Задание коренной перелом

Задание коренной перелом thumbnail

Тест по истории Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны для учащихся 9 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 8 заданий.

1 вариант

1. Прочтите отрывок из приказа ставки вермахта и определи­те название плана наступления, пропущенное в тексте.

«Я решил, как только позволят условия погоды, провести наступление __________ — первое наступление в этом году.
Этому наступлению придается решающее значение.
Я приказываю:
1. Цель наступления — сосредоточенным ударом, прове­денным решительно и быстро силами одной ударной армии из района Белгорода и другой — из района южнее Орла, путем кон­центрического наступления окружить находящиеся в районе Кур­ска войска противника и уничтожить их…»

1) Тайфун
2) Барбаросса
3) Ост
4) Цитадель

2. Кто из перечисленных военачальников в годы Великой Отечественной войны был начальником Генерального штаба, а в 1945 г. главнокомандующим советскими войсками в вой­не с Японией?

1) М.В. Фрунзе
2) А.М. Василевский
3) М.Н. Тухачевский
4) А.А. Брусилов

3. Осуществление какой советской военной наступательной операции началось в 1942 г.?

1) Кольцо
2) Уран
3) Кутузов
4) Багратион

4. В годы Второй мировой войны первая встреча руководителей СССР, США и Великобритании состоялась в

1) Москве
2) Потсдаме
3) Нюрнберге
4) Тегеране

5. Что было непосредственным следствием победы советских войск в Сталинградской битве?

1) было заключено соглашение с союзниками о поставках по ленд-лизу
2) противник был отброшен от важнейшей водной арте­рии — Волги
3) установилось подавляющее превосходство Красной Ар­мии в военной технике
4) США вступили в войну против фашистской Германии

6. Какое из перечисленных событий относится к 1943 г.?

1) начало контрнаступления советских войск под Москвой
2) форсирование Днепра советскими войсками
3) издание приказа № 227 «Ни шагу назад!»
4) начало советского контрнаступления под Сталинградом

7. Прочтите отрывок из сообщения Совинформбюро и опре­делите, к какому времени оно относится.

«В ходе боев, а также показаниями захваченных в плен не­мецких генералов установлено, что … под Сталинградом было ок­ружено по меньшей мере 330 тысяч войск противника, если счи­тать также тыловые, строительные и полицейские части…
Сегодня нашими войсками взят в плен вместе со своим шта­бом командующий группой немецких войск под Сталинградом, состоящей из 6-й армии и 4-й танковой армии, — генерал­-фельдмаршал Паулюс…»

1) ноябрь 1942 г.
2) февраль 1943 г.
3) август 1943 г.
4) март 1944 г.

8. Напишите фамилию, пропущенную в схеме.

Тест по истории Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1 вариант 8 задание

2 вариант

1. Крупнейшее встречное танковое сражение в Великой Оте­чественной войне произошло в ходе битвы

1) Курской
2) за Днепр
3) за Кавказ
4) Сталинградской

2. Прочтите отрывок из приказа Верховного главнокомандующего и укажите пропущенное в нем название реки.

«Войска 1-го Украинского фронта в результате стремитель­но проведенной операции со смелым обходным маневром сего­дня… на рассвете, штурмом овладели столицей Советской Украи­ны городом Киев — важнейшим стратегическим узлом обороны немцев на правом берегу __________. Со взятием Киева нашими войсками захвачен важнейший и наивыгоднейший плацдарм на правом берегу __________, имеющий важное значение для изгнания немцев из Правобережной Украины».

1) Прут
2) Волга
3) Днепр
4) Волхов

3. «Уран» — это название советской наступательной операции, осуществленной под

1) Москвой
2) Сталинградом
3) Ленинградом
4) Курском

4. Что стало следствием победы советских войск в Курской битве?

1) начало поставок в СССР стратегического сырья и воору­жений по программе ленд-лиза
2) переход стратегической инициативы в войне к Красной армии
3) оставление немцами без боя Правобережной Украины
4) выход из войны Венгрии и Австрии

5. Какое из перечисленных событий относится к 1943 г.?

1) полное снятие блокады с Ленинграда
2) начало военной операции «Багратион»
3) освобождение Красной армией и армией Б. Тито Юго­славии
4) Тегеранская конференция глав СССР, США и Великобри­тании

6. Прочтите отрывок из приказа и определите время его принятия.

