Высота полет перелом
Тем, кто имеет представление о самолетах только с позиции пассажира или обычного горожанина, наблюдающего летающие машины с земли, сложно сказать наверняка, на какой высоте летают самолеты. Также загадкой является то, кто принимает решение о следовании на определенном уровне над землей, и чем оно бывает продиктовано. Тем не менее высота — важнейший фактор успешности полета и избегания аварийных ситуаций в воздухе.
Понятие минимальной, максимальной и идеальной высоты полета воздушного судна
Набор высоты — один из самых важных этапов для успешного полета воздушного судна. Нередко внутри современных пассажирских лайнеров установлены табло, на которых производится демонстрация расстояния, отделяющего самолет от поверхности земли. Чем обусловлена высота полета пассажирского самолета? Как пилот понимает, на каком удалении от земли двигаться?
Все самолеты имеют перечень технических характеристик, который определяется назначением воздушного судна, его модификацией и моделью. Соотношение характеристик определяет для самолета его коридор следования, т. е. уровень воздушного пространства, оптимальный для перемещения.
Границы коридора определяются такими величинами, как максимальная высота и минимальная. В этих пределах самолет может осуществлять перемещение без угрозы утраты контроля над управлением и без повреждения систем машины. Для современных пассажирских самолетов доступные для перемещения уровни находятся в пределах от 9 до 12 км над землей.
Если максимальная высота полета пассажирского самолета определяется техническими возможностями судна и должна соблюдаться для безопасности полета, то и другая характеристика — идеальная — большей степени касается эргономики перемещения.
Идеальное значение также рассчитывается из характеристик конкретного воздушного судна. Это высота, при которой воздушное судно испытывает наименьшее сопротивление воздуха. В первую очередь, при снижении такого сопротивления снижается и расход топлива. Также испытывая минимальное трение о воздух, самолет дольше сохраняет невредимость корпуса и систем.
Почему пассажирские самолеты летают на высоте 10000 метров?
Выбор высоты полета обусловлен тем, что на разных уровнях воздух имеет различную плотность. Чем выше от поверхности земли, тем плотность воздуха ниже. Соответственно, воздушное судно тратит меньше мощности на преодоление сопротивления воздуха и может развивать скорость выше при меньших энергозатратах. Вот почему самолеты в основном летают на высоте 10000 метров: здесь воздух гораздо реже, чем на ближайших к земле.
Но возникает резонный вопрос: почему самолет летает на высоте 10 км, а не еще выше, если это позволяет экономить расход топлива и ускоряет движение? Пассажирским самолетам важна устойчивость в воздушных потоках. Крылья удерживают самолет в воздухе, как бы опираясь на потоки ветра. При подъеме на выше 10 000 м крылья становятся бесполезны, т. к. они неспособны удерживать тело воздушного судна в условиях разреженной атмосферы.
С военными судами дело обстоит иначе. Они способны перемещаться и в условиях разреженного пространства, правда, пилот испытывает при этом перегрузки, аналогичные тем, что испытывает космонавт. Самые большие высоты покоряют беспилотные аппараты: экспериментальные модели NASA способны летать и на удалении 30 км от земли.
Правила расчета идеальной высоты лайнера
Высота полета — достаточно условное понятие. Фактический уровень полета несколько отличается от того, что показывает табло пилоту и что видит перед глазами диспетчер. Это связано с тем, что для расчета фактической показателя потребовалось бы постоянно вводить в расчеты давление, а оно в полете слишком часто меняется, из-за чего может происходить путаница.
Для упрощения расчетов введено такое понятие, как эшелон перехода. Это постоянная величина давления, выставленная на всех самолетах на высотометре в пределах одного воздушного пространства. Значение эшелона перехода сбрасывается только при взлете и при заходе на посадку, т. е. в ситуациях, когда необходимо знание фактической высоты. В разных странах эшелон перехода может отличаться: пилот меняет его по согласованию с диспетчером.
Вы боитесь летать на самолете на высоте 10000м
ДаНет
Кроме того, то, на какой высоте летает пассажирский самолет, зависит от направления его движения. Во всех аэропортах мира действует негласное правило выделение «воздушных дорог» — уровень, на котором должен пролетать самолет, чтобы не пересечься с другими воздушными судами. Для самолетов, отправляющихся на восток (юго- и северо-восток), назначается нечетная высота (9 км, 11 км). Для самолетов, летящих на запад — четная.
Разумеется, назначение коридоров происходит с учетом модели самолета, его потенциальных возможностей, веса, мощности и других характеристик. Например, при необходимости самолетом может быть достигнута максимальная высота, если на его пути находится опасная зона турбулентности или грозовой фронт.
Кто определяет идеальную высоту?
Помимо того, что высота полета во многом определяется возможностями конкретной модели самолета, крейсерская высота для конкретного места задается такими факторами, как занятость воздушного коридора и погодные условия. Эти условия заблаговременно определяются диспетчерами.
В небе в каждый момент времени может находиться в среднем до пяти тысяч воздушных судов. В небе над крупными городами диспетчеры вынуждены планировать каждый рейс таким образом, что порой разница между одним и другим самолетом в высоте составляет всего пару десятков метров.
Однако когда самолет набирает высоту и выходит в горизонтальный полет, ситуация может измениться. Если погода резко меняется или на пути следования судна встает грозовой фронт, пилот должен сообщить диспетчеру о смене условий. Также при возникновении технических неполадок и других непредвиденных ситуаций пилот также может менять уровень движения, руководствуясь безопасностью пассажиров.
Таким образом, идеальная высота следования определяется авиаконструкторами, диспетчером и пилотом.
Что такое эшелон в авиации?
Эшелонирование воздушного пространства — это задача диспетчеров, которые планируют рассредоточение самолетов таким образом, чтобы не допустить их критического сближения и возникновения аварийных ситуаций. Выделяют вертикальное эшелонирование, продольное и боковое, которые соответствуют тому или иному положению воздушных судов относительно друг друга.
Эшелоны полета — это своеобразные схемы, которых придерживается пилот, чтобы сохранить безопасность пассажиров и не сбиться с заданного курса. Для начала движения по эшелону используется эшелон перехода, т. е. условное значение, по которому движутся самолеты в определенном воздушном пространстве (например, над территорией аэропорта).
Таблица эшелонов различается в разных странах, в зависимости от того, какая схема используется в гражданской авиации на конкретной территории. Пилоты и диспетчеры переходят с одной схемы на другую при совершении международных и, особенно, межконтинентальных рейсов.
