Великий перелом знания

Великий перелом знания thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 сентября 2019;
проверки требуют 2 правки.

Агитационный плакат о выполнении пятилетнего плана

«Великий перелом» — выражение И. В. Сталина, которым он охарактеризовал начатую в конце 1920-х в СССР политику форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.

Новая экономическая политика, проводившаяся после окончания Гражданской войны и будучи по своей сути компромиссным решением острого кризиса, не могла обеспечить в условиях ожидавшейся войны должные темпы перехода экономики СССР от отсталой аграрной к развитой индустриальной. Одним из возможных путей развития могла быть дальнейшая экономическая либерализация и углубление НЭПа. ВКП(б) под руководством Сталина избрала другой путь — создание мобилизационной экономики с предельной концентрацией ресурсов в руках государства и политические репрессии против целых классов и социальных групп — и прежде всего против «кулаков».

История[править | править код]

В своей статье «Год великого перелома: к XII годовщине Октября» И. В. Сталин назвал 1929 год «годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства»[1][2][3]. Именно в этот год произошёл окончательный отказ от политики НЭПа и обозначен мобилизационный курс развития, благодаря которому была решена стоявшая перед страной задача индустриальной модернизации.

Лидер СССР И. В. Сталин в 1929 году

По утверждению Сталина, в 1929 году партии и стране удалось добиться решительного перелома:

  1. в области производительности труда, что выразилось в «развёртывании творческой инициативы и могучего трудового подъёма миллионных масс рабочего класса на фронте социалистического строительства».
  2. в области разрешения в основном проблемы накопления для капитального строительства тяжёлой промышленности, ускоренного развития производства средств производства и создания предпосылок для «превращения нашей страны в страну металлическую».
  3. в переходе земледелия «от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию, к совместной обработке земли, к машинно-тракторным станциям, к артелям, колхозам, опирающимся на новую технику, наконец, к гигантам-совхозам, вооружённым сотнями тракторов и комбайнов».

Реальная ситуация в стране, однако, была далеко не такая оптимистичная. Как указывает исследователь О. В. Хлевнюк, курс на форсированную индустриализацию и насильственную коллективизацию «фактически вверг страну в состояние гражданской войны».

Особенно остро отреагировало сельское население — насильственные хлебозаготовки, сопровождавшиеся массовыми арестами и разорением хозяйств, привели к мятежам, количество которых к концу 1929 года исчислялось уже многими сотнями[источник не указан 545 дней]. Не желая отдавать имущество и скот в колхозы и опасаясь репрессий, которым подверглись зажиточные крестьяне, люди резали скот и сокращали посевы.

На сопротивление деревни государство ответило силой. Провозгласив курс на сплошную коллективизацию и ликвидацию кулаков, опираясь на направленные в деревню из города специальные рабочие отряды при поддержке ОГПУ и армии, местные власти насильно сгоняли крестьян в колхозы, отнимая у них имущество.

Это привело лишь к ещё большему обострению обстановки. Согласно данным из различных источников, приводимым О. В. Хлевнюком, в январе 1930 года. было зарегистрировано 346 массовых выступлений, в которых приняли участие 125 000 человек, в феврале — 736 (220 000), за первые две недели марта — 595 (около 230 000), не считая Украины, где волнениями было охвачено 500 населённых пунктов. В марте 1930 года в целом в Белоруссии, Центрально-Чернозёмной области, в Нижнем и Среднем Поволжье, на Северном Кавказе, в Сибири, на Урале, в Ленинградской, Московской, Западной, Иваново-Вознесенской областях, в Крыму и Средней Азии было зарегистрировано 1642 массовых крестьянских выступления, в которых приняли участие не менее 750 000—800 000 человек. На Украине в это время волнениями было охвачено уже более тысячи населённых пунктов.