«Врагу удалось дойти до Сталинграда. У стен волжской твердыни мы остановили его. В результате действий наших войск противник в боях под Сталинградом понес колоссальные потери.
Бойцы и командиры Сталинградского фронта показали пример доблести, мужества и геройства. Теперь на нашу долю выпала честь начать мощное наступление на врага. …
ПРИКАЗЫВАЮ: Войскам Сталинградского фронта перейти в решительное наступление…»

1) январь 1942 г.
2) ноябрь 1942 г.
3) март 1943 г.
4) июль 1943 г.

7. Кто из перечисленных полководцев принимал участие в Курской битве во время Великой Отечественной войны?

1) К.К. Рокоссовский
2) М.В. Фрунзе
3) М.Н. Тухачевский
4) А.А. Брусилов

8. Напишите фамилию, пропущенную в схеме.

Тест по истории Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 2 вариант 8 задание

Ответы на тест по истории Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
1 вариант
1-4
2-2
3-2
4-4
5-2
6-2
7-2
8. Рузвельт
2 вариант
1-1
2-3
3-2
4-2
5-4
6-2
7-1
8. Жуков

Источник

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

    Матвеева Оксана Владимировна

      МБОУ «СОШ № 6»

      г. Заинска

        учитель

          История и обществознание

            9класс

              №45 «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»

                Н.В.Загладин,  С.Т. Минаков «История Отечества» 9класс

                1. Цели  урока:
                1. — обучающая —  ознакомление учащихся с историческими фактами коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
                2. -развивающая — развитие абстрактного мышления и умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.
                1. Задачи:

                на примере мужества и героизма советских солдат воспитать уважение к отечественной истории

                1. Тип урока изучение нового материала
                2. Формы работы учащихся
                3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,
                4. Структура и ход  урока

                Таблица 1.

                СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

                Этап урока

                Название используемых ЭОР

                (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

                Деятельность учителя

                (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

                Деятельность ученика

                Время

                (в мин.)

                1

                2

                3

                5

                6

                7

                1

                Вступительное слово учителя.

                Ресурс №6

                Демонстрация и комментирование анимированной карты

                восприятие

                1 мин.

                2

                Изучение нового материала

                Ресурс № 1, 3, 4

                Ресурс № 1,5

                Ресурс № 8,9

                демонстрация

                10 мин.

                3

                закрепление

                Ресурс № 10 (Задания к параграфу «Коренной перелом в ходе войны»)

                   Объяснение, проверка

                Выполнение заданий

                5 мин.

                Читайте также:  Лечение перелома челюсти у кошки

                                     ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

                Тип урока: изучение нового материала.

                Основные понятия: коренной перелом, стратегическая инициатива, антигитлеровская коалиция.

                Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал: «Хроника событий» по теме, воспоминания маршала К.К.Рокоссовского.

                Проблемный вопрос: Как вы можете объяснить значение термина “коренной перелом”?

                (Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению).

                План урока:

                1. Вступительное слово учителя.
                2. Изучение нового материала по плану:

                а) Начало коренного перелома операция  «Уран»
                б) план «Цитадель» и планы Советского командования.
                в) Тегеранская конференция
                г) Итоги и значение.

                1. Закрепление
                2. Рефлексия
                3. Домашнее задание

                Ход урока

                1. Вступительное слово учителя.

                Сообщение темы, целей урока.

                Проблемный вопрос: Как вы можете объяснить значение термина “коренной перелом”?

                (Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению).

                Этапы Коренного перелома:

                1. Сталинградская битва (19 ноября 1942 года –2 февраля1943 года)
                2. Курская операция (5 июля – 23 августа 1943 года)
                1. Оборонительная (5 — 23 июля)
                2. Орловская (12 июля — 18 августа)
                3. Белгородско-Харьковская (3-23 августа) наступательные стратегические операции советских войск.

                Ресурс № 6 Анимированная карта

                                                          2. Изучение нового материала.

                       А)   Рассказ учителя о начальном этапе коренного перелома  Великой Отечественной войны – Сталинградской битве. 