Факторы безопасности, влияющие на оптимальную высоту полета
Высотный самолет отличается от стандартного тем, что перемещение на больших высотах не вредит его системам. Это зависит от материала корпуса, формы крыльев, грузоподъемности и множества других факторов, заданных при конструировании летательного аппарата с определенной целью. Основные факторы, которыми определяется максимальная высота полета самолета:
- модель и назначение судна;
- грузоподъемность и фактическая загруженность на момент полета;
- максимально допустимая скорость;
- загруженность воздушного коридора, по которому проходит маршрут;
- допустимый расход топлива;
- степень разреженности атмосферы в конкретной высотной точке.
Обычно самолеты движутся на уровне больше 9000 м от земли. Это связано с тем, что здесь двигателям не требуется дополнительного охлаждения (за бортом достаточно холодно), на такой высоте нет птиц (их попадание в турбины опасно для летательного средства), судно следует выше уровня облаков (а значит, видимость хорошая и погодные условия практически не влияют). Помимо прочего, чем выше летит самолет, тем больше времени у экипажа для решения непредвиденных ситуаций.
Человеческий фактор при выборе оптимальной высоты полета
Оптимальный уровень полета зависит не только от технических характеристик. Ранее уже упоминалось, что такие величины, как эшелон перехода могут различаться в аэропортах разных стран. Высота полета может различаться в зависимости от направления движения судна (быть четной или нечетной).
Однако набор высоты также может быть продиктован самим пилотом при возникновении непредвиденных ситуаций (например, столкновении с зоной сильной турбулентности). Такие ситуации в идеале должны быть предусмотрены диспетчерской службой, однако случаются природные явления, развивающиеся слишком стремительно, чтобы спланировать столкновение с ними заблаговременно. И тогда все зависит от человеческого фактора: быстроты принятия решений пилотом и мастерства экипажа.
Самые высотные пассажирские самолеты
Самые высотные самолеты среди гражданских строились не для того, чтобы кого-то удивить. Набор высоты позволяет этим самолетам избегать штормов и следовать по воздушным коридорам, недоступным другим моделям. Среди самых высотных моделей выделяют следующие:
- Ту-154. Советский надежный пассажирский авиалайнер. Максимальная высота полета — 11 100 метров;
- Боинг 737. Самый массовый пассажирский борт за всю историю. Максимальная крейсерская высота — 11 300 м;
- А 380. Рекордсмен по максимальной высоте среди пассажирских воздушных судов: 13 115 м.
Таким образом, уровень следования пассажирских судов все равно значительно уступает техническим возможностям военных самолетов.
Рекорды высоты, достигаемые пассажирскими самолетами
Несмотря на то что высотные самолеты теоретически могут достигать больше 13 000 метров над землей, крейсерская высота пассажирских лайнеров практически никогда не превышает 12 000 метров. Это наиболее комфортный вариант для экипажа, пилота, пассажиров и самой техники: так она расходует наименьшее количество топлива и не подвергается преждевременному износу.
Однако авиастроение пыталось однажды «прыгнуть выше головы», выпустив сверхзвуковые пассажирские судна, способные побить рекорд высоты самолета гражданского назначения. Это были российский Ту-144 и французский Concorde. Они способны были перемещаться на уровне около 18 000 метров, а предельный показатель достигал 20 000 метров. Такие самолеты позволяли вдвое сократить время привычных воздушных маршрутов.
Однако эти машины были сняты с эксплуатации по ряду причин. Во-первых, они были сложны и дорого обходились в плане технического обслуживания. Во-вторых, в ходе использования этих машин случались инциденты, повлекшие за собой гибель многих людей. В связи с этим самолеты были признаны ненадежными и выведены из использования.
С какой высоты начинается невесомость?
Любители и профессионалы в сфере авиатехники наверняка знают, что при определенных условиях в самолете можно достичь невесомости. С какой высоты начинается невесомость? На какой высоте летает самолет, который способен на такое?
На самом деле, крейсерская высота не столь важна, когда речь идет о достижении невесомости. При определенных маневрах и обычный гражданский самолет может вызвать кратковременный эффект снижения гравитации, например, люди, которые часто летают самолетами, иногда могут заметить подобный эффект при заходе судна на посадку.
Длительный (до 40 секунд) эффект потери гравитации на самолете можно создать, если выполнить маневр по эллипсоидной траектории: резкий набор высоты, краткое выравнивание и затем резкий сброс. Такой маневр называется «провал в воздухе». С его помощью тренируются выдерживать перегрузки будущие космонавты.
Также есть специальные самолет, на которых выполняется по несколько сессий перегрузок за один полет. Они принадлежат космическим агентствам разных стран. Маневры на таких самолетах обычно находятся на высотах от 30 км.
На какой высоте летают истребители?
Крейсерская высота конкретного истребителя зависит не столько от его характеристик, сколько от поставленной военной задачи. Набор высоты происходит аналогично гражданским самолетам: эшелон перехода определяется согласно отправной точке, а затем меняется при пересечении границ воздушного пространства, чтобы избежать столкновения с другими судами в одном эшелоне.
Уровень полета истребителя зависит от его поколения. Сверхзвуковые воздушные судна, к которым относятся практически все современные истребители, обычно следуют на высоте 18–20 км. Однако высота полета может меняться, в зависимости от возможностей самолета. Например, в 1977 году был установлен мировой рекорд высоты, покоренной истребителем: Александр Федотов на МиГ-25 достиг отметки в 37650 метров.
Источник
 àðìèè ÿ íåêîòîðîå âðåìÿ ñëóæèë âîäèòåëåì ãèãàíòñêîãî àýðîäðîìíîãî òîïëèâîçàïðàâùèêà. Ñàìûå ñèëüíûå àýðîäðîìíûå âïå÷àòëåíèÿ ïîñàäêà ïåðåõâàò÷èêîâ ÌèÃ-25, êîòîðûå ïî÷åìó-òî ïðèçåìëÿëèñü âñåãäà ïàðàìè. Èç-çà îáëàêîâ áåççâó÷íî âûëåòàëè äâå ñòðåìèòåëüíûå ìàøèíû, íà îãðîìíîé ñêîðîñòè ïëàâíî êàñàëèñü âçëåòíîé ïîëîñû êîëåñàìè è ìãíîâåííî âûïóñêàëè òîðìîçíûå ïàðàøþòû.
