянья. (И. Бродский); Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как б людо (Б. Пастернак); Электрический свет словно жидкий янтарь (Я. Смеляков); Река точно море как словно точно будто как будто и др. (М. Горький); Незаконченное дело что конь о трёх подковах (пословица).

вводи. слово, тоже также лишь и др. Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у неё нет (М. Пришвин) Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (К. Паустовский); Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (М. Лермонтов); Март лишь начало весны.

прилаг. Море чудесное, синее и нежное. . . (А. Чехов); Молодость бескорыстна и великодушна.

есть Простота есть необходимое условие прекрасного (Л. Толстой); Мысль изречённая есть ложь.

Тире в неполном предложении. В неполных предложениях на месте пропуска члена предложения (обычно сказуемого) ставится тире (в том случае, если в устной речи на месте пропуска делается пауза):

1) Во второй части сложного предложения, когда пропущенный член восстанавливается из контекста первой части предложения: Он был плохой художник. Его деревянные львы были похожи на толстых собак, а нереиды — на торговок рыбой (К. Паустовский); Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другой — кран самовара (Л. Толстой).

Читайте также:  Первая помощь при открытом переломе пальца

В простых предложениях с второстепенным членом, входящим в состав сказуемого; при этом предложение делится паузой на два компонента — обстоятельство (или дополнение) и подлежащее: За окнами — снега, степная гладь и ширь, на переплётах рам — следы ночной пурги (И. Бунин); За шоссе — берёзовый лесок (И. Бунин); У войны — короткий путь, у любви — далёкий (А. Твардовский).

При отсутствии паузы тире не ставится: 1) Алёша смотрел на них, а они на него (Ф. Достоевский); 2) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. . . (А. Пушкин).

Цели урока:

· знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;

· научиться правильно ставить его.

· развить у обучающихся умение применять полученные знания;

· обогатить словарный запас обучающихся.

· формировать интерес к предмету;

· способствовать приобретению навыков общения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

  1. фронтальный опрос

· Назовите главные члены предложения.

· Что такое подлежащее?

· Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

· Какой член предложения называется сказуемым?

· На какие виды делятся сказуемые?

  1. работа у доски по карточкам

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

  1. Жизнь прекрасна и удивительна!
  2. Сияют переливаются купола собора.
  3. Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.
  4. Краткость достоинство прозы.

III. Объяснение нового материала.

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

  1. запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;
  2. запись опорных схем в тетрадь.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

Словополководец человечьей силы (Маяковский).

Числ. И.п. — числ. И.п.

Девятью сороктриста шестьдесят.

Сущ. И.п. — числ. И.п.

Числ. И.п. — сущ. И.п.

Глубина там с лодкишесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды двастеариновая свечка (Тургенев).

Сущ. И.п. — н. ф. глаг.

Н. ф. глаг. — сущ. И.п.

Дело художникарождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языканенужная роскошь (Чехов).

Н. ф. глаг. — н. ф. глаг.

Учитьум точить (пословица). В камни стрелятьстрелы терять (Горький).

Задумчивостьэто признак душевного перелома (Паустовский). Нравитьсяэто дело юношей (Тургенев).

Точность и краткостьвот первые достоинства прозы (Пушкин).

Быть поэтомзначит петь раздолье (Есенин).

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Вы умный человек, поймёте. (Чехов).

Сущ. И.п. не сущ. И.п.

Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг.

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожитьне поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Сущ. есть сущ.

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

III. Закрепление полученных знаний

  1. Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

  1. Наша задача – хорошо учиться.
  2. Ум без книги как птица без крыльев.
  3. Старость не радость.
  4. Человек – вот правда жизни.
  5. Люди как реки.
  6. Великое дело новость.
  7. Пятью пять – двадцать пять.
  8. Погода несносная, дорога скверная.
  9. Татьяна не дитя.
  10. Говорить не думая – стрелять не целясь.
  11. Он порча, он чума, он язва здешних мест.
  12. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
  13. Сердце не камень.
  14. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь –исключение из правила.

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить – только путать.

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

Бедность не порок.

Июнь лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Искусство – это мышление в образах.

Память – одно из важнейших свойств бытия.

  1. Распределительный диктант

I команда. Записывает предложения с постановкой тире.

II команда. Записывает предложения без постановки тире.

1) Книга – источник знания.

3) Слово – одежда всех фактов.

4) Хорошие книги – вот верные друзья.

6) Читать вечером книги – мое любимое занятие.

7) Любимая книга словно сказка.

8) Чтение научной литературы не шутка.

5. Тест на первичное усвоение знаний.

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье – вот чума, ученость – вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава – удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие – вот наша задача.
Читайте также:  Перелом лучевой кости дневник

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» »

Тире между подлежащим и сказуемым.

знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;

научиться правильно ставить его.

развить у обучающихся умение применять полученные знания;

обогатить словарный запас обучающихся.

формировать интерес к предмету;

способствовать приобретению навыков общения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Назовите главные члены предложения.

Что такое подлежащее?

Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

Какой член предложения называется сказуемым?

На какие виды делятся сказуемые?

работа у доски по карточкам

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Сияют переливаются купола собора.

Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

Краткость достоинство прозы.

III. Объяснение нового материала.

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;

запись опорных схем в тетрадь.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

Словополководец человечьей силы (Маяковский).

Глубина там с лодкишесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды двастеариновая свечка (Тургенев).