Партийному и государственному руководству пришлось несколько отступить, и 2 марта 1930 в советской печати было опубликовано письмо Сталина «Головокружение от успехов», в котором вина за «перегибы» при проведении коллективизации была возложена на местных руководителей. Ещё через месяц на места была направлена правительственная директива о смягчении курса в связи с угрозой «широкой волны повстанческих крестьянских выступлений» и уничтожения «половины низовых работников», а также уточнения о порядке реализации коллективизации[4]. Сопротивление крестьянства, однако, привело лишь к некоторому сдерживанию темпов коллективизации, которая была завершена в последующие несколько лет, после того, как силами ОГПУ удалось подавить антисоветские выступления, нейтрализовать и ликвидировать их организаторов и наиболее активных участников. Усмирению крестьянства способствовала и массовая высылка кулаков и членов их семей в лагеря и трудовые поселения в Сибири и на Севере.

В период мирового экономического кризиса, демографическая статистика свидетельствовала о взрывном приросте населения СССР (+15,7 млн чел. с 1926 по 1939 гг.)[5] по сравнению с погрузившимися в Великую Депрессию США(прирост 13,5 млн чел)[6]. Двукратный рост доходов населения с 1932-го по 1937-й[7] обусловил не только улучшение благосостояния[источник не указан 860 дней][цитата не приведена 860 дней], но и увеличение объема внутреннего рынка, что в условиях удешевления импорта и экспорта вследствие кризиса явилось дополнительным импульсом к дальнейшей модернизации.[источник не указан 860 дней][цитата не приведена 860 дней]

В третью пятилетку удалось наконец приступить к реализации главной цели реформ — развертыванию военной промышленности в условиях нарастающей военной угрозы.[цитата не приведена 860 дней]

Итоги[править | править код]

В историографии годами «Великого перелома» принято называть период первых двух сталинских пятилеток.

Рост физического объёма валовой продукции промышленности СССР в годы 1-й и 2-й пятилеток (1928—1937 гг.)[8][9]

Продукция1932 г.19371932 к 1928 (%)
1-я пятилетка
1937 к 1933 (%)
1 и 2-я пятилетки
Чугун, млн. т.6,214,5188 %439 %
Сталь, млн. т.5,917,7137 %412 %
Прокат чёрных металлов, млн. т.4,413129 %382 %
Уголь, млн. т.64,4128181 %361 %
Нефть, млн. т.21,428,5184 %246 %
Электроэнергия, млрд кВт·ч13,536,2270 %724 %
Бумага, тыс. т.471832166 %293 %
Цемент, млн. т.3,55,5194 %306 %
Сахарный песок, тыс. т.18282421142 %189 %
Станки металлорежущие, тыс. шт.19,748,5985 %2425 %
Автомобили, тыс. шт.23,92002988 %25000 %
Обувь кожаная, млн. пар86,9183150 %316 %
Читайте также:  Стоимость операции перелома бедренной кости

Первая пятилетка (1928-32) была разработана на основе Директив Пятнадцатого съезда ВКП(б), как продолжение и развитие идей долгосрочного плана ГОЭЛРО. Гл. задача 1-й пятилетки состояла в построении фундамента социалистической экономики и укреплении обороноспособности страны. План предусматривал задания и мероприятия, направленные на превращение СССР из аграрной в развитую индустриальную державу, на коллективизацию значительного числа крестьянских хозяйств. Работа по подготовке плана проходила в острой борьбе против троцкистов, отстаивавших лозунг «сверхиндустриализации», и правой оппозиции, требовавшей равнения на «узкие места» в народном хозяйстве, низких темпов развития, особенно отраслей тяжёлой промышленности.

В результате выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР было введено в действие 4500 крупных государственных промышленных предприятий. Часть продукции промышленности в общем объёме хозяйства повысилась с 70,2 % в 1932 до 77,4 % в 1937. 80 % всей промышленной продукции было получено на предприятиях, вновь построенных или полностью реконструированных за годы 1-й и 2-й пятилеток.

Для поддержки роста промышленного и сельскохозяйственного производства, а также в связи с развитием новых индустриальных районов была реализована масштабная программа железнодорожного строительства, введены в действие крупные сооружения водного транспорта. Грузооборот железнодорожного транспорта увеличился за пятилетие более чем в 2 раза. Производительность труда в промышленности выросла на 90 %, что явилось результатом повышения технического уровня и освоения новой техники.