                            Сталинградская битва, одна из величайших битв Великой Отечественной, явилась поворотным событием в ходе Второй Мировой войны. Интерес к Сталинграду не ослабевает, и не утихают споры исследователей. Сталинград – город, ставший символом страданий и боли, ставший символом величайшего мужества. Сталинград останется в веках в памяти человечества

                              Сталинградская битва условно делится на два периода: оборонительный и наступательный. Оборонительный период начался 17 июля 1942 г. и завершился 18 ноября 1942 г. Наступательный период начался с контрнаступления советских войск 19 ноября 1942 г. и завершился победными залпами 2 февраля 1943 г. На отдельных этапах в сражении участвовало более 2 миллионов человек.

                ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ БОИ
                (на дальних подступах с 17 июля по 10 августа 1942 г., на ближних – с 10 августа по 13 сентября 1942 г.)

                                 К середине лета 1942 г. сражения Великой Отечественной войны докатились до берегов Волги. В план крупномасштабного наступления на юге нашей страны (Кавказ, Крым) командование фашистской Германии включает и Сталинград (директива Гитлера № 41 от 5 апреля 1942 г.). Цель: овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию (заводы «Красный Октябрь», «Баррикады», Тракторный); выйти к Волге, по которой в кратчайшие сроки можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. Этот замысел Гитлер планирует осуществить силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю — к 25 июля 1942 г. С 14 июля 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Сталинградская область была объявлена на осадном положении. 17 июля 1942 г. стал днем начала Сталинградской битвы. Первыми встретили врага Клетский, Суровикинский, Серафимовичский, Чернышковский районы нашей области. Хорошо подготовленная, вооруженная, численно превосходившая нашу, гитлеровская армия ценой любых потерь стремилась попасть в Сталинград, а советские воины ценой неимоверных усилий должны были сдержать натиск врага. Силам наступающего противника противостоял Сталинградский фронт. Он был создан по решению Ставки Верховного Главнокомандования 12 июля 1942 г. В него вошли: 62-я, 63-я, 64-я, 21-я, 28-я, 38-я, 57-я общевойсковые армии, а также 8-я воздушная армия.

                Ресурс № 1, 3, 4 (изображение военачальников)
                Соотношение сил на начальном этапе было таким:

                Сталинградский фронт

                6-я полевая немецкая армия

                12 дивизий 160 000 чел.

                14 дивизий 270 000 человек

                2 200 орудий и минометов

                3 000 орудий и минометов

                400 танков

                около 500 танков

                8-я воздушная армия 454 самолета

                4-й воздушный флот 1 200 самолетов

                Сложность обстановки состояла также в том, что наши войска испытывали острый недостаток в противотанковой и зенитной артиллерии, в ряде соединений не хватало боеприпасов. Большинство дивизий, прибывших из Резерва Ставки, еще не имело боевого опыта, другие дивизии были измотаны в предыдущих боях. Открытый степной характер местности позволял вражеской авиации производить удары по советским войскам и наносить большой урон в людях, вооружении и боевой технике. Боям за главную полосу обороны предшествовали бои передовых отрядов. В них входили и курсантские полки. Только что покинувшие стены военных училищ, молодые офицеры шли в свою первую атаку как рядовые бойцы.

                    В) Рассказ учителя:

                Ресурс № 1,5 (изображение военачальников)

                          «Курская битва – событие, которое не подвластно времени. Победа в этом крупнейшем сражении, оплаченная ценой жизни сотен тысяч наших солдат и офицеров, во многом определила исход войны, открыла нашей армии путь к Великой Победе. Ровно 50 дней и ночей наши солдаты и офицеры стояли насмерть, проливая кровь за каждую пядь отвоеванной у врага земли. Напряженность борьбы в районе Курской дуги была обусловлена рядом политических, экономических и стратегических факторов. Великая Отечественная война к лету 1943 года достигла важного переломного этапа. Под ударами Советских Вооруженных Сил уже в битве под Москвой рухнули фашистские планы «молниеносной» войны. Через год немецко-фашистские армии потерпели сокрушительное поражение под Сталинградом. Чтобы восстановить свой престиж, ликвидировать начавшийся разброд в лагере своих союзников, фашистским правителям была нужна крупная победа, и они шли на все, чтобы добиться ее любой ценой.

                Читайте также:  Препарат для восстановления после перелома

                Вопрос о сражении под Курском изучается в форме рассказа учителя и работы учащихся с «Хроникой событий» (раздаточный материал).