Дело художникарождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языканенужная роскошь (Чехов).

Учитьум точить (пословица). В камни стрелятьстрелы терять (Горький).

Задумчивостьэто признак душевного перелома (Паустовский). Нравитьсяэто дело юношей (Тургенев).

Точность и краткостьвот первые достоинства прозы (Пушкин).

Быть поэтомзначит петь раздолье (Есенин).

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:

Вы умный человек, поймёте. (Чехов).

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожитьне поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

III. Закрепление полученных знаний

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

Наша задача – хорошо учиться.

Ум без книги как птица без крыльев.

Старость не радость.

Человек – вот правда жизни.

Великое дело новость.

Пятью пять – двадцать пять.

Погода несносная, дорога скверная.

Татьяна не дитя.

Говорить не думая – стрелять не целясь.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Сердце не камень.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила.

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить – только путать.

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

Бедность не порок.

Июнь лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Искусство – это мышление в образах.

Память – одно из важнейших свойств бытия.

Книга – источник знания.

Книга будто друг.

Слово – одежда всех фактов.

Хорошие книги – вот верные друзья.

Читать вечером книги – мое любимое занятие.

Любимая книга словно сказка.

Чтение научной литературы не шутка.

5. Тест на первичное усвоение знаний.

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

Ученье – вот чума, ученость – вот причина…

Самые счастливые люди невежды, а слава – удача.

Федор знал, что Артем свой парень.

Море чудесное, синее, нежное.

Лень есть лень, слабость есть слабость.

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

Моя солдатская шинель как печать отвержения.

Но объяснение не оправдание.

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени.

No related posts.

No related posts.

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 48 Ворошиловского района Волгограда»

Конспект урока русского языка в 8 классе

«ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ»

Выполнила:

Горбунова Е.В., учитель русского языка и литературы

МОУ СШ № 48

Волгоград, 2015

Цели урока:

Обучающие

    • Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым;

    • научить правильно ставить его.

Развивающие

    • развить у учащихся умение применять полученные знания;

    • обогатить словарный запас учащихся.

Воспитывающие

    • способствовать приобретению навыков общения.

Оборудование: презентация, карточки с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Слайд № 1

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Слайд № 2

  1. фронтальный опрос

  • Назовите главные члены предложения.

  • Что такое подлежащее?

  • Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

  • Какой член предложения называется сказуемым?

  • На какие виды делятся сказуемые?

  1. работа у доски по карточкам (Приложение 1)

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

  1. Жизнь прекрасна и удивительна!

  2. Сияют переливаются купола собора.

  3. Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

  4. Краткость достоинство прозы.

Читайте также:  Перелом бедра зарядки

Слайд № 3

III. Объяснение нового материала.

Слайд № 4

  1. беседа

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

  1. запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;

  2. работа с учебником (с. 57, упр. 114);

  3. запись опорных схем в тетрадь.

Слайд № 5-6

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

Сущ. И.п. — сущ. И.п.

Слово — полководец человечьей силы (Маяковский).

Числ. И.п. — числ. И.п.

Девятью сорок — триста шестьдесят.

Сущ. И.п. — числ. И.п.

Числ. И.п. — сущ. И.п.

Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев).

Сущ. И.п. — н. ф. глаг.

Н. ф. глаг. — сущ. И.п.

Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).

Н. ф. глаг. — н. ф. глаг.

Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький).

_____ — это

Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться это дело юношей (Тургенев).

_____ — вот

Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин).

_____ — значит

Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).

Слайд № 7-8

Тире между подлежащим и сказуемым  не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Вы умный человек, поймёте… (Чехов).

Сущ. И.п. не сущ. И.п.

Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг.

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь  прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово,  союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Сущ. прилаг.

Море чудесное, синее и нежное… (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Сущ. естьсущ.

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

III. Закрепление полученных знаний

Слайд № 9

1. Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

  1. Наша задача – хорошо учиться.

  2. Ум без книги как птица без крыльев.

  3. Старость не радость.

  4. Человек вот правда жизни.

  5. Люди как реки.

  6. Великое дело новость.

  7. Пятью пять двадцать пять.

  8. Погода несносная дорога скверная.

  9. Татьяна не дитя.

  10. Говорить не думая – стрелять не целясь.

  11. Он порча, он чума, он язва здешних мест.

  12. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

  13. Сердце не камень.

  14. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила.

2. Работа с учебником (с. 59, упр. 120 – устно)

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

1.

Труд как блестящая сталь.

2.

+

О решенном говорить – только путать.

3.

+

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

4.

Бедность не порок.

5.

Июнь лишь начало лета.

6.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7.

+

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

8.

+

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

9.

+

Искусство – это мышление в образах.

10.

+

Память — одно из важнейших свойств бытия.

Слайд № 10

4. Тест на первичное усвоение знаний (Приложение 2).

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…

  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.

  3. Федор знал, что Артем свой парень.

  4. Море чудесное, синее, нежное.

  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.

  2. Но объяснение не оправдание.

  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.

  4. Твои речи будто острый нож.

  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

IV. Подведение итогов урока

V. Домашнее задание

Слайд № 11

§22, упр. 115

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Сияют переливаются купола собора.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Краткость достоинство прозы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…

  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.

  3. Федор знал, что Артем свой парень.

  4. Море чудесное, синее, нежное.

  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.

  2. Но объяснение не оправдание.

  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.

  4. Твои речи будто острый нож.

  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

Источник