Âçëåòàëè ïåðåõâàò÷èêè, íàîáîðîò, ñ îãëóøèòåëüíûì ðåâîì, ñîòðÿñàÿ âñå âîêðóã, ñ îãðîìíûì õâîñòîì ôîðñàæíîãî ïëàìåíè ïîçàäè, èñ÷åçàÿ âûñîêî â íåáå çà êàêèå-òî ñåêóíäû. Íåñìîòðÿ íà îáèëèå íà àýðîäðîìå ðàçíîîáðàçíîé âîåííîé òåõíèêè ãèãàíòñêèõ ñòðàòåãè÷åñêèõ áîìáàðäèðîâùèêîâ è òðàíñïîðòíûõ ñàìîëåòîâ, øòóðìîâèêîâ, ôðîíòîâûõ èñòðåáèòåëåé è âåðòîëåòîâ, âñå ðàçãîâîðû âåðòåëèñü âîêðóã ÌèÃ-25, óæ áîëüíî íåîáû÷åí áûë ñàìîëåò áåç ñëåäîâ çàêëåïîê íà áîðòó, ñ íåïðàâäîïîäîáíî òîíêèìè êðûëüÿìè, ñ äâèãàòåëüíûìè ñîïëàìè, êóäà ñâîáîäíî çàëåçàë ÷åëîâåê. È óæ ñîâñåì ìèôè÷åñêèì áûë òîò ôàêò, ÷òî ýòî åäèíñòâåííûé ñàìîëåò, ñ êîòîðîãî ïîñëå ïîñàäêè ñëèâàëîñü 200 ë 40-ãðàäóñíîãî âîäíî-ñïèðòîâîãî ðàñòâîðà, ñëåãêà îòäàþùåãî ðåçèíîé è çà âñåíàðîäíóþ àýðîäðîìíóþ ëþáîâü ïðîçâàííîãî «Ìàññàíäðîé».  îòâåò íà âîïðîñ, çà÷åì â ïîëåòå ñòîëüêî âîäêè, ïèëîòû ïåðåõâàò÷èêîâ, çàòÿíóòûå â ïðîòèâîïåðåãðóçî÷íûå âûñîòíûå êîñòþìû è ñãèáàþùèåñÿ ïîä òÿæåñòüþ êàíèñòð ñ «Ìàññàíäðîé», çàãàäî÷íî õðàíèëè ìîë÷àíèå. Ìîæåò, îíè è â ñàìîì äåëå íå çíàëè. À âîò ìû òåïåðü çíàåì.
Ïîëåò «Âàëüêèðèé»
 êîíöå 1954 ãîäà êîìàíäóþùèé ñòðàòåãè÷åñêîé àâèàöèåé ÂÂÑ ÑØÀ ãåíåðàë Êåðòèñ Ëè Ìýé ïîäíÿë âîïðîñ î ñîçäàíèè áîìáàðäèðîâùèêà, îáëàäàþùåãî äàëüíîñòüþ ïîëåòà áåç äîçàïðàâêè íå ìåíåå 11 òûñ. êì ïðè «ìàêñèìàëüíî âîçìîæíîé» ñêîðîñòè. À ñïóñòÿ íåñêîëüêî ëåò â ÑØÀ ðàçâåðíóëèñü èíòåíñèâíûå ðàáîòû ïî ñóïåðáîìáàðäèðîâùèêó B-70 «Âàëüêèðèÿ».
Ñàìîëåò äîëæåí áûë èìåòü êðåéñåðñêóþ ñêîðîñòü â 1,5-2 Ì, à ìàêñèìàëüíóþ äî 3 Ì. Ïåðâîå áîåâîå àâèàêðûëî áûëî íàìå÷åíî ñôîðìèðîâàòü óæå ê àâãóñòó 1965 ãîäà.  1960 ãîäó îá ýòîé ñâåðõñåêðåòíîé ïðîãðàììå óçíàëè â Ñîâåòñêîì Ñîþçå è ÊÁ Ìèêîÿíà íà÷àëî ðàçðàáîòêó âûñîêîñêîðîñòíîãî ïåðåõâàò÷èêà ñ íåâèäàííûìè õàðàêòåðèñòèêàìè äëÿ ïåðåõâàòà àìåðèêàíñêèõ «Âàëüêèðèé». Âòîðãàþùàÿñÿ ñî ñòîðîíû Ñåâåðíîãî ïîëþñà ïðåäïîëàãàåìàÿ àðìàäà áîìáàðäèðîâùèêîâ, ñî ñêîðîñòüþ â 3 ðàçà áîëüøå ñêîðîñòè çâóêà, ñèëüíî äàâèëà íà ïñèõèêó ðóêîâîäñòâà ÑÑÑÐ. Ïîýòîìó èíèöèàòèâà Ìèêîÿíà áûñòðî íàøëà ïîääåðæêó â ïðàâèòåëüñòâå (íàäî îòìåòèòü, ïîêà â ïðàâèòåëüñòâå ñîõðàíÿëèñü ïîçèöèè ðîäíîãî áðàòà Àíàñòàñà Ìèêîÿíà, ïðàêòè÷åñêè âñå ïðåäëîæåíèÿ Àðòåìà Ìèêîÿíà íàõîäèëè ïîääåðæêó) è ÊÁ áûëî âûäàíî çàäàíèå íà ðàçðàáîòêó ïðîåêòà ïåðåõâàò÷èêà Å-155 áóäóùåãî ÌèÃ-25.
Çàäà÷à îêàçàëàñü íåâåðîÿòíî ñëîæíîé. Òîëüêî ñàìîëåòû ïðåîäîëåëè çâóêîâîé áàðüåð, êàê ñòàâèëàñü öåëü ëåòàòü â 3 ðàçà áûñòðåå çâóêà. Ê òîìó æå ïðåäñòîÿëî ïðåîäîëåòü åùå îäèí áàðüåð òåïëîâîé.