                           План «Цитадель»(последняя крупная наступательная операция вермахта)

                        ( Материал для учителя) Сражение под Прохоровкой — сражение между частями германской и советской армий в ходе оборонительной фазы Курской битвы. Произошло 12 июля 1943 года на южном фасе Курской дуги (Белгородское направление) в районе станции Прохоровка на территории совхоза Октябрьский (Белгородская область РСФСР). Считается одним из крупнейших в военной истории сражением с применением бронетанковых сил

                          Непосредственное командование войсками во время сражения осуществляли генерал-лейтенант танковых войск Павел Ротмистров и группенфюрер СС Пауль Хауссер.               Официальная советская версия

                Первое столкновение в районе Прохоровки произошло вечером 11 июля. По воспоминаниям Павла Ротмистрова, в 17 часов он вместе с маршалом Василевским во время рекогносцировки обнаружил колонну танков противника, которые двигались к станции. Атака была остановлена силами двух танковых бригад.

                В 8 утра советская сторона провела артподготовку и в 8:15 перешла в наступление. Первый атакующий эшелон насчитывал четыре танковых корпуса: 18, 29, 2 и 2 гвардейский. Второй эшелон составлял 5 гвардейский мехкорпус.

                В начале сражения советские танкисты получили некоторое преимущество: восходящее солнце слепило наступавших с запада немцев.

                Очень скоро боевые порядки смешались. Высокая плотность боя, в ходе которого танки сражались на коротких дистанциях, лишила немцев преимущества более мощных и дальнобойных пушек. Советские танкисты получили возможность прицельно бить в наиболее уязвимые места тяжело бронированных немецких машин.

                Когда советские танки, во время контратаки, вышли на дистанцию прямого выстрела своих орудий и их встретили плотным огнем противотанковые орудия немцев, то танкисты были просто ошеломлены. Под ураганным огнем было необходимо не только вести бой, но прежде всего психологически перестраиваться от рывка вглубь обороны противника к позиционной борьбе со средствами ПТО противника. Особенно сложно пришлось командирам рот, батальонов и бригад, ведь они тоже были в боевых порядках наступающих соединений. От их реакции и профессионализма напрямую зависел исход боя и соответственно жизни сотен людей.

                Южнее основного сражения наступала немецкая танковая группа «Кемпф», которая стремилась зайти наступающей советской группировке в левый фланг. Угроза охвата заставила советское командование отвлечь на это направление часть своих резервов.

                Около 13 часов немцы вывели из резерва 11 танковую дивизию, которая совместно с дивизией «Мёртвая голова» нанесла удар по советскому правому флангу, на котором находились силы 5 гвардейской армии. Им на подмогу были брошены две бригады 5 гвардейского мехкорпуса и атака была отбита.

                К 14 часам советские танковые армии стали теснить противника в западном направлении. К вечеру советские танкисты смогли продвинуться на 10—12 километров, оставив, таким образом, поле сражения у себя в тылу. Сражение было выиграно.

                          История Курской дуги началась еще весной 1943 года, когда стало известно о готовящейся с немецкой стороны наступательной операции «Цитадель», нацеленную на коренной перелом в войне в пользу Германии и доказательство ее превосходства.

                Для Германии операции «Цитадель» была, по сути, последним шансом перехвата стратегической инициативы. Наиболее дальновидные генералы вермахта понимали, что неудача не даст возможности впредь проводить крупные наступательные операции. Замысел немцев вырастал из операции, предпринятой Манштейном в феврале-марте 1943 года. В результате боев линия фронта стала извилистой, с выступами и впадинами. Особенно явственный выступ с советской стороны обрисовывался на уровне Курска.

                                 Планы Советского командования. Ресурс № 7

                «Перед Советским Верховным Главнокомандованием встала дилемма, которую годом раньше оно не в состоянии было разрешить: ждать вражеского удара на оборонительных позициях с целью измотать немцев и затем перейти в контрнаступление или предупредить противника, взяв на себя инициативу первого удара?».