По абсолютным объёмам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на второе-третье место после США и Германии.[10] Сократилось отставание от развитых стран по производству продукции на душу населения. Количество рабочих выросло с 9 до 23 млн человек. В 1935 г. отменили карточки на продукты и промышленные товары. В третьей пятилетке (1937—1941) темпы роста промышленного производства по категориям А и Б(производство средств производства и производство товаров народного потребления)значительно снизились и не превышали в среднем 3-4 % в год. В этот период заметно выросла доля военной промышленности, которая к тому моменту стала обеспечена необходимой материально-сырьевой и кадровой базой.

В результате за 14 предвоенных лет были созданы целые отрасли промышленности буквально с нуля[цитата не приведена 860 дней], а также в достаточно быстрой ликвидации её последствий в виде карточной системы и т. д.

См. также[править | править код]

  • Головокружение от успехов
  • Сталинские репрессии
  • Коллективизация
  • Индустриализация
  • Голод в СССР (1932—1933)

Примечания[править | править код]

Источник

20-30-е годы считаются одним из самых противоречивых периодов в истории России ХХ века. Страна переживала эпоху «великого перелома», как ее назвал Иосиф Сталин. В эти годы в экономике были проведены два самых важных преобразования — индустриализация и коллективизация. Сегодня мы расскажем о том, как они шли, зачем были нужны и каких результатов достиг СССР в те годы в экономике.

К середине 20-х годов экономическая ситуация в СССР постепенно стабилизировалась благодаря НЭПу. Страна достигла в развитии показателей 1913 года — эталонного в истории Российской империи. Но несмотря на успехи, Советский Союз по-прежнему отставал от мира в техническом развитии и оставался сельскохозяйственным государством. Большевистскому руководству и, прежде всего, Сталину необходима была ускоренная индустриализация, т. е. переформатирование СССР из крестьянской державы в страну заводов и машин. Время диктовало свои условия: страна отставала от капиталистических стран, в окружении которых находилась.

«Нельзя снижать темпы! Наоборот, по мере сил и возможностей их надо увеличивать… Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим остаться битыми. История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость… Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» (И. Сталин, 1931 г.).

Интересно, что мысли об индустриализации зрели в умах большевиков уже давно. Более того, первые шаги к этому были сделаны уже в начале 20-х годов, когда был запущен план государственной электрификации России (ГОЭЛРО), который предусматривал создание электростанций и реформирование дорожных систем. Вновь об индустриализации заговорили уже в 1927 году, когда на съезде партии обсуждался путь индустриализации — плановая экономика. Уже с 1928 года в СССР вводилась система государственного планирования и пятилетних планов, т. е. установления цифр, которые должны были быть достигнуты к определенному году. Из двух проектов реализации пятилеток (более реалистичного минимального и авантюрного оптимального) выбрали второй. Провозглашалось строительство 1200 заводов, 110 %-ый рост производительности труда, тройное увеличение выпуска продукции и т.д. Более того, пропагандировался лозунг «Пятилетку в четыре года!», который, правда, не все смогли исполнить. Не всех вершин достигла экономика, однако и то, что было сделано, поражает своим масштабом.

В разы выросло производство стали, чугуна, электроэнергии, нефти, угля, бумаги и сахара. Количество произведенных автомобилей в стране выросло к 1933 году почти на 3000 %. Были построены: железная дорога из Сибири до Средней Азии, Днепровская ГЭС, тракторные заводы в Харькове, Челябинске и Сталинграде, вагонный завод на Урале, автомобильный завод им. Сталина (ЗИС), металлургические заводы в Магнитогорске, Челябинске, Липецке и Норильске. Было начато строительство московского метро (открыто в 1935 г.).