Óæå ïðè ïîëåòå ÌèÃ-19 ñ ÷èñëîì Ì=1,3 ïðè òåìïåðàòóðå 00Ñ âîçäóõ â ðàéîíå íîñîâîãî îáòåêàòåëÿ íàãðåâàëñÿ äî 720Ñ. Àíàëîãè÷íûé íàãðåâ îáòåêàòåëÿ ÌèÃ-21 ïðè Ì=2,05 äîñòèãàë óæå 1070Ñ. Ðàñ÷åòû ïîêàçûâàëè, ÷òî ïðè Ì=3 òåìïåðàòóðà ïðåâûñèò 3000Ñ. Îêàçàëîñü, íà òàêèõ ñêîðîñòÿõ ïëàâèëñÿ ïëåêñèãëàñ îñòåêëåíèÿ êàáèíû ïèëîòà, ðàçëàãàëàñü ãèäðàâëè÷åñêàÿ æèäêîñòü, âñå äåòàëè èç ðåçèíû, âêëþ÷àÿ øèíû, òåðÿëè óïðóãîñòü. Íî ñàìîå íåïðèÿòíîå: îñíîâíîé àâèàöèîííûé ìàòåðèàë àëþìèíèåâûå ñïëàâû òåðÿëè ñâîè ïðî÷íîñòíûå ñâîéñòâà óæå ïðè 1300Ñ. Êàçàëîñü, íà áåçàëüòåðíàòèâíîé îñíîâå îñòàëñÿ òîëüêî òèòàí, íà êîòîðîì è îñòàíîâèëèñü àìåðèêàíöû. Îäíàêî ïðè òðàäèöèîííîé êëåïêå àâèàöèîííûõ êîðïóñîâ òðåáîâàëàñü ãåðìåòèçàöèÿ øâîâ. Âûñîêîòåìïåðàòóðíûõ ãåðìåòèêîâ, âûäåðæèâàþùèõ ïðåäïîëàãàåìûå ðåæèìû ïîëåòà ïåðåõâàò÷èêà, â Ðîññèè íå ñóùåñòâîâàëî. Òèòàíîâûå ëèñòû áåçóñïåøíî ïûòàëèñü ñâàðèâàòü ìàòåðèàë ðàñòðåñêèâàëñÿ. Çàòî ñâàðèâàòü ñòàëü â íàøåé ñòðàíå óìåëè âåëèêîëåïíî. Ïîñëå äîëãèõ ðàçäóìèé â ÊÁ ðåøèëè ñâàðèâàòü ñàìîëåò èç ñòàëè. Êà÷åñòâåííàÿ ñòàëü îáëàäàåò ïðî÷íîñòüþ â 3 ðàçà âûøå, ÷åì àëþìèíèåâûå ñïëàâû, íî è âåñèò â 3 ðàçà áîëüøå. Ïî ìåíüøåé ìåðå ýòî îçíà÷àëî, ÷òî êàæäûé ýëåìåíò íàäî áûëî äåëàòü â 3 ðàçà òîíüøå, ÷òî òðåáîâàëî êàðäèíàëüíîãî ïåðåñìîòðà òðàäèöèîííîãî ïîäõîäà ê ïðîáëåìàì ñîïðîòèâëåíèÿ, óñòîé÷èâîñòè, âèáðàöèè è ò. ä.  èòîãå êîíå÷íûé ñàìîëåò íà 80% ñîñòîÿë èç ñòàëè, íà 8% èç òèòàíà è òîëüêî íà 11% èç æàðîïðî÷íîãî àëþìèíèåâîãî ñïëàâà.  êîíñòðóêöèè ïëàíåðà áûëî 5 êì ñâàðíûõ øâîâ è 1,4 ìëí ñâàðíûõ òî÷åê. Î êà÷åñòâå ðàáîò ãîâîðèò òîò ôàêò, ÷òî çà îäèí ãîä ñâàðî÷íûõ ðàáîò ïðè îáùåé äëèíå øâîâ â 450 êì áûëè îáíàðóæåíû òîëüêî äâå íåçíà÷èòåëüíûå óòå÷êè òîïëèâà (íåçíà÷èòåëüíàÿ êàïåëüíàÿ òå÷ü). Íåîæèäàííûì ïîáî÷íûì ýôôåêòîì íîâîãî ìàòåðèàëà ñòàëà óäèâèòåëüíàÿ ðåìîíòîïðèãîäíîñòü ñàìîëåòà ñâàðêó ìîæíî áûëî âåñòè ïðÿìî íà ñòîÿíêå.
Ñîâåðøåííî íåîáû÷íûì áûë äâèãàòåëü ïåðåõâàò÷èêà, ïðåäñòàâëÿþùèé ñîáîé ðàçâèòèå äâèãàòåëÿ ÒÐÄ-15Ê äëÿ áåñïèëîòíûõ àïïàðàòîâ êîíñòðóêöèè Ìèêóëèíà. Ïîñëå äîðàáîòêè êîìïðåññîðà, êàìåðû ñãîðàíèÿ è ôîðñàæíîé êàìåðû ïîëó÷èëñÿ ïî÷òè ïðÿìîòî÷íûé äâèãàòåëü, ñ î÷åíü êîðîòêèì êîìïðåññîðîì, ÷ðåçâû÷àéíî ïðîæîðëèâûé, íî èìåþùèé õàðàêòåðèñòèêè, ñõîäíûå ñ ðàêåòíûì äâèãàòåëåì. Îí èäåàëüíî ïîäõîäèë äëÿ îäíîéåäèíñòâåííîé öåëè ïðàêòè÷åñêè ìãíîâåííî íàáèðàòü îãðîìíóþ âûñîòó è ñêîðîñòü. Íî íèêîãäà è íèêîìó òàêèå äâèãàòåëè ñòàâèòü íà ñåðèéíîé ñàìîëåò íå ðàçðåøèëè áû: ïðàâèòåëüñòâî âñåãäà òðåáîâàëî óíèâåðñàëüíûå ìàøèíû. Ìèêîÿí îêàçàëñÿ èñêëþ÷åíèåì (íå áóäåì çàáûâàòü, êòî áûë åãî áðàòîì). Ïî ýòîé æå ïðè÷èíå Å-155 îáçàâåëñÿ ïîäæàðûì, ñïðèíòåðñêèì ïëàíåðîì, ñ îãðîìíûìè âîçäóõîçàáîðíèêàìè è òîíêèìè ëåçâèÿìè êðûëüåâ è îïåðåíèÿ.
Îòëè÷àëî ïåðåõâàò÷èê îò äðóãèõ ñàìîëåòîâ è íåîáû÷íîå ïî òåì âðåìåíàì äâóõêèëåâîå îïåðåíèå. Ëåãåíäà, áûòóþùàÿ â ÊÁ, îïèñûâàåò åãî ïîÿâëåíèå òàê. Ðàçâåä÷èêè ïðèíåñëè êàê-òî â ÊÁ ôîòîãðàôèþ ðàçðàáàòûâàþùåãîñÿ â ÑØÀ íîâåéøåãî ñêîðîñòíîãî ðàçâåä÷èêà SR-71.