                Битва под Курском характеризуется огромным размахом, исключительной напряженностью и ожесточенностью борьбы. Она охватила огромную территорию нынешних Орловской, Брянской, Курской, Белгородской, Сумской, Харьковской и Полтавской областей

                Ресурс № 8,9

                Тегеранская конференция — первая за годы Второй мировой войны конференция «Большой тройки» — лидеров трёх стран: Ф. Д. Рузвельта (США), У. Черчилля (Великобритания) и И. В. Сталина (СССР)[1], состоявшаяся в Тегеране 28 ноября — 1 декабря 1943 года.

                Историческое значение конференции трудно переоценить — это была первая встреча «Большой Тройки», на которой решались судьбы миллионов людей, будущее мира.

                Цели конференции

                Конференция была призвана разработать окончательную стратегию борьбы против Германии и её союзников. Конференция стала важным этапом в развитии международных и межсоюзнических отношений, на ней был рассмотрен и решён ряд вопросов войны и мира:

                1. установлен точный срок открытия союзниками второго фронта во Франции (и отвергнута предложенная Великобританией «балканская стратегия»),
                2. обсуждались вопросы о предоставлении независимости Ирану («Декларация об Иране»)
                3. положено начало решения польского вопроса
                4. о начале СССР войны с Японией после разгрома фашистской Германии
                5. были намечены контуры послевоенного устройства мира
                6. достигнуто единство взглядов по вопросам обеспечения международной безопасности и прочного мира

                III. Для закрепления используется Ресурс № 10 (Задания к параграфу «Коренной перелом в ходе войны»)

                VI. Рефлексия

                Учащиеся заполняют таблицу:

                Курская битва

                Узнал новое:

                Думал иначе:

                Не понял:

                Особенно запомнилось:

                IV. Домашнее задание

                Читайте также:  Закрытый перелом ноги симптомы

                Источник

                Тема. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

                Цели урока: формирование опыта творческой работы студентов, развитие личности, открытой для общения и сотрудничества;

                развитие способностей к анализу, наблюдательности и внимания, умения обобщать, делать выводы;

                воспитание у студентов чувство патриотизма.

                Цели для студентов:

                1. знать даты битв ВОВ, фамилии полководцев, расстановку фашистских и советских войск.

                2. продолжать учиться анализировать изучаемый материал, сравнивать, подводить итоги, развивать умения работы с учебной и дополнительной литературой, учебными картами.

                3. через личностные переживания пытаться осознать значение Великой Победы и цену, которую заплатил за нее советский народ, испытывая чувство гордости за достоинство народа-победителя.

                Тип урока – комбинированный.

                Оборудование: учебная карта ВОВ 1941-1945гг., портреты полководцев ВОВ (И.В. Сталин, Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Р.Я. Малиновский), таблички с названием групп, плакаты советских художников, посвященные событиям 1941-1943гг., компьютер, экран, фрагмент фильма «Сталинградская битва».

                Основные понятия: коренной перелом, плацдарм, форсирование.

                Основные даты: 19 ноября 1942- 2февраля 1943г. – Сталинградская битва

                5 июля- 5 августа 1943г. – Курская битва

                Сентябрь – ноябрь 1943г. – битва за Днепр

                План урока

                1. Определение целей урока совместно со студентами.

                2. Коренной перелом в ходе войны:

                а) Сталинградская битва;

                б) Курская битва;

                в) Битва за Днепр.

                3. Итоги урока.

                Ход урока.

                1. Оргмомент.

                2. Фронтальный опрос (проверка д/з)

                1. Когда началась ВОВ?

                2. Как назывался план нападения Германии на СССР?

                3. Какие основные направления предусматривал план «Барбаросса»? (показать на карте)

                4. Кто был назначен Верховным Главнокомандующим Советскими войсками 8 августа 1941г.?

                5. Каковы причины неудач Красной Армии в начальный период?

                6. Каковы были итоги оборонительных сражений в июле-сентябре 1941г.?

                Вывод: Оборонительные сражения июля- сентября 1941г. сорвали план «Барбаросса». Новое наступление фашисты планировали только на одном направлении — московском.

                Изучение нового материала.

                Заранее группу разделить на 5 подгрупп, в зависимости от личностных умений студентов и их желания научиться чему-то новому: «Картографы», «Хронисты», «Аналитики» (2 подгруппы), «Военные корреспонденты» и дать каждой подгруппе бланк – задание, который должны они подготовить. Выбрать командира подгруппы, который несет ответственность за готовность к уроку.