Как же правительство и партия проводили индустриализацию? Прежде всего, с помощью пропаганды, когда на стройки и заводы мобилизовались люди, в основном, молодые, жаждавшие подвигов. Они жили в палатках и бараках, не всегда получали достойное питание, нередко ограничивались в деньгах, но все равно с радостью отправлялись строить светлое будущее социализма. Достижения в труде всемерно поощрялись руководством. Устраивались соцсоревнования, была учреждена награда «Герой социалистического труда», в газетах воспевались подвиги советских тружеников, перевыполнивших план (например, известный подвиг шахтера Стаханова). Кроме того, немало сил в индустриализации СССР приложили заключенные, сидевшие по самым разным статьям. Именно тогда появилась система ГУЛАГа.

Однако мощнейшая и невероятно ускоренная индустриализация требовала больших вложений и жертв, которые в СССР пришлось платить деревне. Сельское хозяйство, по мысли Сталина, должно было своим хлебом и рабочей силой оплатить строительство заводов и железных дорог. Для этого в 1927 году было принято решение о реформировании сельскохозяйственной системы страны и создании коллективных хозяйств (колхозов), в ведение которых переходила земля, обрабатываемая вступившими туда крестьянами. Коллективизация началась в 1928 году и проходила, как всегда, ускоренными темпами: деньги от хлеба нужны были государству.

СССР в массовом порядке продавал хлеб за границу, чтобы получить от западных стран деньги на проводившуюся индустриализацию. Интересно, что СССР, опасавшийся войны с капиталистическими державами, большие финансы и ресурсы в обмен на хлеб получал из Германии, с которой у Советского Союза в 1941 году разразилась война.

Для сельских жителей это означало лишение почти всего того, что они получили благодаря Октябрьской революции — земли, хлеба и воли. Частная собственность уходила в прошлое и становилась общественной. У деревенских жителей оставалось только небольшое личное подсобное хозяйство. Работа в колхозе оценивалась не в деньгах, а в трудоднях, т. е. отработанном на общественном хозяйстве времени. Трудодни можно было обменять на продукты. За невыполнение норм могли изгнать из колхоза и даже лишить подсобного хозяйства, поэтому деревенским жителям приходилось мириться с новыми правилами. Тогда же появился знаменитый «закон о трех колосках», каравший уголовным заключением за воровство даже самого небольшого колхозного имущества. В связи с коллективизацией появилось немало горьких шуток.

«Как избавиться от вшей? Напишите на голове слово «колхоз», и они тут же все разбегутся».

«Колхоз — дело добровольное. Хочешь — вступай, не хочешь — корову заберем!».

«На колхозном собрании вручают подарки за хорошую работу к 7 ноября.

— За отличную работу в поле товарищ Иванова преми­руется мешком зерна! (Аплодисменты).
— За отличную работу на ферме товарищ Петрова пре­мируется мешком картошки! (Аплодисменты).
— За отличную общественную работу товарищ Сидорова премируется собранием сочинений Ленина! (смех, апло­дисменты, выкрики из зала: «Так ей и надо!»)».

Но, пожалуй, самым главным врагом для советской власти в деревне стали зажиточные крестьяне с крупными хозяйствами и запасами хлеба — кулаки. Даже Сталин, совершивший в начале 1928 года пропагандистскую поездку в Сибирь с целью уговорить крестьян сдавать хлеб государству, подтверждал, что у кулаков самые большие запасы. По деревням разбрелись толпы «уполномоченных» вместе с отрядами ГПУ, которые проводили изъятие почти всего имущества у крестьян (фактически, страдали не только кулаки, но и обычные небогатые и даже бедные крестьяне). Хлеб изымался, а раскулаченные семьи ссылались в отдаленные районы могучего СССР. Всего было раскулачено около 400 тысяч семей. Многие погибли при пересылках и переездах, а многие пали в конфликтах с властями.

К середине 30-х годов СССР из аграрной державы превратился в индустриальную империю. Работали мощнейшие заводы, строились города, ходили поезда, экономика работала. Однако у всего этого была и обратная сторона. Это и практически убитая коллективизацией деревня, в которую пришло ВКПБ — «второе крепостное право большевиков»; и множество раскулаченных семей, лишившихся не только имущества, но и свободы; и жертвы пересылок и голода, разразившегося в начале 30-х годов; и рост числа заключенных, за счет которых строились каналы и заводы. Страна достигла небывалой мощи, но из-за этого погибло множество людей… Все тот же вечный спор о целях и средствах…

Источник

Предмет: История

Читайте также:  Лечение после операции перелома бедра

Учитель: Баяндин А.Е.