Ôîòîãðàôèÿ áûëà íàñòîëüêî ìóòíîé, ÷òî íè÷åãî ðàññìîòðåòü íà íåé áûëî íåëüçÿ, çà èñêëþ÷åíèåì òîãî, ÷òî êèëåé áûëî äâà. Ðåøèëè ïîäñòðàõîâàòüñÿ, óñòàíîâèâ íà Å-155 òàêæå äâà êèëÿ. Ïîïóòíî âûÿñíèëîñü, ÷òî åñëè èõ óñòàíîâèòü íå ñîâñåì ïåðïåíäèêóëÿðíî ê ãîðèçîíòó ýòî îùóòèìî ñíèæàåò ðàäèîëîêàöèîííóþ çàìåòíîñòü. Ñîáñòâåííî ïîýòîìó áîëüøèíñòâî ñîâðåìåííûõ áîåâûõ ñàìîëåòîâ èìåþò äâà íàêëîííûõ êèëÿ, à ãðàæäàíñêèå òðàäèöèîííûé îäèí.
ÌèÃ-25 ÷åìïèîí
Íåâåðîÿòíî, íî ïðàêòè÷åñêè çà äâà ãîäà îñíîâíûå ïðîáëåìû áûëè ðåøåíû. Îäíîñòîðîííèé ïóñê íà îãðîìíûõ ñêîðîñòÿõ ïîäâåøåííîé íà âíåøíèõ óçëàõ ïîäâåñêè ðàêåòû ïðèâîäèë ê îïàñíîé àñèììåòðèè, êîòîðàÿ áûëà óñòðàíåíà öåëüíî-ïîâîðîòíûì äèôôåðåíöèàëüíûì ñòàáèëèçàòîðîì. Ñàìîëåò ïðîíèçûâàëà öåëàÿ ñèñòåìà òåïëîîáìåííèêîâ, òóðáîõîëîäèëüíèêîâ äëÿ óìåíüøåíèÿ òåìïåðàòóðû âîçäóõà îò 7000Ñ íà âõîäå êîìïðåññîðà äî íåîáõîäèìûõ 200Ñ äëÿ íîðìàëüíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îáîðóäîâàíèÿ. Äëÿ ðàäèîýëåêòðîííîãî îáîðóäîâàíèÿ áûëà ñïåöèàëüíî ðàçðàáîòàíà ìîùíàÿ âîäíî-ñïèðòîâàÿ ñèñòåìà îõëàæäåíèÿ, çàïðàâëÿåìàÿ êàê ðàç òåìè çàãàäî÷íûìè 200 ë «Ìàññàíäðû». Íà òåïëîîòðàæàþùèå ñòàëüíûå ïåðåãîðîäêè Ãîñïëàí âûäåëèë ïî 5 êã ñåðåáðà íà ñàìîëåò è íè ãðàììîì áîëüøå. Òåëî è ãîëîâà ïèëîòà îõëàæäàëèñü ñïåöèàëüíûì ïîòîêîì âîçäóõà, íî ïðèêàñàòüñÿ ãîëîé ðóêîé ê ñòåêëÿííîé êàáèíå áûëî ñòðîæàéøå çàïðåùåíî âñå ðàâíî, ÷òî äîòðîíóòüñÿ äî ðàñêàëåííîãî æåëåçà.  èòîãå ïîëó÷èëñÿ óíèêàëüíûé, íå èìåþùèé ìèðîâûõ àíàëîãîâ ñàìîëåò, êàê íè÷òî â ìèðå óìåþùèé íàáèðàòü âûñîòó è ñêîðîñòü. Ñàìîëåòó áûëî ïðèñâîåíî ñïåöèàëüíîå «ñïîðòèâíîå» íàçâàíèå «Å-266», ïîä êîòîðûì îí áûë çàðåãèñòðèðîâàí â Ìåæäóíàðîäíîé àâèàöèîííîé ôåäåðàöèè ÔÀÈ, è îí íà÷àë ðàñïðàâëÿòüñÿ ñ ìèðîâûìè ðåêîðäàìè, óñòàíîâëåííûìè ïðåèìóùåñòâåííî àìåðèêàíñêèì ñóïåððàçâåä÷èêîì SR-71. Ýòî áûëî ïðîäîëæåíèåì ñâîåîáðàçíîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî ïðåññèíãà ÑØÀ, âäîãîíêó êîñìè÷åñêèì óñïåõàì ÑÑÑÐ. Äî ñèõ ïîð ìíîãèå èç ðåêîðäîâ Å-266 îñòàþòñÿ íåïîáèòûìè.
Òàáëèöà ðåêîðäîâ
Ïîä ñòàòü ïëàíåðó áûëà è íà÷èíêà ïåðåõâàò÷èêà. ×åòûðå íîâûå ðàêåòû «âîçäóõ âîçäóõ» Ê-40 ñ òèòàíîâûì êîðïóñîì ïîçâîëÿëè âåñòè ñòðåëüáó íà äàëüíîñòü äî 50 êì, ðàçâèâàÿ ïðè ýòîì íåâèäàííóþ ñêîðîñòü, ïðåâûøàþùóþ ÷èñëî Ì=5. Áîðòîâàÿ ðàäèîýëåêòðîííàÿ àïïàðàòóðà âïåðâûå ïîçâîëÿëà âûâîäèòü ïåðåõâàò÷èê íà öåëü â ïîëóàâòîìàòè÷åñêîì ðåæèìå, ÷òî ïðè îæèäàåìûõ ñêîðîñòÿõ ñáëèæåíèÿ áûëî ïðîñòî íåîáõîäèìûì: îáû÷íûå ÷åëîâå÷åñêèå ðåôëåêñû ïðîñòî íå óñïåâàëè ñðàáàòûâàòü. Ïðîáëåìû íà÷àëèñü òàì, ãäå èõ íå æäàëè, ó ñóïåðïåðåõâàò÷èêà èñ÷åç ñóïåðïðîòèâíèê.