                Преподаватель: сегодня мы с вами будем изучать основные битвы периода ВОВ.

                Проблемный вопрос: «Почему события 19 ноября 1942 – декабрь 1943г. историки определяют как «коренной перелом в ходе ВОВ»?

                Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно изучить события данного периода, узнать даты контрнаступления советских войск под Сталинградом, Курском и на Днепре; результаты этих битв и их значение.

                Решение поставленной задачи:

                Бланк – задание «Картографам»

                1. Изучить карты- схемы:

                а) разгром немецких войск под Сталинградом;

                б) Битва на Курской дуге;

                в) битва за Днепр.

                2. Соотнести их с настенной картой.

                3. Показать их по учебной карте «ВОВ 1941-1945гг.»

                Бланк – задание «Хронистам»

                1. Вычленить главные даты, касающиеся:

                а) Сталинградской битвы;

                б) Курской битвы;

                в) Битвы за Днепр.

                2. Соотнести даты с событиями.

                3. Озвучить даты для занесения в хронологическую таблицу.

                Бланк – задание «Аналитикам» (1 подгруппа)

                Выбрать данные:

                а) по подготовке сторон;

                б) расстановке сил перед битвами.

                Бланк – задание «Аналитикам» (2 подгруппа)

                Выбрать : а) результаты этих битв;

                б) значение данных битв.

                Бланк – задание «Военным корреспондентам»

                1. Найти выдержки из воспоминаний очевидцев данных битв и стихотворений, характеризующих обстановку на данном этапе.

                2. Озвучить, донести до остальных студентов.

                Работа будет проходить по следующей схеме по каждой битве:

                1. «Аналитики» (1 подгруппа)

                2. «Картографы»

                3. «Хронисты»

                4. «Военные корреспонденты»

                5. «Аналитики» (2 подгруппа)

                Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему фашисты запланировали основное наступление летом 1942г. в направлении Сталинграда?

                Учитель: весной-летом 1942г. гитлеровское командование сосредоточило основные силы на юге: начать наступление в направлении Сталинграда, чтобы отрезать центр страны от южных районов, а также в направлении Северного Кавказа, чтобы захватить нефтяные районы Грозного и Майкопа.

                Советским командованием была допущена ошибка, сосредоточив основные силы на московском направлении. В результате, после тяжелых поражений в Крыму и Харькове, советские войска вынуждены были отступить. В августе 1942 г. были заняты Ставрополь, Краснодар, Майкоп, Новороссийск фашистами.

                Работа по схеме – «Сталинградская битва». Используются фрагменты из фильма «Сталинградская битва»:

                1. Наступление фашистов под Сталинградом – после выступления 1 подгруппы «Аналитиков»

                2. План контрнаступления советских войск под Сталинградом – перед выступлением 2 подгруппы «Аналитиков».

                Вводится понятие: «Коренной перелом» — перехват стратегической инициативы, переход от обороны к стратегическому наступлению, изменение соотношения сил.

                Вывод: Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе ВОВ и ВМВ.

                Справка: Адыгея была оккупирована с августа 1942г. по февраль 1943г. За это время было уничтожено фашистами около 4 тыс. граждан области. На территории Адыгеи действовало 9 партизанских отрядов. Ими было проведено более 200 операций, уничтожено 2,5 тыс. гитлеровцев, взорвано 3 моста, около 400 м. железнодорожного полотна. 29 января 1943г. был освобожден Майкоп. 3 февраля 1943 г. была полностью освобождена Адыгея от фашистов.

                — Работа проводится по схеме по вопросу «Курская битва».

                Вывод: окончательно рухнула немецкая наступательная стратегия. Немецкие генералы признали, что ни одна армия мира не одерживала таких побед как победа советских войск на Курской дуге.

                — Работа проводится по схеме по вопросу «Битва за Днепр».

                Вводятся понятия: плацдарм – район развертывания войск; форсирование – преодоление естественных преград.

                Вывод: к концу 1943г. советские войска освободили значительную часть своей территории.

                Учитель обращает внимание на поставленную проблему, предлагает сделать вывод.

                Вывод: события ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как коренной перелом в ходе войны, т.к. стратегическая инициатива полностью , окончательно и бесповоротно перешла в руки советского командования.

                Подведение итогов урока.

                Источник