Класс: 9

Тема: Великий перелом. Становление экономической модели сталинизма.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: формирование знаний о Великом переломе и становлении экономической модели сталинизма

Задачи урока:

  1. образовательная: составить представление о причинах кризиса хлебозаготовок 1927—1928 гг. и выявить возможные пути выхода из него; уяснить причины победы сталинского варианта преодоления экономического кризиса; усвоить причины и сущность индустриализации и сплошной коллективизации; проследить их долгосрочные экономические, социальные, политические последствия; понять истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток.

  2. развивающая: продолжить развитие умений и навыков работы учащихся с историческими терминами и понятиями, хронологией, историческими персоналиями, исторической презентацией и текстом, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

  3. воспитательная: воспитывать любви и уважения к исторической действительности и к историческому прошлому России; формировать чувство патриотизма, гордости и восхищения за свою страну; видеть в истории страны не только положительные моменты, но и осуждать негативные стороны исторического прошлого, чтобы не повторять ошибок в будущем.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

Работа с историческими терминами и понятиями.

Работа с историческими персоналиями.

Работать с текстом исторической презентации: читать, слушать, понимать, делать записи.

Отвечать на вопросы по тексту презентации.

  1. Метапредметные:

Развитие коммуникативной компетенции (умение взаимодействовать с окружающими).

Развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение.

  1. Личностные:

Готовность отстаивать исторически сложившиеся общечеловеческие ценности.

      Основные знания: кризис хлебозаготовок 1927—1928 гг. и пути его преодоления; предпосылки «великого перелома»; цели и задачи индустриализации; предпосылки политики сплошной коллективизации; цели и задачи «нового курса» в деревне; политика раскулачивания; экономические, социальные и политические итоги и последствия «великого перелома».

      Основные понятия: индустриализация; коллективизация; пятилетка; «великий перелом»; стахановское движение; социалистическое соревнование; МТС; колхоз; совхоз; раскулачивание; хлебозаготовительный кризис.

Читайте также:  Как наложить шину при переломе костей голени ответ

                  Основные даты: 1927 г. — начало хлебозаготовительного кризиса; декабрь 1929 г. — провозглашение Сталиным окончания нэпа и перехода к политике сплошной коллективизации; 1930 г. — ликвидация в СССР безработицы; 1928—1932 гг. — первая пятилетка; 1933—1937 гг. — вторая пятилетка; 1932—1933 гг. — массовый голод в сельских районах СССР.

Оборудование урока: Компьютеры, проектор, экран, презентация.

1.Организационный.

Вхождение в урок.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Приветствие обучающихся, отметка в журнале, проверка готовности к уроку. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и мы начинаем наш урок.

Введение

Посмотрите на доску и прочитайте следующие слова и термины.

Основные понятия: индустриализация; коллективизация; пятилетка; «великий перелом»; стахановское движение; социалистическое соревнование; МТС; колхоз; совхоз; раскулачивание; хлебозаготовительный кризис.

Можете ли вы дать им определения?

Посмотрите на доску и определите кого из исторических личностей вы знаете? (Сталин, Бухарин, Троцкий, Каменев, Зиновьев, Рыков и др.)

Учитель показывает тему урока, а учащиеся называют её.

Исходя из всего выше сказанного сложите тему урока из следующих слов:

Наша тема: Великий перелом. Становление экономической модели сталинизма.

Откройте учебник параграф 25, стр. 161, найдите презентацию в папке Урок истории на своем рабочем столе. Исходя из темы урока сформулируйте цель урока.

Цель урока-знакомство с понятием «Великий перелом» и экономической моделью сталинизм.

Просмотрев данный материал урока сформулируйте задачи. Что мы будем делать?

Работать с историческими понятиями, персоналиями, хронологией и презентацией, делать записи в тетради.

Зачем следует знать данную историческую тему и актуальна ли она в наше время?