Áåñöåëüíûé ïåðåõâàò÷èê
Ïîÿâëåíèå â ÑÑÑÐ ïåðâûõ äàëüíèõ ìîáèëüíûõ çåíèòíûõ ðàêåòíûõ êîìïëåêñîâ çàñòàâèëî àìåðèêàíöåâ ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ïî óÿçâèìîñòè ñâåðõçâóêîâîé Â-70 áóäåò íå íàìíîãî ëó÷øå äîçâóêîâîãî Â-52 ïðè ðàçíèöå â öåíå â äåñÿòêè ðàç.  ìàðòå 1964 ãîäà, èçðàñõîäîâàâ áîëåå $1,3 ìëðä, ÑØÀ îòêàçàëèñü îò äàëüíåéøåé ðàçðàáîòêè «Âàëüêèðèé», îãðàíè÷èâøèñü ïîñòðîéêîé äâóõ 2-ìåñòíûõ ýêñïåðèìåíòàëüíûõ ñàìîëåòîâ ÕÂ-70À áåç áîåâûõ ñèñòåì. (Ïðàâäà, â Ñîâåòñêîì Ñîþçå äî 1967 ãîäà ýòà ìàøèíà ñ÷èòàëàñü íå ýêñïåðèìåíòàëüíîé, à áîåâîé.) Ó åùå íå ðîäèâøåãîñÿ ÌèÃ-25 èñ÷åçëà öåëü, âåäü îí áûë ïðåäíàçíà÷åí äëÿ ðåøåíèÿ îäíîéåäèíñòâåííîé çàäà÷è. ×åðåç ïîëþñ ê íàì ëåòÿò íåïîâîðîòëèâûå, íî óäèâèòåëüíî áûñòðûå «Âàëüêèðèè». Ñ çàïîëÿðíûõ àýðîäðîìîâ ê íèì íàâñòðå÷ó ïîäíèìàþòñÿ òàêèå æå íåïîâîðîòëèâûå, íî òàêèå æå ñêîðîñòíûå ïåðåõâàò÷èêè è ðàññòðåëèâàþò B-70 ïðÿìî íàä ïîëþñîì. Êàê èñòðåáèòåëü ÌèÃ-25 íèêóäà íå ãîäèëñÿ: áëèæíèé è ñðåäíèé áîé îí âåñòè íå ìîã ðàäèóñ âèðàæà ïðåâûøàë 10 êì. Ïðàâäà, íåêîòîðàÿ íàäåæäà íà àìåðèêàíöåâ ó ðàçðàáîò÷èêîâ âñå æå áûëà: äîëãîå âðåìÿ ñîâåòñêàÿ ðàçâåäêà ñ÷èòàëà, ÷òî ðàçðàáàòûâàåìûé ñîçäàòåëåì U-2 Êëàðåíñîì Äæîíñîíîì ñâåðõñêîðîñòíîé ðàçâåä÷èê A-11 (áóäóùèé SR-71) íà ñàìîì äåëå, áîìáàðäèðîâùèê.  çàáëóæäåíèå ââåëà áóêâà «A» â íàçâàíèè. Îáû÷íî åþ â ÂÂÑ ÑØÀ îáîçíà÷àëèñü ñàìîëåòû, ïðåäíàçíà÷åííûå äëÿ íàíåñåíèÿ óäàðîâ ïî íàçåìíûì öåëÿì (îò ñëîâà «Attack»). Ó Äæîíñîíà æå áóêâà ïîÿâèëàñü îò ñëîâà «Archangel» U-2 â õîäå ðàçðàáîòêè íîñèë îáîçíà÷åíèå «Angel». Ñóùåñòâóåò åùå îäíà âåðñèÿ «À» îáîçíà÷àåò «Agency», âåäü çàêàç÷èêîì íîâîãî ñàìîëåòà âûñòóïàëî ÖÐÓ.
Âî âñå äðóãèå âðåìåíà èñ÷åçíîâåíèå öåëè àâòîìàòè÷åñêè ïðèâåëî áû ê ñâåðòûâàíèþ ïðîãðàììû. Íî íå äëÿ ÷åëîâåêà ñ ôàìèëèåé Ìèêîÿí. Íà Ãîðüêîâñêîì àâèàçàâîäå ðàçâîðà÷èâàåòñÿ âñå óâåëè÷èâàþùèéñÿ âûïóñê ÷óäî-ìàøèíû: â 1967-1970 ãîäàõ âûïóùåíî 79 ìàøèí, â 1971-1975-ì óæå 343, â 1976-1980-ì 402 è â 1981-1985-ì 288. Âñåãî íà çàâîäå ïîñòðîèëè 1112 (!) ÌèÃ-25 âñåõ ìîäèôèêàöèé.
Ìîäèôèêàöèé áûëî äåéñòâèòåëüíî ìíîãî, ïðè÷åì íåêîòîðûå íà ãðàíè àíåêäîòà. ×óâñòâóÿ íåîáõîäèìîñòü êàê-òî îáîñíîâûâàòü âñå âîçðàñòàþùèé âûïóñê ñàìîëåòà, Ìèêîÿí íàõîäèë åìó âñå íîâûå è íîâûå ïðèìåíåíèÿ. Ñàìîå ïðîñòîå ðåøåíèå ëåæàëî íà ïîâåðõíîñòè: åñëè ÌèÃ-25 ëåòàåò âûøå è áûñòðåå SR-71, òî ïî÷åìó áû èç íåãî íå ñäåëàòü ñîâåòñêèé òàêòè÷åñêèé ðàçâåä÷èê. Ñêàçàíî ñäåëàíî. Ó ÌèÃ-25 èçìåíèëè íîñîâîé îáòåêàòåëü, â êîòîðîì ðàçìåùàëîñü ðàçâåäûâàòåëüíîå îáîðóäîâàíèå; óñòàíîâèëè äîïîëíèòåëüíûå àíòåííû; äëÿ óâåëè÷åíèÿ äàëüíîñòè êèëè áûëè ïðåâðàùåíû â èíòåãðàëüíûå òîïëèâíûå áàêè (ïî 350 ë â êàæäîì); áûë ðàçðàáîòàí ñïåöèàëüíûé ïîäôþçåëÿæíûé òîïëèâíûé áàê áîëüøèõ ðàçìåðîâ (5300 ë); áûëî ñíÿòî âñå âîîðóæåíèå.  1969 ãîäó íåóëîâèìûé ðîññèéñêèé ðàçâåä÷èê ÌèÃ-25Ð ïîøåë â ñåðèþ.
Ñîâñåì óæ íåâåðîÿòíîé êàæåòñÿ èñòîðèÿ ñîçäàíèÿ ñòðàòîñôåðíîãî áîìáàðäèðîâùèêà íà áàçå ÌèÃ-25. Äåëî â òîì, ÷òî íåêîòîðûå ðàçâåä÷èêè ÌèÃ-25Ð, ïðåäíàçíà÷åííûå äëÿ ôîòîñúåìêè â íî÷íîå è ñóìåðå÷íîå âðåìÿ, äëÿ ïîäñâåòêè öåëåé ìîãëè íåñòè äî 8 îñâåòèòåëüíûõ áîìá êàëèáðà 100 èëè 250 êã ýòàêèå ñâåðõìîùíûå ôîòîâñïûøêè. Ýòè ñàìîëåòû äîâîëüíî èíòåíñèâíî ïðèìåíÿëèñü âî âðåìÿ àðàáîèçðàèëüñêèõ êîíôëèêòîâ. À ÷òî åñëè âìåñòî ôîòîáîìá íàâåøèâàòü ôóãàñíûå òàêàÿ èäåÿ ïðèøëà â ìèêîÿíîâñêóþ ãîëîâó.  êðàò÷àéøèå ñðîêè áûëà ðàçðàáîòàíà ñëîæíåéøàÿ àïïàðàòóðà ïðèöåëüíîãî áîìáîìåòàíèÿ èç ñòðàòîñôåðû íà ñâåðõçâóêîâîé ñêîðîñòè (!) «Ïåëåíã-2», áûëà óâåëè÷åíà äî 5 ò áîìáîâàÿ íàãðóçêà, âíåäðåíà òàíäåìíàÿ ïîäâåñêà àâèàáîìá. Åñòü äàííûå, ÷òî 4 ïîäîáíûõ ñàìîëåòà äâàæäû (â 1971-ì è 1973-ì ãîäàõ) íàïðàâëÿëèñü â Åãèïåò, ãäå àêòèâíî âåëè ðàçâåäûâàòåëüíûå ïîëåòû, â òîì ÷èñëå âî âðåìÿ âîåííûõ äåéñòâèé â îêòÿáðå 1973 ãîäà. Äàëåå èñòî÷íèêè ïðîòèâîðå÷àò ñàìè ñåáå: ñ îäíîé ñòîðîíû, óòâåðæäàåòñÿ, ÷òî áîìáîìåòàíèå ýòè ñàìîëåòû íå âåëè, ñ äðóãîé ÷òî ñèñòåìà áîìáîìåòàíèÿ â êîìàíäèðîâêàõ áûëà îòðàáîòàíà. Ìîæíî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî áðîñàëè, íî íå ïîïàëè ïîïðîáóé ïîïàñòü ñ 20 êì íà ñêîðîñòè íåñêîëüêî òûñÿ÷ êèëîìåòðîâ â ÷àñ.
Íå ïðîøëà òîëüêî îäíà ìèêîÿíîâñêàÿ ìîäèôèêàöèÿ ÌèÃ-25 àäìèíèñòðàòèâíûé ñàìîëåò äëÿ âûñøåãî êîìñîñòàâà ÌèÃ-25Ï. Âèäíî, ïðåñòàðåëîå ðóêîâîäñòâî ïðîñòî áîÿëîñü íå âûäåðæàòü ïåðåãðóçêè ïðè ïîëåòå â 7-ìåñòíîì ðàñêàëåííîì ñàìîëåòå ñî ñðåäíåé ñêîðîñòüþ 2500 êì/÷.
Ïðîäîëæåíèå ñëåäóåò
Èñòîðèÿ èìååò ïðîäîëæåíèå.  íà÷àëå 70-õ ÑØÀ ïðèñòóïèëè ê ðàçðàáîòêå áîìáàðäèðîâùèêà B-1, îñíàùåííîãî ðåâîëüâåðíûìè ïóñêîâûìè áàðàáàíàìè, ïîçâîëÿþùèìè â êîðîòêèé ñðîê âûïóñòèòü 8 êðûëàòûõ ðàêåò, íå çàëåòàÿ â çîíó äåéñòâèÿ ñîâåòñêîãî ÏÂÎ. Äëÿ ïåðåõâàòà ðàêåò áûëà ñîçäàíà ñïåöèàëüíàÿ ìîäèôèêàöèÿ ÌèÃ-25, ïîëó÷èâøàÿ îòäåëüíîå íàçâàíèå «ÌèÃ-31». Ñàìîëåò ïîëó÷èë íîâûå áîëåå ýêîíîìè÷íûå äâèãàòåëè, ðàêåòû áîëüøîé äàëüíîñòè (äî 110 êì) è ñîâåðøåííî óíèêàëüíóþ áîðòîâóþ àïïàðàòóðó. ÌèÃ-31 ïðåäíàçíà÷åíû äëÿ äåéñòâèé ÷åòâåðêàìè, â êîòîðûõ âåäóùèé ñàìîëåò âûïîëíÿåò ðîëü ñâîåîáðàçíîãî ñâåðõçâóêîâîãî «Àâàêñà», â àâòîìàòè÷åñêîì ðåæèìå ðàñïðåäåëÿÿ öåëè è íàâîäÿ íà íèõ 3 âåäîìûõ ñàìîëåòà. Ñàìîëåòû â òàêîì ïîðÿäêå íàõîäÿòñÿ äðóã îò äðóãà íà ðàññòîÿíèè 200 êì, ïåðåêðûâàÿ ñâîèìè ðàäàðàìè çîíó â 800-900 êì. Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü Íèæåãîðîäñêèì àâèàçàâîäîì âûïóùåíî áîëåå 400 ðàçëè÷íûõ ìîäèôèêàöèé ÌèÃ-31. Ó àìåðèêàíöåâ â ñòðîþ ñåé÷àñ 93 B-1B. Òàê ÷òî ñ öåëÿìè äëÿ «òðèäöàòü ïåðâîãî» âñå â ïîðÿäêå. Áåäà â òîì, ÷òî, ñóäÿ ïî âñåìó, ëåòåòü ê íàì ÷åðåç Ñåâåðíûé ïîëþñ B-1B íå ñîáèðàþòñÿ.