Тема актуальна на сегодняшний день так, как Современная Россия тоже переживает эпоху «Великого перелома» — это переход от индустриального к постиндустриальному обществу с самыми современными технологиями.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

Смотрят на картинки и отвечают на вопросы учителя.

Догадываются, о чём будет урок.

Говорят тему и цели урока.

Коммуникативные УУД:

Сотрудничество с учителем и учащимися.

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

3. Работа с текстом исторической презентации

Читаем текст презентации друг за другом и делаем записи в тетради

Слайд 2 план урока

Слайд 3 хлебозаготовительный кризис возник из-за нехватки промышленных товаров для обмена на зерно, низких государственных цен, неурожая в ряде районов. Запишите дату и два пути выхода Сталин и Бухарин

Слайд 4 Запишите понятие модернизация. Чья программа победила?

Слайд 5 Посмотрите на оппонентов Сталина. Сталин стал единоличным правителем

Слайд 6 Отметьте себе особенности сталинской модернизации Какие из них положительные и отрицательные?

Слайд 7 Что включала в себя сталинская модернизация?

Слайд 8 Запишите цели индустриализации

Слайд 9 Запишите понятие Пятилетка

Физкультминутка

Слайд 10 Первая пятилетка

Слайд 11 посмотрите на иллюстрации

Слайд 12 Вторая пятилетка

Слайд 13 Стахановское движение Алексе́й Григо́рьевич Стаха́нов советский шахтёр, новатор угольной промышленности, основоположник Стахановского движения, Герой Социалистического Труда (1970). В 1935 году группа из забойщика Стаханова и двух крепильщиков за одну смену добыла в 14,5 раз больше угля, чем предписывалось по норме на одного забойщика. Рекордная смена была спланирована заранее, было перепроверено оборудование, организован вывоз угля, проведено освещение забоя. Однако советская пропаганда приписывала весь добытый за смену уголь лично Стаханову. Достижение Стаханова было использовано ВКП(б) для кампании, известной как «Стахановское движение».

Слайд 14 Запишите понятие Коллективизация

Слайд 15 Раскулачивание кого из ваших родственников затронул этот процесс?

Слайд 16 итоги коллективизации Положительные или нет

Слайд 17 результаты коллективизации Положительные или нет

Слайд 18 результаты форсированной модернизации больше положительных или отрицательных

Читают текст презентации друг за другом и делают записи в тетради.

Выполнение упражнений

Познавательные УУД:

Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

Монологическая речь. Диалог. Вопросы – ответы, комментарии.

Познавательные УУД:

Соотношение.

4.Первичное закрепление

1. Дайте определение следующим понятиям индустриализация; коллективизация; пятилетка; «великий перелом»; стахановское движение; социалистическое соревнование; МТС; колхоз; совхоз; раскулачивание; хлебозаготовительный кризис.

2. Назовите ещё раз по фамилии следующих исторических деятелей на портретах

Отвечают на вопросы, называют определения к понятиям и называют исторические персоналии.

Познавательные УУД:

Построение логической цепи рассуждений.

Аналогия.

5. Рефлексия (подведение итогов занятия)

В заключении урока давайте поговорим о результатах. Ответьте на главный вопрос мы узнали, что такое «Великий перелом»? Возможно ли это осуществить в современной России и модернизировать её за короткий промежуток времени? Да, если бы не повальное казнокрадство пример с Почтой России, когда выделили госсредства на модернизацию, а глава этой организации выписал себе премию в 95 млн. руб.

Оцените свою работу, мою работу и урок в целом воспользуйтесь звёздами на партах.

Красная 5, жёлтая 4 и зелёная 3

Оценивают свой результат.

Регулятивные УУД:

Самооценка знаний и достигнутых целей.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Запишите домашнее задание на выбор

  1. Прочитайте параграф 25

  2. Поработайте с понятиями

  3. Напишите доклад об одной из исторических личностей

Спасибо за урок! До свидания!

Записывают домашнее задание на выбор одно из трёх и слушают учителя.

Коммуникативные УУД:

Сотрудничество с учителем и учащимися.

Источник