Ìèðîâûå ðåêîðäû ñàìîëåòà Å-266 Ì/1
Ýòè 6 ìèðîâûõ ðåêîðäîâ (îäèí èç êîòîðûõ àáñîëþòíûé), óñòàíîâëåííûå áîëåå 15 ëåò íàçàä, íå ïîáèòû äî ñèõ ïîð
17 ìàÿ 1975 ãîäà
Âðåìÿ ïîäúåìà íà âûñîòó 25 000 ì 2 ìèí 32,2 ñ (ëåò÷èê À.Â. Ôåäîòîâ)
17 ìàÿ 1975 ãîäà
Âðåìÿ ïîäúåìà íà âûñîòó 30 000 ì 3 ìèí 9,85 ñ (ëåò÷èê Ï.Ì. Îñòàïåíêî)
17 ìàÿ 1975 ãîäà
Âðåìÿ ïîäúåìà íà âûñîòó 35 000 ì 4 ìèí 11,7 ñ (ëåò÷èê À.Â. Ôåäîòîâ)
22 èþëÿ 1977 ãîäà
Ðåêîðä âûñîòû ñ ïîëåçíîé íàãðóçêîé 1000 êã 37 080 ì (ëåò÷èê À.Â. Ôåäîòîâ). Ðåêîðä âûñîòû ñ ïîëåçíîé íàãðóçêîé 2000 êã
31 àâãóñòà 1977 ãîäà
Àáñîëþòíûé ðåêîðä âûñîòû 37 650 ì (ëåò÷èê À.Â. Ôåäîòîâ)
P.S. Ïðî ñïèðò…
Ïðî ñïèðò … À ÿ ñëóæèë â ãðóïïå ÐÒÐ è ÐÝÁ íà ÌÈà 25 ÐÁ äâóõãîäè÷íèêîì è âñå ôîêóñû ñî ñïèðòîì ïðîøåë îò è äî. Ïî íàøåé ëèíèè áûëî ñàìîå áîëüøåå êîëè÷åñòâî ñïèðòà â ñàìîëåòå — îò ÐËÑ áîêîâîãî îáçîðà, äî ñòàíöèè ïîñòàíîâêè ïîìåõ — 45 ëèòðîâ. Êñòàòè ó ñëîíîâ (òåõíèêîâ) ÷èñòÿêà áûëî âñåãî 6 ëèòðîâ îò îáëåäåíèòåëÿ ëîáîâóõè, íó è ëèòðîâ 150-200 ìàññàíäðû, êàê ãîâîðèëè äëÿ îõëàæäåíèÿ ãåíåðàòîðîâ ïðè «ðàçãîíå» (êîãäà ñàìîëåò ïðåîäîëåâàë ñâåðõçâóê), ó ðàäèñòîâ ëèòðîâ 20 ñïèðòà äëÿ îõëàæäåíèÿ ðàäèîñòàíöèé. Ïðè ïðèìåíåíèè íàøåé àïïàðàòóðû ñïèðò îõëàæäàë ïåðåäàò÷èêè è âûáðàñûâàëñÿ â àòìîñôåðó (ñòàêàí â ìèíóòó). Íà ýòîì è áûëà ïîñòðîåíà ïðèìèòèâíàÿ ìàòåìàòèêà ñïèñàíèÿ. Ðàñïðåäåëåíèå áûëî òàêîå (ïî óáûâàíèþ). Îñíîâíûìè ïîòðåáèòåëÿìè ñïèðòà ÷èñòîãî, à íå «ìàññàíäðû» èëè êàê åù¸ íàçûâàëè ÑÂÑ — «æèæêè», áûëè ëåòóíû. Òàê ÷òî ýòî ìèô îá èõ «÷èñòîïëîòíîñòè». Ïîñëå ïîëåòà îíè ôèêñèðîâàëè â ÆÏÑå (æóðíàë ïîäãîòîâêè ñàìîëåòà) çàâûøåííîå âðåìÿ (à èíîãäà è âîîáùå å¸ íå âêëþ÷àëè) ðàáîòû ðàäèîýëåêòðîííîé àïïàðàòóðû è íà ðàçíèöó ìû ïîëó÷àëè ñïèðò íà ÃÑÌå, à ïîòîì êàíèñòðû âòèõóþ çàáèðàë äîâåðåííûé áîåö, êàê ïðàâèëî âîäèòåëü êîìýñêè íà óàçèêå. Äàëåå òåõíè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî ýñêàäðèëüè, îñòàòêè íàì â ãðóïïå (òîæå ïî ðàíæèðó) , íó è êðîõè êòî ïîïðîñèò , íî íå âñåì. È âñå ýòî ïðîèñõîäèëî íå êàæäûå ïîëåòû, à êîãäà ïðèìåíÿëàñü «ñïèðòîçàâèñèìàÿ» àïïàðàòóðà, à ïðèìåíÿëàñü îíà ïðè ñâåðõçâóêå, ò å ïðè «ðàçãîíå». Âîò òîãäà è òåê ðåêîé è ñïèðò ó ñïåöîâ è æèæêà ó òåõíàðåé. Ëèáî êîãäà ïðèìåíÿëàñü ñòàíöèÿ ïîñòàíîâêè ïîìåõ «Ñèðåíü» — ýòî äåíü íàçûâàëñÿ «Ñèðåíåâûì», íî âñåì áûëî ïîíÿòíî ÷òî îí çíà÷èò. Çà ëåòíóþ ñìåíó ñïèñûâàëîñü ïî 60 è áîëåå ëèòðîâ ÷èñòîãî. Çà ñïèðò â ãîðîäêå äåëàëîñü âñ¸! — ýòî áûëà âòîðàÿ âàëþòà. Ïèëè êîíå÷íî ìíîãî, âîäêà êàçàëàñü êîìïîòîì â ñðàâíåíèè ñ ýòèì äåðüìîì, êîòîðîå â êîíöå ñëóæáû óæå íå ëåçëî. È îäíîâðåìåííî ñ íàøèì äåìáåëåì óìåð îäèí êàäðîâûé , óæå íå ìîëîäîé òåõíèê îò çàïîÿ — ñåðäöå íå âûäåðæàëî. Ïîñëå ñëóæáû ÿ ïîäóìàë êàêîé æå ÿ äóðàê, ÷òî ëèë â ñåáÿ ÝÒÎ ïîéëî è ñëàâà áîãó ÷òî ñëóæèë âñåãî 2 ãîäà.
Ê ñëîâó, ñ ñàìîëåòà ñ íàøåé àïïàðàòóðû, ìû ñïèðò íèêîãäà íå ñëèâàëè — òàì âñ¸ ÷èê-÷èê, âñåãäà ïî óðîâíþ (âäðóã ïðîâåðêà), è îïëîìáèðîâàíî. Âî âòîðûõ çà÷åì ìó÷èòüñÿ, ýòà ïðîöåäóðà ïðèäóìàíà òàì ÷åðåç æîïó. Òàê ÷òî ïèëè ñïèðò íèêîãäà íå áûâàâøèé â âîçäóõå è î ðàäèîàêòèâíîñòè áîðòîâîãî ñïèðòà íè÷åãî ïîÿñíèòü íå ìîãó. Íåäî÷åò îäíàêî …
Источник